Профориентация детей с умственной отсталостью в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Валентина Ивановна Макарова
Современные условия жизни в социуме требуют от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания и системы профориентационной работы, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, которые являются факторами успешной социализации и адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшим направлением работы школы, решение которого обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе направление профессиональной деятельности с учетом своих способностей, возможностей и потребности общества. Школа нацелена не только на формирование необходимых базовых учебных действий у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков. Вчерашнему выпускнику школы VIII вида, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь, разобраться в себе, определить свой путь.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта, обучающихся в школах VIII вида). Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сущность профессионального определения связана с самореализацией человека в важных сферах жизни и происходит поэтапно:

- осознание ценности общественно-полезного труда;

- общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

- общая ориентировка в мире профессионального труда;

- выделение дальнейшей профессиональной цели;

- получение знаний о профессиях и специальностях;

- представление о внешних препятствиях, осложняющих достижение цели, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов, т.е. - самопознание;

- поиск путей и способов преодоления препятствий;

- наличие системы резервных вариантов выбора на случай возможной неудачи по основному варианту самоопределения;

- практическая реализация личностной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование намеченных планов.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Задачами социализации и профориентации учащихся с отклонениями в развитии являются:

воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;

коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.

Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М. Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И. Пинский).

Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе (В.И. Бондарь, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Б.К. Клюшников, В.В. Коркунов, С.Л. Мирский, Б.И. Пинский, А.В. Политова, А.М. Щербакова). Выраженное недоразвитие у умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.Н.Пинский и др.).

Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации.

Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств. Тяжесть дезодаптации и необратимый ее характер объясняется многофакторностью, сложностью патогенеза и многообразием форм нарушений поведения, осложненными формами олигофрении. Черты, не способствующие успешной социально-трудовой адаптации:

- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, личностных проблем;

- инфантилизм, замедленное самоопределение в жизни, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и принятие ответственности за нее;

- перегруженность, негативный опыт, отсутствие информации.

Немаловажное значение в подготовке учащихся коррекционных школ к обучению в профессиональных училищах имеет постоянная связь школы и училища. Педагоги коррекционных школ, как правило, не знают и не могут знать всех требований, предъявляемых индивиду различными профессиями. Тем более сложно им охарактеризовать особенности и условия труда по той или иной профессии, перспективы профессионального развития личности. Поэтому профессиональная ориентация на рабочие профессии должна проводиться, школами и профучилищами совместно. Только такая совместная работа позволит эффективно формировать у школьников с интеллектуальной недостаточностью профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.

Социализация детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой процесс становления человека как общественного существа. Он включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

Накопление социально-бытовых знаний и умений, а также трудовых навыков должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность обучения, вариантность его содержания и форм.

Показателем качества жизни лиц с умственной отсталостью может быть комплекс факторов, определяющих качество жизни любого человека, независимо от ограничений здоровья, трудностей социализации, наличия инвалидности.

1. здоровье (знание правил здорового образа жизни и их реализация);

2. материальное благосостояние;

3. работа, творчество (практическая готовность к бытовому и производственному труду, наличие хобби);

4. отношения с близкими людьми (умение поддерживать родственные отношения: частота и характер общения, добровольность и самостоятельность контактов);

5. безопасность (знание и выполнения норм безопасности в различных общественных местах, в собственном жилище, в экстремальных ситуациях);

6. непосредственная включенность в сообщество (осознание собственной социальной роли и готовность ее выполнять в общении и взаимодействии с разными группами людей);

Таким образом, возможности социализации в процессе трудовой деятельности, огромны, необходимо уметь правильно выстроить работу с детьми с ОВЗ.

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации интеллектуально неполноценных школьников, являются социально-трудовая адаптация и социально-бытовая адаптация.

Хотя социальную адаптацию учащихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но направленное формирование социально - бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.

Социально - бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Первоочередная цель СБО — формирование знаний, уме­ний, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесто­ронняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедея­тельности.

При правильной организации уроков значительно расширяется бытовой и социальный опыт умственно отсталых детей. Учащиеся знакомятся с организациями и учреждения­ми, в которые им придется обращаться по различным воп­росам, начав самостоятельную жизнь. У детей развиваются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. В таких случаях на первое место выходит наличие в школе специально оборудованного кабинета СБО. Хорошо оборудованный по тематическим зонам кабинет СБО – это основа организации работы учителя и учебной деятельности учеников Условия учебного кабинета благоприятствуют повышению эффективности коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Занятия в кабинете помогают учителю реально показать учащимся, в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения. Чем больше возможностей предоставляет кабинет для варьирования жизненных ситуаций, тем больше учитель может полагаться на то, что ученик использует полученные знания в новой, измененной ситуации, что является всегда особо сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как ребенок с недостатками интеллектуального развития усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире. В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий, общаются с бывшими выпускниками школы, так как многие выпускники нашей школы работают на данных предприятиях, интересуются о возможности устроиться на работу после окончания учебы.

Достичь желаемых результатов в процессе социально-бытовой ориентировки детей с ОВЗ помогает воспитательная работа. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и расширяются знания и умения учащихся, полученные на уроках. Проведение внеурочных мероприятий по СБО (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсии по городу, на предприятия города) способствует социальной адаптации учащихся.

Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. В школе проводятся консультации с родителями, родительские лектории о семейном укладе, о значении семьи для ребенка, о распределении семейных обязанностей, как правильно готовить детей к самостоятельной жизни и др.

Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997.

“ Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.

Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);

“ Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г..

“ Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);

Выступление на методическим семинаре. Творческий отчет о трудовом воспитании и профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как фактор успешной социализации.

Содержимое публикации

Комитет образования, науки и молодежной политики

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Трудовое воспитание и профориентация обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

как фактор успешной социализации детей с ОВЗ

Выступление на методическом семинаре

Макарова Валентина Ивановна,

руководитель МЦ, воспитатель 10 класса

Трудовое воспитание и профориентационная работа - важное средство всестороннего развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучением вопросов трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений были изучены такими дефектологами как: Ю.Н. Щербакова, И.М. Бажнокова, Г.Б. Картушина, В.А. Генкина, В.В. Гладкая.

Большой опыт по социальной и трудовой адаптации детей с различными нарушениями развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии (Л.С. Выготский, Л.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.). Этими авторами изучены: аспект психологических особенностей умственно отсталого ребенка при профессиональном самоопределении и механизмы социальной адаптации.

Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания и профориентационной работы, которые являются факторами успешной социализации и адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: формировать у обучающихся основы профессиональных навыков и понимание необходимости трудовой деятельности.

- выработка и совершенствование трудовых навыков ;

- включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и д. р.);

- воспитание положительного отношения к труду и людям труда;

- воспитания необходимых установок поведения, личностных и нравственных качеств.

В коррекционной школе подготовка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшим направлением работы, решение которого обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе направление профессиональной деятельности с учетом своих способностей, возможностей и потребности общества. Школа нацелена не только на формирование необходимых базовых учебных действий у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими, психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Выпускники нашей школы – интерната испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

Выпускники не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание учиться и стать полезными членами общества. Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в школе-интернате осуществляется с учетом программы по профориентационной работе по возрастным группам (классам обучения), плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

С первого класса дети попадают в воспитательную среду, которая направлена на формирование их трудовых навыков, воспитания таких качеств личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда, сообщаются элементарные знании по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду.

Трудовое воспитание производится по следующим направлениям:

- в начальном звене – это навыки самообслуживания, гигиенические навыки, ручной труд;

- в среднем звене – основа социальной жизни, автоматизация навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, профессионально-трудовое обучение и воспитание, предусмотренное основной образовательной программой. Осуществляется профессиональное просвещение, знакомство с различными профессиями, их общественной значимостью;

- в старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации, ознакомления с рядом доступных для учащихся профессий. Проводится первичная профдиагностика. В 9 классе происходит нацеливание на необходимость получения профессионального образования. Так, например, они под руководством школы выбирают профессию повара, швеи, штукатура-маляра. Вместе с тем им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Приоритетным направлением, на всех этапах обучения, является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Включение детей в труд осуществляется с учётом психофизических особенностей детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде, как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества: терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и самокритичность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Сл 10

Формами трудового обучения и воспитания являются:

- индивидуальна я форма (выполнение посильных трудовых поручений);

- групповая (общественно полезный и производительный труд во внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам для дальнейшей правильной адаптации в социуме);

- коллективная (субботники, праздники труда).

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от учебных, коррекционных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей обучающихся, состояния моторики, ВПФ и уровня их трудовой готовности.

Основныминаправлениями профориентационной работы являются: профессиональное просвещение учащихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.

Наиболее эффективными формами работы могут быть:

- уроки труда и уроки профориентационной направленности;

Огромную помощь в профессиональной ориентации обучающихся оказывают педагоги трудового обучения, которые обучают азам будущей профессии, корригируют трудовые нарушения учащихся, развивают их творческие способности.

- внеклассные занятия и тематические классные часы; беседы о профессиях;

- экскурсии в профессиональные училища; встречи с представителями разных профессий; оформление информационного стенда о профессиях;

-анкетирование, тестирование выпускников школы;

- участие детей в выставках рисунков, поделок и изделий выполненных своими руками;

- трудовые десанты; акции, операции;

- игры-викторины, конкурсы; просмотр видеофильмов о производстве и труде взрослых;

- привлечение родителей к совместным трудовым акциям; праздникам.

Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду. Организация коллективно-творческого дела позволяет увлечь воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт возможность показать свои знания и умения другим людям.

Кружки и факультативы также способны оказать значительную помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления учащихся с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и познавательной активности, самостоятельности.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе способствуют формированию у обучающихся основ профессиональных навыков и понимание необходимости трудовой деятельности, обеспечивают решение широкого круга задач: формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволят выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.

Таким образом, трудовое воспитание и профориентационная работа, способствуют профессиональному самоопределению и успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Заключительное слово (итог семинара)

Профориентационная работа и трудовое воспитание в школе - интернате ведется комплексно всеми специалистами: класснымируководителями, воспитателями, учителями трудового обучения и ОСЖ, педагогом-психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками, администрацией школы, медицинскими работниками, родителями.

Система работы по трудовому воспитанию и профориентации позволяет:

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным доступным видам трудовой деятельности;

- формировать профессиональную направленность обучающихся, общественно значимые и личностные мотивы выбора профессии;

- корректировать личностные особенности старшеклассников и оказать им помощь в правильном выборе профессии.

Таким образом, проводимая специалистами школы - интерната работа по трудовому воспитанию и профориентации, способствует профессиональному определениюи успешной социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Закончить сегодняшний семинар хочу словами Константина Дмитриевича Ушинского:

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу,

Список литературы и Интернет ресурсов:

Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М., 1988.

Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида.// Дефектология. – 2001. — №3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1- 4 классах. Актуальность данной работы заключается в том, что подготовка школьников с умственной отсталостью к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания.

Особенности профориентационной работы с обучающимися, воспитанниками с умственной отсталостью в начальной школе

Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1- 4 классах. Актуальность данной работы заключается в том, что подготовка школьников с умственной отсталостью к осознанному выбору своей профессиональной деятельности является важнейшей задачей школьного обучения и воспитания. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, что адаптация в мире труда способствует самореализации и нахождению своего места в обществе.

Профориентационная работа в начальной школе имеет пропедевтический характер. Она предполагает: формирование у младших школьников с умственной отсталостью добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни, человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно- полезной, трудовой деятельности.

Основной нашей задачей, учителей начальных классов, осуществляющих профориентационную работу, является использование всех возможностей воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка с умственной отсталостью к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.

В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий.

Обучающиеся 1 - 4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в старших классах.

Для реализации поставленной цели и задач немаловажную роль играет форма организации занятий, которая определяется возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников с умственной отсталостью.

Профориентация через учебные предметы.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Эта работа осуществляется на всех предметах начальной школы:

3. На уроках ручного труда уже заложен в содержание программы материал профориентационной направленности. Также на этом предмете закладывается отношение к труду, старательности, самоопределение к той или иной деятельности.

4. На уроках мир природы и человека, речевой практики выделяем ряд уроков, содержание которых дополняем материалом профориентационной направленности.

Профориентационная работа в начальной школе обучающихся с умственной отсталостью, даёт возможность детям:

знать и понимать:

роль трудовой деятельности в жизни человека;

влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;

назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;

владеть способами познавательной деятельности:

сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий на основе наблюдений;

оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей;

Читайте также: