Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников

Обновлено: 05.07.2024

серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит

научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому

можно, н о г лавное, ч тобы д ети п ришли в ш колу с ж еланием и умением

учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях

первоклассников и способах их коррекции.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную

жизнь. Следует о тметить, ч то, п ожалуй, в ж изни р ебенка н ет б ольше н и

одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как

при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом

школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть,

даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало

школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с

резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

• к новому взрослому, к коллективу;

• к новым требованиям;

• к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к

школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть

нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет

адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования

слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к

школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего

возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша,

не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми

и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают

ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям

с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные

компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к

школе, т. е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он

оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого

компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их

“примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже

сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной

• наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о

предметах окружающей действительности;

• развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,

восприятия, воображения, речи и др.);

• сформированность предметно-специфических знаний, необходимых

для школьного обучения (математические представления, речевая

подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но

недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному

обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими

трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только

уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется

достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и

считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" т е, кто не умел ни

читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не

могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не

подкрепляет их работу похвалой, т. е. не работает с ним "один на

один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет

ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением

определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества

импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения,

а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно

длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось

такое качество, как произвольность, т. е. уменьшается количество

импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал

вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень

интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на

также подразумевает способность ребёнка справляться со своими

Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с

взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок

должен понимать, что с взрослыми в школе и в д ругих м естах н ужно в ести

себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать

достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит

или играет с д етьми, т о и м в сё равно н е с ледует в ыходить з а р амки своей

роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети

сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын

или д очь х отят и дти в ш колу н е п отому, ч то т ам учится с тарший б рат и ли

сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем,

хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в

том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его

желанием п ойти в ш колу с тоит, в о-первых, стремление получить новые

знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной

деятельности. Если вы сомневаетесь, готов ли ваш ребенок к школе, нужно

ли в этом году отправлять его в первый класс (даже если подходит по

возрасту, можно обратиться к специалистам, которые с помощью тестов и

методик проверят готовность ваших детей к школьному обучению.

Ребенок считается неготовым к школе, если он:

•Настроен исключительно на игру;

• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

• м ало з нает об окружающем м ире, н е м ожет с равнить п редметы, н е м ожет

назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;

• имеет серьезные нарушения речевого развития;

• не умеет общаться со сверстниками;

• не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к

1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней

будет интересно учиться?

2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом,

требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать

3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не

4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из

5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

6. Умеет ли он изменять существительные по числам?

7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми

8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление

10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например,

13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом

16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать

17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти

в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и

возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов – вы на правильном пути, ребенок многому научился, а

содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам

точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше – почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять

больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего

Если у вас высокие баллы, то это хорошо, но если низкие не стоит

отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребенку

подготовится к школе. Вот несколько практических рекомендаций как это

можно сделать. Этими рекомендациями так же могут воспользоваться и

родители, которые по тесту набрали высокие баллы.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью

потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом

взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей

качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими

участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в

школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он не усваивает

программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому

вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

"Портрет" первоклассника, неготового к школе:

• импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

• неумение общаться со сверстниками;

• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия

словесной или иной инструкции;

• низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать

обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-

моторных координации (неумение выполнять различные графические

задания, манипулировать мелкими предметами);

• недостаточное развитие произвольной памяти;

• задержка речевого развития (это может быть и неправильное

произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои

В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет

в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не

способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто

специально не занимался.

Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу

делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда

трудностей?”.

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо

следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Советы родителям :

• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе

овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например,

• Не з аучивайте а збуку н аизусть. Н е ч итайте по п ять р аз о дно и т о же.

Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю -

• Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы,

кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит

освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут

как бы стыковка математики и русского языка.

Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки,

надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в

школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой

• Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за

• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более

авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем

• Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не

получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что

ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё

сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и

• Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не

вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не

него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители

всё равно помогут всё решить.

• Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности

своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если

у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так

как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние

ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь,

обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с

речью, посетите логопеда.

• Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники.

Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть

у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Итог собрания.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе

средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных –

добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство –

это хорошая школа жизнь. Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно,

соблюдая м еру и т акт. Тогда учение н е б удет м учением н и д ля р ебёнка, н и

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Трудности адаптации переживает каждый ребенок. Новый режим дня, новые требования, множество правил, которые надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.

Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

К трудностям, связанным с фактом поступления детей в школу, обычно относят:

  • трудности, связанные с новым режимом дня (наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности);
  • трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах);
  • трудности во взаимоотношениях с учителем;
  • трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

От того, насколько успешно пройдет период адаптации зависит дальнейшее обучение. Поэтому главная задача психолога и учителя – помочь ученику быстрее преодолеть трудности и успешно ввести его в новую сферу деятельности.

Работа по профилактике дезадаптации первоклассников в школе осуществляется в 2 этапа.

I этап (дошкольный) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

1. Встречи с методистами, воспитателями, педагогами-психологами ДОУ по результатам общей педагогической диагностики и диагностики психологической готовности к школе.

2. Наблюдение за воспитанниками (посещение занятий в детском саду совместно с заместителем директора по УВР, педагогами, набирающими учащихся в 1 класс).

4. Экскурсия дошкольников в школу, знакомство педагога с будущими первоклассниками, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер (апрель).

5. Проведение мини-семинара по результатам повторной диагностики воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, основной целью которого является выработка и реализация подхода к развитию учащихся класса, динамика личностного развития педагога (апрель).

II этап – (школьный, 1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. Поэтому работа ведется в 3 направлениях:

  • работа с педагогами;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.

Классным руководителям 1-х классов оказывается помощь в наблюдении за учащимися, в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к личности ученика, в расширении знаний педагогов в области возрастной психологии (рекомендации по работе с разной категорией детей: гиперактивными, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.)

Мероприятия с педагогами

2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям, рекомендации по работе с детьми, требующими помощи.

Мероприятия с родителями

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям, а также снятие напряжения у родителей, вызванное предстоящим учебным процессом и создание атмосферы сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией:

2. Анкетирование родителей

Профилактические мероприятия с учащимися проводятся с целью:

1. Изучение медицинских карт. Наблюдение за первоклассниками на уроках, на переменах, в столовой (сентябрь).

2. Помощь в организации питания первоклассников (помощь дежурным).

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение сформированности универсальных учебных действий у ребенка (сентябрь), на определение уровня адаптации (ноябрь – декабрь).

Направления деятельности

Сроки

Ответственные

Мониторинг оценки достижения планируемых результатов обучающихся 1-х классов

Мониторинг - диагностика процесса адаптации уч-ся 1-х классов

Личностные

Исследование внутренней позиции школьника

Исследование адаптации методом Люшера

Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан)

Метапредметные УУД

Предметные

Оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам

Сентябрь
Стартовое, текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание

Зам.директора по УВР, учитель

Итоговые комплексные работы

Зам.директора по УВР

Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

9. Участие детей в Цветных пятницах.

Ребята научились собирать рюкзак путешественника, определять чувства и эмоции человека, проявили свою смекалку и находчивость в решении морских заданий. В результате путешествия первоклашки приобрели ценные сокровища: характер, внимание, выносливость, умение работать в команде!

Аналитическая работа направленна на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Следующим этапом является психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Профилактическая работа с учащимися в адаптационный период обеспечит плавный период от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Благодаря различным мероприятиям дети легче переживут процесс привыкания к школе и будут с желанием учиться в школе.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из проблем, к которым не иссякает интерес со стороны исследователей различных аспектов воспитания, обучения и социализации детей, является адаптация ребенка к обучению в школе. Проблема адаптации детей к школе не новая, и обусловлена рассогласованиями требований образовательных программ дошкольного и начального школьного образования, затруднениями в освоении учебной деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Непосредственное влияние на осознание обозначенной проблемы и подходов к ее решению оказывает ряд современных психолого-педагогических тенденций: обновление системы школьного образования (введение ФГОС нового поколения, новых образовательных программ, изменение структуры, развитие альтернативных методик преподавания и т. д.), тенденция акцентуации самоценности периода поступления ребенка в школу и его значимости для всего последующего развития личности, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в младшем школьном возрасте и др. [2].

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Начало обучения в школе – это не только новые условия жизни и деятельности ребенка, это новые контакты, отношения, обязанности. Первые месяцы в школе – сложное время в жизни многих первоклассников, но именно в этот период закладывается основа успешности ребенка в школьной жизни, которая включает в себя следующие факторы:

 эмоциональное благополучие детей;

 усвоение школьных правил и норм поведения;

 поведение на уроках и переменах;

 успешность социальных контактов (взаимоотношения с одноклассниками и учителями).

Критериями успешной адаптации к школе могут служить благополучная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья, хорошее усвоение программного материала и успешно выстроенные взаимоотношения с одноклассниками и учителем [1].

Другая причина школьной дезадаптации заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним педагога, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Профилактика - это деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Профилактика включает в себя:

1. выявление неблагоприятных факторов со стороны ближайшего социального окружения, провоцирующих рост школьных трудностей, и их своевременное устранение;

2. своевременное выявление форм проявлений дезадаптации первоклассников с целью обоснованного и дифференцированного подбора средств и приемов профилактики.

Организация профилактики школьных трудностей в период адаптации особенно необходима на начальном этапе обучения и воспитания первоклассников. Первичная профилактика проводится учителем начальных классов еще на встрече с родителями первоклассников на базе дошкольных учреждений. Беседы, анкетирование помогут определить направления деятельности по формированию успешности обучению детей.

Следующим этапом профилактических мероприятий является организация классных часов, внеклассных занятий, направленных на развитие сотрудничества путем превращения коллектива в учебное сообщество. Это поможет почувствовать себя самостоятельным каждому ученику в классном коллективе, повысит его внутреннюю позицию.

Процесс адаптации будет протекать быстрее и качественнее, если будут учитываться следующие рекомендации:

– формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

– для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование эмоционально положительного отношения к учебе;

– руководство деятельностью детей следует осуществлять, используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания;

– в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

– необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей и организации их межличностного общения;

– использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

– при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуальные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, особенностях развития эмоционально-волевой сферы.

Важный фактор в работе педагога – формирование положительного микроклимата среди учеников, основная задача учителя – поддержание дружеских отношений между учениками с общими интересами, а также и формирование этих интересов. Ребенку необходимо не только почувствовать, но и понять, что коллектив сверстников и одноклассников ему интересен и он получает в нем радость, потому что он нуждается в их оценке и в отношениях с ними. Чем больше положительных эмоций первоклассник будет получать от общения со сверстниками, тем легче пройдет первичная адаптация к образовательной среде. Через отношения педагога к ученику формируется и отношения одноклассников к нему [3].

Чтобы сформировать у школьников такие личностные качества, как умение договариваться, распределить обязанности, оценить свой вклад в общий труд, нужно объединять их в пары, группы, большие коллективы. Для быстрого знакомства детей, установления контакта между ними необходимо использовать совместную игру. Не столь важно, будет она настольная, или ролевая, театрализованная, подвижная.

Поскольку деятельность учения носит коллективный характер, то для успешной адаптации к школе у первоклассника должны быть сформированы соответствующие качества и умения Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности; деловые отношения на уроке: умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, умение взаимодействовать.

Таким образом, профилактика школьных трудностей или дезадаптации первоклассников во многом определяется достаточной степенью профессионального мастерства педагога и соответствующей компетентности родителей в вопросах адаптации, их эффективным взаимодействием, готовностью к реализации личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру ребенка.

Список литературы

Загулова, Г.Б. Комплексное сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Г.Б. Загулова, Е.В. Гончарова // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Васютенковой. – СПб., 2017. – С. 66-71.

Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособие / О.Б. Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. – 32 с.

Мицукова, Е. Адаптация первоклассников к образовательной среде / Е. Мицукова // Вестник современных исследований . – 2017. – № 9-1 (12) . – С. 79-84.

Самсонова, М.В. Адаптация ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения / Самсонова М.В. // Новое слово в науке и практике : сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Дендра, 2017. – С. 117-123.


Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.

Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому важно, но главное, физиологическая и психологическая готовность к обучению в школе, коррекция речевых недостатков.

Логопедия тесно и неразрывно связана с психологией. У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться особенности психики, которые влияют на школьную успеваемость, такие как (снижение памяти, неустойчивость внимания, нарушения мышления, стеснительность, тревожность и др.).

Как известно, речь бывает устная и письменная. При обучении новая для ребёнка система письменной речи надстраивается над уже сформированной (к моменту начала обучения в школе) системой устной речи. Если в развитии устной речи имели место какие-либо нарушения, то у такого ребёнка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению.

Процесс письма и чтения тесным образом связан с деятельностью всех участков коры головного мозга. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников.

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Дисграфия – патология, связанная с письмом, при которой характерны однотипные, регулярно повторяющиеся ошибки при развитом интеллекте и слухе. Это заболевание часто сопровождается дислексией (отклонения в процессе чтения).

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями!

Приоритетные направления логопедической работы:

  1. Развитие фонематического восприятия. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация звуков.
  2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Умение определять последовательность звуков в слове, количество слогов.
  4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью приставок, суффиксов. Другой вид работы – подбор антонимов, синонимов.
  5. Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.
  6. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
  7. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Логопед подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков устной и письменной речи.

В результате проводимой работы у детей: улучшаются внимание, восприятие, память, мышление, речь.

Ранняя диагностика и коррекция речевых трудностей – залог успешного обучения детей в школе! Желаю успехов!

Читайте также: