Признаки в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Первый поход ребенка в детский сад - стресс не только для малыша, но и для родителей. Он плачет, отказывается идти в садик, у малыша портится поведение и возникают проблемы со здоровьем. В такие моменты родители начинают сомневаться в своем решении. Им кажется, что либо они рано отдали ребенка в садик, либо ошиблись с выбором заведения. Обо всем, что важно знать родителям в такой ситуации, корреспонденту Tengrinews.kz рассказала профессор кафедры дошкольного образования и социальной педагогики КазНПУ имени Абая, доктор педагогических наук Роза Бекмагамбетова.

Как проходит адаптация к садику

В первые дни в садике у большинства детей реакция одинакова - слезы, протест, истерики. Привычная жизнь ребенка меняется. Малышу нужно придерживаться четкого режима дня и слушаться воспитателя. А самое главное - ему нужно привыкнуть к отсутствию родителей и постоянному нахождению в кругу сверстников.

Адаптация ребенка к новым условиям бывает очень болезненной. Она может сопровождаться тяжелыми переживаниями, изменениями в поведении, расстройством сна, аппетита, снижением речевой и игровой активности. Все это сказывается и на здоровье ребенка.

В процессе привыкания к садику некоторые дети худеют, иногда повышается температура, появляется рвота, чувство страха, истерики, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых. Адаптация, помимо возраста, состояния здоровья и уровня развития, зависит и от индивидуальных особенностей ребенка и типа характера.

При этом у детей бывает разный уровень адаптации. Кто-то легко привыкает к новым условиям, а есть дети, которые тяжело приспосабливаются. В некоторых случаях начальный период адаптации к детскому саду может затянуться и перейти в дезадаптацию.

Привыкание к яслям обычно длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - месяц. Адаптацию к детскому саду можно разделить на три вида: тяжелая, легкая, средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушается сон. Малыш может писаться по ночам, родители могут заметить у него резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. При тяжелой адаптации возможен срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка. Из-за нежелания идти в садик он начинает часто болеть. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

Средняя адаптация - когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически "всплакнуть", но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Легкая адаптация - ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети, как правило, болеют нечасто, хотя в период адаптации физиологические "срывы" все же возможны.

Лучший возраст для детского сада

Оптимальный возраст для детского сада - три года. Тогда ребенок умеет разговаривать, он готов к общению с ровесниками и у него уже сформирован иммунитет. К этому времени малыш уже должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить из кружки, пользоваться ложкой, сам умываться и одеваться при небольшой помощи взрослого, проситься на горшок.

Отдавать детей в сад в 1,5-2 года детские психологи не советуют. В этом возрасте навыки самообслуживания слабо развиты. Ребенок до двух лет еще слишком привязан к матери, очень тяжело переносит ее отсутствие. Кроме того, у детей до двух лет нет острой потребности в общении со сверстниками и незнакомыми людьми.

Кроме того, как считают специалисты, посещать сад в раннем возрасте вредно: хуже развиваются речь и умение выражать свои мысли. Все потому, что ребенок много общается со сверстниками с такой же неразвитой речью и мало со взрослыми людьми. Также из-за того, что малыш много времени проводит вне дома, нарушается контакт с семьей, что может повлиять на общение с родителями в будущем.

С 2-3 лет дети должны научиться свободно общаться с родителями, составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до трех лет отдавали в детский сад, склонны утаивать свои переживания, они неохотно делятся ими с родителями.

Как считает профессор, при решении вопроса с детским садом нужно учитывать и темперамент ребенка. К примеру, сангвиник активен, коммуникабелен, всегда в хорошем настроении. Его можно отдать в садик и в два года.

Флегматик готов влиться в новый коллектив в три года. Он будет спокойно вставать утром и идти в детский сад без истерик и капризов, при прощании помашет ручкой.

Холерика можно отдать в детский сад в 3-4 года. Но он будет выплескивать свои эмоции на сверстников и воспитателя. Холерик безболезненно привыкнет к посещению детского сада.

Меланхолика лучше отдать в детский сад в пять лет. Он быстро устает, не проявляет интереса к играм и детям, не любит перемен, к детскому саду привыкает очень медленно и тяжело.

Как легче пережить адаптацию ребенка

Для того чтобы ребенок успешно адаптировался к детскому саду, его нужно готовить к новой обстановке заранее. Эксперт дала советы о том, как подготовить ребенка к садику.

  • В первую очередь, родители сами морально должны быть готовы к разлуке с ребенком. Малыш считывает эмоции мамы, поэтому нужно максимально спокойно себя вести, улыбаться и не показывать беспокойства.
  • Вылечите все детские недуги и сделайте необходимые прививки. Прививки надо делать не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детский сад.
  • Устраивайте ребенку воздушные ванны, влажные обтирания и длительные прогулки на свежем воздухе. Закаленные, физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.
  • Научите ребенка общаться с другими детьми и взрослыми. Ходите в детские парки и на площадки, на дни рождения друзей и другие праздники чаще. Ваша задача - показать, как надо общаться, делиться игрушками, вместе играть.
  • Подготовьте ребенка психологически, настройте на позитивный лад. Например, говорите ему: "Скоро ты пойдешь в садик, это же здорово! Ты теперь большой".
  • Постоянно рассказывайте ребенку, что такое детский сад и что там очень интересно. Чем больше ребенок знает о предстоящем событии, тем меньше тревоги оно вызывает.
  • Познакомьте ребенка с блюдами "общественного питания": приучите есть каши, творожные запеканки, суфле, овощные блюда, пить компот, чай с молоком и тому подобное.
  • Научите навыкам самообслуживания и личной гигиены: кушать и пить самостоятельно, надевать и снимать одежду (носки, колготки, обувь). Также подготовьте ребенка к временной разлуке с родителями.
  • Перед тем как отдавать малыша в детский сад, сходите туда на экскурсию. Посмотрите группу, в которую будет ходить ребенок, и другие помещения. Познакомьте ребенка с детьми и с воспитателями группы, куда он скоро придет. Погуляйте на участке детского сада, можно поиграть с ребенком в игру "Детский сад".
  • В первый день родителям лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.
  • В первые дни пребывания в группе без родителей малышу очень большой подмогой будет любимая игрушка.
  • Не оставляйте ребенка в первую неделю посещения детского сада на целый день. Приводите на 3-4 часа, постепенно увеличивая время пребывания, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводите ребенка на целый день.
  • Устраивайте иногда малышу "выходной день" среди недели, чтобы предупредить нервное истощение.
  • В выходные также соблюдайте режим дня, больше гуляйте, чтобы снизить эмоциональную нагрузку.

Как понять, что ребенку плохо в садике из-за воспитателя

В новостях часто появляются заметки, что над детьми издеваются в детском саду. Поэтому, когда ребенок отказывается идти в садик, многие родители считают, что это связано с плохим отношением воспитателей. На самом деле, такое бывает нечасто. Но если ребенок, который до этого нормально ходил в садик, потом резко изменил свое отношение - плачет и абсолютно не соглашается на уговоры родителей - можно провести собственный анализ ситуации.

Есть несколько способов узнать, что ребенка бьют или на него повышают голос.

"Можно просто понаблюдать за поведением ребенка после детского сада. Он не должен плакать, должен быть веселым и оптимистичным. Если же наоборот - у него нет желания идти в сад. Нужно обеспокоиться и, может, даже поменять детский сад. Здесь надо выбирать талантливого творческого педагога, который бы дальше помог сформироваться как личности ребенку", - отметила Роза Бекмагамбетова.

"Только плохой педагог может повысить голос. Каждый ребенок - это сундучок, к которому нужно подобрать нужный ключик, знать индивидуальные особенности ребенка. И в соответствии с этим применять определенные методы воспитания и обучения. Педагог должен хорошо знать детскую психологию, дошкольную педагогику и изучить педагогическое мастерство", - считает профессор.

Отдавая ребенка в детский сад, помните, что психологические травмы полученные в детском возрасте остаются и влияют на дальнейшую жизнь человека. Поэтому нужно очень серьезно подходить к выбору как детского сада, так и воспитателей, которым вы доверите своих чад. Если все же неприятности в детском саду произошли по вине воспитателей, нужно решать проблемы со специалистами, не откладывая в долгий ящик.

Все мамы и папы без исключения переживают, когда ребенок отправляется в детский сад. Кто знает, как малыш адаптируется, как и с кем будет общаться? А вдруг его обидят, и он не сможет за себя постоять? А вдруг.

Не будем говорить о ссадинах, синяках, рваной одежде и прочих очевидностях, когда следует обеспокоиться и задать соответствующие вопросы персоналу сада. Посмотрим на не самые очевидные вещи.

• Нехороший признак, если поведение ребенка резко изменилось. К примеру, малыш всегда радостно бежал в сад, чтобы поиграть с другими детками, а тут и слышать про сад не хочет.

Насторожитесь, если ребенок ни с того ни сего начал устраивать утренние истерики, не хочет одеваться и всячески затягивает утренний ритуал сборов в сад.

• Повод для беспокойства, если вы заметили, что ваш разговорчивый малыш перестал рассказывать о садике, друзьях, воспитателе и вообще замыкается в себе, отказывается отвечать на простые вопросы про то, как прошел его день, что он делал, какое у него настроение.

• Пора начинать родительское расследование, если ребенок симулирует болезнь — нарочито покашливает или жалуется на живот. Сюда же отнесем вдруг возникшие вредные привычки — грызть ногти и ковырять в носу.

• Если малыш стал плохо спать и перестал нормально есть , это уже серьезный сигнал о том, что с ребенком не все в порядке. Причиной могут стать внутренние переживания и стресс. Природа устроена таким образом, что ребенку не обязательно рассказывать все самому, его организм сам просигнализирует маме о его проблеме. Такого рода нарушения — это своеобразная защитная реакция на внешний или внутренний негатив.

Конечно, родителям нужно ежедневно внимательно слушать рассказы ребенка о том, как он проводит время в саду. Например, это можно сделать по дороге домой, интересуясь, с кем он играл, с кем поругался и почему, какие были занятия.

В то же время, если малыш заявляет, что его обидели, не торопитесь идти разбираться.

Возможно, просто Света из группы решила поиграть не с ним, а с Колей. Сначала задайте наводящие вопросы, чтобы прояснить для себя истинное положение дел.

Если вы поняли, что есть проблема, а ребенок не может ее озвучить или сформулировать, психологи рекомендуют использовать игру, в ходе которой можно ненавязчиво расспросить, что происходит и что волнует малыша.

Таким образом, вы должны проиграть с ребенком все режимные моменты сада от расставания с вами до встречи.

Наверняка вы услышите фразы, которые часто звучат в саду, и действия из окружения ребенка.

Важно, чтобы игра была ненарочитой и не напрягала ребенка.

Отличный способ диагностики скрытых ситуаций — рисунок. Можно попросить малыша изобразить на бумаге свой сад, одногруппников, нянечек и воспитателя.

При анализе рисунка обращайте внимание на цвета, которыми нарисованы персонажи, размеры, расположение и выражения лиц героев рисунка. Аккуратно задайте вопросы, рассматривая рисунок вместе. Если не разберетесь сами, такой рисунок можно показать любому детскому психологу. И конечно, пообщайтесь с персоналом сада, озвучив беспокоящие вас моменты. Адекватные сотрудники всегда заинтересованы в том, чтобы детям было в детском саду хорошо и комфортно.

Киндер закатывает истерики, когда собираетесь в д/с? Любыми способами задерживает выход? Прощается почти всегда со слезами? А ведь период адаптации должен был уже пройти.

Садик. На поверхности

Дочка посещала обычный городской д/с: спортивные и музыкальные занятия, игры и занятия в группе. Друзья, ссоры, примирения, любимая и нелюбимая еда, радость от утренников. Короче, как у всех.
Но все время было чувство, что что-то не так. Теперь знаю что. И поделюсь с вами!

Давайте разберемся:
— какие вещи должны вызвать опасения;
— на что стоит обратить внимание, когда ребенок посещает садик.

Фото: слева — в садике, справа — дома. Иногда воспитатели выкладывали в соцсеть фотографии с занятий. Мне казалось странным, что дочка разительно отличается на снимках.

Фото: слева — в садике, справа — дома. Иногда воспитатели выкладывали в соцсеть фотографии с занятий. Мне казалось странным, что дочка разительно отличается на снимках.

Садик. Внимание!

1. Заставляют водить ребенка на полный день сразу

Именно так произошло у нас. Только 2 дня водила дочку до обеда. Затем воспитатели настоятельно рекомендовали (потребовали) оставить ее на весь день. Аргумент один: это вам не ясли!

► Это стало 1-ой роковой ошибкой при адаптации — началом глубокого детского стресса .

Врачи-неврологи так раскрывают это понятие:
«Детский стресс — это нарушение привычного уклада жизни ребенка. У того сформирована привычка жить определенным образом, когда он находится в комфорте. Нарушение или затрагивание этого комфорта вызывает защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

2. Не рассказывают о пребывании ребенка в садике

3. Ребенок ничего не рассказывает о воспитателях

По дороге домой всегда обсуждала с Тамарой день в садике. Дочка рассказывала про еду, прогулки, других детей. Но ни-ког-да (!) про воспитателей. Вам не кажется это странным? Ведь эти взрослые становятся частью жизни детей, проводят рядом глобально много времени.

4. Сборы в садик — концерты с вариациями

Каждое утро дома:
— нежелание вставать и идти в сад;
— слезы по малейшему поводу (без него);
— затягивание процесса любыми способами;
— скандалы, капризы, истерики.

При прощании в садике:
Целую, обнимаю, говорю ласковые слова, ухожу. Дочка бежит за мной — ее силой затаскивают обратно. А я, безропотная, ухожу на работу.

Ведь это все адаптация, да? Так у всех же? Ребенок привыкнет: стерпится, слюбится. Как долго я себя так уговаривала!
Ни разу не порекомендовали нам обратиться к психологу. Хотя они есть в муниципальных д/с. Никто ни-че-го (!) не советовал.

5. Ребенок болеет постоянно!

Не-а, не будет! Если после первого года деть не перестал так вот хворать, здесь что-то не так. Причем не всегда в иммунитете дело. Дело, возможно, в постоянном стрессе в садике. И организм так защищается.

Садик. Постфактум

А как же социализация? Нармальна-а-а:) Во дворе и на кружках есть друзья. Знакомится легко, на контакт идет, общительная — все хорошо.

Хотите узнать, почему в итоге вывод, что садик — первопричина проблем? Да потому что стресс был на самом деле!
ДОЧКУ ОБИЖАЛИ ВОСПИТАТЕЛИ.

Садик. Регулярный стресс

Верю ли я дочке? ДА. Во-первых, врать напрочь не умеет. Во-вторых, знает точно, что до школы будет со мной. То есть не боится, что в садик вернут, а в школу жаждет, как все мелкие. Умысла здесь нет.
Она, конечно, умная, но не стратег:) чтобы в 5,5 лет так манипулировать.

Не хотите услышать от ребенка такие откровения? Обратите внимание на мелочи, которые кажутся подозрительными. Не слушайте советы знакомых — слушайте себя!

Давайте вернемся к началу

Если есть подозрения, что ребенка в садике обижают. Если хотя бы одна из моих ошибок откликается. Если что-то подсказывает, что неспроста реюенок изменился, болеет и прочее.

Проверьте! Жалею, что не сделала этого вовремя.
Сходите к психологу. Нет денег? Узнайте про психолога в д/с. Нет в вашем? Всегда есть в другом, в поликлинике, бесплатная помощь.
Поиграйте в садик. Пусть деть будет воспитателем. Это поможет найти ответы.
Станьте Шерлоком. Начните мягкие разговоры по душам с ребенком, расскажите ему свои истории. Требуйте у воспитателей подробно рассказывать о пребывании в саду. Нет? Идите к заведующей. Поговорите с няней, с другими родителями.

Верьте интуиции! Стресс у ребенка лечить тем тяжелее, чем дольше он длится. Доверяйте воспитателям, но проверяйте. Уважайте их, но требуйте уважения к себе тоже.

P.S. В блоге честно делюсь опытом мамы. Вы увидите здесь:

— Компромиссы воспитания в ситуациях, когда не знаешь, что делать.
— Методы развития без садика и платных развивашек.
— Обзоры детских книг, фильмов и мультфильмов.
— Полезные лайфхаки для заботливых родителей.
Ставьте палец вверх — подписывайтесь на канал! Вы с нами или все еще ищете наощупь?

Мы с Тамарой ходим парой:) А еще развиваемся, набиваем шишки, живем. И делимся с вами — будьте в курсе!

Мы с Тамарой ходим парой:) А еще развиваемся, набиваем шишки, живем. И делимся с вами — будьте в курсе!

Как узнать, хорошо ли ребенку в детском саду?

Детский сад – первое место для социализации маленького человека. Отдавая детей в дошкольные учреждения, где им предстоит познакомиться с новыми правилами и требованиями, все родители беспокоятся: хорошо ли их чадам в детском саду?

Детсадовский возраст

По закону один из родителей может находиться в декретном отпуске до трех лет, но ситуации бывают разные, и если ребенка отводят в сад раньше, то в большинстве случаев ему там не нравится: согласно возрастным нормам, эти малыши очень болезненно переживают разрыв с мамой, а потребность в напарнике для игр еще не сформирована. Пик привязанности к матери психологи определяют от года до полутора лет, и уменьшается он к концу второго года жизни.

На готовность к посещению детского сада влияет не столько реальный возраст ребенка, сколько его психологический возраст и элементарные умения. Чтобы ребенку легче было привыкнуть и увереннее чувствовать себя, надо научить его самостоятельно кушать, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Часто дети боятся детского сада потому, что не могут самостоятельно решать элементарные проблемы, а обращаться за помощью стесняются.

Адаптация

Адаптация – сложный период, и в это время нельзя судить о том, хорошо или плохо ребенку в саду, ведь все реакции малыша связаны с переживаемым стрессом. В большинстве своем дети плачут и отказываются идти в садик не из-за того, что там плохо, а просто после знакомой домашней обстановки им там некомфортно. В такие моменты очень важно обсуждать, что с ним происходит, почему он так себя ведет, что он чувствует.

Ситуации бывают разные

Бывает, что утром малыш устраивает истерику, отказываясь идти в сад, а вечером ситуация меняется на 180 градусов: он, довольный, играет с детьми, и вытащить его из группы нелегко. Что это? Возможно, малыш просто не высыпается, и ранний подъем дается ему слишком тяжело, но после дневного сна он бодр и хочет играть. В этом случае нужно пересмотреть режим ребенка.



Способы диагностики

Один из лучших способов диагностики состояния ребенка в саду – наблюдение. Придите за малышом пораньше (или, наоборот, приведя ребенка утром, незаметно для него останьтесь) и понаблюдайте за его поведением: чем малыш занят – самозабвенно играет с детьми или сидит один в уголке и ждет вашего прихода. Поговорите с воспитателем, с психологом, ведь они наблюдают вашего ребенка на протяжении всего дня.

Предложите дома ребенку поиграть в детский сад. Пусть он сам руководит процессом, тогда вы сможете увидеть, какие сюжеты он проигрывает и что его волнует. Задавайте вопросы, но будьте осторожны: от допроса с пристрастием ребенок может насторожиться и продемонстрировать не реальную, а желательную ситуацию.

Можно использоваться арт-методы – садик можно нарисовать, слепить из пластилина, главное – обсудить потом с ребенком его произведение, выяснить, кому на рисунке хорошо, а кому – плохо, что нужно сделать, чтобы тому, кому плохо, стало лучше, и т. д.

Узнав причину детской печали, надо работать либо над устранением этой причины, либо над отношением малыша к сложившейся ситуации.

Любые резкие изменения в поведении ребенка настораживают, но не всегда проблема в садике. Они могут быть связаны с нарушением привычного жизненного уклада – переездом, разводом, появлением брата или сестры, смертью собаки и т. д.

Тем не менее, если ребенок стал более агрессивным, тревожным, пугливым, появились соматические проявления стресса (энурез, частые простудные заболевания, головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта), ребенок стал более капризным и плаксивым, то следует обратиться за помощью к психологу, чтобы выяснить, что происходит в садике, почему пребывание малыша там стало стрессогенным фактором.

Автор: Екатерина Головина


Читайте также: