Проблемы социализации в школе

Обновлено: 07.07.2024

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы : семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все - и родители, и школа, и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня - развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности.

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют :

• - природа и родной язык;

• - общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;

• - средства массовой информации, искусство, литература;

• - образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение. Поэтому педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребё нка относят следующие:

• - состояние психического здоровья детей;

• - наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

• - создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

• - обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

• - организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

• - разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

• - построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности.

• Александрова, Е. А., Богачева, Е. А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М. : Сентябрь, 2015. – 208 с.

• Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова - М. : Учитель, 2013. – 75 с.

• Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников - 2014. - №6. - с. 3-11.

• Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] / Методические рекомендации - Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. - Ч. 1. – 272 с.

• Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе - 2014. - №6. - 27-35 с.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Игра как фактор всестороннего развития ребенка, его социализации Игре принадлежит первостепенное место в системе детских видов деятельности. К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным.

Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего.

Познавательно-исследовательская деятельность как фактор развития ребенка-дошкольника Познавательная деятельность детей имеет очень большое значение в жизни каждого ребенка. В детском саду познавательные исследования это,.

Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников Природа как фактор развития познавательных способностей дошкольников. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Семья как фактор, влияющий на развитие личности Семья - это, прежде всего, явление культурно-историческое и социально-психологическое, а не физиологическое. Существует множество различных.

Социализация личности дошкольников путем привития навыков культуры поведения (из опыта работы) Информация об опыте Информация об опыте. Воспитание есть усвоение хороших привычек. Платон Актуальность. С первых дней своего.

Социализация личности. Три составляющие сферы в процессе ее становления. Cоциализация личности происходит с того момента как человек появился на свет и продолжается до конца его жизни. Этот процесс включает в.

Социальное партнерство как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Социальное партнерство, как фактор полноценного развития и образования в ДОУ Один из аспектов воспитания детей - это право ребенка на.

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития диалога Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Известно, что основные виды деятельности это.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу.

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизнедеятельности личности. Общество из постиндустриального превращается в информационное. Современный школьник существует в крайне агрессивной информационной среде [5, с. 28].

По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [5, с. 29].

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

К мегафакторам социализации относят Интернет. Одновременно необходимо воспринимать Интернет как часть средств массовой коммуникации [8, с. 40]. Если рассматривать информационные потоки, в которых существует современный школьник, то оказывается, что основную информацию он получает из средств массовой информации, в первую очередь - телевизора и интернета. При этом существенная часть полученной информации оказывается недостоверной - односторонней, необъективной, неполной, либо искаженной. Использование такой информации в жизни может оказаться просто опасным. Пред школьником стоит полностью взрослая задача оценки и отбора полученной информации на достоверность.

Важной задачей на современный момент стало формирование информационной компетентности школьника, и отдельным направлением в ней выделяется обучение восприятию информации. Главной опорой в противостоянии манипуляции сознанием является системная общекультурная база и ценностное мировоззрение. Но повышение информационной компетентности, в свою очередь, помогает и их формированию.

Информационную компетентность в своих работах рассматривают многие отечественные и зарубежные исследователи. Они указывают, что эта компетентность предполагает владение не только способами работы с персональным компьютером, но и с информацией в целом. Эта способность должна быть достаточной для того, чтобы успешно развиваться и жить в условиях информационного общества [5, с. 30].

Для понимания важности изучения вопроса социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Третьей проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Четвертой проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

Пятой проблемой социализации на сегодняшний день является отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов. Методологические подходы и аспекты построения системы социального образования как составного звена профессиональной подготовки кадров в должной степени пока не разработаны [22, с. 5].

Процесс социализации условно можно представить как совокупность следующих составляющих: трех видов социализации – стихийной, относительно направленной и относительно социально контролируемой – и собственно сознательного самоизменения человека. Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, социальная дифференциация существенно влияют не только на стихийную социализацию, но и относительно социально контролируемую социализацию (воспитание). Наиболее ярко это проявляется в том, что в изменяющемся обществе задачи и содержание воспитания принципиально отличаются от задач воспитания в стабильном обществе.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

В современном образовании основополагающим является системно - деятельностный подход, в рамках которого обучающийся познает действительность, воздействуя на нее в процессе своей деятельности, а с другой стороны среда воздействует на человека. При этом деятельность должна быть активной и социально положительной [8, с. 41].

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Возникает потребность в разработке конструктивных программ и моделей реализации, согласованных на едином понимании действий всех субъектов воспитания при поддержке органов законодательной власти, СМИ и общественных гражданских организаций и движений с целью оздоровления морально-психологической ситуации и обеспечения стабильных условий развития личности школьника.

Важная роль должна отводиться подготовке квалифицированных специалистов, разработкам программ профессиональной подготовки и переподготовки (педагогических кадров).

Ориентации социального воспитания должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности. Проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых образовательное учреждение стремится к обучаемому: создать условия для полноценного развития личности, защитить его, помочь адаптироваться к изменяющему социуму, научить жить в новой социокультурной среде.

Анализ научных исследований и учет специфики функционирования школы говорят о целесообразности выбора системного и личностно-ориентированного подходов воспитания. При этом воспитание понимается нами как содействие становлению конкурентно способного профессионала, личности, стремящейся к самосовершенствованию.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все - и родители, и школа, и властные структуры - сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога.

Именно эти задачи педагог реализует, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

Быт - это домашний образ жизни, материальная и предметно-эстетическая среда, эмоциональные реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на удовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т.д. Иначе говоря, деятельность, общение и быт ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые, педагог осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей.

Воспитывающая деятельность образовательной организации- одно из самых широких, объемных понятий современной жизни. Система воспитательной работы школы направлена на создание условий для всестороннего развития ребенка, воспитание творческой и нравственной культуры, вовлечение родителей во внеклассную работу, поиска новых форм работы классных руководителей.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.


В школе полно проблем, которые пытаются решать не только министры, но и учителя, и родители, и дети. Наш блогер Алексей Калачёв делится своими наблюдениями и предлагает способы, как сделать школу современнее и комфортнее.

Нередко реальную жизнь противопоставляют школе/университету. Мол, там всё по-другому. Чтобы уменьшить этот разрыв, сначала нужно понять, что отделяет образование, прежде всего школьное, от той самой жизни. Итак, поехали.

1. Не даёт необходимую социализацию

В современном обществе необходимые навыки отличаются от тех, которые закладывали более ста лет назад, именно тогда и сформировались базовые подходы к школьному образованию.

Школьников не учат обеспечивать свою безопасность (начиная от подворотни/школьного туалета и до интернета), решать психологические проблемы, строить отношения с другими людьми, выходить из конфликтных ситуаций. Не учат противостоять мошенникам и манипуляторам.

Не учат искать работу, строить карьеру, общаться с коллегами и руководителями. Не дисциплина/послушание же основа такого общения?! Не учат платить коммуналку и заполнять всевозможные формы, работать с документами и договорами (будь то трудовой контракт или договор о покупке жилья — отсюда масса потерь).

2. Отбивает желание учиться

3. Снижает качество обучения

Качество обучения снижается благодаря устаревшим методикам позапрошлого века. Сидеть, слушать, читать, пересказывать-рассказывать, писать-решать в тетрадке — и всё это в XXI веке (точно так же было и в XIX веке — примерно 150 лет назад). Не чувствуете неувязочку?


5 классных YouTube-каналов, которые ведут учителя

Выразительная инфографика, видео, подкасты, тесты и ответы на них, любые книги и аналитика, игры — всё есть в интернете, который многие учителя считают исчадьем ада. Да хорошая онлайн-игра — от стрелялки до стратегии — даст больше полезных в реальной жизни навыков, чем половина учебников, вместе взятых! Школьники знают об этом лучше нас с вами.

4. Не даёт никакой профессии

5. Закладывает ненормальные отношения


Какая школа — такое и общество, но большинство взрослых не хотят жить с постоянным принуждением и в жёсткой иерархической системе.

Что в итоге и что делать

В самой школе не всё так трагично. Поэтому стоит научить детей выбирать полезное в школе и компенсировать недостающее, тем более что скоро лето — есть возможность.

Родителям нужно самим учить тому, чего нет в школе, и деликатно подсказывать. Вести диалог на равных, обосновывать ограничения. Аккуратно предлагать свой выбор на ютьюбе, в телеграме и других каналах. Давать возможность и время на самостоятельное изучение того, что интересно. Создавать необходимость вести домашние дела. Поощрять. Вселять уверенность в своих силах.


Тема социализации школьников, особенно проблемы социализации школьников младших классов, долгое время не находила должного внимания в педагогической науке и практике.

Вчера ребенок ковырялся в песочнице, ел и спал, а переступив порог учебного заведения, он уже становится частью социального общества.

Такая точка зрения казалось нелепой и не требующей научной проработки. Однако, со временем, ситуация изменилась. Психологи постепенно поняли, что старт социальной жизни лежит именно в начальной школе, и тому есть ряд причин.


Начало обучения в школе означает не только старт образовательного процесса. Ребенок становится общественным субъектом, получает обязанности, выполнение которых тесно связано с оценкой его успехов со стороны, именно с этого и начинается социализация школьников. В самом начале обучения, школьник увлечен новым процессом, он начинает осваиваться в окружающей его обстановке, в которой помимо непререкаемого авторитета взрослых, представленных учителем, появляются сверстники. Школьник учится оценивать эффективность своей деятельности, получает первые представления о том, что нужно делать для того, чтобы преуспеть в учебном процессе. Вместе с тем, дети крайне остро реагируют на оценку своих действий со стороны. Частые успехи, сопровождаемые похвалой взрослых, становятся важным средством социализации младших школьников, а слишком острая критика их действий может быть сопряжена с потерей интереса к учебе.

Как видно из всего перечисленного, учебные заведения играют огромную роль в социализации школьников, а недооценка важности этого этапа жизни ребенка может привести к очень серьезным последствиям. По этой причине стоит отдельно рассмотреть средства социализации младших школьников и постараться дать им некую характеристику.


Все средства социализации школьников можно условно разделить на две большие группы. Первая группа: средства, применяемые непосредственно к детям. Ко второй группе относятся те, что применяют к родителям школьников. Обе группы насчитывают десятки приемов, но в рамках этой статьи будут рассмотрены только основные.

При работе с детьми очень важным средством является постоянное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. И дело не сводится к тому, что педагог должен наказывать детей за провинности и требовать выполнения домашних заданий. Учитель должен стать для детей наставником, который укажет правильный путь, сможет эффективно решать проблемы социализации школьников, связанные с попаданием в новый коллектив. Это, пожалуй, один из основных способов, который эффективно воздействует на детей, но требует от преподавателя каждодневной работы и серьезного напряжения сил.

Следующим средством может стать своеобразная диагностика, проводимая преподавателем в своем классе. Изучая личностные характеристики учеников, наиболее яркие черты их характера, позитивные и негативные влияния, оказываемые на ребенка, а по возможности и его социально-бытовые условия, опытный педагог способен предугадать, по какому пути пойдет социализация школьников в будущем. Данный метод требует немалого опыта, психологических знаний и широкого набора сведений, который не всегда доступен педагогу, так что его реализация может быть сопряжена с рядом трудностей.


Организация общественной деятельности детей может стать еще одним важным методом, способным решить многие проблемы социализации школьников. Это позволит снизить усталость от учебы, разнообразя каждодневную рутину, а так же сплотит детский коллектив, заставив вместе выполнять конкретные задачи, как отличников, так и тех, у кого с учебой дела обстоят не так хорошо. Главное условие успешного применения этого метода – заинтересовать детей какой-то деятельностью, помочь преодолеть возникающие конфликты, создавая сплоченный коллектив. Важно дать школьникам понять, что школа это не только скучные занятия и каждодневная рутина. Тут тоже можно найти друзей, интересно и весело проводить время. Неплохим решением может стать празднование дней рождений учеников в классе. Приобщение класса к личному празднику каждого ученика может стать эффективным инструментом решения проблемы социализации школьников.

Как уже говорилось выше, работой с детьми средства социализации не ограничены. Приобщение к этому процессу родителей может дать хорошие результаты. Важно дать понять родителям ребенка, что именно от оценок его действий во многом зависит, по какому пути пойдет социализация их ребенка. Слишком резкая критика и игнорирование успехов школьника может вселить в него отвращение к учебе, которое обязательно скажется в будущем. Слишком мягкое поведение родителей тоже не принесет пользы. Если прощать детям все прегрешения, они потеряют рамки дозволенного, в результате чего осложнится и социализация школьников. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка, поощрение успехов и работа над допущенными ошибками станет серьезной помощью для процесса социализации. Взрослые должны проявлять живой интерес к тому, как именно их ребенок адаптируется в новом для него коллективе. Не стоит обращать все внимание на какой-то один аспект его деятельности, важно соблюсти баланс между успехами в обучении и адаптации школьника в коллективе. Именно от родителей зависит, какое развитие получит социализация школьников, а во многом и вся дальнейшая жизнь ребенка.

Средства социализации младших школьников можно перечислять еще долго, но очевидно, что на родителей ложится огромный груз ответственности за то, по какому пути пойдет развитие их ребенка. Педагоги и психологи выработали ряд советов, часть которых будет приведена здесь, для того, чтобы немного облегчить родителям их задачу.


Поддерживайте положительное отношение к школе. Почти каждый первоклассник, вернувшись после первого учебного дня, считает, что его учительница самая лучшая, самая красивая, самая добрая, ну и так далее. Задача родителей — помочь сохранить это впечатление как можно дольше. Во многом именно от отношения детей к учителю зависит то, каким путем пройдет их обучение и социализация школьников в классе. Нельзя спорить с учителем при ребенке, чтобы ему не пришлось выбирать между вами и педагогом. Тем более нельзя допускать негативных отзывов о его работе.

Социализация школьников — комплексная и очень сложная задача, выполнение которой ложится на плечи педагогов и родителей.

От того, насколько эффективно они смогут взаимодействовать, и обеспечить все необходимые условия зависит, в кого превратятся те малыши, которые переступают порог местной школы.

Читайте также: