Проблемы профориентации в сельской школе

Обновлено: 22.07.2024

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему

ВложениеРазмер
pedproekt_proforientatsiya_2017.docx 35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мыслить о будущем –

действовать в настоящем!

Правильный и вовремя сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Сегодняшние реалии требуют от школы создание системы условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в осознанном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоактуализации в новых экономических и социокультурных условиях.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся . Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта.

Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее).

  • описать организационные условия деятельности команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения;
  • разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее);
  • обеспечить методическое сопровождение педагогических кадров по организации профориентационной работы с учащимися.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.
  • Поиск активных форм и методов формирования профессиональной ориентации
  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме .

Профориентационная деятельность имеет свою специфику в сельской школе Здесь есть свои преимущества и недостатки. Поэтому профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. Проблема выбора перед человеком встает уже в школьном возрасте, и если подростков не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности. В школе необходима единая профориентационная система, разработанная на базе серьезного научно-методического комплекса, которая должна быть построена за счет имеющихся ресурсов, но при этом давать учащимся одинаковую с городской школой профориентационную подготовку. Такая система должна сочетать в себе все основные подходы, — информационный, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий. В этом случае она будет способствовать тому, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, имеющую для них смысл и востребованную в обществе.

Что же конкретно делается в школе по профориентации учащихся?

Технологическая карта проведения профориентационной работы

1.Знакомство с миром профессий начинается в начальных классах на уроках русского языка и математики, окружающего мира и технологии, занятиях внеурочной деятельности. Изучая суффиксы и решая задачи, знакомясь с баснями И. Крылова и рассматривая вопросы экологии, они вместе с учителем познают взрослый мир, защищают мини-проекты, расширяют свой кругозор. В условиях введения ФГОС ученики школы знакомятся с миром профессий во внеурочной деятельности. В начальной школе (1–4 классы) классные руководители формируют представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. На данном этапе у учащихся происходит осознание того, что такое профессия и зачем она нужна.

Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

  • показывают учащимся роль труда в жизни человека;
  • привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
  • организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия; на объекты, в различные организации
  • проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;
  • вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
  • учат работе по формированию портфолио;
  • знакомят учащихся с миром профессий. (рассказы, беседы, просмотр мультфильмов о профессиях)

Формы и методы профориентационной работы в начальной школе во внеурочное время:

  1. Игры и упражнения;
  2. Конкурсы и конференции проектных работ;
  3. Организация работы клубов и кружков;
  4. Оформление уголка по профориентации “В мире профессий”;
  5. Экскурсии

Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например:

- «Вспомни как можно больше слов

Конкурсы и конференции проектных работ

Организация профессиональной ориентации в сельской школе имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников оказывают влияние объективные факторы (отсутствие профессиональных учебных заведений и промышленных предприятий на территории села; узкий спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители; отсутствие центров занятости населения и специалистов-профориентологов, ограниченность информации, малое количество учащихся). Так как в школе отсутствует ставка психолога (низкая численность учащихся), основная работа по профессиональной ориентации ложится на классных руководителей и учителя технологии.

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

• составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

• организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

• ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

• помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

• организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

• организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

• проводит анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

• проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

• организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений, с представителями различных профессий

• способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, элективные курсы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

• обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

• проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

• регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

• изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;

Изучение опыта работы в данном направлении в нашей школе показало, что основными формами и методами профориентационной работы являются:
1. профориентационные уроки, где классный руководитель рассказывает о популярных на рынке труда профессиях, об учебных заведениях Волгоградской области;
2. классные часы, беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др;
3. на уроках технологии также есть раздел, посвященный профориентации, где преподаватель проводит профориентационные тесты, методики на выявление способностей, склонностей и интересов. Также на уроках технологии учащиеся осваивают различные виды деятельности, которые в будущем могут помочь определиться с выбором профессии.
4. ежегодные родительские собрания по профориентационной тематике (“Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии

Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции профессионального самоопределения сельских школьников. Если раньше, как мы помним, трудовое обучение сельских школьников было ориентировано, в основном, лишь на механизаторские работы (мальчики) и уход за домашними животными (девочки), то сейчас в ряде регионов появилось увлечение созданием фермерских школ, которые формируют более интегрированное представление о крестьянском труде. Безусловно положительным в работе таких школ является сочетание в обучении современных агро- и зоотехнологий, технического оснащения сельскохозяйственных процессов с психологическим освещением значимости труда сельского жителя, привлечением генетического фонда хозяина и труженика, приглушенного в силу известных причин в нескольких поколениях селян.

Очень интересный и сложный вопрос профессионального становления молодого фермера, формирования психологических и научных основ деятельности хозяина сельского дома в новых- экономических условиях требует детального рассмотрения с позиций педагогического менеджмента и дидактики. Однако в настоящей статье мне бы хотелось остановиться на другом - на проблеме профессионального самоопределения тех выпускников сельских школ, которые не связывают свои профессиональные 'жизненные планы с созданием собственного крестьянского хозяйства.

ПОМОЧЬ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРА И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Много говорится в печати и на совещаниях о трудностях привлечения и закрепления на селе учителей и других специалистов. Вполне справедливо, что без изменения социально-бытовых условий сельской жизни эту проблему решить невозможно. Но ведь и ждать, как изменятся условия, нельзя. Предлагают привлекать учителя в сельские школы Нечерноземья по договорам, как это практикуется при вербовке работников в северные регионы, вводить при этом специальную оплату.

Но нам это не представляется правильным. В этом случае село не получит идейного единомышленника в коренных преобразованиях, а лишь специалиста-временщика. Нужна другая стратегия - педагогически грамотная и корректная профессиональная ориентация сельских школьников на все виды профессиональной деятельности, востребованной на селе. Но не только ориентация, хотя это и очень важно для личностного развития школьника в сфере его интересов и склонностей. Вторым важным моментом для руководителя сельской школы является создание условий для индивидуального продвижения, развития ученика в сфере избранного направления. И еще один немаловажный момент в вопросе профессионального самоопределения именно сельского школьника. Пусть самые чуткие и тактичные педагоги с помощью самых корректных тестов, методик и личных консультаций помогут подростку построить жизненные планы. А вот для продолжения образования ему предстоит поехать в город. Смена социального окружения, отсутствие помогающего, а порой и контролирующего внимания взрослых, урбанизированная обстановка и стиль жизни - все это в психологическом плане оказывает негативное влияние на подростка. При этом возможен вариант непоступления в желаемое учебное заведение, крах профессиональных и жизненных планов. Все, кто имел и имеет отношение к вопросам воспитания молодежи, знает какую криминогенную опасность представляют собой общежития ПТУ и техникумов, как потенциально взрывоопасна среда подростков, оторванных от социальных корней, лишенных взрослой поддержки и помощи, а порой и должной ответственности за окружающих. Значит и эти проблемы нужно предвидеть директору сельской школы. Итак, попробуем сконцентрировать вопросы, которые желательно разрешить руководителю учебного заведения на селе для оказания помощи своим ученикам в профессиональном самоопределении:
- выявление профессиональных жизненных планов на основе тщательного изучения интересов, склонностей, способностей;
- оказание помощи в получении продвинутого образования с учетом жизненных планов;
- создание условий для первоначального профессионального становления подростков в привычных сельских условиях.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ

Цель настоящей статьи однако не заключается в постановке еще Ц, одной педагогической проблемы директору сельской школы, пусть даже в обнаженном, препарированном виде. Хотелось бы показать, как может директор школы в содружестве со своими коллегами приступить к разрешению поставленных задач.

Выделив конкретные задачи, руководитель школы должен быть лидером в их решении, способным создать деловую и доброжелательную атмосферу, особый микроклимат, где все - дети, родители, учителя, администрация - будут ориентированы на главную цель образования - максимальное развитие каждого для реализации жизненных планов, счастливой профессиональной карьеры. Говоря о развитии личности, целесообразно обратить внимание на анализ тех личностных подструктур, которые представляют интерес для настоящей проблемы.

Если ставится цель выявления адекватного личностным особенностям индивидуального жизненного плана, то очевидно целесообразно и тестирование учащихся проводить по четырем направлениям: направленность личности, социальный опыт (знания, умения, навыки), психологические особенности и физиологические параметры. Диагностируемость достигается путем исследования отдельных качеств личности. Варианты тестов по всем направлениям достаточно апробированы в практике школы. Конечно, более идеальный путь - это наблюдение за ребенком с ранних лет, но если этого не делалось ранее, то целесообразно в 7-9 классах провести несколько этапов тестирования. Повторение желательно для исключения случайностей. Дети, проявившие способности и склонности к математике, физике, биологии и т. п., естественно, должны получить продвинутый уровень образования в этом направлении. Финансовое решение проблемы может быть многовариантным: в школе открывается центр образовательных услуг населению, ребята сами зарабатывают деньги в УПБ - в этих случаях часть прибыли идет на школьный учебный процесс, и, наконец, родители сами оплачивают дополнительное к базовому образование детей. Такой подход позволяет рассчитывать на поступление способных выпускников сельской школы в ВУЗы по соответствующей специализации. Школьники, ориентированные в жизненных планах на сельскохозяйственные профессии, получают продвинутое образование по определенной специализации за счет трудового обучения. Это направление наиболее отработано сегодня в сельской школе.

Для руководителя школы должно быть очень важным, если тестирование показало приверженность учащегося к медицине или педагогике. Это его будущие коллеги и соседи, будущая сельская интеллигенция. Почетно и весьма значимо - вырастить своих учителей и врачей. Но сегодня в лучшем .случае для таких ребят создаются педагогические и медицинские группы и идет ознакомление (пропедевтика) с будущей профессиональной деятельностью. Это все хорошо, но этим учащимся нужна элементарная помощь в подготовке к поступлению в ВУЗ, дополнительная помощь по профилирующим предметам, т. к. их сверстники в городе более конкурентноспособны отнюдь не из-за повышенной мотивации или психологической профессиональной адекватности - просто им проще найти репетитора.

Несколько лет эксперимент по профессиональной подготовке к поступлению в педагогические институты под руководством автора ведет аспирант В. Намчук в Ставропольском крае. Учащиеся сельских школ, проявившие склонности к педагогической деятельности, после специального тестирования проходят специальную подготовку по русскому языку и литературе, спецпредметам выбранного педагогического факультета и основам педагогического мастерства. Ниже предлагается модель учебного плана обучения педагогических групп, в 10-11 классах, принятая в Ставрополье.

Точно такой же подход возможен и при подготовке абитуриентов в медицинские ВУЗы и училища.

ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА

Очень хотелось бы, чтобы руководители сельских школ ориентировались на то, что кроме склонностей учащихся, целесообразно учитывать реальный и общепризнанный факт неравенства способностей. Эта проблема отличается особой деликатностью и требует очень корректного подхода. Поэтому мы и рекомендуем пролонгированное тестирование в 7-9 классах, сопровождаемое беседами с родителями и школьниками,

Такой подход к профессиональному самоопределению сельских школьников позволит преодолеть трещины в трансляции и воспроизводстве профессиональной культуры, приостановить разрушение основ многих видов сельской профессиональной деятельности, умирающих сегодня (сельский врач, сельский учитель, хороший печник, и т. п.), тех профессий, что передавались но наследству и считались самыми престижными.


Профориентационная работа в школе — это комплекс мероприятий, направленный на формирование осознанного выбора учащимися будущей профессии, который осуществляется администрацией школы, классными руководителями, родителями учащихся и психологической службой учреждения (если она есть). Сегодняшние реалии требуют от школы создание системы условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в осознанном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоактуализации в новых экономических и социокультурных условиях. Каждая школа строит свою систему профориентационной работы согласно общей образовательной программе школы, ее целям и задачам, при этом учитывая все новые возникающие запросы общества. Соответственно, каждая школа строит удобную для себя и работающую систему. Возникает необходимость рассмотреть опыт профориентационной работы в сельской и городской школе: определить различия и сходства, преимущества и недостатки.

Неотъемлемым компонентом допрофильной подготовки является профориентационная работа. Психолог отмечает, что учащиеся и их родители должны владеть полной информацией о перспективных потребностях рынка труда, системе профессионального образования в районе и городе и возможностях допрофильной подготовки в школе. Опыт профориентационной работы в данной школе достаточно богат и разнообразен. Учащиеся школы сопровождаются в течение всего периода обучения в школе, начиная с начальных классов. Программа строится на взаимодействии администрации школы № 90, классных руководителей, родителей, преподавателей элективных курсов, специалистов центров занятости, а также выпускников школы№ 90 разных лет.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются планы работы по профориентации, которые учитывают мероприятия городского плана по профориентации.

Основные направления работы по профориентации в школе:

- профориентационная диагностика (изучение способностей, склонностей, интересов учащихся);

- профориентационное консультирование учащихся, родителей и классных руководителей по вопросам выбора профессии;

- развивающие занятия по профессиональной ориентации;

- профориентационное просвещение — предоставление информации по проблеме выбора профессии (стенд), участие в городских и общешкольных профориентационных мероприятиях.

В старших классах (10–11классы) профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности (на основе диагностики в 8–9 классах). Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. В системе профориентационной работы этот этап является самым ответственным. Именно поэтому в этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.

Каждый год учащиеся 9–11 классов посещают дни открытых дверей учебных заведений г.Ижевска (как ВУЗов так и СУЗов), где встречаются с руководителями этих учебных заведений, а также интересующих их факультетов и направлений подготовки. Кроме того, учащиеся посещают ярмарки вакансий и ярмарки учебных заведений г.Ижевска, которые проводятся различными учреждениями и предприятиями г.Ижевска. Ежегодно педагог-психолог выступает перед родителями 11 класса по проблемам профориентационной работы в школе.

Таким образом, профессиональная ориентация учащихся в МБОУ СОШ № 90 осуществляется под руководством заместителя директора по научно-методической работе. Основную деятельность осуществляет педагог-психолог. Именно он помогает ученику сделать самостоятельный и осознанный выбор профессии с учетом его ценностных ориентаций, способностей и возможностей, жизненных планов и перспектив. В его задачи также входит формирование у обучающихся способности к эффективному поведению в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Особенность профориентационной работы городской школы в том, что учащиеся активно участвуют в городских профориентационных мероприятиях.

Организация профессиональной ориентации в сельской школе также имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что на процесс обучения и воспитания сельских школьников оказывают влияние объективные факторы (отсутствие профессиональных учебных заведений и промышленных предприятий на территории села; узкий спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители; отсутствие центров занятости населения и специалистов-профориентологов, ограниченность информации, малое количество учащихся).

Анализ документов показал, что профориентационная работа в Поломской средней общеобразовательной школе № 2 координируется заместителем директора по воспитательной работе. Так как в школе отсутствует ставка психолога (низкая численность учащихся), основная работа по профессиональной ориентации ложится на классных руководителей и учителей технологии.

Основными направлениями профориентационной работе в Поломской средней школе являются:

- профессиональная информация.

- профессиональное воспитание.

- профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Необходимо побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Существенная роль в осуществлении профориентационной работы с учащимися принадлежит и учителям трудового обучения (технологии). На данных уроках учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.

Изучение опыта работы в данном направлении в Поломской средней школе № 2 Кезского района УР показало, что основными формами и методами профориентационной работы являются:

1. профориентационные уроки, где классный руководитель рассказывает о популярных на рынке труда профессиях, об учебных заведениях Удмуртской Республики и Пермского края;

2. классные часы, беседы на темы: “Что значит правильно выбрать профессию?”, “Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?”, “Здоровье и выбор профессии”, “Уровень образования и выбор профессии”, “Выбор профессии в условиях рынка”, “Как избежать безработицы” и др;

3. на уроках технологии также есть раздел, посвященный профориентации, где преподаватель проводит профориентационные тесты, методики на выявление способностей, склонностей и интересов. Также на уроках технологии учащиеся осваивают различные виды деятельности, которые в будущем могут помочь определиться с выбором профессии: кулинария, кройка и шитье, работа на станке и т. д.

4. ежегодные общешкольные родительские собрания по профориентационной тематике (“Что значит правильно выбрать профессию”, “Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии”). Раз в 2 года, обычно в месячник по профориентации (март-апрель) проводится профориентационная игра, организованная совместно с родителями. Она представляет собой бег по станциям, на каждой станции родитель-представитель профессии дает участникам соревнований задание, связанное со своей профессией.

5. ежегодно учащиеся школы ездят в районный центр занятости, где проходят различные тестирования, участвуют в профориентационных играх, организуемых районным отделом образования;

8. ежегодно два раз в год в школе проходит день самоуправления, где ученики могут проявить себя в качестве учителей, библиотекаря, зам.директора, директора. Кроме того, летом организуется пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей, где учащиеся старших классов также могут попробовать себя в качестве вожатых.

Каждый год в школу приезжают представители Глазовского технического колледжа, Глазовского Государственного педагогического института со своими презентациями, по почте приходят буклеты различных учебных заведений УР.

Таким образом, профориентационная работа в Поломской средней школе № 2 имеет свою специфику. Следует отметить, что профессиональное самоопределение учащихся в данной школе — это приоритетная задача работы классного руководителя. Опираясь на проведенный анализ форм и способов организации профориентационной работы, можно сделать вывод, что именно классные руководители, которые отвечают за помощь учащимся в профессиональном самоопределении, пытаются предоставить учащимся всю возможную информацию, помочь им в выборе профессии. Используя при этом, как стандартные методы профориентации (классные часы, экскурсии), так и специфичные для сельской местности трудовые пробы. Поддержкавпрофессиональном самоопределении школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой и трудовой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профессиональную ориентацию.

Подводя итоги по вышеизложенному материалу, следует отметить то, что помощь в профессиональном самоопределении учащихся в городской и средней школе организуется по-разному. Городская школа имеет в своем распоряжении большую методическую базу, неограниченный доступ в Интернет, возможность посещать предприятия и организации города. В то же время, городская школа не имеет возможности предоставить в большом объеме реальные трудовые пробы для своих учащихся, если отсутствуют договора с предприятиями и организациями города (что очень трудно сделать). В школе № 90 такая практика отсутствует. Соответственно, учащиеся не могут в достаточной степени реально оценить свои способности и умения на практике. Сельская школа же, наоборот, предоставляет учащимся возможность получить реальные профессии, проверить свои знания, умения и навыки на практике. Но в сельской школе отсутствуют интернет-классы с постоянным доступом в Интернет, и как следствие, очень редко проводится качественная диагностика склонностей и способностей учеников; у учащихся сельской школы нет возможности посетить городские организации и предприятия, а если, и предлагается им это, то только за собственный счет (проезд до города и обратно). Зачастую, учащиеся сельской школы не имеют возможности выехать за пределы своего района. Кроме того, в сельской школе отсутствует четкий контроль за профориентационной деятельностью. С администрации не требуется ежегодная отчетность. В школьной документации отсутствует информация, которая бы регламентировала деятельность по профессиональной ориентации учащихся, соответственно вся деятельность является инициативой классных руководителей и родителей. Все основные мероприятия проходят на школьном уровне. В городской же школе вся деятельность по профориентации подвержена строгому контролю. От школы ежегодно требуют отчеты о проделанной деятельности. Кроме того, есть городской план по профориентационной деятельности, где учащиеся и их родители также принимают участие. Все основные мероприятия проходят на уровне города или района. Важным аспектом является то, что в сельской школе отсутствует ставка педагога-психолога. Учащиеся не могут получить качественную психологическую консультацию, пройти необходимую диагностику и тренинги.

Таким образом, профориентационная деятельность имеет свою специфику и в городской и в сельской школе. И в работе обеих школ есть свои преимущества и недостатки. При этом профориентационная помощь остается по-прежнему актуальной. Однако без серьезной научно обоснованной базы она может оказаться неэффективной и даже нанести вред. Проблема выбора перед человеком встает уже в школьном возрасте, и если подростков не научить принимать самостоятельные, взвешенные решения, основанные на самопонимании, в дальнейшем им будет сложнее справляться с жизненными трудностями, адаптироваться к профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, учащийся, сельская школа, школа, выбор профессии, профессиональная ориентация, городская школа, класс, профессиональное самоопределение, профессия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, создание условий для самоопределения личности и ее самореализации, в том числе и профессиональной. На это направлен весь комплекс учебной, внеурочной деятельности школы, задействованы все вспомогательные службы.

В процессе профессионального самоопределения личности, как известно, участвуют различные социальные институты: семья, школа, СМИ, ближайшее окружение школьника.

Профориентация в сельской местности, несомненно, имеет свою специфику.

Во-первых, отсутствуют профессиональные учебные заведения, либо их число ограничено (например, в нашем селе одним ПУ).

Во-вторых, нет крупных промышленных предприятий на территории села, где бы можно было знакомиться с рабочими и инженерными специальностями.

В-третьих, узок спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители.

В-четвертых, отсутствие специалистов, готовых оказать профессиональную помощь или предоставить информацию, например, о рынках профессий в селе, регионе.

Поэтому, основная роль в условиях сельской местности в профориентации учащихся принадлежит школе, ибо именно школа имеет возможность привлечь дополнительные ресурсы, скоординировать и систематизировать эту работу.

В Таштыпской средней школе №1 с 2005 года осуществляется профильное обучение - социально-гуманитарный и универсальный профили, а позже, с учетом пожеланий детей и их родителей открылся и биолого-химический профиль. Поэтому перед детьми, их родителями и педагогами школы стояла непростая задача: предстояло определить профиль обучения школьников исходя из их профессиональной ориентации. Как не ошибиться? Как правильно сориентироваться, ведь это во многом может определить будущую судьбу человека. Эти вопросы задавали себе и педагогам и родители, и дети, ведь только 8 класс, до окончания школы еще далеко и о будущей профессии еще всерьез не задумывались.

Кроме того, важно было оказать помощь в профессиональном самоопределении и тем учащимся, которые продолжат получать образование вне пределов школы.

Реализация программы предусматривала несколько этапов.

1этап – подготовительный предусматривал подготовку материалов, собеседование с учащимися.

2 этап - информационный включал в себя информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах образовательного маршрута при переходе на новый этап обучения или после окончания школы, оказание помощи а выборе элективных курсов, кружков, секций, знакомство с сущностью, содержанием и целями создания портфолио.

3 этап – диагностический был направлен на сбор информации об интересах, склонностях, потребностях учащихся, их мотивации.

4 этап – аналитический – это обработка результатов диагностики, обсуждение выводов с учащимися и их родителями, проведение педконсилиумов, родительских собраний, консультаций.

5 этап – обобщающий. На этом этапе осуществлялся анализ полученных результатов диагностики с возможными вариантами выбора учащихся.

И, наконец, 6 этап – этап принятия решения. Работа с родителями, учащимися в форме индивидуальных собеседований; продумывание возможных путей оказания помощи в выборе образовательного маршрута с учетом результатов диагностики, успеваемости, мнения родителей, учащихся, педагогов.

Задача психолога заключалась в глубоком и всестороннем изучении личности школьника и составлении персональной карты ученика посредством использования различных методик. Многие из данных психолога использовались на педагогических консилиумах, проводившихся с педагогами-предметниками класса. Кроме того, важно было знать степень самооценки учащихся, их предметные и профессиональные предпочтения. Важна была и позиция семьи в этом вопросе, поэтому изучались запросы семьи. На основе сопоставительного анализа запросов детей и их родителей проводилась групповая и индивидуальная работа с семьями учащихся.

Сами учащиеся начали работу по формированию портфолио – портфеля достижений, что также позволяло делать выводы о предметной направленности школьников. Своеобразным стимулом для качественной работы с портфолио служили выставки портфолио в конце каждого учебного года на совместных собраниях учащихся и их родителей, где оценивалось качество оформления, систематизации материалов в портфолио.

На следующем этапе, в 9 классе была поставлена задача изучения требований к избранной профессии или роду деятельности и наличие качеств личности, соответствующих данной профессии. Эти исследования давали многим детям толчок к саморазвитию и самосовершенствованию, а роль педагогов и психолога определить траекторию этого работы и добиться помощи и поддержки семьи.

На третьем этапе – этапе профильного обучения продолжился процесс работы по профессиональному самоопределению школьников.

В профильном классе предстояло более детальное знакомство с профессиями социально-гуманитарной направленности. На этом этапе учащиеся посещали прокуратуру, суд, милицию, отделение МЧС, встречались с психологом, социологом, социальными работниками и т.д. На этом этапе предстояло окончательно определиться с выбором профессии, а также вузом для получения этой профессии и теми требованиями, которые он предъявляет к своим абитуриентам. Соответственно учащимся необходимо было определиться с выбором экзаменов ЕГЭ. Учащиеся и их родители посещали дни открытых дверей в вузах, использовали Интернет-ресурсы.

Такой деятельностный подход в урочной и внеурочной деятельности вкупе с психолого-педагогическим сопровождением, позволил выпускникам определиться с выбором профессий. 100% выпускников первого выпуска социально-гуманитарного профиля избрали профессии, связанные с избранным профилем и стали вполне успешными людьми в своей профессии. Некоторые из них (4 из 18) получили второе высшее образование, также связанное с профилем. Последующее использование программы также позволяло учащимся успешно самоопределяться профессионально.

Таким образом, успех профориентационной работы в любой школе, в том числе и сельской, во многом зависит от продуманной четко выстроенной системы работы, заинтересованности и включенности в этот процесс всех участников образовательного процесса, а также использование возможностей социума.

Федеральные государственные образовательные стандарты. 2012 г.

Бобровская, Л. Н.
Анкеты для профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1.

Болсуновская, Н.
Профориентация в Интернете. // Народное образование. - 2007. - № 10.

Гапоненко, А. В.
Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. - 2006. - № 3. - С. 10.

Григорьев, Д.
"Личностный рост". Опросный лист для учащихся 9-11-х классов. // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 6.

Читайте также: