Проблемы при подготовке к гиа в школе

Обновлено: 05.07.2024

Как настроить себя на сдачу экзаменов

Поставить цель. ЕГЭ и ОГЭ сдают все, но у каждого своя мотивация. Кто-то просто хочет получить аттестат о среднем образовании, кто-то — поступить в нужный вуз или колледж, кто-то хочет доказать себе, что он не зря учился 10 лет и может сдать экзамены на максимальный балл. От цели зависит процесс подготовки, цель помогает двигаться вперед и определяет, сколько сил нужно и можно потратить на подготовку. Но даже если цель ясна и однозначна, лучше ее периодически пересматривать: вы можете разочароваться в вузе, который выбрали, потерять силы или, наоборот, вдохновиться на что-то большее, чем тройка по математике в аттестате.

Пообещать себе награду. Только цели недостаточно: систему мотивации стоит подогревать. Мозг лучше всего работает, если знает, что организм получит в итоге награду. Значит, придумайте и пообещайте ее. Например, договоритесь с родителями о большой покупке или поездке на каникулах. Но лучше, если наград будет несколько, иначе вы перегорите в долгой гонке без подкрепления. Например, пройдите треть материала для подготовки и устройте выходной, причем такой, какой хотите.

Хотите играть без сна в компьютерные игры — играйте, мозгу такие редкие встряски будут только полезны

Принимать ошибки. Даже у самых ответственных из нас подготовка не будет идти гладко. Все мы люди. Какой-то материал сложно усвоить, в понедельник сложно встать и заниматься после выходных. Старайтесь не ругать себя за ошибки: из них нужно сделать вывод, записать его и постараться в следующий раз учитывать прошлое. Например, дробить материал на куски и только потом изучать. Будет хорошо, если вы договоритесь с родственниками и друзьями, что не будете ругать друг друга за ошибки, по крайней мере за учебные ошибки при подготовке к экзаменам.

Пробовать еще и еще. Этот принцип в обучении важнее других. После каждого провала нужно вставать и пробовать снова. Это не значит, что нужно быть роботом: расстраиваться и переживать — это нормально. Но важно заниматься дальше, и этому будут помогать правильная цель, награда и организованный процесс подготовки.

Как организовать подготовку

Подготовить место. Плохо, если вам приходится заниматься каждый раз в разном месте — то на кухне, то в библиотеке, то в школе после уроков. Так тоже можно, но лучше, если ваше пространство будет защищено и все будет лежать на своих местах. Еще важно, чтобы рабочее место было освещено, а мебель была удобной. Иногда кажется, что сил на учебу не хватает из-за лени, а оказывается, что все дело в неправильном стуле.

Чередовать приемы. Если все время только решать тесты, станет скучно. Готовьтесь по-разному: смотрите обучающие видео и записывайте свои. Попробуйте изложить материал в формате ролика для тиктока, пересказывайте темы друзьям, рисуйте схемы, составляйте и решайте кроссворды. Разные приемы лучше помогают запоминать информацию, добавляют драйва, а значит, больше мотивируют заниматься.


Найти сообщников. Некоторым проще заниматься в паре или группе. С друзьями сложнее срывать график занятий, проще решать непонятные задачи, давать и получать эмоциональную поддержку. А еще с сообщниками легче переживать трудности — смеяться над проблемами, злиться на составителей заданий и двигаться дальше.

Записывать результаты. Если вы записываете задачи в ежедневнике или таск-менеджере, то можно просто ставить галочки или помечать их завершенными. Это поможет через месяц сесть и посмотреть, сколько вы уже успели сделать. Во-первых, это поможет понять, идете ли вы в нужном темпе или нужно ускориться. Во-вторых, это помогает вспомнить, что вы работали, а не просто так тратили свое время.

Как не выгореть эмоционально

Отдыхать. Подготовка к экзамену — это марафон, а не спринт, и без отдыха вам не обойтись. Это не значит, что вы не можете заниматься в выходные, но вам понадобится два дня отдыха в неделю. Еще лучше, если один из них придется на середину недели. Отдыхайте так, как хотите: можете просто спать, можете заниматься спортом, играть, читать. Но важно проводить часть дня на свежем воздухе: это поможет запастись кислородом и даст отдохнуть глазам.

Занимайтесь физическими упражнениями. Во-первых, это поможет разрядиться, во-вторых, так вы лучше прислушаетесь к своему телу и поймете, что устали, злы или обижены.

Не обязательно тягать штангу — лучше, наоборот, заниматься танцами, медитировать, выполнять упражнения из йоги

Выстраивать границы. Во время подготовки на вас могут давить учителя или родители. По крайней мере, вам так может казаться. Они это делают не со зла, но вам важнее не понять причины их действия, а защитить себя от лишнего стресса. Если у вас есть близкие доверительные отношения с родителями и учителями, расскажите им о том, что вам сейчас трудно и без их волнений, договоритесь поговорить о важном чуть позже. Если доверительных отношений нет, постарайтесь вежливо уходить от разговора и заниматься своими делами. Родители, скорее всего, постепенно вас поймут.

Просить о помощи. Если вам кажется, что вы не справляетесь, просите о помощи. Неважно, связано это с подготовкой, отдыхом или здоровьем. Если у вас не получается организовать режим дня, попросите друзей или родителей. Если не хватает времени на работу по дому, попросите освободить вас от нее хотя бы частично. Просите совета, слушайте чужой опыт, если вам это важно и нужно: истории других могут быть очень ценными, ведь через экзамены (не обязательно школьные) проходили все.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определение видов трудностей при подготовке к ГИА, психологические рекомендации по их преодолению. Формы и виды контроля в Лицее. Когнитивные, личностные и процессуальные трудности при подготовке и сдаче ГИА. Психологические рекомендации при подготовке к ГИА родителям и обучающимся. Рекомендации обучающимся при подготовке к экзамену, накануне экзамена, в день тестирования, во время тестирования.

ДОНЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1

Тема: Профилактика и пути преодоления трудностей

при подготовке обучающихся к выпускным экзаменам

Цель: определение видов трудностей при подготовке к разным видам контроля, психологические рекомендации по их преодолению.

Формы и виды контроля в системе среднего образования контроля.

Трудности при подготовке и сдаче ГИА, АК и основные пути профилактики

Психологические рекомендации по преодолению трудностей при подготовке к экзаменам.

Формы и виды контроля в современной системе среднего образования.

Формы контроля для обучающихся в лицее:

- Государственная итоговая аттестация (ГИА) – для обучающихся 9, 11 классов.

- Промежуточная аттестация, административные контрольные (АК) – для учащихся 2-8, 10 классов.

- Контрольные, самостоятельные работы, письменные и устные экзамены.

Виды контроля: изложения, диктанты, разноуровневые тесты, билеты, варианты и т.п.

2. Трудности при подготовке и сдаче ГИА и основные пути профилактики.

Государственная итоговая аттестация имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики.

2.1. Когнитивные трудности

Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами.

Вместе с тем, тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста.

Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы

Выбор оптимальной стратегии может представлять некоторую трудность для ученика. На этот выбор оказывает влияние множество факторов.

Например, он может зависеть от уровня притязаний учащегося. Неумение адекватно оценивать свои возможности (завышенный или заниженный уровень притязаний) может привести к выбору неэффективной для себя стратегии (например, попытка обязательно, во что бы то ни стало решить задание части С – усложнённые, для высокой отметки, не доделав задания части А, которыми можно набрать основное количество баллов). Выбор стратегии, несоответствующей ожидаемому и возможному результату, может быть обусловлен и тем, что у ученика отсутствует информация о том, каким образом работа будет оцениваться, то есть фактически о том, к какому результату приведут те или иные стратегии.

Таким образом, для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая.

В данном контексте индивидуальная стратегия деятельности - это совокупность приемов и способов, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене.

2.2. Личностные трудности

Что усугубляет психологические трудности выпускника?

При сдаче ГИА выпускники лишены такой поддержки. Там все чужое: люди, учащиеся, помещение. Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.

Подводя итоги, отметим, что основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги.

2.3. Процессуальные трудности

Это проблемы, которые связаны с самой процедурой ГИА. Мы уже говорили о том, что эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Можно выделить несколько групп процессуальных трудностей.

Процедура ГИА предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. Обычно выпускники фиксируют свои ответы на том же листе, где записаны вопросы, по необходимости пользуясь черновиком. Задание и ответ в такой ситуации представляют собой нечто целостное, что позволяет также при проверке обнаружить возможные ошибки. Процедура ГИА разводит вопрос и ответ, что создает школьникам дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка, и такие ошибки действительно могут появиться у детей с проблемами внимания.

Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).

Трудности, связанные с непривычной ролью взрослого. Обычно на экзамене педагог, особенно работающий в данном классе, совмещает функции поддержки и оценки. В ситуации ГИА присутствующие педагоги - это только наблюдатели, что также может повышать тревогу у выпускников.

Трудности, связанные с критериями оценивания ответа. Контраст с привычными проверочными процедурами действительно велик (обычно - личный контакт с экзаменатором, здесь - отсутствие такового, обычно - развернутый цветистый ответ, здесь - лаконичный и т.п.).

Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей. ГИА предоставляет выпускнику значительно более активную позицию, нежели традиционная школьная система. Обычно ученики не имеют права оценивать содержание предлагаемого им задания и тем более оспаривать полученные ими оценки, тогда как процедура ГИА предполагает обе эти возможности. Естественно, что в ситуации традиционного школьного обучения у обучающегося не формируется умение открыто заявлять о себе (задавать уточняющие вопросы, заявлять о своих правах), тем более в незнакомой аудитории, незнакомому взрослому.

Следствием такого рода трудностей может явиться пропуск возможных шансов апелляции.

Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ГИА.

Итак, очевидно, что природа возможных трудностей не только педагогическая, но и психологическая. Поэтому психологическая подготовка к ГИА представляется нам совершенно необходимой. Заниматься этим может не только психолог. Для того чтобы обеспечить полноценную психологическую подготовку, очень важно объединить силы всех вовлеченных сторон: выпускников, педагогов, родителей.

Психологическая подготовка выпускников к ГИА должна состоять из нескольких компонентов. Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ГИА и направленная на выработку индивидуального стиля работы.

Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Привлечение родителей: ознакомление их со спецификой ГИА.

Ситуация ГИА является сложной практически для всех выпускников. Вместе с тем различные группы учащихся могут испытывать специфические трудности в зависимости от особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы.

3. Психологические рекомендации по преодолению трудностей при подготовке к экзаменам.

3.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ

Настроиться на обычный экзамен детям порой помогают родители, которые могут опереться в этом на свой личный опыт. Но в отношении ГИА, так называемого – тестирования, родители чувствуют себя совершенно растерянными – ведь с ними такого никогда не было. Как поддержать любимое чадо в трудную минуту? В чем ребенок нуждается именно перед сдачей ГИА? В чем специфика такого рода экзаменов? Как и чем помочь своему ребёнку?
Хорошо бы учителям и школьным психологам проводить консультации по подготовке к тестированию не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена школьником во многом зависит от настроя и отношения его родителей. Преподаватели - предметники порой слишком мало общаются с родителями учащихся, чтобы обсуждать с ними тонкости психологического настроя.

Тестирование как новая форма экзамена еще только накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Мы постарались собрать для вас полезную информацию, которая поможет выпускникам и их родителям лучше ориентироваться в специфике ГИА, а главное – подскажет, на что настраиваться и к чему заранее готовиться.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов, тестов не только повышают эффективность подготовки к ним, позволяют более успешно вести себя во время экзамена или тестирования, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы в целом, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

3.2. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене или тестировании.

2. Не критикуйте его после экзамена.

3. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

5. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
6. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

7. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам. Не допускайте перегрузок, объясните ребенку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

9. Обеспечьте дома удобное место для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
10. Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. (Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.)

11. Если ребёнку необходимо принимать лекарственные препараты, обратите внимание, чтобы они не имели седативного (снотворного) эффекта.

12. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

13. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

14. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
15. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

16. Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.

17. Помните: - никто не может быть абсолютно совершенным.

18. Ваш ребёнок, когда появился на свет, ничего не умел, посмотрите, сколько всего он умеет сейчас.

19. Поддерживайте своих детей. Помогайте им. Хвалите, поощряйте за хорошие поступки.

20. Любите своих детей.

21. Каждый ребёнок – индивидуальность: он самый умный, самый сильный.

22. Не живите сами в стрессе и не создавайте условий, в которых ваш ребёнок будет жить в постоянном стрессовом состоянии.

23. Поступайте со своими детьми так, как хотели бы чтобы поступали с вами в их возрасте.

3.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ

3.3.1. Подготовка к экзамену

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, ручки и т.п.

2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

6. Чередуй занятия и отдых: скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, потанцевать, принять душ.
7. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
8. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

9. Тренируйся с секундомером или часами в руках, засекай время выполнения тестов (причём время до звонка должно быть меньше минут на 10-15, чем на тестировании – для организационных моментов).

10. Готовясь к тестам или экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

13. … и ещё повтори печатное написание букв русского и украинского и др. алфавитов.

3.3.2. Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Итак:

1. С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку.

2. Необходимо хорошо выспаться, чтобы чувствовать себя с утра отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

3. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования (для этого нужно заранее узнать месторасположение пункта проведения ГИА).

4. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

5. Если в помещении холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.

6. Не принимай сильнодействующих успокоительных, седативных или антигистаминных лекарственных препаратов (чтобы не быть с расторможенной нервной системой). Не пей успокоительных средств, особенно если они с седативным (снотворным) эффектом.

7. Накануне тестирования - выспись, хорошо отдохни.

3.3.3. В день тестирования

1. Утром организму необходим лёгкий завтрак.

2. Не будь голодным, но и не переедай.

3. Не употребляй крепкий кофе.

4. Не принимай успокоительных препаратов.

5. Не думай о конфликтных ситуациях и личных проблемах.

6. Не используй парфюм с сильным запахом. Помни: самый лучший запах – это отсутствие любых запахов.

3.3.4. Во время тестирования

7. Будь внимателен!

Постарайся максимально сосредоточиться и забыть о тех, кто тебя окружает. Для тебя должны существовать только текст задания и часы, которые регламентируют время.

10. Торопись не спеша!

14. В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

15. Начни с наиболее лёгких заданий!

Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать чётко и ясно, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и твоя энергия потом будет направлена на тяжёлые вопросы.

17. Читай задание до конца!

18. Думай только о текущем задании!

Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем. Задание в тестах не связаны одно с другим, поэтому знания, которые ты применил в одном, как правило, не помогают, а только мешают концентрироваться и правильно решать новое задание.

Эта рекомендация даёт и другой бесценный психологический эффект –

19. Забудь о неудаче в прошлом задании! Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в результате сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти – семи (что намного сложнее).

21. Запланируй два круга!

Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь отдать предпочтение какому-то ответу перед другими, то интуиции следует доверять! При это выбирай тот вариант, который кажется более вероятным

Оставь время для проверки своей работы для того, чтобы успеть пробежать глазами и отметить явные ошибки.

24. Не расстраивайся!

Нужно хотеть выполнить все задания, но надо помнить, что на практике это не реально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудностей, и количество решённых тобой заданий вполне может быть достаточно для хорошей оценки.

25. Следи за разборчивостью своего почерка.

26. Будь собран, не теряй драгоценные минуты.

27. Не отвлекайся и не отвлекай других ребят.

28. Не порть настроение себе и другим.

29. Не будь агрессивным, тревожным, нервозным, безразличным, пассивным.

30. Избегай чрезмерного шума.

31. Будь уверен в себе: ты – умён! Ты – знающий! У тебя всё получится!

- Главное: залог успешной сдачи экзамена – заблаговременная подготовка к нему.

- Помните: главное – снизить напряжённость и тревожность ребёнка нужно обеспечить ему необходимые условия для занятий.

- Пусть твоим девизом будут слова знаменитого полководца А. В. Суворова

«Будь сегодня лучше, чем вчера.

Не оглядывайся назад.

Практический психолог Сидоренко Л. И.

Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/ 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1998.

Стебнева Н., Королева Н. журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" No 29/2003.

Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.




ПРОБЛЕМА Как повысить эффективность подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ у учащихся с низкой мотивацией к обучению, с низким уровнем базовых знаний по предмету?


ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ОПРЕДЕЛИТЬ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГИА


ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Выделить основные составляющие качественной подготовки учащихся к ГИА Проанализировать работу педагогов школы с точки зрения эффективности проводимых ими мероприятий по подготовке к ГИА


ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Выявить проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, родители и педагоги при подготовки к ГИА и наметить пути их решения Выработать основные направления работы всех участников образовательной деятельности по подготовке учащихся с низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА



Основные составляющие готовности учащихся к ГИА Информационная готовность Предметная теоретическая и практическая готовность Психологическая готовность


ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА Инструкции о правилах поведения на экзамене и правилах заполнения бланков Информационный стенд для учащихся: бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ОГЭ и ЕГЭ Проведение занятий по тренировке заполнения бланков Пробные внутришкольные ОГЭ и ЕГЭ по различным предметам



СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ (ПРЕДМЕТНАЯ) ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА Осуществление контроля по каждому блоку в форме тестирования на уроках обобщающего повторения Проведение пробных школьных экзаменов по материалам и в соответствии с требованиями ГИА Проведение текущего тематического контроля по материалам КИМ Индивидуальное консультирование выпускников


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ГИА Выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников (развитие памяти, навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умения мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять своими эмоциями)


БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГИА Системность (осуществление подготовки учащихся к ГИА последовательно по различным направлениям – информационно, предметно, психологически) Гибкость (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся)


Пути повышения эффективности подготовки учащихся с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА разработка и реализация ИОМ со слабыми учащимися использование разнообразных форм, средств, приёмов и способов мотивации создание ситуации успеха систематическая отработка навыков решения простых задач на уроках и во внеурочной деятельности


Пути повышения эффективности подготовки учащихся с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА дифференциация заданий разработка технологии закрепления и систематизации знаний по предметам использование игровых и информационно-коммуникативных технологий (цифровых образовательных ресурсов и интернет ресурсов) психологические тренинги


Пути повышения эффективности подготовки учащихся с низкой мотивацией к обучению и низким уровнем базовых знаний по предметам к ГИА организация в школе клуба конструктивного общения организация родительского лектория введение курсов по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по выбору учащегося проведение индивидуальных занятий



Решение педагогического совета 4. Классным руководителям продолжать вести информационную работу с родителями и детьми (работа на сайтах, онлайн-тестирование и т.д.). 5. Социально-психологической службе осуществлять подготовку учащихся к ГИА в форме индивидуальных консультаций с целью обучения детей саморегуляции, самоконтролю, повышению уверенности в себе и своих силах. 6. Педагогу-психологу провести занятия среди учащихся 9 и 11 классов по повышению мотивации к обучению, включению в учебный процесс и подготовку к экзаменам. 7. Классным руководителям 9 и 11 классов и социально-психологической службе выявить учащихся, находящихся в группе риска в связи с пропусками занятий и неуспеваемостью по предметам, ознакомить родителей с результатами успеваемости за 1 и 2 четверть, провести индивидуальную работу с родителями и учащимися по целеполаганию и самоопределению.

целесообразно начать с раскрытия основных моментов работы с обуч ающимися 9 - х классов.

Первая проблема заключается в неоднозначности отношения детей к вы бору предмета.

Несмотря на понимание важности сдачи экзамена, всех обучающихся можно условно

• Считающие данный предмет достаточно легким и рассчитывающие на то, ч то

имеющийся у них у ров ень знаний и умений позв олит им сдать экзамен успешно.

Практический оп ыт последних четырех лет показал эффект ивность следующих

• Ознакомление в начале учебного года с демоверсией экзаменационной работы с

объяснением особенностей форм заданий, назначе нием кодифи катора;

• Проведение информационных встреч с родителями обучающихся третьей гру ппы.

• Выступление на родительских собраниях с доведением информации до родителей об

Результатом такой работы является повышение мотивации к процесс у подготовки к

сдаче экзамена, усиление контроля со стороны родителей за процессом п одготовки ребенка

Рассмотрим особенности работы н ад первой частью заданий. Это тестовы е задания,

направленные на проверку теоретической подготовки обу чающихся. Введение

систематического тестирования на к аждом у роке позволяет контролировать у ровень

усвоения материала и проблемы с усвоением отдельных тем или ее частей.

К сожалению, необходи мо признать, что у об учающихся не достаточно сформирован

навык п онимания, в чем с мысл данного задания и выделения главного слова в задании, н а

Задание. Какой пример иллюстрир у ет формальные межличностные отношения?

Научить ребенка можно, если проводить ра боту по развитию данного навыка на

Велик процент не выполнения задания 23 работа с таблицей или диаграммой. Первая

проблема – это слабое знание математики. Детям предлагается выучить следующую

таблицу: четверть – это 25%, треть – это примерно 33%, д ве четверти -50% . , две трети - это

примерно 66%. Вторая проблема - это невнимательность. Отрабатываем внимательность при

Работу с заданиями по текст у начинаем с начала учебного года. Основной проблемой

является неполн ое выполнение задани я, когда ребенок не видит, что з адание разбито на две

части. Причиной невыполнения какой - либо части задания чаще я вляется торопли вость и

невнимательность. Приучаю сраз у же после п рочтения задания писать по вертикали цифры

частей задания. Этот же прием использ у ю и тогда, когда в задании требуется при вести два

Эффективность разработанной системы работы по подготовке к сдаче ОГЭ

подтверждена результатами экз аменов. Выбирают обществознание от 92 - 95% обучающихся.

Рассмотрим особенности и сложности данной работы с об учающимися, для которых

По результатам сдачи ОГЭ составляю таблицу выполнени я заданий, которая позволяет

определить у ровень сформированности навыков выполнения форм заданий и при

планировании ос обое внимание уделить работе по отработке з аданий низкого уровня

10- е классы - это пр офильные социально - гуманитарные классы. Учебным планом

предусмотрено 3 часа в неделю на из у чение предмета. Об учение практи ко - ориентированное.

В зависимости от слож ности из у чаемой темы на раскрытие теоретической части отведено не

более двух часов, а третий час - практическая работа.

На сайте ФИПИ размещены « Методи ческие рекомендации для у чителей,

подготовленные на основе анализа типичных ошибок у частников ЕГЭ 2018 года по

«Экзамен 2018 г. показал, что п о - прежнему не все в ыпускники знают названия высших

государственных органов РФ, многие затрудняются в у становлении связи той или иной

государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти,

В рекомендациях обозначена проблема « путани цы в представлениях вып ускников о

разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем с убъектов Р Ф и

увеличения часов на работу с Констит у цией Российской Федерации главы 4 -6.

Вывод, который можно сделать на основе данного документа, что наиболее сложными

для усвое ния являются разделы обществознания: право, политика, экономик а. В связи с этим

необходимо внести корре ктивы в календарно - тематическое планировани е, уве личивая

количество часов на изу чение данных разделов, а именно, практи ческих работ.

В десятом классе р абота с демоверсией имеет свои особенности. Необходимо

прокомментировать, какие фо рмы заданий у же выполняли сь в к лассе, в чем заклю чаются

особенности и у сложнения известных форм з аданий, в чем заключается сложность новых

Работа н ад оцени ванием заданий проводится регулярно. У об учающихся разделено

понимание, контрольная и ли пр актическая работа – это одно, а оценка на экзамене – это

другое. Все практи ческие работы должны оцениваться только по критериям, разработанным

Первичное ознакомление с кодификатором и спецификацией проводится также в

В десятом классе системная работа по подготовке к сдаче экзамена проводится, но

особенностью об у чающих ся этого периода является по рез ультатам исследований, н изкий

классе. У читывая дан ную особенность, учителю необх одимо постоянно контролировать

• документы, размещены демоверсия, кодификатор, спецификация;

• распечатанные выдержки из законов, определенных кодификатором;

• задание 10, набор заданий на действие закона спроса и предложения;

• задание 14, набор заданий на соотнесение функций и органов государственной власти;

• задание 28, набор заданий на составление сложного плана;

• задание 29, критерии оценки и набор написанных мини сочинений;

• папка банка примеров для всех разделов обществознания;

Для отработки сформированности выполнения задания 25 (смысл понятия и

составление дв у х п редложений) при работе над каждой теоретическ ой темой обязательно

проводим работу над понятиями. Учебник по обществознанию под редакцией

Л.Н.Боголюбова в конце к аждого параграфа при водит список пон ятий, н апример в 11 классе

являются « правовое государство, гражданское общество. Местное самоуправление,

сложности для обучающихся, т.к. данн ая тема изучалась в девят ом классе. З адание на

выполнение второй ч асти заключается в следующем: проанализируйте текст п араграфа и

составьте задания для второй части. Пос ле анализ а текста будут представлены с лед ующие

− одно предложение, содержащее информацию о принципах правового госу дарства;

− одно предложение, раскрывающее цель любой из подсистем гражданского общес тва.

Данная работа позволяет не только выраб отать навык выполнения з адания 25, но б у дет

«Одна из главных тру дностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при

сдаче ЕГЭ – это не ст олько незн ание содержания материала, сколько неу мение работать с

текстовым материалом разной тип ологии и разного уровня сложности". [2,с.198 ] Для

решения данной п роблемы н еобходимо организ овать системную работы на уроках. Это му

Учебник п о обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова (профиль ный уровень)

содержит достаточно обширный материал для подготовки к сдаче эк замена. Так раздел

1.У архитектора цель высту пает в образе зад у манного соор уже ния. А какой может быть

цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументиру йте [1,

дополнение к у чебнику изданы практикумы для 10, 11 классов, в которых даны задания,

позволяющие отработать предложенные формы экзаменационных работ.

Проблемой для учащихся является выполнение заданий, в которых требуе тся привести

примеры. Ос новная ошибка заключается в подмене примера, факта суждением. В данной

ситуации применяем два приема: факт - это то, что поменять нел ьзя, факт проверяйте по

26. Назовите три осо бен но сти ре гу ли ро ва ния труда работ ни ков в возрасте до 18 лет и

В верхней части фишбоуна обучающийся прописывает особенность, а в нижней части

1. Особенность : лица в воз расте до 18 лет при ни ма ют ся на ра бо ту тол ько после пред ва -

ритель но го обя за тель но го ме ди цин ского осмотра

Пример :16- летний Иван Д. при тру до устройстве в период летних ка ни кул в поч то вое

от деле ние был направлен на прох ож де ние ме ди цин ского осмотра в учреждение

2. Особенность : ежегодный основной опла чи ва емый отп ус к работ ни кам в возрасте до

18 лет предостав ля ет ся продол жи тель но стью 31 календарный день в у доб ное для них

Пример: 17- летняя Ма ри на В., ра бо та ющая гар де робщиц ей в м у з ее, на пи са ла за яв ле ние

и была отправ ле на в очередной отпуск в соответствии с у казан ны ми ею в заяв ле нии датами;

3. Особенность : запреща ют ся нап рав ле ние в служебные командировки, при вле че ние к

сверхурочной работе, ра бо те в ночное время, в выходные и нера бо чие праздничные дни

Пример :16- летний у бор щик тор го во го ц ентра Юрий С., не привлекался к ра бо те с 1 п о

10 января, несмотря, на то, что торговый центр работа л [7].

Для подготовки банка примеров стараюсь научить использовать п римеры из истории,

а также истории Амурской облас ти, событий, происходящи х не только в мире, но и н а

В 11 классе в начале учебного года проводится вторичная кон су льтация по

предлагаемому пакету док уме нтов: демоверсия, кодификатор, спецификация. Необходимо

обратить внимание выпускников на внесенные изменения и на систему оц енивания,

опираясь н а Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с

развернутым ответом. Довольно часто оценить свою работ у объ ективно выпу скни к не

может. Использую п рием взаимо проверки, когда об у чающийся, след у я критери ям ,

Большую помощь оказывают методические вебинары, проводимые Р оссийским

учебником, которые п озволяют демонстрировать обучающимся правильные варианты

Экзамен по обществознанию – это особенный экзамен. Сам предмет, являясь

социальным, достаточно часто вносит к оррективы в содержан ие (из менения в законах,

корректировка пон ятий, явлений). Одна из целей экзамена - это проверка у ровня

социализации выпу скни ка. Поэтому невозмо жно подгот овить к эк замену только доведя до

понимания теоретической части. Главное, н а что ориентирован экзаме н, это п рактическое

применение п олу ченных зн аний. Выпускник должен у меть разбираться и принимать

правильные решения в экономической, п олитической жизни общества. Но, к сожалению, как

показывают рез у льтаты экзамена, выпускник далек от совершенства. Здесь умест на б удет

1. Обществознание .10 класс: учеб. для об щеобразоват. организ аций: п рофильный

уровень/ [Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебни кова, Н.М.Смирнова и др.]; под ред.Л.Н.Боголюбова

2. Обществознание.11 к ласс: учеб. для общеобразоват. организаци й: профильный

уровень/ [Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова,Н.М.Смирнова и др.]; под ред.Л.Н.Боголюбова

3. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: прфил.

уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, -

4. Обществознание: практик у м: п особие для 11 кл. общеобразоват. уч реждений:

профил. у ровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.]; под ред.

5. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с

развернутым ответом. Авторы - составители : Лискова Т.Е., Котова О.А, Лазебникова А.Ю.

6. Т.Е. Лискова. Методические рекомендации для уч ителей, подготовленные на основе

анализа типичны х ошибок у частников ЕГЭ 2018 года п о обществознанию [Электронный

Читайте также: