Признаки осени для детей 4 5 лет в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Рассматривание картинок в детском саду, рисование и разукрашивание по разным темам — один из интереснейших вид работы. Воспитатели с помощью тематических иллюстраций, выставок и наглядности формируют у дошкольников различные понятия. Разглядывая признаки осени в картинках для детей, малыши разбираются в особенностях этого яркого, красочного, но холодного времени года. О том, как использовать иллюстрации, раскраски на осеннюю тематику в детском саду, какие вопросы затронуть на занятиях, поговорим в нашей статье.

День знаний
Игры на свежем воздухе
Осенняя природа
Осень в саду
Прогулка по лесу
Уборка урожая

Как проводить занятия

Иллюстрации, красочные нарисованные или сфотографированные изображения используются на занятиях в детском саду, если показать предмет, явление в непосредственной близости не получается. Картинки для детей “Осень” нужно развешивать на стендах и демонстрировать детям с конца августа, когда признаков прихода сентября-октября на улице почти незаметно.

На тематических занятиях нужно использовать следующие виды работ с дошкольниками:

Осенняя пора
День знаний

Дети в осеннем лесу
Дети под дождем

Птицы улетают
Деревья осенью

Картинки осень для детей детского сада являются способом создания прочных связей между временем, явлением, природой. Использовать их нужно не только напрямую, показывая дошкольникам, но и исподволь. Оформите тематический стенд, развесьте иллюстрации и работы известных художников на стенах игрового помещения, создайте с родителями лэпбук с картинками на тему осень для детей, папку-передвижку.

Осенние картинки

Тематическую папку “Осень картинки для детей в детском саду” нужно наполнить разными изображениями, фото. Сюжет рисунков можно условно разделить на несколько групп.

Признаки осени

На иллюстрациях обязательно изображаются разноцветные листочки, дождь, лужи, предметы осенней одежды, птицы, улетающие на юг. По картинкам ребенок ориентируется в смене погодных условий, сможет выбрать обувь и куртку для прогулки самостоятельно.

Осенние признаки

Признаки осени

Сбор урожая

Картинки о сборе урожая для детей в детском саду необходимы для общего развития детсадовцев. Расскажите им о фруктах, овощах, произрастающих в вашем крае, о времени их созревания, тяжелом труде крестьян. Затроньте тему осенних даров на полях, в лесу.

Сбор урожая яблок

Сбор урожая груш

Сбор кукурузы

Сбор урожая подсолнечника

Сбор орехов

Сбор капусты

Осенний лес

Покажите, как меняется вид леса в сентябре-октябре. Подробно остановитесь на цветах, оттенках, красоте природы. Опишите, как одеваются люди для прогулки по роще, парку. Предложите собрать осенний букет к следующему уроку. Золотая осень должна восхитить детсадовцев, чтобы они запомнили это время года не дождями и ветрами, а яркостью и насыщенностью красок.

Осенний лес

Лес осенью

Животные

Рассмотрите, как меняется шерстка у лесных зверей, что они делают перед зимней спячкой, как проходит сбор урожая у них. Не забудьте обогатить словарный запас дошкольников новыми понятиями: желудь, дуб, линька, логово, стая, клин и т.д.
Объясните, почему перелетным птицам нужно лететь на юг, какие из них остаются зимовать без перелета.

В лесу

Мишка и зайка в лесу

Белка делает запасы

Еж несет яблоки

Задания

С помощью небольшого набора картинок на тему осень с детьми в детском саду можно придумать массу интересных развивающих заданий:

  1. Составь рассказ по картинке или отдельным изображениям предметов.
  2. Подбери синоним (антоним).
    Дошкольникам предлагается картинка. К цветам, предметам, погодным условиям нужно подобрать противоположные по смыслу слова или схожие.
  3. Какая одежда подходит осеней погоды?
    Разложите перед малышами изображения летнего и осеннего гардероба. Пусть подбирает нужный комплект для прогулки.
  4. Разложи по коробочкам.
    Картинки с изображением нужно скачать, распечатать и вырезать. Дети 3-5 лет с удовольствием играют в сортировку.
  5. Соедини предметы друг с другом.
  6. Собери пазл. Для подготовки картинки из кусочков распечатайте любую картинку, наклейте на картон и разрежьте.

Пазл тыква
Пазлы шишка

Пазлы дерево
Пазлы лист

Развивающие игры в группе облегчают процесс запоминания информации. Для малышей от 4-5 лет подходят следующие виды развлечений:

  • Какой это лист?
    Распечатайте изображение листьев от рябины, дуба, березы, клена и т.д. предложите на скорость определить принадлежность листочков к кустарникам, деревьям. Названия нужно выучить или проговорить заранее.
  • Собираем урожай.
    Понадобятся игрушки фруктов, овощей, корзинки, грибы и т.д. Разложите предметы по полу. Постройте малышей. Включите музыку, расскажите, какой урожай собирают осенью. Разделите воспитанников на 2 команды. По команде дошкольники должны собрать как можно больше урожая в корзинки. Победитель выявляется по результатам подсчета добычи.
  • Найди отличия.
    Дети учатся сравнивать, выявлять несовпадения. Развивается внимание, зоркость, скорость реакции.
  • Придумай название.
    Предложите рассмотреть красивую картину с осенним лесом, домом под дождем, женщины с девочкой на прогулке и т.д. Дайте задание: придумать название для рисунка и небольшой рассказ по сюжету.
    Игра развивает речь, фантазию, воображение.
  • Создадим композицию “Осень для детей” вместе.
    Для этого понадобятся иллюстрации с изображением осенних деревьев, листьев, туч, дождя и т.д, клей, ножницы. Приготовьте материалы и раздайте детям. Пусть вырезают, наклеивают на чистый альбомный лист. У каждой группы получится свое видение природы после лета.

На заметку! Для запоминания примет осенней поры, месяцев и их последовательности используйте стихи, загадки.

Природа 1

Природа 2

Природа 3

Природа 4

Природа 5

Птицы
Листопад

В школу
Грибы

Урожай
Дождик

Раскраски

Для детсадовцев 2- 4 лет в качестве игр и заданий выбирайте разукрашки, для дошкольников 5-7 лет легкие фигуры и предметы для срисовывания. В процессе разукрашивания развивается моторика рук, речь, усидчивость. Нецветной вариант для разукрашивания можно распечатать на домашнем принтере.

Разукрашка, картинка “Осень” для детей детского сада — это яркий атрибут игровых и развивающих занятий. Рисование, наглядность повышают интерес малышей дошкольного возраста к новой информации, словам воспитателя и родителя.

Раскраски 3
Раскраски 4

Раскраски 1
Раскраски 5

Тема “Осень” в картинах для детей играет особую роль в логопедической работе. Дошкольники с ОНР, ЗРР развивают свой речевой потенциал, обогащают лексический запас и эффективнее подготавливаются к поступлению в первый класс.

3. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало-исчезли насекомые, птицы улетели в теплые края, листья меняют цвет и т. д.); развивать логическое мышление.

4. Совершенствовать диалогическую речь, участвовать в беседе, упражнять в умении употреблять прилагательные: дождливая, ветреная, холодная, пасмурная, сырая, хмурая, ясная, туманная, унылая, красивая;

5. Воспитывать умение слушать сверстников и поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

1. Сюрпризный момент- приход Осени

Здравствуйте, ребята! А вы узнали меня? (ответы детей). Да, я осень и пришла вам рассказать о себе, о признаках осени. Присядьте на стулья и послушайте.

1слайд-Посмотрите на осенние листья. Раньше они были зелеными, а теперь какие? (желтые, красные, оранжевые, коричневые). А знаете почему? Подумайте.

2 слайд-С наступлением осени солнце начинает светить не так ярко, как летом, становится прохладнее и листьям не хватает света и тепла, поэтому они меняют цвет.

3 слайд- Как одеваются люди осенью? Люди начинают одевать теплую одежду: шапки, куртки, ботинки. Почему? Потому что осенью становится прохладно.

4 слайд- Осенью начинают идти дожди, и вы начинаете пользоваться зонтиками и одевать резиновые сапоги, чтоб побегать по лужам.

5 слайд- Птицы улетают в теплые края. Почему? Потому что зимой им не будет хватать пищи, т. к. осенью исчезают насекомые, становится меньше ягод и семян.

6 слайд- В лесу появляются грибы, которые собирают не только люди, но и животные (ежи, белки, так они запасаются на зиму.

7 слайд- Осенью люди начинают собирать урожай. Что такое урожай? (овощи, фрукты)

8 слайд- О чем мы сейчас говорили?

Ребята, а я заметила интересную коробку на столе, давайте подойдем и посмотрим. Здесь лежат карточки с разными временами года. Я предлагаю вам разделить их, карточки с временем года Осень сложить на один поднос, а остальные- на другой. Семен, почему ты решил, что здесь изображена осень? Варя, а может быть это осень (показывая на изображение животных после спячки? Почему? Саша, какие признаки говорят о том, что это осень?

Осень в гости к нам пришла. (наклон вперед)

Свои краски принесла: желтые (круговые движения правой рукой) и красные, (круговые движения левой рукой)

листочки разные (круговые движения обеими руками)

ветер дунул- раз, два, три, (машем руками перед собой)

полетели посмотри. (прыжки, руки в стороны)

Покружились и упали (кружатся вокруг себя и садятся на корточки)

Землю листьями услали.

5. Словесная игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. (всем детям)

Дети, а какая бывает погода осенью :

• Когда идет дождь - дождливая.

• Когда дует ветер – ветреная

Теперь я вам предлагаю поиграть с интересными карточками. Присаживайтесь за стол. Посмотрите на эту таблицу, в каждом столбике, и на каждой строчке есть по одной картинке гриба, дождя и листьев. Это то, что мы можем встретить осенью. Что мы поставим в пустое окно? (ответы) Теперь заполните свою таблицу. Перед вами тарелки с карточками, какую карточку вы поставите в пустое окно?

7. Самостоятельная работа детей

8. Индивидуальные пояснения, помощь.

Кирилл, почему ты выбрал эту карточку? Катя, а ты почему?

9. Итог. Что вы запомнили? Какие признаки осени? (на каждый ответ я на мольберте буду выкладывать рисунки с признаками осени).

Что понравилось вам сегодня? Что было для вас сложно?

Вы сегодня постарались, отвечали на вопросы, выполняли разные задания. Вы молодцы! До свидания!

После лета все вокруг начинает готовиться ко сну. Появляются первые признаки осени – становится холоднее, листья и травы желтеют, а небо часто хмурится. Важно подмечать происходящие изменения в природе и рассказывать о них ребенку с раннего детства. Это развивает наблюдательность и интерес к окружающему миру.

Дети играют в осенних листьях

Осень и ее признаки

Полную картину об осени и ее признаках дает осенний лес. Он наполнен приятными грибными запахами, под ногами шуршит листва, потихоньку исчезают с виду насекомые, и птицы улетают в теплые края. Хорошо, если ребенок сможет все это наблюдать воочию – пощупать, понюхать, рассмотреть. Но если такой возможности нет, о происходящих изменениях в природе можно рассказать, используя наглядные примеры.

Описание осени:

  • становится холоднее;
  • птицы улетают на юг;
  • листья на деревьях желтеют и опадают;
  • часто стоит дождливая и ветреная погода;
  • ночи становятся длиннее, а дни короче;
  • люди собирают урожай овощей и фруктов.

Дети собирают урожай яблок


С дошкольниками старше 5 лет рекомендуется изучать не только обобщенные изменения в природе, но и последовательные, по месяцам:

  1. Сентябрь. Раньше первый осенний месяц называли Хмурень, потому что его характерные признаки – это хмурое небо и пасмурная погода. Это пора бабьего лета и грибных дождей. Время, когда нужно брать с собой зонтик и обувать резиновые сапоги. Ранней осенью птицы готовятся лететь на юг и сбиваются в стаи. В лесу становится тише, а листья только начинают желтеть.
  2. Октябрь. Месяц Грязник. Практически все листья в середине сезона становятся желтыми, или как говорят, покрываются золотом (золотая осень). Ветер шумит листвой и срывает ее с деревьев. Оказавшись на земле, она пропитывается запахом сырости. В эту пору можно собрать удивительной красоты гербарий, корзинку грибов, каштаны для поделок в детский сад и школу.
  3. Ноябрь. Второе его название – Листогной. Листва вся сорвана и устилает землю. Лес стоит пустой и мокрый. Уже заметно похолодало, и нужно надевать не только куртку, но и шапку, варежки и шарф. Поздней осенью уже случаются первые ночные морозы, и утром опавшие листья часто покрывает иней. Со дня на день выпадет снег, и природа уйдет на трехмесячный покой.

Аппликация


В школьном возрасте наступление сезона дети учатся понимать отдельно по живой и неживой природе.

  • Живая природа (животные, насекомые, растения).

Осенние признаки: поспевание яблок, тыквы, корнеплодов, грибов; пожелтение и опадение листьев; сбивание птиц в стаи и отлет в теплые края; закупоривание муравейников на зимовку.

  • Неживая природа (небо, тучи, ветер, земля, погодные явления).

Распознать осень можно по заметному похолоданию, сырому и пронизывающему ветру, дождливой погоде. Земля становится мокрой и холодной, пачкает сапоги. Небо опускается ниже, оно часто затянуто серыми облаками. В середине осени утром часто наблюдаются туманы, а поздней осенью – иней.

Осень в картинках:

Признаки осени

Атрибуты осени в картинках

Картинки с признаками осени

Картинка с осенним пейзажем

Картинка - дети на осенней прогулке

Чтобы понять, насколько хорошо ребенок усвоил материал, попросите его назвать 3 признака осени и нарисовать рисунок осенней тематики.

Как отличить осень от других времен года?

Основной признак осени – это золотой лес. Только в это время года деревья будто раскрашивает невидимый художник. А еще все живое готовится к долгому зимнему сну. Медведи, белки, бурундуки, мыши, пчелы, ежи и муравьи делают запасы еды.

Картинки для детей - времена года

Чем отличается осень от других времен года (в картинках):

Карточки на тему времен года для детей

Рисунки - времена года

Как рассказать об осени интересно?

Наблюдать за изменениями природы не только познавательно, но и интересно для детей. Если проявить смекалку, можно организовать десятки увлекательных занятий и игр по теме. Это и загадки, и стихи об осенней поре, и проба урожая. Для закрепления материала полезно использовать задания с картинками.

Аппликация из осенних листьев

Аппликация из осенних листьев

Примеры:

Дети на прогулке осенью

Первоклашки идут в школу

В России первый признак осени – это еще спешащие на свой первый урок ученики. 1 сентября празднуется День знаний, и все школьники приходят нарядными. Природа обозначает приход осенней поры пожелтением крон берез, вязов, лип, появлением опят на полянках в лесу, парящей в воздухе паутиной. Весь мир вокруг постепенно преображается!


Народные осенние приметы берут свое начало из самых истоков существования человека. С давних пор люди стали примечать признаки осени. Благодаря этим народным премудростям получалось собирать обильный урожай. Некоторые из осенних примет дошли и до наших дней. Чтобы их было удобней изучать, или использовать, мы их разместили на классных картинках.


Народные приметы осени на синем фоне.


Наглядная картинка для детского садика.


Признаки осени для дошкольников.


Дидактический материал.


Картинки для школьников.


Осенние приметы. Список.


В картинках и рисунках.


Три самых главных атрибута осени.


Для малышей осень в ДОУ.


Признаки осени для детского сада.


Для занятий с малышами.


В помощь воспитателю.


Признаки осени.


Картинка для презентации.

ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики детей.

ЗАДАЧИ:
Коррекционно-развивающие

Коррекция зрительного и слухового гнозиса.

Коррекция мыслительных процессов

Коррекция мелкой моторики рук.

Развитие произвольности психических процессов

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.docx 23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие педагога психолога и инструктора по физической культуре

для детей средней и старшей группы

ТЕМА: Время года "Осень".
Признаки времени года".

ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики детей.

  • Коррекция зрительного и слухового гнозиса.
  • Коррекция мыслительных процессов.
  • Коррекция мелкой моторики рук.
  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Игра с мячом
  • Закрепить и углубить знания об Осени.
  • Повторить упражнения с массажным мячом.
  • Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, умения выслушать и услышать другого.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Наглядный раздаточный материал по теме.
  • Плакаты по теме "Осень"
  • Карточки для упражнений
  • Мячи, вёдра для игры.
  • Цветные карточки (красные, желтые, зеленые, синие, черные)

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окажемся в волшебном лесу, давайте возьмёмся за руки и закроим глаза, посчитаем до трёх. (раз, два, три) открываем глаза. Ребята смотрите мы оказались в лесу на полянке как красиво.

2. Настрой на работу.
Прежде, чем мы начнем гулять по нашему сказочному лесу, давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и мысленно передайте своё тепло соседу с право и с лево, посмотрите друг на друга. Нежно пожмите ручки стоящим рядом с вами ребятам. - А теперь покажите с каким настроением вы пришли на нашу встречу?

(Дети показывают цветные карточки, а психолог смотрит с каким настроением они пришли на занятие) (цветовая диагностика настроения)

3. Введение в тему занятия.
В начале прогулки я хочу загадать вам загадку. Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

Листья золотом стелила,

Краски травам подарила.

Лес наполнила грибами.

Полон огород плодами.

Бабье лето пролетело.

Груши, яблоки созрели.

Рады все, кого не спросишь.

Ведь пришла к нам в гости – (Осень!)

4. Работа по теме.
Сегодня мы погуляем по осеннему лесу ( дети идут по массажным дорожкам- камушкам). По каким признакам можно определить, что пришла осень? (Дети отвечают на вопросы)
Осень - ласковое солнышко, листопад, грибы, птичьи стаи, дождик, туман и, конечно, начало учебного года…

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник —

Хлюпает по лужам… (Дождик)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? . (Птицы)

Каких вы птиц знаете? Давайте представим что мы птички и полетаем. Раскрыли крылышки и полетели.

Летит без крыльев и поет,

Одним проходу не дает,

других он подгоняет. (Ветер)

А теперь мы превратимся все в ветерок ( Изображаем ветер кружимся по залу под музыку).

Прыг-скок, прыг-скок
Я, хотя и невысок,
Но зато прыгучий.
И со страшной кручи
Покачусь я вскачь!
Я ведь круглый что это. ( мяч)

Игра с мячом "Верно- неверно…"

Цели: расширение кругозора, повторение признаков Осени, развитие произвольности психических процессов.
Учащиеся стоят в кругу. Ведущий называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, верно или неверно:

  • Солнце светит ярко, греет сильно,
  • Птицы собираются в стаи и улетают на юг,
  • Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
  • Бабье лето, паутинки летают по воздуху,
  • Дети ходят в резиновых сапогах по лужам,
  • Белка собирает шишки и орехи,
  • Медведь спит в берлоге,
  • Дети строят кормушки для птиц,
  • Деревья сбрасывают листву,
  • Колхозники собирают урожай яблок, орехов, винограда,
  • Дни короткие, темнеет рано,
  • Первый звонок в школе,
  • В лесу собирают грибы и сушат их на зиму,
  • Льёт сильный дождь
  • Дети катаются на санках, коньках.

Упражнение "Непростой шарик"
Цели: коррекция мелкой моторики рук, произвольности внимания, умения контролировать свои движения.
Движения соответствуют тексту.

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Психолог: Хорошо осенью, ребята! Отгадайте одну загадку:
Листья желтые летят

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто . (листопад)

А вам нравится листопад? Давайте сами его сделаем, своими силами. Только для этого нам придется сначала найти листочки для листопада.

Упражнение "Собери листья"

Цели: развитие навыков ориентирования в пространстве.
Р абота в парах: Листья, разложенные по залу, надо собрать по 2 листочка разного размера. Кружимся в листопаде

(Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА "Дуем на осенний лист".

Цель: улучшение ритмированности организма, оптимизация кровообращения, вентиляция всех участков лёгких, развивает самоконтроль и произвольность.
Каждый ребёнок дует на листок. Вдыхая полной грудью воздух, задерживая его внутри, затем выдыхая сильной струёй.

Психолог: Видите, какой замечательный листопад мы с вами смогли сделать.

Заключение.
Подведение итогов. Что запомнилось на занятии. Что нового узнали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.


Комплексно -тематический план образовательной деятельности с детьми .2-й младшей группе.Осень." Признаки осени, человек осенью, забота о здоровье"

Ктп. План для младшей группы.


Конспект учителя-логопеда в старшей логопедической группе на тему "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"

Конспект учителя-логопеда в старшей логопедической группе на тему "Осень. Признаки осени. Деревья осенью". Конспект составлен на основе конспектов подгрупповых логопедических занятий в групп.

Читайте также: