Проблема сохранения здоровья в школе

Обновлено: 06.07.2024

Авторы статьи затрагивают вопрос об экологии российской школы, под которой понимается комфортность и доброжелательность школьной среды как необходимое условие для здоровья учеников и учителей. Проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья, в значительной мере в школе решаются, однако соотношение здоровых и больных детей свидетельствует о нуждающихся в устранении существенных просчетах. Исследование показывает, что проблемы формирования позитивного отношения к экологии школьной среды часто обусловлены тем, что информация об основах здорового образа жизни не подкрепляется соответствующим положительным примером со стороны учителя. Для мониторинга экологии школы авторами статьи привлекаются некоторые данные из включающей соматический, эмоциональный и коммуникативный компоненты социологической анкеты. Проведенный опрос показал, что учителя, ссылаясь на низкую двигательную активность и психоэмоциональные нагрузки, не удовлетворены состоянием своего здоровья, но при этом пассивны в преодолении этих недостатков. А поэтому крайне важно, чтобы знания о здоровом образе жизни получали практическую реализацию в школьной среде.


Осуществить положительные сдвиги в этом направлении может помочь во многом связанный с организацией здорового образа жизни (ЗОЖ) анализ путей сохранения здоровья. В ЗОЖ обычно включают наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятную среду обитания, физическую активность и соблюдение правил личной гигиены. Большое влияние оказывает и благоприятное психоэмоциональное состояние. Поэтому дополнительно выделяют такие аспекты ЗОЖ, как эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие. Однако подобные знание о резервах здоровья не является залогом его сохранения и приумножения.

Опрос сорока пяти учителей начальных классов нижегородских школ показал, что только около 10 % учителей испытывают состояние душевного благополучия, комфорта, которые обычно свидетельствуют о благоприятном состоянии здоровья. Остальные же, как правило, пребывают в состоянии перманентного стресса, на который постоянно влияют многочисленные крайне отрицательно воспринимаемые изменения требований все новых и новых государственных стандартов, ЕГЭ, прочих новаций, в результате негативного воздействия которых учителя испытывают серьезную психоэмоциональную нагрузку.

Анкетирование свидетельствует, что педагоги знают о различных типах здоровьесберегающих технологий, среди которых обычно выделяют: собственно здоровьесберегающие, оздоровительные, обучения здоровью; воспитания культуры здоровья. В науке данные технологии представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс. Первые – технологии рациональной организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических условий, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Вторые – предполагающие как пассивную позицию учащегося (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры), так и их активную позицию (различные виды гимнастики). Технологии обучения здоровью основаны на информировании учащихся о факторах, приносящих пользу или вред здоровью. Воспитание культуры здоровья предполагает формирование четкой позиции, основа которой – ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха. Находясь в некотором противоречии с законами здоровьесбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья учащегося необычайно велика. Но для этого необходимо знание факторов, не только позитивно влияющих на сохранение и укрепление здоровья учащегося, но и негативно на него воздействующих.

Анализ работ по здоровьесбережению показывает, что чаще всего на здоровье обучающихся влияют следующие факторы [1]:

– тактика преподавания учителя, которую можно назвать стрессовой;

– игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;

– недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику, требование от него больше, чем он может);

– нерациональная организация учителем учебной деятельности;

– монотонность учебной деятельности (отсутствие чередования видов преподавания, доминирование репродуктивных методов);

– наказание домашним заданием;

– несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежесть воздуха, температурный режим и др.);

– отсутствие системной работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Программы по здоровьесбережению и формированию культуры здорового образа жизни, принятые образовательным учреждением, должны носить комплексный характер, проводиться системно. Принципы их проектирования: обучение детей правилам здорового и безопасного образа жизни; рациональная организация урочной и внеурочной деятельности; работа с родителями, их консультации по вопросам здоровьесбережения; забота о здоровье учителей.

Педагоги, зная о строении организма и его функциях, основных правилах здорового образа жизни, могут передать эту информацию детям, однако сами не считают необходимым и важным придерживаться этих правил. 80 % из них оценивают свою физическую активность на уровне низком и ниже среднего, только 13 % делают утреннюю зарядку. 82 % постоянно носят с собой какое-либо лекарство, 62 % испытывают чувство эмоциональной усталости. Неудивительно, что основным в формировании ЗОЖ является не системно-деятельностный, а информационный подход.

Можно услышать претензии, что школа делает акцент на развитии интеллекта, забывая о физическом развитии. Но анализ учебных планов не позволяет согласиться с подобного рода утверждениями. Физическое воспитание в школе, несомненно, присутствует, хотя потеря здоровья также остается вопиющим фактом. За это во многом ответственен учитель, ибо выработку необходимых навыков психогигиены и физической культуры необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям. Задавленный проблемами, учебными планами и отчетами учитель вряд ли задумается над проблемой о том, как сделать ребенка счастливым. К сожалению, статистика детских самоубийств не может не удручать.

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

ВложениеРазмер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения - создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью - воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования - добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

"Забота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" - говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).


В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоровому образу жизни школьников.

Ключевые слова: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровый образ жизни, педагогические условия.

В настоящее время одной из ключевых проблем современного образования выступает проблема здоровья и его сохранения. В школу приходит все больше детей, имеющих те или иные заболевания. По данным, которые были получены в ходе исследования разными организациями (Всемирная организация здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) не более 15 % детей рождаются физиологически зрелыми, 26–37 % первоклассников имеются физические недостатки, различного рода хроническая патология встречается у 41 % детей, нервно-психические заболевания имеют 72 % детей. Согласно статистическим данным (НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за 2016 год) каждый второй ребенок имеет несколько хронических заболеваний, в их числе нарушения опорно-двигательного аппарата, близорукости, аллергические заболевания. Также отмечено, что уже к концу учебного года у 56 %-84 % детей присутствует повышенная невротизация.

Проблемой здоровья и здорового образа жизни занимались многие ученые (П. Ф. Лесгафт, П. К. Каптерев, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. П. Блонский, Е. Н. Медынский, Л. С. Выготский, Г. И. Сердюкова, В. А. Сухомлинский, М. В. Антропова, А. Г. Сухарев, Е. А. Дегтерев, А. Л. Баранов, А. А. Дубровский, Г. Л. Билич, Л. В. Назарова).

Начиная с середины 90-х годов XX века возникают отдельные научные труды, касающиеся организации учебного процесса (И. В. Дубровина), школьной валеологии (В. П. Соломин, Г. К. Зайцев, В. И. Осик, В. В. Колбанов, С. В. Попов), гигиенических условий образовательных учреждений (И. И. Куинджи, Л. М. Сухарева, М. И. Степанова), факторов риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе (М. М. Безруких, О. А. Шелонина, Л. З. Каневская, Н. К. Смирнов).

Ученые отмечают, что большую роль на здоровье детей оказывает ряд факторов, главными из которых выступают такие как: генетические, социальные и экологические. Ю. П. Лисицын утверждает, что наиболее сильное влияние на здоровье человека оказывает образ жизни (51–56 %), в меньшей степени экология (21–26 %), наследственный фактор (21 %) и медицинское обслуживание (9 %) [3].

По мнению Н. К. Смирнова существует две группы факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьников:

  1. Факторы взаимосвязанные с учебным процессом или внутришкольные, к ним он относил: недостаточная физическая активность детей в школе; чрезмерная перегруженность детей в процессе учебы, что приводит к стрессу и переутомлению; неспособность большинства педагогов реализовать индивидуальный подход в ходе учебной работы;
  2. Факторы, не относящиеся к учебно-воспитательному процессу или общественные: неблагоприятное воздействие экологических факторов на здоровье детей; недостаток целенаправленной работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни; регламентированность работы направленной на укрепление здоровья людей и детей в том числе; недостаток знаний самих преподавателей об основах здорового образа жизни и культуры здоровьесбережения [6].

М. М. Безруких также указывает на то, что существует ряд факторов, негативно влияющих на состояние здоровья учащихся. Среди них он выделял такие как: стрессогенные педагогические технологии; сложность учебной программы, не соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям детей; недостаток педагогических знаний учителей в плане защиты здоровья школьников.

Несмотря на большое количество работ посвященных изучению охраны здоровья, формирования здорового образа жизни, все же наблюдается большое число детей, здоровье которых не соответствует норме.

На данный момент нет единого определения понятия здоровья. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и прежде всего состояние полного телесного, душевного и социального благополучия [3].

В настоящее время выделяют несколько видов (компонентов) здоровья:

  1. Соматическое здоровье — это текущее состояние организма индивида, базой которого является биологическая программа личностного развития, опосредованная основными потребностями, господствующих на разных этапах индивидуального развития. Данные потребности выступают, во-первых, в качестве пускового механизма развития человека и во-вторых, способствуют индивидуализации данного процесса.
  2. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, слаженность работы всех его органов. Одним из ключевых факторов здоровья выступает образ жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни включает в себя:

– Оптимальные физические и умственные нагрузки;

– Позитивный стиль мышления.

  1. Психологическое (психическое) здоровье. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние внутреннего комфорта человека, благодаря которому индивид способен реализовать свой внутренний потенциал, благоприятно справляться с жизненными трудностями, плодотворно работать на благо общества.
  2. Нравственное здоровье — это группа составляющих мотивационной сферы жизни людей, в основе которой находится система установок поведения человека в социуме. Данным здоровьем опосредована духовная составляющая индивида, потому что она связана с такими истинами как добро, любовь и красота.
  3. Социальное здоровье — это такое состояние организма, которое определяет желание и умение человека контактировать с другими людьми [2].

Все вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы здоровьесбережения. Исходя из этого целью данной статьи выступает изучение педагогических условий, способствующих здоровому образу жизни школьников.

Ряд ученых утверждает (И. В. Белякова, В. Г. Петрова, Б. П. Пузанов), что основными неблагоприятными причинами, влияющими на состояние здоровья школьников, выступают: недостаточная двигательная активность, монотонная учебная деятельность и большие интеллектуальные нагрузки, неправильное питание и освещение, недостаток у детей знаний здорового образа жизни.

Так с точки зрения А. В. Левченко, лишь специальная подготовка будущих преподавателей будет способствовать решению проблемы организации здоровьесбережения в образовательном учреждении. Необходимо, чтобы у педагога были сформированы такие профессиональные качества, как:

– стремление совершенствовать свои личностные и креативные способности;

– знать основы здорового образа жизни;

– уметь правильно выстроить отношения с детским коллективом;

– владеть знаниями моделирования системы отношений в условиях оздоровительной педагогики.

Главное в работе педагога не столько передача знаний и навыков, сколько содействие самоопределению и саморазвитию учащихся — привлечению к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Необходимо, чтобы педагог мог организовать такую среду, которая подталкивала бы детей к заботе о своем здоровье.

Основными компонентами здоровьесберегающей среды по Г. Н. Серикову, являются следующие:

Мотивационно-целостный. Подразумевает желание и потребность всех субъектов образовательного процесса (учителей, учеников) в формировании здорового образа жизни;

Организационный. Предполагает организацию здоровьесберегающих и здоровьесохраняющих служб в рамках работы образовательного учреждения, сюда входят система медицинского обеспечения и превентивных служб;

Деятельностный. Нацелен на реализацию различных методик и программ в процессе учебно-воспитательной работы, а также способствует системному и синергетическому подходу в реализации учебных и воспитательных программ;

Оценочный (рефлексивный). Данный компонент реализуется в процессе наблюдения за уровнем физического здоровья детей [5].

Главными составляющими эффективности здоровьесберегающей образовательной среды на наш взгляд выступают сформированность у учащихся мотивационного, информационного и здоровьесберегающего компонента личности как единство осознанного, ответственного и целенаправленного отношения детей к своему здоровью и спортивным занятиям.

Поэтому наилучшим путем формирования основ здорового образа жизни у детей, является организация учителями такой здоровьесберегающей образовательной среды, которая способствовала бы активизации самосознания и самоорганизации детей, а также создавала всем субъектам образовательного процесса условия для полноценного физического, психологического и социального развития.

В качестве основных направлений организации здоровьесберегающей образовательной среды, могут выступать такие как:

  1. Формирование основ здорового образа жизни непосредственно через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность — это создание педагогом разных видов занятий с учащимися во внеклассное время, способствующих созданию условий для полноценного социального развития детей.

Внеурочная образовательная деятельность представляет комплекс разнообразных видов деятельности, которые обладают обширными воспитательно-образовательными возможностями обучения детей.

Во-первых, различная внеклассная работа содействует многогранному раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые довольно сложно разглядеть в учебном процессе.

Во-вторых, в процессе внеклассной деятельности у ребенка идет становление личного опыта, способствующего в дальнейшем развитию его умений и навыков.

Внеурочная работа, нацеленная на формирование основ здорового образа жизни, занимается решением следующих задач:

– Создает условия, направленные на развитие потребностей в здоровом образе жизни;

– Формирует стойкое представление о личностных санитарно-гигиенических нормах и преобразует данные представления в жизненный навык;

– Совмещает физическое и психическое здоровье субъекта учебного процесса;

– Превращает потребности здорового образа жизни в стойкую жизненную позицию.

  1. Создание спортивных занятий в школе. Деятельность, осуществляемая в данном направлении, включает в себя проведение в процессе образовательной деятельности динамических пауз, дней здоровья, спортивно-групповую работу.

Физкультурные минутки (динамические паузы) — это физические занятия, которые проводятся в процессе учебных занятий. Данные упражнения благоприятно воздействуют на организм ребенка, а также способствуют развитию внимания и активности детей, что в свою очередь помогает ребенку в усвоении учебного материала.

Как правило учебные занятия связаны с длительным нахождением ребенка за партой в достаточно напряженном состоянии. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на организм детей: застой крови в ногах и тазовой области; перестройка в положение позвоночника. Препятствуя данным неблагоприятным явлениям, физические занятия способствуют улучшению циркуляции крови в организме, помогают в исправлении осанки, стимулирует организм ребенка. Из этого следует, что физические упражнения благоприятно воздействуют на успеваемость учащихся и на организм ребенка в целом [4].

Рефлексивная деятельность подразумевает способность осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности, предугадывать исход своих поступков, способность находить и устранять причины затруднений, способность давать оценку своим успехам, способность определить сферу своих увлечений и интересов, способность следовать нормам и правилам здорового образа жизни. Также умение заниматься совместной деятельностью с другими участниками образовательного процесса, анализ собственной деятельности с точки зрения нравственных и этических норм. Индивид имеющий рефлексивное отношение к собственной деятельности, в большинстве случаев достигает высокой степени свободы, способного быстрее приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Здоровьесберегающая деятельность детерминируется личностными, индивидуальными, физическими, психологическими и социальными способностями учащегося как ее субъекта. К данным ключевым факторам, в первую очередь, относится саморегуляция. Саморегуляция личности, подразумевает высокий уровень самосознания и самооценки человека. Самооценка человека описывается как знание личности самой себя и своего внутреннего мира, а также осознание своих умений и навыков.

Формируя культуру здорового образа жизни, ученик стремится найти суть, определить причинно-следственные связи деятельности, оберегающей его здоровье, что подталкивает его последовательно организовывать режим дня и соблюдать его, экономично тратить время и отказываться от вредных привычек, следить за своим здоровьем. Возникновение интереса, желания и мотивации в освоении культуры здоровьесбережения является средством формирования здорового образа жизни детей.

Третьим и весьма важным условием формирования здорового образа жизни детей, на наш взгляд является изучение взаимодействия школы и семьи. В данном исследовании семья рассматривается в качестве активного субъекта образовательной и воспитательной работы. Несомненно, что одним из главных источников материального и духовного развития ребенка, является семья, так как лишь в процессе взаимодействия ребенка с родителями у него начинают закладываться основы поведения, нравственные качества, стремления, установки и идеалы [4].

Таким образом, из всего вышесказанного хочется сделать вывод, что формирование здорового образа жизни детей будет успешным лишь в том случае, если будут соблюдаться педагогические условия, направленные на укрепление и сохранения здоровья детей, а именно: создана здоровьесберегающая воспитательная среда, направленная на осознание обучающимися ценности и значимости здоровья, здорового образа и стиля жизни; инициирована рефлексия здоровьесберегающей деятельности; организовано взаимодействие школы и семьи в формировании культуры здоровьесбережения обучающихся.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, образовательная среда, здоровье, учебный процесс, ребенок, Всемирная организация здравоохранения, здоровый образ жизни детей, здоровье детей, образовательный процесс, организм ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы сохранения здоровья школьников

Здоровье – не всё,

но всё без здоровья – ничто.

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

семья и микроклимат в ней;

круг общения, вредные привычки; (слайд, см. презентацию)

здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

организация учебного процесса, методика организации урока;

организация и реализация воспитательного процесса;

двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

создание условий психологического комфорта; (слайд)

организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

комплексно и системно;

длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:

· сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

· дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

· сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

· научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

· сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

· сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

· обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

· научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

· сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:

· создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

· рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

· эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

· реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются: организация уроков на основе принципов здоровьесбережения; использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока .

Во-первых , это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых , главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.

В- третьих , взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия . Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности .

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

25-35 минута - 60-40%

35-40 минута – 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды :

начало учебного года и недели;

возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

окончание четверти, учебного года, недели.

Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие .

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:

почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;

что? – отбор и структура содержания;

как? – оптимальная организация учебного процесса;

с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;

кто? – реальный уровень квалификации учителя;

так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки , вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных домашних заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.

4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.

3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 48с.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Читайте также: