Профилактика самовольных уходов в школе
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Заведующий ОСРН
_______Л.А. Конюхова
отделение социальной реабилитации несовершеннолетних
Под самовольным уходом воспитанника из учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.
Пояснительная записка.
Мотивы самовольных уходов:
- жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых;
- желание избавиться от унижений и домогательств;
-стремление избавиться от преследования;
- страх наказания за провинность;
-стремление навредить, отомстить взрослому;
- непонимание педагогов, специалистов;
- стремление избавиться от строгих рамок жизни в учреждении;
-желание добиться перевода в другое учреждение;
- стремление избавиться от скуки;
-желание пообщаться с новыми людьми;
-внезапно нахлынувшие воспоминания.
Последствия самовольных уходов
- проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать;
-ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия;
- попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи, в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни;
- ребёнок сам может стать жертвой насилия.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.
Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. Социальный педагог является посредником между несовершеннолетними образовательным учреждением, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Так – же проводит консультации для несовершеннолетних, учителей и других специалистов. Консультирование выступает в качестве инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-психологической поддержки ребенку.
Цель программы: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.
Задачи программы: проведение педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:
Воспитательные:
- сознание несовершеннолетним необходимости педагогических мер усиленного дисциплинарного контроля;
- осознание несовершеннолетним аморального характера самовольных оставлений учреждения и фактов асоциального поведения;
- ликвидация пробелов в правосознании несовершеннолетних в отношении самовольных оставлений учреждения и асоциального поведения;
- понимание несовершеннолетними угроз здоровью при самовольных оставлениях учреждения и фактов асоциального поведения;
Развивающие:
- формование установки на учебный вид деятельности как на один из приоритетов на данном жизненном этапе, понимание упущенных возможностей при самовольных оставлениях учреждения и асоциального поведения;
- начало формирования модели семьи несовершеннолетнего как возможности отказа от самовольных оставлении учреждения и асоциального поведения;
Коррекционные:
- коррекция оценки самовольных уходов и асоциального поведения с точки зрения морали и права;
- коррекция мотивации к самовольным уходам и асоциальному поведению. - - планируемый результат цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения;
- сокращение фактов самовольных оставлений учреждения;
- сокращение фактов асоциального поведения;
- осознание необходимости выбора в пользу соблюдении социальных норм при угрозе совершения асоциальных поступков (в том числе самовольных уходов из учреждения).
Ожидаемые результаты:
- уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди воспитанников;
- овладение воспитанниками нравственными качествами, чувством патриотизма, представлением об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- приобретение у воспитанников навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения.
Методы работы:
- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (занятие воспитанников творчеством, трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Формы работы:
4. Групповая работа.
5. Встречи. Личностный тренинг.
6. Тренинг поведения.
8. Индивидуальные консультации.
Принципы работы с проблемой самовольных уходов:
-любой человек, работающий с ребенком в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить безопасность ребенка, оценивая риски для каждого ребенка индивидуально;
- наша общая цель – снизить количество случаев самовольных уходов детей. - каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательный и гармоничный ответ был дан ребенку по его возвращению с целью снизить риск повторных уходов несовершеннолетнего;
-когда ребенок самовольно покидает учреждение, наша общая цель предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно;
- работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения;
Чтобы предупредить самовольный уход ребенка специалисту необходимо:
- построить с ребенком доверительные отношения;
- интересоваться проблемами, увлечениями, кругом друзей ребенка.
- организовать досуг ребенку с учетом его пожеланий и интересов.
- создать благоприятный климат в учреждении.
Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из центра необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов несовершеннолетних.
Читайте также: