Привал кавалерии краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

"Привал кавалерии" "ПРИВÁЛ КАВАЛÉРИИ", одноактный балет. Комп. И. И. Армсгеймер, сцен. М. И. Петипа. 21.1.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. Петипа, худ. Г. Левот (декорации) и Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижёр P. E. Дриго; Тереза – П. Леньяни (позднее О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, В. А. Трефилова, Ю. Н. Седова, Л. Г. Кякшт и другие.), Пьер – П. А. Гердт, Мария – М. М. Петипа, Уланский корнет – С. Г. Легат, Гусарский ротмистр – Α. Φ. Бекефи, Гусарский полковник – С. И. Лукьянов, Уланский офицер – И. Ф. Кшесинский (26 апреля 1896 этот спектакль показан в Москве в Большом т-ре). 15.11.1898, Большой т-р, Москва, новая пост., балетм. H. H. Хлюстин, декорации сборные, дирижёр С. Я. Рябов; Тереза – Е. В. Гельцер, Мария – Е. А. Шарпантье, Пьер – В. Д. Тихомиров, Гусарский полковник – В. Ф. Гельцер, Гусарский ротмистр – И. Н. Хлюстин. На сов. сцене: 25.1.1919, Т-р оперы и балета, Петроград, балетм. A. B. Ширяев (по М. И. Петипа), дирижёр Дриго; Тереза – Ε. Μ. Люком, Мария – Е. В. Лопухова, Пьер – Л. С. Леонтьев. 1968, ленингр. ансамбль Камерный балет. 1975, Ленингр. Малый т-р, худ. Г. П. Сотников (декорации) и Т. К. Ратнер (костюмы), дирижёр Ю. Б. Богданов; Мария – Е. Г. Алканова, Тереза – Н. С. Янанис, Пётр – А. П. Евдокимов, Полковник – Е. Г. Мясищев, Ротмистр– A. A. Носков, Корнет – В. Г. Печерский. 1978, Новосибирск. 1979, Пермь, Тбилиси. Везде балетм. П. А. Гусев восстановил балет Петипа.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895–1896 гг., СПБ, 1897, с. 254–59.

Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое ""Привал кавалерии"" в других словарях:

Ленинградский Малый театр оперы и балета — ЛЕНИНГРÁДСКИЙ МÁЛЫЙ ТЕÁТР ÓПЕРЫ И БАЛÉТА ордена Ленина академический (до 1964 – Малый оперный театр), открыт в 1918 в здании бывшего Михайловского т ра. К кон. 20 х гг. в т ре работала немногочисл. балетная группа для участия в опереточных и … Балет. Энциклопедия

Армсгеймер Иван Иванович — Армсгеймер, Иван Иванович, композитор. Родился в 1860 году в Петербурге. Окончил курс в петербургской консерватории по классу фортепиано (у Черни ) и как капельмейстер. Теорию композиции изучал под руководством Ю.И. Иогансена и Н.А. Римского… … Биографический словарь

Армсгеймер, Иван Иванович — композитор; род. в 1860 г. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории. Написал оперы: "Der Oberförster" (в русском переводе "Лесничий"; представлена в СПб. в 1890 г.), "Sous la feuillée" и… … Большая биографическая энциклопедия

Армсгеймер Иван Иванович — композитор, род. в 1860 г. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории. Написал оперы: Der Oberförster (в русском переводе Лесничий ; представлена в СПб. в 1890 г.), Sous la feuillée и Jaeger liv (текст датского поэта J. Gierbing);… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Армсгкеймер, Иван Иванович — композитор, род. в СПб. 7 марта 1860. Музыкальное образование получил в СПб. консерватории, где был учеником Черни по классу фп., Догансена и Римского Корсакова по классу композиции. Занявшись педагогической деятельностью, А., кроме того,… … Большая биографическая энциклопедия

Баталов, Андрей Евгеньевич — Солист балета Мариинского театра; родился 22 апреля 1974 г. в г. Ижевске; в 1992 г. окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой и поступил в Академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского; исполнил партии: па де труа… … Большая биографическая энциклопедия

Кшесинская, Матильда (Мария) Феликсовна — Род. 19 (31) августа 1872, в Лигово, близ Санкт Петербурга, ум. 6 декабря 1971 г., в Париже. Балерина. Выпускница балетного отделения Петербургского театрального училища (1890). Солистка Мариинского театра. Лучшие партии: Аврора ("Спящая… … Большая биографическая энциклопедия

Петухов, Юрий Николаевич — Художественный руководитель Санкт Петербургского государственного академического театра балета ("Хореографические миниатюры"); родился 6 ноября 1953 г. в г. Свердловске; окончил Пермское хореографическое училище; 1972 1979 солист… … Большая биографическая энциклопедия

КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна — КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна (19 (31) августа 1872, Лигово, близ Санкт Петербурга 6 декабря 1971, Париж), русская артистка балета. Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, полька по национальности. В 1890 окончила балетное… … Энциклопедический словарь

Характерный балет в 1 акте.

Композитор И. Армсгеймер, сценарист и балетмейстер М. Петипа, художники Г. Левот (декорации), Е. Пономарев (костюмы), дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 21 января 1896 года в Мариинском театре.

Австрийская деревня. Старшина деревни отправляет крестьян на полевые работы, а крестьянок — готовить им обед. Дочь старшины Мария приглашает Пьера на свидание и дарит ему голубую ленту. Ее соперница Тереза также зовет юношу на свидание и дарит ему красную ленту. Все кроме Пьера расходятся. Он любуются лентами, но не может выбрать какой из девушек отдать предпочтение. Первой приходит Тереза, Пьер страстно прижимает к губам красную ленту. Тереза, поверив в искренние чувства юноши, позволяет себя поцеловать. Эту нежную сцену видит входящая Мария. Сцена ревности могла бы зайти далеко, если бы не звуки военной трубы. Услышав приближение солдат, девушки скрываются.

В знак примирения Полковник предлагает старосте собрать приданое его дочери, чтобы она могла повенчаться с тем, кого любит. Мария бросается в объятия Пьера. Тот счастлив, что девушка, несмотря на искушение, выбрала его. Приносят вино, Полковник передает старосте приданое и начинает ухаживать за Терезой. Солдаты принимают участие в празднике, который устраивается в честь молодых.

Но трубач играет сбор, и полк покидает деревню к удовольствию крестьян, которых почти позабыли сельские красотки.

"ВЕЧЕР СТАРИННОЙ ХОРЕОГРАФИИ"


Либретто балета "Привал кавалерии"

Небольшая австрийская деревня. Молодые крестьянки Мария и Тереза влюблены в Пьера. Ему лестно внимание первой красавицы Терезы, но сильная тайная симпатия влечет его к Марии.

Крестьяне уходят на работу в поле. В этот момент звук военной трубы возвещает о прибытии гусар. В деревушку вступает полк солдат под предводительством полковника. Молодые крестьянки с восторгом смотрят на красавцев гусар. Полковник требует разместить гусар в крестьянских домах и подать всем вина. Пьер отказывает ему. Полковник велит его арестовать, и солдаты отводят Пьера в подвал.

С помощью подруг Мария отвлекает гусар караульных и спасает Пьера.

Красавица Тереза привлекает особое внимание офицеров. За ней наперебой ухаживают корнет, ротмистр и даже сам полковник. Тереза отвергает их ухаживания и с иронией рассказывает односельчанам о любовных излияниях трех офицеров.

Тем временем Пьер и Мария договорились о свадьбе. Тереза пытается им помешать, но полковник останавливает ссору и благословляет брак Марии и Пьера. Теперь Тереза не возражает против знаков внимания, которые продолжает оказывать ей удалой полковник.

Но служба есть служба. Трубач играет сбор, и гусары покидают деревню. Но очарованные крестьяночки мысленно никак не могут расстаться со своими бравыми ухажерами, и вернувшиеся с поля крестьяне с трудом отвлекают их от мечтаний и возвращают "на грешную землю ", к их реальной и простой жизни.

Великий француз с русской душой. Значение его творчества сравнимо с ролью Пушкина в литературе, Моцарта в музыке. Могучий представитель балетмейстерской мысли второй половины XIX века, Мариус Петипа возглавлял петербургский балет с 1869 по 1903 год.

При Петипа русский балет взошел на недосягаемую вершину, занял бесспорно первое место среди балетных сцен мира. Вторая половина XIX столетия — эпоха Мариуса Петипа.

Рожденный в семье актеров, он был "заражен" театром с самого раннего детства. Путешествия по разным странам, выступления на разных сценических площадках. С юности М. Петипа вел дневник, куда записывал танцы, обычаи, запомнившиеся сюжеты. Приехав в Россию 8 1847 году, Мариус Петипа до 1869 года выступал как исполнитель. Е. Вазем вспоминала: "Он был превосходен в характерных танцах: декоративен, увлекателен, полон темперамента и выразительности. Особенно удавались ему испанские пляски. . Однако венцом искусства Петипа была мимика. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей".

Одновременно М. Петипа дебютирует как балетмейстер. В 1847 году совместно с Фредериком поставил балет "Пахита" в хореографии Ж. Мазилье, а в 1848 году вместе с отцом (Жан Петипа • - педагог и хореограф) "Сатаниллу, или Любовь и Ад" (тоже в хореографии Мазилье).

В конце пятидесятых — начале шестидесятых годов балетмейстер осуществляет несколько небольших спектаклей для своей жены — артистки Марии Суровщиковой: "Роза, фиалка и бабочка", "Парижский рынок", "Голубая георгина" и другие. Как писал один из рецензентов, их автор "обладает несомненными хореографическими способностями. Все сочиненные им танцы очень милы и оригинальны". ("Санкт-Петербургские ведомости", 1859г.)

Премьера первого большого балета Петипа -"Дочь фараона" на музыку Ц. Пуньи. Спектакль был поставлен всего за шесть недель, но ему предшествовала большая подготовительная работа в музеях Парижа и Берлина. Один из отзывов: "Успех был необычайный. Такого грандиозного зрелища у нас не было, пожалуй, со времен Дид-ло. Состав участников спектакля был прямотаки отборный. Аспичч'ию и ее возлюбленного сыграли Розатти и Петипа, соперничавшие между собой в выразительности мимики. "Дочь Фараона" укрепилась в репертуаре очень прочно".

Успех "Дочери фараона" утвердил за Петипа звание второго балетмейстера. На правах второго балетмейстера он ставит танцы в операх, концертные номера, возобновляет в своей редакции балет Перро "Корсар", осуществляет спектакль "Ливанская красавица". С отъездом в 1869 году А. Сен-Леона из Петербурга в балете Мариинского театра начинается эра М. Петипа, которая продолжается почти сорок лет.

В 1868 году М. Петипа показывает большой драматический балет "Царь Кандавл" (на музыку Ц. Пуньи). В 1871 году в Мариинском театре увидел свет рампы "Дон Кихот" (на музыку Л. Минкуса). Впервые спектакль был поставлен на московской сцене. Отмечая искусные танцы и умение составлять группы, современник писал: "Дон Кихот" представляет много приятного для глаз, но по содержанию балет чрезвычайно беден и заключает в себе мало интереса".

"И все же, вопреки недоброжелательству критиков, которые и потом на протяжении всей долгой жизни спектакля то и дело бранили его за бессодержательность и эклектику, "Дон Кихоту" суждено было стать одним из лучших произведений русского балетного театра: он и поныне привлекает самый живой интерес зрителей. Это нельзя объяснить случайностью. Процесс исторического отбора случаю не подчиняется. Причины долголетия "Дон Кихота" заключены в демократичности темы, в жизнерадостной настроенности музыкально-танцевальных образов, в солнечной, пенящейся стихии танца" (В. Красов-ская).

Вершиной творчества Петипа в эти годы стал балет Л. Минкуса "Баядерка", премьера которого состоялась в 1877 году. Это произведение ознаменовало начало нового этапа в искусстве мастера -- в знаменитом акте "Теней" он стал разрабатывать принципы симфонического танца.

"Своими симфонически-танцевальными полотнами в "Баядерке" он предвосхитил, предсказал наступление новой эры в истории балета, предчувствуя приход в балетный театр композиторов-симфонистов", писал Ю. Григорович спустя почти сто лет после премьеры.

В последующие годы Петипа создает еще ряд спектаклей, в которых на первый план выступает яркость, зрелищность, броскость, "Зорайя"

(1881), "Кипрская статуя" (1883), "Приказ короля" (1886), "Весталка" (1888), "Талисман" (1889). Разные по своим художественным достоинствам, они тем не менее свидетельствовали о том, как тщательно шлифовал свое искусство хореограф, как неутомимо искал пути к созданию танцевальной симфонии.

В этом плане встречу Петипа с П. И. Чайковским в 1889 году можно считать исторической, а их содружество в работе над "Спящей красавицей" - фактом, раскрывавшим перед мировым балетным искусством невиданные горизонты. Премьера балета "Спящая красавица" состоялась в начале 1890 года. "Энциклопедией классического танца" назвал Ю. Слонимский хореографию "Спящей красавицы". "Я бы даже сказал больше: это энциклопедия всего балетного творчества. Всякий раз, когда предстоит ставить новый балет, надо снова и снова вникать в "Спящую красавицу", снова и снова советоваться с Петипа".

В 1898 году состоялась премьера еще одного балета Петипа "Раймонда", созданного в содружестве с композитором А. Глазуновым. Хореография, как и музыка, была блистательна и грандиозна. В "Спящей красавице" и "Раймонде" восторжествовала новая эстетика танца — эстетика симфонической образности. В. Гаевский писал: "Именно Петипа придал балетному спектаклю ту окончательную структурную форму, которая определила само понятие классического балета. . В эпоху Мариуса Петипа закончился полулегендарный и начался исторический период развития балета".

Премьера: 21 января 1896, Петербургская императорская труппа, Мариинский театр [1] .

Главная партия балета изначально предполагалась для исполнения дочерью балетмейстера Марией Петипа [2] [3] , героиню даже назвали таким же именем — Мария.

Содержание

Драматически либретто создано по принципу большинства музыкально-драматических постановок времени — сюжет представляет собой весьма примитивно выстроенную фабулу о любви и служит лишь основанием для музыкального и сценического воплощения замысла авторов, для которых главное — не смысл происходящего действия, не логика поступков персонажей, а исключительно зрелищность, поэтому все внимание балетмейстера занимала техническая сторона танца.

Краткое содержание. Действие разворачивается в небольшой австрийской деревне, где пляшут деревенские красавицы-крестьянки и красавцы-крестьяне. Две подруги — местная самая большая красавица Тереза и менее красивая, но добрая и нежная Мария — влюблены в местного самого большого красавца крестьянина Пьера (почему австрийский крестьянин носит французское имя — в либретто не объяснено), который, как и положено главному положительному герою, любит не ту, что красивее, а ту, чье сердце добрее и благороднее, — Марию. Но вот в деревню приходит на привал полк гусар-кавалеристов. Они размещаются на отдых в крестьянских домах. Красавец кресьтянин Пьер почему-то — исключительно по воле разработчиков либретто — скупится подать гусарам вина, за что его немедленно арестовывают, а добрая Мария отвлекает караульных и спасает Пьера. Тем временем все гусары влюбляются в местную красотку Терезу и желают танцевать исключительно с ней. Спасенный Пьер и Мария начинают готовиться к свадьбе, причем все господа офицеры, только что арестовавшие Пьера и от которых он бежал, активно помогают влюбленным. Однако всему приходит конец: трубач играет сбор, и гусары покидают деревню. Но то невыразимое впечатление, которое они произвели на молодых крестьянок, останется, судя по всему, навсегда [4] .

Все психологические неточности сюжета оправдывались формой постановки — комедийной, легкой, озорной, искрометной [4] , как бы переносившей в танцевальные ритмы стиль водевиля; это был балет-шутка [3] , балет-анекдот с яркими гротесковыми образами.

Премьера прошла 21 января 1896 года в петербургском Мариинском театре; балетмейстер М. И. Петипа, художники Г. Левот (декорации), Е. П. Пономарёв (костюмы), дирижер Р. Е. Дриго [1] ; первой исполнительницей партии Марии, как и предполагалось, стала Мария Петипа [2] , в остальных ролях: Тереза — П. Леньяни, Пьер — П. А. Гердт, уланский корнет — С. Г. Легат, гусарский ротмистр — А. Ф. Бекефи, гусарский полковник — С. И. Лукьянов, уланский офицер — И. Ф. Кшесинский [1] .

Постановка была признана успешной, и балет просуществовал на сцене Мариинского театра еще несколько лет, затем еще неоднократно ставился в других театрах.

Спектакль не сходил со сцены еще долго; в партии Терезы выступали выдающиеся русские балерины Петербургской труппы М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова (введена на роль в 1899 году [5] ) [1] , Л. Г. Кякшт и др.

15 ноября 1898 года балет пришел в Москву, где на сцене московского Большого театра был поставлен балетмейстером И. Н. Хлюстиным. Декорации использовались сборные — то есть из других спектаклей; дирижер С. Я. Рябов; исполнители: Тереза — Е. В. Гельцер, Мария — Е. А. Шарпантье, Пьер — В. Д. Тихомиров, корнет — М. М. Мордкин, гусарский полковник — В. Ф. Гельцер, гусарский ротмистр — сам постановщик И. Н. Хлюстин [1] .

Театры возвращались к этому балету довольно редко — уж слишком контрастировал он с идеологически установленными рамками советского искусства призыва к соцреализму и другим соцсвершениям, — но тем не менее не давали ему забыться.

А вскоре после падения СССР вместе с его соцреализмом балет засиял яркими красками на разных сценах музыкальных театров бывших советских республик.

Веселый шутливый музыкальный спектакль, уже получив новую жизнь, вновь приходит на сцены [3] — он поставлен в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Львове (в помещении Львовского национального академического театра оперы и балета им. С. Крушельницкой, премьера 11 января 2012 года [7] [8] ), Ростове-на-Дону [9] .

Читайте также: