Проблемы преподавания орксэ в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. [2]

Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения.

Отсюда одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начального общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, а также в создании системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания.[7]

2. Место ОРКСЭ в учебном плане начального общего образования

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики. [2]

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. [1] В то же время существование и в обществе, и в образовании противоречивой ситуации с представлением различных мировоззренческих позиций в объяснении картины мира до сих пор вызывает многочисленные споры.

3. Выбор изучения ребёнком в школе модуля ОРКСЭ

Иногда возникает такой вопрос: а зачем вообще все эти новые предметы, не только религиозные, но и нерелигиозные? Как быть, если родители, семья, не хотят, чтобы их ребёнок изучал любой из этих модулей? Получается, что всё равно изучение если не религиозных культур, так этики или религиоведения оказывается обязательным?

Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у подавляющего большинства граждан, семей в нашем обществе, что какое-либо духовно-нравственное образование и воспитание в школе, так или иначе, необходимо, что без этого компонента общее образование не может достигать своей цели.

Поэтому родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного модуля. Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы или ещё чем-либо. И в этом случае большое значение отводится работе образовательного учреждения по популяризации знаний об учебном курсе, результатом которой является осознанный выбор определенного модуля для дальнейшего изучения учащимися. [5]

4. Роль учителя в преподавании ОРКСЭ

В воспитании все дело в том, кто воспитатель! Д.Писарев

Вести курс могут только педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление на заседании городского методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ.

Проблемные моменты в преподавании предмета

Свои уроки я сопровождаю мультимедийными презентациями, карточками с творческими заданиями, использую при работе с терминами толковые словари, организую групповую работу с использованием мобильного класса.

Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются актуальные проблемы преподавания уроков по модулю " Основы православной культуры" в общеобразовательных учреждениях.

Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ.

Проблемы и пути их решения

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем потомков, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую

необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера

На этапе апробации курса стало уже очевидным, что требуется специальная подготовка учителей к преподаванию курса ОРКСЭ. Педагоги прошли курсовую подготовку. На курсах учителя:

получили ясное представление о целях, задачах и структуре нового курса;

познакомились с формами и видами организации учебной деятельности на уроках ОРК и СЭ, с методикой работы с текстами, иллюстративным материалом и т. д.

получили много методических и теоретических материалов в электронном виде;

получили знания по Основам православной культуры непосредственно от представителей церкви.

Таким образом, педагоги начали создавать методическую копилку по преподаванию курса ОРКиСЭ.

Понимая особую роль нового курса, организовали большую подготовительную работу с родителями, включающую изучение выбора обучающимися и родителями того или иного модуля, подготовку педагогов, материальной базы для преподавания курса. Для определения модуля курса было проведено анкетирование родителей, родительские собрания, с целью учета интересов обучающихся и их семей. Обеспечены условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса.

В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база курса ОРКСЭ. Школа обеспечена учебно-методическими комплектами в соответствии с выбором родителей и учащихся.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

социализации в будущем. В требованиях стандарта определены основные результаты начального общего образования, предполагающие:

формирование у обучающихся предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

воспитание основ умения учиться

способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

индивидуальный прогресс восновных сферах личностного развития

эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании

общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.

2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются аспекты гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:

•воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;

•воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине -России на основе знания ее исторического прошлого и культуры.

•воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод

сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

•развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;

•развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

•семейное воспитание -выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни

Главная Правовая информация

Выступление на тему: Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ

Выступление на тему: "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"

Ее трудно переоценить. На уроках школьникам задавались домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых должны были происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяли учителю определить, как усвоен пройденный материал, другая, имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

В конце года предусмотрены несложные творческие работы, обобщающие пройденный за год материал и посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. А также делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.

Для того чтобы сделать более продуктивным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия должны быть открытыми для посещения родителями. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда двери перед семьёй закрыты педагогическими амбициями: мы специалисты, знаем, что делаем, а эти обеспокоенные родители только мешают процессу. В данном случае такая позиция становится невозможной. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников.

Советы родителям по воспитанию детей:

1.Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

2.Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

4.Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Материалы с сайта ОРКСЭ

Читайте также: