Привал кавалерии краткое содержание
Обновлено: 06.07.2024
"Привал кавалерии" "ПРИВÁЛ КАВАЛÉРИИ", одноактный балет. Комп. И. И. Армсгеймер, сцен. М. И. Петипа. 21.1.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Петипа, худ. Г. Левот (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Тереза П. Леньяни (позднее О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, Л. Г. Кякшт и другие.), Пьер П. А. Гердт, Мария М. М. Петипа, Уланский корнет С. Г. Легат, Гусарский ротмистр Α. Φ. Бекефи, Гусарский полковник С. И. Лукьянов, Уланский офицер И. Ф. Кшесинский (26 апреля 1896 этот спектакль показан в Москве в Большом т-ре). 15.11.1898, Большой т-р, Москва, новая пост., балетм. H. H. Хлюстин, декорации сборные, дирижёр С. Я. Рябов; Тереза Е. В. Гельцер, Мария Е. А. Шарпантье, Пьер В. Д. Тихомиров, Гусарский полковник В. Ф. Гельцер, Гусарский ротмистр И. Н. Хлюстин. На сов. сцене: 25.1.1919, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. A. B. Ширяев (по М. И. Петипа), дирижёр Дриго; Тереза Ε. Μ. Люком, Мария Е. В. Лопухова, Пьер Л. С. Леонтьев. 1968, ленингр. ансамбль Камерный балет. 1975, Ленингр. Малый т-р, худ. Г. П. Сотников (декорации) и Т. К. Ратнер (костюмы), дирижёр Ю. Б. Богданов; Мария Е. Г. Алканова, Тереза Н. С. Янанис, Пётр А. П. Евдокимов, Полковник Е. Г. Мясищев, Ротмистр A. A. Носков, Корнет В. Г. Печерский. 1978, Новосибирск. 1979, Пермь, Тбилиси. Везде балетм. П. А. Гусев восстановил балет Петипа.
Лит.: "ЕИТ". Сезон 18951896 гг., СПБ, 1897, с. 25459.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .
Смотреть что такое ""Привал кавалерии"" в других словарях:
Ленинградский Малый театр оперы и балета — ЛЕНИНГРÁДСКИЙ МÁЛЫЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Ленина академический (до 1964 Малый оперный театр), открыт в 1918 в здании бывшего Михайловского т ра. К кон. 20 х гг. в т ре работала немногочисл. балетная группа для участия в опереточных и … Балет. Энциклопедия
Армсгеймер Иван Иванович — Армсгеймер, Иван Иванович, композитор. Родился в 1860 году в Петербурге. Окончил курс в петербургской консерватории по классу фортепиано (у Черни ) и как капельмейстер. Теорию композиции изучал под руководством Ю.И. Иогансена и Н.А. Римского… … Биографический словарь
Армсгеймер, Иван Иванович — композитор; род. в 1860 г. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории. Написал оперы: "Der Oberförster" (в русском переводе "Лесничий"; представлена в СПб. в 1890 г.), "Sous la feuillée" и… … Большая биографическая энциклопедия
Армсгеймер Иван Иванович — композитор, род. в 1860 г. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории. Написал оперы: Der Oberförster (в русском переводе Лесничий ; представлена в СПб. в 1890 г.), Sous la feuillée и Jaeger liv (текст датского поэта J. Gierbing);… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Армсгкеймер, Иван Иванович — композитор, род. в СПб. 7 марта 1860. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории, где был учеником Черни по классу фп., Догансена и Римского Корсакова по классу композиции. Занявшись педагогической деятельностью, А., кроме того,… … Большая биографическая энциклопедия
Баталов, Андрей Евгеньевич — Солист балета Мариинского театра; родился 22 апреля 1974 г. в г. Ижевске; в 1992 г. окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой и поступил в Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского; исполнил партии: па де труа… … Большая биографическая энциклопедия
Кшесинская, Матильда (Мария) Феликсовна — Род. 19 (31) августа 1872, в Лигово, близ Санкт Петербурга, ум. 6 декабря 1971 г., в Париже. Балерина. Выпускница балетного отделения Петербургского театрального училища (1890). Солистка Мариинского театра. Лучшие партии: Аврора ("Спящая… … Большая биографическая энциклопедия
Петухов, Юрий Николаевич — Художественный руководитель Санкт Петербургского государственного академического театра балета ("Хореографические миниатюры"); родился 6 ноября 1953 г. в г. Свердловске; окончил Пермское хореографическое училище; 1972 1979 солист… … Большая биографическая энциклопедия
КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна — КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна (19 (31) августа 1872, Лигово, близ Санкт Петербурга 6 декабря 1971, Париж), русская артистка балета. Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, полька по национальности. В 1890 окончила балетное… … Энциклопедический словарь
Характерный балет в 1 акте.
Композитор И. Армсгеймер, сценарист и балетмейстер М. Петипа, художники Г. Левот (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго.
Премьера состоялась 21 января 1896 года в Мариинском театре.
Австрийская деревня. Старшина деревни отправляет крестьян на полевые работы, а крестьянок — готовить им обед. Дочь старшины Мария приглашает Пьера на свидание и дарит ему голубую ленту. Ее соперница Тереза также зовет юношу на свидание и дарит ему красную ленту. Все кроме Пьера расходятся. Он любуются лентами, но не может выбрать какой из девушек отдать предпочтение. Первой приходит Тереза, Пьер страстно прижимает к губам красную ленту. Тереза, поверив в искренние чувства юноши, позволяет себя поцеловать. Эту нежную сцену видит входящая Мария. Сцена ревности могла бы зайти далеко, если бы не звуки военной трубы. Услышав приближение солдат, девушки скрываются.
В знак примирения Полковник предлагает старосте собрать приданое его дочери, чтобы она могла повенчаться с тем, кого любит. Мария бросается в объятия Пьера. Тот счастлив, что девушка, несмотря на искушение, выбрала его. Приносят вино, Полковник передает старосте приданое и начинает ухаживать за Терезой. Солдаты принимают участие в празднике, который устраивается в честь молодых.
Но трубач играет сбор, и полк покидает деревню к удовольствию крестьян, которых почти позабыли сельские красотки.
"ВЕЧЕР СТАРИННОЙ ХОРЕОГРАФИИ"
Либретто балета "Привал кавалерии"
Небольшая австрийская деревня. Молодые крестьянки Мария и Тереза влюблены в Пьера. Ему лестно внимание первой красавицы Терезы, но сильная тайная симпатия влечет его к Марии.
Крестьяне уходят на работу в поле. В этот момент звук военной трубы возвещает о прибытии гусар. В деревушку вступает полк солдат под предводительством полковника. Молодые крестьянки с восторгом смотрят на красавцев гусар. Полковник требует разместить гусар в крестьянских домах и подать всем вина. Пьер отказывает ему. Полковник велит его арестовать, и солдаты отводят Пьера в подвал.
С помощью подруг Мария отвлекает гусар караульных и спасает Пьера.
Красавица Тереза привлекает особое внимание офицеров. За ней наперебой ухаживают корнет, ротмистр и даже сам полковник. Тереза отвергает их ухаживания и с иронией рассказывает односельчанам о любовных излияниях трех офицеров.
Тем временем Пьер и Мария договорились о свадьбе. Тереза пытается им помешать, но полковник останавливает ссору и благословляет брак Марии и Пьера. Теперь Тереза не возражает против знаков внимания, которые продолжает оказывать ей удалой полковник.
Но служба есть служба. Трубач играет сбор, и гусары покидают деревню. Но очарованные крестьяночки мысленно никак не могут расстаться со своими бравыми ухажерами, и вернувшиеся с поля крестьяне с трудом отвлекают их от мечтаний и возвращают "на грешную землю ", к их реальной и простой жизни.
Великий француз с русской душой. Значение его творчества сравнимо с ролью Пушкина в литературе, Моцарта в музыке. Могучий представитель балетмейстерской мысли второй половины XIX века, Мариус Петипа возглавлял петербургский балет с 1869 по 1903 год.
При Петипа русский балет взошел на недосягаемую вершину, занял бесспорно первое место среди балетных сцен мира. Вторая половина XIX столетия — эпоха Мариуса Петипа.
Рожденный в семье актеров, он был "заражен" театром с самого раннего детства. Путешествия по разным странам, выступления на разных сценических площадках. С юности М. Петипа вел дневник, куда записывал танцы, обычаи, запомнившиеся сюжеты. Приехав в Россию 8 1847 году, Мариус Петипа до 1869 года выступал как исполнитель. Е. Вазем вспоминала: "Он был превосходен в характерных танцах: декоративен, увлекателен, полон темперамента и выразительности. Особенно удавались ему испанские пляски. . Однако венцом искусства Петипа была мимика. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей".
Одновременно М. Петипа дебютирует как балетмейстер. В 1847 году совместно с Фредериком поставил балет "Пахита" в хореографии Ж. Мазилье, а в 1848 году вместе с отцом (Жан Петипа • - педагог и хореограф) "Сатаниллу, или Любовь и Ад" (тоже в хореографии Мазилье).
В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов балетмейстер осуществляет несколько небольших спектаклей для своей жены — артистки Марии Суровщиковой: "Роза, фиалка и бабочка", "Парижский рынок", "Голубая георгина" и другие. Как писал один из рецензентов, их автор "обладает несомненными хореографическими способностями. Все сочиненные им танцы очень милы и оригинальны". ("Санкт-Петербургские ведомости", 1859г.)
Премьера первого большого балета Петипа -"Дочь фараона" на музыку Ц. Пуньи. Спектакль был поставлен всего за шесть недель, но ему предшествовала большая подготовительная работа в музеях Парижа и Берлина. Один из отзывов: "Успех был необычайный. Такого грандиозного зрелища у нас не было, пожалуй, со времен Дид-ло. Состав участников спектакля был прямотаки отборный. Аспичч'ию и ее возлюбленного сыграли Розатти и Петипа, соперничавшие между собой в выразительности мимики. "Дочь Фараона" укрепилась в репертуаре очень прочно".
Успех "Дочери фараона" утвердил за Петипа звание второго балетмейстера. На правах второго балетмейстера он ставит танцы в операх, концертные номера, возобновляет в своей редакции балет Перро "Корсар", осуществляет спектакль "Ливанская красавица". С отъездом в 1869 году А. Сен-Леона из Петербурга в балете Мариинского театра начинается эра М. Петипа, которая продолжается почти сорок лет.
В 1868 году М. Петипа показывает большой драматический балет "Царь Кандавл" (на музыку Ц. Пуньи). В 1871 году в Мариинском театре увидел свет рампы "Дон Кихот" (на музыку Л. Минкуса). Впервые спектакль был поставлен на московской сцене. Отмечая искусные танцы и умение составлять группы, современник писал: "Дон Кихот" представляет много приятного для глаз, но по содержанию балет чрезвычайно беден и заключает в себе мало интереса".
"И все же, вопреки недоброжелательству критиков, которые и потом на протяжении всей долгой жизни спектакля то и дело бранили его за бессодержательность и эклектику, "Дон Кихоту" суждено было стать одним из лучших произведений русского балетного театра: он и поныне привлекает самый живой интерес зрителей. Это нельзя объяснить случайностью. Процесс исторического отбора случаю не подчиняется. Причины долголетия "Дон Кихота" заключены в демократичности темы, в жизнерадостной настроенности музыкально-танцевальных образов, в солнечной, пенящейся стихии танца" (В. Красов-ская).
Вершиной творчества Петипа в эти годы стал балет Л. Минкуса "Баядерка", премьера которого состоялась в 1877 году. Это произведение ознаменовало начало нового этапа в искусстве мастера -- в знаменитом акте "Теней" он стал разрабатывать принципы симфонического танца.
"Своими симфонически-танцевальными полотнами в "Баядерке" он предвосхитил, предсказал наступление новой эры в истории балета, предчувствуя приход в балетный театр композиторов-симфонистов", писал Ю. Григорович спустя почти сто лет после премьеры.
В последующие годы Петипа создает еще ряд спектаклей, в которых на первый план выступает яркость, зрелищность, броскость, "Зорайя"
(1881), "Кипрская статуя" (1883), "Приказ короля" (1886), "Весталка" (1888), "Талисман" (1889). Разные по своим художественным достоинствам, они тем не менее свидетельствовали о том, как тщательно шлифовал свое искусство хореограф, как неутомимо искал пути к созданию танцевальной симфонии.
В этом плане встречу Петипа с П. И. Чайковским в 1889 году можно считать исторической, а их содружество в работе над "Спящей красавицей" - фактом, раскрывавшим перед мировым балетным искусством невиданные горизонты. Премьера балета "Спящая красавица" состоялась в начале 1890 года. "Энциклопедией классического танца" назвал Ю. Слонимский хореографию "Спящей красавицы". "Я бы даже сказал больше: это энциклопедия всего балетного творчества. Всякий раз, когда предстоит ставить новый балет, надо снова и снова вникать в "Спящую красавицу", снова и снова советоваться с Петипа".
В 1898 году состоялась премьера еще одного балета Петипа "Раймонда", созданного в содружестве с композитором А. Глазуновым. Хореография, как и музыка, была блистательна и грандиозна. В "Спящей красавице" и "Раймонде" восторжествовала новая эстетика танца — эстетика симфонической образности. В. Гаевский писал: "Именно Петипа придал балетному спектаклю ту окончательную структурную форму, которая определила само понятие классического балета. . В эпоху Мариуса Петипа закончился полулегендарный и начался исторический период развития балета".
Премьера: 21 января 1896, Петербургская императорская труппа, Мариинский театр [1] .
Главная партия балета изначально предполагалась для исполнения дочерью балетмейстера Марией Петипа [2] [3] , героиню даже назвали таким же именем — Мария.
Содержание
Драматически либретто создано по принципу большинства музыкально-драматических постановок времени — сюжет представляет собой весьма примитивно выстроенную фабулу о любви и служит лишь основанием для музыкального и сценического воплощения замысла авторов, для которых главное — не смысл происходящего действия, не логика поступков персонажей, а исключительно зрелищность, поэтому все внимание балетмейстера занимала техническая сторона танца.
Краткое содержание. Действие разворачивается в небольшой австрийской деревне, где пляшут деревенские красавицы-крестьянки и красавцы-крестьяне. Две подруги — местная самая большая красавица Тереза и менее красивая, но добрая и нежная Мария — влюблены в местного самого большого красавца крестьянина Пьера (почему австрийский крестьянин носит французское имя — в либретто не объяснено), который, как и положено главному положительному герою, любит не ту, что красивее, а ту, чье сердце добрее и благороднее, — Марию. Но вот в деревню приходит на привал полк гусар-кавалеристов. Они размещаются на отдых в крестьянских домах. Красавец кресьтянин Пьер почему-то — исключительно по воле разработчиков либретто — скупится подать гусарам вина, за что его немедленно арестовывают, а добрая Мария отвлекает караульных и спасает Пьера. Тем временем все гусары влюбляются в местную красотку Терезу и желают танцевать исключительно с ней. Спасенный Пьер и Мария начинают готовиться к свадьбе, причем все господа офицеры, только что арестовавшие Пьера и от которых он бежал, активно помогают влюбленным. Однако всему приходит конец: трубач играет сбор, и гусары покидают деревню. Но то невыразимое впечатление, которое они произвели на молодых крестьянок, останется, судя по всему, навсегда [4] .
Все психологические неточности сюжета оправдывались формой постановки — комедийной, легкой, озорной, искрометной [4] , как бы переносившей в танцевальные ритмы стиль водевиля; это был балет-шутка [3] , балет-анекдот с яркими гротесковыми образами.
Премьера прошла 21 января 1896 года в петербургском Мариинском театре; балетмейстер М. И. Петипа, художники Г. Левот (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижер Р. Е. Дриго [1] ; первой исполнительницей партии Марии, как и предполагалось, стала Мария Петипа [2] , в остальных ролях: Тереза — П. Леньяни, Пьер — П. А. Гердт, уланский корнет — С. Г. Легат, гусарский ротмистр — А. Ф. Бекефи, гусарский полковник — С. И. Лукьянов, уланский офицер — И. Ф. Кшесинский [1] .
Постановка была признана успешной, и балет просуществовал на сцене Мариинского театра еще несколько лет, затем еще неоднократно ставился в других театрах.
Спектакль не сходил со сцены еще долго; в партии Терезы выступали выдающиеся русские балерины Петербургской труппы М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова (введена на роль в 1899 году [5] ) [1] , Л. Г. Кякшт и др.
15 ноября 1898 года балет пришел в Москву, где на сцене московского Большого театра был поставлен балетмейстером И. Н. Хлюстиным. Декорации использовались сборные — то есть из других спектаклей; дирижер С. Я. Рябов; исполнители: Тереза — Е. В. Гельцер, Мария — Е. А. Шарпантье, Пьер — В. Д. Тихомиров, корнет — М. М. Мордкин, гусарский полковник — В. Ф. Гельцер, гусарский ротмистр — сам постановщик И. Н. Хлюстин [1] .
Театры возвращались к этому балету довольно редко — уж слишком контрастировал он с идеологически установленными рамками советского искусства призыва к соцреализму и другим соцсвершениям, — но тем не менее не давали ему забыться.
А вскоре после падения СССР вместе с его соцреализмом балет засиял яркими красками на разных сценах музыкальных театров бывших советских республик.
Веселый шутливый музыкальный спектакль, уже получив новую жизнь, вновь приходит на сцены [3] — он поставлен в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Львове (в помещении Львовского национального академического театра оперы и балета им. С. Крушельницкой, премьера 11 января 2012 года [7] [8] ), Ростове-на-Дону [9] .
Читайте также: