Профилактика самовольных уходов в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заведующий ОСРН

_______Л.А. Конюхова

отделение социальной реабилитации несовершеннолетних

Под самовольным уходом воспитанника из учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

Пояснительная записка.

Мотивы самовольных уходов:

- жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых;

- желание избавиться от унижений и домогательств;

-стремление избавиться от преследования;

- страх наказания за провинность;

-стремление навредить, отомстить взрослому;

- непонимание педагогов, специалистов;

- стремление избавиться от строгих рамок жизни в учреждении;

-желание добиться перевода в другое учреждение;

- стремление избавиться от скуки;

-желание пообщаться с новыми людьми;

-внезапно нахлынувшие воспоминания.

Последствия самовольных уходов

- проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать;

-ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия;

- попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи, в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни;

- ребёнок сам может стать жертвой насилия.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. Социальный педагог является посредником между несовершеннолетними образовательным учреждением, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Так – же проводит консультации для несовершеннолетних, учителей и других специалистов. Консультирование выступает в качестве инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-психологической поддержки ребенку.

Цель программы: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.

Задачи программы: проведение педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:

Воспитательные:

- сознание несовершеннолетним необходимости педагогических мер усиленного дисциплинарного контроля;

- осознание несовершеннолетним аморального характера самовольных оставлений учреждения и фактов асоциального поведения;

- ликвидация пробелов в правосознании несовершеннолетних в отношении самовольных оставлений учреждения и асоциального поведения;

- понимание несовершеннолетними угроз здоровью при самовольных оставлениях учреждения и фактов асоциального поведения;

Развивающие:

- формование установки на учебный вид деятельности как на один из приоритетов на данном жизненном этапе, понимание упущенных возможностей при самовольных оставлениях учреждения и асоциального поведения;

- начало формирования модели семьи несовершеннолетнего как возможности отказа от самовольных оставлении учреждения и асоциального поведения;

Коррекционные:

- коррекция оценки самовольных уходов и асоциального поведения с точки зрения морали и права;

- коррекция мотивации к самовольным уходам и асоциальному поведению. - - планируемый результат цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения;

- сокращение фактов самовольных оставлений учреждения;

- сокращение фактов асоциального поведения;

- осознание необходимости выбора в пользу соблюдении социальных норм при угрозе совершения асоциальных поступков (в том числе самовольных уходов из учреждения).

Ожидаемые результаты:

- уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди воспитанников;

- овладение воспитанниками нравственными качествами, чувством патриотизма, представлением об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- приобретение у воспитанников навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения.

Методы работы:

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (занятие воспитанников творчеством, трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы работы:

4. Групповая работа.

5. Встречи. Личностный тренинг.

6. Тренинг поведения.

8. Индивидуальные консультации.

Принципы работы с проблемой самовольных уходов:

-любой человек, работающий с ребенком в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить безопасность ребенка, оценивая риски для каждого ребенка индивидуально;

- наша общая цель – снизить количество случаев самовольных уходов детей. - каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательный и гармоничный ответ был дан ребенку по его возвращению с целью снизить риск повторных уходов несовершеннолетнего;

-когда ребенок самовольно покидает учреждение, наша общая цель предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно;

- работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения;

Чтобы предупредить самовольный уход ребенка специалисту необходимо:

- построить с ребенком доверительные отношения;

- интересоваться проблемами, увлечениями, кругом друзей ребенка.

- организовать досуг ребенку с учетом его пожеланий и интересов.

- создать благоприятный климат в учреждении.

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из центра необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов несовершеннолетних.

Читайте также: