Протокол педсовета по предметно развивающей среде в доу

Обновлено: 31.05.2024

2. "Модернизация предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента в условиях ФГОС ДО"

Модернизация предметно-пространственной среды для реализации регионального компонента.pdf (скачать) (посмотреть)

3. Зонирование и динамичность пространства группы"

4. "Зонирование РППС. Тематические и модульные уголки в группе ДОУ"

5. "Зонирование РППС. Центры экспериментирования"

6. "Организация развивающей среды для формирования самостоятельной деятельности и творческих способностей"

Дата последнего изменения на сайте: 22.02.2022

При использовании материалов сайта активная прямая ссылка на источник обязательна

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить педагогов с итогами деятельности д/с за летний период, принять и утвердить планы деятельности ДОУ на 2016-2017 учебный год, совершенствование методов организации предметно-развивающей среды групповых помещений.

ПРОТОКОЛ № 1

заседания Педагогического совета от 31. 08. 2016 г.

Присутствовало: 7 человек (воспитатели всех возрастных групп, музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий ДОУ).

Председатель: Ведерина И.А.. - старший воспитатель.

Секретарь: Палагина В.В.- воспитатель.

Цель: познакомить педагогов с итогами деятельности д/с за летний период, принять и утвердить планы деятельности ДОУ на 2016-2017 учебный год, совершенствование методов организации предметно-развивающей среды групповых помещений.

План проведения:

Подведение итогов работы в ЛОП 2016г.

Анализ готовности ДОУ к учебному году.

Утверждение локальных актов в соответствии с ФГОС ДО, планов деятельности ДОУ , режима дня на 2016 – 2017 уч. год. Ознакомление с локальными актами МБДОУ.

Реализация требований ФГОС к предметно-развивающей среде в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС ДО.

По первому вопросу слушали заведующего Каракаш О.В. , которая сообщила тему и повестку педсовета. Далее Каракаш О.В. отметила, что все вопросы, вынесенные на прошлом педсовете, выполнены.

Признать работу педагогического коллектива в летне-оздоровительный период удовлетворительной.

По третьему вопросу слушали заведующего ДОУ Каракаш О.В, которая в своем выступлении отметила, что наряду с учебно-воспитательным процессом проводилась работа по подготовке к новому учебному году. В соответствии с возрастными особенностями детей были оформлены группы и раздевалки: уголки для родителей и для детских работ, экологические, игровые, книжные, методические уголки и др., а так же приобретены игровые наборы для ознакомления воспитанников ДОУ с правилами ПДД. Изготовлены стенды в общем коридоре. Работу сотрудников детского сада по подготовке к новому учебному году комиссия по приемке ОУ района признала удовлетворительной.

Принять к сведению локальные акты ДОУ. Утвердить локальные акты в соответствии с ФГОС ДО, планы деятельности ДОУ , режима дня на 2016 – 2017 уч. год.

По пятому вопросу слушали старшего воспитателя Ведерину И.А., которая провела анализ состояния предметно-развивающей среды ДОУ, в соответствии с требованиям СанПин и ФГОС ДО. Она рассказала, что все обследованные группы обеспечены игрушками и частично материалами для сюжетных игр. Особенно слабо представлены игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр. Главная проблема организации предметной среды ДОУ – недостаток материала для самостоятельной деятельности детей, а также его недоступность, сочетающиеся с обилием развивающих игрушек и материала. Она обратила внимание воспитателей на эстетичность предметно-развивающей среды, в частности на оформление музыкального зала, игровой ДОУ. Ведерина И.А. определила перспективы развития предметно-развивающей среды в ДОУ:

- совершенствование методов организации предметно-практической деятельности;

- обогащение предметно-развивающей среды групповых помещений.

- использование ИКТ технологий.

Создать оптимальные условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Для этого необходимо:

- обогатить и разнообразить состав образных игрушек – кукол мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;

- обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;

- расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть в открытом доступе для детей.

- создать специальные зоны и комплекты для режиссерской игры;

- в течение года оформлять контейнеры с атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

- Обогатить предметную среду групп ДОУ материалами для детского экспериментирования.

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:

Признать работу педагогического коллектива в летне-оздоровительный период удовлетворительной.

Работу сотрудников детского сада по подготовке к новому учебному году признать удовлетворительной.

Принять к сведению локальные акты ДОУ. Утвердить локальные акты в соответствии с ФГОС ДО, планы деятельности ДОУ на 2016 – 2017 уч. год.

Регулярно обновлять и пополнять предметно-развивающую среду в группах, особое внимание уделить участкам групп в преддверии летнего оздоровительного периода. Применять ИКТ в воспитательно – образовательном процессе.

Автор: Козик Марина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Яйский детский сад "Чайка"
Населённый пункт: пгт Яя, Яйский район, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО" Педагогический совет
Раздел: дошкольное образование

«Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду

Цель: повышение компетентности педагогов в создании развивающей

предметно-пространственной среды для обеспечения полноценного развития

личности детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи: провести анализ педагогической деятельности по организации

развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учётом основной

обеспечения разнообразной деятельности детей в соответствии требований

прогнозировать развивающую предметно-пространственную среды в группах

детского сада с учётом Стандарта ДО.

План педсовета.

поиск их решения.

П р е з е н т а ц и я

« О р г а н и з а ц и я развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями

10. Подведение итогов педсовета.

Ход педагогического совета

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от

Елена Ивановна Тихеева, педагог, профессор

РГПУ имени А.И. Герцена.

Вводная часть

развития личности ребёнка является окружающая среда – среда, в которой

пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это

связано с введением ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.

Предлагаю ответить на следующие предположения:

взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.

информация, чем теоретическая, потопайте ногами.

- Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный

стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните

потребностей и интересов, помашите рукой.

- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны,

В с т у п и т е л ь н о е

« Р а з в и в а ю щ а я

п р е д м е т н о -

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является

создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую

деятельность каждому ребёнку, позволив ему наиболее полно реализовать

индивидуальности каждой личности.

п о зн а ват е л ь н у ю

т во рч е с ку ю

д е я т е л ь н о с т ь ,

р а зв и ва е т с я

развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды

Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребёнка

в определённый момент своего развития.

Во-вторых, деятельность в условиях обогащённой предметной среды

окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению

п од д е р ж к и

индивидуальности и целостного развития ребёнка до школы, а также служит

Воспитатель должен помочь ребёнку обнаружить в себе и развить то,

инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:

п р ед м е т н о -

возможностей детей и содержания Программы.

- обеспечить продуктивность использования развивающей предметно-

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно

- иметь привлекательный вид;

- выступать в роли естественного фона жизни ребёнка;

- положительно влиять на эмоциональное состояние;

- помогать ребёнку индивидуально познавать окружающий мир;

возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными

желания играть. В ней нет элемента неожиданности: всё знакомо с первого

большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности

эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.

Педагоги делятся на мини-группы.

согласно образовательным областям и возрасту детей.

необходимым материалом и оборудованием.

Презентация

воспитателя

«Организ ация развивающей

предметно-пространственной

дошкольного

которых не достаёт в тексте. Затем общее обсуждение.

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе

для удовлетворения потребности в … активности.

Правильно организованная Среда позволяет каждому малышу найти

поступки, а ведь именно это и лежит в основе …. обучения.

необходимо учитывать ведущую роль …. деятельности в развитии, это в свою

положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру,

основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены

отношение, стремиться к …. и взаимодействию.

Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется

с учётом возможностей для детей …. и заниматься отдельными подгруппами.

Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному

дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие …

психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ….

среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам

понять это новое положение.

заниматься …. делом. Размещение оборудования по ….. позволяет детям

р и с о ва н и е ,

т е ат р а л ь н о - и гр о ва я

д е я т е л ь н о с т ь ;

экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы,

устройства и игрушки и т.д. (полный текст см. Приложение).

6. Итоги тематической проверки

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в

Оборудование для проведения игры: волчок, игровое поле, карточки с

Задание: играющие делятся на 2 команды. Каждая команда выбирает

себе название. Ведущий вращает волчок, команды по очереди отвечают. В

случае если команда не может ответить, за неё отвечают соперники. За

правильный ответ команда получает фишку, выигрывает та команда, которая

наберёт большее количество фишек-очков.

(Фед е р а л ь н ы й

государственный образовательный стандарт дошкольного образования)

организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное

физическом и духовном развитии в целом)

двигательную активность детей, о так же возможность уединения)

5. Каким должно быть оборудование в ДОО? (оборудование помещений

привлекательным, развивающим. Мебель должна соответствовать росту и

возрасту детей, игрушки обеспечивать максимальный для данного возраста

6. Что необходимо учитывать при организации РППС? (Реализацию

деятельность; учет возрастных особенностей детей)

7. Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации

8. Чему должна соответствовать насыщенность РППС? (Насыщенность

п р е д п о л а г а е т

т р а н с ф о р м и р у е м о с т ь

разнообразного использования различных составляющих предметной среды,

например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.)

предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств

выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление

новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную

и исследовательскую активность детей)

осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в

детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования)

(Требованиям СанПин 2.4.1.3049-13).

14. Определите, к какой образовательной области относится уголок

15. Определите, к какой образовательной области относится уголок

16. Определите, к какой образовательной области относится уголок «Я

Автор: Харужева Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педсовет "Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование

«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию

комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить

пути совершенствования работы в данном направлении.

План педагогического совета:

1.Подведение результатов самоанализа педагогами разных возрастных групп

состояния РППС в группе.

2. Результаты анкетирования родителей воспитанников.

3.Итоги тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению

проблем и поиск путей их решения.

4.Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по образовательной

6. Принятие решений педагогического совета

Предварительная работа:

1.Изучение методической литературы по теме педсовета.

2.Выставка методической литературы по теме педсовета

3. Разработка и заполнение карт самоанализа педагогами разных возрастных групп

состояния РППС в группе.

4.Анкетирование родителей воспитанников «Оценка условий предметно-

5. Тематический контроль и оформление аналитической справки «Состояние работы в

ДОУ по наполнению развивающей среды в соответствии с образовательными

6.Разработка положения и проведение смотра-конкура предметно-пространственной

8. Подготовка почетных грамот по итогам смотра-конкурса.

Ход педагогического совета

Педагоги пишут на листьях свои ожидания от предстоящего педагогического совета.

Что нового и интересного они хотели бы узнать по изучаемой теме. Подписанные

листья размещают на дерево (мольберт с изображением дерева)

2.Вступительное слово

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную

реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая

предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и

совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,

двигательной активности детей, а также возможности для уединения. ( ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на

создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений,

включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление

физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное

благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-

развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при

этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.

В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать

педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным,

гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги

должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса

(детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в

Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно-пространственную

развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности,

реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные

потребности в свободном выборе.

2. Выступление воспитателей всех возрастных групп - самоанализа состояния

РППС в группе (с презентацией) .

3.Итоги анкетирования родителей «Оценка условий предметно-пространственной

2.Как Вы считаете, достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития

3.На ваш взгляд, присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы

воспитателей и детей? ( детские выставки, интерьер группы)

4.Принимаете ли Вы участие в помощи создания предметно- развивающей среды?

4.Выступление старшего воспитателя с аналитической справкой по итогам

тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по наполнению развивающей

воспитателей ( приложение №2).

5. Итоги смотра-конкурса предметно-пространственной среды по

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников

дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС ДО к

развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

• Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-

пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями

• Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и

ситуаций, аналитические способности.

Категория участников: педагогические работники ДОО

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями,

фишки, листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, набор

Правила игры

Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых

игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры

определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают

фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Закончить утверждение, дав быстрый и правильный ответ:

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС)

Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это

требований ФГОС к

• результатам освоения Программы

• условиям её реализации

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность

******* и совместной деятельности детей и взрослых,************ активности детей,

а также возможности для уединения. ответ : Развивающая предметно-

пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной

деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?

ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта

деятельности, типа образовательного учреждения.

Почему, среда называется развивающей?

ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка,

обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все

потенциальные возможности каждого ребенка.

о каком центре развития идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной

активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие

о каком центре развития идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование

индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям

какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла,

коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);

как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета,

как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и

макросреды. Микросреда – это ………….. ответ: внутреннее оформление помещений.

Перечислите элементы, относящиеся к макросреде……… (фойе, студии и музеи ДОУ

участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород и т.д.);

развивающей среды центра по желанию. Оценка- презентация центра, правильно

подобранный предмет и насыщенность.

Командам раздаются круги-сектора: центр физического развития, центр искусства и

творчества, центр сюжетно-ролевой игры, центр экологии и экспериментирования.

Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами, соответствующими данному

Выбрать 4 правильных ответа

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяют следующие типы

маркеры игрового пространства;

маркеры игрового пространств

Выбрать 4 правильных ответа

Основными требованиями к организации предметно-пространственной среды ДОУ

ограничение возможности самостоятельно моделировать среду

отсутствие пространственной и визуальной изоляции

Выбрать 2 правильных ответа

Разработчики концепции построения развивающей предметной среды в ДОУ (В.А.

Петровский, С.Л. Новоселова) опираются на подходы:

Выбрать 2 правильных ответа

Динамика изменения содержания развивающей предметной среды зависит от:

развития каждого вида деятельности в онтогенезе;

личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми возможности

соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей.

развития каждого вида деятельности в онтогенезе

соответствия возрастным и психофизиологическим особенностям детей

Рефлексия : Педагоги выбирают по цвету листьях и прикрепляют на дерево, на свои

листочки зачитывая вслух и подводя итог ожидаемого результата. Зеленые листочки -

ожидания выполнены в полной мере, желтые- частично, красные - не реализован.

Какое дерево получилось.

Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали наши знания в области ФГОС

ДО. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства

эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку

важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является среда, в

которой проходит воспитательный процесс.

Благодарю, коллеги, за активность и проявленный профессионализм.

Проект решения педагогического совета.

1. Признать работу по созданию развивающей предметно пространственной среды

2.Педагогическому коллективу необходимо использовать новые педагогические

технологии, которые способствуют развитию творческого потенциала дошкольников,

самовыражению и раскрытию дошкольников, ориентирует педагога на

профессионально – личностное развитие и повышение его профессиональной

3.Своевременно обновлять и пополнять развивающую предметно пространственную

среду групп ДОУ в соответствии с ФГОС.

4. Старшему воспитателю оказывать консультативную методическую помощь

Памятка для воспитателей

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в

группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные

качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда

может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной

организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой,

мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например,

стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация,

жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной

организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с

введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были

разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной

программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и

обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной

организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей,

согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями

воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не

только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной

деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна

строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать

индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня

активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими

познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-

пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым

ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать

развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании

развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения,

рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Принцип дистанции позиции при взаимодействии.

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с

ребёнком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребёнком, доверительные

возможность даёт соответствующая организация обстановки в группе, которая

позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребёнка и взрослого.Здесь

уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и

ребёнка в создании окружающей среды, которая может измениться и легко

трансформироваться. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды,

мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности

обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную

деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели,

предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стёкла,

пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для

изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован на создание условий для

изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые

комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

В них должны быть:

* ёмкости для хранения игрушек;

* мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону –

это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим

разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических

зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

*использование игрового спортивного оборудования;

*использование игровых столов сложной конфигурации;

*использование вертикальных разделителей;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность

построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься

одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр,

строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития

сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный)

позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха,

проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения

различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также

различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные

буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-

печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими

школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,

фотографии школьников – старших братьев или сестёр, атрибуты для игр в школу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию

человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое

внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои

склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы

материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для

развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской

одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам –

детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских

богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те

образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать

развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

дидактического и демонстрационного материала;

материала для продуктивной деятельности;

атрибутики для творческой деятельности;

спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную,

многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию

основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и

детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно

образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться

сбалансировано, сообразно педагогической ценности. Среда не должна быть

архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы,

показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду

Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учётом

принципа интеграции образовательных областей, материалы и оборудование для одной

образовательной области могут использоваться м в ходе реализации других областей.

В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской

деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?

Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на

Читайте также: