Профилактика плоскостопия и сколиоза в доу

Обновлено: 07.07.2024

Правильная осанка, стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей - одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Сколиозом и плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара.

Специалистами кафедры детской хирургии Красноярской государственной медицинской академии под руководством профессора В.В.Красовской выявлено наличие плоскостопия и сколиоза: в детских садах г.Туры у 40% детей, в г.Канске – у каждого четвертого ребенка, в 10 детских домах Красноярска – у 70%. У каждого двадцатого ребенка на фоне плоскостопия возникает сколиоз (данные А.А.Николаевой, Москва).

Наличие детей с нарушением осанки и плоскостопием в нашем детском саду потребовали проведения работы по профилактике этих заболеваний.

В целях обозначенной проблемы под моим руководством педагоги нашего ДОУ решили составить долгосрочный проект по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей , посещающих детский сад.

За основу проекта взяты результаты наблюдения за поведением детей на занятиях по физическому развитию, на прогулках, при проведении утренней гимнастики; обследования детей врачами – специалистами детской городской поликлиники; городским врачом – ортопедом; рекомендации врача-мануолога.

  1. Соколов В.И - городской ортопед,
  2. Сущеня Н.М - врач-мануолог,
  3. Горшкова Т.В - заведующая дошкольным отделом детской городской поликлиники,
  4. Филипченко Н.И. - невролог,
  5. Михеева С.И. - хирург.

При возможном получении положительных результатов реализации проекта, планируется разработать программу комплексного оздоровления детей посещающих МДОУ детский сад № 22.

Долгосрочный проект

“Профилактика сколиоза и плоскостопия”

Вид проекта: оздоровительно-профилактический.

Руководитель проекта: Косенко Галина Владимировна, заведующая МДОУ д/с № 22

Авторы проекта: Сатаева И.М. - старший воспитатель МДОУ д/с №22, Арзамасова Т. А. - медицинская сестра МДОУ д/с №22.

  1. Соколов В. И. - ортопед детской городской поликлиники,
  2. Михеева С. И. - хирург детской городской поликлиники,
  3. Бородина Н. А. - педиатр детской городской поликлиник,
  4. Филипченко Н. И.- невролог детской городской поликлиники
  5. Сущеня Н.М. – мануальный терапевт
    воспитанники детского сада,
  • родители,
  • сотрудники детского сада
  • врачи - специалисты детской городской поликлиники,
  • городской ортопед,
  • администрация детского сада.

Срок выполнения проекта: 2003 г.– 2006 г..

Место реализации проекта: территория МДОУ д/с № 22.

Проблема: увеличение количества детей, страдающих нарушением осанки и плоскостопием.

Цель проекта:-Сохранение и укрепление здоровья детей. Профилактика сколиоза и плоскостопия.

  1. Разработать программу комплексного оздоровления детей дошкольного возраста.
  2. Разнообразить формы и методы оздоровления детей.
  3. Создать условия для профилактической работы врача-мануолога.
  4. Формирование и совершенствование знаний детей об организме человека, частях тела, их значимости в жизнедеятельности и здоровом образе жизни людей.
  1. Консультации авторов и руководителя проекта с врачами-специалистами детской городской поликлиники, городским ортопедом, врачом мануологом о необходимости разработки данного проекта.
  2. Поиск информации в специальных источниках ( медицинская литература по профилактике сколиоза и плоскостопия, по оздоровлению детей; методическая литература по проведению занятий по физическому развитию детей в детском саду; рекомендации по закаливанию детей в ДОУ).
  3. Консультации врачей - специалистов детской городской поликлиники ,врача-ортопеда, врача-мануолога для родителей и воспитателей.
  4. Информационно-образовательная работа с детьми.
  5. Первичный осмотр детей всех возрастных групп мед сестрой детского сада и педиатром детской городской поликлиники при поступлении ребенка в детский сад.
  6. Осмотр детей врачами-специалистами: ортопедом, хирургом, неврологом.
  7. Тестовое обследование детей, выявление первых признаков сколиоза и плоскостопия у детей всех возрастных групп.
  8. Комплексные мероприятия по профилактике и оздоровлению сколиоза и плоскостопия (дневной сон на жесткой поверхности, разработка воспитателями комплексов утренней гимнастики и профилактических упражнений после сна во всех возрастных группах с учетом групп здоровья и возрастных особенностей детей, а также рекомендаций врачей-специалистов ;их апробация, мануальная терапия, массаж).
  9. Взаимосвязь воспитателей, медицинского работника ДОУ, врачей-специалистов, администрации детского сада, с воспитанниками и родителями.
  10. Информационное вещание о реализации проекта.
  11. Обследование детей, мониторинг, итоговая диагностика.

План реализации проекта

“Профилактика сколиоза и плоскостопия у детей дошкольников”

сентябрь 2003г. – август 2006 г.

1 - часть проекта:

сентябрь 2003 – май 2006 г.

Этап №1 Теоретический.

Срок реализации: сентябрь - октябрь 2003 года.

Этап № 2 Подготовительный.

Срок реализации: ноябрь – декабрь 2003 года.

Этап № 3 Практический.

Срок реализации: январь 2004г. – март 2006года.

Этап № 4 Аналитический

Срок реализации: апрель – май 2006года.

2 - часть проекта

июнь – август 2006 года.

Использование полученных результатов в ходе реализации проекта при разработке программы комплексного оздоровления детей в ДОУ на 2006 -2008года.

Тема самообразования заведующей МДОУ на 2005 – 2006 учебный год:

“Методы и формы работы по профилактике сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста”.

Проблема: увеличение количества детей, страдающих сколиозом и плоскостопием в ДОУ № 22.

Цель: повысить и адаптировать к условиям ДОУ уровень знаний и умений в области профилактики сколиоза и плоскостопия у детей – дошкольников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тамбовский район посёлок Строитель

Использование технологий , направленных на предупреждение сколиоза, профилактику и коррекцию плоскостопия у дошкольников .

Подготовила: Рязанова М.В., воспитатель

Использование технологий, направленных на предупреждение сколиоза, профилактику и коррекцию плоскостопия у дошкольников.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у дошкольников при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом нарушения осанки и формирования свода стопы.

Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют : не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика), неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

На сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Однако на фоне этого дефекта развиваются серьезные заболевания. Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности.

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный.

Рекомендации по профилактике и коррекции осанки:

· Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

· Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

· Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

· Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

· Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка.

· Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы.

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, делают стопу плоской. Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Для решения данной проблемы определила цель: использование современных технологий, направленных на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия у детей.

Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

-улучшение здоровья детей ;

-приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни;

-формирования знаний, умений и практических навыков физкультурно-оздоровительного характера, составляющих основу профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата;

-формирование потребностей, мотивов, ценностно-нормативных ориентаций, обеспечивающих активное отношение детей к сохранению и укреплению собственного здоровья;

-развитие физических качеств обеспечивающих укрепление мышечных групп участвующих групп в удержании правильного положения туловища и сводов стоп.

Реализация цели осуществляется через постановку следующих задач:

Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования осознанного отношения к своему организму и сохранению правильной осанки.

Разработать педагогическую систему формирования осознанного отношения детей к себе и своему здоровью.

Составить педагогические проекты по формированию осознанного отношения детей и родителей к своему здоровью, к сохранению правильной осанки.

Определить степень эффективности разработанной педагогической системы по данной проблеме.

В своей работе с детьми 4-5 лет опираюсь на опыт по использованию технологий, направленных на предупреждение сколиоза, профилактику и коррекцию плоскостопии, так как этот возраст является наиболее сенситивным периодом для реализации такого рода проекта.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. В группе оборудован "Центр здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки и стопы играют воспитание и систематические физические упражнения.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника осуществляю в следующих формах организации: утренняя и корригирующая гимнастика, занятия физической культурой в зале и на воздухе, гимнастика пробуждения, досуговая деятельность.

В процессе проведения подвижных игр добиваюсь тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении; правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Также выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия.

Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.

Таким образом, методически правильно проводимые ходьба, бег, лазанье, игры и т. д. вырабатывают привычку сохранять правильную осанку, укрепляют мышцы спины, плечевого пояса, живота.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендовала родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда дети находятся в детском саду.

Для достижения поставленной цели и задач в работе с родителями использовала:

· наглядность в виде памятки по созданию условий для сохранения правильной осанки;

· организации выставки нестандартного физкультурного оборудования для укрепления мышц стопы, спины.

Предотвратить нарушения осанки и стопы, которые активно формируются в течение дошкольного возраста, возможно через систему профилактических мероприятий в ДОУ и в домашних условиях.

Таким образом, у детей 4-5 лет в результате созданных необходимых условий для организации самостоятельной и совместной деятельности в течение дня по укреплению и коррекции осанки и плоскостопия, отметилась положительная динамика к их устранению.

Применение в своей работе современных технологий позволит:

-вызвать интерес к оздоровительным занятиям физическими упражнениями у детей и сформировать потребность в них;

-ускорить формирования сводов стоп;

-дисциплинировать поведение ребёнка: воспитывать спортивный характер;

-формировать у детей творческое отношения к действительности.

Пришла к выводу, что необычные, нетрадиционные методы и приёмы повышают интерес к занятиям, вызывают эмоциональный подъём, положительный результат, развивают у детей подвижность, пластичность, чувство ритмичности, артистичность, ловкость.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процент составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет). Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют : не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика, неправильные позы и привычки детей ( например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т. д.); однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке). Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями. Прежде всего, хочется познакомить родителей и детей с признаками, характеризующими правильную осанку: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.

Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю (в средней, старшей группах, то этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т. п.)

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.

В наших силах предотвратить появление таких серьезных заболеваний, как сколиоз и плоскостопие. Необходимо внимательно следить за осанкой, походкой малыша, обращать внимание на то, как он сидит и стоит, проводить массаж, лечебную гимнастику, а также обеспечить комфортный психологический климат в семье и дошкольном учреждении.

Предлагаю вашему вниманию комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки.

И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать).

И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

В -е. – 1-2 полу присед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

В -е. – 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и. п.

И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

Комплекс с мячом.

1. И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И. п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

В –е. - 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и. п.

4. И. п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

1. И. п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и. п.

2. И. п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и. п.

3. И. п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться); 5-8 вернуться в и. п.

4. И. п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить (задержаться); 5-8 и. п.

В –е. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться);

6. И. п. - лежа на спине, руки за головой.

В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

Нетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопия

Нетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопия Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки и плоскостопия у детей. Для.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Профилактика плоскостопия

Профилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такое заболевание, как сколиоз, или искривление позвоночника, может быть не только приобретенным, но и врожденным. В последнем случае у ребенка появляются добавочные позвонки, наблюдается недоразвитие позвоночника или клиновидная деформация позвонков. Однако все это встречается гораздо реже, чем приобретенное искривление позвоночника. Зачастую причиной сколиоза у детей становится неправильная осанка. Сначала одно плечо опускается ниже другого, и позвонки уходят в сторону. Если не начать лечение своевременно, заболевание начнет прогрессировать и может обернуться весьма неприятными последствиями вплоть до деформации внутренних органов. Итак, в число факторов, провоцирующих возникновение сколиоза, входят:

  • несимметричное развитие мышц (часто это связано с последствиями родовой травмы);
  • неправильное положение тела, обусловленное физиологическими особенностями, такими, как плоскостопие, разная длина ног и пр.;
  • работа за столом с низко опущенной головой, неправильная поза на стуле, привычная сутулость;
  • отсутствие физических нагрузок;
  • травмы позвоночника, в том числе подвывихи позвонков шеи, которые дети нередко получают в процессе родов;
  • несбалансированный рацион.

Различают несколько степеней сколиоза:

  1. я степень - угол искривления составляет от 1 до 10 градусов;
  2. я степень - отклонение от 11 до 25 градусов;
  3. я степень - от 26 до 50 градусов;
  4. я степень - более 50 градусов.

По количеству сколиозных дуг:

C-образный тип — только одна дуга искривления;

S- образный тип — две дуги;

при Z-образном сколиозе есть уже три сколиозные дуги позвоночного столба.

Отклонение позвоночного столба вбок называется неструктурный сколиоз, если происходит анатомическое изменение строения позвонков, то это структурный сколиоз. Левосторонний сколиоз — отклонение сколиотической дуги в левую сторону, чаще он возникает в поясничной области. Правосторонний сколиоз — искривление происходит вправо и формируется в основном в грудном отделе позвоночника. Различают также нефиксированный и фиксированный сколиоз.

В первом случае искривление усиливается, если на позвоночник оказывается нагрузка.

Специфическим признаком сколиоза является вращение позвонков в вертикальной оси (торсия, ротация). Именно ротация и становится причиной образования реберного горба и мышечного валика. Наличие торсии определяют при помощи рентгена. Ротация позвонков и ее степень будет хорошо видна при легком тесте — человек медленно наклоняется, и, если его ребра и мышцы выступают с одной стороны больше, чем с другой, это говорит о наличии ротации. В этом случае необходимо дальнейшее обследование.

По локализации первой дуги различают

- шейно-грудной сколиоз - вершина дуги деформации находится на уровне 3-4- го грудного позвонка. При этом ярко выражена асимметрия тела человека и даже лица. Обычно это врожденная аномалия и встречается довольно редко;

- грудной сколиоз - дуга образуется на уровне 7-10-го позвонка. Чаще всего такой сколиоз бывает правосторонним;

- грудопоясничный сколиоз - образуется с одинаковой вероятностью как слева, так и справа. Выше и ниже первичной дуги образуются небольшие вторичные дуги. Вершина первичной дуги расположена на уровне 11-го или 12-го грудного позвонка;

- поясничный сколиоз (люмбальный) — вершина дуги находится на уровне 1-го или 2-го поясничных позвонков. Вторичные дуги обычно развиты слабо. Эта форма сколиоза не беспокоит человека, и он узнает обычно о ней случайно.

Лечение сколиоза у детей.

Родителям следует ответственно подходить к проблеме детского сколиоза, и первым шагом при обнаружении признаков заболевания должно стать обращение к специалисту. К основным методам лечения сколиоза у детей относятся:

  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • фитнес;
  • йога;
  • мануальная терапия;
  • электростимуляция;
  • корсеты, ортопедические стельки;
  • хирургическое вмешательство;
  • комбинированная терапия (например, массаж в сочетании с лечебной физкультурой).

Первым делом ребенку, страдающему сколиозом, назначают массаж. Лечебная физкультура (ЛФК) также является довольно действенным методом. Нередко при сколиозе у детей врачирекомендуют плавание: ощущение невесомости, возникающее в воде, способствует формированию правильной осанки. Лечебные виды спорта при искривлении позвоночника первой степени не ограничиваются фитнесом и йогой. Показан также конькобежный и велосипедный спорт, гимнастика, лыжные гонки, гребля, прыжки на батуте, бег, фитбол - аэробика. В принципе, при сколиозе можно заниматься любыми видами двустороннего или смешанного спорта (т.е. такими, которые обеспечивают равномерное или поочередное развитие мышц с обеих сторон).

Бадминтон, баскетбол или фехтование, которые создают одностороннюю нагрузку на мышцы тела, детям со сколиозом противопоказаны.

Упражнения при сколиозе у детей.

И хотя медики выступают категорически против самостоятельного лечения сколиоза, специалисты соглашаются с тем, что регулярное выполнение физических упражнений по утрам и вечерам положительно сказывается на состоянии пациентов. В домашних условиях разрешается делать только базовый курс, нацеленный на укрепление всех групп мышц. При этом необходимо придерживаться следующих правил.

Профилактика сколиоза у детей.

- Главная задача профилактики сколиоза у детей - ликвидация всех факторов, которые могут послужить его причиной. Чтобы не допустить развития недуга у своего чада, родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

- Рацион ребенка должен быть полноценным и обязательно содержать продукты, богатые кальцием и витамином D;

- Особое внимание следует уделить организации учебного места: высота стола и стула должны соответствовать росту малыша;

- Освещение на письменном столе следует располагать со стороны, противоположной рабочей руке;

- Детям нужно обеспечивать условия, в которых они могли бы достаточно двигаться. Оптимальным решением станут ежедневные прогулки в парке, сквере;

- Взрослые должны контролировать осанку ребенка. Можно помочь ребенку принять верное положение тела, поставив его у стены так, чтобы он касался ее поверхности лопатками, пятками и ягодицами.

Плоскостопие.

Плоскостопие — одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода. У детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

- Наследственность (если у кого-то из родных есть это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);

- Чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);

- Чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;

- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);

Чем опасно плоскостопие?

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Врачи предпочитают физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, мануальную терапию и особый массаж. Медикаменты назначают, в крайнем случае, т.к. они вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а, наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканные техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.

При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно рекомендует носить специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки - супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

Родители должны помнить, что плоскостопие - это недуг, который при отсутствии адекватной терапии приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернут ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!

Читайте также: