Приставкин рогожский рынок краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 171
  • КНИГИ 669 736
  • СЕРИИ 25 796
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 034

Материалы, представленные в пособии, структурированы по темам, рассматриваются значения понятий, представлена богатая подборка аргументов из художественной литературы с пояснениями и анализом соответствующих по теме фрагментов,

к которым дополнительно еще предлагаются и цитаты из того или иного произведения.

Такая форма работы с художественным текстом поможет

не только вспомнить содержание самого произведения, но и пра-вильно подобрать примеры для доказательства личного высказывания по теме сочинения, помочь подготовиться к написанию сочинений на нравственно-этическую тему (в формате ОГЭ задание 9.3 1 ); выработать навыки и умения работы с художественным текстом.

В пособии предложен список приблизительных тем сочинений, толкование ключевых понятий, подборка примеров текстов школьной программы с опорой на исходный текст (анализы фрагментов, цитаты из больших произведений, полные произведения малых жанров (притчи, стихи, пословицы и поговорки), афоризмы и т. п.). Все это поможет не только научиться цитировать и убедительно аргументировать свою точку зрения, но и выработать умения написания грамотного текста и культуру письма.

Обращение к ученику

На экзамене вы должны продемонстрировать умение написания сочинения в рамках заданного типа речи – рассуждения.

Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит

к какому-либо выводу, суждению.

Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи.

С помощью сочинения-рассуждения проверяется способность строить письменное высказывание:

1) правильность речи;

2) ясность речи как доступность её для понимания читающими;

4) точность речи;

5) выразительность речи, лаконичность и умение сжато высказывать свои мысли и чувства, эмоционально воздействовать на читателя;

6) учение выбирать языковые средства для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и языковых конструкций.

Вы также показываете способность думать, размышлять, рассуждать, объяснять, обобщать свои наблюдения, знания, мысли,

и в конечном итоге, убеждать своими рассуждениями читающего.

В работе с текстом рассматриваются несколько видов рассуждения:

При рассуждении-объяснении основная мысль текста не вызывает споров, здесь речь идет о конкретном наблюдении, происходит знакомство с фактами.

При рассуждении-доказательстве предполагается решение спорных проблем.

Все виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу → тезис

Работая с исходным текстом, нужно:

определить смысл того или иного понятия и найти, что

о нем говорит автор исходного текста;

обозначить границы аргументов (доказательств, примеров),

подчеркнуть ключевые слова, выражения, доказывающие смысл фразы или же фрагмента исходного текста, встречающиеся в задании.

В своих сочинениях необходимо также соблюдать абзацное членение текста.

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

Как правило, тот или иной абзац посвящен какому-то

одному вопросу, определенному аспекту рассматриваемой проблемы. В последующем абзаце рассматривается уже новая тема: детализируется или развивается мысль, высказанная в пре-дыдущем абзаце.

Абзацэто что-то законченное, от чего вы отталкиваетесь (микротема, мысль), продвигаясь дальше в рассуждениях.

Сочинение должно иметь 3–4 абзаца (2-й и 3-й абзацы могут быть объединены):

1 абзац – тезис ,

2 абзац – 1-й пример , иллюстрирующий пример из текста,

3 абзац – 2-й пример , иллюстрирующий пример из опыта,

4 абзац – вывод .

Данная схема текста отражает его структурно-смысловую организацию: последовательность микротем (абзацев), их взаимосвязь.

Задание 9.3 на основном государственном экзамене по русскому языку – это написание сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему, нравственную тему. Оно связано

с анализом теста части 2 определением понятия, предложенного в задании, необходимо прокомментировать это понятие и привести пример из исходного текста и из жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Схема сочинения-рассуждения

на нравственно-этическую тему

Цели и задачи, ход действий

1. Создается текст сочинения: структура

объяснение и понимание понятия

на морально-этическую тему;

– примера (первого) из источника (исходного текста),

– примера (второго) из жизненного опыта: из читательского опыта (из художественной литературы, журнальных и газетных статей), из новостей СМИ, телепередач, из личного опыта и т. п.;

заключение по теме: подтверждение темы.

2. Демонстрация знаний русского языка в соответствии

с темой размышлений.

3. Создание текста в соответствии с его основными признаками и заданной композицией

В пособии представлены толкования понятий, например:

Высказывания выдающихся людей, изречения народной муд-рости и др.:

Мораль, нравственность, жизнь

Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица.)

Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным. (Эпикур.)

😱

КНИГИ ДЛЯ ЕГЭ | Часть 2

Проблема роли книги в жизни человека

1. Ф.М. Достоевский роман "Преступление и наказание".

Другая великая книга также оказала огромное влияние на возрождение души главного героя. Это Библия. В произведении есть эпизод, где Соня Мармеладова читает Раскольникову отрывок о воскрешении Лазаря. Эпизод этот очень значим для понимания романа, так как введен автором с целью донести идею о безграничной божьей милости и прощении даже самых больших грешников, душа которых в случае искреннего покаяния обязательно возродится. Именно Библию герой читает, будучи уже в остроге, именно после этого начинается его духовное воскрешение.

2. А.С. Пушкин роман в стихах "Евгений Онегин"

Татьяна, одна из главных героинь произведения, росла в семье, где чтение не было постоянным занятием, и культурного воспитания как такового не было. Однако душа героини требовала культурного развития, общения с интересными людьми, она хотела открыться кому-нибудь, ведь на тот момент она могла вести душевные беседы лишь со своей няней. И тогда Татьяна открыла для себя романы и в этот момент нашла себе не только постоянного, умного, романтичного, культурного собеседника, она обрела в этих романах новую жизнь, которая вскоре смешалась с реальной. Возможно, чтение исключительно романов сыграло не самую лучшую роль в формировании идеала героини, однако сама девушка выросла зрелой, интересной, одухотворенной и самодостаточной личностью.

3. Р. Брэдбери роман "451 градус по Фаренгейту".

В произведении показано, что стало с человечеством после полного уничтожения книг. В обществе нет социальных проблем, так как нет книг, заставляющих задумываться, анализировать, принимать решения. Но это общество, не знающее сомнений, тревог, эмоциональных взлётов и падений, бездуховно, мертво.

4. В. Быков повесть "Обелиск".

5. М. Горький повесть "Университеты".

Алеша, герой повести, считал, что именно книги помогли ему найти свое место в жизни, именно они помогли преодолеть жизненные трудности и встать на верный путь, путь человека.

6. А. Приставкин рассказ "Рогожский рынок".

7. К. Паустовский рассказ "Сказочник".

Главный герой - мальчик, которому на Рождество подарили книгу сказок Г.-Х. Андерсена. Сказки так увлекли мальчика, что он забыл о празднике и веселье, да так и уснул под ёлкой, а во сне увидел самого сказочника. Герой благодарит Андерсена, этого милого чудака, за то, что он встретился ему накануне тяжёлого и страшного двадцатого века и научил его вере в чудо, заставил поверить в то, что добро всегда побеждает зло, как солнце всегда борется с мраком, что доброта человеческого сердца способна преодолевать самые трудные препятствия, а жизнь прекрасна и необходимо радоваться каждому её мгновению.

Был один момент в моей жизни, когда я соприкоснулся с Пушкиным, это не могло пройти бесследно. Произошло всё это в войну, на Рогожском рынке в Москве.

Кто пережил войну в Москве, тот не может не помнить этого рынка. Тут всё было и всё продавалось из того, что могло существовать и продаваться. А я приехал сюда, чтобы продать поленницу дров и на вырученные деньги купить еды.

Дрова продавались так: несколько тоненьких чурбачков, сложенных в кучку. Дрова были, как хлеб, как продуктовые карточки.

В тот день мне ужасно повезло. Наш сосед захотел завалить единственное дерево на участке и попросил меня помочь. Я, конечно, согласился и попросил только накормить меня перед распилом, потому что боялся, что не хватит сил тянуть пилу.

Сосед напоил меня чаем без сахара, потом мы пилили в темноте дерево, для экономии забирая ниже травы. Дерево, огромное, многолетнее, а мы торопливо отсекали от него часть за частью, пока не превратили великана в компактную кучку кругляшей, один из которых был законно моим.

Хочешь — топи и грейся, отогревай замерзшую за войну душу, а можно было перевести это в пищу, в картошку, и разом её съесть.

Мёрзлые люди ходили вдоль нашего ряда, приценивались, присматривались, поднося иное полено к глазам. Я стоял на своей, выбранной мною цене, которая соответствовала килограмму картошки. Я живо представлял мою картошку и в сыром виде, и в кастрюльке с водой, распространяющую по дому волшебный аромат, я её переварил и съел сто раз, пока стоял с дровами. Какой же был мороз! Я плакал от боли, понимая, что погибаю от своего богатства.

И вдруг появился человек, которого я даже не разглядел. Не торгуясь, не осматривая каждое полено, он заплатил всю назначенную мной сумму, положил дрова в сумку и пошёл прочь.

Медленно двигаясь, я вошёл в толпу и увидел заросшую щетиной шею человека, держащего в руке мыльницу, плоскогубцы и книжку.

Я заплакал негромко, потом вытер слёзы, вынул из-за пазухи книгу, почти безразличную мне, и стал думать над ней.

Захотелось домой, и шёл, тихо вздыхая, а иногда поскуливая, словно меня побили. Потом я открыл книгу и прочёл несколько строчек про какого-то дядю.

Чёткий, почти воздушный стих, похожий на сон, удивил меня, и строчка за строчкой, точно на волнах моря, я поплыл неведомо куда, забыв о том, что меня окружает. Проход к стихам оказался так же прост, как от пустой прогулки к драгоценному полену, от него к деньгам, а потом к этой книге.

Мир вокруг жил, обуреваемый единственной страстью: продать- купить, а в итоге выжить, но я уже исчез из него, мне стало легко. И дело тут было не в одной волшебной силе стихов, а в кажущейся несовместимости двух миров этого столь уродливого, сколь и необходимого рынка, откуда я выхватил книгу, как звезду в ночи, и она повела меня за собой в другой головокружительный мир, сладкий, как балы, как ложи, как паркет, как опера и что-то уж совершенно невозможное и прекрасное. А я ведь и не знал, что это бывает!

Первая линия фактологическая, она достаточно подробно описана в рассказе, и усвоить ее учащимся легче, чем вторую.

Понимание учащимися случайности покупки мальчиком книги А. С. Пушкина окажется доступным после детального обсуждения не только физического, но и душевного состояния героя рассказ.


-в суровой действительности Рогожского рынка, что тоже требует акцента при аналитическом чтении.

В настоящее время работать над пониманием возвышенности этих воспоминаний писателя, связанных с особой ролью книги в суровые годы военного детства, важно и в то же время сложно, так как понимание ценности чтения, роли книги в жизни человека, к сожалению, сегодня в нашем обществе снизилось, и разговор на эту тему может показаться уча-щимся-подросткам неправдоподобным.


Помочь учащимся в понимании душевного состояния героя рассказа А.Приставкина может предварительная работа Екатеринбург

Удачным для предварительной работы может стать первый урок, на котором изучается небольшой биографический очерк о военном детстве А. Приставкина, когда при аналитическом чтении акцентируется внимание, во-первых, на мире рынков и улиц, которые воспитали подростка, во-вторых, на том, что дало надежду на существование иного, светлого мира (книги) и, наконец, на том, что подросток выделял из книг и почему (стихи, которыми он пытался порой заглушить чувство голода, много думал о прочитанном).


И здесь же, в процессе аналитической беседы о жизни А. Приставкина, можно, когда речь идет о любви подростка к стихам, почитать стихи А.С.Пушкина/ Стихи именно А.С.Пушкина потому, что о них пойдет речь в изучаемом рассказе.

I.В тот год осенняя погода Стояла долго во дворе.

II.Зима. Крестьянин торжествуя На дровнях обновляет путь.

В главе седьмой (строфы I и VI) описание весны.

III.Гонимы внешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями . VI.Меж гор, лежащих полукругом, Пойдем туда, где ручеек, Виясь, бежит зеленым лугом VII.И, конечно, в главе первой, строфа XX: Театр уж полон;
Ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит.


Если этот отрывок из романа не будет заранее прочитан, то учащиеся при чтении рассказа не поймут, о каком мире говорит автор.

Определенной нами цели подчинено аналитическое чтение рассказа. Для работы выделяются четыре большие смысловые части, что дает возможность акцентировать внимание в конце беседы по каждой части на том главном, что необходимо понять по содержанию. Первая часть заканчивается словами:


Но каждая большая смысловая часть при аналитическом чтении разбиваются на маленькие разделы. Это дает возможность понять логику поведения героя, причинноследственные связи его поступков.

При аналитическом чтении первой смысловой части внимание акцентируется на том, чем был рынок в годы войны и чем были дрова в это время. И хотя эта часть рассказа более доступна для понимания учащимися, важна расстановка акцентов.

-Что попросил мальчик перед работой и как его просьбу выполнил сосед?

-Что можно было сделать с заработанными дровами?

Вторая большая смысловая часть требует подробного анализа, так как её содержание детально передает физическое и психологическое состояние людей на рынке, состояние героя рассказа.

третьем и четвёртом вопросах, так как эта тема в рассказе развивается дальше. -Как вели себя те, кто покупал дрова?

-Как вы думаете, почему они вели себя так?

Фактологическое содержание конечного раздела этой смысловой части понятно учащимся, но беседа по нему требует психологических акцентов. -Как себя чувствовал мальчик?

-Почему у покупателя был выбор, а у героя рассказа не было?

-Почему он ненавидел всех, кто к нему подходил?

Ответы на второй и третий вопросы снова напоминают о мечте мальчика - о килограмме картошки.

Аналитическое чтение третьей достаточно большой смысловой части дает возмож

-Кто оказался рядом с ним? Опишите этого человека.

-Что Вы можете сказать о нем? (Раненый на войне, без работы пытался что-нибудь продать. )

В беседе по задаваемым вопросам учащиеся подводятся к пониманию того, что инвалид почувствовал, что у мальчика есть какие-то деньги, что можно у него их как-то выторговать.

-Как в этот момент отнесся мальчик к книге? -Мог ли он вернуть книгу инвалиду?

Пересказ эпизода, как человек, продавший книгу, забрал все деньги у мальчика, дает возможность учащимся почувствовать, как бессознательно мальчик отдал деньги, а инвалид просто отобрал их у него.

Конец третьей смысловой части, по сути, завершает тему мечты о картошке и горя мальчика, потерявшего возможность её осуществить. При переходе к обсуждению последних абзацев раздела интересно выяснить, как

Акцентом на том, что герой рассказа готов был отдать книгу за половину картошки, о которой мечтал, или хотя бы за одну штуку, подчеркиваем полное равнодушие мальчика к книге.

С таким пониманием ситуации приступаем к аналитическому чтению завершающей четвертой смысловой части. Эта часть иного плана: она сложна тем, что повествует об измененном душевном состоянии мальчика, вызванном стихами А.С.Пушкина. И очень важна тема слез, важно понимание учащимися, почему плакал мальчик. Слезы в начале смысловой части понятны - они все еще связаны с потерей картошки. -Почему мальчик скоро успокоился? -Каково теперь его отношение к книге?

Понять его подлинный смысл учащиеся не смогут в ситуации данного урока даже при комментариях учителя, да это и не нужно. Не надо объяснений, так как А. Приставкин подчеркивает в рассказе общее впечатление от прочитанного - завораживающую силу стиха.

И хотя описание мира, который окружал мальчика, дано в следующем для чтения абзаце, предложенный последний вопрос стоит задать до чтения, чтобы учащиеся сами коротко, как поняли, определили его, а затем прочесть авторское описание.

Материал последнего абзаца достаточно сложный для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, но выяснение душевного состояния мальчика даст возможность им понять, чем плач героя рассказа в третий раз отличался от предыдущих, понять какие чувства он выражал.

Размышлять на эту тему учащимся очень трудно. В беседе прежде всего выясняется, действительно ли эти миры разные? Действительно. Знал ли мальчик, что прекрасный

Здесь уместен разговор с учащимися (а они уже не сыновья, а внуки и правнуки тех мальчишек военных лет) о том, где они видят мир паркета, лож (в театрах), были ли они на балу (новогодние ёлки), устраивают ли праздники в школе?

-Какую картину увидел мальчик в книге, надетой ему на голову продавцом на рынке?

-Что почувствовал мальчик, когда прочитал несколько строчек из книги? -Куда повела его книга? -С чем он сравнил книгу?

Ответ на последний вопрос покажет, поняли ли учащиеся суть рассказа А.Приставкина.(Эта встреча с книгой

Читайте также: