Профилактика асоциального поведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагоги, родители, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.

Поведение некоторых учащихся в моем классе обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям. Это поведение называют девиантным. В моем 9 классе оно включает антидисциплинарные поступки. Чаще всего такое поведение - это реакция подростков на трудные обстоятельства, возникшие в их жизни. На мой взгляд, большая часть появляющихся отклонений в поведении ребенка связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

В настоящее значительное влияние на поведение ребят оказывает половое созревание. У одних возникают эмоциональные нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность, у других появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

В 14-15 лет подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом.

Т. старается нравиться своей подруге, поэтому стремится копировать ее поведение и поддерживать во всем.

А. и Ж. порывисты, очень подвижны, могут быть грубы в словах и поступках, иногда хитрят и лгут. Сверстники им не доверяют. Они разыми способами (порою ложными) пытаются привлечь к себе их внимание. Требуются постоянный контроль со стороны родителей и педагогов.

Как классный руководитель, я использую различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися.

Считаю, что профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков.

Лекции и беседы сопровождаю ссылками на конкретные факты из жизни, привожу примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, освещаю юридические и правовые аспекты окружающего социума.

Хотелось бы чаще привлекать к профилактической работе сотрудников полиции, инспектора КДН, врача, психолога.

Эффективность воспитательно-профилактической работы в классе является результатом огромного труда:

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми,

2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5. Слежу за выставлением оценок в дневник.

6. Контролирую занятость трудновоспитуемых детей в свободное время.

7. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

8. Обучаю детей методам самовоспитания.

9. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

10. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

11. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

12. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.

13. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

14. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

15. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

16. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

17. Стараюсь смотреть на вещи глазами подростка. Я считаю, что для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

Важными направлениями своей работы считаю:

- установление доверительных отношений с родителями;

- разъяснение родителям причин негативных проявлений в поведении ребенка : гнев, агрессия, обида, страх и т. д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений;

- формирование у родителей необходимости внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;

- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА нам ПЕДАГОГАМ:

- Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Гете:

Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

Отморожение. Профилактика. Лечение Отморожение (синоним — обморожение) — повреждение тканей организма, обусловленное воздействием холода. Выделяют четыре степени отморожения.

Профилактика гриппа! В сезон простудных заболеваний в детском коллективе возрастает опасность заражения вирусными инфекциями. И педагогам детского сада, и родителям.

Профилактика и коррекция плоскостопия Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Профилактика детских истерик Профилактика истерик Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы.

Профилактика плоскостопия у детей

Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей Профилактика плоскостопия у детей начинается уже с первого года жизни. В этом возрасте она будет заключаться.

Профилактика подросткового суицида Профилактика подросткового суицида. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и.

Профилактика простудных заболеваний. ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Последовательность времен года всегда остается одной и той же. И такими же остаются ежегодно сопутствующие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Профилактика и предупреждение

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

Цель педсовета :

анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе

• определить проблемные направления в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

• определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися, оказавшимися в социально опасном положении и их родителями

Асоциальное поведение

Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений

ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ

1. Уклонение от учебы вследствие:

- неуспеваемости по большинству предметов;

- отставания в интеллектуальном развитии;

- ориентация на другие виды деятельности;

- отсутствие познавательных интересов.

2. Общественно-трудовая активность:

- отказ от общественных поручений;

- пренебрежительное отношение к делам класса;

- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

- пренебрежение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

- употребление спиртных напитков;

- употребление психотропных и токсических веществ;

- тяга к азартным играм; - курение;

- нездоровые сексуальные проявления.

4.Негативизм в оценке явлений действительности
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

- прогулы, пропуски занятий;

- недисциплинированность на уроках;

- избиение слабых, младших;

- жестокое отношение к животным;

- нарушение общественного порядка;

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

• Стремление привлечь к себе внимание

• Стремление к самоутверждению

Рост подростковой преступности и снижение потенциала семьи в вопросах воспитания детей в конце 90-х гг. прошлого столетия привел к созданию государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120 от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определил субъектами профилактики более 18 различных министерств, ведомств и учреждений, в том числе те, которые ранее не отвечали за вопросы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Но главное, закон заложил основные принципы и механизмы межведомственного взаимодействия в решении данной проблемы. Тем самым, задача профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних была возведена в степень общегосударственной. Благодаря системному подходу и межведомственному взаимодействию, а так же привлечению общественных организаций и движений, удалось совладать с ситуацией резкого роста подростковой преступности.


Неблагополучная семья - семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются:

1) профилактическая беседа;

2) представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) профилактический учет и контроль;

4) направление в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

5) меры воспитательного воздействия;

6) защитное предписание;

7) административное взыскание;

8) меры, принимаемые по приговору суда.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних определяются с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими правонарушений.

1.План работы по профилактике.

2.План совместной работы с ОДН.

4.План работы с детьми, состоящими на учете в ОДН.

5.План работы Совета по профилактике.

Методы раннего выявления детей

группы риска

Изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде.

- изучение школьной документации (анализ журналов классных руководителей и классных журналов, анализ паспортов здоровья, анализ учета посещаемости, фиксированных нарушений дисциплины)

-запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних.

- беседа с учителями, учащимися, родителями, соседями , опрос мнений

-наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье (анализ карты наблюдений, анализ психолого-педагогических карт учащихся и социально-психологических карт характеристики семьи).

-методы педагогической диагностики ( анализ уровня воспитанностипо методике Капустина, социометрические исследования , методики изучения сформированности классного коллектива (методики Л.В. Байбородовой, Л.М.Фридман); самоуправление в классном коллективе (методика М.И.Рожкова); изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожкова);

-методы самоизучения и самооценки (анкеты, сочинения, тестирования, игры на самопознание)

- психологический диагностический комплекс (диагностика характерологических особенностей личности: Айзенк; изучение акцентуаций характера по Леонгарду, Шмишеку; изучение эмоционального фона: тест Люшера)

Выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности.

Определение уровня обучаемости .

Изучение состояние физического здоровья ребенка.

Установление степени искажений духовных потребностей: в общении, в эмоциональной привязанности, в положительных впечатлениях, в положительной оценке личности, в творческой деятельности.

Изучение основных ценностных ориентиров школьника.

Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.

Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.

Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.

Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

Обучаю детей методам самовоспитания.

Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

Не ставлю на ребенке крест.

Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

Умею смотреть на вещи глазами подростка.

Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Группы выполняют задание.

Бланк – лист

Ранжирование

(На каком месте)

Сформировать потребность к самовоспитанию.

Выявить причины его трудновоспитуемости

Формирование положительных качеств личности

Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения

Поставить психолого-педагогический диагноз

Сформировать положительный стереотип поведения подростка

Изучить личность подростка


Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, так как ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ведь именно вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности ребенка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Существует разработанная система деятельности по раннему выявлению детей группы риска.

Основными направлениями в работе педагогов являются: изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде; выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности; определение уровня обучаемости; изучение состояние физического здоровья ребенка; установление степени искажений духовных потребностей; изучение основных ценностных ориентиров школьник

Итак, задачи определены. И теперь их нужно реализовать на практике.

Рекомендации классным руководителям по повышению уровня воспитанности учащихся:

- Привлекать учащихся к участию в коллективных делах класса, школы.

- Способствовать дальнейшему формированию нравственных представлений и убеждений.

- Формировать у учащихся ответственное отношение к учёбе, бережное отношение к результатам труда человека.

- Развивать у учащихся чувство коллективизма, сплочённости, доброжелательное отношение друг к другу.

- Способствовать усвоению культуры отношений между учащимися.

- Способствовать формированию умения управлять своим поведением, признавать и анализировать свои ошибки, правильно распределять время учёбы и отдыха.

Рекомендации классным руководителям:

1. Активно вовлекать учащихся в деятельность ученического самоуправления. 2. Поддерживать инициативу и самостоятельность учащихся.

3. Формировать ответственность за порученное дело.

4. Помогать в планировании, организации и последующем анализе мероприятий различного направления.

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:

4. Психологу проводить наблюдение на уроках, внеклассных мероприятиях, в семьях для раннего выявления детей девиантного поведения. Проводить анализ психолого- педагогических карт.

5. Медицинскому работнику ежемесячно проводить тематические беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, обновлять информацию в Уголке здоровья.

Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их. Как известно, дети учатся у жизни. Чему? На этот вопрос ответите вы, продолжив предложенные

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям детей и подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, служители религиозных сект.

Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 9-11лет работают специалисты, берут на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимают необходимые меры для формирования здорового образа жизни, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.

В компетенцию образовательного учреждения входят следующие задачи:

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках, вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.

Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.

В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

милосердие, доброта и здоровье;

природа и здоровье;

любовь и здоровье;

здоровье и успешная карьера;

мода и здоровье;

фигура и здоровье;

спорт и здоровье;

компьютерные игры и здоровье;

Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия разовьют активность, формирование жизненных позиций.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.

На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.

Педагогам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу. Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.

8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с сотрудниками органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается либо при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов.

Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию, алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д.

Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика. Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности. Обязательными компонентами информационного блока должны быть:

педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;

заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;

акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.

Семья может быть:

педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния.

Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе. Чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка.

Психолого-педагогическая реабилитация – это восстановление ребенка как субъекта ведущей деятельности и общения в условиях обучения и воспитания.

Социально-педагогическая реабилитация заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, в разрешении конкретных ситуаций, в преодолении обструкции по отношению к ним со стороны сверстников, в коррекции их отношения и поведения, а также в восстановлении их в статусе субъекта учебной деятельности, формирующей отношения ученика с окружающими.

t1621322710aa.jpg

Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение роста случаев преступлений, правонарушений, суицидального поведения, проявлений экстремизма среди обучающихся

Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, либо ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации

Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы)

Повышать самосознание обучающихся через разнообразные формы работы.

Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.

Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.

Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.

Обеспечение внеурочной занятости обучающихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

Организовывать взаимодействие межведомственных структур по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся.

Срок реализации программы

2020-2021 учебный год

-создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

- снижение тенденции роста противоправных деяний,

-сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательных организаций,

- формирование у подростков нравственных качеств

и представлений об общечеловеческих ценностях,

– формирование устойчивых ценностей здорового образа жизни,

- обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими,

- внедрение норм толерантного сознания в социальную практику учащихся, неприятия экстремизма, нетерпимости к любому проявлению жестокости и агрессивности к людям различных национальностей, разных вероисповеданий,

-реализация государственных гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования.

Мероприятиями программы охвачено:

обучающихся, в возрасте 7-18лет – 861 чел.,

родителей – 1279 чел.,

педагогов – 61 чел.

обучающихся, состоящих на внутришкольном учете – __ чел

обучающихся, состоящих на учете ПДН – _____ чел

Охвачено обучающихся индивидуальной профилактической работой по проблемам:

употребления ПАВ – _____ чел.

правонарушений – _____ чел.

преступлений – __0___ чел.

суицидов – __0___ чел.

экстремизма – __0___ чел.

буллинга – __0___ чел.

Охвачено семей индивидуальной профилактической работой – _____ чел.

Кол-во разработанных индивидуальных программ профилактики – _____ чел.

В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число несовершеннолетних (подростков), склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Основная задача, стоящая перед образовательным учреждением – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие. Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального заказа.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

- выявление семей, находящихся в социально опасном положении;

- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении,

- лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Руководители и педагогические работники образовательных учреждений имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями) или иными лицами. Запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).

Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки несовершеннолетних, требуют модернизации форм работы по профилактике асоциального поведения, проектирование и создание системы управления этой работой в школе.

Применение творческих подходов в этой работе, личной заинтересованности в том, чтобы из обучающихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами в работе, учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.

Основные термины

В соответствии с законодательством Российской Федерации в данной работе употребляются следующие понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко 6 обращаются с ними.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных д

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Асоциальное поведение несовершеннолетних (подростков) может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у несовершеннолетних (подростков), влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведении в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

Делинквентное поведение — антиобщественное, противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках (в действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

2. Актуальность программы

Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних для современной России связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в систематизированной педагогической поддержке и помощи. Для таких подростков могут быть характерными ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности, неприязни по отношению к взрослым, нормам и правилам поведения в обществе, моральным устоям общества, потеря веры в справедливость окружающего мира, замещение духовных ценностей материальными, желание выразить себя через нарушение принятых норм поведения или противоправные действия. Среди причин описываемого явления можно назвать ненадлежащее исполнение взрослыми своих родительских обязанностей, нарушение прав ребенка, невнимательное и равнодушное отношение к детям как дома, так и в образовательном учреждении, психологический климат в школе, неспособность части населения приспособиться к динамически меняющимся условиям жизни, постоянная занятость родителей, мешающая им проводить необходимое количество времени с детьми, низкий уровень жизни семьи, не позволяющий должным образом обеспечить досуг обучающихся. Последствиями безнадзорности может становиться увеличение числа правонарушений несовершеннолетними, девиантное поведение, дезадаптация подростков в социальной среде, вредные привычки, включая табакокурение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. Перед образовательными учреждениями встает задача организации эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказанию поддержки в развитии личности и формировании социально приемлемого поведения подростка, помощи в социализации личности.

Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, происходящими в нашем обществе. Она является неотъемлемой частью программы развития нашей школы и продолжением целенаправленной воспитательной работы с обучающимися. Данная программа предполагает создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на основе координации действий всех заинтересованных организаций при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: - активизация работы по профилактике асоциального поведения и различных форм зависимостей среди детей и подростков.

- выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности

детей и подростков, совершению ими преступлений, правонарушений,

- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

-осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или

- формировать потребность ведения здорового образа жизни;

- обеспечить педагогов новыми подходами и технологиями в вопросах

организации профилактической работы с детьми и подростками.

Направления работы:

- профилактика вредных привычек;

- пропаганда здорового образа жизни;

- профилактика употребления психоактивных веществ;

- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;

- работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, органами

Читайте также: