Профессиональное обучающееся сообщество в доу

Обновлено: 05.07.2024

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Сегодня в России созданы профессиональные сообщества педагогов дошкольного образования – всероссийские, региональные, городские, на базе отдельных детских садов. Они создают условия для обмена опытом, доступа к методическим ресурсам, демонстрации своих наработок. При этом дальнейшему развитию и совершенствованию системы профессиональных сообществ работников дошкольного образования препятствуют локальное взаимодействие участников в рамках одного сообщества, зачастую поверхностный характер членства участников в сообществе, непроработанность механизмов финансирования и привлечения средств и механизмов интеграции сообществ в единую систему взаимодействия. Целесообразно решить данные проблемы по­средством создания единой ассоциации профессиональных сообществ.

Современное дошкольное образование нуждается в компетентных специалистах, постоянно повышающих свой профессиональный уровень. Одним из условий для достижения этой цели является участие в профессиональных сообществах. В профессиональных сообществах формируются и апробируются новые способы организации педагогического процесса, выдвигаются оригинальные педагогические идеи, вырабатываются подходы по совершенст­вованию деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), а также системы дошкольного образования в целом.

Решение целого ряда проблем современного дошкольного образования тесно связано с формированием инновационной профессиональной среды, активно участвующей
в развитии системы дошкольного образования, включенной в общественную жизнь, аккумулирующей новые идеи и подходы в работе с детьми и родительской общественностью.

Вместе с тем, профессиональное объединение имеет широкие возможности для организации взаимодействия с муниципалитетами, органами исполнительной власти регионов, различными общественными организациями, представителями бизнеса, возможности в привлечении спонсорских средств и организации социального партнерства. Но, пожалуй, наиболее важным результатом деятельности профессиональных сообществ является личностный и профессиональный рост его участником, создание условий для профессионального общения, обмена опытом, формирование базы информационных ресурсов по направлениям профессиональной деятельности, что оказывает непосредственное влияние на повышение качества оказываемых образовательных услуг.

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

профессиональное сообщество, воспитатели, дошкольное образование, педагоги, региональный опыт, дошкольные образовательные организации, обмен опытом, повышение квалификации

Для цитаты

Данилова О.А. Профессиональные сообщества воспитателей в России: опыт создания и развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №10. – С.42–45.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике требуют активизации работы с кадрами, побуждают к поиску новых подходов, форм и методов, мотивирующих развитие креативных способностей педагогов, их профессионального развития.

Методическая помощь должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом.

Практика показала, что одним из важных путей, способным существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства – являются объединения педагогов в различные сообщества, творческие, проблемные группы

Мы разделяем взгляд М.М. Поташника, А.М. Моисеева, Т.Г. Калугиной и других на профессиональное объединение педагогов как на самопроизвольно возникшую или целенаправленно созданную группу педагогов, членов администрации образовательного учреждения, определенным образом оформленную или неоформленную, призванную решать те или иные задачи образовательного учреждения и самих членов объединения.

Такие профессиональные объединения организуются для реализации и развития творческой активности педагогов; совершенствования воспитательно-образовательного процесса и позволяют направлять усилия коллектива дошкольного учреждения на повышение качества образования, создание условий для организации информационного пространства с целью обмена педагогическим опытом.

Управление педагогическими объединениями реализуется по следующим направлениям:

  • определение общих затруднений;
  • формирование проблемного поля группы;
  • актуализация коллективного опыта;
  • создание условий;
  • формирование мотивации к постоянному взаимоанализу;
  • помощь в обосновании опыта;
  • коллективное обсуждение достигнутых результатов;
  • применение имеющегося опыта в новых ситуациях.

При оценке эффективности работы педагогических объединений используются следующие критерии:

эффективность для ребенка:

  • положительная динамика качества образования;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку.

эффективность для педагога:

  • положительный психологический климат в коллективе;
  • повышение квалификации и образовательного уровня педагогов;
  • повышение активности педагогов, заинтересованности, удовлетворенности.

эффективность для родителей:

  • положительная оценка деятельности ДОУ;
  • готовность и желание родителей помогать детскому саду.

В нашем детском саду педагогические объединения делятся на постоянно действующие (в течение года или ряда лет) и временные. Они создаются по инициативе администрации детского сада или педагогов.

Постоянное творческое объединение педагогов – это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для эффективной работы с детьми. Временное – добровольное профессиональное объединение педагогов, созданное для решения конкретной кратковременной творческой проблемы.

В творческую группу объединяются, как правило, несколько педагогов на основе взаимной симпатии, психологической совместимости. Главное, - всех их объединяет стремление глубоко вникнуть в проблему, найти общее правильное решение – ведь каждый понимает, что совместное творческое освоение идет быстрее. Руководителями назначены творчески работающие педагоги, которые ведут за собой, решают организационные вопросы. Таким образом, произошло делегирование полномочий на основе доверия со стороны администрации. Это в свою очередь послужило стимулом к повышению статуса сотрудников.

Каждый член творческой группы сначала самостоятельно изучает опыт, затем все обмениваются мнениями, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого, и чтобы содержание работы было полезно, интересно. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать их более целенаправленными и продуктивными.

В творческой группе общение неформальное, главное внимание уделяется поисковой деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив. Каждое объединение педагогов работает над определенным новшеством, при этом педагоги могут входить в несколько объединений одновременно.

В рамках работы каждого объединения проходят заседания в различных формах: теоретические, практические. Теоретические заседания проводятся на начальном этапе и в том случае, если в периодических изданиях появляется материал по данному направлению. Практические заседания проводятся не менее двух раз в год, с целью разработки практического материала.

Логическим завершением работы творческих групп являются творческие отчеты воспитателей, которые делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике работы, так же участие в конкурсах, форумах, конференциях различного уровня.

Активные формы работы педагогических объедений:

  1. игровые формы: ролевые игры, деловые игры;
  2. поисково-творческие задания: проекты игр, занятий, решение педагогических задач;
  3. социологические опросы: анкетирование, блиц-опрос;
  4. организация открытых занятий и режимных моментов;
  5. конкурсы профессионального мастерства;
  6. коллективно-творческая деятельность,
  7. семинары-практикумы, практикумы, круглые столы, мастер-классы и др.

Мы придерживаемся общепризнанных требований к работе профессиональных объединений: научность, системность, единство теории и практики, целеустремленность, планомерность, творческий характер, конкретность, оперативность, гибкость, мобильность, дифференцированный подход к педагогам.

В соответствии с разной направленностью интересов, уровнем образования, стажем работы в нашем ДОУ сформированы следующие виды педагогических объединений:

  • "Школа педагогического мастерства";
  • "Педагогическая гостиная молодого воспитателя" (функционирует при наличии в ДОУ молодых специалистов);
  • Педагогическая мастерская;
  • Проблемные группы (объединяют педагогов с целью решения конкретной проблемы);
  • Творческие группы (объединяют общей целью – созданием нового педагогического продукта).
  • Творческая лаборатория.

"Школа педагогического мастерства" осуществляет свою деятельность на протяжении ряда лет и работает над единой методической темой "Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи". Разработана и реализуется программа педагогического сопровождения семьи "Детский сад – семья".

В рамках данной программы педагоги организуют клубы по интересам для родителей "На пороге школы", "Первые шаги", "Здоровая семья", которые являются инновационной формой развития родительского и педагогического сообщества. Главным условием является сотрудничество, а средством - активное общение.

"Педагогическая мастерская" - это средство передачи педагогом-мастером концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. Так в рамках работы педагогической мастерской осуществляется подготовка к ежегодной детской познавательной конференции "Мир почемучек" и глубокое изучение метода проектов.

Умение пользоваться проектным методом - это показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методики обучения и развития. Содержание проектной деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практической значимой деятельности.

Наибольшую трудность испытывают молодые педагоги. Если не поддержать их, то они чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, у них возникает нерешительность, волнение. Такой педагог не способен ни на творчество, ни на инновационную деятельность. Чтобы подобного не произошло, в нашем детском саду организована "Педагогическая гостиная молодого воспитателя", где раз в месяц проходят встречи и оказывается методическая и психолого-педагогическая помощь. Данная форма профессионального объединения представлена у нас в двух вариантах: объединение педагогов и индивидуальное наставничество.

Проблемная группа "Мастерская успеха". Состав группы: заведующий, старший воспитатель и педагог-психолог. Основная цель – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата в реализации управленческого проекта "Управление инновационными процессами в ДОУ".

В нашем детском саду действуют творческие и проблемные группы: "Здоровей-ка", "Поиск",, "Флешка", "Художники с пеленок", "Юный патриот", "Развитие", "Тропинка в школу", "Речецветик" и творческая лаборатория "Сайт".

За время существования педагогических объединений в детском саду достигнуты определенные успехи:

  • осуществляется эффективный обмен передовым опытом в педагогическом коллективе;
  • повышается квалификация педагогов;
  • преодолеваются затруднения педагогов в различных областях развития, воспитания, обучения дошкольников, организации образовательного процесса;
  • оказывается практическая педагогическая и психологическая помощь молодым педагогам;
  • предоставляется педагогу возможность для самореализации и развития творческого потенциала.

В заключении, хочется еще раз сказать о том, что создание таких объединений объективно обусловлено, вызвано закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы детского сада.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить образовательное учреждение. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих обучение:

Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • обмен опытом обучения, воспитания;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:

Кадровый анализ педагогов – участников различных профессиональных сообществ убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие педагогов-профессионалов. Свыше 85% активной аудитории портала –педагоги первой и высшей квалификационной категории, методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Участвуя в различных педагогических сообществах, педагог имеет возможность:

  • обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
  • получать самую современную информацию по интересующей теме;
  • иметь доступ к методической базе разработок;
  • общаться с коллегами на различных форумах;
  • получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
  • участвовать в работе профессиональных сообществ;
  • публиковать свои материалы;
  • принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
  • участвовать в профессиональных конкурсах и др.

Коротко о некоторых педагогических сообществах.

Учительский портал. Хорошая база качественных методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. За учебный год автору бесплатно выдаётся только одно подтверждение о публикации.

Социальная сеть работников образования. "Изюминка" проекта - возможность создать очень быстро и просто персональный мини-сайт. Если хочется большего, то на основе расширяемой функциональности групп можно создавать большие образовательные проекты.

Сетевое педагогическое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

Цели участия в педагогических сообществ воспитателей ДОУ Повышение квалификации Получение новых знаний Общение с коллегами Общение с педагогами другой специализации Публикации Участие в конкурсах, фестивалях, проектах и т.д. Взаимодействие с родителями воспитанников

Участие и активная деятельность в сетевых педагогических сообществах – это мощный стимул для творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности, к саморазвитию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сетевой педагогический проект "Ступени профессионализма"


Выступление перед педагогическим сообществом города на августовском совещании

Цель выступления перед городским педагогическим сообществом - распространение педагогического опыта работы с родителями детей с ОВЗ.

Круглый стол "Педагогические сообщества как средство передачи педагогического опыта"

Презентация для проведения круглого стола по теме "Педагогические собщества как средство передачи педагогического опыта".


Транслирование педагогического опыта в педагогическом сообществе

Транслирование педагогического опыта в педагогическом сообществе.


В помощь педагогу (каталог сетевых педагогических сообществ)

Сетевые педагогические сообщества - новая форма новая форма самообразования педагогов.Участие в сетевых профессиональных объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках нашей страны и за ру.

Публикации: международных и всероссийских сетевых педагогических сообществах

Публикации: международных и всероссийских сетевых педагогических сообществах.

Читайте также: