Публицистический стиль школьные проблемы

Обновлено: 16.05.2024

Школа. Когда ты учишься в начальных классах, оценка - для тебя все. Помню, что когда получала 4, дома рыдала и говорила все маме, она же меня всегда успокаивала. Сейчас я учусь в 7 классе, и, получая 2, отношусь к этому просто без всяких эмоций.
Ближе к 5 классу, ты уже должен осознавать, кем ты хочешь стать. Будешь работать продавцом в магазине или же адвокатом… Я, честно не понимаю, зачем мне нужны те или иные предметы. Было бы хорошо, если мы могли бы ходить только на те уроки, которые идут по специальности твоей профессии, но так же можно и ходить на другие уроки.. А оценки – показатель твоих трудов.
Иногда мне кажется, что оценки ставятся не объективно. Больше по вкус мне приходит 10 бальная шкала. Потому что, здесь больше вариантов оценки. Вот допустим, написано сочинение, а это не тянет на 4 и не очень плохое, что бы ставить 3. Учитель же, чаще всего ставит не в пользу ученика. И в итоге – плохая оценка, ты естественно расстраиваешься и тд…

Каждый человек должен уважать окружающих и себя в том числе. У каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Взять, например, того-же учителя. Учитель каждый день выполняет свои обязанности - учит. А мы - ученики должны выполнять свои обязанности - учиться. Ведь учиться, мы должны в первую очередь для себя и это аксиома.
Мы не должны никому мешать выполнять свою работу. Когда мы кому-то мешаем, он что-то сделает не так. А значит плохо выполнит свою работу. Опять возьмём в пример учителя. Если мы поняли тему, а конец урока ещё не близок, не надо начинать болтать и отвлекаться, а тем более отвлекать других. Нужно продолжать слушать учителя, а не срывать урок.
Мы не обязаны любить всех. Но уважать окружающих, мы обязаны. Поэтому срывая уроки, мы не только не уважаем учителя, но и себя самих. Видимо некоторые этого не понимают. Или им родители не объясняли, как вести себя на уроках.
Мы должны ценить учителей. Ведь благодаря им, мы получаем знания. Тем самым строя своё будущее.
Не научившись вести себя достойно в школьные годы, мы не знаем сколько шишек набьём себе в будущем. Наше поведение не будут склонять к нашему возрасту, нас просто перестанут уважать.

Школьная форма
Мне очень не нравятся школьные стандарты, из нас как- будто делают один тупой строй. Школьная форма делает из нас стадо. Так- же, форма лично мне не удобна, особенно школьные туфли, которые положено носить, очень дорогие, либо есть дешёвые, но это вариант для людей которым плевать на свои ноги, так как в дешёвых туфлях используются плохие материалы, которые не удобно сидят на ноге. Пиджак тоже не удобен, но только под курткой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нацелен на понимание особенностей жанра проблемного очерка, его характерных признаков и языковых средств.

Тема: Публицистического стиль. Проблемный очерк.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

- уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка;

- понимать особенности жанра проблемного очерка, уметь анализировать текст публицистического стиля данного жанра, определять его характерные признаки и языковые средства, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рассуждение), сохранять его композицию, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства.

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация.

Словарная работа.

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

3. Повторение и углубление ранее изученного материала

1.Беседа


-Назовите характерные признаки публицистического стиля.

-Что общего у публицистического стиля с художественным?

-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (Заметка, статья, репортаж.)

2. Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

3. Новый материал

1.Слово учителя. Учащиеся составляют краткий конспект.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским, близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе.

-В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?



Проблемный очерк. Среди других публицистических жанров особое место принадлежит проблемному очерку. Он может включать в себя элементы портретного, путевого очерка, но главная отличительная черта проблемного очерка - постановка общественно, социально значимых проблем. Такой очерк обычно носит полемический характер: автор высказывает свои суждения, споря с воображаемым оппонентом, доказывая собственную точку зрения. Какому типу речи соответствует проблемный очерк? Рассуждению. Оно обычно состоит из тезиса (постановка проблемы), доказательства или опровержения тезиса (приведение доводов с привлечением примеров) и вывода. В этом смысле проблемный очерк близок к научному стилю речи. Отличие его в образном, эмоциональном воздействии на читателя, в субъективной позиции автора. Какие темы вы бы предложили для проблемного очерка? Они могут касаться и мировых проблем, и проблем внутри класса, и даже проблем одного человека - важно показать их значимость, ваше отношение к тому, о чем вы пишете.


5.Анализ содержания текста и рецензирование.

У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.

(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.

(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)

Докажите. (ученики доказывают)

Определите тему текста (тема текста – счастье).

Основные проблемы:

1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);

2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)

Какова авторская позиция?

(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)

Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции

6. Подведение итогов урока

Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Каково место авторской позиции в очерке?

Домашнее задание. Написать проблемный очерк на одну из предложенных тем. При работе использовать материалы из прочитанных художественных произведений, статей и журналов.

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

(1) Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность.

(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.

(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.

(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.

(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.

(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.

Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Примеры публицистического стиля: пример 1, пример 2.

Публицистический стиль: черты и примеры

Общими чертами этого стиля можно назвать:

  • эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
  • оценочность и уверенность – для заинтересованности;
  • логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
  • призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
  • легкое и внятное изложение.

Стилевые черты проявляются на языковых уровнях следующим образом:

  • в лексике (употреблении слов) – эмоционально-экспрессивные и разговорные слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, диалектные или жаргонные слова – в зависимости от специфики аудитории;
  • в морфологии (использование частей речи) – обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени;
  • синтаксисе (построение определенных типов предложений) – короткие и неполные предложения чередуются с тяжелыми сложноподчиненными, построение предложение – разговорное, простое для восприятия.

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители - настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Публицистический стиль: черты и примеры

Читай больше о каждом из стилей в этих статьях

Публицистический стиль: разбор примера


Рассмотрим, как используются компоненты публицистического стиля, на примере.

1. В лексике этого примера можно выделить такие пласты:

  • слова общего употребления: экзамен, человек, обед, вечер;
  • термины: классная комната, Интернет, меловая пыль;
  • разговорные слова: образование, дом, обозначил;
  • жаргонные слова: зачетка;
  • речевые клише: давать урок, сдавать экзамен, входит в Интернет, не последний человек;
  • фразеологизмы: дышать полной грудью, грызть гранит науки.

2. Морфология данного отрывка:

  • тематика текста диктует совмещение морфологических черт публицистического стиля с чертами других;
  • использование отвлеченных существительных, стоящих в родительном, дательном и винительных падежах: процесс получения, перерыва на обед, образования;
  • можно выделить использование глаголов в 3 лице единственного числа и настоящего времени, которые несут обобщенное значение субъекта действия: так не думает, садится, уже спит.

3. Синтаксис:

Публицистический стиль: черты и примеры

Научно-публицистический стиль: разбор примера

Из подобного синтеза в публицистическом стиле образуются подстили:

  • собственно публицистический;
  • научно-публицистический (научные статьи);
  • художественно-публицистический (статьи развлекательного характера).

Рассмотрим пример научно-публицистического стиля.

Отрывок из статьи:

Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля – национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет – тогда это авантюра, если он есть – тогда почему его скрывают? Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и увозятся из страны. Третий год мы слышим одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их?

Черты научного стиля:

Черты публицистического стиля:

О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.


Теоретические исследования последних лет обосновывают важность функционально-стилистического аспекта в преподавании всего курса русского языка и убедительно показывают, что основное внимание в работе по стилистике должно быть направлено на овладение учащимися структурой функционального стиля речи. В связи с этим задачу по стилистике в средних классах, где учащиеся знакомятся с публицистическим стилем, мы видим не в простом выяснении тех или иных стилистических возможностей языковых средств публицистической речи, а в планомерно организованном изучении его структуры, включающем такие признаки, как сфера применения высказывания, задача речи, жанр, языковые средства.

Приступая к работе над публицистическим стилем, мы должны выделить основную задачу уроков изучения данной темы, а именно научить школьников определенным видам речевой деятельности. В соответствии с этой задачей мы уточнили, каким же видам речевой деятельности следует учить детей. Наряду с обучением созданию письменного высказывания важно научить учащихся и другому виду речевой деятельности — обдумыванию, который составляет существенный этап к подготовке высказывания и его созданию. В соответствии с программой мы отобрали наиболее доступные, на наш взгляд, жанры публицистического стиля: информационная заметка, репортаж, статья (сочинение-рассуждение проблемного характера) и отзыв о прочитанной книге.

Работа над указанными жанрами публицистического стиля строится на основе известных учащимся сведений о типах речи и сформированных умениях создавать тексты типа повествования, описания и рассуждения.

Введение в содержание обучения публицистическому стилю указанных знаний является необходимой теоретической основой для успешного формирования у учащихся средних классов такого сложного умения, как умения создавать высказывания публицистического стиля.

Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов и стилей речи, реально не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его стилем и жанром. Поэтому вся работа над умением строить текст публицистического стиля конкретизируется в соответствии с его функциональными особенностями.

Так, создавая публицистическое высказывание, учащимся необходимо знать и учитывать в своих действиях следующие стилевые требования.

Во-первых, и обдумывание темы, и определение ее границ и своего подхода к ней, и отбор фактического материала, и выбор способа его преподнесения в публицистических высказываниях — все это предполагает учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы (моральные, этические и т. п.), вызывающие интерес общества.

Во-вторых, отбор материала для публицистического текста нужно производить с учетом того, что в основе высказываний данного стиля лежит характерный, типичный факт. Сочетание значимости фактов (проблем) и их новизны образует тот фундамент, на котором строятся все публицистические произведения.

В-третьих, отбор и расположение материала публицистических высказываний подчинены реализации главной функции стиля — убеждения. Но в зависимости от способа убеждения тексты строятся по-разному. Например, отбор и расположение материала в репортаже обусловлены его структурно-композиционной формой — повествованием. В основе статьи чаще всего лежит рассуждение, включающее элементы повествования и описания.

Из этого следует, какую важную роль играет умение выбрать жанр будущего текста, определить тип речи, доминирующий в его структуре, и отобрать из собранного материала то, что составляет основу жанра. Это значит: определить цель высказывания, найти факты, определить круг проблем; собрать необходимый материал для решения поставленной цели; сгруппировать его по отдельным вопросам; определить преподнесения материала.

В-четвертых, учащиеся должны уяснить, что выбор языковых средств в публицистической речи обусловлен как содержанием речи, так и ее задачами, что уместность и выразительность достигается при учете ситуации общения.

Подводя итог вышесказанному, еще раз подчеркнем, что общие коммуникативные умения, необходимые для созданий публицистического текста, конкретизируются в зависимости от его стилевой принадлежности, а значит, конкретизируется и работа над этими умениями в связи с обучением публицистическому стилю.

От того, как мы определим сущность и специфику этого умения, и те взаимоотношения, в каких оно находится с другими коммуникативными умениями, во многом зависит организация системы обучения публицистическому стилю в средних классах.

Подобное умение особенно необходимо, когда следует создать текст с подчеркнуто стилевой установкой. Целью этого умения является установление связей между речевой ситуацией и выбором содержания и его языкового оформления. Установление связей между отдельными элементами — это сложный мыслительный процесс, в конечном итоге направленный на создание модели будущего высказывания, под моделью в данном случае понимается структурная схема, обобщающая родственные ключевые факты по их определяющим признакам.

В соответствии с характером выделенных умений, необходимых для создания публицистического текста, в работе над стилем мы использовали два типа коммуникативных упражнений: подготовительные, формирующие механизм порождения речи и речевые, обеспечивающие практические умения в конкретном виде и форме коммуникации (изложения и сочинения).

Задания на моделирование высказывания или его компонентов опираются на анализ всех особенностей стиля и дают возможность активизировать необходимые знания учащихся.

Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка в качестве оптимальной дидактической единицы текстов публицистического стиля способствует развитию таких качеств речи у школьников, как коммуникативная целесообразность, точность, логичность, доказательность, эмоциональность, экспрессивность, авторская оценочность.

Предметом изучения должны стать публицистические произведения, на основе которых возможно было бы совершенствовать интеллектуальную гражданскую личность, владеющую умениями и навыками создания авторских разножанровых публицистических текстов.

  1. Виноградов, В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры// Вопросы языкознания, 1961. — № 4. — с. 19
  2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Педагогика, 2003. — № 3. — с. 34–42
  3. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. М., 1977–14 с.

Основные термины (генерируются автоматически): публицистический стиль, умение, публицистический текст, публицистическая речь, речевая деятельность, речевая ситуация, тип речи, учащийся, будущее высказывание, внутренняя речь.

Читайте также: