Проблемы консультационных центров в доу

Обновлено: 05.07.2024

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям
необходима консультативная помощь специалистов.

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.

С этой целью на базе нашего детского сада создан Консультационный центр, ц елью
деятельности консультационного центра является повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям дошкольников.

Консультационный центр реализует следующие
задачи:

  • оказание методической, психолого-педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в форме семейного воспитания, а также родителям (законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, преимущественно не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ;
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения и обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  • ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

Основными формами деятельности консультационного центра являются:

  • индивидуальные и групповые консультации для родителей дошкольников, в том числе через средства массовой информации;
  • групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия для дошкольников;
  • семинары и иные формы работы с родителями (в очной и дистанционной форме).

С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра мы дали информационные объявления в СМИ, а также разместили информацию на сайте ДОУ.

Консультативный центр работает 3 раза в неделю с 14.00 до 15.30. Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.

Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов : воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.

Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.

Также в своей работе по оказанию консультационной помощи мы используем информационно-коммуникационные технологии:

1. Он-лайн регистрация детей в центр и прием необходимых документов (в электронном виде).

2. Планирование мероприятий и оповещение широкой общественности о проведении тех или иных мероприятий (создание анонсов, пресс-релизов и пост-релизов).

3. Он-лайн запись на консультации.

4. Организация и проведение вебинаров

Все данные, собранные через портал должны быть строго конфиденциальны, а полученные результаты в обработанном и обобщенном виде могут входить в отчетные материалы по деятельности центров.

Консультационный центр создан с целью повышения доступности и качества дошкольного образования через развитие вариативных форм дошкольного образования и совершенствования методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям воспитывающих детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет, в том числе и дошкольников, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации.

При создании нормативно – правовой базы Консультационного центра мы опирались на следующие документы:

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

• Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 02.07.2013)

• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)

• Приказ Управления образования

Основные задачи консультационного центра :

- обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания;

- повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей, в том числе и воспитывающих детей дошкольного возраста в форме семейного образования, а так же детей с ограниченными возможностями здоровья;

- поддержка всестороннего развития личности детей, в том числе и не посещающих дошкольные образовательные учреждения города Миньяра;

- выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и повышение их психологической компетентности в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка;

- диагностика особенностей развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер детей;

- оказание дошкольникам содействия в социализации;

- информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, которые могут оказать квалифицированную помощь ребёнку в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Принципы консультационного центра :

- личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями (законными представителями);

- сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;

- открытость системы воспитания.

В состав консультационного центра входят специалисты МКДОУ №5 г. Миньяра:

• Заведующий образовательным учреждением – направление консультирования – организационные и правовые вопросы;

• Старший воспитатель - направление консультирования - психолого-педагогическое;

• Учитель-дефектолог - направление консультирования – познавательное развитие;

• Учитель-логопед - направление консультирования – речевое развитие;

• Старшая медицинская сестра - направление консультирования – вопросы по здоровьесбережению и питанию.

Приё м родителей осуществляется по графику работы:

День недели Время Ответственный

Понедельник, пятница 13: 00-17:00 Заведующий ДОУ

Старшая медицинская сестра

Среда 10: 00-12:00 Учитель-логопед

Работу консультационного центра мы начали с распространения информационных буклетов через детскую поликлинику, на информационных стендах, размещали объявления на сайте ДОУ.

Следующим этапом было организационное собрание, с экскурсией по детскому саду. На собрании познакомили родителей с организацией работы консультационного центра. Сообщили, график работы центра.

На сегодняшний день деятельность консультационного центра рассчитана как на родителей, чьи дети от рождения до 7 лет не посещают дошкольное учреждение, так и на родителей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение.

Взаимодействие с родителями и детьми в консультационном центре проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных, заочных (дистанционных) консультациях (по письменному обращению, через организацию работы на сайте ДОУ).

Основные формы работы специалистов центра :

1. Диагностика различного профиля (в том числе и мониторинги, консультирование, коррекционно-развивающая работа.

Диагностика осуществляется специалистами центра в зависимости от запроса родителей (законных представителей).

2. Консультирование – основной вид деятельности сотрудников центра. Тематика консультирования разнообразна и касается вопросов обучения, воспитания, социализации детей от 2 месяцев до 7 лет.

• эмоциональное состояние ребенка;

• особенности воспитания ребенка с ОВЗ;

• поведенческие проблемы ребенка;

• проблемы в обучении и воспитании детей;

• особенности детско-родительских отношений;

• тревожность и страхи у детей;

• психологическая готовность ребенка к школьному обучению;

• предупреждение заикания у детей;

• использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи;

• признаки неблагополучия в психомоторном развитии ребенка раннего возраста;

• развитие психических процессов на занятиях логопеда;

• речевые игры как средство коррекции звукопроизношения и формирования лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста.

Консультации родителям специалисты центра могут оказывать посредством сети интернет, когда родители задают вопрос на сайте, а специалист на него отвечает.

Кроме устных консультаций, консультаций в сети интернет родители получают полезную информацию на печатных и электронных носителях.

• подборки практического материала.

Наиболее востребована у родителей такая форма взаимодействия, как индивидуальные консультации со специалистами по наиболее актуальным вопросам развития и воспитания их детей

На текущий 2020-2021 учебный год также составлен план работы консультационного центра

В заключении хочу сказать, что специалистами консультационного центра были проведены индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы, семинары и развлекательные мероприятия.

Надеемся, что опыт работы нашего консультационного центра будет вам полезен. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Организация центра по ПДД в холле ДОУ

Организация центра по ПДД в холле ДОУ Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге? Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей,.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольников

Организация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

План работы консультационного центра на 2015–2016 учебный год.

План работы консультационного центра на 2015–2016 учебный год. План работы консультационного центра на 2015-2016 учебный год. В 2011 году в нашем детском саду был создан консультационный центр для родителей,.

Пополнение центра театральной деятельности

Пополнение центра театральной деятельности В этом году на базе нашего детского сада прошел семинар по теме "Театрализованная деятельность в детском саду". В связи с этим в нашей.

Содержание центра экспериментальной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет по ФГОС

Содержание центра экспериментальной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет по ФГОС .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Консультационный центр в ДОУ, как одна из форм

оказания ранней помощи родителям с детьми дошкольного возраста,

Лямкина Ксения Николаевна

Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.

С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр, обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.

Основные задачи Центра:

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.

С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра мы дали информационные объявления в СМИ, а также разместили информацию на сайте ДОУ.

Консультативный центр работает 3 раза в неделю с 14.00 до 15.30. Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра. Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере.

Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов : воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка.

Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.

Так, к основным проблемам можно отнести:

- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;

- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада . Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель, педагог-психолог;

- нарушение развития речи у детей . У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь . Оказывает помощь этой категории взрослых учитель-логопед;

- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты центра;

- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.

Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.

Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра.
1. Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
2. Отвечаем на обращения родителей , присланные по электронной почте или заданные по телефону.

3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй является консультирование педагогами родителей — индивидуальное и групповое . Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды : советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.
Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности.
4. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность специалистов с родителями . Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.
5. Использование ИКТ имеет свои преимущества перед традиционными формами работы с родителями. Эффективным средством знакомства с особенностями работы того или иного специалиста центра является мультимедийная презентация для взрослых по актуальным вопросам с целью ознакомления, обучения и вовлечения родителей в процесс развития и образования детей дошкольного возраста.
Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как включает самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, видео- и аудио-фрагменты, элементы анимации. Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиа-пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Используем показ элементов коррекционных занятий специалистами Центра.

Анализируя деятельность по работе консультационного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись :
- с целью привлечения родителей к деятельности нашего Консультационного центра мы вынуждены неоднократно подавать информацию в местные СМИ , мы ищем разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
- нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов : учителей-логопедов и педагогов-психологов. Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и нуждаются в комплексной помощи специалистов;

- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра.

В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике , современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома , в формировании практических навыков.

Посещает ли Ваш ребенок дошкольное образовательное учреждение?

Если НЕТ – эта информация для Вас!

Специально для Вас на базе нашего детского сада функционирует КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР психолого-педагогической поддержки развития детей дошкольного возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Искренняя заинтересованность взрослых-родителей, педагогов создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Консультационный центр для родителей, созданный на базе ДОУ, является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста, создан в целях обеспечения единства преемственности семейного и общественного воспитания, оказания методической и консультативной помощи родителями (законным представителям), дети которых посещают и не посещают ДОУ, поддержки всестороннего развития личности детей.

Цели Консультационного центра:

· Обеспечить преемственность семейного и общественного воспитания и образования;

· Оказание квалификационной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому;

· Поддержка всестороннего развития личности.

Задачи Консультационного центра:

· Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

· Оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения разных стартовых возможностей при поступлении в школу;

· Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение;

· Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Консультационный центр работает:

Организация методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов:

Педагог-психолог:

- проконсультирует родителей по вопросам развития и воспитания дошкольников;

- окажет диагностическую помощь родителям;

- даст рекомендации по профилактике различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;

- проведет психологические тренинги с родителями детей по снятию у них тревожности, напряженности и получению эмоциональной поддержки.

Учитель-логопед:

- проконсультирует по вопросам речевого развития;

- проконсультирует родителей о путях и формах преодоления речевого несовершенства их ребенка;

- проведет с родителями просветительскую и разъяснительную работу о значении раннего коррекционного воздействия на речевой дефект у ребенка.

Учитель-дефектолог:

- проконсультирует родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

- определит уровень сформированности учебных навыков ребенка, организация занятий по приобщению родителей к учебной деятельности с ребенком;

- обучение родителей методикам проведения коррекционных занятий;

выступления перед родительской общественностью по вопросам педагогической реабилитации детей.

Старший воспитатель:

- проконсультирует по вопросам развития, обучения детей дошкольного возраста;

-даст рекомендации по организации игровой деятельности.

Инструктор по физической культуре:

- проконсультирует по вопросам физического воспитания детей;

- даст рекомендации по созданию условий для закаливания и оздоровления детей и профилактике различных отклонений в физическом развитии;

- проконсультирует по вопросам формирования здорового образа жизни, проведения закаливания,

Музыкальный руководитель:

-проконсультирует по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.

Для оказания помощи семьям специалисты консультационного центра могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительного информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультационного центра ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

Порядок предоставления помощи родителям (законным представителям) специалистами консультационного центра

Получить дополнительную информацию или записаться на консультацию к специалистам можно по телефону: (36561) 5-71-60 с 09.00 до 16.00 ежедневно.

Порядок записи на консультацию по телефону:

Позвонить по указанному номеру телефона и сообщить цель вашего обращения в детский сад (запись к специалисту Консультационного центра).

По просьбе сотрудника детского сада назвать свою фамилию, имя, отчество, номер телефона для обратной связи, фамилию, имя, отчество своего ребенка, его дату рождения, кратко сформулировать свою проблему, вопрос, назвать специалиста, с которым хотели бы проконсультироваться.

После регистрации обращения, сотрудник детского сада согласует дату и время консультации со специалистом и перезвонит Вам.

Родители могут получить помощь специалистов в дистанционном форме (через электронную почту заявителя).

Порядок оказания помощи специалистами в дистанционной форме:

Заполните ЗАЯВЛЕНИЕ-АНЕТУ в электронном виде

Для получения очной консультации специалиста Консультационного центра заявитель (родитель) должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность с подтверждением статуса родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка (паспорт гражданина РФ), справку о состоянии своего здоровья от терапевта, справку о состоянии здоровья ребенка из детской поликлиники.

Консультационный центр функционирует бесплатно, его могут посещать родители и дети, не посещающие и посещающие детский сад.

ПРИХОДИТЕ К НАМ! ЗВОНИТЕ НАМ! ПИШИТЕ НАМ!

БУДЕМ РАДЫ ВАМ ПОМОЧЬ!

Для обеспечения и функционирования деятельности Консультационного центра ведется следующая документация:

Читайте также: