Проблема в школе не умеет пересказывать

Обновлено: 05.07.2024

Лучший ответ по мнению автора

Егорова Людмила,

Ув.Светлана.ищите причины.почему мальчик утратил интерес к прежним занятиям.Может это была ваша инициатива-спорт и музыка? помогите ему найти дело по душе.иначе «друзья из подворотни „ждут всегда освободившихся от дел. Тогда вовсе придется трудно. Чтобы хорошо перессказать.ребенок должен уметь выбрать главное в тексте и составить план перессказа. Это не всем удается. Попросите учителя помочь ему в этом.

Другие ответы

Галина

Мудрости вам в отношении воспитания вашего племянника.

С уважением, Галина.

Полина

Аннаஜ♥☆

Людмила Д. Москва.

Ваш племянник вошел в младший подростковый возраст, который характеризуется бурным ростом, гормональной перестройкой организма.

По поводу пересказа.

Пусть взрослые попытаются объяснить важность этого навыка и научить его как это делать правильно.Пересказ формируют и тренируют память, развивают логическое мышление, способствуют расширению вербальной гибкости (то есть способности излагать свои мысли наиболее подходящими для данного контекста терминами).

Как же правильно запоминать и пересказывать тексты? Во-первых необходимо текст прочитать. Прочитать внимательно, вслух или про себя, не отвлекаясь и стараясь понять содержание текста. Если понимание текста вызывает затруднения, то необходимо текст прочитать ещё раз или прочитать те части текста, которые непонятны.

Затем необходимо текст разделить на несколько крупных частей, причем каждая часть должна содержать одну-две, максимум три главные мысли. И запоминать надо не сам текст, а его структуру, последовательность взаимосвязанных мыслей. Неплохо для успешного формирования этого навыка эти главные мысли в виде плана еще и записывать. Тогда включается не только зрительная, но и механическая память. А план этот можно держать перед глазами, когда текст пересказывается.

Когда текст понят и структурирован, необходимо еще раз его прочитать и затем уже пересказать, руководствуясь планом. И необязательно достигать дословного повторения заданного- главное, чтобы при пересказе были воспроизведены основные мысли и была сохранена их логическая последовательность.

При обучении пересказу необходимо использовать тот преобладающий тип памяти, который характерен именно для данного школьника. Надо выяснить- как лучше запоминает ребенок – зрительно или на слух, или может быть при чтении у него формируются какие то образы. И именно этот тип восприятия информации использовать для запоминания.

ребёнок не умеет пересказывать

Пересказ — один из основных видов деятельности, на котором базируется практически вся школьная система обучения. Ребёнку предстоит обрабатывать огромные потоки информации из разных отраслей человеческих знаний. Читать учебники и дополнительную литературу, слушать учителей во время урока, а потом излагать услышанное и прочитанное своими словами…

Но случается, что, понимая важность пересказа и решив заниматься с малышом самостоятельно, родители не знают, как научить ребёнка пересказывать прочитанное. Вроде всё делают правильно, придерживаются рекомендаций педагогов, не торопят и показывают примеры, но маленький ученик никак не совладает с заданием. Почему так происходит и на что надо обратить внимание в подобном случае?

Проблема № 1: раннее развитие оказалось слишком ранним

В стремлении сделать всё возможное для эффективного развития ребёнка некоторые родители приступают к обучению слишком рано или слишком рьяно. В особых случаях — слишком рьяно и слишком рано одновременно. Естественно, заниматься обучением пересказу бессмысленно до появления речи, но и первые связные предложения из уст любимого чада — ещё не повод ожидать от него выдающихся успехов. Не форсируйте события. Всему своё время.

Сложно назвать точный возраст, когда пора учить пересказывать. В среднем это 4-5 лет. Вы можете пробовать, предлагать для пересказа простейшие маленькие тексты, побуждать ребёнка рассказывать маме, какую сказку читал ему папа, и наоборот.

Проблема № 2: неумение выстраивать последовательность действий

Случается, что ребёнок хорошо воспринимает речь взрослых, отлично говорит и даже пытается читать самостоятельно, он неплохо запоминает наизусть детские стихи, а вот пересказывать сказки и рассказы у него никак не получается. Обратите внимание, не путается ли малыш в очерёдности происходящего. Если такой недочёт имеется, возможно, тексты не соответствуют уровню развития ребёнка. Он ещё не ориентируется во временах суток или сезонах года, не понимает, чем завтрак отличается от ужина, или не умеет выстраивать действия по порядку.

Проблема № 3: маленький словарный запас

Малыш отлично запоминает прочитанное, много и эмоционально рассказывает вам о своих приключениях, но рассказать о приключениях персонажа прочитанной книги у него не получается. Бывает и так. Бывает, что хорошая память и умение говорить о себе никак не компилируются в навык пересказа. Причина может таиться в скудном словарном запасе. Ребёнок не всё понимает в прочитанном тексте, так как не все слова ему знакомы и понятны. Он не может вспомнить сложные для него лексические единицы из услышанного или прочитанного, а потому и воспроизведение их при пересказе для него оказывается непосильной задачей.

Решением проблемы в ближайшей перспективе станет пересмотр уровня сложности предлагаемых текстов. Но основная цель — обогащение лексикона.

Проблема № 4: недостаточный навык общения со сверстниками

Если ребёнок не посещает детский сад, позаботьтесь о том, чтобы в его окружении были не только взрослые. Детская компания очень важна для полноценного развития ребёнка первых лет жизни.

Проблема № 5: недостаток мотивации

Мотивация — основной двигатель в любом учении. В обучении детей дошкольного возраста вопросам правильной мотивации необходимо уделять особое внимание. Только искренняя заинтересованность малыша в науках, которые пытаются преподать ему мамы и папы, сделает развивающие занятия эффективными. Не исключено, что ваш ученик просто ленится пересказывать, не понимая толком, зачем это делать. Возможно, ему просто откровенно скучно, а потому он даже не пытается сконцентрировать внимание на ваших просьбах и заданиях.

Попробуйте изменить методику. Читайте детские рассказы в большом семейном кругу, привлекая по возможности всех старших родственников. Читайте эмоционально, после чего не менее эмоционально обсуждайте прочитанное. С большой долей вероятности можно ожидать, что и младший ребёнок втянется в ваш кружок книгочеев, захочет поучаствовать в общей беседе и таким образом проявит свой талант рассказчика.


По стандартам образования дошкольник должен пересказывать 30% от смысла текста, младший школьник - 50%, а старший школьник от 60% и более. Пересказ — это умение рассказать прочитанное своими словами, уловив суть текста. При пересказе ребенок задействует мышление, память, словарный запас, логику и эмоции. Учителя младших классов считают, что лучше всего учить ребенка пересказывать текст до школы. Но что делать если ребенок уже учится в школе, объем заданного материала для пересказа растет, а школьник все так же сталкивается с трудностями?


В школах принята следующая методика обучения пересказу:
1. Внимательное прочтение текста.
2. Разбор и объяснение незнакомых слов.
3. Выявление главной мысли прочитанного.
4. Ответы на вопросы по тексту.

Взаимосвязь чтения и пересказа

Нередко невозможность пересказа или его низкое качество связаны именно с чтением — вне зависимости от возраста. Чтение и понимание прочитанного — это разные процессы. Ребенок читает, но у мозга ресурсов хватает только на озвучивание слов и соединение букв, а не на осмысление прочитанного. Ребенок может прочесть один раз, а может пять раз, одну страницу или десять — ситуация не изменится. Заданный текст не становится понятнее, но у малыша формируется стойкая неприязнь к чтению.

Поэтому важно понять 2 основных момента:
1. проблема не решается повторным чтением текста,
2. множественное чтение только ухудшает настрой школьника.

Для улучшения навыка чтения и осмысления текста не делайте упор на скорости чтения, но прокачивайте когнитивные функции мозга: внимание, память, логику, быстроту реакции.

В этом помогут, например, следующие упражнения:
1. Пазлы. Такая простая игра как пазлы развивает внимание, логическое и образное мышление.
2. Игра Алфавит. Распечатайте буквы алфавита в нескольких копиях. Предложите ребенку собирать слова различный длинны: от 4 букв. Игра помогает лучше запомнить буквы и легче узнавать их во время чтения.
3. Игра в слова и различные ее варианты:

  • Придумывать слова на одну и ту же букву и произносить их по очереди — кто больше.
  • Придумывать слово на последнюю букву предыдущего слова.
  • Написать на бумаге длинное слово и придумывать новые из этого слова.

Все эти варианты игры способствуют увеличению словарного запаса. Ребенок легче читает и узнает уже знакомое слово, оставляя мозгу ресурсы для осмысления прочитанного.
4. Пересказ коротких текстов в 3-5 предложений. Берите короткие и законченные по смыслу рассказы.

Кроме улучшения навыков чтения и расширения словарного запаса существуют различные техники для того, чтобы научить ребенка пересказывать текст.

Техники пересказа текста

Все техники пересказа подходят как для дошкольников, так и для детей школьного возраста.
1. Пересказ по иллюстрациям. Для малышей отлично подойдут иллюстрации в книжках, а для детей постарше возможно нарисовать опорные картинки самостоятельно или распечатать из интернета. Попросите ребенка после прочтения текста самостоятельно разложить картинки в связи с развитием сюжета, и пересказать текст с опорой на них.
2. Пересказ от первого лица. Попросите ребенка представить себя на месте главного героя и рассказать текст от собственного имени. Это упражнение подходит для малышей и младших школьников. С детьми 3 класса и старше лучше делать пересказ от нескольких лиц, с описанием их эмоций и объяснением причин поступков.
3. Пересказ в лицах или игра в театр. Способ подходит для малышей — вести пересказ от имени кукол. Но тут понадобится помощь взрослых: малыш озвучивает одного героя, а родитель другого.
4. Пересказ по плану. Метод подходит для школьников: чем старше становится ребенок, тем короче план. Способ учит выделять главную мысль из коротких отрезков текста, а затем соединять их воедино.
Попробуйте эти методы и найдите наиболее подходящий для своего ребенка. Кроме этого, можно задействовать упражнения на пересказ.

Упражнения для легкого пересказа

1. Напишите предложение и разрежьте его по словам. Предложите ребёнку собрать его по смыслу.
2. Подготовьте короткий текст, законченный по смыслу — это важно. Предложите ребенку прочитать текст и зачеркнуть лишние слова так, чтобы смысл текста сохранился.
3. Упражнение схожее с предыдущим: прочитайте текст, пусть ребенок подчеркнет только нужные опорные слова, по которым можно воспроизвести текст.

Для тренировки чтения подбирайте правильные книжки: чем младше ребенок, тем меньше и проще должен быть текст. Ориентируйтесь на такую величину текста, при которой ребенок может прочитать историю полностью за 1 раз. Для младших школьников это могут быть стихи, небольшие сказки, рассказы или книги, состоящие из отдельных историй с одними и теми же героями.

Ребенку, умеющему читать и пересказывать прочитанное, легче дается учеба в школе по любым предметам, не только по чтению — в математике важно понимать условия задач, в русском языке — правила, а по окружающему миру без понимания и умения пересказывать вообще не обойтись.

Понимание прочитанного строится на развитых когнитивных способностях: память, внимание, логика, мышление. На развивающей платформе Разумейкин вы найдете готовые задания на развитие этих способностей, а также курсы, направленные на обучение чтению и понимание прочитанного. Мы разработали задания соответственно возрасту детей, вам останется лишь выбрать раздел и приступить к занятиям.


– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?

– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?

– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка.

Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его.
Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию.
Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями.
Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми).
Шаг 5. Выдает пересказ.

Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка.

Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:

• умение слушать и слышать;
• умение структурировать информацию в голове;
• умение правильно выражать свои мысли.

– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?

– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет).
В чем их большой минус для формирования мышления ребенка?
В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.

– Как научить ребенка хорошо пересказывать?

– Ему нужно больше читать, а главное понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?

В ИЮНЕ мы запускаем три основных курса в ускоренном формате тренингов (10 занятий в течение двух недель):
• Чтение и понимание для детей от 6 до 8 лет.
• Скорочтение для детей и подростков от 9 до 16 лет.
• Улучшение памяти и внимания для всех возрастов (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать).


– Почему вы организуете такой формат именно летом, когда дети хотят отдохнуть от учебы?

– Наоборот, лето лучшее время для прохождения наших тренингов.
Во-первых, у ребенка много свободного времени.
Во-вторых, наши тренинги проходят в игровом формате, они не имеют ничего общего со скучной школой, и это заряжает ребят положительными эмоциями.
В-третьих, такой плотный тренинг невероятно эффективен, он позволяет погрузиться в его атмосферу, насладиться процессом и получить максимум удовольствия и результатов.

Мы прививаем ребенку навык, который будет работать на него всю жизнь.

+11 спасибо! 27 мая 2015 г. 12:53 13 Гюльнара Антропова (vk176154095) 12

Читайте также: