Профилактика игровой зависимости в школе

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проблемы раннего предупреждения компьютерной, мобильной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму личность несовершеннолетнего, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности, включая микросоциальное окружение ребенка или подростка.

ВложениеРазмер
profilaktika_kmiz.docx 55.8 КБ
anketa.docx 178.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОЕКТ ПРИКЛАДНОГО ХАРАКТЕРА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

К ПРОЕКТУ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

НА 2015 - 2016 ГОДЫ

В начале XXI века научно-технический прогресс набрал головокружительную скорость и послужил причиной появления компьютера, компьютерных технологий и технологий мобильной связи. В современном мире человек постоянно взаимодействует с компьютером и мобильным телефоном - на работе, в школе, дома, в машине и т.д. Компьютеры и телефоны стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем быту, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этой дорогостоящей техники. Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. На сегодняшний день компьютерная и мобильная индустрия достигла высокого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать весьма реалистичные программы с хорошим звуковым и графическим оформлением. Активное развитие компьютерного бизнеса, расширение мобильной индустрии, рынка игрового программного обеспечения, рост количества игровых веб-сайтов в сети Интернет и мобильного Интернета влияет на поведение людей.

Ребенок, увлекающийся современной техникой, гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору компьютера, планшету и трубке телефона. Подобные увлечения могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации, социально-психологической адаптации, усвоения социальных ролей, ролевой идентификации личности.

Мобильные телефоны стали одной из проблем современной школы. Мелодии, звучащие на уроках, посылаемые SMS отвлекают учеников и мешают им; излучение от сотовых оказывает вредное воздействие на здоровье растущего организма.

Актуальность проблемы раннего предупреждения компьютерной, мобильной и игровой зависимости среди несовершеннолетних основана на том, что профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму личность несовершеннолетнего, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семью, образовательное учреждение и досуговые общности , включая микросоциальное окружение ребенка или подростка. Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры современного общества, которая напрямую зависит от степени защищенности личности. Угрозы и опасности в сфере образования должны быть исключены или сведены к минимуму, в том числе необходимо обеспечить психологическую безопасность несовершеннолетних. Для этого должна быть организована эффективная система предупреждения формирования зависимостей, одной из важных составляющих которой является профилактика игровой, компьютерной и мобильной зависимости.

В современном мире молодое поколение должно стремиться к освоению инновационных технологий, и, прежде всего, компьютерных. Вместе с тем, необходимо видеть не только положительные результаты развития компьютерных и информационных технологий. В частности, за последние 10 лет бурно развивалась индустрия компьютерных и он-лайн игр. В результате чего нами уже ощущаются негативные последствия воздействия компьютерных игр на подрастающее поколение.

Особенно остро сегодня стоит вопрос об изучении закономерности и динамики формирования поведенческих расстройств у несовершеннолетних, страдающих от компьютерной и игровой зависимости, а также разработке мер ее профилактики.

Наиболее часто влиянию компьютера подвержены подростки. Они настолько вживаются в реалистичную игру, что им там становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Подростка привлекает наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого, возможность самостоятельно принимать любые решения, вне зависимости от результата, к которому они могут привести.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.

Психическая зависимость, как правило, наименее заметна для самого зависимого человека. Он может даже не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени проводить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психической зависимости от компьютера подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность работы некоторых видов памяти.

Актуальность решения этих проблем резко возрастает в связи с сознательной деятельностью ряда финансовых групп, не обремененных ответственностью за последствия наращивания производства деструктивных игр, пользующихся повышенным спросом у населения. В наши дни высокие технологии, приобретающие все большее значение для развития современной цивилизации, могут быть использованы не только в целях развития личности. Повышение агрессивности информационной среды вызвало необходимость формирования системы мер по профилактике, обеспечивающих устойчивость к воздействию технологий манипулирования сознанием не только у учащихся, но и у их родителей и педагогов. С развитием высоких технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число детей, увлекающихся компьютерными играми.

Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.

Суть профилактической работы , в рамках нашего проекта, состоит в том, чтобы понизить уровень вероятности возникновения компьютерной, мобильной или игровой зависимости, а также научить подростков рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет . То есть после профилактических мероприятий подросток сможет более спокойно относиться ко всему, связанному с современными технологиями.

Стратегическая цель образования, стоящая перед педагогическим коллективом нашей школы: формирование личности творческой, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Достижению данной цели способствует организация проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего, личностно-ориентированного обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

Метод проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно организовать не только учебную, но и воспитательную работу со школьниками .

Необходимо создавать программы нового поколения: тренинги и другие активные методы обучения, направленные на повышение ценности здоровья и других жизненных установок, а также развивать создание подросткового волонтерского движения. Эта форма профилактической работы наиболее эффективна и перспективна. Получение максимально эффективной отдачи от деятельности волонтеров достигается за счет того, что возраст лекторов не сильно разнится с возрастом аудитории – так что психологических барьеров нет, к тому же легко обнажаются проблемы, интересующие молодых людей, и появляется возможность совместного поиска путей их решения. С помощью открытых дискуссий, диспутов, психологических игр, творчества, конкурсов, акций, выпуска школьных газет, выступления школьных агитбригад можно планомерно воспитывать позитивные формы самоутверждения, уверенность жить свободной, интересной, творческой жизнью.

Главное, профилактическая работа должна носить систематический характер, а не быть разовым мероприятием. Нужен комплекс продуманных, хорошо организованных и эффективных мероприятий.

Над реализацией проекта работают творческие группы (школьники, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, администрация лицея), которые проводят исследовательскую работу по одному из направлений данной тематики, результаты деятельности оформляются в виде письменных отчетов, статей, выступлений на конференциях и т.д. Итогом работы творческой группы является создание мультимедийного проекта – пакета электронных презентаций, компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий, проведение общешкольного мероприятия, массовой акции.

Творческим группам приходится во многом самостоятельно планировать и выстраивать свою работу в проекте, ставя перед собой все новые вопросы и находя на них ответы, двигаться к конечной цели.

Практический проект, как правило, востребует знания из самых разных областей, требует от участника широкого кругозора и постоянной готовности осваивать и получать новое знание. В ходе деятельности, учащиеся используют информацию из учебных пособий, периодических изданий, научно-популярной литературы, глобальной сети Internet. Работа над проектом позволит сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научит проверять ее достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников и обязательно сопоставлять несколько источников, прежде чем воспользоваться информацией. В результате работы отбирается информация, объективно ценная и интересная для всех читателей (слушателей), а не только для одних авторов. Но в традиционном виде, на бумажном носителе, она доступна лишь ограниченному числу людей. Поэтому, перед творческой группой встанет задача: сделать ее доступной всем интересующимся данной проблемой. В этом помогут современные информационные технологии, позволяющие создавать эффектные мультимедийные пособия, которые, будучи размещены в глобальной сети, становятся частью мировых информационных ресурсов.

Взаимодействие с родителями занимает важное место в структуре профилактики зависимости от компьютера и мобильных технологий, поскольку предпосылки ее формирования нередко закладываются в семье. Далее уже сформировавшийся стереотип зависимого поведения там же и подкрепляется. Поэтому эффективность профилактической работы может быть достигнута только в том случае, если союзниками педагогического коллектива станут родители.

Концептуальные основы проекта:

- педагогизация окружающей среды – интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности;

- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

- принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков.

Формы и методы работы

Наиболее эффективными методами работы с подростками в лицее считаем следующие:

- метод включения в активную исследовательскую деятельность (сбор и анализ информации, решение поставленных перед учащимися задач и т.д.);

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

- просмотр и обсуждение видеофильмов,

  • индивидуальная работа;
  • работа с научной литературой;
  • работа в глобальной сети Internet;
  • самостоятельный поиск информации, анализ и отбор необходимых фактов по предложенной тематике, представление результатов исследования в виде выступлений, электронных презентаций, письменных отчетов о проделанной работе;
  • изготовление и выпуск буклетов, стенгазет, видеопособий и т.д.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ,

  • формирование и развитие у подрастающего поколения информационной культуры, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психологического здоровья школьников, ориентация подростков на рациональное и безопасное для здоровья использование компьютера, мультимедийных ресурсов и ресурсов Интернет;
  • развитие эффективных механизмов социальной системы профилактического воздействия и создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения в лицее.
  • разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника;
  • определить формы, методы и содержание деятельности органов ученического самоуправления по организации интересного, полезного досуга, формированию ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формировать у учащихся коммуникативные знания и навыки, умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, представлений о своем физическом и психическом Я;
  • развивать навыки научно-исследовательской деятельности, самостоятельной работы с научной литературой, умений ориентироваться в информационном пространстве, выдвигать гипотезы и находить средства их адекватного изучения, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
  • создать наглядные пособия, пропагандирующие информационную культуру и здоровый образ жизни, содержащие графическую, текстовую и звуковую информацию для проведения конференций, семинаров и совещаний, торжественных мероприятий, практических занятий школьников, которые могут использоваться на уроках в процессе объяснения материала учителем или докладов учащихся.
  • создание и форматирование документов, добавления примечаний и т.п. с помощью программы MicrosoftWord;
  • сбор, анализ и управление данными для разработки социологических отчетов и анализа результатов в программе MicrosoftExсel с помощью рабочих листов и формул;
  • поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных благодаря работе в сети Интернет и с другими источниками информации;
  • создание и определение структуры презентаций, в которых используется графика, анимация и звуки, с помощью программы MicrosoftPowerPoint;
  • создание баз данных для хранения, организации и сортировки важной информации с использованием приложения MicrosoftAccess;
  • деловое общение при совместном решении вопросов;

Кроме того, будут активно использоваться программы:

  • InternetExplorer – для просмотра и поиска информации в Интернете;
  • MicrosoftPaint, MicrosoftPhotoEditor, AdobePhotoshop – для создания, сканирования и обработки изображений.

Сроки реализации проекта:

Базовый, начальный этап – сентябрь – октябрь 2015года,

Основной этап – ноябрь 2015 года – март 2016 года,

Завершающий этап – апрель – май 2016 года.

Целевые показатели программы

Наименование показателей эффективности

Базовый показатель 2014 года

Ожидаемые значения целевых показателей, предусмотренные программой

Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН и КДНиЗП

Охват профилактическими мероприятиями несовершеннолетних детей и подростков в возрасте от 14 до 17 лет

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

1. Увлечённость на стадии освоения.

Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.
В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

2. Состояние возможной зависимости.

Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

3. Выраженная зависимость.

Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.
В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

4. Клиническая зависимость.

В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
4. Прививать ребёнку семейное чтение.
5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время
8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.
13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

Рекомендации родителям

1. Профилактика компьютерной зависимости у младших школьников

Причины и степени компьютерной зависимости.

Специалисты выделяют следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  • отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка самостоятельно играть, организовывать свою игру;
  • дефицит общения в семье, т.е. стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • родители не осознают взросления ребенка и не изменяют стиль общения с ним;
  • ребенку дома не комфортно, т.к. у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином;
  • низкая самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;
  • незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.

Степени компьютерной зависимости:

На данной стадии необходима помощь психиатра!

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Способы реагирования ребенка:

А . Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на момент тестирования.

Б . ребенок откликается со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует недовольство, огрызается – 1-ая степень зависимости, если идет первый месяц овладения новой игрушкой или начальный этап 2-ой степени зависимости.

В . Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3 степени.

Как избежать компьютерной зависимости

2. Профилактика игровой и компьютерной зависимости детей и подростков

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

1. Увлечённость на стадии освоения. Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.

2. Состояние возможной зависимости. Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.

3. Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.
В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:

1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.

Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
4. Прививать ребёнку семейное чтение.
5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.
13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

3. Профилактика азартных игр у несовершеннолетних

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития (В.Зайцев, П.Мунтян, Б.Лабковский, М.С Иванов, Л К Фортова и др.). Однако проведенный анализ позволяет нам констатировать факт, что в настоящий момент еще недостаточно изучены последствия формирования игровых зависимостей у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, не исследованы условия педагогической профилактики данных зависимостей в общеобразовательном учреждении, отсутствуют достаточно эффективно работающие профилактические программы.
Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психиатрическими последствиями, но и с опасностями ранней сексуальной жизни, например беременностью.
Азартные игры провоцируют у подростков повышение сексуальной активности. Эту закономерность выявили ученые из США при исследовании темнокожих подростков имеющих пристрастие к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже продемонстрировали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков.
Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловлено сложным взаимодействием биологического фактора, резидуально-органической церебральной недостаточности и социального фактора.
В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.
Расстройство поведения у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесной и физической агрессией, жестокостью по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также продемонстрировали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, вступали в сексуальные связи до 18 лет, причем у 9% опрошенных были случаи заболеваний, передающихся половым путем. Доктор Сильвия Мартинс (Silvia Martins) комментируя эти данные отметила, что есть определенно связь между азартными играми, ранним наступлением половой жизни и повышенной сексуальной активностью.
Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:

  • отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
  • отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  • неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
  • общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

  • нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
  • забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.


Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе. Изменить ситуацию, на наш взгляд, может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровых зависимостей у подростков.
В настоящее время в школах, по мнению Л.И. Колесниковой (Россия) имеются программы по профилактике игровой зависимости для подростков 15-16 лет.

Программа состоит из нескольких модулей:

  • Молодые игроки.
  • Полоса везения.
  • Ожидаемый результат.

Старшеклассники прослеживают все ступени, по которым спускаются вниз к проблемной игровой зависимости:

В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс модели педагогической профилактики игровых зависимостей, а также научить несовершеннолетних преодолевать проблемы социальной адаптации, с ориентированием молодых людей на позитивные виды деятельности, альтернативные азартным играм.
Сегодня, как показало исследование, наиболее реальными и результативными являются программы педагогической профилактики, организованные на микроуровне, т е включающие работу в ближайшей среде обитания подростков - в семье, школе, в пи - группах Профилактическая работа по превенции или исправлению форм игровых аддикций на мезоуровне (действующая на уровне региона) или на макроуровне (рассматриваемая в рамках государства) нуждается в создании и развитии научно - исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мер на уровне национальных проектов и программ.

Тщательный анализ данной проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности:

В целях профилактики развития зависимости к азартным играм мы рекомендуем родителям и взрослым лицам:

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков)

Ответы даются по 5 – балльной шкале:
1 – очень редко
2 – иногда
3 – часто
4 – очень часто
5 – всегда
Вопросы.
1. Как часто вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто вы предпочитаете развлечения Интернета близости с вашим партнером?
4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, которое вы проводите в сети?
6. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает ваше образование и работа?
7. Как часто вы проверяете свою электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования вами Интернета?
9. Как часто вы сопротивляетесь и секретничаете, когда вас спрашивают о том, что вы делали в сети?
10. Как часто вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто вы обнаруживаете у себя предвкушение следующего выхода в сеть?
12. Как часто вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто вы огрызаетесь, кричите, или действуете раздраженно, если что-то беспокоит вас, когда вы находитесь в сети?
14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сеансов в сети?
15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова "еще пару минут. ", когда находитесь в сети?
17. Как часто вы пытаетесь урезать свое время пребывания в сети и терпите неудачу?
18. Как часто вы пытаетесь скрыть количество времени, проведенного вами в сети?
19. Как часто вы выбираете провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит вам выйти в Интернет снова?

При сумме баллов 50 – 79 стоит учитывать серьезное влияние сети на вашу жизнь. Если сумма баллов 80 и выше, вам необходима помощь психолога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие направленно на профилактику киберзависимости зависимости среди подростков.

Задачи:

- Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной Интернет-зависимости;

- формировать положительное отношение к живому общению;

- побуждать детей к самовыражению, саморазвитию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

ШМО социальных педагогов

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА


Касперович Валерия Александровна, социальный педагог

октябрь, 2020 год

ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Цель: профилактика компьютерной зависимости среди подростков.

- Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютерной Интернет-зависимости;

- формировать положительное отношение к живому общению;

- побуждать детей к самовыражению, саморазвитию.

Оборудование: презентация, анкеты, доклад.

Целевая группа: учащиеся 7-х классов.

Продолжительность мероприятия: 40 минут.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово.

Компьютер — основной элемент техногенного развития человечества.

Мы с вами живем в век стремительного развития компьютерной техники. Она окружает нас повсюду. То, что еще вчера было невероятной фантастикой, сегодня вошло в наши дома и стало частью нашей жизни. Но вместе с высокими технологиями, приходит и глубокая от нее зависимость.

Противоположностью зависимости является независимость — понятие, тождественное свободе. Свобода для человека — это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости.

Предлагаем вашему вниманию небольшую сценку:

1-й: А зачем тогда нужны социальные сети?

2-й: Как? Разве ты еще не понял?

3-й: Социальные сети необходимы для того, чтобы управлять твоим сознанием.

4-й: Матрица уже здесь. Посмотри на себя.

2-й: Знаешь ли ты, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая. В среднем для этого требуется не более полугода.

3-й: Вот тогда и возникает жестокость, агрессия, злость, лень, равнодушие ко всему окружающему.

4-й: Массовая деградация молодого поколения опасна для общества и человечества.

1-й: Что же, пользоваться интернетом совсем нельзя?

2-й: Ну почему же? Можно, а иногда и нужно.

3-й: Только очень важно, чтобы его использование не затянуло и не причинило вреда.

4-й: Не надо включать компьютер каждый день. Постарайся заняться чем-нибудь более интересным.

2. Актуальность.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости подростка.

А теперь немного современной статистики:

Согласно совместному исследованию факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития, Интернет на основе методологии проекта EU Kids Online II, проведенному в 2013 году:

43% школьников время от времени пытаются безуспешно отрегулировать свое пребывание в Интернете, — в первую очередь, уменьшить время, которое они там проводят. Важно, что дети сами видят в этом проблему.

52% респондентов в той или иной степени переживают отсутствие Интернета (симптомы отмены).

Практически такая же картина в предпочтении сетевых контактов реальному окружению: каждый четвертый школьник смог вспомнить случаи, когда, так или иначе, пренебрегал семьей, друзьями или школой ради пребывания в сети.

3. Основная часть.

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других людей?

- Было ли что-то для вас открытием?

Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость?

Признаки компьютерной зависимости.

когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

снижение интереса к социальной жизни;

абсолютное безразличие к внешнему виду;

оправдание пристрастия к различным гаджетам;

преуменьшение или ложь о количестве времени, потраченном на блуждание в сети;

Особую группу риска компьютерной зависимости составляют школьники. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени — им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, и каждый год создаются все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг — и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора компьютера.

Часто причинами увлечения компьютерными играми могут быть:

Привлекает придуманный мир, более яркий, простой и выразительный.

Можно не доводить до конца.

Ребёнок, лишён внимания.

Неумение справляться с трудностями самостоятельно.

Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая — приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая, — что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем мнении, но и опровергают точку зрения соперника.

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Трудно ли было отстаивать свое мнение?

- Что для себя открыли?

- Что чувствуете сейчас?

Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие? (Ответы: - Смотреть можно на что угодно и на кого угодно, можно увидеть любой уголок мира; - Качать — в Интернете можно найти и переписать к себе на компьютер любую информацию, в том числе и любимую музыку, возможно любимый фильм; - Играть; - Общаться; - Учиться).

Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Польза компьютерных игр:

логические и обучающие игры учат детей счету, иностранному алфавиту;

интересное развлечение и способ занять свое свободное время;

возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;

познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту.

Вред компьютерных игр:

Долгое пребывание в виртуальном пространстве меняет отношение к реальному миру, трансформируют ваши эмоции и поведение.

Компьютерные игры довольно часто порождают у киберзависимых подростков уныние, апатию, а иногда даже отчаяние, поскольку столкновение с действительностью полностью разрушает иллюзию всемогущества и быстрой достижимости желаемой цели, которыми человек упивается, сидя перед экраном монитора. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей.

У киберзависимых детей разрушаются социальные связи и контакты даже со сверстниками, поскольку, находясь в киберпространстве, играя в компьютерные игры, ребенок мнит себя самодостаточным; он уже не нуждается в дружеских отношениях. А отсутствие дружеского общения в детстве, в свою очередь, обрекает его в недалеком будущем на одиночество, так как он становится не способным к общению, к обсуждению с кем бы то ни было наболевших проблем. Всё вместе это приводит к патологической неконтактности, самоизоляции.

Кроме того, очень многие сайты и компьютерные игры насаждают жестокость, притупляя все добрые чувства: жалость, сострадание, милосердие.

Отрицательно влияют на физическое состояние ребенка: появляется сухость в глазах, снижается острота зрения и слуха, начинается искривление позвоночника и перенапряжение нервных стволов пальцев рук, возникают частые головные боли, проявляются нервные расстройства, малоподвижный образ жизни и вынужденная поза приводят к сердечным заболеваниям, электромагнитные излучения повышают риск онкологических заболеваний, а свет от экрана устройств влияет на продолжительность сна, значительно его снижая, а это, в свою очередь, ведет к общему истощению организма от хронической усталости.

- Как вы считаете, вы — зависимые люди от Интернета, от игры?

Группы основной компьютерной зависимости:

- Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.

- Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.

- Дети 12-15 лет — самого зависимого возраста.

- Мальчики. На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков.

Предупреждение компьютерной зависимости:

- соблюдать распорядок дня, выполнять общественно-полезные работы, вести здоровый образ жизни;

- ограничить время пребывания за компьютером;

- согласно гигиеническим требованиям, 7-10-летние дети должны сидеть за компьютером не более 45 минут в день, 11-13-летние — дважды в день по 45 минут, старшие — три раза в день;

- занятия спортом и в спортивных секциях.

Рекомендации подросткам.

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека — это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

4. Компьютер — это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, — нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

4. Завершение мероприятия, анкетирование.

Давайте проведем небольшое тестирование! Вам необходимо ответить на 8 вопросов.

1. Как часто ты играешь в компьютер?

а) каждый день — 3 балла;

б) день через день — 2 балла;

в) когда не чем заняться — 1 балл.

2. Сколько часов в день играешь?

а) 2-3 часа и больше — 3 балла.

б) 1 час или 2 часа (заигрываюсь) — 2 балла.

в) Часик максимум — 1 балл.

3. Сам ли ты выключаешь компьютер?

а) Пока компьютер не перегреется или родители не выдернут сетевой фильтр, или пока сам не засну, или пока цвета перестаю различать, или пока спина не заболит, вообще не выключаю — 3 балла.

б) Когда как, иногда сам выключаю компьютер — 2 балла.

в) Сам и по своей воле выключаю — 1 балл.

4. Когда есть время, ты его тратишь на:

а) на компьютер, на что же ещё — 3балла;

б) всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть) — 2 балла;

в) вряд ли сяду за этот ящик — 1 балл.

5. Прогуливал ли ты учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?

а) да прогуливал — 3 балла;

б) было пару раз, да и то не такое важное событие — 2 балла;

6. Часто ли ты думаешь о самом компьютере или играх на компьютере?

а) Да, постоянно — 3 балла.

б) Пару раз на день вспоминаю — 2 балла.

в) Редко, почти не вспоминаю — 1 балл.

7. Какую роль для тебя играет компьютер?

а) Всё или почти всё — 3 балла.

б) Значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня значат не меньше — 2 балла.

в) Никакой роли он для меня не играет — 1 балл.

8. Придя домой, ты первым делом.

а) Сажусь за компьютер — 3 балла.

б) Всегда по-разному. Могу и за компьютер сесть — 2 балла.

в) Ну уж точно не сяду за компьютер — 1 балл.

Подсчитайте суммарный балл:

От 8 до 12 баллов: норма.

От 13 до 18 баллов: пока зависимости нет, но стоит обратить пристальное внимание на свои занятия.

От 19 до 24 баллов: компьютерная зависимость, необходимо обратиться к семейному психологу.

Я надеюсь, ни у кого из вас нет компьютерной зависимости.

Наше сегодняшнее мероприятие я хочу закончить стихами:

Нам известно, что все дети

Зависают в Интернете.
В моде гаджеты, айфоны,
С наворотом телефоны.
И планшеты, ноутбуки.
В общем, не умрешь от скуки.
Книги бросили читать,
Лишь бы кнопки нажимать.
Мы не против Интернета.
Пусть играют, но при этом,
Чтоб зависимым не стать,
Надо книжку почитать.
Почитайте с мамой сказки,
Покатайтесь на салазках.
И в театр, и в кино,
В шашки, пазлы, домино
Вы с друзьями поиграйте,


Ребёнок стал слишком много времени проводить за компьютером или в смартфоне. Может, это простое увлечение? Или уже проблема? В какой момент надо начинать волноваться и предпринимать серьёзные действия? В статье мы рассмотрим, как формируется игровая зависимость и как из неё можно выйти с минимальными потерями для ребёнка и семьи.

Содержание:

Игровая зависимость — что это такое?

методы лечения игровой зависимости

В адрес любителей поиграть часто можно услышать обвинения в игровой зависимости. Однако не все игроки действительно больны.

Игровая зависимость — это предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

Американская психиатрическая ассоциация выделяет следующие симптомы зависимости от компьютерных (и других онлайн) игр:

  • появление навязчивых мыслей об игре, даже во время других занятий;
  • беспокойное, раздражительное, иногда неоправданно печальное состояние игрока при попытке уменьшить время игры или отказаться от неё;
  • возникновение потребности увеличивать время в игре и использовать более мощный гаджет;
  • потеря контроля над ситуацией: невозможность самостоятельно выйти из игры, перестать думать об игре;
  • восприятие других развлечений (общение с друзьями, хобби) в качестве помех;
  • невозможность остановиться, даже при осознании всех негативных последствий (или проявлений некоторых из них): плохое самочувствие, проблемы с учёбой, финансовые траты, конфликты с близкими;
  • возникновение необходимости лгать себе и близким о количестве времени, проведённом в игре.

На данный момент по различным исследованиям от 12 до 25% людей по всему миру страдает игровой зависимостью. Поскольку проблема с каждым годом всё очевиднее, в январе 2022 года игровая зависимость войдёт в справочник МКБ-11 по рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Игровая зависимость у детей и подростков


Современные люди знакомятся с миром компьютерных игр (в том числе и приложениями на телефоне) довольно рано. По социологическим исследованиям 88% детей к началу обучения в школе уже имеют такой опыт. По данным СМИ симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается у 10-14 % российских подростков.

Игры могут быть полезными!

Нельзя однозначно сказать, что компьютерные игры наносят вред психике и здоровью ребёнка, однако чрезмерное увлечение ими несомненно может иметь большие последствия. В небольших дозах игры позволяют сбрасывать стресс, отрабатывать различные навыки, могут обучать иностранным языкам через общение с другими игроками.

Например, игры-головоломки позволяют ребёнку развить пространственное и логическое мышление, учат искать творческое решение и нестандартный подход. Учащиеся, играющие в компьютерные игры по сети, быстрее преодолевают языковой барьер и легче осваивают английский.

Особо заинтересованные дети начинаю искать лазейки и чит-коды, что сильно развивает их компьютерную грамотность. Регулярные достижения в игре позволяют ребёнку повышать свою самооценку. Профессоры Трентского и Стэндфордского университета установили, что люди, играющие за положительных героев, ведут себя также при контакте с людьми в реальной жизни.

Весь вред — от злоупотребления


Всегда надо помнить, что виртуальный мир не должен заменять реальный. А у детей часто в реальном мире довольно много проблем, которые не решить перезагрузкой приложения. Если посмотреть на ребят, погружённых в мир игр, можно заметить несколько закономерностей: как правило, у них нет других хобби и нет никакого внятного распорядка дня. Ребёнок предоставлен сам себе и получает удовольствие самым простым и доступным способом — через гаджет.

Таким образом, когда ребёнок не имеет достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников и у него нет других увлечений в жизни — виртуальные фантазии с лёгкостью его поглотят.

Группы риска

игровая зависимость

Чаще всего в ловушку попадают неуверенные в себе, тревожные подростки. Они неудовлетворены окружающей действительностью, им страшно самовыражаться, быть отвергнутыми. В виртуальном мире можно быть кем угодно – сильным, успешным, красивым. Чем дольше играет такой ребёнок, тем больше он погружается в мир фантазии, меняет своё мировоззрение. Желание возвращаться в реальность уменьшается. Как правило, окружение начинает давить ещё больше – конфликты и скандалы частое явление в семье игромана, что приводит к ещё большему желанию уйти в виртуальность.

Мифы о компьютерных играх

Существует ряд предубеждений, связанных с компьютерными играми. Предлагаем сразу их рассмотреть, чтобы они не мешали нам в дальнейшем говорить об играх в спокойном ключе.

Агрессивность и колумбайн

Есть мнение, что игры делают детей более агрессивными и психически неустойчивыми. Эта гипотеза вызывает жаркие споры как в научном, так и в геймерском сообществе. Однако во всех известных случаях проявления жестокости со стороны подростков (Колумбайн, Керчь), которые изначально приписывали играм, в конечном итоге находились глубокие внутриличностные проблемы у ребёнка.

Более того, любой человек, долго играющий в игру, постепенно утомляется. Детская психика от такой длительной нагрузки просто не выдерживает и эмоции начинают зашкаливать. Чтобы избежать этого, во-первых, соблюдайте режим отдыха, во-вторых, просматривайте игру заранее, прежде чем допустить к ней ребёнка.

Вред для здоровья


Другое заблуждение — безусловный вред здоровью. Здесь тоже важно отметить, что усталость от неподвижного сидения наступает у любого человека. Однако, если ребёнок после игры за компьютером побежал во двор играть в мяч — ничего плохого не случится. Чтобы избежать проблем со здоровьем, рекомендуется регулярная смена умственной и физической активности.

Киберспорт

Часто камнем преткновения становится киберспорт. Родителям кажется это несерьёзной забавой, которая ничего общего со спортом не имеет. Но в современном мире индустрия компьютерных игр зашла так далеко, что соревнования стали её неотъемлемой частью.

Профессиональные киберспортсмены тренируются, разрабатывают стратегии поведения, работают в команде для достижения наилучшего результата, — и всё это хорошо оплачивается. Кроме того, это работа, требующая вложения сил, терпения и таланта. Киберспортсмены — очень дисциплинированные люди, подчинённые жёсткому графику тренировок.

Мой ребёнок зависим или нет? Как определить, когда стоит волноваться

лечение игровой зависимости

Порой бывает сложно определить, ребёнок просто увлечённо играет или уже зависим и не может остановиться. В таком случае необходимо понаблюдать за ним некоторое время.

Важно обращать внимание на следующие моменты:

Настроение

Время в игре

детская зависимость игр

Геймеры часто просто не могут ограничить себя в этом удовольствии. Они готовы отказаться от еды в пользу игры, плохо ложатся спать, прогуливают занятия, чтобы посидеть за компьютером или в гаджете. Бывает, что родители сами провоцируют такую ситуацию, изначально отказывая ребёнку в праве на игру. Если в расписании дня есть чёткое время, отведённое на развлечение – ребёнок меньше тревожится по поводу игры, он точно знает, что получит желаемое вовремя и никто его не накажет.

Финансовые затраты

Ребёнок начинает настаивать на необходимости вкладывать деньги в игру, в улучшение технических характеристик телефона или компьютера. Карманных денег ему не хватает. Возможны кражи из дома.

Общение со сверстниками

Интересы зависимого ребёнка сильно сужаются. С друзьями все разговоры в конечном счёте сводятся к игре. Игроман начинает сокращать количество прогулок с приятелями, под разными предлогами оставаясь наедине с игрой.

Если ваш ребёнок достаточно легко отвлекается от игры, спокойно расстаётся с гаджетом, ведёт активную социальную жизнь, у него нет проблем со сном – всё хорошо. Игры – это развлечение, одно из тысячи возможных. И ругать ребёнка за желание себя развлечь неразумно.

Стадии развития зависимости

как избавиться от игровой зависимости

Дети не сразу становятся заядлыми игроманами. Процесс формирования зависимости весьма длительный. Сначала ребёнок знакомится с игрой, её правилами, вымышленным миром, примеряет на себя новые роли, смотрит подходит или не подходит это для него.

Стадия заинтересованности

Может длиться очень долго, и многие подростки на ней и остаются, пробуя всё новые и новые приложения. Здесь ещё нет маниакального желания играть, поэтому и опасности как таковой нет. Если ваш ребёнок играет ограниченное время, легко отказывается от гаджета в пользу других занятий, то переживать и ругаться с ним по поводу этого не стоит. Поддерживайте его в других увлечениях, и зависимость от игр вам не будет страшна.

Стадия увлечённости

игровая зависимость у детей

Важно понимать, что запрет на игру вызовет только больший протест, а желание играть — усилится. Если на этом этапе упустить время, зависимость довольно быстро перерастёт в следующую стадию.

Стадия зависимости


Агрессия, апатия, депрессивные и суицидальные мысли. Всё это сигнализирует о начале серьёзных проблем у подростка. Закрывать глаза на зависимость уже не получится.

Стадия клинической зависимости

Ребёнок больше не в состоянии себя контролировать и может просидеть за компьютером или гаджетом сутки без сна. Снижается аппетит, наблюдается эмоциональная заторможенность, вместе с тем растёт истеричность, импульсивность. Начинаются психосоматические нарушения – головные боли, расстройства желудка, кишечные колики. У некоторых детей появляются слуховые и визуальные галлюцинации. Если срочно не принять меры и не подключить к спасению ребёнка специалистов, могут начаться необратимые изменения в головном мозге.

Можно ли разделить игры на опасные и не опасные?

зависимость игр подростков

На самом деле, нельзя назвать конкретные жанры игр, вызывающие стопроцентную зависимость. Любая игра, сделанная достаточно качественно, продумано, красочно, может привлечь внимание ребёнка и заставить его снова и снова возвращаться к экрану.

К сожалению, разработчики игр вынуждены создавать притягательные миры с секретными уровнями, интересными сюжетами, бонусными системами, иначе их продукцию перестанут покупать. Да и зависимость возникает не у всех игроков.

Если рассмотреть приложения по отдельности, то можно найти для каждого набор ключевых навыков, необходимых для успешного прохождения.

На данный момент существует множество классификаций игр. Мы рассмотрим одну из самых простых, имеющую непосредственное отношение к психологическим аспектам. Игры делятся на шесть жанров:

Действия (Экшен)

Направлены на физические навыки игрока, успешность прохождения зависит от скорости реакции, хорошей координации зрения и моторики. Для этих игр очень важны характеристики компьютера или телефона, на которых они установлены, поскольку от качества прорисовки деталей зависят действия человека.

Симулятор

виды игровой зависимости

Отличная возможность для ребёнка попробовать себя в различных ситуациях. Например, там можно управлять самолётом или собственным рестораном. Здесь главное помнить, что симулятор не даёт стопроцентной передачи реальности, а показывает только часть жизни.

Стратегии

Игры, требующие качественного мыслительного процесса. Как правило, игроку предлагается роль руководителя государства, компании или группы, и некая цель, к которой он должен привести вверенных ему людей.

Периодическое увлечение этим жанром развивает стратегическое мышление, умение видеть ситуацию широко и с разных точек зрения, принимать неоднозначные решения, думать на перспективу. Здесь перерывы необходимы, чтобы дать мозгу передохнуть, иначе вероятность совершить ошибку увеличивается.

Ролевые игры

игромания у детей

Эти игры, к слову, встречаются не только в виртуальном мире, но и в реальном. Люди переодеваются в любимых персонажей и собираются на различных играх и фестивалях, чтобы прожить более яркую и необычную жизнь.

Если вы заметили, что ребёнок начал сильно погружаться в ролевые игры, посмотрите, насколько насыщена событиями его реальная жизнь. Возможно, ему не хватает сильных позитивных впечатлений. Поскольку каждый персонаж в игре отличается набором особых характеристик, обратите внимание на то, какие особенности выбирает ребёнок. Помогите ему развить эти качества в настоящей жизни.

Приключения (квест)


Лёгкий жанр, где игрок в образе персонажа проходит некое путешествие, преодолевает препятствия, решает задачки. Очень часто такие игры базируются на сюжетах книг и фильмов. Здесь не важна скорость реакции и стратегическое мышление – гораздо важнее наблюдательность и логика. Игроку предлагаются головоломки, решая которые он получает возможность двигаться дальше. В такие игры можно играть всей семьей. Они увлекательны и полезны. Главное – вовремя делать перерыв.

Головоломки

Игры без особого сюжета. Уровни построены на одних и тех же правилах и заключаются в решении логических задач с постепенным увеличением сложности. От игрока требуются концентрация внимания, логическое мышление, немного стратегии и интуиции. В умеренных дозах головоломки способствуют развитию умственных способностей ребёнка.

Таким образом, нет абсолютно плохих или абсолютно хороших игр – всё хорошо в меру и вовремя. Главное правило как для детей, так и для взрослых – играть в удовольствие и в строго отведённое для этого время. Риск появления зависимости сильно снижается, если человек ведёт активную, насыщенную жизнь, а игра выступает приятной приправой к ней.

Лечение игровой зависимости

компьютерная игровая зависимость

Узнайте больше о воспитании здоровых и счастливых детей по системе позитивного родительства!


Параллельно с налаживанием взаимоотношений с ребёнком, надо постепенно возвращать его в режим дня. Не стоит резко сокращать время, проводимое им в игре. Тем не менее, необходимо постепенно его уменьшать и заменять игру на другие активные развлечения. Просто забрав гаджет у ребёнка, не предложив альтернативу, проблему не решить.

Чтобы ввести новые правила в жизнь:

Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр

зависимость от компьютерных игр у подростков

На рынке приложений для родительского контроля существует ряд программ, позволяющих отслеживать активность детей в гаджетах — время, проведённое в сети и играх, поисковые запросы и просмотренный контент.

Использование таких программ поможет не только отследить успешность реабилитации зависимого игрока, но и предотвратит возникновение игровой зависимости на ранних этапах у здоровых ребят.

Профилактика

Однако самый лучший способ борьбы с любыми зависимостями – не доводить дело до крайности. Так и с игровыми пристрастиями. Если ребёнок активно развивается, полон творческой энергии, участвует в спортивных мероприятиях, много общается с ровесниками, чувствует поддержку со стороны близких, ему просто некогда и незачем прятаться в мире игр. Поэтому поддерживайте своих детей, разговаривайте с ними, помогайте им наполнить свою жизнь смыслом, взращивайте в них уверенность в своих силах, ведь именно родители – главные люди в жизни любого ребёнка.

Читайте также: