Профориентация в частных школах

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.


Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи "организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются", то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит "диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)".

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить "идеально профориентированного" человека. После 9 класса школьник должен выйти "ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы". Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.



Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают "корпоративные классы" для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов


Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР "Гуманитарные технологии".

"Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май - это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация - это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра - тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре".


Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР "Гуманитарные технологии", 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

"После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы".

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.


Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: "Начинает казаться, что если мы отменим такую "профориентацию", то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится".


Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук.

"Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование "для галочки" и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации".

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

✎ Проектория - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
✎ Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) - взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
✎ Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
✎ Всероссийская ПрофДиагностика - комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
✎ Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего - история успешного профессионала, четвертого - экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас "главное действующее лицо" профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Профориентация школьников в частных школах

Среднее образование в частных школах дополнено разнообразными творческими и спортивными секциями, научными кружками и дополнительными занятиями по отдельным предметам.

Благодаря чему только в частной школе ребёнок получит весь спектр услуг для развития своих талантов и способностей.

В старших классах появляется особый вопрос – выбор профиля. Почти во всех частных школах старшие классы делятся на профильные.

Чтобы не ошибиться с выбором дополнительного образования в средней школе и профиля обучения в старшей, необходимо как можно раньше заняться профориентацией школьника. Это даст вам ещё на самых ранних этапах представление о том, кем хочет стать ребёнок и кем он может стать, исходя из его собственных талантов и особенностей.

Сейчас многие центры предлагают провести профориентацию сразу для всего класса, что получается значительно выгодней индивидуальных занятий.

В этом обзоре мы рассмотрим наиболее популярные центры, которые помогут вам построить правильный образовательный маршрут школьника.

Центр профориентации PROFchoice

Профориентация школьников на основе опыта Америки, Европы, Японии и России

Один из лучших центров профориентации школьников в Москве.

  • Максимально подробная психологическая диагностика, благодаря которой учитываются абсолютно все тонкости и нюансы
  • Наиболее представительный набор методик в России. Опыт Америки, Европы, Японии и России
  • Имеем огромный опыт работы в этой сфере – более 35 лет
  • Проводим тренинг с ведущими, которые являются профессионалами своего дела – психологами и HR-консультантами. Тренера из России и Германии.
  • Проводим Скайп-встречи и не бросаем вас после обучения, а продолжаем общаться и помогать

Используется самый широкий и разнообразный набор профориентационных методик, что позволяет добиться наиболее глубокого анализа личности и точных рекомендаций.

Контакты:

Данный центр работает при МГУ им. Ломоносова уже на протяжении 20-и лет. Готовит школьников с пятого по 11-й классы. Предлагает девять программ развития и подготовки.

Профориентация школьников в этом центре позволяет добиться максимальной результативности, так как все методики разработаны профессионалами. Центр имеет все необходимые сертификаты. На сайте центра можно пройти бесплатные тесты.

Контакты:

Профориентация учащихся в этом центре проводится с целью привлечения молодого поколения в различные технологические отрасли. Тут нет стандартных кабинетов, пар, не проводятся уроки. Максимальный упор идет исключительно на практические занятия, исследования и проектирование.

В помещении организовано 24 кабинета для лабораторных исследований и практических занятий. Есть выставочные и конференц-залы. Основное направление профориентации подростков – современные технологии и подходы из самых разнообразных сфер.

Контакты:

В центре проводится профориентация школьников, учащихся ВУЗов и взрослых, предлагается много тестов, а также онлайн консультации от руководителя учреждения.

Работа проводится по собственной уникальной методике Э. Давыдовой. Тут каждый сможет независимо от возраста найти себя и свое место в жизни.

Контакты:

Ведь именно в школьном возрасте грамотная профориентация дает основу для выбора той профессии, которая человеку по душе. Кроме школьников сюда часто обращаются учащиеся в ВУЗах, а также уже взрослые люди, которые хотят сменить профессию.

Контакты:

В этом учреждении людям помогают решить массу важных проблем. Причем не только тех, которые касаются работы, но и семьи, и личности в целом. Тут проводится профориентация школьников, подростков, студентов, а также взрослых.

Уникальность учреждения – комплексный подход, который помогает решить сразу несколько проблем, и разобраться в себе. Работает центр по собственным методикам и программам.

Контакты:

Профориентация в школе очень важна, ведь именно в этот период стоит начать определяться с выбором будущей профессии. Иначе может быть поздно. Именно на школьников рассчитана программа в этом заведении.

Данный центр практикует самые разнообразные методики и приемы: начиная от профориентационных игр, и заканчивая серьезными тестами и программами.

Контакты:

Столичный центр профориентации

Это частное учреждение, которое еще с 2007-го года работает со многими школами столицы. Профориентация школьников тут проводится на высшем уровне, ведь сотрудники центра – исключительные профессионалы, кандидаты и доктора наук.

В среднем за год в центре проводится порядка 500 занятий, в которые входят 14 программ развития, и 17 методик. Причем профориентация в школе часто проводится даже по выезду в учреждение.

Контакты:

Профориентация учащихся в этом учреждении проводится уже на протяжении 13 лет. В среднем, каждый сотрудник центра проработал 15 лет. Главная задача заведения – помочь человеку психологически, использую современные подходы и методики.

Персонал учреждения прошел подготовку в МГУ, ВШП при ИПРАН, а также других авторитетных и наилучших ВУЗах страны. В этом центре проводится психологическая поддержка школьников, студентов, и взрослых.

Контакты:

Контакты:

Контакты:

Центр PROектPRO

Профориентация учащихся, школьников, а также студентов – это главные направления данного учреждения. Есть в этого центра несколько результативных программ, которые рассчитаны на различные возрасты молодых людей.

Контакты:

Данное учреждение – это профориентация учащихся школ и ВУЗов всех возрастов. Уникальность проекта – передача каждой профессии с разных сторон. Этот центр подключает к миру профессий людей всех возрастов.

Учреждение помогает повысить квалификацию специалистам разных профессий. На сайте компании собрана масса полезный материалов по различным специальностям, а также видео. Кроме того, любой желающий всегда сможет получить тут консультацию психолога и юриста.

Контакты:

Исследовательский институт соционики

Это учреждение, кроме центра профориентации, представляет собой еще и уникальный институт, изучающий соционику, – науку, которая совмещает психологию, информатику и социологию.

Работает учреждение с 1997 года, и проводит профориентацию учащихся и взрослых, практикует семейное консультирование, развивает личностные качества человека.

Контакты:

  • Тел.: 8 916 362 84 72; 8 495 649 70 74
  • Адрес: Проспект Мира, 95/3

Данное учреждение – не просто центр профориентации. Ведь в его работе лежит уникальная методика обучения молодого поколения. Тут проводится профориентация учащихся школ и ВУЗов, мини-пробы на различные специальности, а также консультирование и тесты.

Учреждение работает со школьниками 5-11 классов, проводит экскурсии по различным ВУЗам, предприятиям, и выставочным центрам.

Наталья и Вероника Винокуровы

Девушки проводили для подростков встречи со специалистами в офисах компаний и на предприятиях. Это было настоящим погружением в профессии – с мини-стажировками, во время которых дети могли поучаствовать в работе компании. Потом многие из них говорили, что такие занятия помогли им определиться с будущей профессией.

Сначала основным продуктом школы была программа по выбору профессии. Она проходила в формате тренинговых групп. Программа длилась два дня по шесть часов. В 2020 году продукт переупаковали в новый недельный курс. Его можно пройти как очно, так и онлайн.

На тренинге используются авторские игры, упражнения, диагностические материалы. В конце программы каждый подросток выполняет индивидуальные задания – например, пишет творческое эссе.

Пункт Б

На старте проекта двухдневный 12-часовой курс стоил 3000 рублей. Такую цену установили на основе анализа рынка и трудозатрат. Затем довольно долго держалась цена в 5000 рублей. Сейчас стоимость недельного тренинга по выбору профессии – 10 000 рублей.

По словам Натальи, сначала цены устанавливали с оглядкой на конкурентов. Но затем поняли, что это было ошибкой. Качественный и нужный продукт может стоить гораздо дороже, чем в среднем по рынку.

Пункт Б Team

Начальная цена программы для региональных партнёров была 50 000 рублей. Примерно столько стоили аналогичные программы в других сферах. Сейчас она продаётся за 150 000 рублей. После упаковки программы во франшизу цена увеличится.

Пункт Б

Пункт Б

Основная задача при работе с подростками – постоянно удерживать их внимание. Чтобы добиться этого, в тренинге используются разные современные и интересные форматы.


Сейчас у проекта более 40 партнёров в различных регионах и городах – от Москвы и Санкт-Петербурга до Иркутска и Владивостока. Некоторые из партнёров работают в небольших городах.

Нередки случаи, когда родитель одного из подростков занимает высокий пост в большой корпорации. Он рекомендует проект своему руководству. В результате основателей школы приглашают провести корпоративное мероприятие для сотрудников-родителей и их детей-подростков.

Пункт Б

Пункт Б Team

Фото: Pexels

Профессиональная ориентация дает возможность ответить на один из важных жизненных вопросов — в каком карьерном направлении развиваться. Чаще всего им задаются старшеклассники, и хотя выбор профессий на современном рынке труда широчайший, куда идти учиться после школы, подростки часто не представляют.

По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран выражают интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.

В каком возрасте стоит определиться с профессией

Чаще всего выбор профессии происходит в спешке, в 10 или 11 классе. Выпускники попадают под жесткий пресс: общество и родители требуют от ребенка как можно скорее определиться с будущим, выбрать вуз, начать готовиться к экзаменам. Отсюда и скорый выбор, который может стать ошибочным.

Фото:Pixabay

Однако в мае 2021 года в России был принят закон, по которому в университетах и колледжах теперь можно получить сразу несколько квалификаций. Студенты сначала учатся два года, получают общие знания по предмету, и только потом должны выбрать узкое направление и начать углубленно его изучать. Причем во время обучения будущий специалист сможет набрать себе дополнительные предметы, собрать собственный конструктор из знаний и навыков. Предполагается, что так вузы смогут предлагать рынку труда актуальных специалистов, в которых он действительно нуждается.

Тесты на профориентацию

Самый простой, удобный и быстрый способ понять, в каком направлении двигаться — это онлайн-тесты. Их много, они доступны, пройти исследования можно прямо из дома в любой момент. Тесты определяют темперамент, особенности мышления, склонности и профессиональные интересы. Правда, такие домашние опросники не вполне надежны, а в случаях с детьми и вовсе врут. У ребенка часто меняются вкусы и интересы, что не может не отразиться на его ответах.

  • Тест на профориентацию Холланда. Он популярен во всем мире. Из 43 пар профессий вы последовательно выбираете понравившуюся или хотя бы менее раздражающую. В результате получаете один из шести типов личности, под который можете подобрать специальность. Подходит для школьников, выпускников и взрослых. Основной недостаток — тест не учитывает современные профессии.
  • Дифференциально-диагностический опросник психолога Евгения Климова. Один из самых известных и распространенных профориентационных тестов в России и странах СНГ. Испытуемому предлагается 20 альтернативных высказываний. Каждое ближе к какой-то определенной профессии. После окончательного выбора выявляется профессиональная ориентация человека.
  • Карта интересов Голомштока. Простая, быстрая и достаточно авторитетная методика используется при работе со школьниками и взрослыми. Она состоит из 174 вопросов и 29 направлений профессиональной деятельности, которые карта ранжирует по степени выраженности.

Даже если тест поможет с выбором профессии, он не даст никакого понимания, как и где этому научиться. На все дальнейшие вопросы — об актуальности выбранной работы, ее интересности, ценности, зарплаты, о выборе учебного заведения — предстоит искать ответы самому человеку.

Фото:David Ramos / Getty Images

Как помочь ребенку выбрать профессию

Профориентация для взрослых

А что делать, если, отучившись в техникуме или вузе и начав работать по специальности, человек понял, что совершил ошибку? В каком возрасте не поздно переучиться?

Профориентологи считают, что в любом. Известный советский и российский профориентолог Евгений Климов считал, что человек обязательно должен иметь хобби. В какой-то момент оно может стать делом жизни. В 40 с лишним лет уйти с работы, которая приносит доход, непросто, даже если она нелюбимая. Найти себя, переучиться, отыскать новое место тоже тяжело. Хобби или деятельность, которой можно заниматься на досуге, может обеспечить плавный переход.

Фото:De_MAN / Shutterstock

Профориентация по-новому

В России о профориентации как о научном направлении заговорили в 1970-х годах. В индустриальном обществе и экономике она была необходима. Исследователи пытались придумать, как на определенные рабочие места найти подходящих людей. Тогда и родилась идея: узнаем сильные и слабые стороны человека, выясняем, что он знает и умеет, что у него хорошо получается — и предлагаем ему приемлемые специальности. И долгое время это работало. Однако с тех пор прошло почти полвека. Уже нет той страны, изменился рынок труда и экономика. Профориентация не могла остаться прежней. Карьеру больше не выбирают, а конструируют.

Екатерина Павленко, младший научный сотрудник Центра социологии культуры Института образования НИУ ВШЭ:

Профессии будущего

Фото:РБК Тренды

Сегодня на зарубежном рынке труда профессии, связанные с информационными технологиями и разработкой, еще более желанны, чем в России. В рейтинге социальной сети для поиска деловых контактов LinkedIn (на территории РФ сайт заблокирован Роскомнадзором с 4 августа 2016 года), среди 15 наиболее перспективных профессий 2020 года 12 позиций занимают эти направления. Список возглавляет специалист по искусственному интеллекту, дальше почти без отрыва идут инженер-робототехник, аналитик данных, full-stack разработчик, инженер-программист, специалист по компьютерным приложениям, дата-инженер, специалист по кибербезопасности, back-end разработчик, специалист по облачным технологиям, JavaScript-разработчик.

Фото:Unsplash

Однако это не значит, что так будет всегда. Компьютерные системы становятся все сложнее. Возможно, что такого количества разработчиков просто не понадобится, когда все нужное уже будет придумано.

Кирилл Кузнецов:

Никто не знает наверняка, каким будет мир через 15 лет. Мы можем угадать или нет с нашими предположениями. Однако дать ребенку не рыбу, но удочку и самому следить за трендами — вполне в нашей власти.

Читайте также: