Протоколы коллегиальных органов в школе

Обновлено: 05.07.2024

На педсоветах и оперативных совещаниях, которые будете проводить во втором учебном полугодии, фиксируйте результаты в протоколах по новому ГОСТу. В статье – образцы протоколов с рекомендациями по оформлению.

Протокол обеспечивает юридическую силу решений, которые приняли на педсовете или совещании. Поэтому важно оформлять этот документ. В статье – какую форму протокола использовать на разных собраниях, как оформлять реквизиты документа, как его регистрировать, а также образцы протоколов и журнала их регистрации.

Какой протокол выбрать

Есть два вида протоколов: краткий и полный. В кратком протоколе по каждому вопросу перечисляйте выступающих и принятые решения. В полном – документируйте весь ход обсуждения. Какой протокол составить, решает тот, кто председательствует на совете или совещании.

Поручите секретарю вести краткий протокол, если заседание носит оперативный характер. Используйте полный протокол, если нужно подробно документировать заседание. Например, когда обсуждаете конфликтную ситуацию.

Какой структуры придерживаться

Протокол состоит из двух частей – вводной и основной.

Вводная часть

Во вводной части надо указать председателя, секретаря. Там же нужно перечислить работников, которые присутствуют, приглашенных людей и указать повестку дня. Чтобы указать председателя, напишите фамилию и инициалы работника, который ведет заседание. Секретарь – работник, который составляет протокол. Напишите его фамилию и инициалы.

Если есть приглашенные лица, то напишите должности, фамилии и инициалы людей, которые не работают в образовательной организации, но участвуют в обсуждении повестки дня. Приглашенными также могут быть работники, которые не входят в состав, например, коллегиального органа, который проводит заседание.

Повестка дня – это перечень вопросов для обсуждения, должность, фамилия и инициалы докладчика по каждому вопросу, при необходимости – время на обсуждение вопроса.

? Новый секретарь школы настаивает, что не обязательно указывать повестку дня в протоколе. Директор сомневается. Секретарь прав?
Узнать ответ >>Да, это действительно не всегда обязательно. Не указывайте повестку дня, если она понятна из темы совещания или вы проводите оперативное совещание. В остальные протоколы повестку дня включайте.

Основная часть

Основную часть протокола изложите в виде разделов. Предусмотрите столько разделов, сколько вопросов в повестке дня. Номер раздела должен соответствовать номеру вопроса в повестке дня. Оформляйте каждый раздел по схеме: Слушали – Выступили – Постановили (или Решили).


Популярные программы обучения за 500 руб.

Оформляйте протоколы на стандартном листе бумаги либо на специальном бланке протокола. Бланк протокола, срок его подготовки и порядок работы с ним утвердите в Инструкции по делопроизводству.

Реквизиты протокола оформляйте по ГОСТ Р 7.0.97–2016. Проследите, чтобы в бланке протокола были обязательные реквизиты: наименование школы, вид документа, дата, регистрационный номер, место составления, заголовок к тексту (вид мероприятия), сам текст, отметка о приложении (если есть), подписи председателя и секретаря заседания.

? Учредитель запросил информацию о решении педсовета школы. Школа предоставила копию протокола. Это правильно?
Узнать решение >>Решение школы неверное. Нужно оформить выписку как точную копию части подлинного протокола, чтобы донести принятые на заседании решения до учредителя. Выписка воспроизводит все реквизиты бланка, вводную часть, вопрос повестки дня и текст, который отражает обсуждение вопроса и принятое решение. Выписку из протокола заверяет секретарь. Если выписку составляют для другой организации, то заверяет руководитель.

Как вести и регистрировать протоколы

Поручите вести протоколы секретарю заседания. Пусть он составляет их на основании стенограммы или диктофонной записи, своих рукописных записей, а также текстов докладов, выступлений, справок и проектов решений. Секретарем может быть секретарь руководителя или один из участников совещания, заседания, собрания.

Протокол подписывают председатель и секретарь. Копии предоставляют участникам совещания. Можете разослать их по электронной почте. Согласовывать протокол и знакомить с ним под подпись участников не нужно.

Номер протокола присваивайте по порядковому номеру заседания. Нумерацию ведите в пределах учебного года.

Протоколы с разными сроками хранения учитывайте в отдельных регистрационных формах.

ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ШКОЛЫ.
Решения коллегиальных органов образовательного учреждения докумен­тируются с помощью протоколов конференций, педагогических советов и т. д. В зависимости от вида заседания может быть выбрана одна из следующих форм протокола: краткая или полная.

Краткий протокол отражает обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Такой протокол рекоменду­ется вести только в тех случаях, когда заседание носит оперативный характер.

Полный протокол предполагает фиксацию не только обсуждавшихся вопросов, принятых решений и фамилий выступавших, но и достаточно под­робные записи содержания докладов и выступлений участников заседания, всех высказанных мнений, прозвучавших вопросов и реплик, замечаний и т. п. Полный протокол ведут при необходимости подробного документирования заседания.

Протоколы оформляются на бланках образовательного учреждения или на обычной бумаге.


  • наименование образовательного учреждения;

  • наименование вида документа (протокол);

  • дата заседания;

  • регистрационный номер;

  • место заседания;

  • гриф утверждения (если протокол подлежит утверждению);

  • заголовок к тексту;

  • текст;

  • подписи.

Номером (индексом) протокола является порядковый номер заседания. Нумерация протоколов ведется в пределах учебного года.

Заголовок к тесту протокола, как правило, отражает вид заседания или кол­легиальной деятельности и согласуется с названием вида документа, например:

Протокол заседания педагогического совета

Текст протокола.

Текст протокола состоит из вводной и основной части. Вводная часть содержит постоянную информацию (т.е. слова: "Председатель", "Секретарь", "Присутствовали") и переменную (фамилии, инициалы председателя, секре­таря и присутствующих). При необходимости указываются должности присут­ствующих, а также инициалы, фамилии и должности лиц, приглашенных на совещание.

При большом количестве участников заседания присутствующие не пере­числяются в протоколе, а указывается только их общее количество; отдельно составляется полный список присутствующих, который оформляется как прило­жение к протоколу.

Слова "Председатель", "Секретарь", "Присутствовали" пишутся от нуле­вого положения табулятора; после этих слов ставится тире и перечисляются инициалы и фамилии в именительном падеже. Фамилии присутствующих располагают в алфавитном порядке и печатают через один межстрочный интервал.

Текст основной части протокола составляется в соответствии с последова­тельностью вопросов, установленных повесткой дня, и, следовательно, содержит столько разделов, сколько пунктов включено в повестку дня. В соответствии с ней разделы нумеруются. Каждый раздел состоит из трех частей: "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "ПОСТАНОВИЛИ" ("РЕШИЛИ"), которые печатаются от левого поля прописными буквами, для того чтобы выделить в тесте протокола записи речи основного докладчика, участников обсуждения вопроса и постановляющей части, формулирующей решение заседания.

В части "СЛУШАЛИ" излагается текст выступления. Каждую фамилию и ини­циалы выступающего печатают с новой строки в именительном падеже.

Изложение записи выступления отделяют от фамилии тире, оно излагается от третьего лица единственного числа.

В части "ВЫСТУПИЛИ" фиксируются вопросы, если в ходе выступления они задавались докладчику, с указанием фамилии задавшего вопрос, текста вопроса и ответа на него.

В части "ПОСТАНОВИЛИ" ("РЕШИЛИ") отражают принятое решение по об­суждаемому вопросу. Текст постановляющей части печатается полностью в любой форме протокола. Если решение принимается по разным вопросам, то каждое из них излагается отдельным пунктом. Если один из пунктов постановления содержит решение об утверждении обсуждавшегося на заседании документа, то этот документ оформляется в виде приложения к протоколу, на котором должны быть указаны номер и дата протокола.

В практике чаще составляют краткий протокол, в котором указывают только список присутствующих, рассматриваемые вопросы и принятые решения.

Ниже представлен образец оформления краткого протокола.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Заседания педагогического совета
Председатель - А.М. Кротов

Секретарь - О.М. Дятлова

Присутствовали: 35 педагогов (список прилагается)

1. Об итогах работы за 2005/06 учебный год.

Выступление заместителя директора по учебной работе А.П.Караваева.

2. О разработке учебного плана на 2006/07 учебный год.

Выступление заместителя директора по методической работе М.Т.Петрова.

А.П.Караваев – изложение основных показателей работы школы в 2006/07 учебном году

( краткое содержание выступления).
ВЫСТУПИЛИ:

А.И.Егоров – (краткое содержание выступления).

Г.Е.Иванов – (Краткое содержание выступления).
ПОСТАНОВИЛИ:

1. Утвердить отчет об учебной работе.

М.Т. Петров – изложение основных учебных программ ( краткое содержание выступления).

2.1. Утвердить учебный план.

2.2. Распределить учебную нагрузку педагогов.
Приложение: 1. Список присутствующих.

Список присутствующих на заседании на 1л. в 1 экз.

Председатель ____________________________ А.М. Кротов

Секретарь _________________________ О.М. Дятлова

Выписка из протокола

Выписка из протокола представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящейся к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. Выписки используют для доведения принятых на заседании решений до заинтересованных лиц или организаций. Выписка воспроизводит: все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка: текст, отражавший обсуждение вопроса, и принятое решение. Выписку из протокола подписывает только секретарь, он же ее заверяет. Заверительная надпись пишется от руки и состоит из слова "Верно", указания долж­ности лица, заверяющего копию (выписку), его личной подписи, фамилии, инициалов и даты. Если выписка дается для представления в другую организа­цию, то она заверяется подписью руководителя образовательного учреждения и печатью.


  • наименование образовательного учреждения;

  • название вида документа (выписка из протокола);

  • дату (дата заседания);

  • номер или индекс;

  • место составления;

  • заголовок к тексту;

  • текст;

  • подписи;

  • отметку о заверении копии.

средняя общеобразовательная школа № 15

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

Заседания педагогического совета
Председатель - А.М. Кротов

Секретарь - О.М. Дятлова

Присутствовали: 35 педагогов (список прилагается)

2. О разработке учебного плана на 2006/07 учебный год.

Выступление заместителя директора по методической работе М.Т.Петрова.

М.Т. Петров – изложение основных учебных программ ( краткое содержание выступления).

2.1. Утвердить учебный план.

2.2. Распределить учебную нагрузку педагогов.

Председатель ____________________________ А.М. Кротов

Секретарь _________________________ О.М. Дятлова

Секретарь ___________________________ О.М. Дятлова

Книга протоколов педагогического совета

Книга протоколов педагогического совета фиксирует ход обсуждения вопросов, выносимых на заседания педагогического совета, предложения и замечания членов педагогического совета. Протокольно должны оформляться итоги работы образова­тельного учреждения по отдельным вопросам образовательной деятельности и в целом за учебный год. Перевод обучающихся и выпуск оформляются списочным составом.

Нумерация протоколов педагогического совета ведется с начала учебного года, т. е. протоколу августовского педсовета присваивается № 1.

Книга протоколов педагогического совета пронумеровывается, прошнуровыва­ется, скрепляется подписью руководителя и печатью образовательного учреждения; хранится в учреждении постоянно, при смене руководства передается по акту.

Наряду с книгой протоколов педагогического совета в образовательном учреждении должна быть папка с материалами предложений педсовета, а также докладов и объемных выступлений, вошедших в протокол с оговоркой "доклад, выступление прилагается".

При проверках ведения книги протоколов и решений педагогического сове­та нередко выявляется отсутствие записи о переводе обучающихся по итогам учебного года. В отдельных случаях отсутствует информация о целом блоке про­изводственной деятельности образовательного учреждения.

Презентация на тему: " Решения коллегиальных органов образовательного учреждения документируются с помощью протоколов конференций, педагогических советов и т.д." — Транскрипт:

2 Решения коллегиальных органов образовательного учреждения документируются с помощью протоколов конференций, педагогических советов и т.д.

3 Формы протокола КРАТКИЙ ПОЛНЫЙ

4 КРАТКИЙ ПРОТОКОЛ Отражает обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Краткий протокол рекомендуется вести только в тех случаях, когда заседание носит оперативный характер.

5 ПОЛНЫЙ ПРОТОКОЛ Отражает обсуждавшиеся на заседании вопросы, фамилии докладчиков и принятые решения. Предполагает подробные записи содержания докладов и выступлений участников заседания, всех высказанных мнений, прозвучавших вопросов и реплик, замечаний и т.п. Полный протокол ведут при необходимости подробного документирования заседания.

6 ПРОТОКОЛЫ ОФОРМЛЯЮТСЯ на бланках образовательных учреждений или на обычной бумаге.

7 Реквизиты протокола Наименование образовательного учреждения Наименование вида документа (протокол) Регистрационный номерТекстПодписиЗаголовок к тексту Гриф утверждения Место заседанияДата заседания

8 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 ПРОТОКОЛ с.Арзгир Заседания педагогического совета Председатель - А.М. Кротов Секретарь - О.М. Дятлова Присутствовали: 35 педагогов (список прилагается) ПОВЕСТКА ДНЯ: 1. Об итогах работы за 2005/06 учебный год. 2. О разработке учебного плана на 2006/07 учебный год. Выступление заместителя директора по методической работе М.Т.Петрова. 1. СЛУШАЛИ: А.П.Караваев – изложение основных показателей работы школы в 2006/07 учебном году ( краткое содержание выступления). ВЫСТУПИЛИ: Г.Е.Иванов – (Краткое содержание выступления). А.И Егоров – (краткое содержание выступления) ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить отчет об учебной работе. 2. СЛУШАЛИ: М.Т. Петров – изложение основных учебных программ ( краткое содержание выступления). ПОСТАНОВИЛИ: 2.1. Утвердить учебный план Распределить учебную нагрузку педагогов. Приложение: 1. Список присутствующих. Список присутствующих на заседании на 1л. в 1 экз. Председатель ____________________________ А.М. Кротов ( личная подпись) Секретарь _________________________ О.М. Дятлова

9 ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА Представляет собой точную копию части текста подлинного протокола, относящейся к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. Выписки используют для доведения принятых на заседании решений до заинтересованных лиц или организаций

10 ВЫПИСКА ВОСПРОИЗВОДИТ Все реквизиты бланка; Вводную часть текста; Вопрос повестки, по которому готовится выписка; Текст, отражавший обсуждение вопроса; Принятое решение.

12 Реквизиты выписки из протокола Наименование образовательного учреждения Наименование вида документа (выписка из протокол) Номер или индексТекстПодписиЗаголовок к тексту Отметку о заверении копии Место составления Дата заседания

13 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА с.Арзгир Заседания педагогического совета Председатель - А.М. Кротов Секретарь - О.М. Дятлова Присутствовали: 35 педагогов (список прилагается) ПОВЕСТКА ДНЯ: 2. О разработке учебного плана на 2006/07 учебный год. Выступление заместителя директора по методической работе М.Т.Петрова. 2. СЛУШАЛИ: М.Т. Петров – изложение основных учебных программ ( краткое содержание выступления). ПОСТАНОВИЛИ: 2.1. Утвердить учебный план Распределить учебную нагрузку педагогов. Председатель ____________________________ А.М. Кротов ( личная подпись) Секретарь _________________________ О.М. Дятлова ВЕРНО Секретарь ___________________ О.М. Дятлова

14 Книга протоколов педагогического совета Фиксирует ход обсуждения вопросов, выносимых на заседания педсовета, предложения и замечания членов педсовета. Нумерация протоколов ведется с начала учебного года, т.е. протоколу августовского педсовета присваивается 1 Книга пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью руководителя и печатью ОУ; хранится в ОУ постоянно, при смене руководства передается по акту

В соответствии с Законом об образовании (ч. 4 ст. 26) статус коллегиальных органов управления школой имеют:

— общее собрание (конференция) работников (либо работников и обучающихся),

  • согласно Уставу образовательной организации:

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления школой, порядок принятия ими решений и выступления от имени школы устанавливаются ее Уставом в соответствии с законодательством РФ. При этом должны быть четко определены перечень функций и полномочий руководителя, как единоличного исполнительного органа школы, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, и перечень функций и полномочий, передаваемых ее коллегиальным органам управления (п.3 ст. 26 №273-ФЗ).

В отличие от органов самоуправления коллегиальные органы управления школой имеют право принимать решения по тем вопросам, которые оговорены в ее Уставе. Решения являются обязательными для всех участников образовательных отношений — родителей, учащихся, педагогов, директора и администрации школы. Коллегиальный орган управления школой имеет право выступать от ее имени.

Коллегиальные органы управления могут также контролировать исполнение принятых решений, что позволит свести к минимуму риск отрицательного результата работы.

По мнению начальника управления Рособрнадзора Евгения Семченко, Управляющие советы, имеющие статус коллегиального органа управления школ, могут быть привлечены к оценке качества образования, на основании объективных данных принимать решение или рекомендовать органам власти применять те или иные решения в отношении согласования образовательных программ, формирования программ повышения квалификации и переподготовки учителей, формирования комплекта учебников, делать предложения по корректировке образовательных стандартов.

Примечание. Выступать от имени школы означает иметь право:

  • представлять интересы школы перед любыми лицами и в любых формах, не противоречащих закону, в том числе обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления с заявлениями, предложениями, жалобами;
  • совершать сделки;
  • защищать права и законные интересы школы всеми допустимыми законом способами, в том числе в судах.

По инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в целях учета мнения указанных лиц по вопросам управления школой и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы этих лиц (ч. 6 ст. 26), в школе могут быть созданы:

  • советы обучающихся,
  • советы родителей (законных представителей),
  • представительные органы работников.

Порядок учета мнения этих органов также должен быть определен Уставом школы. А вот сам состав и порядок работы их регламентируются не уставом и локальными нормативными актами школы, а внутренними положениями и иными документами таких органов.

Примечание. Органы, созданные в целях учета мнения родителей и обучающихся, могут иметь различные наименования: советы родителей (законных представителей), советы обучающихся, в том числе и традиционные: родительские, ученические комитеты и др., так как Закон об образовании не требует их изменения.

Таким образом, включение в структуру управления школой коллегиальных органов управления, представительных органов обучающихся и родителей, дает родителям большие возможности влиять на положение дел в учреждении при условии их активной позиции. Там же, где коллегиальные органы управления школой функционируют формально, как правило, управление характеризуется слабыми механизмами контроля деятельности руководства, малой прозрачностью основных процессов, отсутствием доступа к информации о результатах деятельности школы, и все решает единолично руководитель школы и его администрация.

Читайте также: