Проблемы и перспективы высшей школы

Обновлено: 08.07.2024

Перспективы развития высшего образования в России напрямую зависят от следующих основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства;

2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса в любой другой области;

3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и сопутствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна оставаться один на один с рынком; для нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений;

4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;

5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

Хорошая основа для проведения адекватной государственной политики в области высшего образования была заложена Законом "Об образовании", принятым Верховным Советом Российской Федерации и Указом № 1 Президента России. Однако провозглашенные в этих документах принципы, как было уже отмечено выше, долгое время остаются на уровне деклараций.

В Закон "Об образовании" включены следующие весьма прогрессивные положения.

Впервые интересы личности в системе образования ставятся на первое место. В первой же фразе преамбулы закона образование определяется как "целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. ". Первая статья первого раздела провозглашает сферу образования приоритетной в Российской Федерации. В статье второй, формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер управления и автономность образовательных учреждений.

Впервые в нашей новой истории государство готово оказывать содействие гражданам, проявившим выдающиеся способности в получении элитарного образования. Граждане России и других государств получили право выступать учредителями образовательных учреждений в Российской Федерации. Содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации". Законодательно закреплена факультативность прохождения студентами военной подготовки, отнимающей много времени и сил у них и часто отрицательно влияющей на профессиональную подготовку.

Согласно п. 2 ст. 40, "Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода". Все образовательные учреждения в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, предусматриваются также налоговые льготы отечественным и иностранным инвесторам в систему образования.

Запрещаются любые формы дискриминации выпускников частных учебных заведений, их права полностью приравниваются к правам выпускников государственных школ и вузов. Законом также предусмотрены до сих пор не выполненные гарантии материального обеспечения "Размер средней ставки и должностного оклада. для профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений устанавливается на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности". Причем запрещается изыскивать средства на эти цели за счет повышения нагрузки преподавателей.

При исполнении профессиональных обязанностей за преподавателями закрепляется право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников, приемов оценки знаний. Педагогические работники имеют право на оплачиваемый отпуск для повышения своей квалификации длительностью до одного года не реже 1 раза в 10 лет. Преподаватель вуза имеет право безвозмездно читать тот или иной учебный курс, параллельный существующему, и руководство вуза обязано обеспечить ему для этого соответствующие условия.

Перечисленные выше и многие другие положения Закона "Об образовании" позволяют констатировать, что в России создана хорошая законодательная база для развития образования в целом и высшего образования в частности. Однако реализация заложенных в законе возможностей будет зависеть от экономической ситуации в стране, общественно-политической обстановки и реальной политики исполнительной власти в области образования. Многое будет определяться и способностью всего преподавательского корпуса и особенно руководства вузов наладить эффективную деятельность вузов в новых условиях, организовать цивилизованный рынок образовательных услуг, не дожидаясь благодеяний "сверху".


Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация.

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека, являющегося базовым компонентом социально-экономического благополучия государства. Система высшего образования выступает в качестве основного механизма такого развития, так как она построена на процессах систематизации, творческой переработки и организованного усвоения социокультурного опыта предшествующих поколений. Кроме того, интеллектуальное развитие социума — это основа модернизации и инновационной деятельности в условиях современной мировой экономики: от того, насколько приблизится уровень высшего образования к современным мировым требованиям и тенденциям, зависит благосостояние общества, стабильность экономики государства и статус внешней политики. Таким образом, задача совершенствования системы образования государства является одной из наиболее актуальных и приоритетных в современном обществе.

Начало 21 века — важнейший этап на пути модернизации и глобализации в сфере высшего образования: он ознаменован созданием единого пространства высшего образования на основе добровольного сотрудничества европейских стран — подписанием Болонской декларации 1999 г.

Российская Федерация стала участником Болонского процесса в 2003 г., и этот шаг стал основным на пути к созданию новой системы высшего образования, отвечающей всем нормам и стандартам, принятым в европейских странах. Так, у университетов страны появилась возможность для разработки собственных образовательных программ с учетом требований и стандартов, ориентированных на мировой рынок труда: многоуровневость образовательного процесса, его переориентация на формирование необходимых компетенций, обеспечение академической мобильности студентов и др.

  1. Вопросы финансовой поддержки деятельности университетов.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, Россия (4,1 %) занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных [3].

  1. Низкий уровень практической ценности научной деятельности российских педагогов.

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира, Россия (0.806) по данному показателю находится на тридцать втором месте из ста восьмидесяти восьми возможных [3]. Это стало причиной низкого рейтинга российского образования в мире и неподготовленности выпускников российских вузов к практической деятельности.

  1. Отсутствие программы подготовки на английском языке.

Трансакадемичность — главная цель Болонского процесса, в России данное направление совершенно не развито. Уровень преподавания иностранного языка также остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность российских дипломов.

  1. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения.

Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности и профессии. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело; специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах: причиной этому является низкий уровень заработной платы.

  1. Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое.

‒ в подавляющем большинстве ВУЗов страны процветает взяточничество, а знания студентов оцениваются, исходя из финансовой составляющей данного вопроса;

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? В данной работе мы выделили следующие:

  1. Внедрение независимой (!) двухступенчатой системы контроля знаний студентов: 1 ступень — после второго курса, 2 — перед получением диплома.
  2. Интернационализация высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов (возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок).
  3. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Ведущими методами обучения должны стать онлайн-курсы, дискуссии, дидактические игры, тренинги и др.
  4. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования.
  5. Корректировка форм реализации и содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному уровню гуманитарного, естественнонаучного знания и его технологического сопровождения. Эта тенденция имеет системную связь с обновлением кадрового состава инновационного вуза.

Необходимо модифицировать привычную модель лекционно-семинарского обучения, что способствует росту свободы студентов в выборе путей освоения учебного материала в соответствии с образовательными программами; преподаватель будет переориентирован с передачи информации по содержанию учебной дисциплины на активное взаимодействие со студентами, создание условий для их мотивации к самостоятельному поиску и овладению необходимой информацией.

  1. Обновление материально-технической базы высших учебных заведений.

Современная ситуация, характеризующаяся наличием острой конкуренции на международной арене, стремительной модернизацией технологий, экономической нестабильностью, приводит к необходимости организации подготовки стрессоустойчивых и готовых к работе в постоянно меняющихся условиях профессионалов, способных к креативному мышлению и решению сложных задач.

При этом особую роль играет и сохранение эффективных традиций классической модели образования, так как их применение, несомненно, окажет положительное влияние на становление мощной, конкурентоспособной системы российского образования.

Такой вектор усилий позволит России вернуться в число мировых держав, претендующих на роль лидера в глобальном образовательном пространстве в ближайшие десятилетия.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Россия, Болонский процесс, высшее образование РФ, российское образование, электронный ресурс, образовательная система, образовательный процесс, российская Федерация, современное общество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Л. Ф. Султанова

Доцент, к. п. н.

М. А. Хисамова

Студентка 4 курса ХГФ

БГПУ им. М. Акмуллы

г. Уфа

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

Положительной чертой современной фазы развития общества является понимание того, что в современных условиях самым ценным ресурсом государства являются не энергоносители и золотой запас, а человеческие интеллектуальные ресурсы ( Human Intellectual Resources ). Высшее профессиональное образование является важнейшим инструментом развития интеллектуального потенциала общества потому, что оно совершенствует технологии подготовки высококвалифицированных специалистов, которые в свою очередь обеспечивают развитие производительных сил и увеличение духовного потенциала общества [4].

Практическая деятельность образовательных учреждений и функционирование всей отрасли образования показывает, что условия формирования и функционирования этих учреждений, установленные государством, создают трудности в их функционировании и требуют дополнительного государственного вмешательства [2, с. 303].

В современной литературе нередко предпринимаются попытки обозначить проблемы развития высшего образования. В числе факторов мирового кризиса в сфере высшего образования отмечаются:

территориальность - неспособность предоставить всем желающим возможность получения необходимого образования;

консерватизм - отставание получаемых знаний от уровня развития информатизации и технологий;

инерционность - низкая адаптивность систем образования к различным социально-экономическим условиям;

локальность - специфичность образования, получаемого в отдельном учебном заведении;

ограниченность - невозможность региональных вузов обучать желающих всему спектру специальностей на отдельной территории [2, с.305].

Особенности работы ряда вузов страны и подготовка специалистов за рубежом позволяет сделать вывод об определенной деградации высшего образования России как системы, причем это явление развивается, по сути, экспоненциально. Основные причины деградации определяются рядом факторов: политических, экономических, демографических и гносеологических [7, с. 38].

Политические причины. Изоляционизм от достижений зарубежной науки во второй половине ХХ века привел к резкому падению массового уровня последовательно в технике, науке, научном оборудовании, системе подготовки, как специалистов народного хозяйства, так и педагогических кадров, на которых особенно остро отражался образовательный и педагогический инцест.

Экономические причины. Нерациональность развития экономики страны, имеющей преимущественно сырьевой и затратный характер в сочетании с низким уровнем техники и технологии в большинстве отраслей промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, кризисные явления приводят к финансированию образования практически по остаточному принципу и к снижению уровня образования.

Демографические причины. Снижение уровня рождаемости, числа абитуриентов приводит к резкому снижению качества их школьной подготовки и, как следствие, к затратам сил и средств в вузе для минимального повышения уровня знаний студентов на первых курсах.

Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации. В некоторых западных странах предусмотрены различные формы получения дополнительных знаний и навыков, которые могут понадобиться для практической деятельности на определенном рабочем месте. Это может быть дополнительное обучение на предприятии или в вузе по заказу предприятия, так называемый период стажировки в организации с целью накопления опыта и сдачи квалификационных экзаменов по данной специальности. В России квалификационные экзамены не предусмотрены: выпускник получает квалификацию вместе с дипломом о высшем профессиональном образовании. Другой причиной смены образовательной системы в России является развитие науки и интенсивность наращивания научного потенциала [6].

В отличие от российских коллег у американских и европейских преподавателей есть резерв времени, а значит, возможность заниматься наукой по дополнительным грантам в рамках многочисленных государственных и частных программ. Наукой вузы США занимаются серьезно, т.к. эффективность научной работы – основная составляющая рейтингов вузов. Вузы Европы, Америки и Китая закупают оборудование для нанотехнологий, создают исследовательские лаборатории, которые высокоэффективны за счет привлечения дешевого труда специалистов [4, с.26].

Становится понятно, что не только нашему высшему образованию не хватает глубины, гибкости, четкости планирования и реформирования, но и у экономики страны нет пока потребности в таких формах образования. Потому как именно потребности экономики, науки, культуры и т. д. диктуют уровень и структуру образования. Таким образом, ясно, от чего зависит и на что должна опираться система высшего образования, ее реформы. Если не будет широко и открыто обсуждаемых программ развития высшего образования, фундаментальной материальной базы и, наконец, должного финансирования (в долях ВВП и в абсолютных показателях), то никакие другие преобразования нельзя считать реформой высшего образования [3, с.21]

Современная вузовская образовательная система является очень гибким, динамично развивающимся механизмом, который требует постоянного обновления, как содержания образования, так и его методической системы в области способов и средств обучения [5].

Инновационность современного образовательного пространства высшего учебного заведения находится в поле зрения многих российских ученых: Г.А. Бордовский, В.П. Делия, В.Я. Ляудис, В.Л. Матросов, А.Ю. Панасюк, М.М. Поташник, А.И. Пригожин, Ю.В. Пушкарев, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицина, Л.С. Шайдурова, Т.И. Шамова, М.И. Шилова, О.Г. Юсуфбекова и др.). Разрабатывается проблематика формирования инновационной личности (Т.К. Клименко, Б.И. Хасан, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.). Оформляются инновационные педагогические технологии (Ю.В. Громыко, М.Н. Гуслова, Н.В. Горбунова, А.П. Зинченко, В.Г. Кинелев, М.В. Кларин, Н.В. Наливайко, А.П. Панфилова, В.С. Собкин, А.А. Тюков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.) [1].

Виртуальное образование имеет ряд преимуществ, наибольшими из которых являются удобство и широкие образовательные возможности. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Данные образовательные услуги максимально действенны, например, как быстрый и удобный способ получения второго высшего образования или как способ повышения квалификации после среднего специального образования. Важной проблемой здесь является момент практики, который не отделим от теоретического курса и позволяет приобрести и проверить навыки студентов. Здесь важно понимать, что виртуальные технологии не могут полностью заменить традиционное образование, но смогут сделать его более удобным для освоения и разнообразным [8].

Одной из важнейших проблем обучения является эффективное представление учебной информации. Современные мультимедийные технологии позволяют решить данную проблему. Понятие мультимедиа охватывает широкий спектр значений: это и технология создания, и сам продукт, и технологическое обеспечение, и, в итоге, качественно новый вид информации, включающий в себя все известные виды информации.

Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе вуза, с одной стороны, обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать при создании и применении электронного пособия, а с другой – имеет значительный дидактический потенциал, который может быть реализован даже преподавателем – неспециалистом в области информационных технологий [5].

Высшее профессиональное образование является важнейшим для развития интеллектуального потенциала общества. Однако предпринимаются попытки обозначить проблемы развития, причины деградации высшего образования. Многие ученые занимаются усовершенствованием современного образовательного пространства. Система высшего образования опирается и зависит от потребности экономики, науки, культуры и т. д. Для реформирования высшего образования нужны программы развития, фундаментальная материальная база и должное финансирование. И в скором будущем возможно внедрение инновационных педагогических технологии в образовательный процесс.

Барахович И. И. Инновационный путь развития современного образования: необходимость и неизбежность // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6

Волобуева И. Н. Государство, его место и роль в развитии современной сферы образовательных услуг // Экономическая наука и образование. Экономические Науки. – 2010. - № 9(70). - С. 303-306

Гильмутдинов Р.З. О перспективах развития высшего образования // Современные проблемы и инновационные перспективы высшего образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27.05.2010 г.). – Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. – С. 18–22

Доломатов М.Ю. Проблемы и мифы высшего профессионального образования в России // Современные проблемы и инновационные перспективы высшего образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27.05.2010 г.). – Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. – С. 22–26

Зарипов С. Н. Использование мультимедиа в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5

Михеева Ю.В. Роль государства в изменении системы высшего образования // Современные проблемы и инновационные перспективы высшего образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27.05.2010 г.). – Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. – С. 32-33

Самойлов Н.А. О некоторых причинах негативных явлений в высшем образовании России // Современные проблемы и инновационные перспективы высшего образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции (27.05.2010 г.). – Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. – С. 37-41

Степанцева О. А. Современное состояние виртуального образования и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3






Планетологи из США и Японии предполагают, что спутники Марса — Фобос и Деймос — образовались из осколков, возникших после столкновения другого более массивного спутника с Красной планетой.


Постановлением правительства РФ вдвое увеличены ежемесячные выплаты членам государственных академий наук. Текст постановления опубликован на официальном сайте кабинета министров.


Шведский дизайнер Оскар Пернефельдт (Oskar Pernefeldt) создал макет флага Земли, который может быть использован космонавтами в экспедициях и размещен на других планетах.


Авторская реконструкция причин и механизмов реформы РАН и ее последствий.

Российский научный фонд (РНФ) преодолел важный этап в своем развитии: завершена дебютная отчетная кампания грантополучателей фонда. На днях Правление РНФ утвердило решение Экспертного совета по отчетам за первый, хотя и неполный, год исследований. Большинство исполнителей проектов получили высокие оценки и отправились на второй круг, с дистанции сошли единицы.


Запущен механизм реструктуризации институтов Академии наук.


Глава РНФ Александр Хлунов рассказал о сокращении бюджета на научные гранты, лукавстве ученых и недоверии Европы

№ 4 / январь

Прямая речь

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения


Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Часть вторая: проблема платной формы обучения


Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

А как решается эта проблема в других развитых странах? Рассмотрим наиболее близкую мне, да и российскому образованию, систему университетского образования в Германии, которая признается одной из лучших в Европе. В Германии работают около 360 вузов, из которых 104 университета. Более 90% университетов — государственные, причем в них нет платной формы обучения. Частные университеты, которых очень незначительное количество, готовят специалистов в области бизнеса, искусства, права и финансов. Государственные университеты обеспечивают выпуск специалистов по всей широкой номенклатуре специальностей, необходимых для функционирования экономики страны. Студенты государственных университетов за обучение не платят, с них берется взнос (примерно 100–300 евро в семестр), часть которого идет на обеспечение льгот при питании в университетской столовой и транспортные льготы. Стипендию студенты не получают, за исключением специальных именных стипендий особо выдающимся студентам. Хочу еще раз подчеркнуть: в государственных университетах Германии отсутствует платная форма обучения. На платной основе обучение осуществляется исключительно в частных университетах! Государственные университеты Германии имеют современное научно-техническое оснащение и развитую инфраструктуру, удовлетворяющую самым высоким современным требованиям. При университетах функционирует широкая сеть НИИ (например, исследовательские институты общества Макса Планка), которые имеют целью обеспечить высокий уровень научных исследований в университетах и их тесную взаимосвязь с учебным процессом. Профессора университетов Германии избираются открытым (международным) конкурсом, утверждаются на должность министром образования Германии.

Государство, в котором мы живем, вполне устраивает сложившаяся система высшего образования. Любой школьник, завершивший среднее образование, может поступить в вуз. План приема сейчас превышает число окончивших школу. Благодаря классическим университетам и специализированным институтам, зарекомендовавшим себя еще в СССР, в России обеспечивается воспроизводство специалистов, удовлетворяющих требованиям сегодняшней экономики. Выпускники вузов решают проблему поддержания имеющегося производства, энергетики, транспорта и т. д. Не возникает проблемы повышения качества выпускаемых специалистов, так как в целом нет развития экономики в здравом смысле понимания этой проблемы. И все это в равной степени относится к любой государственной подсистеме, будь то милиция, суды и судопроизводство, налоговая служба, киноиндустрия, машиностроение и т. д.

Являясь все-таки оптимистом по своей природе, хочу надеяться, что модернизация возможна, и она рано или поздно будет осуществлена. Так чтó и кáк можно и нужно поменять в системе высшего образования и из каких критериев исходить? Думаю, что велосипед изобретать не стоит. Необходимо следовать примерам построения и функционирования системы университетского образования в Европе. Приоритет — резкое увеличение ассигнований в развитие вузовской науки. Начать надо с классических университетов. Необходимо, в конце концов, глубоко осознать, что без науки образования, способного повлиять на модернизацию экономики, быть не может. Это первое. Второе — надо, наконец, решить проблему финансирования вузов, проблему оплаты труда преподавателей.

Более конкретно, предлагаю сделать следующее:

Для более детальной проработки и реализации предложенного плана необходимо, прежде всего, определиться в главном. Является ли развитие фундаментальной и прикладной наук в вузах России необходимым условием их функционирования? Ответ на этот вопрос будет определять приоритеты в практической реализации предложенной программы. В частности, исходя из ответа на указанный вопрос, легче решить проблему оптимального количества вузов и университетов.

В заключение хочу отметить следующее. Я не настолько романтик, чтобы не понимать всей сложности решения проблем в плане реализации сформулированной программы. Не нужно революций! Но необходимо по крайней мере разработать реалистичную, прагматичную, согласованную современную программу действий, которая отвечала бы всем требованиям времени. Пусть ее реализация займет много времени. Но это будет нормальный эволюционный процесс, который в итоге даст реальный и нужный результат.

Читайте также: