Проблемы введения инноваций в школе

Обновлено: 05.07.2024

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития образования России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива школы на 2003-2007 годы стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.

ВложениеРазмер
innovatsionnaya_deyatelnost_ou.doc 110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность ОУ: проблемы, достижения, перспективы.

Зубова Наталья Олеговна, зам.директора по УВР и НМР ОУ №321

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития образования России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива школы на 2003-2007 годы стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.

Успех практической реализации инновационных процессов в большей степени зависит от уровня готовности учителя к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе. В этой связи на этапе становления представляется важным переосмыслить и обновить структуру, содержание, формы и методы повышения квалификации учителей в системе непрерывного последипломного образования. В школе разработаны программы совершенствования системы методической деятельности педагогов и профессионального развития молодых педагогов. Построение мероприятий происходит на основе структурно-уровневого подхода (профессиональный базовый уровень - уровень молодого специалиста, профессиональный продвинутый уровень - уровень профессионально-адаптированного учителя. профессионально-повышенный уровень - уровень учителя-методиста, учителя-экспериментатора, профессионально-высокий уровень - уровень учителя-инноватора, учителя-исследователя и учителя-руководителя), что подразумевает дифференциацию обучения в соответствии с уровнем профессиональной компетентности учителя. И тут важно выделить работу с молодыми учителями, работу с учителями, сопротивляющимися внедрению всего нового. Например, программа развития профессиональной компетентности молодых педагогов включает:

  1. Руководство педагогической практикой студентов, наставничество
  1. Организацию диагностических исследований
  2. Теоретические, практические, тренинговые занятия
  3. Работу клуба молодого учителя
  1. Проведение ежегодной Недели молодого учителя в школе, в план проведения которой обязательно входят разные мероприятия (открытые уроки и внеклассные воспитательные мероприятия, выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми учителями, смотр кабинетов, "Круглый стол" с администрацией и другими специалистами, интегративные занятия молодых и опытных коллег и т.д.)
  2. Организацию и проведение годового практикума
  3. Разработку индивидуальной программы профессионального роста молодого учителя и т.д.

Основным результатом данной программы становится обеспечение личностной, социальной, профессиональной поддержки молодых учителей.

Папки - портфолио всех педагогов требуют значительного места в кабинете заместителя директора и не могут быть рационально использованы в работе. Поэтому, в рамках работы над проектом, был создан отчетный документ - портфолио деятельности педагога, методического объединения, описывающий полученные результаты за каждый учебный год. Приведем пример портфолио члена МО.

I. ПОРТФОЛИО ЧЛЕНА МО ………… (…………………уч.год)

1. Общие сведения

знаки отличия, грамоты, благодарности, курсы повышения квалификации за данный учебный год (указать место прохождения, в т.ч.школьные семинары, год, тему); перспективные курсы повышения квалификации (указать тематику, место прохождения, цель), повышение квалификационной категории (дата присвоения, номер приказа)

Внедрение в образование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) подразумевает определенную реорганизацию процессов обучения и воспитания, включение в них новых элементов и инновационных технологий. Однако на практике реализация нововведений сталкивается с рядом проблем.

Изменения в образовательном процессе

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

Однако оказывается, что внедрить их не так-то просто по ряду причин. Основные проблемы можно сформулировать следующим образом:

  1. Недостаточная методическая проработка инноваций.
  2. Необходимость переподготовки и мотивации кадров.
  3. Низкая мотивация учащихся и родителей.
  4. Отсутствие нужного материального и технического оснащения образовательных учреждений.

Недостаточная методическая разработанность инноваций

Принятие новых ФГОС поставило перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Их реализация требует новых методических разработок. Поскольку инновационные технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что недостаточном уровне. Никто из авторов педагогических пособий не может гарантировать успешность своего проекта. То есть проблема внедрения инновации возникает ещё на этапе её разработки.

Поэтому у многих преподавателей возникает проблема отсутствия методической литературы, соответствующей ФГОС, и чёткого руководства по использованию той или иной технологии. Это приводит и к следующей проблеме – применению устаревших традиционных дидактических технологий.

Необходимость переподготовки и мотивации кадров

Поэтому встаёт вопрос повышения квалификации, переподготовки кадров, обучения их навыками работы с техникой и интернетом. Более того, должна происходить переориентация преподавателей на новые теоретические и практические основы, мотивирование к использованию педагогических инноваций в изменчивых условиях современности. Однако иногда администрация школы в целом остаётся приверженной старой системе или уделяет недостаточно внимания обновлениям.

Низкая мотивация учащихся и родителей

В целом дети открыты к новым методам и приёмам обучения. Однако необходимость самостоятельного целеполагания, поиска информации, проектной деятельности, анализа полученных знаний и опыта вызывают затруднения у школьников. Старшеклассники могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы они обучались по классической системе.

Отмечается и неподготовленность родителей к новым методам обучения, отсутствие осознания важности и неизбежности перехода к инновационным технологиям. Это объясняется недостаточной информированностью в образовательной сфере и консервативностью взглядов.

Отсутствие надлежащего материального и технического оснащения образовательных учреждений

Одним из факторов, способствующих успешному осуществлению ФГОС, является высокая оснащенность техническим оборудованием. Помимо компьютеров, мультимедийных досок, программ, коммуникационных каналов, желательно наличие службы поддержки, обеспечивающих их исправное функционирование. На данный момент отмечается, что материальная и техническая база многих школ и лицеев не соответствует ФГОС. Например, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, каждый ученик должен сидеть за своей партой, которая соответствует его росту. Кроме современной техники, аппаратуры для проведения физических, химических опытов и лабораторных исследований, требуется современная учебная литература. Однако средств, которые выделяются на приобретение оборудования, парт и книг, недостаточно для полноценного обеспечения качественного образовательного процесса.

Несмотря на существующие препятствия, несмотря на то, что ученик в центре образовательного процесса и это правильно, нельзя недооценивать важность личности учителя и его собственное желание развиваться. Именно от него во многом зависит, вырастет ли его ученик с неутолимой жаждой познания и сможет ли найти свой путь в жизни. Поэтому активные и изобретательные учителя взращивают талантливых и целеустремленных детей.

С какими бы проблемами не сталкивался учитель при попытке перестроить урок, важно помнить, что внедрение новшеств в любой сфере так или иначе сталкиваются с рядом проблем на стадии апробации. Главное — не останавливаться, ведь благоприятные перемены происходят уже сегодня в отдельно взятых классах сотен тысяч школ.

Участвуйте в олимпиадах и конкурсах Страны и получайте печатные дипломы, грамоты и ценные призы!

Гост

ГОСТ

Сущность инноваций в системе обучения

Под инновацией понимают что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Исходя из этого, инновация понимается и как средство, и как процесс. Вне зависимости от того в качестве чего применяется инновация (средство или процесс), основным является то, что вводится что-то новое.

Непосредственно в педагогическом процессе инновация применяется для введения новых целей, методов, средств, приемов и технологий обучения и воспитания, а также с целью совершенствования совместной деятельности педагога и детей.

Основная цель инновационной деятельности в системе обучения – подготовка полноценного члена общества, готового продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях.

Сущность инновационной деятельности в обучении заключается в переориентации обучения, во главу образования ставится потенциал личности и его успешное развитие.

В настоящее время образование должно быть направлено на развитие механизма инновационной деятельности, поиска разнообразных творческих и креативных путей решения практических и жизненных задач (ситуаций).

Таким образом, инновационная деятельность в системе обучения направлена на качественное изменение личности ребенка, в сравнении существующими традиционными системами воспитания и обучения.

Достижение цели становится возможным при внедрении в образовательную деятельность инновационных технологий. Инновации внедряются в дидактические и воспитательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях. Они призваны для того, чтобы мотивировать детей на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, творческого подхода к решению практических задач и жизненных ситуаций, максимальное раскрытие природных способностей и врожденных задатков.

Готовые работы на аналогичную тему

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения достигается посредством введения новейших достижений науки и практики в учебную (воспитательную) деятельность.

Значимость инноваций в образовании заключается в том, что благодаря им, можно не только раскрыть потенциал ребенка, но и достичь его нравственного совершенства, способного обеспечить эффективную социализацию и последующую жизнедеятельность в рамках современного социума.

На сегодняшний день инновационная деятельность в системе обучения является одним из приоритетных направлений развития государства и его экономики, науки и техники. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.

Проблемы образования накапливаются во всех его сферах – методологии, технологии и стандартизации. Тем самым подготовка современных членов общества осуществляется в рамках морально устаревшей системы образования.

Выделяют следующие актуальные проблемы существующей системы образования:

  1. Образовательные стандарты и учебные программы не всегда полностью соответствуют интереса и способностям учащихся, а также тем запросам к подрастающему поколению, которые предъявляются к нему со стороны общества.
  2. Значительно различие в темпах развития науки и техники, и их процессу внедрения в учебную деятельность.
  3. Конфликт между сторонниками концепции многостороннего развития и узкой специализации.

Таким образом, указанные проблемы требует пересмотра существующей системы образования, внедрения в нее новых, современных и актуальных технологий обучения. В первую очередь это касается совершенствования системы подготовки педагогических кадров.

Проблемы инноваций в образовании

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения столкнулось с рядом проблем, буквально на первых этапах разработки и внедрения.

Основные проблемы инновационной деятельности в системе обучения:

  1. Невозможность предсказать эффективности внедряемой инновации.
  2. Недостаточная оснащенность образовательного учреждения необходимыми методическими и техническими средствами для реализации внедряемой технологии.
  3. Недостаточная профессиональная подготовка педагога, отсутствие у него практического опыта работы с инновационной технологией.

Однако, несмотря на существующие проблемы, попытки внедрения инновационной деятельности в обучение проводятся постоянно. В настоящее время инновационную деятельность принято классифицировать и подразделять на несколько видов. Каждая из инноваций имеет свои проблемы.

Классификация видов инновационной деятельности и их актуальные проблемы применения в системе обучения:

  • Аналоговая инновация – основана на изменении оценочной шкалы учащихся (1000 бальная шкала). Проблема введения данной инновации заключается в том, что по итогу обучения учащимся выдают аттестаты, в которых согласно законодательству должны стоят оценки, установленные государственным стандартам по пятибалльной шкале.
  • Комбинированная инновация – объединяет между собой несколько образовательных блоков, которые при объединении выдают совершенно новый подход к обучению. Проблема внедрения заключается в том, что не все общеобразовательные школы имеют необходимую техническую и методическую оснащенность и обеспеченность кадрами, способными данную инновацию реализовать.
  • Ретро инновация – внедрение в процесс образования исторических подходов. Чаще всего организуются на базе лицеев и гимназий, так как они обладают всеми необходимыми ресурсами.
  • Сущностная инновация – внедрение в процесс обучения инноваций, которые ранее не использовались и являются тестовыми. Проблема внедрения такой инновации состоит в том, что невозможность дать гарантированной ответ на то, будет ли она эффективна в обучении.

Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обученности, современной молодежи.

Происходящие модификации в социуме, развитие и современные технологии в науке и образовании, в кругу преподавательской деятельности выдвигают актуальные задачи о совершенствовании образовательной системы. Одним из способов постоянного усовершенствования данной сферы деятельности являются нововведения, представляющие собой применение в педагогическом процессе разнообразных новшеств. Они применяются в содержании обучения, способах, видах и образовании процесса обучения, преподавания и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений.

В данном докладе рассматриваются актуальные вопросы теории и практики управления инновационными изменениями в образовании, предлагаются научно-методические материалы, которые могут быть использованы руководителями образовательных учреждений.

Проблематика исследования заключается в том, что инновационные процессы (т. е. процессы разработки и освоения новшеств) как объект управления на практике качественно отличаются от учебно-воспитательных процессов.

Цель исследования – рассмотреть, какие факторы сопутствуют инновационным процессам в образовании, а какие – противодействуют.

1. Инновационные образовательные процессы и факторы их развития

Инновационные образовательные процесс – это нововведения, представляющие собой применение в педагогическом процессе разнообразных новшеств, применяющихся в содержании обучения, способах, видах и образовании процесса обучения, преподавания и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т. д.

Учащиеся не довольствуются одной системой знаний. В течение жизни они меняют траектории обучения, совершают несколько переходов в различные, возможно, не связанные между собой образовательные области.

Закрепляется норма lifelong learning: обучение воспринимается как непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Разные виды деятельности, ранее как будто жестко закрепленные за обучением/образованием и работой, больше не отделены друг от друга. Часто по своим смыслам они оказываются тождественны.

И группа, и индивид воспринимаются как обучающиеся системы. Повышенное внимание к управлению знаниями (knowledge management) подчеркивает необходимость теории, которая объясняет связь между индивидуальным и коллективным обучением.

Идеи о том, что все люди разные и учить всех надо по-разному, существуют веками. С развитием цифровых технологий обеспечение учебного процесса разного типа контентом стало возможным. Как минимум потому, что одно и то же содержание может подаваться через разные медиумы: посредством видео- и аудиконтента, VR- и AR-объектов.

Инновации появляются в процессе решения главных проблем новейшими способами и средствами.

В Советском Союзе вели аналогичную работу. Новации в области педагогики внедрялись выборочно, приветствовалась и поощрялась передача преподавательского навыка.

Таким образом, процесс укоренения инноваций — это направленный, обоснованный, осмысленный процесс по зарождению, усвоению, использованию и увеличению новейших, современных концепций, действующих и приспособленных к конкретным требованиям и подходящих к определенным условиям.

Этот процесс предусматривает качественное совершенствование концепции и стимулирует его участников к изменению их точки зрения в определенном вопросе. Инновационные образовательные процессы включают в себя 2 важнейшие педагогические проблемы [1]:

проблема исследования педагогического опыта;

проблема воплощения в реальность достижений педагогики.

Конечный итог инновационных разработок в образовании – это пользование новшествами в теории и на практике. При этом инновация в образовании предусматривает введение дополнений в цели образования: создание нового содержания, эффективных методов, форм, организации обучения и воспитания; распространение педагогического умения; внедрение новейших технологий управления школой как экспериментальной площадкой.

Если собственное обновленное образовательное направление предполагает изменение образовательного и воспитательного процессов, которые являются последовательными и систематичными, а, следовательно, затрагивают задачи, содержимое, способы, приемы и иные части преподавательской деятельности, то выделяют 2 группы факторов:

• объективные — создание условий, поддерживающих развитие инноваций и предусматривающих их использование;

• субъективные - готовность субъекта инновационного процесса к данной деятельности.

Субъектами инновационных процессов являются: ученые-педагоги, учителя и остальные работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную специфику.

Высокотехнологичная направленность является частью коллективной преподавательской деятельности. Но нужно также учитывать субъективную и объективную сторону существующего процесса. Здесь объектом будут считаться иные аспекты деятельности, которые развивались ранее и сегодня время несут репродуктивные черты, а методы и способы этой деятельности для педагогов-новаторов стали носить проблемный характер [3].

Что дает стимул инновационной направленности педагогической деятельности?

На практике можно выделить следующие пути внесения нового в школы:

развитие своего опыта;

использование опыта, созданного другими;

изучение научных разработок;

метод пробы и ошибок;

Идея от самого своего зарождения до своего воплощения на практике проходит через несколько этапов:

обоснованное предложение о способах решения образовательно-воспитательной задачи;

развернутое использование методики;

На данном этапе процесс не заканчивается. Развитие новшеств происходит постоянно, пока не найдется более простой и эффективный подход к решению проблемы. Для укоренения новых форм и методов работы требуется подготовка учителей к работе в новых условиях, методическое и технологическое обеспечение.

Применение новых технологий в разных ситуациях напрямую подчиняется уровню педагогической работы в школе. Для этого необходимо адаптировать новшество к определенным условиям. Больших усилий требует введение новшеств, касающихся отношений между людьми, а также системы руководства наукой и образованием. У идей с незначительными обновлениями шансов быстро и эффективно внедриться в педагогический процесс намного больше. Следует также сказать, что успех введения инноваций зависит напрямую от проверенного опыта [2]

2. Проблемы внедрения инноваций в образовательные процессы

Со стороны может показаться, что дигитализация образования и отдельных обучающих практик есть глубоко положительное явление. И действительно, в умелых руках названные инструменты работают великолепно. Остается только эти руки научить не бояться цифры, прокачаться в философии образования, обрести веру в способность учащихся брать ответственность за свое развитие.

проектная и исследовательская деятельность;

Правда, на практике внедрить их не так-то просто по ряду причин:

1. Недостаточная методическая проработка инноваций – нет практики применения, например, интерактивных досок, образовательных приложений.

Принятие новых ФГОС поставило перед образовательными учреждениями новые цели и задачи. Их реализация требует новых методических разработок. Поскольку инновационные технологии находятся на начальном этапе внедрения, методическая база разработана на пока что недостаточном уровне.

2. Необходимость переподготовки и мотивации кадров – многие преподаватели продолжают пользоваться обычными досками для записей вместо интерактивных, в лучшем случае используя их в качестве полотна для проектора и показа презентаций.

3. Отсутствие нужного материального и технического оснащения образовательных учреждений – многие школы банально не могут позволить себе использовать, например, компьютеры для учёбы.

Где ребёнка смогут подготовить по всем компонентам, например, английского языка лучше — в языковом лицее, где уже имеются видеоматериалы и возможности удалённого общения с иностранцами в целях практики навыков говорения, или в сельской школе, где каждый год меняется учитель — недавно закончившая институт молодая женщина, ужасающаяся тому, что к девятому классу единицы способны прочитать английский текст и понять его?

4. Спорное отношение к инновациям у родителей учеников. Они негативно относятся к использованию на уроках, например, планшетов, ноутбуков, с трудом принимают новые учебники. Кроме того, такой подход они считают упрощением знаний, передаваемых ученикам.

Старшеклассники могут со скепсисом воспринимать нововведения, особенно если предыдущие годы они обучались по классической системе.

По мнению Н. М. Розиной, в нашей стране понятие "образование" потеряло свою цену. Аргументом будет то, что на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается свыше 3000 высших учебных заведений (а также их филиалы) — и каждый из них дипломы идентичного образца. Обществом был утерян ориентир понятия – образованный человек и что такое человек, получивший хорошее образование [3].

На сегодняшний день в обществе по отношению к системе образования сложилась довольно непростая ситуация. По большому счету, мы наблюдаем два конфликтующих лагеря: в одном "реформаторы" (или модернизаторы, а в другом — так называемые "консерваторы".

Хочется отметить, что решения о будущем системы образования затрагивают большинство интересов общества и тем самым влияют на судьбу страны. В связи с этим каждое новое предложение должно непосредственно проходить тщательную экспертизу и гласно обсуждаться научно-педагогическим сообществом.

Модернизация образования — это государственная программа, в рамках которой сначала разрабатывается, а затем реализуется план мероприятий. Среди них можно выделить те, которые относятся исключительно к средне общеобразовательной школе:

введение на старшей ступени направленного профиля;

совершенствование механизмов контроля за образованием и его качеством;

разработка и принятие стандартов общего образования, а также разгрузка содержания образования.

Проблема содержательности образования сейчас является актуальной, как никогда. В период развития мировой экономики, успех которой определяла немногочисленная элита, подошел к концу. Поэтому уровень развитости страны напрямую зависит не только от уровня и разносторонности образования основной массы населения, но и от качества подготовки специалистов в средней и высшей школе профессионального обучения. Обновлять содержание образования с пользой можно только опираясь на его фундаментальность и с использованием межпредметных связей. Это означает, что следует понимать современный уровень развития той или иной науки в целом, а также специфику ее отдельных отраслей.

Российская система образования, на современном этапе, претерпевает колоссальные изменения, которые являются причиной инновационных процессов в образовательных учреждениях. Основная характеристика образовательной ситуации на сегодняшний день, состоит в поиске путей изменения системы образования. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов.

Множество новейших преобразований, которые ведутся сегодня в образовательных учреждениях, требуют специального научно-методического снабжения. Введение новизны в образование требует от педагогов и от руководителей знания тенденции инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологиями целеполагания и проектирования, диагностирования; умение анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль. Каждый коллектив педагогов имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен возложить на себя некоторые обязательства по подготовке и организации нововведения.

Анализ ситуации касательно деятельности любого образовательного учреждения, который работает инновационном режиме, выявил список проблем: недостаточность научного обеспечения инновационных процессов, а также нормативно-правового обеспечения данной деятельности, которое способствовало бы увеличению списка возможностей для творческого поиска; отсутствие целостности и системности внедряемых педагогических инноваций; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в считанные часы. Для этого понадобится подготовка и переподготовка педагогов, которые будут способны грамотно осуществлять подобную деятельность [2].

Заключение

Обновление технологий и методов обучения для современного образования не является панацеей. Поставить во все классы компьютеры, интерактивные доски и закупить подписку на модные онлайн-образовательные проекты не значит обеспечить стопроцентный рост качества образования.

На основе анализа исследований в области инноваций был определен следующий механизм работы по подготовке [1]:

Сформировать потребность и отношение преподавателей в такой деятельности.

Создать благоприятные условия для повышения профессиональной квалификации.

Создать специализирующиеся на инновациях структурные подразделения.

Сформировать систему мониторинга.

Следует также понимать сущность всех компонентов, которые выделяются в подготовке преподавателей и учителей к инновационной деятельности. К ним можно отнести наличие мотивации, которая будет касаться включения в эту деятельность, комплекса уникальных знаний о современных нормативах и требованиях, а также совокупность знаний и способов решения многочисленных задач такой деятельности.

Приведенные выше примеры снова неотделимы от прошлых практик. Люди всегда учились, выписывая ученые книги, путешествуя за известными лекторами, просматривая просветительские передачи. Инновации значительно упростили доступ к информации, сделав его бесплатным/дешевым и доступным почти повсеместно. Благодаря удобным алгоритмам повысилась автономность учащегося от старых образовательных институций, которые тормозят развитие современной системы образования, нацеленной на научение самостоятельно принимать решения, получать информацию, которую можно будет применить на практике, работая как самостоятельно, так и в команде.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Читайте также: