Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является

Обновлено: 05.07.2024

256. Принцип созревания личности, по Э. Эриксону, обозначающий постепенное развитие личности, переход от предыдущей стадии развития к последующей, называется:
• эпигенетический

257. Продолжение “кризиса идентичности” в зрелом возрасте связано с:
• выработкой новых моделей поведения
• выработкой новых способов реализации моделей поведения
• нахождением своего места в новых условиях

258. Проистекание аномального процесса старения и появление разрушительных изменений называется старостью
• патологической

259. Процент людей данного календарного возраста по отношению к остальному населению региона называют возрастом
• демографическим

260. Процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояния называют:
• рефлексией

261. Процесс социализации индивида наиболее интенсивно протекает на:
• втором-третьем годах жизни

262. Прошлое как совокупность факторов жизненного пути обеспечивает его:
• непрерывность

263. Проявлением интеллектуальной неготовности к школе является:
• вербализм

264. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
• "уход от реальности"
• демонстративность
• тревожность

265. Психика ребенка отличается от психики взрослого
• качественными компонентами

266. Психическое развитие человека на научном уровне объясняют:
• законы и закономерности

267. Психологи Женевской школы связывают развитие ребенка с развитием
• интеллекта

268. Психологическая готовность детей к школе включает готовность
• личностную и интеллектуальную

269. Психологически ответственное лицо — это человек, отвечающий:
• за свои поступки перед собой
• за содержание своей жизни
• перед другими людьми за свои поступки

270. Психологическим содержанием кризиса 3-х лет является:
• изменение системы отношений со взрослыми и выделение своего "я"

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

ВложениеРазмер
osnovnye_prichiny_nepodgotovlennosti_detey_k_shkole.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка: Подготовка к школе

Основные причины неподготовленности детей

к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию безумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, не довольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя, и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижает уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных задач.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности – сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях, детям походят другие виды художественной деятельности в том числе и изобразительная.

Но самое главное – снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, не обращать, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

Это еще один вариант неблагоприятного развития. Он проявляется, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовывать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых.

Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, которые обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном и литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе – целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются в тех случаях, исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне не достаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети не достаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторыми другими особенностями, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми заключается в обучении видам деятельности, характерным дошкольного возраста – игре, конструированию, рисованию, т.е. тем, которые соответствуют развитию мышления.

В учебную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие подготовительных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика.

В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание успеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Таким образом, у ребенка возникает чувство беспокойства, это является началом для появления страха и тревоги. Страхи бывают возрастные и невротические.

Возрастные страхи отмечаются у эмоциональных, чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они по действием следующих факторов: наличие страхов у родителей (тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, большое количество запретов и угроз со стороны взрослых).

Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок чувствует собственную неполноценность. Однако это как правило не вызывает сильного беспокойства со стороны взрослых. Однако тревожность – это один из предвестников невроза и работа по его преодолению – это работа по психопрофилактике невроза.

После адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируется. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью. Сделать это можно с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В, Амен).

Работа учителя или психолога по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающим ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.

Все выше сказанные говорит, что несформированность одного компонента школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе.

Это делает необходимым психологическую помощь на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения.

• общая психологическая готовность (степень интеллектуального развития, сенсорного восприятия и моторная активность);

• специальная психологическая готовность (владение нормами, предусмотренными ФГОС ДО);

• общая личностная готовность (уровень психического развития включающий в себя произвольность, способность к общению, положительное отношение к процессу обучения).

Поскольку психологическая готовность сложный комплекс, то несформированность какой-либо составляющей может привести к усложнению процесса адаптации, успеваемости ребенка в школе.

Формально психологическую готовность можно разделить на две формы: социально-психологическая готовность и учебная готовность.

Причины социально-психологической неготовности:

• возникновение чувства обиды на указание действовать согласно правилам;

Формы проявления социально-психологической неготовности:

• непосредственность на уроке;

• дети не усвоили правила ответа на уроке (чтобы спросить или ответить, нужно поднять руку);

• одновременные ответы нескольких детей (это ведет к тому, что дети не слушают друг друга);

• включение в работу только при непосредственном обращении;

Личные формы проявления социально-психологической неготовности:

Рассмотрим более подробно личные формы социально-психологической неготовности.

1. Тревожность возникает у ребенка тогда, когда им, его учебой не довольны, когда ожидания родителей, учителей высоки. В основе тревожности лежит чувство страха того, что он что-то неправильно сделал.

Нарастание тревожности, понижение самооценки приводит к снижению успешности ребенка. В дальнейшем неуверенность ребенка в себе приводит в некотором роде к атрофированному поведению, т. е. ребенка стремится четко следовать указаниям взрослого, действует только по шаблонам, боится проявлять инициативу.

Низкая успеваемость ребенка в школе приводит к концентрации общения именно на эту тему, что все более усиливает эмоциональный дискомфорт, тем самым создается замкнутый круг: личностные особенности воспроизводятся ребенком в деятельности, низкая успеваемость приводит к соответствующей реакции взрослого, эмоциональный дискомфорт ребенка увеличивается.

Преодолеть подобную ситуацию возможно путем изменения установок оценок взрослых, концентрацией внимания на даже самых незначительных достижениях, что приведет к снижению тревожности.

2. Демонстративность – это такое свойство личности, которое связано с завышенной потребностью человека во внимании к себе. Поведение ребенка характеризуется манерностью, а его преувеличенные реакции направлены на достижение самой важной цели – обратить внимание социума на себя и получить одобрение.

Причиной демонстративного поведения ребенка является нехватка любви, внимания взрослых. Однако, если ребенок получает достаточное количество внимания от взрослого, то возможно он просто избалован.

Негативистическая демонстративность проявляется не только в желании получить одобрение, но и выговоры, т. е. получение внимание любой ценой.

Таким детям рекомендуется различные виды деятельности, где они смогут получить достаточно внимания, а именно: концерты, спектакли, художественная и изобразительная деятельность.

Социально-психологическая готовность предусматривает развитие у детей необходимости в общении с социумом, развитие умение учитывать интересы, правила группы, развитие способности адаптироваться к новой системе обучения.

Отставание одного из компонентов психологической готовности приводит к изменению и других компонентов. Если ребенок обладает учебной готовностью, но наблюдаются несформированные компоненты психологической готовности, то это может привезти у снижению успеваемости и личностные трудности.

Учебная неготовность наблюдается в следующих проявлениях: вербализм, мотивация.

1. Вербализм. Дети обладает развитой речью, памятью, но имеют не достаточно развитые восприятие и мышление. Дети легко включается в беседу с учителем, но практическая деятельность им не интересна. Это приводит к тому, что дети не умеют действовать по образцу. Преодолеть эту проблему можно посредством практической деятельности, а именно: игра, конструирование, аппликация, рисование, лепка.

2. Мотивация подразумевает не только желание ребенка в приобретении и использовании школьной атрибутики, но и в желании узнавать новое, что возможно при сформированной системе мотивов.

Мотивационная незрелость ребенка может привести к низкой продуктивности. Мотивация также зависит от внутренней позиции ребенка, т. е. от направленности, стремлений ребенка.

Таким образом, несформированность какого-либо компонента готовности ребенка к школе приводит к психологическим затруднениям в обучении и сложностям в адаптации.

Список использованных источников

Подготовка детей к школе. Презентация к семинару

Подготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.


82. Характеристика речи ребенка раннего возраста, заключающаяся в его способности обозначать одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними, называется:
• предметным значением речи

83. Проявлением личностной неготовности ребенка к школе является:
• демонстративность

84. Из перечисленного, гипотетико-дедуктивное мышление основывается на развитии:
• комбинаторика
• пропозициональные операции

85. Неподготовленность личности к предстоящим физиологическим, психологическим и социальным изменениям в связи с процессом старения вызывает у человека следующие типы реакций:
• астенические
• депрессивные

Первоклассник

Компоненты психологической готовности

Для начала успешного обучения немаловажную роль играет психологическая готовность ребёнка к школе. Поэтому при коррекционной работе с детьми определяются варианты развития, которые наиболее благоприятно отразятся на психическом состоянии первоклассников. Компонентами психологической готовности являются интеллектуальные и личностные качества. Если одно из них недостаточно сформировано, то это становится помехой для обучения.

Учителя говорят о том, что личностные качества намного сложнее формировать, чем интеллектуальные. Психологическая готовность является целостной. Когда недостаточно сформирован один компонент, то он повлечёт за собой искажение или отставание других способностей в развитии. Однако комплексные отклонения встречаются намного реже, это такие случаи, где дети с некоторыми личностными особенностями неспособны освоить обучение.

Личностная неготовность определяется детской непосредственностью. Такие ученики отвечают на вопрос учителя одновременно, перебивая друг друга, торопятся и руку не поднимают. Они рассказывают учителю о своих чувствах и соображениях. Работают они хорошо только в том случае, если учитель обратился к ним непосредственно.

В остальных случаях урок им не интересен, поэтому они отвлекаются и являются нарушителями дисциплины. Из-за завышенной самооценки они часто обижаются на замечания учителя. Родителям дети жалуются на неинтересные уроки и плохую школу, или злую учительницу. Когда мотивационная сфера у ребёнка недостаточно сформирована, то продуктивность обучения невысока.

Интеллектуальная неготовность. Вербализм

Когда у ребёнка интеллектуальная неготовность преобладает, то он не может понять учебные задания и выполнить его успешно. Ребёнок получает низкие оценки. Развитие детей с преобладанием интеллектуальной неготовности идут в различных вариациях. Одним из таких вариантов является вербализм.

В основе вербализма лежит высокий уровень речевого развития. Ребёнок обладает хорошей памятью, но восприятие и мышление развиты недостаточно. Такие дети рано начинают говорить, овладевают грамматическими конструкциями намного быстрее, говорят сложными предложениями и имеют богатый словарный запас. Они больше уделяют времени на вербальную деятельность, чем занимаются практически.

Игры с детьми и сотрудничество с родителями их мало интересуют. Такое поведение приводит к неумению работать по заданному образцу, невозможности соотнести свою деятельность с заданными способами, следствием является неуспешное обучение. Коррекция состоит в возврате ученика на уровень дошкольного возраста, где играют, рисуют и конструируют. Данные виды деятельности очень хорошо развивают образное мышление.

А.Л. Венгером были описаны варианты развития детей в возрасте 6-7 лет. Одним из вариантов, способствующих развитию, не в лучшую сторону является тревожность. Она имеет ситуативный характер, но может приобрести и личностные особенности. Тревожность становится устойчивой при ежедневном недовольстве учебной работой первоклассника, как учителя, так и родителей.

Множество замечаний и упрёков приводят к усугублению ситуации. Ребёнок постоянно находится в напряжении и страхе, что работу выполнит неверно. Также завышенные требования родителей к способностям ученика способны вызвать состояние тревожности. Когда тревожность прочно закрепляется в поведении ребёнка, то его самооценка снижается, и учебные достижения падают.

Неуверенность в себе может привести к желанию следовать указаниям учителя бездумно, все действия как по образцу или шаблону. Первоклассник не может проявить инициативу, вследствие чего все знания закрепляются на уровне формальности.

При этом взрослые ещё больше усиливают дискомфорт ребёнка, постоянно указывая на его низкую продуктивность в учебной деятельности. Чтобы снизит тревожность ребёнка, следует сконцентрировать внимание не на его неудачах, а на успехах и достижениях. Такое отношение будет является стимулом для успешной учёбы, так как в этом возрасте дети стремятся чтобы их постоянно хвалили.

Читайте также: