Профилактика зависимости в школе

Обновлено: 06.07.2024

С таким стремительным распространением ПАВ-зависимостей приходит понимание того, что одними лекарственными способами и при помощи юридических ограничений, такие заболевания преодолеть мы не сможем. Самым эффективным методом борьбы является объединение усилий специалистов различных направлений и целенаправленная профилактическая работа.

На сегодняшний день дети и подростки являются самыми незащищенными членами общества, потому как именно они особенно подвержены стрессам. Неумение и нежелание преодолевать социально - стрессовую действительность подталкивает несовершеннолетних к выбору сигарет, алкоголя и наркотиков. Поэтому необходимо научить детей и подростков делать свой, самостоятельный выбор.

Вредные привычки разрушают не только физическое здоровье подростка, но и его личностную структуру, выражающееся в психическом нездоровье. Работоспособность человека, подверженного вредным привычкам, низкая, продолжительность жизни сокращается в разы. Кроме того, приверженность к наркотикам, никотину, алкоголю не может не повлиять и на здоровье следующего поколения, а в некоторых случаях продолжение рода у таких людей становится невозможным.

Наиболее актуальным вопросом в наше время стала профилактика вредных привычек у подростков, как у самой чувствительной и легковнушаемой части населения.

Выполнить такую профилактику порой бывает очень трудно, так как навязывать свое мнение неприемлемо, но помогать сделать выбор, тем не менее, необходимо.

Вредные привычки — злейший враг здоровья человека, которые приобретают ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьёзно вредя здоровью.

Согласно неутешительной статистике в нашей стране среди подростков курит каждая четвертая девочка и каждый второй мальчик. Проблема курения среди подростков распространяется со скоростью эпидемии, не встречая преград со стороны государства и общества. Курение, по мнению подростков, это вредная привычка, которая не несет сильной угрозы.

В этом возрасте в силу своей незрелости тяжело оценить, чем опасно курение. Живущие сегодняшним днем, подростки с трудом представляют себе, что в качестве последствий курения через 10-15 лет возникают хронические заболевания и недуги.

Оградить ребенка от этой пагубной привычки абсолютно реально, для этого не нужно создавать тепличные условия и изолировать его от всего внешнего мира. Известно, что главным побудительным мотивом для любых действий ребенка является пример, который подают родители. Если отец или мать курит, убедить чадо в том, что это плохо, будет очень непросто. Намного легче родителям, которые пропагандируют здоровый образ жизни — в этом случае, возможно, не придется и объяснять ребенку, что курение в подростковом возрасте пагубно сказывается на здоровье и всей последующей жизни.

Как видим, процесс избавления от вредной привычки можно превратить в довольно приятную процедуру. Главное - желание сделать свою жизнь здоровой и улучшить качество жизни близких и окружающих людей!

Подростковый алкоголизм является настоящей чумой XXI века, разъедающей общество как физически, так и морально. Согласно статистике подростковый алкоголизм начинается в возрасте 14 лет и встречается, как у девушек, так и парней. Данная проблема особенно актуальна на сегодняшний день, так как число больных растет с каждым годом.

Причины подросткового алкоголизма могут быть различны. Чаще всего главную роль играет семья и окружение, в котором находится и растет ребенок.

Причины подросткового алкоголизма связанные с семьё й:

- Традиции, существующие в семье при которых любое застолье сопровождается алкогольными напитками. Но в сознании ребенка уже закладывается установка, что алкоголь – это атрибут веселья.

- Отсутствие должного воспитания и контроля со стороны родителей.

- Недооценка вреда от алкоголя родителями. Возникает из-за недостаточной информированности родителей о вреде алкоголя. Большинство родителей считают слабоалкогольные напитки безвредными для здоровья, которые со временем приводят к привыканию;

- В семье алкоголиков в большинстве случаев подростки становятся алкоголиками;

- Взаимоотношения и моральный климат в семье. Подтолкнуть к алкоголизму подростка могут : плохие отношения в семье, чрезмерная забота со стороны родителей, отсутствие дисциплины или насилие в

Причины подросткового алкоголизма связанные с обществом:

- Отношение к алкоголю в обществе. Образ жизни связанный с употреблением алкогольных напитков широко рекламируется и пропагандируется на телевидении и в других средствах массовой информации.

- Образ жизни, действующий в обществе.

Наркотики Одной из самых актуальных проблем нашего общества это проблема употребления наркотических веществ. Особенно острой она стала в наше время из-за того, что к употреблению наркотиков привлекается все больше молодых людей, и даже несовершеннолетних. Особую опасность представляет употребление наркотиков подростками в возрасте до 14 лет.

На сегодня наркомания распространена среди подростков в первую очередь, из-за того, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, и не понимает, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека. Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни.

Влияние наркотиков на организм подростка намного сильнее, чем на взрослого человека. У подростков, употребляющие наркотики снижается иммунитет, поэтому часто болеют простудными заболеваниями и воспалением верхних дыхательных путей. У подростков изменяется психика, изнашивается нервная система. От потребления наркотиков страдают все органы и системы.

Педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ - это совокупная системная модель организации процесса обучения и воспитания детей и подростков, которая позволяет снизить опасность употребления психоактивных веществ за счет повышения их социальной осведомленности.

В профилактической работе применяются множество форм и методов. Главная направленность работы заключается в проведении тематических часов; бесед, групповых занятий, а также и групповых дискуссий.

В ходе проведения занятий подростки учатся четко и ясно аргументировать свое мнение относительно курения, и активно использовать их во время обсуждения. Дети видят иную молодежь - молодежь, с которой можно брать положительный пример. В результате чего формируется мнение группы, направленное против табакокурения и других вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ.

Помимо общения со сверстниками у подростков имеется необходимость доверительного общения и со взрослыми. Как показывает практика, большие затруднения в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания, тепла и заботы. Это относится не только к детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, но и также к детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большое количество таких детей и попадают в наш социально-реабилитационный центр.

В профилактической работе используются различные приемы и методы, которые помогают сделать занятия интересными и познавательными. Это:

- тематические лекции и беседы;

- сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;

Такие формы работы помогают снизить психоэмоциональное напряжение, повысить самооценку подростка, приобрести уверенность в себе.

Результатом проводимой реабилитационной работы у несовершеннолетних формируется бережное отношение к своему здоровью, формируется негативная установка по отношению к употреблению психоактивных веществ, понимание последствий употребления ПАВ.

Профилактика интернет-зависимости

Профилактика интернет-зависимости С 25 по 26 января 2017 г. были разработаны бланки для наблюдающих, которые включали в себя категории: название команд (по горизонтали) и.

Материально — техническая база пространственной среды в старшей группе №1 Игровые зоны Материально техническая база Игровой центр Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр (домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы.

Профилактика вредных привычек и форм здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и форм здорового образа жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач. Ведь.

Родителям о последствиях вредных привычек у детей Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди дошкольников. Некоторые нарушения речи не проходят даже с возрастом без помощи.

Воспитание привычек нравственного поведения в дошкольном возрасте В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель-воспитать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Одним из важных направлений воспитательной работы школы является профилактика зависимостей детей и подростков, девиантного поведения, безнадзорности в детской среде, а также раннего семейного неблагополучия.

Так что же такое зависимость?

Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать. Все мысли зависимого направлены на удовлетворение своих потребностей, и потому зависимый человек может потерять работу, семью, спровоцировать необратимое ухудшение здоровья. Виды зависимостей :

Химические зависимости:

( Наркотические вещества, Алкоголь , Табак,Курительные смеси) - Вызывают индивидуальную психическую и физическую зависимость.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно: сначала человек употребляет небольшую дозу для снятия стресса, а затем происходит привыкание, когда организм уже требует постоянного поступления спиртного.

Наркотическая зависимость, напротив, возникает практически с первого раза употребления химических препаратов, вызывающих ступор, нечувствительность к боли, галлюцинации и прочее.

Хотя многие это и отрицают, но все же курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Миллионы людей не могут начать день без сигареты. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Признаки употребления синтетических курительных смесей (спайс)

Нарушения речи, сухость во рту Потливость. Озноб, жар

Тахикардия, повышение АД Боли в области сердца

Сокращения мышц, Боли в области почек. Тошнота, рвота. Диарея.

-Не химические зависимости:

Компьютерная зависимость Интернет зависимость Игровая зависимость

Гаджет зависимость Зависимость от социальных сетей Работоголизм

Фанатизм во всех его проявлениях (религиозный, политический, национальный)

Интернет – один из главных источников информации.

Чему можно научиться в сети Интернет. К чему можно стать сопричастным:

Совершению суицида • Зацеперство • Кражи • Нецензурная лексика

• Экстремизм • Разжигание расовой ненависти, религиозной вражды и розни

• Террористическая деятельность • Насилие • Агрессия • Травля

• Эротика • Порнография • Педофилия • Пропаганда анорексии

• Азартные игры • Сектантство, деструктивные организации

• Наркотические вещества, ПАВ и т.д.

Безопасное селфи может стоить тебе жизни!

Основными причинами компьютерной зависимости являются:

- недостаток общения со сверстниками и значимыми для подростка людьми;

- недостаток внимания со стороны родителей;

неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, - комплексы и трудности в общении;

- отсутствие у подростка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Наша задача – помочь подростку выбрать не виртуальную, а реальную жизнь!

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

Информационный . Данный метод основан на представлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение (ПТВ, игровая деятельность и т.д.), и о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия. С точки зрения психологии эффективность метода объясняется когнитивной моделью зависимого поведения, согласно которой субъект самостоятельно принимает более или менее осознанное решение о взаимодействии с конкретным предметом. Если субъект делает выбор в пользу взаимодействия, то делает это в результате того, что не имеет достаточных знаний о его побочных последствиях и не осознает их.

Можно выделить ряд основных информационных стратегий: 1) - предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм, поведение, а также о статистических данных об аддиктах;

2) стратегия запугивания, вызывании страха, цель которой – предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны зависимого поведения; 3) предоставление информации об изменениях личности аддиктов, и связанных с этим проблемах.

В рамках школьного обучения данный метод профилактики является потенциально наиболее успешно реализуемым в связи с его спецификой, используемыми средствами и способами, явным уклоном в педагогический процесс.

2. Метод, связанный с формированием жизненных навыков . Под жизненными навыками понимаются навыки поведения и общения, которые позволяют субъекту контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Ведущими компонентами этой теории являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с молодежью. Профилактику зависимого поведения в данном случае следует осуществлять через включение субъекта в социальную деятельность. Такое научение происходит при обсуждении разнообразных проблем из всех сфер жизнедеятельности, повышении устойчивости к социальным влияниям, формировании навыков общения, уверенности в себе при повышении индивидуальной и социальной компетентности.

4. Метод альтернативной деятельности . Он базируется на положении о том, что при формировании позитивной зависимости от среды люди приобретают определенный тип целесообразной активности как альтернативы зависимому поведению. Впервые концепция поведенческой альтернативы была сформулирована в США применительно к профилактике наркомании в 1972 году.

Сегодня в использующих ее программах выделяются следующие приемы поведенческой альтернативы: 1) предложение специфической, позитивной активности, вызывающей сильные эмоции и предполагающей преодоление разных препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

5. Пропаганда здорового образа жизни . Профилактика основана на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как занятие спортом, активный досуг, здоровый режим труда, мероприятия по укреплению здоровья и др., которые могут стать барьером для формирования зависимого поведения. Совокупность обозначенных методов составляет профилактические программы, реализуемые на нескольких уровнях.

Традиционно в системе профилактической работы выделяется три уровня.

Первичный уровень направлен на выявление и устранение причин, провоцирующих такое поведение, и предполагает работу как с группами риска, так и с лицами, не проявляющими склонности к зависимому поведению. Объектом профилактической работы на данном уровне является также ближайшее социальное окружение. Именно данный уровень может быть эффективно реализован в рамках общеобразовательных учебных заведений в контексте образовательного процесса.

Вторичный уровень профилактики предполагает работу с теми, у кого наблюдается склонность к формированию зависимого поведения с целью изменения моделей поведения и развития личностных ресурсов, препятствующих зависимости.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательных отношений (родитель, педагог-психолог, учитель, общественность) возможны устойчивые результаты в коррекции отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика зависимостей и социально-значимых заболеваний среди подростков достаточно непростой в психологическом, правовом и организационном отношении процесс. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной и требует от взрослых ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного расширения. Из жизненного опыта мы видим, что только в тесном взаимодействии, сотрудничестве школы и служб профилактики возможны положительные результаты в применении современных подходов к проблемам среди несовершеннолетних.


Немного статистики

Еще печальнее, что в первую очередь наркозависимыми становятся подростки. Осложняет ситуацию и то, что, как правило, авторитет взрослых в их глазах слаб, с ними тяжело общаться из-за неустоявшегося гормонального фона и подросткового нигилизма, когда даже очевидные вещи воспринимаются негативно.

Мифы, в которые верят наркоманы

Бороться с недугом самим зависимым мешают заблуждения, в которые наркоманы верят. Ссылаясь на информацию Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, Плечова приводит примеры некоторых из них:

Осторожно: дизайнерские наркотики

У синтетических веществ есть несколько характерных особенностей, которые отличают их от опиатов и некоторых других натуральных наркотиков:

  • Быстрое привыкание. Зависимость развивается гораздо быстрее, чем к другим веществам. Многие наркотики этого ряда вызывают сильное психологическое и физическое привыкание уже после первой дозы и с каждым разом лишь усиливают свое воздействие.
  • Быстрое разрушение здоровья и личности. Если наркоман применяет натуральные наркотические препараты, срок его жизни составлял 10-15 лет с начала употребления. В случае с синтетическими наркотиками срок жизни зависимых — максимум пять лет, но часто гибель наступает в течение первого года.
  • Агрессивная реклама. Эти наркотики можно купить через интернет, а отдельные вещества в их составе, как правило, официально не запрещены. Кроме того, модификации синтетических наркотиков появляются очень быстро, и системы контроля в России и других странах не успевают их отслеживать и вносить в списки запрещенных.
  • Последствия на всю жизнь. Дизайнерские наркотики, в отличие от натуральных, никогда не выводятся из организма полностью. Несмотря на то что через какое-то время вещества перестают определяться в крови и в моче, они остаются в тканях организма, прежде всего — в жировой, и приводят к тяжелым последствиям для здоровья даже спустя годы после завершения их употребления. Среди таких нарушений (и это далеко не полный список) — поражение печени, почек, мозга; снижение памяти; нарушение мозговой деятельности; разрушение зубов; импотенция и бесплодие; ухудшение состояния кожи; язвы на лице и теле и серьезные проблемы с кожей; выпадение волос.

Почему подростки употребляют наркотики

По оценке эксперта, за прошедшие годы причины, по которым подростки решаются попробовать запрещенные вещества, изменились несильно.

Но если и более серьезные факторы, о которых родителям очень тяжело слышать. Среди них — употребление наркотиков в ответ на постоянное давление взрослых или проблемы в семье, а также способ привлечь внимание к себе и своим трудностям, которого подросток не получает от родителей.

Иногда подростки начинают принимать наркотики не по своей воле — их планомерно втягивают в это или даже принуждают. Как рассказала Плечова, есть несколько самых распространенных способов вовлечь детей в прием запрещенных препаратов. Стоит учитывать и то, что чаще всего подростки пробуют наркотик в клубах и на домашних вечеринках без присмотра взрослых.

Как говорить с подростками о наркотиках

Плечова дает несколько рекомендаций, как вести профилактику наркозависимости в школе. Эксперт предупреждает, что тема специфическая и неоднозначная, поэтому следует подойти к беседе с осторожностью. Например, нельзя использовать специальную терминологию, атрибутику, демонстрировать фотографии и видео с реальными наркозависимыми или жестокими сценами.

По оценке эксперта, целесообразно начинать говорить о вреде наркотиков уже с детьми 9-11 лет. В первую очередь объяснить, что наркотики и смерть — это фактически синонимы, а из-за приема веществ неизбежно наступит гибель. Ребятам этого возраста объясняют, что такое наркотическая кома и смертельная передозировка, как происходит привыкание к наркотикам и меняется жизнь зависимых, и почему проблемы наркоманов — это беда для их семей и друзей.

Для школьников 12-14 лет стоит подчеркнуть уже не только смертельную опасность для здоровья, но и напомнить об уголовной ответственности. Особое внимание стоит уделить тому, как защититься от манипулятивного воздействия и научиться позитивно воспринимать собственную личность, несмотря на сложный для организма переходный период. Напомнить, что даже если у учеников возникли проблемы с наркотиками, нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к взрослым и попросить помощи у них.

Что делать, если ребенок — наркоман

Что предпринять педагогу, если подозрения оправдались:

  • Предельно тактично сообщить о своем беспокойстве родителям или опекунам подростка. Стоит быть готовым к крайне резкой и негативной реакции со стороны родителей, поскольку они воспринимают это и как свою вину.
  • Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей со специалистом-наркологом. Вероятнее всего, будет необходима анонимная встреча.
  • Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в этом режиме. Обычно такими сведениями школы владеют и могут оперативно посоветовать, куда обратиться.


doc_profilzavisdet6

Профилактика развития алкогольной зависимости у подростков.
Ольга Борисовна Романчук, врач психиатр-нарколог, психотерапевт Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева МЗ РФ.
Механизмы формирования алкогольной зависимости сходны с механизмом наркотической зависимости. Во многом ее выступление перекликалось с предыдущим докладчиком. В медицинском смысле зависимость – это навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающихся ростом толерантности и психологическими симптомами. Рост толерантности – это привыкание ко всё большей величине стимула.
Стадии алкогольной зависимости: продромальная (бытовое пьянство), первая – это начальные признаки алкоголизма, вторая – выраженные признаки алкоголизма, третья – деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Алкоголизм – это медицинская и социальная болезнь. Диагноз может поставить только специалист-нарколог. Каковы же признаки синдрома алкогольной зависимости? Это сильное желание употреблять алкоголь, затрудненный контроль употребления, повышение толерантности к алкоголю, состояние отмены, предпочтение употребления алкоголя другим видам деятельности. Трудности, связанные с лечение алкоголизма, заключаются в низкой доле пациентов, обращающихся за помощью, недостаточная мотивация к лечению, неудовлетворительная эффективность терапии, фармакорезистентность аддиктивных расстройств. Лечение алкоголизма возможно только при комплексном биопсихосоциальном подходе.

Читайте также: