Проблема зож в школе

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни среди школьников. Здоровый образ жизни – это стиль жизни, активная жизнедеятельность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровьям и на основе сформированных привычек и стереотипов поведения. Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни происходит в процессе социализации и воспитания, ведущую роль играют семья и общеобразовательные учреждения. Представлены результаты исследования отношений учащихся МБОУ Лицея 15 г. Ставрополя к здоровому образу жизни. Выявлены основные проблемы в формировании здорового образа жизни школьников: нарушение рекомендованных нормативов сна в течение суток, принципов здорового питания, низкая вовлеченность в систематические занятия физической культурой и спортом, несоблюдение рационального режима работы за компьютером и электронными устройствами, вовлечение в употребление алкогольных напитков, распространение депрессивных и стрессовых состояний. Сделан вывод о необходимости приобщения детей и подростков к мировому уровню культуры здоровья, формирование у них мотиваций и потребности в сохранении и укреплении здоровья, включение убеждений и знаний о здоровом образе жизни в инфраструктуру повседневной жизни, учебной деятельности и отдыха.


Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохра­няет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания со стороны системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Охрана здоровья населения является приоритетной задачей государственной политики современного российского общества.

Однако, несмотря на предпринятые в последние годы масштабные меры по охране здоровья граждан, улучшения функционирования системы здравоохранения, проблема здоровья граждан, в том числе и детей и подростков, остается по-прежнему актуальной.

Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни – это прежде всего процессы социализации и воспитания. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни подростков и молодёжи является семья и школа, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в сово­купности составляющие здоровье всего общества в целом [2,3].

Цель исследования: анализ особенностей формирования здорового образа жизни и отношения учащихся общеобразовательных учреждений к здоровому образу жизни (на примере МБОУ Лицея № 15 г. Ставрополя).

Материалы и методы. С целью изучения отношения учащихся к здоровому образу жизни было проведено социологические исследование. Основу исследования составила стандартизированная анкета. В исследовании приняли участие учащиеся 6–11 классов МБОУ Лицей №15 г. Ставрополя. Исследование было проведено в апреле 2017 года. Респонденты были выбраны на основе случайной выборки. В выборочную совокупность вошли 180 респондентов, что составляет 13,4 % от генеральной совокупности (общего числа учащихся образовательного учреждения). После проверки достоверности и правильности заполненных анкеты и выбраковки для анализа были использовано 174 анкеты. В исследовании приняли участие 50,6 % юношей и 49,4 % девушек.

Данные, собранные путем анкетирования, были обработаны с помощью программы SPSSBase 17. В целом структура опрошенных соответствует расчетной выборочной совокупности и может быть распространена на генеральную совокупность со степенью погрешности ошибки выборки ± 4 % при уровне точности 99,7.

Результаты и обсуждение. Согласно статистическим данным медицинской службы лицея № 15 г. Ставрополя, составленным на основе профилактических осмотров, большинство учащихся (65,8 %) относятся ко второй группе здоровья. Практически каждый четвертый осмотренный ребенок в 2016 г. имеет пониженную остроту зрения, а 13 % нарушение осанки (рис. 1).


Рис. 1. Выявленные нарушения состояния здоровья учащихся МБОУ Лицей № 15 г. Ставрополя в 2014–2016 гг.

В силу возрастных особенностей, опрошенные школьники достаточно высоко оценивают состояние своего здоровья. Более 62 % опрошенных оценивают состояние своего здоровья как хорошее. 32,9 % как удовлетворительное, и лишь 4,6 % как неудовлетворительное.

Соблюдение учащимися режима дня является основой формирования здоровья детей. Не менее 7–8 часов в день спят только практически половина учащихся, каждый третий опрошенный спит 5–6 часов в день, меньше 6 часов в сутки спит 11,6 % детей.

Ежедневно завтракают лишь половина участвующих в исследовании детей. 30 % завтракают время от времени. 13,3 % завтракают очень редко, а 5,8 % никогда не завтракают перед школой.

Приверженность здорового питания является не только основой для соблюдения здорового образа жизни, но и залогом крепкого здоровья и предупреждения развития различных заболеваний. В ходе проведения исследования учащимся было предложено выбрать принципы здорового питания, на которые они ориентируются в своей жизни. Рейтинг основных принципов здорового питания школьников представлен на рисунке 2.


Рис. 2. Рейтинг принципов здорового питания школьников

(Каким принципам здорового питания Вы придерживаетесь в своей жизни?)

Систематические занятие физической культурой и спортом является залогом крепкого здоровья, мотивацией соблюдения здорового образа жизни. Согласно результатам проведенного исследования 44,2 % опрошенных посещают спортивную секцию или клуб, 39 % – делают это периодически, когда возникает желание или есть время. 12,2 % систематически, спортом не занимаются 16,9 % учащихся. В свободное время наибольшей популярностью у несовершеннолетних пользуется: катание на велосипеде – 32,2 %; роликах, самокате – 14,4 %, гироскутере – 9,8 %, скейтборде – 7,5 %. Из числа опрошенных 8 % играют в футбол, баскетбол.

Современные компьютерные и информационные технологии стали сегодня неотъемлемым элементом жизни современных школьников. С одной стороны, компьютерные технологии на новом более качественном уровне обеспечивают доступ к информации, но, с другой стороны, негативным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков.

Основными вредными факторами воздействия на человека компьютера являются:

- широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;

- сидячее положение в течение длительного времени;

- эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность);

- перегрузка суставов кистей;

- повышенная нагрузка на зрение;

- влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации) [6].

Как показали результаты исследования, не более 2 часов в день за компьютером проводят только 20,8 % опрошенных, не более 4 часов – 31,8 %. Более 6 часов в день за компьютером проводят 17,3 % опрошенных. При этом с возрастом резко возрастает длительность нахождения подростков за компьютером. Так, например, если в 6 классе за компьютером более 6 часов проводят 7,7 % опрошенных, то в 11 классе эта цифра уже равна 41,4 % (рис. 3).


Рис.3. Среднее количество времени, проводимое за компьютером в сутки

(Сколько времени Вы в среднем проводите за компьютером, планшетом?)

Ранее вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков остается одной из самых актуальных проблем современного российского общества. Согласно законодательству Российской Федерации за употребление алкогольных напитков несовершеннолетние и их родители несут административную ответственность. Однако, как показывают результаты исследования, никогда не употребляли алкогольные напитки лишь 53 % опрошенных, при этом практически 10 % употребляли крепкие алкогольные напитки.

На рисунке 4 представлена динамика употребления алкогольных напитков от 6 до 11 класса. Если в 6 классе 69 % подростков никогда не употребляли алкогольных напитков, то к 11 классу их процент равен 20,7 %.

В ходе исследование анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.


Рис. 4. Степень вовлеченности несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков (Вкус каких алкогольных напитков вам знаком?)

В ходе исследования анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.

Важным компонентом здорового образа жизни здоровья является психическое здоровье. В последние годы проблема роста депрессивных и стрессовых состояний приобретает особую значимость и актуальность. 10,4 % учащихся лицея № 15 постоянно испытывают состояние стресса и депрессии, 59,5 % – время о времени, а 30,1 % – никогда (рис. 5).


Рис. 5. Самооценка стрессового состояния

(Как часто Вы испытываете состояние стресса, депрессии?)

Более всего стрессовым состояниям подвержены учащиеся 9-х и 11-х классов. Можно предположить, что во многом основными причинами стрессовых состояний являются предстоящие экзамены и сложности выбора дальнейшего образования (рис. 6).


Рис.6. Причины возникновения стрессовых состояний у школьников

Основными факторами, вызывающими стрессовые состояния для школьников является плохие оценки и проблемы с учебой, взаимоотношения с родителями вызывают стрессовые состояния у 27,6 % опрошенных. Настораживает тот факт, что у 12 % опрошенных состояние стресса и депрессии вызывает одиночество.

Выводы. Таким образом, можно с определенной степенью уверенности утверждать, что образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья детей и подростков и нуждается в постоянном внимании как со стороны медицинских работников, так и работников образования и специалистов социальной сферы.

Проведённое исследование свидетельствует о наметившихся негативных тенденциях и проблемах в формировании здорового образа жизни современных школьников: нарушение рекомендованных нормативов сна в течение суток, принципов здорового питания, низкая вовлеченность в систематические занятия физической культурой и спортом, несоблюдение рационального режима работы за компьютером и электронными устройствами, вовлечение в употребление алкогольных напитков, распространение депрессивных и стрессовых состояний.

Приоритетными направлениями социально-педагогической работы в области формирования здорового образа жизни являются: формирование культуры здорового питания; противодействие потреблению табака; предупреждение формирования зависимых форм поведения от алкоголя, наркотических и психоактивных веществ; реализация спортивно-оздоровительных программ, мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждение стрессовых и депрессивных расстройств, в том числе и суицидального поведения.

Деятельность общеобразовательных организаций по формирования здорового образа жизни должна носить комплексных характер и включать в себя информационно-просветительский, педагогический, психологический, социальный и медико-профилактический компоненты.

Ознакомление с педагогическими средствами формирования и воспитания здорового образа жизни школьников. Характеристика особенностей рационального питания, как фактора здорового образа жизни школьника. Рассмотрение суточного набора продуктов школьников.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.04.2017
Размер файла 50,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме здоровья детей, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Здоровье детей школьного возраста с каждым годом приобретает тенденцию к ухудшению. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

Цель исследования - теоретически обосновать проблему формирования здорового образа жизни школьников.

Объект исследования - формирование здорового образа жизни. школьников

Предмет исследования - педагогические средства формирования здорового образа жизни школьников.

1. Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни школьников

1.1 Особенности формирования здорового образа жизни школьников

Под формированием здорового образа жизни школьников следует понимать процесс, направленный на формирование типичных форм и способов повседневной жизнедеятельности ребенка, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, для сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни школьников включает в себя две составляющих: навыки здорового образа жизни (привычки гигиены, питания, занятий спортом и пр.) и представления о здоровом образе жизни (знания и установки на здоровый образ жизни). И навыки и представле6ния о здоровом образе жизни являются обязательными составляющими. Только навыки здорового образа жизни (питание, занятия спортом), скажем, выполняемые в соответствии с требованиями окружающих, обстоятельств, не определяют здорового образа жизни личности, поскольку при устранении требований или особых обстоятельств, в которых выполняются навыки здорового образа жизни, ребенок может начать вести и другой образ жизни. Очевидно, что для сознательного формирования и выполнения навыков здорового образа жизни необходимы мотивационные установки, обуславливающие такое поведение. В то же время мотивационные установки без возможности проявления навыков поведения здорового образа жизни (в силу создавшихся условий) также не обеспечивают здорового образа жизни.

О.В. Рамзаева выделяет следующие компоненты здорового образа жизни:

1. Позитивное мироощущение.

2. Укрепление физического здоровья.

3. Ограничение негативных влияний окружающей среды.

4. Рациональное питание.

5. Отказ от вредных привычек (угрожающих здоровью).

Проблема формирования представлений и навыков ЗОЖ у школьников тесно связана с проблемой подбора педагогических средств, с помощью которых реализуется эта задача.

При изучении специальной литературы, выделены следующие педагогические средства: беседа, консультация, лекция, тренинг, игра, контроль и пр. Учитывая специфику школьного возраста, все названные средства могут быть применимы для формирования ЗОЖ.

Направления работы педагога по формированию здорового образа жизни школьников могут быть различны. О.В. Рамзаева выделяет три основных направления работы:

- просвещение (родителей и детей): педагогическая деятельность по профилактике вредных привычек; педагогическая деятельность по оздоровлению семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

- педагогическая деятельность по повышению уровня социального развития школьника;

- деятельность по формированию физической культуры и укреплению физического здоровья [40, 44]

Укрепление физического здоровья является важнейшей составной частью формирования навыков здорового образа жизни. Укрепление физического здоровья является следующим этапом формирования здорового образа жизни после занятий по активизации личности. Человек, осознавший всю прелесть и ценность жизни, естественным образом начинает стремиться к укреплению физического здоровья. Как правило, для организации этого не требуется особых усилий.

Непременным условием успешного развития и воспитания младших школьников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.

Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются. Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения ребенка со взрослым и ее сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка. Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки. Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

- трудовые действия самих детей,

- подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Концепция школьного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление - основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания школьников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.

Ссылаясь на Программу развития воспитания в системе образования России, О.Ю. Толстова утверждает, что предназначение школьного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Любая современная комплексная программа школьного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.

1.2 Главные средства воспитания здорового образа жизни школьника

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия - это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка. Все правила здорового образа жизни, которые относительно легко выполнялись в младшем школьном возрасте, повзрослевшими школьниками могут совершенно игнорироваться. Но это не означает, что подростковый возраст - это время радикального изменения тактики поведения родителей. Изменения должны быть постепенными и подстраиваться под меняющиеся потребности ребенка. Но самое главное - с самого раннего возраста мудро подходить к вопросу здорового образа жизни, действуя гибко и стараясь индивидуализировать образ жизни ребенка.

Когда мы рассматривали проблемы формирования здорового образа жизни школьника, мы упоминали важность баланса между соблюдением основных правил, способствующих сохранению здоровья, и особенностями конкретного человека. Конечно, в валеологии существует направление, утверждающее абсолютную необходимость выполнения каждого из составляющих здорового образа жизни. Однако такой подход неминуемо приведет к попытке создания некоего однотипного образца здорового человека, что не только практически невозможно, но и вредно. Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме.

Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Полезные стереотипы - вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше объясняйте своему ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровня интеллекта и степени зрелости психики.

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях. При формировании мотивации важной является актуальность проблемы, которая для школьника существенно ограничена коротким промежутком времени - и это следует учитывать. Риск развития в зрелом возрасте инфаркта или инсульта не может мотивировать ребенка на самоограничение - выгода от здорового образа жизни должна находиться в пределах одного-двух, максимум трех лет; все, что уходит по времени далеко вперед, для ребенка кажется таким далеким, что не представляет никакой субъективной важности. Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие на соблюдение правил здорового образа жизни.

Ребенок, как, впрочем, и большинство взрослых людей, тяжело воспринимает состояние неприятия его личности окружающими людьми. На этом, например, строится выполнение многих гигиенических процедур. Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

1. Мотивация удовольствия

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

2. Мотивация социализации

Сегодня очень актуально говорить то здоровье и здоровом образе жизни. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данный термин приводится в преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке 19-22 июня 1946 г., вступил в силу с 7 апреля 1948г., до сегодняшнего дня не изменялся. На протяжении нескольких лет Правительство Российской федерации вводит санкции, направленные на снижение употребления алкогольной и табачной продукции среди подростков. Данные шаги приводят к положительному прогрессу в отношении к своему здоровью и поведению. Стратегия развития спорта, в частности проводимая в Российской Федерации комплексная программа укрепления здоровья в образовательных учреждениях, эффективно реализуется и приносит свои плоды [2; 6; 9; 11]. Вопросу формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в курсе изучения ОБЖ (на первой ступени образования, 9-х классах) уделяется большое значение. Несомненно, подростки, являются одной из наиболее уязвимых категорий.

Подростки -- молодые люди в возрасте от 10-19 лет. Данную возрастную категорию часто считают здоровой группой. Тем не менее, многие подростки подвергаются риску преждевременной смерти. Основными причинами смертности среди подростков являются несчастные случай, самоубийства, насилия, неизлечимые болезни [3; 5; 8; 10; 16]. Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Л. П. Макарова, Н.Н Плахов, А. В. Соловьев определяют основные проблемы, волнующие в первую очередь европейцев [1; 12; 13; 15].

Авторов интересовала молодежь в подростковом возрасте, т. е. в той стадии своего развития, когда процессы полового и социального созревания идут особенно активно, а всякого рода отклонения ведет зачастую к необратимым последствиям в бедующем: 1- наркомания; 2-алкоголизм; 3-токсикомания; 4- зависимость от азартных игр; 5- психическое здоровье; 6- неправильное питание; 7- недостаточная физическая активность [4; 7; 14; 17]. Молодые люди и, особенно, школьники должны утвердиться в мысли о том, что быть здоровыми -- это престижно, материально выгодно и социально полезно.

1.3 Рациональное питание как фактор здорового образа жизни школьника

Питание человека - один из факторов внешней среды, существенно влияющий на его здоровье, работоспособность и продолжительность жизни. Физиологически полноценное питание здорового человека, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии, называется рациональным питанием (Яценко, Воеводская, 2003).

Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве (Скурихин, 1996).

Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ (Вайнер, 1999).

Большой выбор пищевых продуктов и различные их комбинации с учетом особенностей кулинарной обработки позволяют организовать питание здорового и больного человека с учетом максимальной его сбалансированности, профилактической направленности и лечебного воздействия (Скурихин, 1996).

Организм человека подчиняется законам термодинамики. В соответствии с ними сформулируем первый принцип рационального питания: его энергетическая ценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблением энергоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.) энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энергетические затраты. С увеличением возраста происходит накопление избыточной массы тела и развитие ожирения, ускоряющее появление многих хронических дегенеративных заболеваний.

Второй принцип рационального питания - соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании. Максимальное разнообразие питания определяет третий принцип рационального питания.

Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рационального питания. Под режимом питания подразумевается регулярность, кратность и чередование приемов пищи. Режим питания, также как и потребность в пищевых веществах и энергии, варьирует в зависимости от возраста, физической активности. Соблюдение указанных основных принципов рационального питания делает его полноценным (Скурихин, 1996).

Чтобы питание было рациональным, в пищевой рацион должны быть обязательно включены мясо, рыба, молочные продукты (основные источники белков и жиров), а также овощи, фрукты - источники углеводов, минеральных веществ, витаминов. Молоко - наиболее "универсальный" продукт в пищевом рационе: оно содержит, притом в пропорциях, близких к оптимальным, и в хорошо усвояемой форме, углеводы, белки и жиры (Конышев, 1985).

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (Волков, 2001).

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

И ПУТИ ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Автор: Игнатов Сергей Николаевич

учитель физической культуры МОУ лицея №4 красноармейского района г. Волгограда

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это прежде всего процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих:

1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека.

Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится.

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.

3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.

4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми возможными способами, включая физкульт-паузы на уроках, школьные спортивные кружки, уроки физкультуры в школе, экскурсии, походы и другие формы, доступные для массового использования.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и не профессионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.

В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное применение различных современных образовательных технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников и позволяющих не только раскрывать возможности учащихся творчески осмысливать изучаемый материал, но и создавать соответствующие мотивации по отношению к своему здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и репродуктивного здоровья.


В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник

Отправляя детей в школу, любой из родителей хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, становился самостоятельным, при этом забывая о сохранении здоровья ребенка, а ведь именно в раннем возрасте и закладываются основы здоровья и потребность в здоровом образе жизни.

Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и несформированный режим дня (ненормированное пребывание перед телевизором, компьютером; отсутствие режима дня). Это отражается на здоровье детей: 72 % опрошенных второклассников постоянно жалуются на головные боли.

В результате анкетирования было выявлено и то, что основополагающие аспекты здорового образа жизни и правила личной гигиены (поддержание рук в чистоте, уход за зубами и т. д.) знают и выполняют лишь 39 % обучающихся, что, как свидетельствует анализ медицинских карт детей, приводит к частым инфекционным и простудным заболеваниям. Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.

Однако наше исследование показало и то, что младшие школьники проявляют интерес к активному здоровому образу жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что более 88 % тестируемых проявили желание заниматься каким-либо видом спортом.

У большинства родителей отсутсвуют знания основных принципов и методов закаливания, а закаливающими мероприятиями в семьях занимаются лишь 1 % опрошенных.

Основными видами деятельности детей по приходу из школы, по результатам опроса родителей, на первом месте (50 %) стоит просмотр телевизора. Следует отметить, что 33 % родителей говорят, что их дети в свободное время посвещают чтению или настольным играм. Спорту и подвижным играм, по ответам взрослых, посвещают свободное время лишь 17 % детей. Единоглассно родители указали на участие ребенка в работе по дому.

На знание основных принципов здорового питания указало 85 % родителй, но ни один респондент не смог их перечислить, что говорит об отсутствии необходимой информации у опрошенных. Причинами, препятствующими правильному питанию, по мнению родителей, является отсутствие денег — 3 %, нехватка времени — 4 %, при этом 93 % опрошенных не ответили на вопрос, связанный с правильным питанием.

Свое свободное время родители посвящают даче, отдыху на природе и водоемах (55 %), что обусловлено территориальным месторасположением. При этом все они привлекают к этому и своих детей. 18 % опрошенных указали на такое времяпрепровождение, как спортивные прогулки и походы, а 27 % опрошенных родителей посвящают свободное время походам в магазин или отдыху в домашней обстановке.

Таким образом, анализ результатов нашего исследования показывает, что проблема сохранения здоровья у младших школьников актуальна. Ее решение возможно лишь при формировании у обучающихся привычек здорового образа жизни. В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы привить подрастающему поколению заинтересованность к здоровому образу жизни, обеспечить его необходимым багажом знаний и умений. При этом важно привлекать к этой работе родителей, т. к. эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников, в значительной мере зависит от правильного взаимодействия педагогов с семьей ребенка, от их сотрудничества в этом вопросе. Активное участие семьи и школы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует формированию здорового образа жизни, укреплению их здоровья и повышению физической и умственной работоспособности.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, свободное время, ребенок, Российская Федерация, здоровое питание, подрастающее поколение, правильное питание, проблема сохранения здоровья, проблема формирования, результат анкетирования.

Читайте также: