Психическая нагрузка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей :

в чем причины

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе.

Как проявляется детский стресс?

Огромное количество детей вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки — подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?

Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста : стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.

Проблемы со здоровьем. У ребенка может подняться температура, сильно разболеться живот… Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.

Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом : повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.

Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.

Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.

Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.

Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

Игры для снятия стресса у ребенка

Преодолеть стресс и тревогу у ребенка может помочь мама или папа, играя с ним в игры. Для этого важно пребывать в гармонии с собой, быть спокойным и настроенным на позитив. Предлагаем несколько простых, но эффективных игр, которые помогут избавить ребенка от стресс, беспокойства, и научат выражать свои чувства.

Прыгаем от всей души

Ребенок может зациклиться на прошлом. При этом опыт тяжелого прошлого он переносит в сегодняшний день, постоянно переживая его. Чтобы вернуть ребенка в реальность, фиксируйте каждый день, оживляя чувства.

Как играть: каждому дню присвойте определенный цвет. Пусть понедельник будет желтым, вторник – синим, среда — красной и так далее. В понедельник на протяжении всего дня обращайте внимание на желтые предметы, ешьте желтые овощи и фрукты, надевайте одежду желтого цвета.

Превратитесь в актеров и сделайте небольшую постановку любой сказки.

Отпускаем в небо или по реке

Как играть: чтобы научиться отпускать, и делать это с радостью, пускайте бумажные кораблики по реке, отпускайте в небо воздушные шарики. Такие, простые на первый взгляд, игры помогут снять стресс ребенку и забыть о неприятных событиях.

Несмотря на необходимость в общении, ребенок может избегать контакта с другими детьми и взрослыми.

Эта незатейливая игра поможет снять стресс и напряжение, расслабиться, избавиться от фиксации на одном переживании, состоянии, событии.

Как играть: капните акварельной краской в воду и смотрите на узоры, которые образовывает краска в воде, наблюдайте, как она постепенно растворяется. Попробуйте с ребенком изобразить эту каплю краски в воде с помощью танца, пластики тела.

Травмированный ребенок как будто перестает чувствовать. Он боится, что если позволит себе радоваться, то вместе с этим снова возникнет боль и страх.

Любому негативному чувству нужно дать выход. Так, если ребенок испытывает агрессию — ищите способы экологичного проживания — щелкайте пузырьки упаковки, деритесь подушками, сбивайте кегли, забивайте гвозди.

Ребенок боится громких звуков? Играйте на музыкальных инструментах, не скупитесь на аплодисменты.

При боязни прикосновений предложите представить, что идет дождик: вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучите по ладошкам, затем по всему телу. Дождик может быть разной силы – то усиливаться, то утихать.

Теперь вы знаете, как при помощи игр снять стресс у ребенка, помочь ему

расслабиться и обрести душевное равновесие.

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы. Воспитатель:Роо Галина Сергеевна. Особенностью.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии.

Психологические особенности детей раннего возраста Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный).

Психологические особенности детей с ОВЗ На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Под психической нагрузкой понимают нагрузку на внимание. Разучивание новых физических упражнений требует от детей напряженного внимания и состояния нервной системы в оптимальной возбудимости. Нервная система ребенка находится в готовности плодотворно работать в начале основной части занятия

Поэтому упражнения, требующие разучивания, напряженного внимания, даются именно в этот отрезок занятия.

Хорошая восприимчивость физических упражнений достигается при включении всех анализаторов: зрительного, слухового (вестибулярного), тактильного, кинестетического.

Успех восприятия физических упражнений зависит также от интереса детей к ним, что достигается правильным подбором физических упражнений, рациональной методикой их проведения, применением музыки.

Учитывая особенности работоспособности детей, в занятие следует включать только часть новых упражнений (2/3). При этом необходимо принимать во внимание время проведения занятий и климатические условия; в летние месяцы занятия строятся на знакомых физических упражнениях.

Музыка на занятии.

Музыка способствует ритмичности движений, помогает одновременно начинать и заканчивать упражнения, выполнять их в определенном темпе. Движения детей приобретают выразительность, пластичность.

Музыка вызывает положительные эмоции, интерес к занятию и оказывает благоприятное влияние формирование двигательных навыков.

Хорошо сочетаются с музыкой ходьба, бег, различные виды ходьбы и бега, прыжки, их различные виды, танцевальные движения, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Музыкальное сопровождение используется при проведении знакомых физических упражнений.

Не сопровождаются музыкой такие движения как: лазание, равновесие, прыжки в длину, высоту, с места, с разбега, метание и др. Дети выполняют эти движения в своем индивидуальном темпе.

Обязательным условием является сохранение художественной ценности музыкального сопровождения.

Предупреждение травматизма и обеспечение страховки при проведении физкультурных занятий

При проведении физических упражнений необходимо уделять особое внимание профилактике травматизма.

Действия воспитателя, связанные с предупреждением травматизма, называют страховкой. Эффект страховки достигается строжайшим соблюдением принципов обучения воспитания. Условием предупреждения травм являются: систематичность занятий, доступность учебного материала, прочность овладения им и т.д. Профилактика травматизма достигается также разумной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной детей. Рациональной организацией выполнения упражнений. Но при выполнении некоторых упражнений все же возникает необходимость в страховке (непосредственное предупреждение падений, поддержка, удержание и др.). Такой страховкой должны сопровождаться обязательно прыжки в высоту с разбега, ходьба по бревну и др.

Профилактическими мерами предупреждения травм являются: предварительная проверка мест занятий, оборудования, безопасное размещение детей при выполнении физических упражнений (метание на дальность).

Страховка может быть связана с помощью (при ходьбе по бревну держать ребенка за руку). Но этим не следует злоупотреблять, чтобы не затормозить воспитание смелости, самообладания, выдержки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Консультация на тему:

Выполнила воспитатель

Ахметьянова Э. З.

Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей детей нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Физическая нагрузка зависит от многих причин: от характера упражнений и игр, сочетания разных видов движений, их интенсивности, продолжительности, количества повторений, темпа и амплитуды, условий проведения упражнений, уровня усвоения, степени двигательной активности ребенка и его эмоционального состояния.

Эффективность занятия зависит от соответствия объема и содержания возрасту детей, состоянию здоровья и физической подготовленности, особенностям индивидуальной работоспособности. Педагог должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на занятии.

Важно на протяжении всего занятия добиваться высокой активности детей. Для этого п ри проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха. В этом возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрез вычайной пластичностью, податливостью к внешним воздейст виям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивно сти нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет определять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность.

Дозировка объема и интенсивно сти нагрузки с одной стороны, выражается в величине воздействия физических упражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой — в воздействии на динамику психологических функций, проявляющихся в умственной дея тельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнений, осмысливании заданий, точности ответной реакции на них и т. п.

Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.

Умственная активность обеспечивает не только осознанность и усвоение знаний о технике выполнения движений, но служит и отдыхом, сменой видов деятельности на физкультурном занятии. Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая.

Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психи ческих и физических сил ребенком, и следующего за этим отдыха, должно быть главной заботой воспитателя при проведении заня тия с детьми дошкольною возраста.

Отдых в процессе занятия может быть активным и пассив ным.

Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую. Пас сивный— характерен относительным покоем, исключающим ак тивную двигательную деятельность.

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напря жение и расходование сил и в связи с этим утомление, являет ся вто же время стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Имеющиеся исследования показывают, что работоспособность орга низма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им нагрузки.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы про цессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере физкультур ного занятия.

Вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и акти визации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия.

В начале основной части детям пред лагается новый материал, требующий наибольшей сосредото ченности внимания. При обучении новому двигательному дейст вию у ребенка создается его первоначальный образ, двигатель ное представление. Это связывается с осмысливанием задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения спо соба выполнения упражнения без наглядного показа. После это го дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это вре мя ребенок проявляет волевое усилие (умственное и физичес кое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы,повы шение психических и физиологических функций организма. Поэ тому такой процесс не должен быть продолжительным.

Это связано с тем, что длительное возбуждение одних групп клеток или целых уча стков коры головного мозга неизбежно вызывает явление тормо жения в других. Внешне это проявляется в рассеянности вни мания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нару шении координации движений, иногда в возбуждении.

Одна из важных функций торможения — защищать клетки мозговой ко ры от перевозбуждения. Если раздражение становится слишком продолжительным или часто повторяется, или если оно оказыва ется чрезмерно сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятым, какую роль играет дози ровка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и от дыха.

После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Имея дру гое содержание, эти упражнения охватывают новые мышечные группы, связанные с работой определенных участков коры го ловного мозга.

Перед выполнением знакомого упражнения дети выслуши вают словесную инструкцию воспитателя и после этого воспро изводят двигательные действия. Время, затраченное воспитате лем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу вы полнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе на уровне динамического стереотипа, их автоматизации. Перед выполнением таких упражнений детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать спо соб выполнении упражнения, после чего все дети включаются в движение,

Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количест во повторений упражнений, обусловливающих своевременное чередование и необходимую взаимосвязь психической и физи ологической функций организма.

Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 - Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования.

Физическая и психологическая нагрузка на занятиях и приемы ее регулирования. (Дозировка нагрузки, темп выполнения упражнений, количество повторений, чередование двигательной деятельности и отдыха; общая и моторная плотность занятия; признаки утомления или недостаточной нагрузки на занятии).

ХАРАКТЕР ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ И И ПРИЕМЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей детей нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Физическая нагрузка зависит от многих причин: от характера упражнений и игр, сочетания разных видов движений, их интенсивности, продолжительности, количества повторений, темпа и амплитуды, условий проведения упражнений, уровня усвоения, степени двигательной активности ребенка и его эмоционального состояния.

Эффективность занятия зависит от соответствия объема и содержания возрасту детей, состоянию здоровья и физической подготовленности, особенностям индивидуальной работоспособности. Педагог должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на занятии.

Важно на протяжении всего занятия добиваться высокой активности детей. Для этого п ри проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста требуется наиболее целесообразное чередование нагрузки и отдыха. В этом возрасте нервная система и весь организм ребенка в целом обладают чрез­ вычайной пластичностью, податливостью к внешним воздейст­ виям. Поэтому рациональная дозировка объема и интенсивно­ сти нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом будет опре­делять оптимальность динамики организма ребенка, обеспечивать своевременность восстановительных процессов и повышать работоспособность.

Дозировка объема и интенсивно­ сти нагрузки с одной стороны, выражается в величине воздействия физическихупражнений на организм и интенсивности выполнения их, что повышает функциональные процессы организма; с другой — в воздействии на динамику психологических функций, проявляющихся в умственной дея­ тельности ребенка, концентрации внимания и восприятия во время объяснения и демонстрации упражнений, осмысливании заданий, точности ответной реакции на них и т. п.

Необходимо различать умственную активность, которая связана с психической нагрузкой, и двигательную активность, которая обеспечивает физическую нагрузку.

Умственная активность обеспечивает не только осознанность и усвоение знаний о технике выполнения движений, но служит и отдыхом, сменой видов деятельности на физкультурном занятии. Между физической и психической нагрузками возникает обратно пропорциональная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как правило, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая нагрузка, то падает физическая.

Правильное соотношение времени, затрачиваемого на расходование психи­ ческих и физических сил ребенком , и следующего за этим отдыха, должно быть главной заботой воспитателя при проведении заня­ тия с детьми дошкольною возраста.

Отдых в процессе занятия может быть активным и пассив­ ным .

Активный отдых предполагает переключение предыдущей деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другую. Пас­ сивный — характерен относительным покоем, исключающим ак­ тивную двигательную деятельность.

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напря­ жение и расходование сил и в связи с этим утомление, являет­ ся в то же время стимулом для восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Име­ющиеся исследования показывают, что работоспособность орга­ низма при чередовании работы и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, сопровождаясь некоторым утомлением. Смена деятельности ребенка, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов, которые получают стимул от предшествующей им на­грузки.

Таким образом, органическая связь и взаимопереходы про­ цессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха .

Рассмотрим этот вопрос на конкретном примере физкультур­ ного занятия.

Вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и акти­ визации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия.

В начале основной части детям пред­ лагается новый материал, требующий наибольшей сосредото­ ченности внимания. При обучении новому двигательному дейст­ вию у ребенка создается его первоначальный образ, двигатель­ ное представление. Это связывается с осмысливанием задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, его пояснений или объяснения спо­ соба выполнении упражнения без наглядного показа. После это­ го дети самостоятельно начинают его воспроизводить. В это вре­ мя ребенок проявляет волевое усилие (умственное и физичес кое) , стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повы шение психических и физиологических функций организма . Поэ­ тому такой процесс не должен быть продолжительным.

Это связано с тем, что длительное возбуждение одних групп клеток или целых уча­ стков коры головного мозга неизбежно вызывает явление тормо­ жения в других . Внешне это проявляется в рассеянности вни­ мания у детей, понижении интереса и эмоций, некотором нару­ шении координации движений, иногда в возбуждении.

Одна из важных функций торможения — защищать клетки мозговой ко­ ры от перевозбуждений. Если раздражение становится слишком продолжительным пли часто повторяется, или если оно оказыва­ ется чрезмерно сильным и угрожающим истощением, то кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.

В связи с этим становится понятым, какую роль играет дози­ ровка нагрузки , своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и от­ дыха .

После усвоения детьми нового упражнения им предлагаются повторные, выполняемые с меньшим напряжением. Имея дру­ гое содержание, эти упражнения охватывают новые мышечные группы, связанные с работой определенных участков коры го­ ловного мозга.

Перед выполнением знакомого упражнения дети выслуши­ вают словесную инструкцию воспитателя и после этого воспро­ изводят двигательные действия. Время, затраченное воспитате­ лем на инструкцию, активизируя мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют его правильность, закрепляя путем неоднократных повторений. Следом за этим предлагаются известные уже детям упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений предусматривает сохранение осознанности ребенком задачи, но не требует внимания к самому способу вы полнения двигательного действия благодаря выработанной уже системе на уровне динамического стереотипа, их автоматизации. Перед выполнением таких упражнений детям в индивидуальном порядке может быть предложено вспомнить и рассказать спо­ соб выполнении упражнения, после чего все дети включаются в движение,

Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия , смену характера деятельности детей, количест­ во повторений упражнений , обусловливающих своевременное чередование и необходимую взаимосвязь психической и физи­ ологической функций организма.

Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность занятия.

Тема 1.4. Физическая, психическая и эмоциональная нагрузка, общая и моторная плотность занятий

Физическая нагрузка -определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Физическая нагрузка определяется дозировкой физических упражнений, т.е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, условиями выполнения.

Дозировать нагрузку - значит менять её объем и интенсивность. Нагрузка на физкультурном занятии может быть различной, и воспитатель ( инструктор) должен её регулировать.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной дистанции и т.д.

Интенсивность нагрузки время, затраченное на выполнение конкретного объема работы.

На каждом физкультурном занятии воспитатель должен добиваться достаточной физической нагрузки. Для этого необходимо знать какое влияние оказывают физические упражнения на организм ребенка.

Способы определения влияния физических упражнений на организм.

• Изменение частоты пульса

• Внешние признаки, определяющие состояние занимающихся :
дрожание рук, ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки,
снижение активности, побледнение, вялость, ухудшение качества
выполнения упражнений, жалобы на чувство усталости

• Измерение кровяного давления , температуры тела, исследование
состава крови (лабораторные обследования)

Физическую нагрузку воспитатель определяет заранее, при составлении плана физкультурного занятия, а в процессе занятия вносятся некоторые поправки. Нагрузка должна быть посильна для детей

Оценка двигательной активности детей на занятиях осуществляется путем вычисления общей и моторной плотности ( используя методику хронометража)

При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря ( педагогически оправданная деятельность), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, ожидание очереди, восстановление нарушенной дисциплины и т.д. ( не педагогически оправданная деятельность).

Общая плотность занятия = (полезное время/ продолжительность занятия) х 100%

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%. В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60 до 85%

Моторная плотность характеризуется процентным отношением времени, непосредственно затраченного на выполнение движений ( физических упражнений), к общей продолжительности занятия. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%

Моторная плотность = (время, затраченное на движения / продолжительность занятия) х 100

Двигательная активность детей зависит от методики организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод обучения, в связи с чем, моторная плотность может быть ниже.

Пути повышения общей и моторной плотности физкультурного занятия

• Воспитатель должен стремиться к максимальному использованию
времени на занятии, к более рациональной затрате его на разрешение
педагогических задач

• Дети должны быть подготовлены ( переодеты) к физкультурному
занятию заблаговременно

• Для более быстрого построения к выполнению упражнений следует
использовать ориентиры

• В первой части занятия рекомендуется включать больше знакомых
упражнений, изменяя отдельные детали их выполнения

• Исправлять ошибки детей следует по ходу выполнения упражнений (
методическими указаниями)

• В основной части занятия нужно избегать длительных перестроений и
пауз, связанных с подготовкой и уборкой мест

• Использовать разнообразные предметы при выполнении упражнений,
музыкальное сопровождение

• При подготовке к занятию тщательно продумывать способы
организации детей на выполнение физических упражнений

• Содержание занятия должно быть интересно детям, представлено на
достаточно эмоциональном уровне

• Чаще давать положительную оценку действиям детей, побуждая их к
активным двигательным действиям

• Соблюдение техники безопасности на физкультурных занятиях

Оценка физической нагрузки на занятии методом пульсометрии осущест­ вляется следующим образом: перед началом физкультурного занятия выбирается ребенок, средний по уровню физического развития и по уровню физической подготовленности. У него измеряется пульс до начала занятия, затем каждые 4 минуты на протяжении занятия или после каждого двигательного задания в вводной , в основной и заключительной части занятия. Последний раз пульс измеряется после того, как занятие проведено полностью.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая - графическое изображение частоты сердечных сокращений (ЧСС) постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная ЧСС обычно достигается после проведения подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. После вводной части занятия ЧСС возрастает на 15-20%, после основной - на 50-60% по отношению к исходной величине, а после подвижной игры учащение достигает 70-90 % (до 100%). После заключительной части ЧСС снижается и может превышать исходные данные на 5-10%, однако спустя 2-3 минуты должна возвратиться к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

Читайте также: