Профилактика толерантности в школе
Обновлено: 06.07.2024
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.
В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.
Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:
- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию
Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.
Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.
В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).
Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.
В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.
В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:
→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.
Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.
Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Основная цель воспитания:
• содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
• способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №168
Программа мероприятий по формированию толерантности и профилактике экстремизма среди учащихся
2014-2015 учебный год.
зам. директора С.В. Кочеткова
Необходимость разработки программы мероприятий по толерантности и профилактике экстремизма МАОУ СОШ № 168 обусловлена концептуальными основами нормативных документов, регламентирующих деятельность современного образовательного учреждения:
Конституция Российской Федерации
Всеобщая декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования
Разработка Программы вызвана необходимостью применения программно-целевого подхода в решении задач, направленных на снижение и дальнейшее недопущение противоправного поведения школьников на национальной почве, необходимостью комплексного подхода и координации совместных действий семьи, школы, общественности.
Актуальность проблемы
В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Данная программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.
Создание толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Организация работы школы по профилактике экстремистской деятельности, противодействию возможным фактам проявления экстремизма, дискриминации, насилия, расизма на национальной и конфессиональной почве.
Формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия среди школьников; формирование основ толерантного сознания и поведения, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
Формирование основ бесконфликтного общения, развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.
Апробация современных образовательных технологий, методик и форм работы по развитию толерантности и профилактике экстремизма (технология дебатов, технология развития критического мышления, социальное проектирование).
Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника:
Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие.
Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.
Использование конкретных наборов методических приёмов на различных ступенях образования.
Сроки реализации Программы:
2014-2015 учебный год
Предполагаемые результаты реализации Программы:
Увеличение количества учащихся, охваченных мероприятиями, направленных на воспитание толерантности, развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма от общего количества учащихся до 100%.
Получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества.
Увеличение количества учащихся, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира до 75% от общего количества учащихся.
увеличение количества музейных экспозиций, посвящённых национальным культурам .
Отсутствие преступлений экстремистского характера.
Увеличение числа педагогов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного поведения.
Достижение целей и задач Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, направленных на:
Укрепление толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека
Содействие национально-культурному взаимодействию
Поддержание межконфессионального (межнационального) мира и согласия
Результатом реализации программы должен стать ученик:
любящий свой край и свою Родину, уважающий интересы народов, проживающих на территории России;
осознающий и принимающий ценности семьи, традиции многонационального российского народа;
мотивированный на реализацию своего творческого потенциала на основе культуры народов;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Программа устанавливает следующие требования к результатам:
осознанное принятие базовых национальных ценностей, общенациональных приоритетов и задач, готовности активно участвовать в их решении;
развитие гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу России и малой родины;
развитие навыков нравственного поведения – уважение к человеку, осознание нравственной ценности человеческой жизни, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, воля к победе, трудолюбие;
приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
проявление индивидуальных творческих способностей;
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох;
восприятие диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
готовность и способность выражать и отстаивать свою гражданскую позицию; способности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей;
развитие толерантности личности, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований.
Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Механизм реализации Программы
Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются
проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма;
проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
проведение межнациональных мероприятий и культурных акций в школе;
организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры родного края .
Организация работы с педагогическими кадрами.
Обновление и корректировка нормативно-правовой базы по профилактике ксенофобии и экстремизма, по воспитанию толерантности (федеральный, региональный, муниципальный, локальный уровни)
Заместитель директора по учебно-воспитательной и правовой работе
Внесение корректив в Должностные инструкции заместителя директора, курирующего реализацию данной программы, библиотекаря
Специалист по кадрам
Систематический контроль библиотекаря за изменениями в списках запрещенных сайтов и запрещенной литературы
Подготовка методических рекомендаций по профилактике терроризма и экстремизма, по воспитанию толерантности и размещение их на школьном сайте
Заместитель директора по учебно-воспитательной и правовой работе
Октябрь , в течение года
Организация курсовой подготовки педагогов школы по вопросам воспитания толерантности, духовно-нравственного развития обучающихся, профилактики ксенофобии и экстремизма:
Заместитель директора по НМР
В течение года в соответствии с графиком
Проведение консультаций для педагогического коллектива по профилактике экстремизма среди подростков и формированию основ толерантности.
Заместитель директора по учебно-воспитательной и правовой работе
Участие в конкурсе дополнительных образовательных программ
Заместитель директора по учебно-воспитательной и правовой работе
Участие педагогов ОУ в конференциях, круглых столах и семинарах по проблемам формирования толерантного сознания обучающихся
Организация работы с учащимися.
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Ответственное лицо
Заместитель директора по учебно-воспитательной и правовой работе
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Заместитель директора по НМР
Реализация программ дополнительного образования, направленных на формирование толерантного сознания учащихся:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Проведение общешкольных мероприятий и мероприятий по параллелям
ШМО учителей ИЗО
Педагог музыки , заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
ШМО учителей физ-ры
Цель: знакомство с национальными традициями народов, трудовыми и боевыми подвигами проживающих на территории Урале.
Линейка , посвященная Дню народного единства, Дни героя, Дня неизвестного солдата, 70-летия Победы, трагедия Беслана.(посвященные памятным датам истории)
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
Просмотр документальных фильмов, телевизионных передач, направленных на формирование установок толерантного отношения в молодежной среде.
классные руководители 9-11 классов
Классные часы, посвященные Дню Конституции РФ
Цель: освоение учащимися правил конструктивного общения посредством технологии дебатов.
Классные руководители, педагог-психолог
Цель: освоение обучающимися правил конструктивного общения посредством технологии дебатов.
Классные руководители, педагог-психолог
учитель истории и обществознания
Классные часы на тему Холокост
учитель истории и обществознания
Хореограф студии танца
Зам. директора по УВР нач. школа
Проведение серии профилактических бесед:
В течение года (по плану совместной работы с сотрудниками ОДН)
заместитель директора по учебно-воспитательной работы
В течение года (по отдельному плану)
заместитель директора по учебно-воспитательной работы
заместитель директора по учебно-воспитательной работы
Организация профилактической работы по правилам поведения при возникновении криминальных ситуаций в образовательных учреждениях и при проведении массовых мероприятий
Заместитель директора по ПР , учитель ОБЖ, классные руководители
Проведение учебно-профилактических мероприятий, направленных на формирование действий в случаях нарушения общественного порядка, террористической угрозы и экстремистских проявлений
Заместитель директора по ПР , учитель ОБЖ, классные руководители
Дискуссия: "Терроризм-угроза общества"
Классный час: "Терроризм - зло против человечества"
Классные руководители 5-11 классов
Встречи с работниками правоохранительных органов.
Заместитель директора по ПР
Проведение мониторинговых исследований по сформированности в классных коллективах основ толерантности, умения противостоять экстремистским настроениям.
Заместитель директора по ПР
заместитель директора по ПР, педагог-психолог
Создание слайд видеороликов, освещающих особенности различных мировых религий, в целях утверждения религиозной и этнокультурной толерантности
Распространение печатной продукции (памятки, буклеты) по разъяснению ответственности по разжиганию межнациональной розни, религиозного фанатизма, национальной расовой нетерпимости.
Использование доступных для школьников источников
информации (школьная газета, сайт школы и др.) в целях
раскрытия антиобщественной природы экстремизма в любых
его проявлениях, снижения социальной напряженности в
молодежной среде и формирования в массовом сознании
позитивного отношения к толерантности как социальной норме.
Участие в городских акциях, фестивалях, конкурсах в рамках реализации данной программы
заместитель директора по ПР, педагог-психолог
Организация работы с родительской общественностью.
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Ответственное лицо
Знакомство родителей учащихся с нормативными документами, регламентирующими деятельность ОУ по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе
Родители 1-11 классов
заместитель директора по ПР
Родители 1-11 классов
заместитель директора по ПР
Серия встреч родителей с работниками правоохранительных органов
В течение года (по плану всеобуча)
Родители 1-11 классов
заместитель директора по ПР
В течение года (по отдельному плану)
заместитель директора по ПР
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей
В качестве изучения результативности программы используются следующие методы диагностики результатов:
В последнее время мы всё чаще замечаем проявления агрессии, озлобленности и жестокости у наших детей. И зачастую они направлены против тех, кто чем-то отличается от основной массы: имеет другую национальность или особенности развития, носит очки или исповедует мусульманство.
Поэтому сегодня мы поговорим о такой важной теме, как воспитание толерантности у подрастающего поколения. Почему это так важно, стоит ли говорить с ребёнком о проблемах расизма и дискриминации и что делать родителям, если сын или дочь стали жертвой травли по национальному признаку?
Содержание:
Что такое толерантность?
В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия.
Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.
Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.
Толерантность – это активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание помогать людям, делать мир лучше.
Толерантный человек имеет такие характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и коммуникабельность.
Проблема толерантности в России и в мире
Вопрос терпимости и уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно, поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории.
А мигранты-мусульмане, в свою очередь, также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским традициям и святыням.
В России проблема толерантности была актуальна всегда. Поскольку наша страна многонациональна, на её территории с давних пор уживается большое количество разных народов со своими традициями и обычаями.
Почему так важно говорить об этом с детьми?
Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.
В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.
Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2019 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.
Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2020 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.
Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.
Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.
Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?
Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.
Но чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.
Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам и папам нужно иметь в виду особенности возраста.
Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный.
Советы родителям дошкольников:
1. Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас
Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.
Вот список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с дошколёнком.
Мультфильмы про расовые различия:
Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:
2. Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте
Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.
3. Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей
И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.
Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.
В младшем школьном возрасте с детьми уже можно говорить не только о различиях между представителями разных народов и культур, но и о негативном к ним отношении со стороны некоторых людей – о расизме и национализме.
Советы родителям школьников:
1. Все понятия объясняйте доступным и понятным для ребёнка языком
- расизм – это когда кто-то ненавидит человека только потому, что у него другой цвет кожи;
- национализм — это любовь к своей Родине. Но она может быть и хорошая, и плохая. Хорошо — это когда ты гордишься своей страной, своим народом и культурой, но плохо — когда ты считаешь, что только твоя нация – самая лучшая и начинаешь испытывать ненависть к представителям других народов;
- дискриминация — это несправедливое отношение, унижение человека за то, что он чем-то отличается от тебя.
2. Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации в форме активного диалога
Спросите, есть ли в его классе дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то отличаются от нас.
3. Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у вас в городе фестивали национальных культур
Попробуйте традиционные блюда, пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.
4. Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема выступает на первый план
Обсудите с ребёнком, какое он видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.
Фильмы для семейного просмотра:
К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и общественных настроений.
К сожалению, многие начинают придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение, а отсюда недалеко и до националистических убеждений.
Советы родителям подростков:
- Обозначьте ребёнку свою чёткую позицию по отношению к расизму и национализму.
- Обращайте внимание на внешкольную жизнь подростка. Как правило, к националистическим группировкам примыкают те дети, у которых нет ни увлечений, ни интересов.
- Научите сына или дочь не оставаться в стороне, помогать слабым и обязательно сообщать о случаях насилия и травли взрослым.
Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:
«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.
А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….
Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.
Стоит бить тревогу, если ребёнок:
- Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в одиночестве.
- Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или пропагандирующие идеи нацизма.
- Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
- Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными фразами.
- Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к лицам другой национальности.
Что делать родителям:
Ребёнок – жертва дискриминации
По данным исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2016 году, почти треть родителей стараются ограничивать общение своих детей с детьми мигрантов, а также позволяют себе негативные высказывания в их адрес. Поэтому нисколько не удивительно, что подобное поведение перенимают и дошколята, и подростки.
Что делать, если ваш ребёнок в детском саду, школе или на улице столкнулся с пренебрежительным отношением или насмешками из-за своей национальности:
Советы психологов
Быть толерантным – это значит быть открытым для всего национального и культурного разнообразия нашей жизни. Воспитывая в детях толерантность, мы учим их не только уважению и терпимости, но и даём им возможность изменить этот мир к лучшему!
Цель программы - формирование культуры толерантности.
- акцентирование толерантности в содержании учебного материала;
-получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;
- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;
- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;
- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;
- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.
на педагогическом совете
Директор МБОУРСОШ №9
МБОУ Развиленская СОШ №9
2014-2017 год
Актуальность проблемы:
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.
Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.
Цель программы - формирование культуры толерантности.
- акцентирование толерантности в содержании учебного материала;
-получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;
- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;
- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;
- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;
- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.
Базовые установки и ценности толерантности:
- понятие поликультурного мира;
- понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;
- понятие культуры мира и ненасилия;
- умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;
- предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;
- недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав,
- основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.
Программные методы достижения цели и решения задач
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:
1. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в этноконфессиональных отношениях.
2. Разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.
3. Разработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию мигрантов в петербургское сообщество.
4. Усиление роли педагогического сообщества и родительской общественности в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.
5. Использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной среды и успешного включения мигрантов в поселковое сообщество.
6. Систематический сбор и анализ данных о ходе выполнения программы.
Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:
проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма;
проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в поселковых и районных мероприятиях и акциях;
организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2014-2017 гг.:
I этап (2014 г.)
- разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия;
- изучение и использование имеющегося положительного опыта социальной интеграции, культурной и языковой адаптации мигрантов;
- мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий;
- широкое информирование участников образовательного процесса о целях, задачах и содержании программы через общешкольную конференцию, Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления;
- привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры, организаций и бизнес-структур;
- проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
II этап (2015-2017 гг.)
- реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий;
- совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы;
- внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации детей мигрантов в образовательное сообщество;
- мониторинг осуществления программы;
- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.
Нормативно-правовая база программы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666
"О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
4. Декларация принципов толерантности и Декларация о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций.
Контроль над реализацией программы
Управление и контроль над реализацией программы осуществляют:
заместитель директора по ВР, библиотекарь, педагго- психолог, социальный педагог.
Ожидаемые результаты
В результате осуществления программы ожидается:
интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.
Читайте также: