Профилактика нарушений опорно двигательного аппарата в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Васильева Анна Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ Детский сал №1 "Росинка"
Населённый пункт: п. Малиновка, г. Калтан, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика нарушений опорно - двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

«Профилактика нарушений опорно –

двигательного аппарата у детей дошкольного

Васильева Анна Владимировна,

инструктор по физической культуре

распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.

При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается

нарушение осанки в 34% случаев.

Развитие костной системы:

неправильное положение тела во время сна; длительное нахождение в одной позе и

Интенсивное утолщение стенок костей идет до 6-7 лет. Окостенение скелета

заканчивается в 6-7 лет, а стопы к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в

нарушениям работы суставов.

До 12 лет позвоночник ребенка очень эластичен и легко подвержен

искривлениям в неблагоприятных условиях развития.

Осанкой называется правильная поза, которую занимает тело человека, находясь

в спокойном положении стоя.

При дефектах осанки наблюдаются изменения изгибов позвоночника, плеч,

деформаций – сколиоз – боковое искривление позвоночника. Визуально это можно

определить асимметричным положением лопаток, головы, грудной клетки. Иногда

можно даже наблюдать реберный горб. Асимметрия лопаток – начальная стадия

сколиоза. При этом состоянии углы лопаток находятся на разном уровне, одно из

плеч может быть опущено.

Причины формирования неправильной осанки:

Ослабление, плохое развитие мышечной массы плечевого пояса.

Отставание развития мышц от темпов роста скелета.

Неправильная поза ребенка во время сна, игр, чтения, рисования и т.д.

Дефицит витамина D и кальция в организме.

Нарушение осанки в свою очередь сказывается на многих функциях организма. Дети

с неправильной осанкой отстают в физическом развитии, нарушаются функции

гасятся, а передаются на костный скелет и деформируют позвонки.

Это чревато микротравмами головного мозга, что ведет к головным болям,

снижению функции памяти, внимания, пониженной работоспособности.

Надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр,

прогулок, поэтому одной из основных задач физического развития и оздоровления

детей старшего дошкольного возраста считаем профилактику нарушений осанки и

плоскостопия и формирование навыка правильной осанки.

В нашем детском саду мы спланировали следующие направления работы:

Создание предметно – развивающей среды и санитарно- гигиенических

условий, способствующих профилактике нарушений ОДА.

Организация двигательного и статико – динамического режима в детском саду.

Работа с семьей по данной проблеме.

В водную часть утреней гимнастики и ОРУ физкультурного занятия мы включаем

упражнения, которые укрепляют мышцы – разгибатели спины, межлопаточные и

мышцы брюшного пресса.

после сна используются дыхательные упражнения, упражнения,

формирующие правильную осанку.

В двигательном режиме применяются физминутки, двигательные разминки,

насыщенные упражнениями для профилактики опорно – двигательного аппарата.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

В последнее время детских садах увеличилось число детей с патологией опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие). В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформация позвоночника, ног и стоп. Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с массажем, гидромассажем, закаливанием, гигиеническими мероприятиями в режиме активной деятельности и отдыха детей в течение дня.

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье в целом. Дефекты осанки приводят к ухудшению органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы дыхательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6- лет). Задача дошкольного учреждения предупредить нарушение опорно-двигательного аппарата. Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении или стоянии.

Некоторые патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

У детей первых лет жизни встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без труда обнаруживает при осмотре педиатр, а вот аномалии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя диагностируются, т. к. на первом году жизни они внешне еще незаметны.

Транзиторный синовит - приобретенное быстропроходящее воспалительное заболевание бедренного сустава - встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как правило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой причиной острой хромоты у детей этого возраста. Лечение предусматривает постельный режим и наблюдение дома или в стационаре;

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косолапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиотерапии. Около половины случаев поддаются лечению, в остальных - детям требуется хирургическая коррекция в первый год жизни.

Плоскостопие. До трех лет у всех детей уплощен медиальный свод стопы. Безболезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологическая норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в особенности малоберцовых мышц, следует искать патологическую причину этого состояния. Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плосковальгусной* стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. различают:

1. Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

3. плоская спина;

4. плосковогнутая спина;

5. сутулая спина;

6. круглая спина;

7. кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:

• увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;

• голова слегка опущена;

• плечи опущены и двинуты вперед;

• лопатки отстают от спины ("крыловидные" лопатки);

• ноги слегка согнуты в коленях.

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу.

В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома ( использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца).

Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Советы воспитателям ДОУ и родителям

1. Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

2. Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

3. Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

4. Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

5. Объясняйте и показывайте, как нужно:

1. стоять - прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

2. ходить - ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

3. -сидеть - прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить впе-ред, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине - уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку - нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура - важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

В специальной группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводит медицинский работник, прошедший специальную подготовку во врачебном физкультурном диспансере, или инструктор ЛФК. Занятия организуются как минимум дважды в неделю по 20-30 мин.

Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ставляло примерно один сантиметр. Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок.

Условия, в которых растет ребенок, определяют его развитие. К организации рабочего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются строгие требования.

Главное условие - мебель должна соответствовать росту ребенка.

Фотосессия спортивных будней в детском саду

Фотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Повышение образовательного уровня детей, педагогов и родителей по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка во мноом определяет нормальное функционирование важнейших органов и систем организма; она дает эстетическую характеристику человек, связанну с понятиями гармонии телаи человеческой этики, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенчиских навыков и самоконтроля. Как всякий двигательный навык, правильная осанка формируется с самого раннего детства, и образуется так же, как и другие сложные двигательные рефлексы и навыки, приобретаемые и закрепляемые в процессе всей жизни под влиянием многих условий. самый благоприятный период для формирования правильной осанки - от рождения до 9-10 лет. другое наиболее распространенное заболевание опорно-двигатльного аппаратау детей - плоскостопие. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завршено, поэтому любые неблагприятные внешние воздействия могут приводиь к возникновению тех или иных функциональных отклонений. решить все эти проблемы можно только при условии активной помощи окружающих взрослых (педагоов ДОУ и семей воспитанников).

ВложениеРазмер
igry_i_uprazhneniya_na_profilaktiku_narusheniy_oda.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры , рекомендуемые для профилактики нарушений ОДА у детей

младшего дошкольного возраста

  • по массажной дорожке
  • по широкой дорожке ЛФК
  • по модулям (попеременным и приставным шагом)
  • по следам (при вальгусной постановке стоп)
  • по шнуру (попеременным и приставным шагом)
  • по ребристой доске
  • с мешочками на голове ( сред.гр )(голову вниз не опусать, подбородок слегка приподнят, смотреть прямо, спина прямая)
  • на носочках (спина прямая, голову вниз не опускать, положение рук – вверх или в стороны)

подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Вот капуста для борща.

Да зубок чесночку.

И готов борщичок!

Постукивать ребрами ладоней.

Гимнастика для ног (И. п. сидя на стуле)

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6сек).

И. п. Сидя на развернутом стуле, руки за спинку стула.

Вып.: 1вариант – выставить правую/левую ногу, приставить

2 вариант – приподнять таз вверх, опора на руки (держаться за спинку стула)

6. Поднимание ног лежа на спине

7. наклоны вперед – назад

Боковые наклоны даются детям ограничено, т. к. при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усиливать искривление.

Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Педагог предлагает детям пойти в лес: дети идут по залу.

Педагог предлагает детям встать как елки: они пониже, чем ели, но такие же стройные, красивые (дети принимают правильную осанку в полуприседе). Ходьба по залу.

Маленькие елочки – присесть, голова прямо, спина выпрямлена, руки, ладонями вверх, слегка разведены в стороны.

Встать вплотную к стене без плинтуса, стопы сомкнуть, втянуть живот, голова касается стены, глаза закрыты, затем походить с гордо поднятой головой, плечи немного откинуты, живот втянут.

Упражнения для гимнастики после сна

  • потягивания
  • лежа на спине, вытянуть до упора ноги, руки, затем расслабить мыш-

цы; повторить эту процедуру в положении на правом и левом боках

Ребенок медленно опускается на локти, ягодицами садится на ноги и медленно, опустив голову, имитирует движение под забором, ложится животом на пол и поднимается на вытянутых руках, прогибаясь в спине, смотрит прямо.

Ребенок плотно прижимается животом к полу, упор на вытянутых руках Голова гордо поворачивается влево – вправо (шипит).

Упражнения и игры , рекомендуемые для профилактики нарушений ОДА у детей

старшего дошкольного возраста

подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

Вот капуста для борща.

Да зубок чесночку.

И готов борщичок!

Постукивать ребрами ладоней.

Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперед, ноги не сгибать, голова вперед, руки за спиной подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6сек).

Сложить за спиной ладони пальцами вверх (шея вертикально). Чередовать это упражнение сидя (ягодицы лежат на голени) и во время ходьбы.

Боковые наклоны даются детям ограничено, т. к. при слабости мышц и наличии небольшого сколиоза они могут усиливать искривление.

И.п. – осн. стойка, руки вниз или сед на пятках, таз подать вперед.

При выполнении данного упр. в положении стоя втянуть ягодицы. Ноги прямые колени не сгибать. Вдох и выдох с закрытым ртом, дышать животом.

  1. плечи вверх;
  2. отвести плечи назад;
  3. опустить плечи вниз;
  4. расслабиться.

Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют также упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

Для детей с плоскостопием снижать дозировку в прыжках на двух ногах на месте, а добавлять ходьбу на месте.

Упражнения для гимнастики после сна

см. младший возраст

Выполняется лежа на спине. Дети тянут левую ногу пяточкой вперед, правую руку вверх вдоль туловища. Тянем правую ногу пяточкой вперед, левую руку вверх вдоль туловища. Тянут обе ноги пяточками вперед и двумя руками вверх вдоль тела.

Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (происходит улучшение работы позвоночных дисков).


Современные дети много времени проводят в статическом положении. Этому способствуют, в том числе и многочисленные гаджеты, в компании с которыми они с удовольствием проводят свой досуг.

Недостаток движения у детей приводит к ослаблению скелетной мускулатуры и ведет к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Увеличилось число ребят дошкольного возраста с различными нарушениям осанки и плоскостопием. Нарушения опорно-двигательного аппарата плохо влияет не только на внешний вид ребенка, но и вызывает нарушение работы всех органов и систем детского организма, что ведет к дополнительным проблемам со здоровьем.

Задачей дошкольного учреждения является профилактика ОДА и сохранение здоровья воспитанников в связи с чем проводится систематическая работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Профилактика нарушений ОДА:

В детском саду мебель должна строго соответствовать росту детей. Существует 4 ГОСТа на детскую мебель:

– ГОСТ на детские стулья

– ГОСТ на детские столы

– ГОСТ на детские кроватки

– ГОСТ на другую мебель

https://i1.wp.com/flero.ru/wp-content/uploads/2018/270-markirovka270.jpg

ЛФК в детском саду проходит 2 раза в неделю по 20–30 мин. Проводит лечебную физкультуру специально подготовленный работник. В результате систематических занятий ЛФК укрепляется мышечный корсет, повышается выносливость, ребенок становится более гибким, выносливым, здоровым.


– Контроль осанки на занятиях и в свободной деятельности.


C:\Users\User\Pictures\интересно\выпускной\4 группа выпускной\фото для ролика\2.jpg

  1. Профилактика в подвижных играх, играх-эстафетах и упражнениях на прогулке.

Ходьба по дорожке здоровья.

Секции дорожки имеют различные наполнители: гладкие камешки, песок, шишки, каштаны, пластиковые крышки.

Эстафеты с упражнениями для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

  1. Консультации и мастер-классы для родителей по правильному подбору обуви, игр и упражнений для профилактики ОДА.

В дошкольном возрасте идет активное формирование скелета и от того, насколько правильно он будет формироваться зависит насколько здоровыми вырастут наши дети. В наших силах повлиять на этот процесс. Это не так уж и сложно, нужно только с самого разного возраста приучать детей к здоровому образу жизни, к жизни в движении и выполнять профилактические меры для правильного формирования опорно-двигательного аппарата.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата

у дошкольников

Кнутас Валентина Ивановна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Сегодня на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние неблагоприятные факторы:

- социальные экологические, демографические, климатические условия,

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка- дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Каковы же причины нарушения опорно-двигательного аппарата у детей?

Нарушение опорно-двигательного аппарата имеет следующие проявления:

нарушение осанки в сагиттальной плоскости;

сколиотическая болезнь (сколиоз) - тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением его во фронтальной плоскости с ротацией (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси в процессе роста);

плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы.

Физическое воспитание сегодня приобретает особую актуальность, на смену двигательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, поэтому одной из основных задач физического развития и оздоровления детей можно считать профилактику нарушений осанки и плоскостопия и формирование навыков ЗОЖ.

Анализируя состояние здоровья детей с ОДА и физическое развитие детей можно выявить, что:

основная масса детей имеет вторую группу здоровья, а это значит, что они имеют какие – либо отклонения в здоровье;

большинство детей старшего дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата, особенно нарушения осанки;

не достаточно развиты силовые качества детей.

Основными направлениями в работе с детьми

знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;

удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;

осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;

формирование правильной осанки;

укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;

развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.

Цели и задачи направлены на обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка:

укрепление связочно-мышечного аппарата торса, рук и ног;

укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;

формирование правильного стереотипа ходьбы и навыков осанки, обучение координации движений, умению расслаблять мышцы;

увеличение силовой выносливости мышц;

коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.

повышение эмоционального тонуса;

улучшение вестибулярного аппарата;

устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культурой, досугов, развлечений.

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки. Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап­парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным воз­можностям детей и постепенно усложняться с возрастом.

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата работу нужно проводить по следующим направлениям:

создание предметно – развивающей среды и санитарно-гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА;

организация двигательного и статика – динамического режимов в ДОУ;

работа с семьей по данной проблеме.

Создание предметно –развивающей среды для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата способствует: оздоровлению детей, реализации их двигательных возможностей в зависимости от уровня здоровья, физической подготовленности, двигательной активности, половой принадлежности, двигательного воображения, навыков настроения; формированию осознанного отношения к своему здоровью, правильной осанки у детей, коррекции ее нарушений.

Формы работы по профилактике нарушений ОДА:

физические упражнения, физкультминутки;

подвижные игры и упражнения;

закаливание, гимнастика после сна;

лечебный и оздоровительный массаж;

утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, прогулка.

Методы коррекции и профилактики нарушений ОДА:

метод музыкально –ритмических движений

метод расслабления –релаксации

Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА) имеет следующие проявления:

нарушение осанки в сагиттальной плоскости;

сколиотическая болезнь (сколиоз) - тяжёлое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением его во фронтальной плоскости с ротацией (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси в процессе роста);

плоскостопие - деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы

Что же такое правильная осанка? Осанка – это умение сохранить правильное положение тела.

Нарушения осанки отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, при этом навык правильной осанки утрачивается.

Причины нарушения осанки:

неблагоприятные условия окружающей среды;

заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);

инфекционные и частые простудные заболевания;

дефекты физического воспитания;

длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;

привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);

неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами);

неполноценное питание и т. д.

Нарушений осанки влечет за собой нарушение функции позвоночника и другие неблагоприятные последствия.

Встречаются следующие виды нарушения осанки:

сутуловатая осанка — характеризуется уплощенной грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой, плечами;

лордотическая осанка — при данном виде нарушения осанки шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. при этом верхняя часть туловища несколько откинута назад;

кифотическая осадка — характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен;

вялая осанка- характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах.

Наиболее серьезным нарушением опорно-двигательного аппарата является сколиоз. в настоящее время сколиоз определяют, как заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и торсией позвонков (перекручиванием их вокруг оси).

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и тела. Сколиоз — общее длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз — врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста.

Важнейшее значение в формировании правильной осанки имеют двигательный режим: физкультурные занятия утренняя гимнастика подвижные игры пальчиковая гимнастика игры на свежем воздухе спортивные праздники развлечения самомассаж гимнастика после сна.

Для профилактики и коррекции сутулости : прогибание спины назад с отведением рук вверх- назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях.

Воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя с этой целью включаем в комплексы утренней гимнастики и ору: 1. упражнения у вертикальной плоскости (у стены) . дети становятся к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседание .

Упражнения с предметами на голове (кубики, мешочки с песком, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Лечебная физкультура – важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. вследствие регулярных занятий лфк у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения лфк, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

Профилактика и коррекция функциональной недостаточности стопы (плоскостопия, косолапости)

корригирующие упражнения (с предметами и без предметов) на физкультурных занятиях, утренней корригирующей гимнастике, активной гимнастике после дневного сна:

- ходьба: на месте, не отрывая носки от пола, на носках, в приседе на носках, в полу приседе, на пятках;

- перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы;

- ходьба: приставным шагом по обручу, палке, веревке, канату, ребристой дорожке по кочкам;

- ходьба по ребристой дорожке, по упаковке от яиц, по сенсорным дорожкам (в группе), на ходунках.

прокатывание предметов ногами(подошвами): на счетах, игольчатых мячиков, палочек, мелких шариков.

собирание пальцами ног: шишек, мелких игрушек (от киндера).

самомассаж: ежиками, шишками.

гигиена и массаж (самомассаж) рефлекторных зон стопы (проекционных зон внутренних органов и систем организма) с использованием специальных предметов (камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, платочков, веревок, маленьких шариков, набивных мячей и т.п.)

Работа с воспитателями ДОУ и родителям при нарушениях опорно-двигательного аппарата:

совместные мероприятия: праздники, развлечения;

Для профилактики плоскостопия необходимо соблюдать следующие условия:

гигиена обуви и правильный подбор;

создание полноценной физкультурно – оздоровительной среды, способствующей укреплению мышц стопы и голени;

укрепление мышц, связок и суставов нижних конечностей.

Повышение эффективности профилактики нарушений ода детей возможно лишь при условии, если данный процесс приобретает характер педагогической системы, построенной на основе интеграции современных знаний в области оздоровительной и лечебной физической культуры в образовательном процессе и взаимодействии семьи, педагогов и медиков детского сада.

Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений ОДА и оптимальный двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыков правильной осанки.

Список литературы

Лебедева, Н.Т. Физическая культура шестилеток. - Мн.: Асвета, 1987.

Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики. - СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2003.

Мирхадарова, Л.Г. Воспитание осанки у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики. - Волгоград: ВГАФК, 1997.

Потапчук, А.А. Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей: методическое пособие - СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, 2004.

Степанова, Г.А. Лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004.

Хиетала, В. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития. - М, 1998.

Чоговадзе, А.В. Нефиксированные изменения опорно-двигательного аппарата. Лечебная физическая культура: Справочник. - М.: Медицина, 1987.

Читайте также: