Проклятый путь краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Сюжет

Внешне вполне среднестатистический американец Майк Салливан живёт жизнью нормального гражданина 30-х годов XX века. Он хороший отец, крепкий семьянин, ответственный работник; но одно не дает покоя его старшему сыну Майклу — куда именно отец уезжает на своей машине каждое утро и что за люди окружают его — в костюмах идеального покроя, но со странной хитрецой в глазах?

Однажды Майкл забирается на заднее сиденье машины отца и становится свидетелем его работы. Проблема в том, что Майк Салливан — самый настоящий гангстер, выполняющий деликатные поручения, где нет места лишним свидетелям. Из-за этого жизнь Майкла оказывается под угрозой. Чтобы спасти его, Майк вынужден пойти против боссов мафии.

В ролях

Награды и номинации

Интересные факты

Ссылки

- Он убил Энни и Питера!
- В этой комнате все - убийцы! Майкл, открой глаза! Мы
выбрали эту жизнь, мы живем, убивая. И у нас есть только
одна гарантия: никто из нас не увидит рай.


Сценарий этого фильма написал Дэвид Селф по роману в рисунках Коллинза и Рейнера. Рукопись прочитал Том Хэнкс и очень ею заинтересовался, заявляя, что готов сыграть в таком фильме - если он будет снят - главную роль. После этого вопрос о съемках фильма по сценарию Селфа был решен, тем более, что Хэнкса вполне устроила кандидатура режиссера Сэма Мендеса (снявшего оскароносную "Красоту по-американски"), которого кинокомпания DreamWorks пригласила для работы над этой картиной.

Америка, тридцатые годы. Великая депрессия и расцвет мафии - всех этих итальянских, ирландских и прочих крестных отцов. Одним из самых влиятельных крестных отцов ирландской мафии является Джон Руни (Пол Ньюман). Главный герой фильма - профессиональный убийца Майкл Салливан (Том Хэнкс) по кличке Ангел смерти - работает у Джона, причем не просто работает, а считает себя обязанным Джону Руни практически всем.


У Майкла есть семья: жена (Дженнифер Джейсон Ли) и двое детишек: старший Майкл (Тайлер Хучлин) и младший Питер (Лайм Айкен). Несмотря на свой довольно своеобразный род занятий, Майкл Салливан вовсе не похож на профессионального убийцу. Наоборот, он больше смахивает на бухгалтера или клерка - серая, неприметная внешность, толстые щеки и заплывшие жиром глазки. Однако он известен как хладнокровный и безжалостный убийца, и Джон Руни именно ему доверяет все главные "разборки".


Дети Майкла не знают, чем занимается их отец. Они знают только то, что папа работает у дяди Джона. Дети любят дядю Джона. Он всегда с ними весел и дружелюбен, обожает играть с детишками в кости и всегда расплачивается, когда проигрывает. Однако как-то раз старший сын увидел у отца пистолет и решил выяснить, чем же он все-таки занимается. В результате этого Майкл-младший стал свидетелем одной из разборок, в которой участвовал его отец и весьма неуравновешенный сын Джона Руни по имени Коннор (Дэниэл Крейг), и теперь у Майкла нет никаких иллюзий по поводу профессии своего отца.


Майкла-младшего во время разборки заметил Коннор Руни, и теперь над всей семьей Салливанов нависла страшная опасность. Сам Джон Руни не сделает семье ничего плохого. Но сын Джона считает, что мальчик представляет большую опасность для семейного бизнеса, который Коннор уже считает почти своим, а Коннор не любит оставлять свидетелей.


Майклу-старшему и Майклу-младшему предстоит провести в пути долгих шесть недель. Они будут скрываться от убийц, и Майкл-старший сам будет убивать. Они будут грабить банки и получать ранения. Однако Майкл-старший знает только одно: он сам выбрал эту жизнь, он попадет в ад. Но он не хочет, чтобы Майкл-младший пошел по его пути. Он не хочет, чтобы мальчик мог поднять пистолет и выстрелить человеку в голову. Он не хочет, чтобы дети отвечали за грехи отцов. Тем более, что жена и младший сын Салливана за грехи отца уже ответили.


Что интересно, зрители и критики эту картину воспринимают очень по-разному. Одни заявляют, что фильм по уровню сопоставим со знаменитыми гангстерскими сагами, вроде "Крестного отца" и "Однажды в Америке". Другие считают, что это нудное, дурацкое и утомительное кино, в котором безобразно расплывшийся хорек по имени Том Хэнкс изображает из себя профессионального убийцу, и смотреть на это вредно не только для зрительного нерва, но и для пищеварения. Третьи утверждают, что "Проклятый путь" - достойное продолжение психологической драмы "Красота по-американски", а все это гангстерское окружение - всего лишь декорации для Мендеса, который с помощью фильма хочет показать различные аспекты сложных человеческих взаимоотношений отцов и детей. Четвертые говорят, что эта картина - полный провал для режиссера, снявшего "Красоту по-американски", ну и так далее.


В общем, такая разноголосица мнений не может не радовать, потому что свидетельствует о том, что фильм, безусловно, вполне заслуживает внимания. Опять же, если картину многие зрители воспринимают по-разному и спорят, доказывая свое мнение, это также является признаком того, что фильм заставляет думать, а это не может не радовать.


Что я сам могу сказать о "Проклятом пути"? Мне этот фильм понравился. Не без довольно существенных оговорок, однако я совершенно не пожалел о том, что на него сходил. Это действительно так называемая гангстерская сага - фильм, в котором рассказывается об определенных эпизодах из жизни людей, состоящих в американских преступных сообществах тридцатых годов, причем в картине намного больший упор делается на психологии взаимоотношений героев, а также исследуются побудительные причины их поступков.


Я бы никак не поставил "Проклятый путь" на один уровень с "Крестным отцом" и "Однажды в Америке", однако, на мой взгляд, это достаточно сильный фильм, созданный весьма высокопрофессиональной съемочной группой. С постановочной точки зрения он сделан замечательно. Стиль тридцатых годов воссоздан и выверен до мелочей, операторская работа превосходна.


Поэтому и образ главного героя - Ангела смерти Салливана - достаточно логичен, несмотря на то, что многие рецензенты критиковали Мендеса именно за то, каким он показал Майкла в этом фильме. Вероятно, эти рецензенты считают, что профессиональный убийца должен выглядеть как герой Сухорукова в "Антикиллере": совершенно отмороженным и безбашенным, вопящим с безумным видом всякую чушь. Между тем история свидетельствует, что большинство знаменитых преступников, среди которых было немало самых настоящих убийц, меньше всего похожи на картинки из учебника Ломброзо. Нередко они выглядели и как вполне респектабельные члены общества, и как обычные клерки или бухгалтеры.


Майкл Салливан - не отморозок и не сумасшедший. В какой-то момент ему нужно было выбрать между профессией преступника, которая позволяла бы его семье жить во вполне комфортных условиях, и какой-нибудь законопослушной профессией, при которой его семья нищенствовала бы так же, как почти вся Америка в те годы. Салливан сделал свой выбор. Он стал преступником не потому, что ему нравится убивать. Он принял это решение для того, чтобы обеспечить сытную жизнь своей семье. Это его, конечно, никоим образом не оправдывает, но помогает понять мотивы поступков Салливана.


Джон Руни - крестный отец ирландской мафии - тоже не отморозок и не сумасшедший. Его типаж очень близок к Вито Корлеоне из "Крестного отца". Он просто строит свой бизнес, действуя так, как считает нужным. Государство о нем не слишком позаботилось, считает Руни, ну и он не будет заботиться о государстве и не будет принимать навязанные ему правила игры. Он тоже действует в интересах своих и своей семьи. Он знает, что будет гореть в аду. Он и все его подручные. Но он искренне привязан к Майклу, он искренне любит детишек Майкла, он также искренне любит своего сына Коннора, у которого, к сожалению, на порядок меньше мозгов, чем у отца. Он не предаст сына даже тогда, когда выяснит, что сын предал его самого. Он встретит свою смерть из-за сына, хотя мог бы ее избежать. У него тоже есть свои определенные моральные принципы.


Впрочем, хватит о характерах, давайте лучше поговорим об актерах. Поскольку в фильме очень мало динамичных эпизодов и нет практически никаких спецэффектов, все действие держится на актерах. Причем Мендес и продюсеры собрали в одной картине действительно по-настоящему звездный состав: Хэнкс, Ньюман и Лоу. Однако работа Хэнкса мне, скажем так, почти не понравилась. И вовсе не потому, что Хэнкс "не похож на профессионального убийцу". И вовсе не потому, что Хэнкс не рвал душу на части, не размахивал руками и не давил слезу. Хэнкс делал свою роль очень ровно и спокойно, стараясь за внешней бесстрастностью показать глубокие внутренние переживания. К сожалению, ему это не сильно удалось в данном случае, хотя вполне удалось в "Зеленой миле". Я бы не сказал, что он совсем не справился с этой ролью, однако вполне возможно, что, например, Кевин Спейси тот же характер сыграл бы на порядок лучше и ярче. Правда, некоторые эпизоды у Хэнкса получились достаточно заслуживающими внимания (расстрел старшего Руни, кое-какие диалоги с сыном), однако в общем и целом - не впечатлил.


Зато Пол Ньюман и Джуд Лоу - выше всяких похвал. Эти роли просто великолепны, и в этом единодушны все критики. Ньюману уже давно нет нужды доказывать то, что он не просто хороший актер, а один из величайших актеров Америки и всего мира. В данном фильме этот постулат подтверждается в каждом появлении Ньюмана на экране, в каждой его фразе, в каждом взгляде и каждом повороте головы. Он гениальный актер. Выступление Джона Руни на похоронах, разговор с Майклом в подвале и последняя встреча - эти эпизоды можно пересматривать бесконечно. Одним выражением глаз в церкви, когда позади него возник Салливан, Пол Ньюман сыграл больше, чем Том Хэнкс во всех своих фильмах. Я не хочу при этом принижать Тома Хэнкса как актера. Несмотря на то, что он получает за фильмы миллионы и считается суперзвездой, Хэнкс действительно неплохой актер. Но, по сравнению с великим Ньюманом, он карлик.


Джуд Лоу в этом фильме играет профессионального киллера Харлена Магуайера, у которого несколько необычное хобби: он обожает фотографировать покойников (причем некоторых из них таковыми сделал он сам), а затем продает изображения газетам. Мафия нанимает Магуайера прикончить Салливана, и Харлен весь фильм идет по следу. У Джуда Лоу роль достаточно маленькая (он появляется в пяти небольших эпизодах), однако необычайно яркая и запоминающаяся. Собственно, Джуд Лоу мне нравился во всех фильмах, но после этой картины я его со спокойной душой причислил к компании лучших, на мой взгляд, американских молодых актеров, среди которых Эдвард Нортон, Бред Питт, Джонни Депп и Мэтт Дэймон. Магуайр в исполнении Лоу получился по-настоящему мерзок и страшен, и мало кто из актеров может создать настолько яркий образ, появляясь на экране за весь фильм в общей сложности минут на десять.


Резюмирую. Достаточно сильный фильм, который вполне можно посмотреть, если вы любите картины, где основной упор делается не на экшн как таковой, а на психологические аспекты взаимоотношений персонажей. Главные герои - Хэнкс и Тайлер Хучлин, изображающий Майкла-младшего, - играют на четверочку с приличным минусом. Пол Ньюман и Джуд Лоу - просто великолепны. Этот фильм вполне можно было бы посмотреть только из-за них, однако вашего внимания также заслуживает постановка, музыка, работа художника и оператора. Не самая лучшая гангстерская сага, но, скажем так, вполне неплохая гангстерская сага. Общая оценка - четверка.

Вторая большеэкранная работа одного из лучших современных художников от мира кино Сэма Мендеса неожиданно "уехала" в другие прерии. Совсем не те, где ждали её поклонники "Красоты по-американски" (1999) - аж пятиоскарного сэмова дебюта.

Действительно, внезапный интерес Мендеса к классическому гангстерскому кино поставил многих в замешательство. Тем более, что на заре 2000-х жанр переживал далеко не самые успешные времена - до выхода хитовой "Подпольной империи" оставались еще долгие 8 лет.

Впрочем, делать собственных "Крестного отца", "Лицо со шрамом" и "Неприкасаемых" Сэм и не пытался.
Вместо этого он снова пошел нестандартным путем: сотворил за нестыдные 80 млн. $ мрачное кино про мафию. фактически для семейного просмотра. Для чего даже на роль главного мокрушника взял не абы кого, а добряка и симпатягу Тома Хэнкса - тоже этакий разрыв шаблона для поклонников "Форреста Гампа", "Изгоя" и "Зеленой мили".

Получилось. ну, скажем так: в чем-то замечательно, а в чем-то спорно и на любителя.
Возрастные рейтинги ленты "18+" и " R " ей, не иначе, лепили цензоры, которые ее даже в глаза не видели. Ибо вся местная "жестокость" шокирует разве что телепузиков, и то трезвых. И то далеко не факт. При том, что актерский ансамбль у Сэма собран блистательный - Хэнкс, Ньюман, Крэйг, Лоу, Хайндс, Туччи, - и играют все "по-взрослому" сурово, как в настоящем бандитском замесе.
Только вот кино удручает своим нежеланием выглядеть по-современному натуралистично. Хотя перед любителями этого жанра Мендес мог уж точно не стесняться - их кровищей и жестокостью в гангстерском кино не удивишь, наверное, с 60-х.

Ну и в визуальном плане "Проклятый путь" узнаваем с первой сцены: да, это именно тот самый Мендес, чьи виртуозные художества мы наблюдали в "Красоте по-американски". Где что ни план, то полотно изобразительного искусства, со своей четко выверенной гармонией, ракурсами, сочетанием красок и игрой света.
Как говорится, Репин с Айвазовским одобрили бы и похлопали по плечу.

Тем не менее начало фильма еще подает надежды, что движуха в нем разыграется в полную мощь.
Вот любимый "почти как сын" своего босса Джона Руни (Ньюман), головорез Салливан (Хэнкс) недосмотрел за своим младшим сынишкой Майклом. А тому однажды удалось подглядеть, чем занимается его папка "на службе" - то есть головорезит без стыда и совести.
Впрочем, не только он там кровожадничал, но и взрослый сын Руни Коннор (Крэйг), как раз и затеявший резню на очередных "тёрках" вопреки наказу Джона. А потом, к несчастью, узнавший о маленьком свидетеле, который его видел. И поскольку Коннор уже давно точил зуб на Салливана.
Короче, вы поняли: семейству Салливанов осталось жить совсем недолго, как бы старый Руни ни сожалел по этому поводу.

Однако то, что обещало пройти без сучка и задоринки, вышло опять через пень-колоду.
В итоге жертвами Коннора пали лишь жена и старший сын Салливана, а сам он вместе с Майклом и всем своим головорезным арсеналом ударился на машине в бега. Само собой, лелея надежду поквитаться с вероломной семейкой Руни. Включая своего бывшего "почти как отца" Джона, ведь он тоже был очень даже "при чём".
И правда, уж коли выпалывать сорняки, так во всем огороде, а не только на половине грядок.

Увы, но когда в фильме, по идее, должно было начаться самое интересное, а "томми ган" Салливана раскалиться от перегрева, Мендесу вдруг стало лень проводить дальнейшую "эскалацию конфликтов". Вместо этого он ударился в показ унылого папо-сыновьего общения, лишь иногда разбавляя сюжет редким всполохом чего-нибудь остросюжетного.
Как не напрягался Мендес и с финальной карой главных негодяев, сведя ее к паре простеньких сцен, где Салливан опять-таки даже не вспотел.
Ну как так-то? И это в картине ценою аж в 80 "лимонов", что по меркам гангстерского кино практически "Титаник"?

В общем, если вы любите дивной красоты и стильности картинки Америки 30-х, а также приятную музыку и Тома Хэнкса в столь же приятной актерской компании - что ж, здесь Мендес вас нисколько не разочарует.

Но если вы сели смотреть "Проклятый путь" ради жесткой истории в духе гангстерской классики второй половины 20 века - мои сожаления. Как раз ее-то Мендес откровенно профукал, предпочтя вместо виртуозной криминальной войны скучные рефлексии и простейшие до зевоты развязки всех конфликтов.
Короче говоря, классикой жанра кино не стало, а жаль - все шансы на это у него имелись.

Трейлер фильма:

Сразу после американской премьеры "Проклятый путь" был объявлен первым кандидатом на "Оскар", а сразу после европейской, в конкурсе Венецианского фестиваля, первым провалом Сэма Мендеса. Между тем, его предыдущая оскароносная "Красота по-американски" внушила доверие по обе стороны океана. Значит, где-то здесь, в океане, и следует искать смысл "Проклятого пути". Мендес чуть-чуть переуглубился, и фильм стал для внутреннего потребления. Что свидетельствует - Америка все же имеет что-то свое, необщее.


Проклятый путь

Проклятый путь (2002)
Road to Perdition
драма, триллер
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Том Хэнкс, Тайлер Хэклин, Пол Ньюман, Джуд Лоу, Дэниэл Крэйг
Премьера: 23 октября 2002 года
Смотри на

Европа увидела стандартный ретро-нуар в сочетании с роуд-муви. Хороший гангстер (Том Хэнкс), чью семью перебил плохой родной сын его крестного отца (Пол Ньюмен), вместе с единственным оставшимся собственным родным сыном (Тайлер Хечлин) бежит из Чикаго, чтобы спрятать ребенка в далекой Пердиции (можно перевести как "проклятие") у сестры. Попутно благодаря одной хитрой махинации обчищает все крестно-отцовские теневые счета. За ним бегут Ньюмен, сын Ньюмена (Дэниел Крэйг) и нанятый убийца (Джуд Лоу). Но, куда ни беги, конец известен. Поэтому главный акцент - на отношениях "отцы и дети" и на законченности стиля.

Кадр из фильма "Проклятый путь"

Кадр из фильма


Вот это все Европа оценила. Мендес обработал каждую мелочь, в фильме нет ни одной произвольной, нестилизованной составляющей, и даже небо, кажется, такое, каким было именно в годы Великой Депрессии. Все время есть что рассматривать: гроб, обложенный льдом, трогательный семейный праздник, когда Ньюмен музицирует дуэтом с ребенком, которого завтра прикажет убить, нервную Дженнифер Джейсон Ли, фотографирующего трупы Джуда Лоу, подробности "тогдашних" интерьеров и ландшафтов. В сравнении с "Крестным отцом" это гораздо более тонкая стилизация. И отношения тоже потоньше - не просто "убий-не убий", а уже ясно, что убивать не хочется никому, но иногда приходится. Ребенок, который как бы все это вспоминает, решает как раз вопрос, "кто виноват, что приходится" - тот, кто стреляет или наличие ружья. До конца интересно смотреть, как именно честный гангстер Том Хэнкс исхитрился морально обставить умного гангстера Пола Ньюмена. Так и не дал ружье в руки ребенка, чтобы вообще ничего не пришлось решать. Сама дилемма порочна.

Однако всех этих мелких усовершенствований все равно не хватает, чтобы Европа дала "Проклятому пути" обставить первородные гангстерские саги и чтобы он не плелся в хвосте у "Бурных 20-х годов", "Однажды в Америке" или того же "Крестного отца". Но, значит, на родине в фильме увидели что-то немелкое, невторичное, новаторское и важное. Что же это? Как голову ни ломай, все равно упираешься в один факт. Весь базар получился из-за того, что Том Хэнкс врал ребенку, а Дженнифер Джейсон Ли его в этом поощряла. Мальчик был абсолютно прост, проказлив и любопытен, как все без исключения мальчики, но он не знал, чем занимается папа, что они так хорошо живут, папа об этом умалчивал, а мама не спрашивала при детях. Вот и выяснил, вот и убили за это маму, братика, и все хорошее кончилось.

Кадр из фильма "Проклятый путь"

Кадр из фильма


Популярность фильма в Америке можно объяснить тем, что они наконец догадались, что все без исключения, эпически, как нация, произрастают из бандитизма, что истоки всей их хорошей жизни с "законностью", "политкорректностью" и "семейными ценностями" не теряются в веках, а просматриваются насквозь. Это сознательное умолчание о полном беспределе, и это для американцев, видно, единственная естественная причина понять, за что их теперь таранят собственными "Боингами". Любопытно, что на съемочной площадке тоже царила "семейная" атмосфера. Продюсер Дэрил Занук когда-то получал "Оскара" за "Аферу" с Ньюменом, постоянный оператор Мендеса Конрад Холл получал когда-то "Оскара" за "Буч Кэссиди и Санденс Кид" с тем же Ньюменом того же Занука, Джуд Лоу недавно вместе работал с Дженнифер Джейсон Ли на "Экзистенции" и т.д. Один Тайлер Хечлин - дебютант в кино, и недаром в начале и конце этот мальчик у моря бесконечно решает, какой был папа, плохой или хороший, и никак не может решить. А что нам, вне семьи, собственно, решать, когда папа - убийца, вор и шестерка в мафиозном клане?

К сожалению, даже с этой "родной" точки зрения фильм Сэма Мендеса вынужден разочаровать нас. Американцы так уперлись в то, за что их теперь таранят, что вот уже больше года ни шагу назад, ни шагу вперед. Будто забыли, что в стиле "ретро" у любой нации и народности могут просвечивать не одни гангстеры, но и разные яны гусы, жанны д'арк и джордано бруно, и всякие князья мышкины. То есть любой мог бы принять "на ура" эту гангстерскую сагу лишь в одном случае. Если бы Сэму Мендесу хватило пороху показать, чем, собственно, на мальчика повлиял папа Хэнкс, как мальчик после этого прожил свою собственную жизнь, стал ли потом князем Мышкиным или все ему по барабану. Тогда еще было бы о чем подумать. Но Мендес ничего не показал, поскольку опять же от роду "Проклятый путь" - экранизация комикса или, точнее, "рисованного романа" Ричарда Пирса Райнера, а бюджет в 80 млн. долларов родословную не перепишет.

Читайте также: