Профессиональная подготовка в доу

Обновлено: 05.07.2024

В современных условиях модернизации образования подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.

Стало необходимым затронуть вопрос о том, что же означает профессиональная подготовка педагога и как повысить уровень профессиональной подготовки в условиях ДОУ.

Профессиональная подготовка педагога- специально организованный процесс профессионализации и результат овладения системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно-ценностного отношения к педагогической культуре.

Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.

Самообразование-это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у человека развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний. Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.

Анализ результатов исследования по изучению способности педагогов ДОУ к саморазвитию показал: 73% педагогов стремятся к саморазвитию и самопознанию; 27%- их развитие зависит от определенных условий.

Руководитель должен так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью. Поэтому становится актуальным оказание психолого-педагогической поддержки педагогу, управление его саморазвитием, обеспечение системы методической работы, направленной на создание целостного образовательного пространства, стимулирующего его развитие.

Методическая работа- важное звено в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров, комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Поделюсь опытом работы по повышению уровня педагогического мастерства в нашем ДОУ.

В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, журналы систематизируются по годам, используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми. Во время работы с методической литературой часто встречаются незнакомые слова и словосочетания. В этих случаях наши педагоги пользуются имеющимися словарями, энциклопедиями, справочниками. Виды справочной литературы весьма разнообразны.

Активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами.

Следующим методом активизации педагогов является проектный метод. Умение пользоваться проектным методом- показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Главное их условие- интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Но сначала интерес должен появиться у воспитателей.

Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в ДОУ. Оптимальный психологический климат- такие социально- психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.

На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияют совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта.

Немаловажный фактор- стимулирование деятельности педагогов. Какой должна быть система стимулирования, чтобы она обладала мотивирующей силой? Анализ показал:

- на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, административное управление, методическая работа;

- чуть выше среднего уровня- материальные и социальные условия.

Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда. Несмотря на то, что у части сотрудников ДОУ материальные стимулы преобладают, использование морально- психологического стимулирования все-таки остается наиболее значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес на собрании коллектива, благодарность с занесением в трудовую книжку и другое.

Подводя итог, еще раз подчеркну, формы самообразования многообразны:

- работа с книгами, периодическими изданиями;

- участие в работе научно- практических семинаров, конференций;

- получение консультаций на кафедрах психологии и педагогики высших учебных заведений;

- работа с банками диагностических и коррекционно- развивающих программ и методик;

- ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят намного быстрее, мастерство и уровень профессиональной квалификации, способность оперативно принять решения, адекватные новой ситуации, умение нацелить коллектив на непрерывное развитие- оцениваются в первую очередь. Над этим приходится постоянно работать.

Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование. Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.

2. Где можно выучиться на воспитателя?

С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.

Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.

3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?

об обучении воспитателей

Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы.

4. Сколько нужно учиться на воспитателя детского сада ?

В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.

В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.

Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.

5. Что нужно сдавать для поступления?

В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.

В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.

Чтобы поступить на программу профессиональной переподготовки, достаточно предъявить паспорт, диплом ссуза или вуза и заключить договор .

6. Обучение на воспитателя: сколько стоит ?

И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии.

Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.

Среднее профессиональное образование стоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных.

Стоимость высшего педобразования в ведущих вузах России начинается от 70 тыс. руб. в год на заочном отделении или от 140 тыс. руб. на очном. В вузах, занимающих более низкие строчки рейтинга, можно обучаться от 25–30 тыс. руб. в год заочно и от 70—80 тыс. очно.

Курсы профессиональной переподготовки платные, минимальная стоимость составляет 4–5 тыс. руб. за 300–340 часов обучения и от 16 тыс. руб. за курсы длительностью от 1000 часов .

7. Что лучше: колледж или вуз?

Обучение на воспитателя

Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей.

Преимущества колледжа:

  • можно поступить после 9 классов и через 4 года уже пойти работать;
  • не нужно сдавать вступительные экзамены и ЕГЭ;
  • в колледже дают прикладные знания, ориентированные на практическое использование, много внимания уделяется практике;
  • на старте заработная плата у выпускника ссуза такая же, как и у выпускника вуза;
  • при желании можно продолжить обучение в вузе.

Преимущества вуза:

8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?

В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:

  • действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  • государственная аккредитация — она дает право выдавать дипломы государственного образца.

9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?

Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.

10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?

Обучение на воспитателя

Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.

11. Где можно работать после окончания учебы?

  • в детских садах, муниципальных и частных;
  • в развивающих и детских досуговых центрах;
  • в центрах предшкольной подготовки.
  • заниматься частной практикой;
  • стать няней или гувернанткой.

Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Скидки от 3% для групп от 3-х человек. Предложение выгодно для корпоративного обучения. Чем больше человек в группе, тем выше процент скидки. Скидка 5% на повторное обучение и для льготных категорий. Ознакомиться с ними можно здесь.

Зачисление, обучение, итоговая работа – дистанционно. Диплом, удостоверение или свидетельство высылаем по почте.

Более чем 5000 учебных пособий и записей уроков - с бессрочным доступом, 5000 вебинаров (и база постоянно пополняется) - доступ на протяжении 90 дней после окончания обучения.

Подготовка будущих специалистов дошкольного образования

Развитие на современном этапе сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Происходит становление новой системы образования, которая ориентируется на мировое образовательное пространство. Социальные, экономические, политические изменения, которые проходят, требуют решения реформирования национальной системы высшего образования, рост интеллектуального и духовного потенциала общества, подготовки нового поколения педагогов, способных реализовать образовательные стандарты, внедрять новые образовательные технологии.

Эффективность работы образовательных учреждений зависит не только от программ обучения и воспитания, но и от личности педагога, от компетентности педагогических кадров, а это прежде всего — представители методических служб всех уровней. Реализация новых концепций дошкольного образования требует от педагога активного и творческого введения идей интерактивного личностно ориентированного воспитания и обучения, способного вносить в свою деятельность прогрессивные идеи, менять уже устаревшие подходы новыми.

Методическая служба ситуации в образовательной системе, является одним из важнейших достижений отечественной педагогической науки и практики

Поскольку подготовка к управленческой деятельности является важной составляющей профессионального педагогического образования, то необходима организация целенаправленной подготовки студентов к этому виду работы. И поэтому, по нашему мнению, за период обучения в педагогическом заведении, студенты должны получать необходимый уровень знаний, умений и навыков, связанных с управленческой деятельностью.


Переходим к раскрытию содержания программы

Содержательный модуль 1: Методическое обеспечение дошкольного образования

Тема 1: Нормативно-правовое регулирование процессом дошкольного образования

Организация методической службы в ДОУ. Требования к личностным качествам воспитателя-методиста ДОУ. Права и обязанности воспитателя-методиста ДОУ. Квалификационные требования к должности воспитателя -методист. Организация методического кабинета как центра методической работы дошкольного учебного заведения. Методический кабинет, его задачи, содержание и наполняемость. Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Проблемы организации методической работы в государственных документах.

Тема 2. Современные аспекты планирования образовательного процесса.

Планирование как одна из важнейших функций управления ДОУ. Реализация планирования ДОУ на основе всестороннего анализа учебно — воспитательного процесса, внедрение передового педагогического опыта, достижений психолого-педагогических наук. Учет аспектов (типа ДОУ, возможностей материально-технической базы дошкольного учреждения, кадрового состава, его профессионального уровня, перспектив коллектива на будущее) при составлении плана работы детского сада. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольных учебных заведениях. Календарно тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в ДОУ.


Содержательный модуль 2: Контрольно-аналитическая деятельность в ДОУ

Тема 3. Планирование работы руководителя и методиста ДОУ.

Управленческая деятельность и планирование как необходимое условие осуществления воспитания, образования, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Помесячное планирование. Задача для воспитателей, воспитателя-методиста, руководителя ДОУ. Организация работы ДОУ в летний оздоровительный период.

Тема 4. Контролирующая функция методиста ДОУ.

Виды контроля в ДОУ. Общие правила контроля. Методы ознакомления с работой воспитателей. Внутренний контроль. Классификация организационных форм управления образовательным процессом. Алгоритм контроля за учебно-воспитательным процессом. Основные задачи внутреннего контроля. План-сетка внутреннего контроля в месяц.

Содержательный модуль 3: Методическая, научная, исследовательская работа в ДОУ

Тема 5. Методическая работа с педагогами.

Методическая работа как одна из основных составляющих разносторонней деятельности методиста ДОУ. Цель и задачи методической службы в ДОУ. Функции диагностического сопровождения методической работы. Формы методической работы — массовые, групповые и индивидуальные. Интерактивные формы методической работы.

Тема 6. Педагогический совет в дошкольном учебном заведении: технология разработки и подготовки.

Нормативно-правовая база. Педагогический совет как метод и форма управления. Педагогический совет постоянно действующий орган управления. Порядок создания. Состав. Полномочия. Председатель, секретарь. Ведение протокола педсовета. Планирование работы педсовета. Виды педсоветов. Технология подготовки заседаний. Формы проведения заседаний педсовета. Требования к проведению педсоветов. Решение педсоветов.


Тема 7. Педагогический совет в дошкольном учебном заведении: технология проведения.

Функции педсовета. Циклограмма педагогического совета. Алгоритм подготовки и проведения. Проведение педагогического совета. Подготовка и проведение нетрадиционных педсоветов. Заседание педагогического совета Алгоритм заседания педсовета. Правила составления аналитического доклада. Требования к выступлениям. Итоги заседания педагогического совета. Оформление протокола педагогического совета. Контроль за выполнением решений педагогического совета. Анализ эффективности работы педагогического совета.

Тема 8. Создание, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта

Улучшение работы методической службы в ДОУ как одна из основных задач. Создание системы изучения и внедрения достижений науки и передового опыта в практику учебно-воспитательного процесса. Критерии оценки передового педагогического опыта. Уровне передового педагогического опыта. Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта. Алгоритм обобщения опыта. Этапы внедрения опыта. Способы пропаганды и распространения ППД.

Тема 9: Инновационная научно-методическая работа в ДОУ.

Структура, задачи, содержание и формы научно-методической работы в ДОУ. Научно-методическая работа — связующее звено между государственной системой образования, психолого-педагогической натворю, передовым педагогическим опытом, деятельностью коллектива ДОУ. Работа над единой научно-методической темой. Внедрение в практику работы ДОУ инновационной технологии. Влияние управленческой модели профессиональной компетентности методиста результатов инновационной деятельности

Тема 10: Новые формы получения дошкольного образования.

Нормативно-правовое обеспечение новых форм дошкольного образования. Модернизация дошкольного образования на современном этапе. Вариативность получения дошкольного образования. Организационно-педагогические предпосылки обеспечения детей качественной дошкольным образованием. Центры развития ребенка. Группы в ДОУ: родственные, прогулочные, кратковременного пребывания. Режим прогулочной группы. Нормативное обеспечение прогулочной группы. Обеспечение дошкольного образования домашним педагогом.


Следует отметить, что в основу обучения положен деятельностный и личностно ориентированный подходы. Это требует особого внимания к практической направленности обучения. Целью практической составляющей является привлечение студентов к углубленной деятельности в процессе рассмотрения различных педагогических проблем, стимулирования к осуществлению анализа, оценки уровня профессионализма.

Такое содержание обучения способствует осознанию студентами стиля и мотивации профессиональной деятельности будущих методистов, а правильно подобранные формы и методы работы активизируют личность будущих педагогов, способствуют формированию их индивидуального стиля. Именно поэтому следует учить студентов исследовать содержание и структуру деятельности методиста, классифицировать функциональные обязанности, находить пути совершенствования его работы.

Подытоживая вышеизложенное, отмечаем, что среди условий подготовки студентов к организации методической работы, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность являются: педагогическая (теоретическая и практическая подготовки студентов к самостоятельной реализации разнообразия методических форм в ДОУ) сочетание учебной, научной и практической деятельности студентов, внедрение интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза.

Читайте также: