Проблемы классного коллектива в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024


АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СПЛОЧЕННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Преувеличенное внимание к проблемам групповой деятельности стало заметной чертой российской психологии на рубеже ХХ-ХХI веков. Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна, развитая в дальнейшем К.А. Абульхановой, А.Л. Журавлевым, А.В. Петровским и другими учеными, дополненная положениями представителей иных школ и направлений отечественной психологии, занимает сегодня ведущее место в ее методологическом фундаменте. Однако необходимо констатировать, что по степени и глубине проработки проблематика коллектива значительно уступает исследованиям субъекта в его традиционном понимании, т.е. как отдельного человека. В последние десятилетия отмечается резкое снижение интереса психологов к исследованию данной темы.

Обобщение целого ряда отечественных и зарубежных исследований показывает, что феномен сплоченности проявляется во многих видах деятельности, при этом в качестве индикаторов сплоченности выделяют: мотивационные и побудительные основы, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная привязанность и взаимная привлекательность членов группы, статусно-ролевые позиции. (Г.М. Андреева, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Н.П. Фетискин и др.).

Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов. В исследованиях А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С.Макаренко были раскрыты вопросы влияния коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества.

Научные работы Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского раскрыли вопросы влияния личности настановление и развитие коллективов.

Л.Я. Карпенко, В.В. Шпалинский, М.Г. Ярошевский считают сплоченность результатом ценностно-ориентационного единства. А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, Ю.Л. Неймер определяли сплоченность единством поведения индивидов определенной группы. П.И. Третьяков, Т.Н. Шамова рассматривают сплоченность в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Одним из первых феномену групповой сплоченности посвятил ряд исследований американский психолог Л. Фестингер, именно ему и принадлежит одно из основных определений групповой сплоченности. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего - эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется, прежде всего, в процессе совместной трудовой деятельности

Сплоченность группы имеет особое значение, так как она является одной из основных характеристик группы. Сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Следует отметить, что чем выше единство мнений членов коллектива по, тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива.

Необходимо, чтобы каждый в группе научился понимать, оценивать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции других членов группы. В сплоченном коллективе каждому его члену на первый план приходится ставить не личные, а общественные цели.

Следует отметить, традиционно принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Кроме того, зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов определяется тем, насколько принятые нормы поведения в группе нацелены на достижение высоких результатов ее работы.

Изучая уровень сплоченности классного коллектива (3 класс) мы выявили низкий уровень сплоченности, проблемы в межличностном общении и высокий уровень конфликтности. В классе присутствуют сложности межличностного общения, прослеживается высокий уровень конфликтности, большой процент неудовлетворенности школьной жизни. Данные результаты говорят о необходимости работы с данным коллективом школьником по повышению уровня сплоченности и налаживанию межличностных отношений, что, в свою очередь, поможет понизить уровень конфликтности и повысить уровень удовлетворенности школьной жизнью. Проблемы формирования сплоченного, дружного коллектива, имеющего общую цель, воспитание ценностного отношения к коллективу одноклассников и учебному коллективу, как к единому целому, обозначенные задачи возможно решить, применяя различные формы внеурочной деятельности как необходимые средства повышения уровня сплоченности коллектива учащихся младшей школы. Данные изменения необходимы для дальнейшей совместной работы учащихся.

Читайте также: