Психоэмоциональное состояние в школе

Обновлено: 05.07.2024

Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в процессе учебной деятельности. Здоровье детей и подростков, рассматриваемое в единстве его физиологического, психологического и социального аспектов, - основной фактор национальной безопасности.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.10.2017
Размер файла 1,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КГУ "Школа-лицей № 11" Акимата г. Усть-Каменогорска

Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников

ученица 11"м" класса

Чалдыбаева Гульмира Женысовна

Алексееенко Ольга Владимировна

г. Усть-Каменогорск, 2016

1. Теоретические аспекты проблемы

1.1 Особенности учебного процесса в современной школе

1.2 Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в процессе учебной деятельности

2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Интерпретация полученных данных

психоэмоциональный старшеклассник подросток учебный

Цель: Исследование влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы

2. Провести исследование и проанализировать результаты диагностики

3. Разработать рекомендации для учащихся по снижению эмоционального напряжения

Объект исследования: Психоэмоциональное состояние учащихся.

Предмет исследования: влияние учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние старшеклассников.

Гипотеза: высокий уровень учебной нагрузки значительно влияет на психоэмоциональное состояние старшеклассников (самочувствие, активность и настроение)

Методы: тестирование, наблюдение, литературные и интернет ресурсы

Эмпирическая база исследования: учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов школы-лицея № 11 г. Усть-Каменогорска, школы № 1397 г. Москвы, СОШ №7 г. Уральска, СОШ № 29, школы-лицея № 15, № 23 г. Шымкента

1. Теоретические аспекты проблемы

1.1 Особенности учебной нагрузки в современной школе

Впервые проблема учебной перегрузки школьников достигла мирового уровня в 1952 г. на семинаре, который провела Международная федерация по психогигиене. Этот семинар был посвящен охране нервного здоровья и развитию детей младшего возраста. Данный семинар дал толчок к созданию центров общественного психического здоровья, а также к созданию центров охраны здоровья детей и подростков.

Несмотря на то, что эта проблема была поднята на международный уровень более чем 50 лет назад, она ни капли не утратила в своей актуальности и первоочередности.

С каждым годом повышаются требования общества к уровню образования. В результате современный подросток подвержен воздействию комплекса невротизирующих факторов. В большинстве случаев это неконтролируемый поток аудиовизуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены, сокращение времени пребывания на свежем воздухе. Все это может стать причиной возникновения нарушений в здоровье школьников, спровоцировать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия.

Принимая во внимание вышесказанное, можно говорить о том, что с развитием общества проблема не только не решается, но и усугубляется. В современных школах внимательно следят за интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В лицеях данная ситуация приобретает еще больший оборот. У школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность. Издревле ученики лицейских школ несут на себе большую нагрузку, нежели чем ученики средних школ. В лицеях учебная нагрузка приобретает новый вид, она становиться полностью частью жизни учеников и в следствии этого она безусловно влияет на психоэмоциональное состояние школьников.

Для определения уровня сложности проблемной задачи существует несколько подходов. Более продуктивным подходом в этой сфере является точка зрения И.Я. Лернера. По его мнению, сложность задачи обусловлена тремя факторами: а) составом условия: чем больше в нем данных, которые нужно учесть при решении задачи, тем она сложнее; б) расстоянием между вопросом задачи и ответом на нее, т.е. числом суждений, логических звеньев, необходимых для решения задачи (ведущий фактор сложности); в) составом решения, т.е. числом выводов, которые можно сделать в результате решения задачи. В каждой задаче совмещаются все три фактора сложности. Благодаря этим критериям можно определить уровень сложности задач, которые были предоставлены учащимся в ходе научно-исследовательской работы.

Были использованы задания легкого уровня (А3Б1В1 - А3Б1В4) и задания сложного уровня (А2Б4В1 - А4Б4В4). А - состав условия; Б - расстояние между вопросом и ответом; В - состав решения. Чем ниже в столбце по вертикали находятся показатели, тем сложнее является задача [Приложение 1].

При предельных (чрезмерных) нагрузках личностная готовность связана с мобилизацией всех систем организма на решение сложных творческих, проблемных задач, с включением больших волевых усилий, интуитивных механизмов. Такая нагрузка может вызвать интерес и удовлетворённость, но в определённых ситуациях и не длительное время. Учащиеся умеют работать упорно, сосредоточенно, но лишь в краткие периоды, для достижения ближайших целей, в тех случаях, когда ситуации принимают особо ответственный характер, например, при подготовке к экзаменам, к контрольной работе, при защите проекта. В это время они проявляют большую целеустремленность в учебной работе, интерес к ее успешному выполнению. После периода подъема замечается спад интереса, и достигнутое не закрепляется.

Таким образом, предельная нагрузка -- это стрессовая ситуация, которая сказывается на умственной работоспособности учащихся, на большом расходовании функциональных энергетических ресурсах, на физиологических и психических проявлениях, на успешности решения поставленных задач.

1.2 Особенности психоэмоционального состояния старшеклассников в процессе учебной деятельности

Юность - один из главных этапов в жизни человека, один из самых эмоциональных. Это переходный этап к взрослости, от течения и новообразований которого зависит дальнейшее развитие личности. Именно поэтому знание особенностей данного периода имеет очень важное значение как для психологов и педагогов.

В зарубежной психологии исследованиями особенностей юношеского возраста занимались: становлением идентичности (Э. Эриксон, Д. Марсиа), Я-концепции (Р. Бернс), развитием мотивов самоактуализации (Е. Шостром) и др.

Важной особенностью психического развития личности в раннем юношеском возрасте является становление самосознания, которое происходит как открытие своего неповторимого внутреннего мира, индивидуальности своей личности, осознание необратимости времени, формирование целостного представления о себе.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря, на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз. Здоровье ребенка определяется условиями его жизни. Немаловажную роль играет в этом школьная жизнь. Рабочий день современного ученика, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма.

В результате утомления, учащиеся перестают контролировать свою позу - голова наклоняется низко вперед, плечи опускаются, спина сутулится, изменяется осанка, снижается работоспособность. Физиологические механизмы быстрого утомления кроются в застойных явлениях, которые замедляют кровообращение вообще и прилив крови к мозгу, в частности. Все выше перечисленное и есть признаки психоэмоционального напряжения, связанного с учебными нагрузками.

Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (В.П. Зинченко, Б.Т. Мещеряков, 1999). Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение - условие готовности к эффективной деятельности и ее благоприятному для здоровья личности осуществлению. Признаки психоэмоционального напряжения:

Трудность засыпания и беспокойный сон.

Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла.

Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

Отсутствие уверенности в себе.

Боязнь контактов, стремление к уединению.

Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.

Таким образом, психоэмоциональное напряжение учащихся во внутришкольной среде не позволяет максимально сохранить здоровье, не может в полней мере способствовать адекватному поведению и успешной учебной деятельности.

Рассмотрев теоретический аспект влияния учебной нагрузки на психоэмоциональное состояние старшеклассников, мы переходим к эмпирическому исследованию.

2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что учебная нагрузка влияет на психоэмоциональное состояние учащихся. Теперь нам необходимо обосновать наши выводы на практике.

Целью данного этапа экспериментального исследования является влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников.

Для реализации исследования влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние старшеклассников нами были подобраны следующие диагностические методики:

1. Методика "САН" А.В. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения). Методика данного тестирования использовалась на учениках после решения ими задач высокой и низкой сложности на которые отводилось по 15 мин. Опросник позволяет выявить самочувствие, настроение и уровень активности учащегося, на результаты которых повлияла интеллектуальная нагрузка разного уровня сложности (низкий уровень и высокий уровень сложности), который был определен при помощи таблицы И.Я. Лернера, описание которой было приведено выше и в Приложении 1.

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния после решения задач низкой и высокой интеллектуальной сложности.

Вывод по итогам тестирования был сделан опираясь на пояснение о данной методике в Приложении 2.

Методика использовалась после прохождения учениками заданий низкого и высокого уровня сложности, а также, в начале и в конце учебной недели. Методика применяется для самооценки эмоциональных состояний и степени бодрствования. Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

2.2 Интерпретация полученных данных

По диагностики САН самочувствия, активности и настроения учащихся были получены следующие результаты.

Рисунок 1. Самочувствие, активность и настроение учащихся после решения заданий низкой интеллектуальной сложности

После решения заданий низкой интеллектуальной сложности у старшеклассников наблюдается хорошее самочувствие (22%), хорошее настроение (25%), высокая активность (21%). Это психоэмоциональное состояние вызвано решением задач низкой сложности, которые не вызвали затруднений при их решении, учащиеся уложились в заданное время (25 мин.) и не испытывали нехватку времени. В следствии этого, у учащихся задействованных в исследовании не наблюдается проявления стресса, эмоционального спада, депрессивности и раздражимости

Рисунок 2. Самочувствие, активность и настроение учащихся после решения заданий высокой интеллектуальной сложности

После решения заданий высокой интеллектуальной сложности у старшеклассников наблюдается плохое самочувствие (18%), плохое настроение (17%), низкая активность (18%). Такие показатели спровоцировало решение задач с высоким уровнем сложности. Так как при их решении учащиеся испытывали затруднения, нехватку времени. Учащиеся не смогли решить все предоставленные им задачи в количестве 2 задач, а также их решения были не полными или неправильными.

Таблица 1. Сравнительный анализ самочувствия, активности и настроения учащихся после решения заданий низкой и высокой интеллектуальной сложностей

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема выступления на педагогическом совете:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня мы поговорим о важности и необходимости поддержания положительной психоэмоциональной атмосферы в ходе учебного процесса, т.е. на уроке.

Что такое психоэмоциональная атмосфера урока? Как мы это для себя определяем?

- Это такая атмосфера, которая побуждает обучающихся к учению.

- Это атмосфера сотрудничества обучающихся и учителя.

- Это атмосфера конфронтации (конфликта) обучающихся и учителя.

- Доброжелательная атмосфера, когда хочется общаться с детьми.

- Атмосфера взаимного доверия и уважения.

- Атмосфера упреков и принуждения.

- Атмосфера эмоциональной включенности и взаимопомощи.

Психологическая атмосфера указывает на эффективное либо неэффективное взаимодействие участников учебного процесса, которое зависит как от компетенции учителя, так и от эмоционального благополучия детского коллектива.

2. По каким признакам мы можем судить: благоприятная или неблагоприятная атмосфера на уроке:

- Прежде всего смотрим: что мы переживаем на эмоциональном уровне (когда неблагоприятная атмосфера - раздражение, волнение, отчаяние, гнев; когда благоприятная атмосфера - спокойствие, благодарность за внимание и понимание, вдохновение).

- Как мы себя чувствуем физически (когда все хорошо на уроке - ничего не болит, находимся в тонусе; когда атмосфера неблагоприятная - болит голова, появляется усталость и т. д.)

- Как мы себя ведем (вербально и невербально) (когда атмосфера неблагоприятная - повышаем голос, упрекаем, требуем, ругаем, можем сказать ученику обидное слово; хмуримся, сжимаем челюсти, скрещиваем руки на груди). Какое мы испытываем желание? (Чтобы скорее кончился урок.) Какое желание испытывают при этом дети? (Чтобы скорее кончился урок.)

Риторический вопрос: как часто это происходит?

-Если урок пошел не так и т.д.

- К чему может привести такая атмосфера, если она повторяется?

К стрессовому состоянию как учителя, так и обучающихся.

Как следствие - качество образовательного процесса сводится к нулю.

- Выделим факторы, нарушающие благоприятную атмосферу в классе и приводящие к стрессу обучающихся:

A) Когда ученикам не ясно, каких результатов работы ждет от них учитель.

Б) Недостаточное использование или недооценка возможностей детей, когда им поручается выполнение задач, которые по сложности ниже способностей.

B) Перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед учениками слишком много задач.

Г) Недостаточность ресурсов или данных для использования в работе, то есть отсутствие наглядных материалов, инвентаря (физкультура или технология), отсутствие убедительности, скудность материала, однообразные и неинтересные формы подачи материала.

Д) Неучастие, когда у детей нет возможности для выражения своего мнения.

- А теперь давайте посмотрим на себя со стороны- как мы себя ведем, когда в классе благоприятная атмосфера: улыбаемся, жесты спокойны, мы обращены лицом к детям, нам интересно на этом уроке, мы чаще хвалим успешных детей, подбадриваем менее успешных. Какое желание мы при этом испытываем? (Желание учить.) Какое желание при этом испытывают дети? (Желание учиться.)

Риторический вопрос: как часто это происходит?

-КОГДА УРОК ПОШЕЛ КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ.

3. При каких отношениях учителя и учеников возможна эффективная атмосфера в классе?

- Отношения партнерства, сотрудничества, сотворчества.

4. Какие созидающие приемы - приемы, улучшающие отношения, - мы используем?

- Проявление доброты, внимания, заботы; просьба, поощрение, одобрение, похвала; доверие, авансирование личности; прощение, проявление огорчения, поручение важного дела и т. д.

5. Какими принципами должен руководствоваться учитель, чтобы создать в классе положительную психоэмоциональную атмосферу:

1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие.

2. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой детского коллектива и принимать его.

5. Он должен быть активным участником взаимодействия.

6. Он должен уметь выражать в группе свои чувства.

7. Он должен стремиться к достижению эмпатии (понимать чувства и переживания каждого школьника).

8. Наконец, он должен хорошо знать самого себя, чтобы удерживать благоприятную психологическую атмосферу на всех этапах урока.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника - качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе.

Поэтому, при планировании урока, хорошо бы каждый этап его рассматривать не только с методической стороны, а так же со стороны психоэмоциональной нагрузки обучающихся.

Рекомендации учителю, готовящему урок:

Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным, ведь гармония - высшая цель в нашем творении.

Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в урок.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, взаимное доверие и уважение.

Залог успеха вашего урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения с учетом психоэмоционального компонента для каждого его этапа.

Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и обучающихся, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Рассмотренные сейчас рекомендации - это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Возможно они помогут установить некоторые точки опоры для поддержания положительной психоэмоциональной атмосферы в ходе учебного процесса. А от этого зависит многое.

Спасибо за внимание!

Рекомендации учителю, готовящему урок:

1. Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

2. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным, ведь гармония - высшая цель в нашем творении.

3. Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в урок.

4. Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, взаимное доверие и уважение.

5. Залог успеха вашего урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения с учетом психоэмоционального компонента для каждого его этапа.

6. Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и обучающихся, но и в общении обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Ссылка для цитирования

Развитие эмоций связано с развитием личности в целом [10]. Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. В психологической лите­ратуре отрочество характеризуется личностной не­стабильностью и неровным эмоциональным фоном. Именно в отрочестве чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. Большинство авторов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные рас­стройства у подростков не проходят бесследно, про­являются в особенностях личности и находят отра­жение в последующей жизни (А. Е. Личко, А. А. Ре­ан, В. Г. Степанов,Ж. Пиаже, П. Фресс и др.). Эмоциональные проблемы существуют у очень многих подростков. Мы полагаем, что значительной причи­ной этого являются социальные стрессы, вызван­ные психологически опасной образовательной сре­дой школы.

На этом этапе жизни переживание ребенком со­стояния большего или меньшего эмоционального благополучия зависит не только от мнения учителя, но и от отношения детского коллектива. Таким обра­зом, общение со сверстниками, сравнение себя с дру­гими при наличии уже достаточно развитых познава­тельных возможностей подростка приводят к тому, что важнейшим содержанием его психического разви­тия становится развитие самопознания [5].

С развитием процессов самосознания наблюда­ются качественные изменения мотивов. Социальный контекст жизни подростка оказывает влияние на его мотивацию. Основными мотивами действий подростков являются положительные социальные побуждения, переживания благожелательности к людям, сочувствия их горю и несчастью. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт обще­ния со сверстниками, как правило, ведет к интен­сивному росту социально ценных побуждений и пе­реживаний. При неблагоприятных условиях форми­рования личности школьника в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным мо­ментом, вызывающим появление обиды, озлоблен­ности, которые могут выразиться в агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых к подростку, к его запросам, устремлени­ям, к его личности [13].

Широкие социальные мотивы имеют настолько большое значение в этом возрасте, что в известной мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной деятельности [8].

Мы полагаем, что педагогическая психология должна подчеркивать важность не только всех ак­тивизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения, но и создания пси­хологически безопасной образовательной среды школы, не угрожающей его личностно­эмоциональ­ной защищенности, т. е. психическому здоровью, приобретению психологических умений самопомо­щи и безопасного взаимодействия с другими. Поэтому необходимо понять влияние на человека социальной среды и роль психологической безопас­ности образовательной среды в сохранении психо­логического здоровья.

Безопасность — это состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздейст­вия.

В. В. Рубцов и И. А. Баева определяют психоло­гическую безопасность образовательной среды в трех аспектах:

  • Как состояние образовательной среды, свобод­ное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению ос­новных потребностей в личностно­доверительном общении, создающее референтную значимость сре­ды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в ее состав участников.
  • Как систему межличностных отношений, кото­рые вызывают у участников чувство принадлежнос­ти (референтную значимость среды), убеждают че­ловека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.
  • Как систему мер, направленных на предотвра­щение угроз для продуктивного устойчивого разви­тия личности.

Таким образом, человек может развиваться толь­ко в среде с определенными параметрами, одним из самых существенных является безопасность [1]. Те­оретическое и прикладное развитие психологичес­кая безопасность образовательной среды получила благодаря работам В. В. Рубцова и И. А. Баевой [1; 11; 12]. Проведены работы по описанию уровней образовательной среды, ее структуры, функций, субъектов, разработаны параметры ее моделирова­ния и экспертизы [1; 3; 7; 13]. Доказано, что важным фактором, придающим образовательной среде раз­вивающий характер, является ее безопасность [12]. Проводятся исследования по изучению эмоциональ­ных нарушений и сохранения психического здоро­вья педагогов (Е. В. Бурмистрова, М. С. Прудникова, Г. А. Рябинская, И. В. Ястребова).

В начале 2000-­х гг. за рубежом стали проводить­ся работы по психологическому осмыслению про­блем безопасности: созданию школ, безопасных для эмоционального здоровья школьников, рефор­мированию средней школы в связи с возросшей не­обходимостью оценки школьного климата и школьной безопасности, по исследованию школь­ного насилия (J. Bluestein, S. Brand, M. R. Randazzo и др.).

Научная новизна нашего исследования обуслов­лена тем, что в отечественной психологии проблема роли психологической безопасности образователь­ной среды в развитии личности учащихся только формируется, в то время как сегодня изучение и со­хранение психологической безопасности личности диктуется большой практической потребностью. Кроме этого, актуальной и востребованной практи­кой является проблема проведения гуманитарной экспертной оценки образовательной среды в ее пси­хологическом аспекте, результаты которой позволя­ют принимать оперативные управленческие реше­ния по снижению рисков и угроз психологической безопасности школьной среды, оптимизировать це­лостный педагогический процесс в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: психологические ха­рактеристики образовательной среды школы, яв­ляющиеся критериями оценки ее безопасности (отношение к среде, удовлетворенность значимы­ми характеристиками образовательной среды и за­щищенность от психологического насилия во вза­имодействии) оказывают влияние на эмоциональ­ное состояние, мотивацию учения и становление самоотношения учащихся.

Цели исследования

  1. Изучить психологические характеристики об­разовательной среды школы.
  2. Изучить особенности эмоционально-­личност­ного состояния подростков:
    • общее эмоциональное состояние подростка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы;
    • эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками);
    • неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата;
    • егативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей;
    • негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей;
    • ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по-поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок;
    • общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка;
    • эмоциональное отношение к учению;
    • формирование Я-концепции.

Метод

Наше исследование, в котором приняли участие 333 ученика в возрасте от 10 до 15 лет, проведено на базах средней общеобразовательной школы Северо­-Восточного округа г. Москвы в феврале — мае 2009 г. (167 человек) и Центра образования Юго-Западного округа г. Москвы в декабре 2009 — марте 2010 гг. (166 человек).

Уровень и характер тревожности подростков, связанной со школой, сравнивались по восьми сле­дующим факторам: 1. Общая тревожность в школе; 2. Переживания социального стресса; 3. Фрустрация потребностей в достижении успеха; 4. Страх самовы­ражения; 5. Страх ситуации проверки знаний; 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих; 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8. Проблемы и страхи в отношениях с учите­лями (Методика диагностики уровня тревожности Б. Филлипса).

Эмоциональное отношение к учению подростков двух школ анализировалось с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч. Д. Спилбергера (State — Trait Personality Inventory), модифицированного А. Д. Андреевой.

Результаты и их обсуждение

Полученные эмпирические данные подтвердили гипотезу о влиянии психологических характеристик образовательной среды школы на эмоциональное со­стояние и личность подростков.

Ниже приведены данные, полученные при срав­нении исследуемых школ в оценке психологической безопасности образовательной среды (согласно пер­вой цели исследования).

Таблица 1. Данные об оценке уровня отношения учащихся к образовательной среде школы в двух выборках (%)

Отношение к
образовательной среде
I школа II школа
Позитивное Нейтральное Негативное Позитивное Нейтральное Негативное
52,69 33,53 13,77 90,36 9,04 0,60

Таблица 2. Данные об оценке уровня удовлетворенности учащихся значимыми характеристиками образовательной среды школы,
а также защищенности от психологического насилия во взаимодействии в двух выборках (%)

Психологические характеристики образовательной среды школы I школа II школа
Высокая степень Средняя степень Низкая степень Высокая степень Средняя степень Низкая степень
Удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды 50,30 32,34 17,37 86,14 12,05 1,81
Защищенность от психологического насилия во взаимодействии 59,28 22,16 18,56 83,13 15,66 1,20

Данные табл. 1 и 2 показывают, что психологиче­ские характеристики исследуемых школ различают­ся. Первая школа характеризуется более низкими показателями, чем вторая, по шкалам: положитель­ное отношение к образовательной среде школы (52,69 % против 90,36 %), высокая степень удовле­творенности значимыми характеристиками образо­вательной среды школы (50,3 % против 86,14) и вы­сокая степень защищенности от психологического насилия во взаимодействии (59,28 % против 83,13 %), а также более высокими показателями не­гативного отношения к перечисленным критериям оценки образовательной среды школы.

Статистический анализ полученных данных позво­лил сделать вывод о различии исследуемых школ в оценке психологической безопасности образователь­ной среды по критерию Колмогорова—Смирнова для двух выборок. Выявлены различия в отношении к об­разовательной среде школы (Z = 3,437, р = 0,001), удовлетворенности значимыми характеристиками об­разовательной среды (Z = 3,271, р = 0,001) и защищен­ности от психологического насилия во взаимодейст­вии (Z = 2,176, р = 0,001). Таким образом, мы выявили, что психологическая обстановка в первой школе при­ближается к психологически опасной, в то время как вторая школа является психологически безопасной для учеников по всем критериям оценки.

Второй целью исследования было изучение осо­бенностей эмоционально­-личностного состояния подростков.

Табл. 3 демонстрирует результаты сравнения двух школ в оценке общего эмоционального состоя­ния учащихся, связанного с различными формами их включения в жизнь школы, а также уровней их отношения к школьному процессу в виде возможно­сти самовыражения, проверки знаний, мнения окру­жающих и взаимодействия с учителем. В результате обработки полученных данных были обнаружены статистически значимые отличия показателя Z кри­терия Колмогорова—Смирнова для двух выборок.

Показаны различия исследуемых школ в уровне страха самовыражения учащихся (Z = 2,287, р = 0,001), страха ситуации проверки знаний (Z = 2,779, р = 0,001), страха не соответствовать тре­бованиям окружающих (Z = 2,779, р = 0,001). Выяв­лены различия двух школ в уровне общей тревожно­сти подростков (Z = 1,689, р = 0,01), фрустрации по­требности достижения успеха (Z = 1,684, р = 0,01), проблем и страхов с учителями (Z = 1,905, р = 0,01). Достоверны различия в уровне низкой физиологиче­ской сопротивляемости стрессу учеников (Z = 1,416, р = 0,05).

Таблица 3. Данные об оценке уровня школьной тревожности учеников в двух выборках (%)

Показатели уровня тревожности I школа II школа
Оптимальный Повышенный Высокий Оптимальный Повышенный Высокий
Общая тревожность в школе 72,46 20,36 7,19 90,96 7,23 1,81
Переживание социального стресса 70,60 23,95 5,99 75,30 24,10 0,60
Фрустрация потребности в достижении успеха 64,67 23,95 11,38 83,13 12,64 4,22
Страх самовыражения 61,68 17,37 20,96 86,75 9,64 3,61
Страх ситуации проверки знаний 56,29 20,96 22,75 86,75 9,04 4,22
Страх не соответствовать требованиям окружающих 56,89 20,96 22,16 87,35 11,45 1,20
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 76,65 11,38 11,98 92,17 6,02 1,81
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 65,27 26,95 7,78 86,14 12,65 1,20

Таблица 4. Данные об оценке уровня самоотношения учеников в двух выборках (%)

Уровень самоотношения I школа II школа
Очень высокий 18,56 24,10
Высокий, соответствующий социальному нормативу 28,14 50,00
Средний 28,14 16,27
Низкий, неблагоприятный 24,55 9,64
Предельно низкий 0,60 0

Согласно табл. 4 благоприятный вариант самоот­ношения учеников второй школы превышает этот показатель учащихся первой школы почти в два раза (50 % против 28,14 %), а неблагоприятный — встре­чается в два раза реже (9,64 % против 24,55 %).

Установлены статистически значимые различия исследуемых школ в уровне самоотношения уча­щихся по критерию Колмогорова—Смирнова для двух выборок (Z = 2,499, p = 0,001).

Таблица 5. Данные об оценке эмоционального отношения к учению в двух выборках (%)

Уровень эмоционального отношения к учению I школа II школа
Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительного эмоционального отношения к нему 3,59 2,41
Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу 22,16 44,58
Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией 25,15 30,12
Сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отрицательное эмоциональное отношение к учению 33,53 19,28
Резко отрицательное отношение к учению 15,57 3,61

В табл. 5 сравниваются результаты оценки эмо­ционального отношения к учению учащихся иссле­дуемых школ. Выявлены статистически значимые различия исследуемых школ в уровне эмоциональ­ного отношения подростков к учению по критерию Колмогорова—Смирнова для двух выборок (p = 0,001, Z = 2,391).

В ходе нашего исследования было установлено, что младшим школьникам свойственно весьма своеобразное отношение к своей личности: 34 % мальчиков и 26 % девочек относятся к себе полностью отрицательно. Остальные 70 % детей отмечают у себя и положительные черты, однако отрицательные черты все равно перевешивают. Таким образом, для детей этого возраста присущ отрицательный эмоциональный фон.

Это указывает на необходимость более пристального внимания не только к формированию педагогических функций и умений, но и личностным особенностям учителя. Для младшего школьника очень важно чтобы его отношение с педагогом было благоприятным. От учителя начальной школы зависит благополучие эмоционального состояния учащихся, самое главное требование, чтобы учитель не оставался равнодушным к своим ученикам. Он должен отслеживать и оптимизировать эмоциональную атмосферу в классе, как на уроке, так и на перемене, как весь коллектив, так и каждого из учащихся. Помимо этого для успешной реализации учебного процесса в начальной школе, чтобы дети как можно меньше испытывали негативные эмоции педагогу необходимо создать ряд условий, а именно: оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы психологического комфорта); учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся; чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд; рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке; подход к обучению должен быть учебно-игровым и трудовым; рациональное использование поощрений и наказаний; оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни; создание чувства безопасности и позитивного самоотношения.

Все эти необходимые условия способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональному благополучию, а, следовательно, удовлетворяют их уровню здоровья: укрепляют физическое и психологическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Психоэмоциональное состояния учащихся в период обучения


В процессе исследовательской работы по биологии на тему "Изучение психоэмоционального состояния учащихся в период обучения" автором была поставлена цель, изучить психоэмоциональное состояние учащихся и выявить негативно влияющие факторы, создать статью на основе рекомендаций по искоренению этих факторов.

Подробнее о работе:


Учебный проект по биологии на тему "Изучение психоэмоционального состояния учащихся в период обучения" отвечает на вопросы, от чего зависит психоэмоциональное состояние, как влияет психоэмоциональное состояние на успеваемость учеников, как улучшить психоэмоциональное состояние учащихся, чтобы возросла успеваемость.

В исследовательском проекте по биологии "Изучение психоэмоционального состояния учащихся в период обучения" автор проводит анкетирование среди обучающихся школы и приходит к выводу, что подросткам не хватает должной опеки и опыта со стороны взрослых, которые должны являться опорой для их дальнейшей жизни. Это и другие факторы оказывают влияние на психическое здоровье школьников.

Оглавление

Паспорт проектной работы
1. Статья про изучение психоэмоционального состояния учащихся старшего звена лицея №150.
Вывод
Список литературы

Паспорт проектной работы

Руководитель проекта: Доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Мариничева Галина Николаевна

Учебный предмет: Биология.

Возраст учащегося: 17 лет.

Тип проекта: Исследовательский.

Цель проекта: Изучить психоэмоциональное состояние учащихся и выявить негативно влияющие факторы, с целью создания статьи на основе рекомендаций по искоренению этих факторов.

Задачи проекта:

  1. Провести анкетирование у учеников старшего звена
  2. Занести данные анкетирования в таблицы excel
  3. Составить диаграммы исходя из результатов анкетирования
  4. Проанализировать полученные результаты и выявить негативно влияющие факторы
  5. Составить рекомендации
  6. Написать статью о психоэмоциональном состоянии включающую рекомендации по избавлению от негативно влияющих факторов

Вопросы проекта:

  1. От чего зависит психоэмоциональное состояние?
  2. Как влияет психоэмоциональное состояние на успеваемость учеников?
  3. Как улучшить психоэмоциональное состояние учащихся, чтобы возросла успеваемость?

Продукт проекта: статья.

Актуальность: проект актуален на уровне социума и школы, каждый год растёт количество людей с повышенным уровнем тревожности , что сказывается на трудоспособности, усвояемости материала и социальности человека. Проблемы в данных сферах жизни приводят к замыканию человека в себе из-за чего растёт уровень суицидальных наклонностей среди подростков.

Этапы работы над проектом:

Номер этапа Дата Содержание работы Отметка о выполнении Коррективы
1 Сентябрь 2018 года Выбор темы, формы представления проекта, типа проекта, формулирование проблемы, цели, задач Выполнено Более конкретное проблемы и корректировка цели
2 Октябрь 2018 года Составление аннотации и актуальности работы Выполнено Нет
3 Ноябрь 2018 года Поиск статистики Выполнено Рассмотреть более обширное число ресурсов
4 Декабрь 2018 года Аналоговый анализ Выполнено Лучше раскрыть достоинства и инновации моего проекта
5 Январь-Май 2019 года Работа над анализом полученной информации, составление таблиц, диаграмм Выполнено частично Проверить значения данных

Статья про изучение психоэмоционального состояния учащихся старшего звена лицея №150

Что же такое психоэмоциональное состояние? Психоэмоциональное состояние- это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека. Все наши мысли, эмоции и чувства вызывают реакции нашего тела. Чтобы найти причину проблем нужно придерживаться некоторым правилам:

Во-первых, необходимо знать, как распознавать эмоции и понимать их. Если вы понимаете, почему вы подвержены стрессу, почему страдаете от беспокойства, чувствуете грусть, злость или обиду, тогда вы можете идентифицировать и устранить причины и улучшить состояние вашего эмоционального здоровья

Во-вторых, необходимо узнать источник стресса, чаще всего источником являются внутренние страхи, которые тянутся с самого детства. Самое эффективное в данном случае узнать причину возникновения страха. Страх-внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Если грамотно подойти к выбору психолога, который сможет вызволить все тайны из глубин сознания, и взрослым взглядом оценить всю серьезность, то можно спокойно отпустить этот страх.

В-третьих, никогда не забывать улыбаться, улыбкой вы способны поднять настроение не только себе, но и окружающим, что является решением проблемы с замкнутостью человека и его дальнейшей социализацией в обществе.

Цель: Изучить психоэмоциональное состояние учащихся и выявить негативно влияющие факторы, с целью создания рекомендации по устранению этих проблем с последующих улучшением психического и физиологического здоровья человека.

Методология: В процессе исследования психоэмоционального состояния учащихся использовались методы анкетирования, анализа опросников, систематизации и анализа литературы.

Результаты: Чтобы изучить психоэмоциональное состояние я использовала Оксфордский опросник счастья, опросник ВОЗКЖ-100 и опросник измерения уровня тревожности Тейлора.

Проведя анкетирование среди старшеклассников, я занесла данные в таблицы excel, проанализировав ответы тридцати одного обучающегося я сделала следующие выводы:

  • Многие учащиеся живут вдали от школы и каждое утро испытывают страх опоздать в школу из-за проблем с транспортом.
  • Конечно же, больше всего подростки недовольны своей внешностью, поэтому они так неохотно идут на контакт с окружающими, они боятся жестокой критики.
  • У многих опрошенных наблюдаются проблемы со сном, это сказывается на утомляемости учащихся и связано с дальнейшими низкими результатами в учебе.
  • Также многие отмечают низкую уверенность в себе из-за плохих оценок
  • Подростки очень боятся приближающегося будущего и ответственности
  • Большинство чувствуют себя “куклами” не в силах контролировать свою жизнь и судьбу
  • 80% хоть раз задумывались о скорейшем окончании жизни
  • Очень частая проблема- неспособность правильно распределить свое время
  • Все опрошенные запоминают чаще всего лишь плохие моменты

Исходя из самых распространенных негативных факторов можно прийти к выводу, что подросткам не хватает должной опеки и опыта со стороны взрослых, которые должны являться опорой для их дальнейшей жизни.

  1. Обратиться к психологу или к родственникам с целью поиска источника проблемы, совместного поиска решения и искоренение самой проблемы
  2. Научиться направлять всю энергию в нужное русло, это увеличит трудоспособность, а значит улучшатся результаты благодаря чему поднимется самооценка учащихся
  3. Встречать все проблемы с улыбкой на лице
  4. Спать не менее 8 часов
  5. Регулярные физические нагрузки
  6. В свободное время заниматься любимыми делами
  7. Вспоминать счастливые моменты
  8. Не бояться смотреть страху в глаза и бороться с ним

Вывод

Постоянный психологический стресс негативно воздействует на работу всего организма, поэтому очень важно следить за своим психоэмоциональным состоянием и уметь контролировать все свои эмоции. Благодаря сокращению стресса учащиеся будут ощущать себя более комфортно и смогут показывать высокие результаты.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, стресс, здоровье, успеваемость

Читайте также: