Пропаганда эффективного и рационального использования энергоресурсов в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В условиях острого дефицита мощности эффективной антикризисной мерой может являться оперативное энергосбережение, которое заключается в активных призывах к населению ограничить потребление электроэнергии, особенно в пиковые часы потребления. При угрозах массовых, аварийных отключений оперативное энергосбережение – единственная альтернатива гораздо более серьезным экономическим кризисам и перебоям.

1. Общие сведения о пропаганде энергосбережения

от 03.04.2013 N 512-р и других Федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В настоящее время создается государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, которая содержит следующую информацию:

о ходе реализации региональных, муниципальных программах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

об объеме использования энергетических ресурсов, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

данные энергетических паспортов по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований;

данные реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования;

данные по энергосервисным договорам (контрактам), заключенным для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

о продукции, технологических процессах, связанных с использованием энергетических ресурсов, имеющих высокую энергетическую эффективность;

о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению, о перспективных направлениях энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

об объеме предоставления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

о нарушениях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

о нормативных правовых актах РФ, нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

1.2 Сущность и механизмы пропаганды энергосбережения

Сегодня перед нашим государством стоит важная задача — переломить в сознании граждан стереотип о неисчерпаемости энергоресурсов, научить каждого гражданина личной ответственности за их экономную трату.

Нерациональное использование энергетических ресурсов приводит к их дефициту.

Пропаганда - (от лат. рropaganda - распространение) деятельность, направленная на распространение знаний и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей.

Пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:

- быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

- привлекать внимание этой аудитории и соответствовать ее интересам;

- соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

- удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Энергосбережение – это не только сбережение энергоресурсов, но и их рациональное использование. Необходимо донести до потребителей важность и необходимость рационального использования энергоресурсов, как в быту, так и в учреждениях, показать все достоинства современных энергосберегающих технологий и мероприятий.

Мировой опыт организации работы по энергосбережению показывает, что энергосбережение без широкой разъяснительной кампании невозможно.

Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. При этом адаптированная информация должна быть адресована в разные сферы:

учреждения здравоохранения, культуры и спорта;

бытовые потребители и пр.

Для преодоления психологической защиты, которую выстраивает человек, сознательно пытаясь оградиться от пропаганды, необходимо создать определенное настроение с одновременной передачей пропагандистской информации. Поэтому пропаганда к энергосбережению не должна восприниматься человеком, как призыв к аскетизму и ограничению, учитывая сложившееся традиционное отношение к энергоресурсам, как к круглосуточно доступным и потребляемым без ограничений. Должна быть решена сверхсложная задача - устранить прежнее отношение и внедрить в сознание человека новые ценности, т.е. создать привычку задумываться о последствиях простых и привычных действий каждого человека, таким образом сделать энергосбережение осознанным выбором.

Механизмы воздействия пропаганды:

1. Средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) используемых в следующих направлениях:

проведение тематических телепередач, информационнопросветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в этой области;

для всех (например, с точки зрения экологии);

Люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого его сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий;

- использование рекламных площадей (перетяжки, щиты, транспорт);

- использование сети Интернет;

- использование печатной продукции (листовок, буклетов, брошюр).

Например, подготовка и издание брошюры для жителей (доставка в почтовые ящики), содержащей сведения о возможностях экономии и снижения платежей, требований законодательства и запретов, гарантий для жителей и объяснений, что они могут требовать, советов, справочной информации, телефонов, куда обращаться, рекомендаций, как выбирать бытовые приборы, их маркировка и т.д.;

- вовлечение людей в качестве участников какого-либо действия в большей степени меняет их взгляды, чем у пассивных наблюдателей.

Например, конкурсы энергосберегающих проектов на уровнях муниципалитета, организации, учебного заведения, введение уроков энергосбережения в школах, при этом, дети после проведения урока могут участвовать в конкурсе рисунков или сочинений. Об эффективности такого воздействия свидетельствует как мировая, так и российская практика.

Конкурс детских творческих работ и педагогических разработок в сфере энергосбережения привлекает внимание педагогов и детей к проблеме разумного и рационального использования энергии, а через детей, в процессе их творчества дома, влияние оказывается на членов их семей.

1.3 Исторический опыт пропаганды энергосбережения

Идея энергосбережения возникла в Европе, во Франции. Предложение услуг по энергосбережению владельцам жилых зданий и промышленных объектов с условием их оплаты из суммы достигнутой экономии ресурсов стало революционным и не имело аналогов во всем мире.

помогло Швеции снизить потребление на 4% за три дня, а Калифорнии - на 14% за пару месяцев. Массовая информационная кампания по энергосбережению принесла определенные плоды в Токио, Калифорнии, Бразилии и Новой Зеландии.

В России в советский период тема рационального и бережного отношения к энергоресурсам существовала лишь на уровне государственной социальной рекламы (пропаганды).

К вопросам энергетической эффективности вернулись в пятидесятые, причём речь в первую очередь шла о промышленности, на которую, в отличие от ЖКХ, традиционно приходится львиная доля потребляемой электроэнергии. Например, в 1954 году, когда темпы ввода жилья увеличились более чем в два раза, появился плакат, призывающий экономить электроэнергию и разъясняющий, что 1% экономии на заводе равен потреблению двух тысяч квартир.

В 70-х годах агитационная кампания по энергосбережению практически прекратилась.

В конце 80-х и начале 90-х активно использовали социальную рекламу.

Когда СССР распался, Россия, как и многие другие страны СНГ, оказалась перед серьезной проблемой отсутствия реально работающих моделей энергосбережения.

2. Пропаганда и популяризация энергосбережения в образовательных учреждениях

Система образования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна решить ряд основных задач:

распространение знаний по проблеме в широких массах, начиная с раннего детства;

воспитание сознательного стремления и умения реализовывать энергосберегающие мероприятия;

формирование энергосберегающего образа жизни за счет мотивации рационального энергоиспользования и т.п.

Агитационные мероприятия для детей, родителей и работников ДОУ:

- размещение во всех помещениях агитационных табличек:

- использование агитационных слоганов по энергосбережению:

Проведение тематических занятий, бесед, концертных 2.

выступлений и др. по пропаганде эффективного использования энергоресурсов с детьми дошкольного возраста.

Цель:

- закрепление представления детей об экономии;

- рассказ о возможностях экономии: тепла, предметов потребления, путей добывания, сохранения и транспортировки воды, тепла;

- уточнение у детей представления об этих процессах;

- рассмотрение рисунков и закрепление знаний в дидактических и подвижных играх;

- воспитание бережного отношения к водным ресурсам, уважения к результатам труда людей, благодаря которому всем детям тепло и уютно не только в группе, но и дома.

Формы занятий проходят в виде сюжетно-ролевых, спортивных игр, постановок миниатюрных спектаклей, сказок, конкурсов стихотворений, рисунков, рассказов Главная задача педагога в том, что он должен научить детей осознавать, что человек не один на этой Земле, что необходимо бережно относиться к природе и использовать разумно природные ресурсы – воду, нефть, газ, являющиеся источником тепла и электричества.

3. Основные направления работы с родителями:

Примеры анкет:

Анкета №1 Цель: выявление отношения в семье к энергосбережению.

1.Повышение тарифов на воду, электроэнергию и отопление обосновано еще и тем, что каждый должен помнить об экономии невозобновимых ресурсов?

2.Экономия ресурсов возможна?

3.Родители должны научить своих детей бережному отношению ко всему, что окружает человека?

4.Родители несут ответственность за действия своих детей, причиняющих вред окружающей среде?

5.Умение бережно относиться к ресурсам и экономно вести хозяйство является важнейшей составляющей общей культуры человека?

6.Вы всегда рекомендуете своему ребенку посмотреть телепередачи, рассказывающие о природе, о деятельности человека в природе, о последствиях этой деятельности?

7.В вашей семье принято осенью заклеивать окна, утеплять входную дверь, вешать плотные зимние шторы?

8.Никто в вашей семье не потерпит, чтобы из кранов без необходимости текла вода?

Анкета №2 Цель: выявление понимания родителей о необходимости рационального и экономного использования энергоресурсов, их знаний способов энергосбережения.

1. Зачем экономить энергию?

2. Как экономить электроэнергию?

3. Что необходимо знать, чтобы экономить энергию?

Попробуйте представить, что в ближайшем будущем у каждого человека будет возможность пользоваться строго ограниченным количеством энергии.

4. Как вы думаете, возможна ли подобная ситуация на Земле? Будем ли мы через несколько лет жестко ограничены в потреблении электроэнергии?

5. Готовы ли вы ограничить себя в использовании электроэнергии?

Как бы вы себя чувствовали, если бы у вас не было возможности включить музыкальный центр, телевизор, компьютер, принимать душ и т. д.?

- приглашение к участию в тематическом досуге;

- изготовление родителями совместно с детьми карточек-напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;

- привлечение родителей к помощи детям в проведении домашних исследований по расходованию природных ресурсов в данной семье.

4. Проведение занятий, инструктажей по экономии энергосберегающих ресурсов для работников образовательного учреждения.

- знакомство с основными понятиями по энергосбережению;

- проведение инструктажа с сотрудниками учреждения по контролю за расходованием электроэнергии и воды, своевременным отключением оборудования, компьютерной и иной техники;

- проведение интерактивной проверки знаний сотрудников по пройденному материалу по энергосбережению.

5. Приглашение специалистов в сфере энергосбережения.

6. Проведение системы мониторинга по соблюдению экономии энергоресурсов:

- осуществление контроля за расходованием электроэнергии, правильной эксплуатацией электроприборов;

- проведение анализа потребления энергоресурсов;

- осуществление контроля за состоянием технологического оборудования в учреждении, проведение своевременного ремонта технологического и иного оборудования;

- проведение периодического анализа расхода водо-тепло-энергоресурсов.

Заключение Проблема энергосбережения стала одной из актуальных проблем на современном этапе развития энергетики и всего народного хозяйства.

Состояние топливно-энергетического комплекса с каждым годом становиться все более напряженным.

Успешное развитие программы энергосбережения возможно лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа потребителей энергоресурсов, а также руководителей.

Комплексная реализация мероприятий позволит сформировать устойчивую мотивацию к энергосбережению у потребителей и производителей энергоресурсов.

Мероприятия, направленные на решение задач по снижению потребления энергоресурсов в бюджетной сфере, могут быть реализованы только в случае их качественной информационной поддержки.

Таким образом, только информационное обеспечение может вооружить руководителей и специалистов тем набором инструментов (мероприятий, технологий, инвестиций), которые позволят выполнить требования к предприятиям бюджетной сферы и работать стимулам.

Понимая, что лица, ответственные за потребление ресурсов в организациях бюджетной сферы (завучи, врачи и т.д.), имеют представление об энергоресурсосбережении на бытовом уровне, для них необходимо организовать курсы повышения квалификации в части обучения энергосберегающим приемам и методам хозяйствования, рассмотрения типовых мероприятий.

Список используемой литературы

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. №1830-р «О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8. Методические материалы по вопросам энергосбережения (для бюджетных учреждений) //Министерство промышленности и энергетики Красноярского края.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отдел по образованию Климовичского райисполкома

Государственное учреждение образования

Республиканский конкурс проектов учреждений

образования по экономии и бережливости

hello_html_m5fe94b24.jpg

Система образовательного процесса и

информационно-пропагандистской работы в

сфере энергосбережения в государственном

учреждении образования « УПК Барсуковский детский

Жуковская Елена Васильевна,

учитель географии и биологии

I. Образовательная деятельность. 7

II . Информационно-аналитическая деятельность. 13

III . Экспертно-консультативная деятельность. 16

IV . Организационно-методическая деятельность. 17

V . Научно-исследовательская деятельность. 20

VI . Редакционно-издательская деятельность. 21

Список использованных источников. 23

Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы энерго- и ресурсосбережения. Особенно актуальна эта проблема для Республики Беларусь, которая лишь на 16-17% обеспечена собственными энергоносителями. Поэтому в Беларуси проводится энергетическая политика, направленная на модернизацию и трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоёмкости производства, разработку и внедрение энергосберегающих технологий. Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства на современном этапе.

Основы отношения человека к окружающему миру, в том числе и к энергопотреблению, закладываются в детстве. Именно в школьном возрасте активно развиваются психические процессы, усваиваются правила поведения, формируются привычки. Поэтому одной из задач, стоящих сегодня перед системой школьного образования, является воспитание нового поколения, которое, внедряя и используя современные технологии во всех отраслях хозяйства, должно чувствовать и понимать важность экономии энергоресурсов, так как, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую независимость и экономическую безопасность.

Формирование культуры энергосбережения и энергопользования школьников поможет им, войдя во взрослую жизнь, решать все жизненные вопросы через призму экологического сознания с заботой о будущем планеты. Умение проектировать свою деятельность с учётом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствия совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня и сохранению окружающей среды.

Главная цель работы школы в вопросах энергосбережения – это воспитание личности, интересующейся важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, адекватно воспринимающей общественную значимость энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере, обладающую чувством ответственности и основами необходимых знаний для решения задач в этих сферах деятельности. В связи с этим мы ставим

перед собой следующие задачи:

- формировать у учащихся современное мировосприятие рационального использования невозобновляемых природных ресурсов Республики Беларусь;

- привлекать школьников к вопросу решения энергетических проблем Беларуси;

- формировать активную гражданскую позицию учащихся через проведение конкурсов, социально значимых акций, мероприятий по энергосбережению, через участие в работе школьного энергопатруля;

- вооружить учащихся практическими системными знаниями о взаимодействии человека и природы, природы и общества в целом, об альтернативных способах разрешения энергетических проблем;

- привлекать учащихся к научно-исследовательской работе;

- воспитывать у учащихся интерес к проблеме рационального использования энергоресурсов, формировать экологическое и экономическое мышления, навыки ресурсосберегающего поведения в природе;

- повышать грамотность среди родителей, всего местного населения по вопросам экологии и энергосбережения.

Направления деятельности по энерго- и ресурсосбережению:

- учебные и факультативные занятия;

- информационные и классные часы;

- конкурсы и акции;

- объединения по интересам

- семинары и практикумы;

- сотрудничество с Домамеричским сельским советом

- выпуск плакатов, листовок и информационных буклетов;

- участие учащихся в научно-исследовательской конференции;

Реализация практических мероприятий:

- сбор макулатуры, пластика;

- раздельный сбор мусора в школе;

- уборка пришкольной территории и территории деревни.

I. Образовательная деятельность

Практика организации образовательного процесса показывает, что значительных успехов в организации системы обучения и воспитания энергосберегающей направленности учащихся можно достичь только благодаря системной, непрерывной работе, организованной через урочную, внеурочную деятельность в тесном сотрудничестве с родительской общественностью.

Для учителя важно не столько получение школьниками определенных знаний по разным вопросам энергосбережения, сколько применение их на практике. Для этого используется обучение через активные формы работы, практическую деятельность, постановку опытов, проведение элементарных видов исследовательских работ, самостоятельную и творческую деятельность школьников. Педагоги школы стараются использовать как можно больше игрового и занимательного материала (тематические загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, экологические сказки, проблемные ситуации и т.д.).

На мой взгляд, все учебные занятия школьной программы имеют определенный потенциал для решения вопросов энергосбережения.

На уроках географии учитель Жуковская Е.В. наиболее широко освещает вопросы энергосбережения. Практически в каждом курсе географии есть темы, касающиеся энергосбережения.

Внеклассные мероприятия, подготовленные совместно с родителями, всегда имеют огромный потенциал, так как они искренне сближают школу и родителей, делают школу настоящим центром просвещения.

Под руководством педагога дополнительного образования учащиеся не только постигают теоретические знания в области экологии, энергосбережения, но учатся бережливому, практическому подходу к природным ресурсам.

Вопросы энергосбережения довольно сложные для детского восприятия и поэтому дети запоминают только то, что им интересно и понятно. Значит материал, предоставляемый учащимся, должен быть доступным, динамичным, позитивным, интересным и зрелищным.

Проводимая работа по энерго- и ресурсосбережению не требует дополнительных финансовых, кадровых и информационных ресурсов, т.к. проводится в рамках образовательного процесса.

II. Информационно-аналитическая деятельность

Воспитание энергетической культуры, обеспечение информацией в области энергосбережения одно важнейших направлений деятельности нашего учреждения образования. Без прочных разносторонних знаний по энергосбережению невозможно решить глобальных проблем дефицита энергоресурсов и изменения климата. В этой связи в школе ведется целенаправленная работа по привитию навыков энергопользования.

Родители, чьи дети заняты в школьном энергопатруле, отмечают, что ребята и дома приучают всех экономии энергоресурсов. А это уже, на наш взгляд, хороший результат!

В рамках Недели экономии и бережливости школьным энергопатрулем была проведена акция «Экономим сами – экономьте с

В опросе, который провел школьный энергопатруль, приняли участие 25 жителей деревни. Из них 21 считает себя экономным потребителем энергии, а 4 ответили, что пока только задумываются об экономии.

Среди множества поступивших идей были следующие:

Зимой, вместо гирлянд повесить мишуру;

Установить автоматические приборы, включающие свет, как только кто-то входит в помещение, и выключающиеся при выходе;

Установить солнечные батареи на крыше школы, ветрогенератор;

Сделать крышу из прозрачного пластика и др.

Хочется отметить, что работа школьного энергопатруля дала свои положительные результаты – значительно сократился расход топливно-энергетических ресурсов учреждением образования. За 2019 год, по сравнению с 2018 годом, сократились расходы электроэнергии на 15%.

Члены школьного энергопатруля – активные участники всех мероприятий, проводимых в рамках Недели Устойчивого Развития, которая призвана внести вклад в дальнейшее объединение участников и усиление движения за устойчивое развитие в Республике Беларусь.

Ребята активно включились в работу, пример показывают члены школьного энергопатруля. Мы участвуем в ряде мероприятий: конкурсах рисунков и плакатов, социально значимых акциях.

III. Экспертно-консультативная деятельность

В учреждении образования был организован и проведен энергоаудит, главная задача которого определить, где в школе происходят потери энергии, которых можно было бы избежать. В результате проведения энергоаудита был подготовлен отчет, в котором отражены затраты школы на потребление электроэнергии, тепла, воды, внесены предложения по уменьшению данных энергозатрат.

В рамках энергосберегающих мероприятий в учреждении уже выполнена замена всех ламп накаливания на люминесцентные. В этом году производится уже замена этих ламп на светодиодные. По сравнению с люминесцентными они дают экономию энергии на 20% и срок их службы 50000 часов, что в 2,5 раза больше срока службы люминесцентных. Уже заменено 30% ламп, планируется к концу 2019-2020 учебного произвести замену всех имеющихся ламп в учебном учреждении.

За истекший период 2019 года учреждением образования оказана консультативная помощь по организации системы работы и проектной деятельности по вопросам энергосбережения 10 педагогам,

5 работникам обслуживающего персонала, 17 семьям обучающихся и 135 жителям деревни через изготовление листовок, памяток, проведение социально значимых акций.

IV. Организационно-методическая деятельность

Важным элементом системы работы в учреждении образования является методическое обеспечение процесса энергосберегающего обучения и воспитания школьников. В учреждении создан банк методических разработок энергосберегающей и экологической направленности: разработки бесед, уроков, сценарии праздников, театрализованных представлений и агитбригад, литературных гостиных, устных журналов, классных и информационных часов, анкет. Собраны материалы творческой деятельности учащихся, родителей и учителей: плакаты, рисунки, кроссворды, видеоролики и настольные игры. Формируется медиатека. Весь накопленный материал доступен для пользования учителям, учащимся, родителям.

Одной из задач, стоящей перед педагогами, является постоянное повышение уровня самообразования по энергосберегающей деятельности. В учреждении образования регулярно проводятся тематические педагогические советы. Учителя обсуждают проблемы, задачи и перспективы работы школы, разрабатывают сценарии тематических воспитательных мероприятий, планы уроков, в рамках которых реализуется воспитание школьников по экономии и бережливости.

Проводимые мероприятия повышают теоретические знания, помогают выработке практических навыков у педагогов школы. Педагоги школы являются активными участниками районных семинаров, конференций по пропаганде передового педагогического опыта по экологии и энергосбережению.

Просветительская работа по вопросу энергосбережения проводится и среди родителей. Для этого используем шестой школьный день, родительские собрания, встречи родительского клуба. В нашей школе работа с родителями по вопросу энергосбережения организована еще и через детей с помощью писем-памяток. Эта работа позволяет повысить грамотность родителей по соответствующему вопросу и включить их в активный процесс обучения и воспитания своего ребенка.

V. Научно-исследовательская деятельность

Создание рекламных видеороликов – еще одно направление деятельности по энергосбережению.

VI. Редакционно-издательская деятельность

Администрацией школы, классными руководителями ведется просветительская работа и среди родителей, направленная на воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде. Тематическое обучение родителей экономии и бережливости способствует не только воспитанию этих качеств у детей, но и привлечению общественности к проблемам экономии электроэнергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Активно используются возможности сайта школы, где своевременно размещается информация о проводимых мероприятиях по вопросам энергосбережения, публикуются памятки, бюллетени.

Редакционно-издательская деятельность по вопросам энергосбережения повышает авторитет и престиж нашей школы.

Проблема разумного использования энергии является одной из

– это способ сократить расходы. Поэтому учить детей принципам экономии и бережливости важно и нужно. Наши школьники не проходят мимо незакрытого крана с водой, экономят электроэнергию в

школе и дома, берегут тепло, бережно относятся к природным ресурсам.

Очень важно, чтобы энергосбережение стало образом жизни общества в целом и каждого человека. Именно поэтому наша школа особое внимание уделяет пропаганде идей энергосбережения среди маленьких граждан нашей страны, наших учеников.

На наш взгляд, организованная система работы по энергосбережению в учреждении образования способствует формированию у учащихся представления о том, что энергосбережение – неотъемлемая часть государственной политики Республики Беларусь, охрана окружающей среды – дело всех и каждого.

Энергосбережение в школе и детском саду

Большинство школ и детских садов построены более 20ти лет тому назад.

Поэтому энергосбережение в школе и ДОУ может дать огромный экономический эффект. Внедрение даже самых простых энергосберегающих мероприятий поможет сократить затраты и энергопотребление на 20%-30%.

Основываясь на нашем опыте в сфере энергосбережения и энергетических обследованиях, мы составили список c основными энергосберегающими мероприятиями, которые следует внедрить в каждой школе и садике.

Программа энергосбережения

Замена ламп накаливания на энергосберегающие

Это самое простое мероприятие, но оно действительно поможет существенно сократить потребление электроэнергии.

Экономию посчитать легко. Одна энергосберегающая лампа мощностью 11 Вт дает столько же освещения, как и лампа накаливания в 60 Вт.

Допустим лампа накаливания перегорела, и вы меняете ее на энергосберегающую. Ваша экономия в год:

Затраты электроэнергии на лампу накаливания: лампа 60Вт * 6 часов работы в сутки * 356 дней * = 131 кВт/ч.

Затраты электроэнергии на энергосберегающую лампу: лампа 11Вт * 6 часов работы в сутки * 356 дней * = 24 кВт/ч.

Экономия: 131 кВт/ч – 24 кВт/ч = 107 кВт/ч

Если вы платите 3 рубля за киловатт, то ваше экономия на электричестве будет 321 руб в год. Это только от одной лампы.

10 эффективных мер энергосбережения

Даже если энергосберегающая лампа на 100 рублей дороже лампы накаливания, вы все равно сэкономите 221 рубль.

Соблюдение режима работы электроприборов

Выключайте электроприборы когда они не используются.

Это кажется очевидным, но во многих школах и детских садах большое количество электроприборов работают круглосуточно, находясь в режиме ожидания.

Это относится к печам, компьютерам, принтерам, зарядкам, чайникам, сушилкам т.д.

Все эти приборы не работают, точней они не выполняют никакой полезной работы, но потребляют электроэнергию.

Просто выключайте их и экономьте несколько тысяч рублей в год, не прикладывая никаких усилий.

Установка и регулировка термостатов

10 эффективных мер энергосбережения дома

Термостаты применяются далеко не во всех садиках и школах.

А мера это достаточно эффективная и помогает улучшить уровень комфорта – сделать помещение теплей или холодней, когда это необходимо.

И так, допустим, у вас установлены термостаты.

Днем установите их на 23°C. Это хороший комфортный уровень.

А ночью когда дети и сотрудники отсутствуют, установите термостат на 15°C – 16°C.

В среднем, понижение температуры на 1°C сокращает расходы на отопление примерно на 1%.

Двойные оконные рамы

Замена деревянных окон на двух- или трехкамерные пластиковые профили ПХВ поможет сэкономить до 50% тепловой энергии.

Двойные оконные рамы более эффективны одинарных, не только из за того, что они толще, но и потому, что они создают замкнутое пространство между рамами.

В этом замкнутом пространстве находится воздух, который играет роль изолятора.

Воздух плохой проводник тепла, поэтому его можно использовать в качестве изолятора.

Теплопроводность неподвижного воздуха в идеальных условиях 0,024 Вт/м град. А теплопроводность, например, минеральной ваты 0,045 Вт/м град, дерева 0,15 Вт/м град.

Энергосбережение в детских садах - окна

Энергосбережение в детских садах – окна

То есть воздух изолирует не хуже чем вата или дерево, но только при том условии, что пустота, в которой он находится не большая, поэтому рекомендуемое расстояние между рамами в окне от 1,3 сантиметров до максимум 10 сантиметров.

Переоборудование смесителей

Переоборудование смесителей экономическими аэраторами позволит снизить расход воды примерно на треть благодаря созданию ими воздушно-водной смеси.

Если старые аэраторы пропускают до 12-15 литров в минуту, то с новыми смеситель будет потреблять всего 4-6 литров в минуту без потери комфорта при использовании.

Также, следует провести проверку кранов и сливных бачков на предмет протечки.

Замена чугунных батарей

Замена чугунных батарей

Что касается отживших свой век чугунных батарей, то оптимальный вариант – это их замена на алюминиевые и биметаллические, потому как промыть старые батареи практически невозможно.

Доказано, что эффективность теплопередачи у алюминиевых и биметаллических батарей в разы больше чем у чугунных батарей при том, что они прочны и долговечны.

За батареями необходимо наклеить теплоотражающий материал с поверхностью из фольги.

Это увеличит теплоотдачу батарей и повысит температуру в помещениях на несколько градусов.

Обследование зданий и сооружений • Консультация • Энергоаудит

Установка автоматических теплосчетчиков

Высоких результатов в энергосбережении позволяет добиться установка современных автоматических теплосчетчиков.

Эти устройства регистрируют режимы теплопотребления, а также проводят учет тепла и общих расходов теплоносителей.

Полученные данные способствуют определению наиболее оптимального подхода к обогреву отдельных помещений и здания в целом.

Без применения учетного оборудования любые мероприятия по энергосбережению теряют всяческий смысл. Учебному заведению по-прежнему будут выставлять счета на оплату, согласно прежним расчётам.

Практика показала, что установка тепловых автоматических счетчиков помогает сократить потребление тепла до 30%.

Энергосбережение в школе и детском саду начинается с энергоаудита

Наиболее эффективным способом получить достоверные сведения о потенциале энергосбережения в школе или детском саду является энергетическое обследование, а также разработка индивидуальной программы по энергосбережению.

  • Получить объективные данные о существующем потреблении энергоресурсов.
  • Своевременно распознать негативные изменения в здании, а также выявить утечки тепла в стенах, окнах, крыше, трубопроводах.
  • Снизить расходы на энергоресурсы в школе и детском садике без ухудшения уровня комфорта.
  • Разработать индивидуальный план мероприятий по энергосбережению.

Программа по энергосбережению в школе и ДОУ

Программа по энергосбережению в школе и ДОУ

Мероприятия, содержащиеся в программах по повышению энергетической эффективности в детских садах и школах, нацелены на

  • оптимизацию использования энергоресурсов,
  • сокращение расходов на энергоресурсы,
  • и поддержку комфортной атмосферы в помещениях.

Холодильное оборудование

Холодильное оборудование

Как правило, холодильное оборудование использует от 3% до 5% электроэнергии в типичной школе или садике.

Первое, что следует помнить, чем меньше холодильник находится в открытом состоянии, тем меньше электроэнергии он использует.

Но есть и другие меры энергосбережения.

Холодильник должен быть установлен так, что бы между стеной и задней стенкой холодильника оставалось достаточно места для свободной циркуляции воздуха.

Теплообменник, расположенный на задней стенке холодильника, должен свободно сбрасывать тепло. Иначе избыточное электричество будет затрачено на сброс тепла.

Также, периодически стирайте пыль с теплообменника, это улучшит теплообмен и сократит потери электрической энергии.

Установите температуру внутри холодильника на уровень 3С – 5С. А морозильную камеру от -15С до -18С. Этого достаточно.

Замена устаревших железных труб на металлопластиковые

Металлопластиковые трубы за последние годы зарекомендовали себя как оптимальное решение в выборе относительно недорогих, надежных и энергосберегающих труб.

Достоинства металлопластиковой трубы трудно переоценить.

Во-первых это легкость установки – не нужно обладать специальными знаниями что бы уметь соединять такие трубы на стыках или разводках – для соединения используются простые и надежные металлические фитинги.

Что бы соединить между собой, например, 2 трубы вам понадобится всего лишь гаечный ключ и небольшое усилие для одевания трубы на фитинг и закрутке зажимной гайки.

Энергосбережение в школе и ДОУ – замена старых труб

Энергосбережение в школе и ДОУ – замена старых труб

При этом нужно помнить, что не нужно прилагать чрезмерные усилия и переживать зажимную гайку, что бы не сорвать резьбу фитинга.

Второе достоинство металлопластиковой трубы это ее универсальность – такая труба может использоваться и для подачи питьевой воды в смесители, и для отопительных нужд здания.

Современные металлопластиковые трубы способны выдерживать температуру воды до 100 градусов Цельсия и давление до 10 бар.

Следующим плюсом энергосберегающих труб является малый удельный вес трубы. Это в свою очередь дает возможность использовать пластмассовые крепежи вместо громоздких металлических.

Приятный внешний вид металлопластиковых труб так же является важным преимуществом. Тем более что такие трубы не нуждаются в покраске или других возможных декоративных оформлениях.

Имея низкую теплопроводность, металлопластиковые трубы устойчивы к формированию конденсата на своей поверхности.

Вместе с со всеми названными плюсами энергосберегающих металлопластиковых труб, не нужно забывать о том, что рынок насыщен изделиями разного качества.

Чем дешевле погонный метр трубы – тем, естественно больший риск приобрести не лучший вариант продукции.

Для уверенности в том, что трубы простоят не одно десятилетие, рекомендуется покупать бесшовный вид металлопластиковой трубы – такая труба несколько дороже, но и более прочнее в сравнении со своим более дешевим шовным аналогом.


Основные направления по выполнению энергосберегающих мероприятий

Желудокский регион – это край, знаменитый своими живописными и неповторимыми ландшафтами. Край ручьёв и рек, несущих свои воды к Неману и дальше к Бальтийскому морю. На территории нашего посёлка расположены тысячелетние курганы и множество исторических памятников. Желудок – это место с привлекательными социально-экономическими и экологическими условиями проживания, а также богатым историко-культурным наследием, которое сохранено и приумножено. Желудок известен со второй половины 15 века (приложение №1). Сюда приезжают отдохнуть не только жители из разных уголков Беларуси, но и из-за рубежа. Здесь их ждёт гостеприимство, сохранившиеся традиции и богатые дары природы. Человек, который любит свои родные места, знает и уважает историю, где он живёт, всегда будет бережно относиться к окружающей среде, рационально использовать её ресурсы. Вот поэтому педагогами УДО был собран материал о г.п. Желудок. Знакомим с историей посёлка наших воспитанников, родителей и конечно гостей. И сегодня жизнь посёлка, нашего коллектива активна и насыщена. Так уж сложилось, что на нашей исторически богатой земле живут духовно богатые инициативные люди, которые не могут скучать, постоянно рождают новые идеи, заинтересовывают других, включаются в новые и новые проекты. Устойчивое развитие - это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности.

-работа с сотрудниками;

-работа с детьми;

-работа с родителями.

Проектная деятельность стала дополнительным источником по привлечению средств на укрепление материальной базы нашего учреждения (в рамках реализации данного проекта установлено 20 окон и 3 двери, 15 теплоотражающих экранов из металлизированной фольги), а также стимулом к повышению профессионального уровня работников всего коллектива, а полученные знания мы активно используем в организации образовательного процесса и в настоящее время.

Начиная работу в этом направлении, мы:

По всему дошкольному учреждению возле каждого выключателя, двери, раковины расклеены напоминающие значки об экономии света, воды и тепла. Значки придуманы и разработаны детьми и педагогами.

Дошкольники любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая при этом возможность передать то, что их взволновало, что вызвало у них интерес, выразить своё отношение в ходе самостоятельной художественно-творческой деятельности к значимым социальным ситуациям в жизни детей и взрослых. Например, после того как дети узнали, как и где вырабатывается электрический ток, как он поступает в дома, им предложили применить свои знания, впечатления в конструктивной деятельности - создать макет улицы и воспроизвести процесс поступления тока в дома и учреждения. В процессе конструирования детьми использовался как деревянный строительный, так и бросовый материал.

Результаты анкетирования родителей по выяснению отношения в семье к энергосбережению показали, что только 22 % из опрошенных родителей не задумываются о том, что каждый должен помнить об экономии невозобновляемых ресурсов; 39% - не уделяют ребёнку внимания о полезной деятельности человека в природе, о их последствиях, и в то же время 90% родителей не потерпят, чтобы из кранов без необходимости текла вода. Как видно не всё так безнадёжно. Ведь основы бережного отношения к ресурсам закладываются именно в семье. Таким образом, родители стали равноправными партнёрами в экономическом образовании и воспитании детей.

А самый главный итог всей нашей работы по вопросу энергосбережения подтверждают факты: сравнительный анализ потребления электроэнергии показывает эффективную работу коллектива по вопросу энергосбережения и экономии электричества: 2015 год – 52305Квт.ч.; 2016год - 48376Квт.ч. Экономия составляет - 3929Квт.ч. Сравнительный анализ потребления холодной воды в 2015 году составил 405, в 2016 году – 385. Экономия составляет – 20. Значит мы работаем в нужном и правильном направлении по экономии энергоресурсов.

Заключение

В результате целенаправленной работы в данном направлении наши воспитанники:

-осуществляют бережное отношение к теплу, воде, электроэнергии;

-убеждены в важности личного вклада в экономию энергоресурсов;

-умеют использовать предметно-схематические модели в своей деятельности;

-владеют соответствующими формами поведения: бережливы, ответственны, деловиты.

-повышают уровень личного профессионального роста педагогов по вопросам энергосбережения;

-приобретают навыки рационального использования энергоресурсов

- проявляют творчество, участвуя в экологических акциях и праздниках;

- пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета;

- более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны своих детей.

Дальнейшая работа учреждения состоит в необходимости продолжения работы по формированию у подрастающего поколения бережного и экономного отношения к энергоресурсам и окружающей среде, выявление и распространения эффективного опыта работы в сфере энергосбережения.

Читайте также: