Произведения искусства в оформлении детского сада

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Богомолова Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8"Ручеёк"
Населённый пункт: город Сафоново Смоленская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Эстетические требования к оформлению групповых помещений в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование

Консультация

«Эстетические требования к оформлению групповых

Предметно - развивающая среда ДОУ- комплекс эстетических, психолого –

служить интересам и потребностям ребенка, а её элементы (оборудование,

игры, игрушки, дидактический материал и пр.)- его развитию.

Что должна обеспечить эстетика оформления групповых помещений?

Разумеется эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. При

оценке данного параметра следует учитывать единый стиль в оформлении,

адекватность обстановки её назначению, наличие соответствующих

декоративных моментов (картины, гравюры, произведения народного

творчества, выставка авторских работ детей, родителей и пр.). Важным

показателем эмоционального комфорта является свободное пространство,

ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего

отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству, книгам. В

- систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и

представления детей, их художественно – творческие способности;

- формировать основы эстетического вкуса.

Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во

материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения

представлений о предметах и явлениях, для развития образного восприятия.

Научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни – большая и трудная

задача, которая требует длительной работы взрослых. Удобная мебель,

гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль

оформления помещения – всё это, воспринимаемое зрением, осязанием,

находит отражение в памяти, сознании малыша. Эстетика быта детского сада

проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов

обихода, где каждая вещь имеет своё место, где нет ничего лишнего.

Требования к эстетическому оформлению групповых помещений детского

сада определяются педагогической целесообразностью, содержанием

воспитательной работы, задачами социально- личностного,

художественно- эстетического развития. Эти задачи тесно взаимосвязаны

и обусловливают друг друга.

Главными среди них являются:

Целесообразность, практическая оправданность обстановки;

Чистота, простота, эстетика оформления;

Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст,

обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

видеть эту красоту, беречь её, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать

воздействия является пример самого воспитателя, единство его внутренней и

взаимосвязь между учебными и игровыми зонами. Стремление к простоте

экономичности решений - это задача каждого педагога при оформлении

групп. Больше света и воздуха — это не только требование гигиены, но и

Большое значение в создании гармонии интерьера имеет цвет. Единству

цветового восприятия помогает его распределение. Стены помещений

детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый,

салатный, голубоватый и т. д.). Полы покрываются либо линолеумом, либо

специальными материалами, которые окрашиваются в красивые светлые

тона, гармонирующие с цветом стен. Каждая групповая комната может быть

решена в разной цветовой гамме.

Мебель, выполненная с применением синтетических материалов, часто

становится тем основным декоративным элементом, который определяет

художественное решение всего помещения. Красивая, чистая поверхность,

богатство красочной палитры, разнообразие фактур создают большие

возможности для художественных решений.

Мебель делается в соответствии с правилами СанПиНа и с пропорциями тела

ребенка-дошкольника — это одно из условий его правильного физического

развития. Прямые мягкие линии, гармоническое соотношение частей,

простая, четкая конструкция — вот характерные особенности мебели.

Все группы игрушек должны располагаться в определенной системе, в

соответствии с их назначением. Для этого можно использовать секционные

шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками,

дверцами, то застекленными, то глухими. Удобно хранить игрушки в

специально сделанных каталках, ящиках на колесиках.

При размещении растений в помещении детского сада надо стремиться к

гармонии с общим характером интерьера. Не следует перегружать

групповые комнаты растениями и цветами, при отборе нужно учитывать

Интерьер детского сада не должен быть статичным: нужно время от времени

менять расположение мебели, вносить новые детали оформления. При этом

условии дети реагируют на окружающую обстановку активно, она радует их и

Цвет стендов должен быть умеренно ярким, названия хорошо читаться, а

форма должна быть необычная, предающая нескольким стендам, висящим

рядом, вид единой композиции. Многие детские сады или группы имеют

название. Исходя из названия детского сада, можно внести в оформление

стендов одну или несколько картинок, подчёркивающих название сада или

придуманный вами образ (паровозик, ручеёк, кораблик, картинки детей и т.

д.). Желательно разработать логотип или эмблему ДОУ.

Размер стенда должен быть среднего размера. Информация на больших

стендах тяжело воспринимается.

Художественное оформление групповых комнат должно решаться в

комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного

воспитания. Важные качества обстановки детского сада – это

привлекательность, доступность всех её компонентов для каждого ребенка и

для всего коллектива в целом. Эстетика оформления групп - это не роскошь,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

Эстетическое оформление детского сада

Консультация для педагогов

Выполнила : Гумирова Г.Р.

воспитатель I квалификационной

Оренбург 2017 г.

В художественном воспитании эстетике быта принадлежит такая же важная роль, как и произведениям искусства. Поэтому большое значение придается оформлению детского сада. Требования к художественному оформлению детского сада определяются педагогической целесообразностью, содержанием воспитательной работы, задачами художественного развития. Эти задачи тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Оформление детского сада должно быть выдержано в современном стиле. Какие же черты отличают современный интерьер?

Стремление к простоте форм, к комфорту и удобству без роскоши за счет продуманности, экономичности решений. Больше света и воздуха — это не только требование гигиены, но и эстетический принцип современного интерьера. При создании интерьера надо учитывать взаимоподчиненность вещей, взаимосвязь между частями убранства жилища.

Художественную сторону оформления помещений детского сада характеризуют гармонические соотношения отдельных элементов, подчинение их целому.

Большое значение в создании гармонии интерьера имеет цвет, но важны не столько те или иные цвета сами по себе, сколько цветовые сочетания. Единству цветового восприятия интерьера помогает распределение цвета в зависимости от размеров окрашенных частей, т. е. большие поверхности (пол, стены, потолок) окрашены в мягкие тона, меньшие площади — в яркие. Особенно большое значение приобретает соотношение цвета стен и пола. Найдя правильное решение этих основных компонентов, значительно легче решать вопросы о цвете более мелких бытовых предметов.

В помещениях, освещенных солнцем, дают холодную цветовую гамму, в северных или затемненных комнатах, наоборот, можно создать иллюзию солнечного света контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубоватый и т. д.). Большое значение имеет и цвет пола. Полы покрываются либо линолеумом, либо специальными материалами, которые окрашиваются в красивые светлые тона, гармонирующие с цветом стен.

Каждая групповая комната может быть решена в разной цветовой гамме.

Стиль архитектуры и декоративного искусства нашего времени во многом определяется свойствами новых материалов. Мебель, выполненная с применением синтетических материалов, часто становится тем основным декоративным элементом, который определяет художественное решение всего помещения. Красивая, чистая поверхность, богатство красочной палитры, разнообразие фактур различных видов пластических масс создают большие возможности для художественных решений; отпадает необходимость в дополнительной отделке и декоре.

Мебель делается в соответствии с пропорциями тела ребенка-дошкольника — это одно из условий его правильного физического развития. Прямые мягкие линии, гармоническое соотношение частей, простая, четкая конструкция — вот характерные особенности мебели.

Расположение игрушек на большом ковре отнимает много места и не содействует развертыванию игр. Целесообразнее хранить игрушки в стенных шкафах. Все группы игрушек должны располагаться в определенной системе, в соответствии с их назначением. Для этого можно использовать секционные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами, то застекленными, то глухими. Удобно хранить игрушки в специально сделанных каталках, ящиках на колесиках.

При размещении растений в помещении детского сада надо стремиться к гармонии с общим характером интерьера. Не следует перегружать групповые комнаты растениями и цветами, при отборе нужно учитывать их цвет, фактуру, форму и строение. Традесканция, пальма, аспарагус, комнатный виноград, плющ особенно красивы при оформлении помещений: легкие, кружевные, они придают комнатам нарядный, привлекательный вид. Керамика (кашпо, различного вида вазы) хорошо сочетается с зеленью.

Интерьер детского сада не должен быть статичным: нужно время от времени менять расположение мебели, вносить новые детали оформления. При этом условии дети реагируют на окружающую обстановку активно, она радует их и интересует.

Произведения искусства занимают особое место в оформлении детского сада. Они должны быть не только украшением, но и помогать решению воспитательных задач. Групповые комнаты лучше украшать эстампами и печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр. Эстампы и репродукции оформляются под стеклом, но без рамы, простой узкой окантовкой, вешаются на стену без наклона.

В оформлении используется также скульптура малых форм: выразительность человеческих фигурок в сочетании с яркостью колорита делает ее хорошим украшением детского сада.

Из произведений декоративного искусства используются керамические и деревянные изделия, ковры, занавеси. Ткани, употребляемые для занавесей, стали легче, пластичнее, подвижнее.

Актуальность данной темы обуславливается требованиями современной жизни к способности педагога эстетически грамотно организовать процесс воспитания детей младшего дошкольного возраста, подготовить их к обучению в школе, выработать у них эстетический вкус, подвести к восприятию ценностей мировой культуры, воспитать высокие моральные качества.

Эстетическое оформление МДОУ

Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды и малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи 'радуют глаз', вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребенка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себя или в крайнем случаи другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки - это, что, должно быть постоянно, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей). Понятие 'эстетика быта' включает в себя красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. И дело не в том, что бы речь была правильной, необходимо, чтобы она была образной, интонационно богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с эстетическим).

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль - все это противоречие законом красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую строну быта. Недостаточно, чтобы дети видели красоту вокруг себя в разных в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно привлекать внимание детей к красоте: 'Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво'. Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Так, три привила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка. Подбирая оборудование и элементы оформления необходимо помнить, что:

  1. Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.
  2. Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.
  3. Эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.
  4. Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания.
  5. Важные качества обстановки детского сада - это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом.
  6. Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально- образную основу обстановки, ее местный колорит.

Эстетический аспект детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Основные её компоненты:

  1. Освещение и цветовая отделка помещений.
  2. Комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств.
  3. Природа (живая и неживая).
  4. Творческие работы воспитателей и детей.

Детский сад № 24 Комбинированного вида г. Электросталь является четырёх групповым специализированным дошкольным образовательным учреждением. МДОУ специализируется на воспитании детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Именно поэтому эстетическое оформление МДОУ имеет большое значение и оказывает решающую роль в воспитательном и образовательном процессах.

К оформлению здания и участков коллектив МДОУ подошёл с точки зрения требования норм СанПиН.

Само здание детского сада окрашено в приятный розовый цвет, что настраивает детей на первичный положительные эмоции. Каждая группа имеет свой участок, оборудованный павильоном, беседкой, спортивным комплексом, песочницей, лавочками и столиками. Каждый участок имеет цветник. Общая панорама каждого участка индивидуальна и представляет собой стилизацию под русские народные сказки. На территории сада имеется также общая спортивная площадка и огород. В зимнее время года на участках руками коллектива сооружаются горки и ледовые фигуры, раскрашенные в разные цвета. Оформлены бумагой, материалом.

Такое оформление территории МДОУ настраивает воспитанников на позитивные эмоции, способствует здоровому образу жизни, воспитывает в них стремление к труду и познанию нового.

Каждая группа разделена на спальню, учебную и игровую зоны. Процесс обучения чаще проходит в форме игры.

Учебная зона насыщена дидактическими и игровыми обучающими пособиями. Окрас стен двуцветный в мягких тонах это способствует снижению уровня агрессии детей.

Игровые уголки имеют важное рекреационное значение, позволяет отвлечь внимание от образовательной деятельности, сбросить напряжение, позволяют более эффективно усвоить пройденный материал. Для оформления игровых зон были использованы яркие материалы, предметы обстановки расписаны под русское народное творчество.

В раздевальной комнате оформлен уголок природы. Наличие растений успокаивает детей, придаёт комнате уютный домашний вид.

Стены спальни окрашены в светлые сиреневые тона, напольное покрытие – ковры голубого цвета, что соответствует цвету покрывал на кроватях. На стенах изображены сюжеты детских сказок. Такая композиция позволяет детям быстро расслабиться и заснуть.

Умывальная комната оборудована шкафчиками для полотенец, индивидуальными расчёсками, массажными мочалками и массажной дорожкой. Интерьер подобран в нежных салатовых тонах.

Список использованной литературы:

Предварительный просмотр:

Работая в дошкольном учреждении, ежедневно встречаешься с родителями наших воспитанников. Хочу рассказать о родителях. Кто они. Как живут, работают. Как строятся наши отношения.

Наш детский сад находится в поселке, где вот уже восемьдесят лет почти единственным местом работы взрослого населения является льнокомбинат. Долгие годы сад был ведомственным, и, значит, родители – это люди рабочие, служащие. Всегда воспитатель был в почете. К тем, кто занимался воспитанием детей, пока родители заняты на работе, прислушивались, уважали. И детям внушали, что воспитатель – важный человек, умный, добрый. Так и жили. Все делали вместе. От того и дети были умными, добрыми, трудолюбивыми. Уважали и почитали родителей, воспитателей. Пожалуй, перефразирую известную пословицу… Посмотри какие родители – поймешь какие вырастут дети. Ведь основа всего воспитания закладывается в семье. Как говорили старики: воспитывать надо пока поперек лавки лежит ребенок. А подрос – повели в детский сад, в школу. Не родители помогают саду воспитывать детей, а сад помогает родителям.

Совсем недавно отшумел, отгремел, отзвенел выпускной в детском саду. Зрительный зал, как всегда, забит до отказа. Мамы, папы, бабушки, старшие братья и сестры, даже соседи. Звучали стихи, песни, исполнялись лучшие танцы и игры. Получился яркий, красивый праздник. Запомнится все. Выросшие наши дети, взгрустнувшие воспитатели, и … взволнованные родители. Так и будем жить! Встречать новых детей, а значит и новых родителей; искать точки соприкосновения, пути общения, понимания, взаимодействия.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни - большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.

Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения - все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

  • 1. Целесообразность, практическая оправданность обстановки.
  • 2. Чистота, простота, красота.
  • 3. Правильное сочетание цвета и света, создающее зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета. Например, бледно-желтые нарциссы рядом с синей водой аквариума усиливают красочность окружающего.
  • 4. Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Особое место в оформлении групп и коридоров принадлежит изобразительному искусству: картинам, эстампам, предметам прикладного искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание самому нарисовать узор, цветок, сделать красивую игрушку.

Важное место в оформлении детского сада принадлежит произведениям народного прикладного искусства. Практически во всех группах представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один-два предмета, которые меняются). В некоторых группах есть веселые дымковские игрушки, произведения из керамики.

Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату. Всему этому надо учить постепенно.

Читайте также: