Признаки зимы задания доу

Обновлено: 05.07.2024

Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, о признаках, по которым мы определяем наступление этого времени года.

Когда зима приходит в наши края? А с какого месяца берет начало календарная зима? Как мы определяем, что зима уже наступила?

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег - это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким тёмным и мрачным, как поздней осенью.

Рассмотреть иллюстрации о зиме.

А теперь поиграем в игру, называется она "Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!"

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимы.

1. Стало холодно.

2. Постоянный снеговой покров.

3. Замерзание почвы и водоёмов.

4. Дни короткие, ночи длинные.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

6. Растения спят.

7. Некоторые животные меняют окраску.

Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла.

Солнце светит меньше по времени.

Холодно, насекомые в спячке.

А теперь ребята давайте познакомимся с новыми зимними словами. Как вы думаете, что такое оттепель, метель и изморозь? (Ответы детей).

Итоги занятия :

О каких признаках наступления зимы мы говорили?

С чем связаны все эти изменения в природе?

Приходит время, и желтую осыпавшуюся листву застилает белое одеяло. Признаки зимы для детей самые узнаваемые и ожидаемые. Все знают, что это пора Нового года, Деда Мороза, елки с разноцветными огнями. Но не только праздники и снег характеризуют самое холодное время года. На самом деле зиму отличает многое: поведение зверей и птиц, состояние растений, погода, длительность светового дня. Но как рассказать о зимних признаках увлекательно – так, чтобы ребенок проявил неподдельный интерес? Стоит вооружиться подборкой игр, загадок и народных примет, добавив капельку собственного артистизма.

Ребенок под снегом

По каким 15 признакам распознать зиму?

Изменения природы зимой – самые глубокие и значительные. Все живое засыпает, а неживое замерзает, становится холодным и твердым.

15 признаков, которые характеризуют время года:

  • холодная погода;
  • деревья без листьев, иногда со снежной шапкой на ветвях;
  • короткие дни и длинные ночи;
  • ледяная корка на лужах, гололедица;
  • сугробы и снег;
  • низкие, серые, тяжелые облака;
  • трескучие морозы;
  • метелица;
  • зимние забавы – катание на коньках, санках, игра в снежки;
  • из труб домов валит дым (в современном мире без печного отопления – пар);
  • отчетливо видны следы зверей и птиц на снегу;
  • морозный воздух и пар изо рта;
  • зимние праздники – Новый год, Рождество, Крещение;
  • обилие синиц, грачей, ворон, появление снегирей, клестов и других перелетных птиц;
  • зимняя спячка у насекомых, рыб и некоторых зверей (медведей, ежей, сурков).

Первым признаком зимы издавна в народе считались заморозки, а ее окончание предвещало таяние снега. При установлении минусовой температуры живая природа впадает в анабиоз – деревья и кустарники сбрасывают оставшуюся листву, а рыбы, насекомые и отдельные животные впадают в спячку. У других зверей отрастает теплый подшерсток, а серый заяц становится белым, чтобы сливаться со снегом и маскироваться таким образом от хищников.

Девочка наблюдает за зимой

Отличия от других времен года

Часто от детей можно услышать утверждение, что если снег выпал, то уже пришла зима. Но на деле этот признак встречается и поздней осенью, и ранней весной. Важно заострить внимание, что один только снег не свидетельствует о наступлении зимней поры.

О смене времени года мы можем говорить при совпадении 5 признаков:

Зимняя прогулка с детьми

Как наблюдать изменения в природе с детьми?

Чтобы рассказ об отличительных признаках зимы получился интересным и запомнился детям, важно использовать живые примеры, визуальный ряд, разные игровые задания. С наступлением сезона полезно посетить знакомые места и спросить ребенка, что, по его мнению, изменилось:

  1. Как преобразились деревья? (оголились, исчезла листва)
  2. Как поменялась земля? (стала холодной, твердой)
  3. Как греет солнце? (светит, но не греет)
  4. Какими стали облака? (серыми, низкими)
  5. Что исчезло? (насекомые, некоторые птицы, цветы)
  6. Появились ли новые птицы? Какие? (да, снегири, чечетки, клесты, синицы, вороны, грачи).
  7. В какой одежде ты гулял здесь раньше, а в какой сейчас (майки, шорты, а теперь куртка, шапка, варежки)

С дошкольниками подготовительной группы полезно вести зимний календарь. Каждый день в нем нужно отмечать новые увиденные признаки. Например, 4 декабря замерзли реки, 10 декабря выпал снег, 13 декабря был гололед, 17 декабря ребенок заметил синицу и т. д.

Ребенок катается на санках

Занятие покажется вдвойне интереснее, если при этом рассказать о народных зимних приметах, которые в старину имели огромное значение и передавались из поколения в поколение. Они помогали определить, какая погода будет весной, чтобы удачно засеять поля и получить богатый урожай.

  • Ясный день в Сочельник (6 января) – к хорошему урожаю. Тропинки черны – уродится греча. Звездист небосвод – ждет ягодный год.
  • Полный месяц в ночь на Крещение (с 18 на 19 января) – к большому разливу рек по весне.
  • Метель 19 января – будет мести и через 3 месяца. День теплый – хлеб будет густой.

Картинки и задания для закрепления знаний

Рассказ по теме следует подкреплять наглядными примерами. Картинки с признаками зимы:

Картинки на тему зимы для детей

Зимний пейзаж и бумажные снежинки

Зимние забавы

Зимние занятия для детей

Картинки для детей - зимующие птицы

Игровые занятия:

    • Отгадай загадки. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло – скользко, весело, светло. (Лед). Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам… (мороз). Две сестренки, две плетенки из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать. Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).

    Катание на коньках по льду

      • Найди ошибку. Для игры можно использовать любой рисунок с характерными признаками зимы: птицами, снежинками, снеговиком, фигурками людей на коньках и просто в зимней одежде. Взрослый дорисовывает несколько признаков из другого времени года (ежика с яблоком, осенний лист, цветок) и дает детям изучить изображение. Суть задания в том, чтобы найти подвох.

      Картинка для детей

      • Нарисуй. После обсуждения признаков дети рисуют зиму. В конце взрослый определяет победителя. Им становится тот, кто задействует в рисунке как можно больше характерных для этого времени года деталей.

      Аппликация

      Панно

      Для детей 5-6 лет полезно проводить игры, расширяющие словарный запас и дающие представления о свойствах живой и неживой природы.

      Ребенок строит снежную крепость

      МАЛЮТКА - раннее развитие и воспитание детей

      РАССКАЗЫВАЕМ ДЕТЯМ О ЗИМЕ

      Развитие речи
      В раннем возрасте дети очень любознательны: им все нужно познать, изучить, потрогать, а иногда и попробовать на вкус. Именно в это время в виде увлекательной игры нужно познакомить малыша с природой, ее явлениями – именно так воспитывается любовь к окружающей среде, восприимчивость к красоте и бережное отношение к природе.

      Наверняка, вы уже читали малышу сказки, поговорки, загадки и стихи про зиму, показывали картинки с зимними пейзажами, смотрели мультфильмы, делились своими впечатлениями о этой поре года, а теперь пришла пора познать зиму на деле: на зимней прогулке – в беседе и игре!

      ❄

      На что обратить внимание малыша зимой

      1. Какое явление зимней природы самое значительное? Снег! С него чаще всего и начинают знакомство с зимней природой! Знакомство в виде игры: снег можно покопать лопаткой – прямо как песок летом. А если снег липкий – можно слепить снежки и поиграть ими, покидать в цель. Объединившись усилиями с другими родителями (и детьми конечно), и устройте во дворе можно устроить бой снежками. Обязательно слепите снеговика всей семьей.

      ❄

      Учим названия зимних месяцев


      Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей. К играм прилагается красочная презентация, чтобы детям было интересно и увлекательно играть!

      1.Введение в тему

      Цель: обобщение и закрепление знаний о зиме

      Обернулась в лед вода.

      Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

      Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь.

      Кто же скажет, кто узнает, когда это бывает? (Зимой)

      Цель: закрепить знания детей о зимних месяцах, их последовательности

      Какой месяц до января? .

      Какой месяц после декабря.

      Какой месяц до февраля.

      Какой месяц между декабрем и февралем.

      Какой месяц после января.

      3. Приметы зимы

      Скажите мне, что переменилось в природе (ответы детей (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

      Цель: развитие слухового внимания и понимания речи

      - Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопните в ладоши.

      (Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

      Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

      Санки - санки - много санок

      Елка – елки – много елок

      Игрушка – игрушки – много игрушек

      Подарок – подарки – много подарков

      Маска - маски – много масок

      Гирлянда – гирлянды – много гирлянд

      Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.

      Цель: согласование числительных с существительными

      Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок

      Одна льдинка, две льдинки, …пять льдинок

      Одна теплая шубка, две теплые шубки, пять теплых шубок

      Один веселый снеговик, два веселых снеговика, пять веселых снеговиков

      Цель: закрепить умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже

      Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными

      Зима какая. ( морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)

      Снег какой. ( белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)

      Лед какой. ( прозрачный, холодный…)

      Погода какая? – снежная, холодная, морозная.

      Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.

      День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

      Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.

      Цель: упражнения в словообразовании

      Ребята, скажите, какая может быть погода зимой?

      (Если идет снег, то погода…)

      Цель: активизация в речи детей глаголов

      Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.

      Зимой метель… (метёт).

      Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

      Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

      В лесу зимой голодный волк… (воет).

      На зиму медведь в берлоге… (засыпает).

      Мороз щёки и нос… (щиплет).

      Зимой вода в реке. … (замерзает).

      Иней на ветках деревьев… (блестит).

      Зимой снег всё вокруг… (накрывает).

      Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
      Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
      Сегодня снег падает, и вчера .
      Сегодня снег сверкает, и вчера .
      Сегодня снег тает, и вчера .
      Сегодня снег хрустит, и вчера .
      Сегодня снег идет, и вчера .
      Сегодня снег ложится, и вчера .
      Сегодня снег кружится, и вчера ..

      Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.

      Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

      Метель мела и все тропинки – (замела).

      Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

      Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

      Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

      Цель: учить подбирать антонимы к словам. Закрепить знания о приметах зимы

      Летом дни жаркие, а зимой …(холодные)

      Летом небо светлое, а зимой…(темное)

      Летом день длинный, а зимой…(короткий)

      Летом солнце яркое, а зимой…(тусклое)

      Весной на реке лед тонкий, а зимой…(толстый)

      Цель: подбор существительных и правильное согласование слов

      Я показываю вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать: «Не бывает зимы без… (снега, сосулек, санок, горки, елки, подарков, Снеговика,…)

      Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

      1.Тихо, тихо, как во сне

      Падает на землю…. (снег)

      2.С неба все скользят пушинки

      3. На поселок, на лесок

      Все снижается…. (снежок)

      4. Вот веселье для ребят

      Все сильнее…. (снегопад)

      5. Все бегут в перегонки

      Все хотят играть в ….. (снежки)

      6. Словно в белый пуховик

      7. Рядом снежная фигурка

      Это девочка…. (снегурка)

      8. На снегу- то посмотри

      С красной грудкой….. (снегири)

      9.Словно в сказке, как во сне

      Землю всю украсил…. (снег)

      Цель: формирование логического мышления, умения обосновывать свой выбор

      (выбрать лишнюю картинку)

      -Мы решили слепить … (снеговика)

      -мы приделали нос-морковку …(снеговику)

      -Мы показали соседям нашего …(снеговика)

      -Мы долго играли со…(снеговиком)

      -Мы рассказали маме о…(снеговике)

      Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память . (по картинкам)

      Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления

      -Осенью бывает листопад, а зимой…(снегопад)

      -Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

      -Летом лепят фигурки из песка, а зимой…(лепят снеговика)

      -Летом жарко, а зимой …(холодно)

      -летом катаются на роликах, а зимой…(на коньках)

      -Весной снег тает, а зимой…(лежит)

      -Летом катаются на велосипедах, а зимой…(на санках)

      Цель: формирование логического мышления, закрепление знаний о зимних развлечениях.

      Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений

      - кататься на санках

      - кататься на велосипеде

      - купаться в реке

      - играть в снежки

      - строить крепость из снега

      - строить замок из песка

      -кататься на роликах

      22. Упражнение "Кому что нужно?"

      Цель: согласование существительных в дательном падеже, развитие внимания, памяти и речи детей.

      Лыжи нужны ..(лыжнику)

      клюшка нужна. (хоккеисту)

      коньки нужны. (фигуристу)

      сноуборд нужен - . (сноубордисту)

      санки нужны - . , (саночнику)

      Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса

      Мальчик катается на лыжах.

      Девочка катается на коньках.

      Дети слепили снеговика.

      Мальчики играют в снежки.

      24.Пословицы и поговорки о зиме

      Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме и их значениями.

      Декабрь год заканчивает, зиму начинает.

      В Феврале два друга - мороз и вьюга.

      Январю - большие морозы, февралю - метель.

      Зима не лето: в шубку одета.

      Шубка зимой не шутка.

      В зимний холод всякий молод.

      Мороз не велик да, стоять не велит.

      Много снега – много хлеба.

      Цель: составления рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса

      Наступила морозная зима. Солнце светит, но не греет. На улице идет снег. Земля покрыта сугробами. Реки и озера покрыты льдом. Деревья стоят голые, покрытые снегом и инеем. Птицы улетели в теплые края. Медведь спит в берлоге. Ежик спит в норке. Лиса , белка, заяц поменяли шубки. Люди одели теплую одежду: меховые шапки, шубы, варежки.

      У детей зимой много развлечений: катание на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

      Читайте также: