Пространственное мышление в доу

Обновлено: 07.07.2024

Ребенок с хорошо развитыми пространственными представления не испытывает трудности при обучении письму

Если спросить родителей, что должен уметь ребенок при поступлении в школу, то многие ответят: читать, писать, рисовать. И мало кто из них задумается о таком необходимом навыке, как ориентировка в пространстве, который имеет большое значение для успешного обучения. Специалисты отмечают: дети, у которых плохо развиты пространственные представления, испытывают трудности при обучении письму и математике. Что могут сделать родители, чтобы своевременно развивать у ребенка пространственное мышление? На помощь приходит специальная методика, помогающая подготовить к учебе будущего первоклассника.

Что надо знать родителям о пространственном мышлении?

В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.

Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.

Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:

Мальчик дарит маме цветы

  • свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
  • определять движения вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево.
  • обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
  • моделировать положение объектов в пространстве;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
  • графически воспроизводить различные направления.

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

Знания о пространственных представлениях можно закреплять при кормлении ребенка

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой - правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа - слева, впереди - сзади, вверх - вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Какие игры и упражнения помогут освоить умение ориентироваться в пространстве?

Развитие пространственного мышления интенсивно происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущей деятельностью. Поэтому методика предполагает опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. В методике накоплено много словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами. Основой всех действий взрослого и ребенка послужит главная для данного возраста задача.

Игры для малышей

Развивающие задания для малышей должны быть направлены на восприятие собственного тела (левая и правая сторона), определения положения предмета вверху - внизу. Учитывая стремление детишек этого возраста к большой двигательной активности, методика предлагает подвижные игры, упражнения с предметами.

Совет! На первых порах малышу потребуется зеркальное отражение движений, так как он еще только усваивает пространственные представления относительно своего тела.

Игры с мячом

Задания с мячом помогают детям легко ориентироваться в пространстве. Например, можно предложить бросать мяч вверх - вниз или поочередно левой, правой рукой, толкать мяч левой или правой ногой. Взрослый четко называет руку или ногу, которой производится движение.

Игрушки – помощники

На прогулке с ребенком в играх можно закреплять понятия право-лево

Стихи и потешки в обучении

Большую пользу и удовольствие маленьким деткам доставят стихи и шутки - прибаутки, которые могут сопровождать упражнения. Взрослый читает стихотворение, а ребенок выполняет движения.

Стихи Е. Благининой:

Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они ‒ сапожки.
Этот ‒ с левой ножки,
(ребенок показывает ножки и сапожки)
Этот ‒ с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
(Объяснить, что галошки - это очень низкие сапожки, показать рукой на детском сапоге)
Эта ‒ с правой ножки,
Эта ‒ с левой ножки.
Вот как хорошо!

Стихотворение И. Токмаковой:

(Взрослый читает) Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.

(Ребенок выполняет движение ножкой) Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова ‒ правою ногой,
Снова ‒ левою ногой,
После ‒ правою ногой,
После ‒ левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Ну-ка, топни ногой,
И притопни другой.
Топни левой,
Топни правой.
Левой, правой,
Левой, правой.

На полянке два жука (можно выполнять под веселую мелодию)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ,топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?

Творческие задания

Взрослый, проявляя творчество, может сам придумать забавы для своего малыша:

Упражнения для детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте восприятие окружающего мира совершенствуется, поэтому методика предлагает более сложные задания для развития пространственных представлений:

Сюжетные игры

Девочка играет в сюжетные игры

Для знакомства с новым представлением ‒ ориентировки относительно предметов широко используются игрушки. Дети любят сюжетные игры, поэтому можно использовать знакомые ситуации для задания:

Можно придумать разные сюжеты, наблюдательные родители знают, в какие игрушки любит играть их малыш.

Игры в прятки

Подвижные игры

Игры с мячом, кеглями, другими спортивными предметами также помогут дошкольникам ориентироваться в пространстве. Например, популярны среди детей игры:

Задания для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте накапливается определенный чувственный опыт, восприятие представлений расширяется. Поэтому главным содержанием занятий становится самостоятельное моделирование пространства, его графическое изображение, ориентировка в двухмерном пространстве. Методика предлагает для заданий игровые упражнения - алгоритмы, требующие применения логического мышления:

Совет! Для развития пространственных представлений, которые необходимы при обучении письму и математике, нужно закрепить в графических диктантах умение находить части, углы, центр листа.

Настольные игры

Игра в шахматы полезна для развития пространственных представлений

Классикой в методике являются настольные игры для ориентировки в пространстве.

Играющие садятся напротив друг друга, ведущий объясняет, что все движения, которые он покажет, надо делать наоборот. Например, он прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок ‒ правую .

Словесные игры

Чтобы дошкольник активно пользовался ориентировочными понятиями, их нужно ввести в его активный словарь. Для этого предлагаются словесные игры:

Мама с дочкой в процессе одевания играет в словесные игры

В методике развития пространственного мышления представлено много заданий, которые родители с успехом могут использовать для домашних занятий. Наиболее ценными будут игры, изобретенные взрослыми совместно с дошколятами, так как лучше всего запоминается то, что придумано самостоятельно.

Читайте также: