Профилактика половой неприкосновенности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Лучше сразу признаться, что сначала ваш ненаглядный ребеночек почти год жил в животике у мамы. Когда-то он был всего лишь точкой, потом вырос до яичка, чуть позже напоминал маленькую рыбку, потом превратился в динозаврика, со временем стал похож на котеночка, а родился хорошеньким человечком… В упрощенном виде вы изложите теорию развития видов по Дарвину, глядишь, когда-нибудь на уроках биологии эти знания ему пригодятся.

Есть несколько тем, о которых нужно сказать обязательно. Например, интимные части тела: нужно назвать их, показать, где они находятся, и объяснить, что они предназначены только для самого человека, поэтому другие люди могут видеть и трогать их только в очень конкретных ситуациях. После этого можно рассказать уже о ситуациях: они бывают безопасные и небезопасные, а также прикосновения бывают безопасные и небезопасные.

2. С какого возраста нужно предупреждать ребенка о том, что его может подстерегать опасность? Как ему об этом лучше сказать, чтобы не травмировать детскую психику?

В возрасте от 3 до 5 лет, малыш начнет осознавать опасность некоторых вещей и сможет частично контролировать свое любопытство. Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.

Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша.

Хорошей иллюстрацией могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.

Т.е. в младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинейджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению опрометчивых импульсивных поступков, потенциально несущих опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.

В 16 лет человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.

Разговор можно начинать уже с двух лет. Это время для первых бесед о том, что на теле есть разные места и некоторые из них – особенные. В этом возрасте ребенок уже способен понять общую идею согласия и отказа. Немного погодя можно расширить тему и рассказать, что и в каких ситуациях с ребенком допустимо делать взрослым, а что нет.

3. Будет ли безопаснее для ребенка, если он будет более просвещен в интимном плане, в области интимной безопасности, анатомической терминологии?

Статистика говорит о том, что насильники реже делают своими жертвами тех детей, которые знают анатомические термины для обозначения половых органов. А в некоторых семьях используют уменьшительно-ласкательные термины. Нужно ли называть вещи своими именами?

Рассмотрим их аргументы.

В целом, всё, чего хотят родители, воспитатели, учителя и медицинские работники, – это сделать детей более сильными и уверенными в себе! Приучение их к использованию правильных анатомических названий для обозначения половых органов – это шаг, приближающий к этой цели. И в этом не ничего плохого!

4. Как начать беседу с ребенком о сексуальной безопасности?

Рекомендации и методы:

  • не относитесь к беседе о безопасности вашего ребенка как к единичной. Гораздо лучше проводить беседы почаще и небольшими порциями. Это поможет подчеркнуть ключевые пункты и по мере взросления ребенка адаптировать то, что вы хотите донести до ребенка, к более старшему возрасту;
  • когда вы будете готовы к разговору, ваш ребенок может быть к нему не готов. Не волнуйтесь. В этом вопросе очень важно не настаивать на своем. Нельзя, чтобы ребенок думал, что разговор очень важен;
  • включение простых бесед о безопасности вашего ребенка в повседневный распорядок дня – прекрасный способ предотвращения превращения беседы в лекцию. Если беседа не будет казаться вашему ребенку странной, то и вам гораздо легче будет говорить на эти темы.

5. Как объяснить детям о мерах предосторожности, с чего начать?

Твоё тело принадлежит только тебе.

Прикосновения могут быть хорошими и плохими Плохие - когда тебя трогают без разрешения. Прикасаются к интимным зонам или смотрят/фотографируют их. Либо демонстрируют свои гениталии и просят к ним прикоснуться. Когда прикосновения тебе неприятны. ⠀

Расскажи о секретах, которые тебя расстраивают Хорошие секреты вызывают чувство радости, предвкушения. Если какой-то секрет расстраивает – им нужно поделиться со взрослым, которому доверяешь.

Ответственность за произошедшее – всегда на взрослом. Педофилы делают все, чтобы вызвать у ребёнка стыд и вину. Это гарантия молчания. Поэтому нужно повторять, что в любых ситуациях ребёнок не виноват и требует помощи. ⠀

Сексологи рекомендуют повторять их с детьми периодически, потому что детки растут и забывают их.

Секреты: дети их любят, а преступники этим пользуются. Как родителям выстроить правильный психологический контакт с детьми, чтобы вовремя понять, что ребенок столкнулся с сексуальными посягательствами? Как заручиться доверием своего ребенка?

Действия под покровом тайны – это основная тактика тех, кто занимается сексуальными домогательствами. Поэтому столь важно обучить детей различию между хорошими и плохими тайнами, а также создать атмосферу доверия. Любая тайна, которая вызывает у них подавленность, дискомфорт, страх или отчаяние – это плохая тайна и ее нельзя хранить в себе; о ней нужно рассказать тому взрослому, который пользуется у ребенка доверием (одному из родителей, учителю, сотруднику полиции или врачу).

Этот момент можно использовать для обсуждения различия между хорошей тайной (например, если это вечеринка-сюрприз) и плохой тайной (то есть то, что вызывает у ребенка отчаяние и подавленность). Родители должны поощрять детей в том, чтобы они делились с ними плохими тайнами.

6. Как родителям распознать, что ребенок испытывает определенный дискомфорт в результате совершенных в отношении него противоправных действий против его половой свободы и неприкосновенности?

О том, что ваш ребенок находится под воздействием сильного нервно-эмоционального напряжения, вы можете судить по следующим признакам, наблюдаемым у него:

  • Частые неадекватные отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы).
  • Понижение настроения.
  • Немотивированные приступы гнева.
  • Высокий индекс возрастных страхов или появление страхов, не свойственных данному возрасту (страхи более младшего или более старшего возраста).
  • Пониженная коммуникабельность ребенка (с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми).
  • Высокая конфликтность с окружающими взрослыми и детьми (сам создает конфликты).
  • Высокий уровень общей и ситуативной тревожности.
  • Отсутствие или минимальное проявление положительных эмоций.
  • Снижение познавательной деятельности (практическое отсутствие реакции новизны).
  • Пониженная игровая или учебная деятельность.
  • Изменение двигательной активности (в сторону повышения или понижения).
  • Снижение или повышение аппетита.
  • Затруднение со сном (вплоть до бессонницы).
  • Рисунки на свободные темы обычно в мрачных тонах и имеют пессимистическое содержание.
  • Наличие вредных привычек у ребенка (сосание пальца, языка, грызение ногтей, привычка теребить волосы, выдергивать волосы, ресницы, брови, качание головой из стороны в сторону, привычка ерзать на стуле и т.д.).
  • Наличие онанизма.
  • Наличие энуреза.
  • Периодически появляющееся заикание.

Наличие этих дополнительных критериев указывает на то, что нервно-эмоциональное напряжение у ребенка имеет хронический характер.

7. Существуют ли какие-то службы поддержки родителей и детей, столкнувшихся с проблемой сексуального насилия в отношении детей?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: в конце занятия учащиеся будут знать основные виды преступлений против

половой неприкосновенности несовершеннолетних; познакомятся с алгоритмом

собственных действий по профилактике данного рода преступных действий,

действиями, если данные преступления совершены против них или они стали

ü Способствовать развитию внимания, памяти; учить оценивать собственные действия и действия окружающих со стороны законности и законодательства; продолжить работы по формированию навыков устной речи: учить строить собственное высказывание четко, логично, аргументировано;

ü Содействовать пропедевтике полового воспитания; формировать навыки безопасного поведения;

памятки и буклеты по теме.

Ход занятия

1. Организационный этап

(формирование атмосферы, соответствующей тематике данного занятия)

2. Этап подготовки к восприятию нового материала

- Какие ассоциации возникли у вас, при прослушивании данной аудиозаписи?

- Как вы думаете, что происходит на том конце провода?

- Как одним словом назвать ту ситуацию, которую вы описали?

2.2. Актуализация знаний

Наси́лие — «преднамеренное применение физической силы или власти,

действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против

иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются

(либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные

повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии

Домашнее насилие – это преднамеренное применение различных форм физического,

сексуального, психологического и экономического насилия

одним членом семьи в отношении другого, результатом

которого являются телесные повреждения, эмоциональная

травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

2.3. Работа с таблицами

- Кроме определений, мы свами говорили и о видах насилия. Давайте их вспомним.

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с.Кадахта" муниципального района "Карымский район" Забайкальского края

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

План

работы по профилактике преступлений против половой неприкосновенности

и половой свободы личности в отношении несовершеннолетних

МОУ ООШ с.Кадахта

— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Российской Федерации.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Памятка по безопасному поведению для несовершеннослетних

СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Предвидеть опасность!

По возможности избегать ее!

При необходимости — действовать!

Избегай прогулок в одиночестве в вечернее время и в малолюдных местах. Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но, ни в коем случае не провожай. Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе нужно предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.

Возвращаясь домой в вечернее время, сними все украшения, спрячь сумочку под одежду.

Для передвижения выбирай оживленные и хорошо освещенные улицы.

Постарайся идти рядом с семейной парой, пожилыми людьми, военными.

Избегай кратчайших путей (через парк, пустую автостоянку, спортивные площадки и пустыри).

Держи определенную дистанцию с людьми, проходя мимо подъездов и подворотен.

Обходи незнакомые компании и пьяных людей.

Если видишь тормозящую машину, отойди от нее как можно дальше.

Иди по тротуару со стороны встречного движения, тогда машина не сможет подъехать сзади.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

В пустом или незаполненном автобусе садись ближе к водителю.

Не засыпай и не отвлекайся во время движения, держись за поручни,

Если нет свободных сидячих мест, стой в центральном проходе, стой лицом в сторону движения или вполоборота.

Не стой около дверей, не высовывайся из окон во время движения.

Не оставляй свои вещи без присмотра.

Не храни деньги и ценные вещи в заднем кармане брюк, сумку придерживай рукой.

Садись и выходи из транспортного средства только после его полной остановки. Выходи первым или подожди, пока схлынет толпа.

После выхода из салона подожди, пока автобус отъедет, а потом переходи улицу.

Стоящий автобус или троллейбус обходи сзади, трамвай — спереди.

  1. ЕСЛИ ТЫ НАХОДИШЬСЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Если толпа увлекла тебя, застегнись, спрячь под одежду выдающиеся концы шарфа, платка, громоздкие вещи — рюкзак, сумку — лучше выбросить.

Чтобы не упасть, следуй по направлению движения толпы, старайся быть в ее центре.

Держись подальше от стеклянных витрин, стен зданий, деревьев,

Чтобы защитить себя от сдавливания, прижми согнутые в локтях руки к туловищу.

При падении постарайся подняться быстро: встань на четвереньки, выстави вперед опорную ногу, резко поднимись.

Если подняться не удается, подтяни согнутые в коленях ноги к животу, пригни голову и закрой ее согнутыми в локтях руками.

4.ЕСЛИ ТЫ В ОБЩЕСТВЕ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ

Будь осторожен при знакомствах, не соглашайся идти в гости к незнакомцам, не вступай с ними в разговор.

Не показывай посторонним людям наличие у тебя денег и ценных предметов.

Избегай большого скопления людей — толпы, очереди.

Не рассказывай о себе, о своих планах, о своей семье посторонним.

Не давай свой мобильный телефон незнакомым или малознакомым людям.

Умей сказать нет, если тебе предлагают совершить недостойный поступок, уговари­вают попробовать алкоголь, наркотики.

5. ЕСЛИ ТЫ ОДИН ДОМА

Если звонят по телефону, не говори, что ты дома один и никого долго не будет.

Ни с кем не вступай в разговоры через дверь.

Помни, что ребенок не может расписываться ни в каких документах, это должны де­лать только взрослые.

Уходя из дома, не забудь закрыть дверь на ключ.

Если ты вышел из дома и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратное

6. ЕСЛИ ТЫ ОБЩАЕШЬСЯ ПО ТЕЛЕФОНУ

Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего.

Никогда не говори, что ты дома один.

Если просят назвать адрес или сказать когда придут родители, не отвечай, попроси перезвонить позже.

Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.

Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и обязательно сообщи родителям.

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.

Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
  • если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
  • обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

Если ему предлагают зайти в гости, пусть даже это соседи.

Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в дом.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

Отсутствие целей и планов на будущее;

Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

Пессимистическая оценка своих достижений;

Неуверенность в себе, снижение самооценки.

Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.

Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.

Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).

Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.

Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.

Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. — Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

Расскажите ребёнку, что, если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично.

Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Настораживаю­щие признаки:

Любое проявление насилия в отноше­ниях между взрослыми оказывает негативные послед­ствия на детей.

Обратитесь за по­мощью как можно раньше.

Чем дольше про­должается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать:

Сообщите о случаях насилия, совершен­ных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозре­ваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговори­те с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за по­мощью к социаль­ным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

Что говорить:

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершен­ного насилия.

Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика:

Родитель, совер­шивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.

Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.

Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:

- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.

-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.

Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:

· ласка и трогание запретных частей тела, эротизированная забота;

· демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого (развратные действия);

· изнасилование в обычной форме, орально-генитальный и анально-генитальный контакт;

Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.

Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.

Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.

Статья 166. Изнасилование

1. Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование) –наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней – наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

1. Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

1. Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166, 167 и 168 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

2. Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы : нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

· порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

· гематомы (синяки) в области половых органов;

· кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

· гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

· боль в нижней части живота;

· повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

· болезни, передающиеся половым путем;

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

· чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

· поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

· соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

· сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

· необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

· замкнутость, изоляция, уход в себя;

· депрессивность, грустное настроение;

· отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;

· частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

· истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

· трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

· отчуждение от братьев и сестер;

· терроризирование младших и детей своего возраста;

· жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

· амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

· неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

· резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

· прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;

· принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

· отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

· мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

· боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

· боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Читайте также: