Профессиональный стандарт преподаватель высшей школы
Обновлено: 04.07.2024
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказом №832-н от 26.12.2019 г. (рег. №58533 от 1.06.2020 г.) признало утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Проект приказа об отмене профстандарта был подготовлен Минтруда России еще в декабре 2019 г. Минобрнауки России поддержало отмену профессионального стандарта, поскольку документ нуждается в серьёзных изменениях. К числу необходимых для пересмотра слабых мест стандарта относится ограничение доступа в вузы руководителей и специалистов организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемых программ.
Дело в том, что в соответствии с требованиями стандарта к работе, например, с магистрантами в вузе, можно было привлечь только "остепененного" специалиста, то есть того, кто не "ниже" доцента. Таким образом, высококвалифицированные специалисты с огромным опытом в той или иной профессиональной сфере, но без степени, могли рассчитывать только на должность ассистента преподавателя с соответствующей оплатой труда. Ясно, что опытные "практики" не спешили в вузы, а студенты, в итоге, не получали важнейших знаний из реальной профессиональной жизни.
Стандарт отменен без одновременного ввода замещающего документа. Дата утверждения нового профстандарта пока неизвестна.
Вместе с тем, отмена профстандарта может повлечь ряд изменений:
- при оценивании экспертами РОН квалификации педагогических работников ОО и руководителей и (или) работников иных организаций, осуществляющих трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, в рамках процедуры государственной аккредитации,
Квалификационные требования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации к должностям профессорско-преподавательского состава
Также выдвигалось требование и к стажу работы:
— ассистент — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
— преподаватель — стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
старший преподаватель — стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.
— доцент — ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).
— профессор — ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.
Также обратите внимание, что согласно п. 7.1.5 Приказа Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 653 “О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования”:
Квалификационные требования профстандарта к должностям профессорско-преподавательского состава
В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) — высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и [опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет/опыт профессиональной деятельности, соответствующий специальности ординатуры, как правило, не менее трех лет — для преподавания по программам ординатуры/опыт работы в образовательных организациях ВО не менее десяти лет — для общего руководства реализацией ООП ассистентуры-стажировки], опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.
Чтобы занять должность доцента (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученого звания], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Занимающему должность старшего преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо подтвердить следующие квалификационные требования: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Занимающему должность преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо выполнить следующие требования к квалификации: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж работы в образовательной организации не менее одного года/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Занимающему должность ассистента (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/без предъявления требований к стажу работы], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Для занятия должности доцента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо соответствовать следующим требования к квалификации: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
Для того, чтобы соответствовать требованиям к должности старшего преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо иметь высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
К должности преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
К должности ассистента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование — бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.
Нормативные положения профессионального стандарта для ППС
Квалификационные требования к работникам могут содержаться в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах, федеральных законах и в иных нормативных правовых актах.
В соответствии с частью первой статьи 195.3 Трудового Кодекса, если Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
При применении части первой статьи 195.3 Кодекса под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований, указанных в профессиональном стандарте, работодателями применяются данные нормативные правовые акты.
Кроме того, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.
В остальных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.
Кроме квалификационных требований профессиональный стандарт перечисляет трудовые функции (трудовые действия, необходимые знания, умения и иные характеристики) в пунктах 3.8.1, 3.8.2, 3.8.3, 3.8.4.
Таким образом, профессиональный стандарт содержит информацию о современных требованиях к квалификации работников и может применяться работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе, при приеме на работу, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.
Работник, осуществляющий трудовые функции, предусмотренные уровнем квалификации 8, вправе осуществлять трудовые функции нижестоящих уровней квалификации. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры — стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.
Кроме обобщенных трудовых функций должностные обязанности педагогических работников в зависимости от специфики деятельности организации могут разрабатываться на основе трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций данного или других профессиональных стандартов. Это правило относится ко всем случаям, когда квалификация педагогических работников соответствует или превышает требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения той или иной обобщенной трудовой функции, трудовой функции и трудовых действий, ее составляющих. Например, не только профессор, но и иные работники, занимающие должности профессорско-преподавательского состава, могут преподавать по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры- стажировки и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, если они соответствуют требованиям к квалификации, необходимой для выполнения соответствующей обобщенной трудовой функции.
Ограничения для преподавателей
Также обратите внимание, что на должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Если преподаватель преподает не по специальности диплома
Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 196 Кодекса необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Значимыми факторами в данном случае являются имеющиеся уровень и направленность (профиль) образования, опыт работы.
Я поступаю в магистратуру — на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. … Я физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук — у меня нет базового образования. … Я не одна такая — нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования. Четыре человека учатся сейчас, трое из них — профессора СГУ. … И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году. Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее обречены регалиями, чем мы сами, — тут вступает в силу закон компенсации. … Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана. … Займу, если, конечно, поступлю — говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятёрки редкость, и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но я буду стараться, мне не привыкать. … Болонская система в нашей стране даёт очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.
уровень (подуровень) квалификации
Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации
Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся
Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии
Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО
Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам высшего образования (ВО)
Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии
Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)
Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора
Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)
Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации
Организация и проведение изучения требований рынка труда и обучающихся к качеству СПО и (или) дополнительного профессионального образования (ДПО) и (или) профессионального обучения
Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения
Мониторинг и оценка качества реализации преподавателями и мастерами производственного обучения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик
Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП
Разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) ДПП
Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации
Профессиональная поддержка ассистентов и преподавателей, контроль качества проводимых ими учебных занятий
Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) ДПП
Преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП
Профессиональная поддержка специалистов, участвующих в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся по программам ВО и (или) ДПП
Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП
Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП
Преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) по программам подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП
Руководство группой специалистов, участвующих в реализации образовательных программ ВО и (или) ДПП
Руководство подготовкой аспирантов (адъюнктов) по индивидуальному учебному плану
Руководство клинической (лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов
Руководство подготовкой ассистентов-стажеров по индивидуальному учебному плану
Разработка научно-методического обеспечения реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Требования к опыту практической работы
Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Квалификационные требования к педагогическим работникам — это система требований к уровню образования и стажу работы, которые определяют возможность заниматься педагогической деятельностью. По-другому их называют профстандартами.
Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.
Содержание профстандарта для педагогов
Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.
Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:
- Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
- Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
- Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
- Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Квалификационные требования по должностям
Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.
Профстандарт для педагога-психолога
Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.
Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Специалист в области воспитания осуществляет:
- организацию процесса воспитания;
- библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
- реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.
Профстандарт педагога дополнительного образования
В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.
Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
- преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
- обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
- сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
- обеспечения мероприятий по профориентации.
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
- формирование программ;
- составление пособий для учебы.
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.
Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.
- повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
- проверка у сотрудника знаний по охране труда.
При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).
Запреты и ограничения
Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.
- наличие судимости;
- лишение права осуществлять подобную деятельность;
- признание человека недееспособным.
Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.
Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Корпоративное, гражданское право, экспертиза и составление договоров,оформление недвижимости, оформление перепланировок, арбитражное и гражданское судопроизводство, защита интеллектуальной собственности
Профстандарт педагога - перечень требований, характеризующих квалификацию учителя или воспитателя, и позволяющих ему должным образом осуществлять возложенные на него обязанности. Мы рассмотрим содержание упомянутого профстандарта, особенности его внедрения и дальнейшего применения в образовательном учреждении.
Для чего нужен профстандарт учителя?
Эта информация актуальна по состоянию на 2021 год.
Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.
Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.
С вышеуказанным документом можно ознакомиться в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к ней, то вы можете оформить пробый доступ на 2 дня бесплатно.
Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт?
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).
При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
Не могут трудиться в роли педагогов лица:
- лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
- имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
- признанные недееспособными;
- имеющие определенные заболевания.
Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?
Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.
Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога?
Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).
Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?
Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).
Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:
- педагог-психолог (психолог в сфере образования);
- педагог дополнительного образования детей и взрослых;
- педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- специалист в области воспитания;
- мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
- специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.
Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?
При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:
- наименование должности сотрудника;
- перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
- содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.
Где можно скачать профстандарт педагога?
Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.
Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Читайте также: