Профилактика зож в школе

Обновлено: 05.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.

В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.

Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами. Которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы.

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются:

- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.

- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде в нашей школе была разработана Программа “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель школьной программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья.

Ожидаемый результат деятельности - личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг.

При проведении профилактической работы работники школы учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:

1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

Администрацией школы совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.

Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Управление образования, амбулатория, ОВД, центр психолого-медико-социального сопровождения, центр досуга и развития детей и юношества, туристско-экологический центр, детская юношеская спортивная школа, учреждения культуры.

2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.

Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к наркотизации через воспитание мотивации здорового образа жизни.

Задачи профилактической работы с подростками:

Научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.

3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с учащимися школы.

4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.

5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:

1. работа с детьми:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение мы уделяем развитию сети дополнительного образования. Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Так, в 2005 - 2006 учебном году охват учащихся школы составлял 91 %, в 2006 — 2007 и 2007 — 2008 учебных годах - 93 %. Занятость учащихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

Одним из направлений работы является расширение в школе сети спортивных секций. Так, в прошлом учебном году в школе работали следующие объединения спортивного направления: “Шейпинг”, “Гимнастика”, “Меткий стрелок”, 2 группы спортивных игр. Занятость учащихся в спортивных секциях составляла 74 %. В этом учебном году к перечисленным объединения добавилось объединение “Хореография”. Занятость увеличилась до 78 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек

Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

Физкультминутки на каждом уроке

Ежедневная утренняя гимнастика

Динамические паузы, проводимые старшеклассниками и педагогами

День здоровья (1 раз в четверть)

День профилактики (2 раза в год)

Тематические классные часы

Факультативный курс “Поговорим о правильном питании”

Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”

Участие в соревновании “Классов без курения”

Педагоги в своей работе используют газету о наркомании, ее проблемах и последствиях “Пока не поздно”. Используется в работе различная методическая литература, в частности комплект “Все цвета, кроме черного”.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом.

Ежегодно в школе разрабатывается и реализуется план спортивных мероприятий. Учащиеся школы — постоянные участники районных спортивных состязаний, зимних и летних турслетов.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведение мероприятий с учащимися участвуют:

Председатель благотворительного фонда “Нет алкоголизму и наркомании”

Психолог Управления образования

Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств

2. работа с педагогическим составом

Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, педчтения, педпрактикумы, круглые столы, обучающие семинары, шмо классных руководителей.

3. работа с родителями

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями микрорайона. Сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, психологов, медицинских работников, социального педагога. Организован родительский всеобуч по тематике "Здоровый ребёнок - здоровое общество" (с участием медицинских работников). На заседаниях общешкольного родительского комитета, Общественного совета школы рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Профилактика употребления ПАВ эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ, повышения качества ЗОЖ, если:

• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека, последствиях применения

• В процессе профилактической работы происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим и другим психоактивным веществам, адекватной самооценки, навыков общения и саморегуляции

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий в современной школе


Без имени-1.jpg

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России [1, 2, 3, 4]. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды. Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям [1, 4, 5, 6, 7, 8].

Анализ исследований свидетельствует о том, что здоровье сбережение – явление многоаспектное и междисциплинарное.

Качество жизни – понятие важное не только для здравоохранения, но и для всех сфер жизни современного общества, т.к. основная цель всех институтов общества – благополучие человека. Составляющими качества жизни являются: психическое благополучие; социальное благополучие; физическое благополучие; духовное благополучие.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности; закаливание, увеличение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость; сексуальное воспитание; отказ от вредных привычек; безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Здоровье сберегающее образование обеспечивает необходимые условия для полноценного естественного развития обучающихся и способствует формированию у них осознанной потребности в здоровье, пониманию основ ЗОЖ, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Здоровье сберегающее образование включает участников этого процесса, а также соответствующие цели (здоровье сбережения), содержание и здоровье сберегающие технологии [9]. Здоровье сберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

Профилактика и коррекция школьно обусловленных и социально значимых нарушений и заболеваний школьников

На протяжении уже более чем двадцатилетнего периода сохраняется тенденция снижения показателей здоровья детского населения. Данные официальной статистики и показатели профилактических обследований ежегодно свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Организация детей в коллективы и их длительное пребывание в образовательных учреждениях позволяет на протяжении всего периода обучения эффективно осуществлять профилактические мероприятия, в том числе оздоровительные программы и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения.

ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных сил организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных сил организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное гигиеническое поведение.

Усиление профилактической направленности современного здравоохранения предусматривает формирование ответственности детей, подростков и их родителей за своё здоровье и здоровье окружающих.

Отношение к здоровью, здоровье сберегающее поведение и ЗОЖ являются одним из важнейших составляющих элементов культуры общества. ЗОЖ предполагает поведение и стиль жизни, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. ЗОЖ связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенических знаний, гигиенической культуры отдельных групп и общества в целом. Одной из составных частей ЗОЖ является воспитание культуры населения в отношении собственного здоровья.

Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда сам ребёнок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение.

В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является высокое распространение среди школьников факторов риска, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья. Особое беспокойство вызывает высокая распространённость неблагоприятных факторов риска, обусловленных образом жизни, которые формируются уже в начальной школе. Факторы риска, обусловленные образом жизни, являются управляемыми. В связи с этим важным направлением профилактики заболеваний среди учащихся является формирование у детей и подростков стереотипов ЗОЖ, тогда как дефицит знаний у обучающихся по вопросам ЗОЖ способствует распространению факторов риска, провоцирующих возникновение функциональных расстройств, неинфекционных и инфекционных заболеваний.

Без имени-2.jpg

Литература

1. Баранов А.А., Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. – М., 2006. – 412с.

3. Онищенко Г.Г. Проблема улучшения здоровья учащихся и состояние общеобразовательных учреждений. Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2005. - №3. – С. 40-43.

4. Проведение мониторинга состояния здоровья детей и подростков и организация их оздоровления: метод. рекомендации /А.А. Баранов – М., 2006. – 47с.

5. Баранов А.А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания обучения и трудовой деятельности: руководство для врачей /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева – М., 2007. – 352с.

6. Ильин А.Г. Состояние здоровья детей подросткового возраста и совершенствование системы их медицинского обеспечения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2005. – 54с.

7. Конова С.Р. Состояние здоровья детей и совершенствование медицинской помощи в условиях первичного звена здравоохранения: автореф. дис. … д-ра мед наук – М., 2007. – 53с.

8. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние годы (2005-2007). Актуальные вопросы педиатрии: материалы XII Конгресса педиатров. – М., 2008. – С. 402.

Спать, гулять, делать уроки, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Твой организм быстро привыкнет к режиму, ему легче будет справляться с любой нагрузкой.



Сколько часов сна нужно?

  • Детям
    • - 1-2 лет — 11-14 часов;
    • - 3-5 лет — 10-13 часов;
    • - 6-12 лет — 9-12 часов.
    • Продолжительность сна младенцев и детей дошкольного и школьного возраста обязательно включает дневной сон. Он является прекрасным средством перезагрузки нервной системы, поэтому его следует сохранить как можно дольше.

    Недостаточное количество сна может негативно сказаться на иммунитете человека и сделать его более уязвимым к болезням. Если же вы хорошо отдыхаете ночью, то в его организме повышается устойчивость к сезонным заболеваниям (например, гриппу). Ночью мозг высвобождает химические вещества, которые поддерживают восстановление иммунной системы.


    Утро начинайте с водных процедур и сделайте гимнастику. Обязательно гуляйте, желательно на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день. Посещайте бассейн. Плавание поможет укрепить мышцы спины и пресса.

    Одним из оптимальных видов физической активности считается активных отдых. Это может быть любой вид спорта, катание на велосипеде, утренняя пробежка или активные игры на природе. Но самым лучшим активным отдыхом являются пешие прогулки на природе.

    Физическая активность важна как для укрепления мышечной системы, так и для укрепления мышечной системы, так и для психологической разгрузки, так и для укрепления всех без исключения систем организма. Поэтому – вперед на прогулку, наслаждаться свежим воздухом и хорошим настроением! Главное, одеться по погоде и тогда ваши физические нагрузки будут только на здоровье Вам.


    Для растущего организма необходимы витамины, минеральные вещества, поэтому питание должно быть разнообразным. В рационе должны быть молочные продукты, каши, овощи и фрукты, ягоды, орехи. Пейте натуральные соки, компоты и кисели. Полезно пить чистую воду не менее 30 мл. на килограмм веса тела.



    Чистить зубы нужно 2 раза в день: утром – после завтрака, и вечером – перед сном. Важно правильно чистить зубы.

    Современные стоматологи разработали следующие рекомендации относительно чистки зубов:

    • Перед началом чистки зубную щетку необходимо тщательно прополоскать;
    • Не следует использовать слишком большое количество зубной пасты. Для взрослого человека полоска не должна быть длиннее 10 мм;
    • Гигиеническая процедура не может занимать менее 2 минут, но не должна продолжаться дольше 5 минут;
    • Щетку следует держать правильно по отношению к зубам. Угол наклона должен составлять 45 градусов;
    • Начинать процедуру очистки необходимо с нижнего зубного ряда, а в последующем переходить к чистке верхних зубов;
    • Первыми очищаются фронтальные зубы, затем нужно чистить те зубы, которые располагаются в глубине ротовой полости;
    • Направление движения при очистке нижних зубов — снизу-вверх, а при очистке верхних зубов — сверху вниз;
    • Жевательная поверхность зубов очищается с помощью круговых движений;
    • Рот после процедуры необходимо тщательно прополоскать;
    • После того, как зубы будут очищены, необходимо обработать поверхность языка. На ней скапливается большое количество бактерий, которые подлежат удалению. Для этой цели все современные зубные щетки оснащены специальной ребристой поверхностью, которая расположена с обратной стороны щетины;
    • Если есть возможность, после очищения зубов следует прополоскать рот специальным ополаскивателем;
    • Щетка после проведения процедуры должна быть тщательно промыта. Ставить на хранение ее необходимо в стакан, повернув чистящей поверхностью вверх.


    Чтобы зрение было хорошим, необходимо соблюдать определённые правила. Когда смотрите телевизор, отойдите на 4 шага от экрана, сядьте удобно, во время рекламы отвлекитесь. Не увлекайтесь работой за компьютером. У экрана проводить время можно не более 2 часов в день.

    Комплекс для улучшения зрения

    Большую известность получил комплекс упражнений Н. Исаевой. Он понравится тем, кто предпочитает заниматься лежа. Особенно полезно его выполнять тем, кто весь день на работе находится на ногах.

    Упражнение 1 Выполнять можно сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на пространство между бровями и попробуйте удержать взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Каждый последующий день добавляйте по одной секунде, пока продолжительность упражнения не дойдет до одной-двух минут.

    Упражнение 2 Посмотрите обоими глазами на кончик носа и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока не доведете продолжительность занятия до одной-двух минут.

    Упражнение 3 Его также можно выполнять в положении сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на левое плечо и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока продолжительность занятия не доведете до одной-двух минут в день.

    Упражнение 4 Оно выполняется аналогично третьему, только на этот раз посмотрите обоими глазами на правое плечо. Удерживайте взгляд в течение пяти секунд. Это упражнение тоже надо будет довести до одной-двух минут в день.

    Упражнение 5 Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончиком носа, затем то же самое проделайте в противоположную сторону. Повторите упражнение четыре-пять раз.


    Что же такое плохой поступок?

    Поступок, являющийся плохим — это действие, нарушающее общепринятые нормы поведения в обществе.

    Будь доброжелателен с другими, вежлив, уважай окружающих тебя людей, и тогда твоя жизнь будет интереснее, радостнее и веселее!

    Читайте также: