Профориентация в школах рк

Обновлено: 07.07.2024

1.3. Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система социально – экономических,

психолого – педагогических, медико – биоло – гических, производственно –

технических мер по оказанию молодежи личностно –

ориентированной помощи в выявлении и развитии способнос - тей, склонностей, познавательных, профессиональных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях

рынка, многоукладности форм собственности и предпринима -тельства.

1.4. Профориентационная работа в школе представляет собой научно

обосно - ванную систему мер, способствующих созданию условий для формирова - ния опыта самопознания,

самореализации, индивидуального и коллектив - ного действия, на основе которого

будет осуществлен выбор дальнейшего образовательного маршрута, адекватного

личностным особенностям и возможностям учащихся. Профориентационная работа в

школе направлена на формирование у учащихся мотивации на успешное выполнение будущей

трудовой деятельности, активности в построении профессиональной карье - ры, осознания необходимости труда, наличия знаний о труде, интереса к профессиональной деятельности с учетом личных потребностей и воз –можностей, социально - экономической ситуации на рынке труда города, региона и страны.

1.5. Профориентационная работа реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную, внеклассную,

внешкольную работу с учащимися.

1.6. Профориентационная работа осуществляется с учащимися 1- 11 классов.

1.7. Профориентационный кабинет – организационно – методический, инфор мационный, консультационный центр профориентационной работы в обра - зовательной организации.

1.8. Цель профориентационного кабинета – создание условий для органи - зации и проведения организационно - методической работы, индивидуаль - ных и групповых консультаций с

педагогами, учащимися, родителями по профессиональной ориентации, для самостоятельного

ознакомления уча - щихся с материалами профориентационной направленности.

2. Цель и задачи профориентационной работы в школе

2.1. Цель профориентационной работы –

подготовить учащихся к осознан - ному и самостоятельному выбору профессии,

удовлетворяющему личным интересам и общественным потребностям.

2.2. Задачи профориентационной работы :

формирование у учащихся личностных и общественно значимых мотивов выбора профессии ;

· определение интересов, способностей учащихся к конкретному виду деятельности ;

· обеспечение вариативности предпрофильного обучения ;

· формирование опыта в разных сферах познавательной и профессио

- нальной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в средней и старшей школе ;

· развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций,

обеспечивающих успешность в будущей профессио - нальной деятельности ;

· знакомство учащихся с информацией о учебных заведениях региона, области, страны ;

· пропаганда знаний о профессиях, востребованных в обществе, о ситуации на рынке труда ;

· оказание помощи учащимся в выборе профессии ;

· организация совместной деятельности школы, учреждений дополни - тельного, средне – специального, высшего образования, предприятий по профориентации учащихся ;

· мониторинг профориентационной работы школы и профессиональ - ного самоопределения выпускников.

3. Основные направления профориентационной работы

Система профориентационной работы в школе включает деятельность по следующим направлениям :

3.1. профессиональное просвещение, включающее информационную работу, пропаганду и агитацию для учащихся, а так же родителей, педагогов ;

3.2. профессиональная диагностика, направленная на исследование и выявление профессиональных интересов, мотивации выбора профессии, соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии ;

3.3. профессиональная консультация, нацеленная на оказание помощи в выборе

профессии школьными специалистами и сотрудниками различных пред - приятий ; консультации

могут быть групповые и индивидуальные для учащихся, а так же родителей, педагогов ;

3.4. профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наиболь- шей

вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности ;

3.5. профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

4. Методы и формы профориентационной работы в школе

4.1. Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам поис -кового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.

4.2. Формы профориентационной работы: создание банка данных о профессиях,

рассказы, беседы, лекции о профессиях, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, тренинги.

4.3. Работа с родителями по профессиональному самоопределению учащихся :

· разъяснение родителям их роли в профессиональной ориентации и выборе профессии их детьми ;

· информирование родителей учащихся о профессиях, востребованных на рынке труда и перспективах

развития рынка труда ;

· участие родителей в организации и проведении родительских собраний, классных часов, встреч учащихся с выпускниками – студентами ВУЗов, представителями профессий, востребованных на рынке труда.

5. Структура и организация профориентационной работы

5.1. Структурными звеньями профориентационной работы в школе являются :

· заместитель директора по профориентационной работе ;

· заместитель директора по методической работе ;

· заместитель директора по воспитательной работе ;

· учителя дополнительного образования.

5.2. Организация профориентационной работы осуществляется в рамках долж -ностных полномочий специалистов школы.

5.3. Организация работы по профессиональной ориентации в школе возложена на заместителя

директора по профориентационной работе.

5.4. Заместитель директора по профориентационной работе организует взаимо -действие между структурными

звеньями профориентационной работы.

6. Деятельность структурных

звеньев профориентационной работы по реализации задач профориентации

6.1. Методический Совет обеспечивает научно - методическую

деятельность, внедряет эффективные методы и средства по профориентации учащихся.

6.2. Заместитель директора по профориентационной работе :

· содействует разработке плана по профориентации учащихся и проводит системную, комплексную профориентационную работу ;

· организует и координирует участие в этой деятельности педагогического

коллектива, родителей, специалистов из других организаций и учреждений ;

· содействует укреплению сотрудничества школы с учебными заведениями, предприятиями и т.д.;

· определяет эффективность профориентационной деятельности школы ;

· осуществляет контроль за выполнением плана профессиональной ориента -ции учащихся.

6.3. Заместитель директора по методической работе :

· организует разработку и апробацию рабочих программ элективных курсов, мастерских, лабораторий ;

· планирует работу педколлектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы ;

· организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня ;

· организует работу учителей – предметников по изучению возможностей учебного предмета для осуществления целей профориентации.

6.4. Заместитель директора по воспитательной работе :

· способствует выработке стратегии взаимодействия, координации, поддерж - ки связей с социальными партнерами, ответственными за самоопределение учащихся основной и старшей школы ;

· организует систему повышения квалификации классных руководителей по проблеме профессионального

· организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприя -тия ;

· осуществляет контроль работы классных руководителей по профильного и профессионального

6.5. Социальный педагог :

· способствует формированию и оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в их жизненном и профессиональном самоопределении ;

· проводит консультации учащимся по социальным вопросам ;

· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов,

затрудняющих процесс самоопределения учащихся.

6.6. Школьный психолог :

· изучает профессиональный интерес и склонность учащихся ;

· осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профес -сиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их роди –телей ;

· проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся ;

· проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора ;

· осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особен -ностей учащихся ;

· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей

· осуществляет психологическую поддержку по проблемам становления лич -ности, выбора профиля обучения на основе комплексного изучения лично -сти с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей ;

· оказывает психологическую помощь в профессиональном самоопределении личности ;

· внедряет достижения психологии в процесс профессионального самоопре -деления и самореализации личности ;

· проводит профессиональные консультации ;

· использует возможности психологических служб города для проведения и организации

· изучает читательские интересы и рекомендует литературу профориентаци –

онной направленности учащимся и педагогам ;

· осуществляет комплектование библиотеки литературой профессиональной направленности ;

· проводит внеклассные мероприятия, индивидуальную и массовую работу.

6.8. Медицинский работник :

6.9. Классный руководитель :

· составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся ;

· помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессио -нального становления, осуществлять анализ собственных достижений ;

· осуществляет изучение и психолого - педагогическое наблюдение склонно -стей ученика в

процессе вовлечения его в разнообразные виды внеклассной деятельности (данные фиксируются в индивидуальной карте ученика) ;

· способствует формированию мотивации и интереса к трудовой деятельно - сти с учетом особенностей возраста и состояния здоровья детей ;

· оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования уча -щихся по проблемам самоопределения ;

· проводит родительские собрания по проблемам формирования готовности учащихся к профильному и

· приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии,

привлекает их к работе кружков.

6.10. Учителя - предметники :

· обеспечивают профориентационную направленность уроков ;

· организуют дифференцированное обучение учащихся для раскрытия их индивидуальных интересов ;

· осуществляют кружковую работу по предмету, руководство научными обществами учащихся ;

· способствуют развитию познавательного интереса, творческой направлен -ности личности школьников, формируют общетрудовые, профессиональ - ные навыки, используя разнообразные

методы и средства :

проектную дея - тельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предмет ные недели, олимпиады, факультативы, тематические экскурсии, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..

6.11. Педагоги дополнительного образования :

привлекая учащихся к техническому и художественному творчеству, способствуют выявлению и развитию

творческого и интеллектуального потенциала для формирования профессиональных навыков и умений.

7. Особенности проведения профориентационной работы по уровням образования

Работа с ученическим коллективом имеет свои особенности в младшем, среднем и старшем звеньях.

7.1. Начальное общее образование (1 - 4 классы).

Задачи : выявление интересов и определение уровня знаний учащихся о мире профессий, расширение знаний об окружающем мире, профессиях,

воспитание интереса к познанию мира профессий.

Реализация : экскурсии в

кабинет труда, школьную мастерскую, столовую, встречи с родителями ; беседы

Ожидаемый результат : у учащихся

1 - 4 классов формируется добросове -стное отношение

к труду, понимание его роли в жизни человека и обще - ства.

7.2. Основное общее образование (5 - 9 классы).

Задачи : создание условий для изучения

склонностей и способностей учащихся, формирование

личности, имеющей потребность в самопознании и самореализации, представлений о влиянии

определённых факторов на выбор профессии, воспитание человека, владеющего необходимыми знания ми о мире профессий.

Ожидаемый результат : у учащихся 6 - 7 классов формируется профес -сиональная

ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии ; у учащихся 8 - 9 классов формируется профессиональное

самосознание, умение оценить личностные возможности

в соответствии с требованиями избираемой профессии.

7.3. Среднее общее образование (10 - 11 классы).

Задачи : формирование качеств личности, необходимых в современных условиях, воспитание человека, желающего и умеющего получать знания и использовать их на практике, формирование

осознанного подхода к выбору профессии с учётом индивидуально - психологических особенностей и спро са на данную специальность.

Реализация : в учебный

план включены элективные курсы и факультативы, задачами которых является

развитие личности ребенка, его познавательных интересов и способностей, выполнение социального образовательного заказа, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, подго - товка к ситуации выбора профиля обучения в старшей

школе, реализация предпрофильной и профильной подготовки, выполнение творческих работ и защита проектов.

Ожидаемый результат : у учащихся 10 - 11

классов за счет реализации индивидуального учебного плана профильных предметов формируются

8. Критерии эффективности профориентационной работы

8.1. Достаточная информированность учащихся о профессиях, путях их получения, трудоустройства.

Показатель : ясное представление ими требований

профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в

данных специа - листах.

8.2. Потребность учащихся в обоснованном выборе профессии.

Показатель : степень самопознания

профессио -нального выбора.

8.3. Уверенность школьника в социальной значимости труда.

Показатель : сформированное отношение к труду как к жизненной ценности

8.4. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Показатель : профессиональная реализация.

9.1. Анализ профориентационной работы по итогам учебного года проводит ответственный за

9.2. Заместитель директора по УВР, курирующий профориентационную работу и ответственный за

Zakon.kz

Zakon.kz

Образование во все времена являлось основным приоритетом государственной политики. Причины очевидны. Образование позволяет государству вырастить профессиональные кадры, способные внести свою лепту в процесс развития.

Как только ребенок начинает посещать образовательные заведения (дошкольные), с этого момента начинается его формирование. В университете он лишь продолжает усиливать навыки и получать знания в определенных областях.

Учитывая реалии сегодняшнего дня, когда экономики мира сталкиваются с финансовым кризисом, государству необходимо еще более внимательно отнестись к образовательному процессу. Чем больше профессиональных, высокообразованных граждан, тем выше конкурентоспособность государства.

Согласно статистике, более 70 процентов вакансий на рынке труда составляют рабочие и технические специальности. Однако при выборе профессии школьники и студенты зачастую опираются лишь на престиж учебного заведения и название специальности. И как итог – огромная армия юристов, экономистов, которые сегодня, к сожалению, являются невостребованными на рынке труда.

Например, за последние 12 лет в Казахстане было подготовлено 185 тысяч юристов. При этом качество их подготовки оставляет желать лучшего,

Для того, чтобы исключить ситуацию с огромным количеством невостребованных специалистов необходимо вводить профориентацию.

В Казахстане только начали говорить о профессиональной ориентации школьников, но пока больших и серьезных шагов в этом направлении ещё не предпринято. Ни в детских садах, ни в общеобразовательных школах с детьми не проводится работа по профдиагностике, преподаватели не владеют ситуацией на рынке труда: не знают, какие профессии сегодня востребованы и необходимы, а также не осведомлены в достаточной степени о новых, современных профессиях. Профориентация попросту не развита и в профессиональных учебных заведениях.

Внедрение профориентации позволит школьникам раскрыть способности и таланты, определиться с той профессиональной сферой, где бы они смогли бы реализовать весь свой потенциал. Такую работу необходимо проводить уже на этапе дошкольных организаций и усиливать в средней школе. Например, во Франции профориентация учащихся начинается с первого класса школы и продолжается в течение всего процесса обучения. В США этот процесс начинается еще с дошкольных учреждений. Специальные тесты по оценке профессиональных способностей человека, разработанные американским психологом Мюнстербергом, проходят дети в возрасте от пяти до четырнадцати лет. Все это позволяет не только ознакомиться с профессиями, но и спланировать будущую успешную карьеру.

Если эта работа будет выполнена квалифицированно, как задумано разработчиками, то в будущем Казахстан сможет максимально сократить количество безработной молодежи, которая так и не смогла найти своего места в жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профориентационная работа школы в рамках

реализации программы «Рухани жаңғыру

Педагог Храброва С.П. КГУ «Школа технического творчества

Наряду с общеобразовательными школами профориентационная работа успешно проводится в учреждениях дополнительного образования. И это имеет свои преимущества, так как дополнительное образование обладает достаточными средствами для демонстрации разнообразия видов профессиональной деятельности.

Для претворения в жизнь инновационных проектов требуются технически грамотные, профессиональные кадры, подготовка которых уже сегодня осуществляется в ГШТТ. Школа технического творчества г. Костаная создает условия для сопровождения маршрута профессионального выбора учащихся ГШТТ посредством включения подростков в занятия техническим творчеством, познавательную и развивающую деятельность.

Сопровождение маршрута выбора профессии учащихся ГШТТ

hello_html_m510706da.jpg

Профориентация в ГШТТ реализуется через учебно-воспитательный процесс. В школе обучаются 548 учащихся в 47 учебных группах по образовательным программам следующих направленностей: научно-технической и спортивно-технической.

Реализация образовательных программ профессионально-ориентированного уровня (научно-технической и спортивно-технической направленностей) делают главный упор на выбор профессии. В объединениях спортивно-технического творчества, таких как Авиамоделирование, Судомоделизм, Автомоделирование и других, обучаются дети и подростки в возрасте от 11 до 18 лет. Образовательные программы этих направлений прививают подросткам интерес к технике, развивают навыки моделирования и конструирования.

В сфере научно-технического творчества наиболее востребованы программы: Web-дизайн, 3 D – моделирование, конструирование и программирование в робототехнике. Эти программы сопряжены с наукой и практикой, способны нацелить учащихся на выбор технических профессий и специальностей.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

7-10 лет:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире технических профессий;
11-14 лет:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, связанной с техникой;
-Представления о собственных интересах и возможностях;
-Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики путем участия в выставках и соревнованиях.
15-18 лет:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-Профессиональное самопознание;
-Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:

- Организация и проведение рекламно-агитационной работы по набору обучающихся в объединения по интересам: информирование населения о деятельности объединений по интересам посредством размещения рекламы в учреждениях общего среднего образования;

- Создание банка информационных и методических разработок, видеоматериалов, мультимедийных презентаций профориентационной тематики.
- Осуществление взаимодействия с учреждениями профессионального образования.

Работа с педагогами:

-Семинары-практикумы для педагогов;

-Посещение открытых мероприятий по профориентации в ОУ. Обмен опытом.

Работа с учащимися:
-Профориентационные мероприятия: викторины, беседы;
-Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
-Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
-Расширение знаний в рамках кружковой деятельности;
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
-Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах технического творчества.

Работа с родителями:
-Проведение родительских собраний;
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Поддержка школы в процессе выбора будущей профессии:

1. Использование сайтов учебных заведений Костанайской области для знакомства учащихся с будущими профессияими;

3. Диагностирование учащихся с целью выявления профессональной направленности.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для самореализации личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей, творческой и профессиональной конкурентоспособности, популяризации профессий технической направленности.


3. Давлетова А.А. Основные вехи в истории становления работы с одаренными детьми в психолого-педагогической науке Казахстана. Вестник НАПК. – Алматы, 2010. – № 3–4. – С. 121–128.

4. Жарикбаев К.Б. Развитие психологической мысли в Казахстане (со второй половины XIX в. до наших дней). – Алма-Ата: Казахстан, 1968. – С. 35.

7. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. – Астана, Акорда, 2012.

8. Сатова А.К. Становление психологической науки и психологического образования в Казахстане. Вестник АГУ им. Абая. – 2013. – № 1 (1). – С. 37–41.

В середине 60-годов ХХ века возобновились исследования в таких областях психологии, как возрастная, практическая психология и психодиагностика, результаты исследований которых начали применяться в школе. В порядке эксперимента в системе народного образования начали работать психологи – сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, проводившее в ПТУ и школах психолого-педагогические исследования профориентации учащихся, а также студенты, проходившие практику. Во время первого Республиканского семинара по педагогике, психологии и методике обучения, проходившем в 1966 году в Алма-Ате, подробно рассматривались проблемы профессиональной диагностики и ориентации старшеклассников на трудовую деятельность [4].

Академия педагогических наук под руководством Даринского А.В. в 1970 году начала изучать профориентацию и непрерывное образование взрослых. Пригожин И., Князева Е., Жанабаев З. исследовали влияние врожденных способностей на успешное выполнение трудовой деятельности. Психолого-педагогическим аспектам теории и практики в профессиональной ориентации и подготовке будущих специалистов особое внимание уделяли Казахстанские ученые Хмель Н.Д., Бейсенбаева А.А., Шерьязданова К.Т., Каргин С.Т., Жанпеисова К.К. и др.

В числе интересных работ, посвященных профориентационной работе, опубликованных в последнее время, следует упомянуть труды Казахстанских ученых: С.М. Джакупова, М.А. Перленбетова, А.П. Сейтешова, Умбетовой Ж.О., Жексенбаевой У.Б., Сатовой А.К., Мадалиевой З.Б., Ж. Туркпенулы и др.

Таким образом, теоретические и практические аспекты проблемы профориентационной работы со школьниками и молодежью всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

Читайте также: