Профессиональные интересы музыкального руководителя детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Кто такой музыкальный руководитель и в чем заключаются его деятельность в детском саду?

Это педагог, отвечающий за музыкальное воспитание дошкольников. Его работа заключается в организации и проведении занятий и танцевально-игровой деятельности, нацеленных на приобщение детей к музыкальной культуре, развитие у них музыкального и ритмического слуха, голоса, разучивание танцевальных движений. Также специалист устраивает музыкально-литературные вечера, театрализованные, ритмические, музыкально-дидактические, игры. Музыкальный руководитель участвует в организации и проведении спортивных и прочих мероприятий, предусмотренных планом воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Педагог выявляет музыкально одаренных воспитанников и ведет с ними отдельные индивидуальные и групповые занятия. 2-3 раза в год специалист проводит оценку музыкального развития всех детей с использованием различных диагностических методик. Также он по мере необходимости консультирует родителей и работников ДОУ по вопросам детского музыкального развития.

Каким должен быть музыкальный руководитель – критерии оценки компетентности

Специалисту необходимо владеть методиками музыкального обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Также он должен:

  • знать возрастные и индивидуальные особенности личностного развития ребенка;
  • понимать специфику музыкального восприятия и музыкальных возможностей дошкольников;
  • использовать психолого-педагогические методы и приемы формирования у детей художественно-эстетической культуры;
  • применять методы диагностики музыкального развития и воспитания детей на основе индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • профессионально владеть техникой игры на одном или нескольких инструментах;
  • разбираться в музыкальных произведениях детского репертуара – как классических, так и современных;
  • уметь разрабатывать, внедрять, адаптировать программы музыкального воспитания детей в ДОУ;
  • использовать материально-технические возможности ДОУ для реализации передового опыта музыкального воспитания детей;
  • участвовать в модернизации образовательной среды детского сада, в том числе в создании методических пособий, наглядных материалов, разработке дидактических игр и т. д.

Как музыка влияет на психику ребенка?

Музыка оказывает сильное психологическое воздействие на нервную систему – расслабляет, успокаивает или, напротив, возбуждает, будоражит. Она может вызывать у человека различные эмоции – от умиротворения и покоя до агрессии и подавленности. Поэтому очень важно правильно подбирать музыкальный репертуар для детей. Во время активных игр и спортивных мероприятий можно использовать бодрую, громкую, ритмичную музыку. Во второй половине музыкального урока, когда детей нужно успокоить и настроить на другие занятия, перед тихим часом, в конце дня, необходимы более спокойные, тихие и плавные произведения.

Музыкальному руководителю также важно объяснить влияние музыки на психику ребенка родителям. Например, многие мамы и папы включают громкую, агрессивную, возбуждающую музыку дома, берут детей-дошкольников на поп- и рок-концерты. Из-за этого дети становятся гипервозбудимыми, расторможенными, агрессивными, плохо ведут себя как в семье, так и в детском саду.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями воспитанников

Роль музыкального руководителя во взаимодействии с мамами и папами воспитанников не сводится только к объяснению, какую музыку давать слушать детям, а какую нет. Согласно ФГОС ДО, родители и заменяющие их лица являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Поэтому все работники детского сада должны поддерживать их воспитательную деятельность и оказывать им квалифицированную педагогическую помощь.

В связи с этим музыкальный руководитель должен:

  • Вовлекать родителей в процесс воспитания и образования детей, используя разнообразные форматы совместной работы. Можно приглашать мам и пап на лекции, круглые столы по вопросам музыкального воспитания детей, давать групповые и индивидуальные консультации.
  • Организовать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству. Например, мамы и папы воспитанников могут участвовать в организации и проведении музыкальных вечеров – оформлять пригласительные афиши, вести фото- и видеосъемку, придумывать номера, танцевать и петь вместе с детьми. Если планируется какое-то выездное мероприятие, например, посещение концерта классической музыки, свободные в этот день родители могут пойти вместе с группой.
  • Способствовать развитию семейной музыкально-художественной деятельности. Можно давать воспитанникам домашние задания для выполнения вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, например, разучивание песенки по куплетам и записи совместного выступления на видео.

Где можно получить квалификацию музыкального работника в Санкт-Петербурге?

Если у вас уже есть диплом любого среднего профессионального или высшего учебного заведения и навыки игры на музыкальном инструменте, вам не обязательно тратить несколько лет на получение педагогического образования. Вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки на музыкального руководителя в Санкт-Петербурге. Это займет всего несколько месяцев, причем вам не придется ездить на учебу, отпрашиваться с работы и отменять личные дела. Дистанционный* формат позволяет осваивать программу курсов в любое время и в любом месте, где есть доступ в интернет.


Приоритетным направлением моей работы является тема "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях для развития творческих способностей дошкольника". В рамках этой темы использую логоритмические упражнения, дыхательную гимнастику, коммуникативные игры.

Являюсь руководителем театрального кружка для дошкольников "Вдохновение Мельпомены". Считаю, что театральная деятельность в тандеме с музыкой является наиважнейшим фактором, обеспечивающим развитие творческой, креативной личности.

Сама сочиняю стихи и песни, которые становятся основой театральных постановок с моими воспитанниками. Здесь на моей странице вы найдете множество авторских публикаций. В 2017 году вышел мой первый сборник авторской поэзии для детей "Райский сад" , если вам интересно, пишите. Его можно приобрести в бумажном и электронном виде.

Меня привлекают новые технологии и методы работы. С радостью берусь за все творческие проекты. В голове всегда много новых идей, которые немедленно должны превратиться в жизнь.

Осваиваю компьютерные программы, которые помогают в работе, делают интереснее занятия и праздники для детей.

Люблю свою работу за то, что она не даёт мне стоять на месте, требует постоянного развития и дарит творческое вдохновение!


муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 "Родничок" Ярославского муниципального района



Зайтуня Мизитовна Хайрулина

Должность: музыкальный руководитель

Общий стаж: 50 лет

Стаж работы по специальности: 44 года

Образование: высшее

Квалификационная категория: высшая

Курсы повышения квалификации: "Реализация принципа интеграции в соответствии с ФГОС дошкольного образования в процессе развития навыков танцевального движения", ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования"

Профессиональные интересы: музыкальное развитие детей через русский фольклор

Увлечения (хобби): йога-медитация, проведение детских праздников

Если делать что-то, то творчески! Иначе – зачем?

Развитие музыкальности у детей

1. Развивать в детях музыкальность и их музыкальные способности через формирование эмоциональной отзывчивости на музыку в образно-двигательных этюдах, пантомимах, изобразительных действиях через психогимнастику и аутотренинг, русские танцы, хороводы, современные ритмические движения с предметами и без них.

2. Развивать музыкальность через формирование певческих навыков.

3. Развивать музыкальность у детей через формирование сенсорных способностей.

4. Развивать музыкальность через формирование общих интеллектуальных способностей

1. Формировать в детях умение воспринимать музыку и передавать её характер, темп, динамику в музыкально – ритмических движениях, песнях, играх, хороводах, в игре на музыкальных инструментах.

2. Формирование музыкального слуха.

3. Формирование способности к напевному пению.

1. Воспитывать интерес и любовь к музыке через все виды и формы музыкального воспитания: занятия, праздники, развлечения, досуги, конкурсы, индивидуальную работу, работу с родителями.

1.Воспитывать в детях бережное отношение и любовь к своему телу и голосу.

2. Укреплять физическое и духовное здоровье детей через аутотренинги, психогимнастику.

3. Создавать доброжелательную обстановку для пребывания детей в детском саду.

На занятиях используются иллюстрации по репертуару музыкальных произведений: времена года и др. Подобран дидактический материал по всем музыкальным направлениям. Развивающие игры: Музыкальный теремок – для развития звуковысотного слуха, Пиктограммы – развитие эмоциональности и др.

Современная тематика праздников многообразна. Так встреча Нового года принесла много радости и удивления всем участникам праздника. В эти дни чуда ждут и дети, и родители и мы постаралась их не разочаровать. Для праздничного оформления зала было приобретено новое оборудование: высокая, пушистая ёлка, новые игрушки и гирлянды, профессиональное музыкальное оборудование. Все пространство было заполнено волшебством и сказочным светом. На встречу Нового года к ребятам приходили сказочные персонажи, а дети демонстрировали все свои таланты и конечно получали подарки от Деда Мороза.

Любой праздник – это творческий отчет коллектива. Так и в нашем детском саду к праздникам готовится весь дружный коллектив под руководством заведующего детским садом Ванюковой Н.В.

Многие согласятся, что когда в коллективе царит мир, согласие и взаимопонимание, это о многом говорит и этим надо дорожить. Спасибо всем за любовь к своему делу!

Профессиональные интересы: детский шумовой оркестр, речевое музицирование, элементарное музицирование дошкольников.


Возможности музыки как средства образования и развития детей дошкольного возраста многообразны и уникальны. Эффективность организации образовательного процесса в детском саду во многом зависит от профессиональной компетентности музыкального руководителя в области знания содержания и методик музыкального воспитания, владения способами их реализации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

Основной целью моей профессиональной деятельности является создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре в соответствии с ФГОС ДО.

1. Использовать в работе педагогические технологии и методики музыкального воспитания, побуждающие детей к познавательной и творческой активности, позволяющие поддерживать и укреплять детскую потребность в музицировании в любых формах.

2. Развивать элементарные навыков и умения во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах.

Основной принцип моей работы - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями. Этот принцип – отличительная черта современных инновационных технологий.

Результаты (эффективность) использования современных педагогических технологий, включая инновационные, в образовательной деятельности

1) использую на музыкальных занятиях дифференцированный подход (дозирование нагрузки) к каждому ребенку, что является профилактикой физического и эмоционального переутомления детей;

3) в организованной образовательной деятельности регулярно применяю инновационные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей (ритмопластика; логоритмика; дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики);

4) использую в работе подвижные игры на развитие речевого дыхания, охрану голоса и слуха; музыкально-ритмические упражнения на коррекцию осанки;

5) для достижения закаливающего эффекта в теплую сухую погоду провожу на улице все занятия, развлечения и праздники (с использованием выносного оборудования, синтезатора и скрипки).

· в музыкальном зале и групповых помещениях детского сада создана интегративная музыкально-игровая среда (дети в свободной деятельности используют музыкальные инструменты для экспериментов со звуками и в сюжетно-ролевых играх).

· разработана картотека дидактических игр, театрализованных игр, творческих, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, познавательных и развивающих игр.

Реализуя принципы позитивной социализации и сетевого взаимодействия, в ходе проектов, мы, совместно с детьми и их родителями посещаем тематические концерты в театре юного зрителя (ТЮЗ) г.Заречный. Результаты реализованных проектов дети представляют родителям и широкой общественности на концертах в детской музыкальной школе (МКУ ДМШ г.Заречный) и других площадках города.

· активно использую интернет ресурсы при планировании образовательной деятельности по музыкальному развитию детей, занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов на профильных сайтах;

· для занятий с детьми, родительских собраний, выступлений перед коллегами создаю видеоролики и презентации PowerPoint;

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, улучшается качество пения и интонирования, музыкально-ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство индивидуального развития, развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

1. Способствовать становлению и развитию волевых качество, таких, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

1. Обогатилось оснащения музыкальных уголков традиционными и самодельными музыкальными инструментами.

2. Заметно обогатилась развивающая предметно-пространственная среда детского сада в соответствии ФГОС ДО.

В ходе реализации проекта значительно пополнена развивающая предметно-пространственная среда в группах и музыкальном зале детского сада:

1. Разработана и активно используется в практике картотека пальчиковой гимнастики для детей 3-7 лет; музыкально-дидактических игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

2. Приобретены интересные и яркие наглядные материалы (дидактический материалы, иллюстрации, игровые атрибуты, аудио и видеоматериалы, костюмы к развлечениям и праздникам, музыкальные инструменты).

3. В качестве дополнения к основному музыкальному инструменту (фортепиано), в непосредственной образовательной деятельности мною используется скрипка и синтезатор.

5. Приобретены новые музыкальные инструменты (маракасы, металлофоны, треугольники, колокольчики, барабаны, палка дождя, кастаньеты, деревянные ложки, инструменты К.Орфа.

· подготовка и проведение развлечений и праздников (создание сценария, подготовка атрибутов и костюмов, оформление музыкального зала, репетиции взрослых участников);

· мониторинг детского развития (заполнение индивидуальных карт развития детей, участие в административно-групповых совещаниях).

Цель:способствовать повышению компетентности педагогов в организации самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей.

1. повысить уровень компетентности педагогов в области использования игры на детских музыкальных инструментах;

2. способствовать совершенствованию практических навыков мастерства педагогов в игре на детских музыкальных инструментах;

Являюсь экспертом по профилю профессиональной деятельности на уровне Свердловской области в составе специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационных категорий.

Принимаю активное участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах , имею следующие награды:

Читайте также: