Приспособление растений к сезонным изменениям в природе 1 класс школа 8 вида
Обновлено: 05.07.2024
Презентация на тему: " ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МИРЕ РАСТЕНИЙ." — Транскрипт:
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МИРЕ РАСТЕНИЙ
2 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ НА БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА – ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ ЧУВСТВУЮТ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЭТО ПРИВОДИТ К ИХ СОБСТВЕННЫМ ПЕРИОДИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ, ЧТО ПОМОГАЮТ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ. ПОЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ЕЕ ОРБИТЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАСТУПЛЕНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ВРЕМЕН ГОДА. ВЫДЕЛЯЮТ ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА : ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ И ЗИМА. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА У ДЕРЕВЬЕВ, КУСТОВ И ТРАВ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВНЕШНИЙ ВИД, ПРОЦЕССЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ.
3 ВЕСНА ВЕСНОЙ УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДНЯ ДЛЯ РАСТЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ СИГНАЛОМ К РАСПУСКАНИЮ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТЕНИЕ И ПЛОДОНОШЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СВЕТОВОГО ПЕРИОДА СУТОК ВОСПРИНИМАЮТ ЛИСТЬЯ. В НИХ ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦВЕТОЧНЫХ ПОЧЕК.
4 3 ПЕРИОДА ВЕСНЫ 1 - РАННЯЯ ВЕСНА ПОЯВЛЕНИЕ ПРОТАЛИН, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СНЕГА НА ПОЛЯХ, ЦВЕТЕНИЕ РАННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ ПЕРВОЦВЕТОВ, НАЧАЛО СОКОДВИЖЕНИЯ ; 2 - СРЕДНЯЯ ВЕСНА ( ЦВЕТУЩАЯ ) ДЛИТСЯ ДО ЗАЦВЕТАНИЯ ЧЕРЕМУХИ ; 3 - ПОЗДНЯЯ ВЕСНА ОТЦВЕТАЕТ СИРЕНЬ, НАЧИНАЕТ КОЛОСИТЬСЯ РОЖЬ, ОТЦВЕТАЮТ ЯБЛОНИ.
5 ЛЕТО АСТРОНОМИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЛЕТА ИЮНЯ ДЕНЬ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ. НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛА, ВЛАГИ, СВЕТА СПОСОБСТВУЮТ АКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ РАСТЕНИЙ. БОЛЬШИНСТВО ДЕРЕВЬЕВ, НА КОТОРЫХ СОЗРЕВАЮТ СЕМЕНА, ЗАПАСАЮТ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО КУСТОВ И ДЕРЕВЬЕВ ЦВЕТЕТ.
6 3 ПЕРИОДА ЛЕТА 1 - НАЧАЛО ЛЕТА НА ЛУГАХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ ( ВАСИЛЬКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, РОМАШКИ И Т. Д.), В ЛЕСАХ РАСЦВЕТАЕТ МАЛИНА, В ВОДОЕМАХ КУВШИНКИ, В САДАХ ЧУБУШНИК. В НАРОДЕ КАЛЕНДАРЬ ИЮНЯ НАЗЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТЬЕМ. НАЧИНАЕТ СОЗРЕВАТЬ ЗЕМЛЯНИКА, ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛЕТНИЕ ГРИБЫ ; 2 - СЕРЕДИНА ЛЕТА НАЧИНАЕТСЯ С ЗАЦВЕТАНИЯ ЛИПЫ И ДЛИТСЯ ОБЫЧНО ДО СЕРЕДИНЫ АВГУСТА. СОЗРЕВАЮТ ПЛОДЫ ВИШНИ, ЧЕРНИКИ, МАЛИНЫ, СМОРОДИНЫ, КРЫЖОВНИКА, ЧЕРЕМУХИ. НА ПОЛЯХ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ УБОРКА ОЗИМЫХ ; 3 - КОНЕЦ ЛЕТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ С СЕРЕДИНЫ АВГУСТА ДО СЕРЕДИНЫ СЕНТЯБРЯ, ДО ПЕРВЫХ ЗАМОРОЗКОВ. ЭТО ПОРА ГРИБОВ, КОТОРАЯ ПРИХОДИТСЯ НА КОНЕЦ ЛЕТА И НАЧАЛО ОСЕНИ. В ЛЕСУ СОЗРЕВАЮТ ОРЕХИ, НАЧИНАЮТ ЖЕЛТЕТЬ ЛИСТЬЯ У ЛИПЫ И ОПАДАТЬ ЛИСТЬЯ У БЕРЕЗЫ.
7 ОСЕНЬ ОСЕНЬ ПОРА СБОРА УРОЖАЯ. ОСЕНЬЮ У БОЛЬШИНСТВА РАСТЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И МНОГОЛЕТНИХ, СОЗРЕВАЮТ ПЛОДЫ И СЕМЕНА. ЛИСТЬЯ МНОГИХ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТОВ МЕНЯЮТ ОКРАСКУ, А ЗАТЕМ ОПАДАЮТ : ПРОИСХОДИТ НОЯБРЬ.
8 2 ПЕРИОДА ОСЕНИ 1- ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОТ ПЕРВЫХ ЗАМОРОЗКОВ НА ПОЧВЕ ДО КОНЦА НОЯБРЯ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ, КОГДА ИЗМЕНЯЕТСЯ ОКРАСКА ЛИСТЬЕВ И НАЧИНАЕТСЯ ЛИСТОПАД. НОЯБРЬ СПАСАЕТ РАСТЕНИЕ ОТ ВЫСЫХАНИЯ, ОТ ЛОМКИ ВЕТВЕЙ, ЧЕРЕЗ ЛИСТЬЯ ВЫВОДЯТСЯ НЕНУЖНЫЕ РАСТЕНИЮ ВЕЩЕСТВА. В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ОКТЯБРЯ ПОЛНОСТЬЮ ТЕРЯЮТ ЛИСТЬЯ ЧЕРЕМУХА И ВЯЗ, ЗАТЕМ ЛИПА, КЛЕН, ЯСЕНЬ, ОРЕШНИК, ОСИНА. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ОКТЯБРЯ РЯБИНА, КАЛИНА, ОЛЬХА, БУЗИНА, ИВА. ВАЖНО ЗНАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗРЕВАНИЯ СЕМЯН ДРЕВЕСНЫХ И КУСТАРНИКОВЫХ РАСТЕНИЙ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ СБОРА. 2 - ВТОРОЙ ПЕРИОД С КОНЦА НОЯБРЯ ДО ЗАМЕРЗАНИЯ ВОДОЕМОВ ХАРАКТЕРЕН ПЕРЕХОД ОСЕНИ К ЗИМЕ. ОСЕНЬЮ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, НАПРИМЕР, ПОВТОРНОЕ ЦВЕТЕНИЕ РАСТЕНИЙ. МОЖНО УВИДЕТЬ ЦВЕТУЩУЮ БЕЛУЮ АКАЦИЮ, КАЛИНУ, РЯБИНУ, ЦВЕТКИ НА ЯБЛОНЕ И ГРУШЕ. РАСЦВЕТАЮТ И ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ : РОМАШКА, КЛЕВЕР, ВАСИЛЕК, ОДУВАНЧИК. ПОВТОРНОЕ ЦВЕТЕНИЕ СВЯЗАНО С НАСТУПЛЕНИЕМ ТЕПЛОЙ ОСЕНИ, КОГДА СПЯЩИЕ ПОЧКИ ИДУТ В РОСТ И НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ. ИСПОЛЬЗУЯ ЭТО ЯВЛЕНИЕ СЕЛЕКЦИОНЕРЫ ВЫВЕЛИ НОВЫЕ СОРТА РАЗЛИЧНЫХ РАСТЕНИЙ : КЛУБНИКИ, РОЗ, КОТОРЫЕ ЦВЕТУТ И ПЛОДОНОСЯТ ВСЕ ЛЕТО.
9 ЗИМА АСТРОНОМИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЗИМЫ ДЕКАБРЯ ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРИХОДИТСЯ НАИМЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ. РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ НАХОДЯТСЯ В СОСТОЯНИИ ГЛУБОКОГО ПОКОЯ. СНЕГ, КАК ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК ТЕПЛА, ЗАЩИЩАЕТ РАСТЕНИЯ ОТ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ. ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ ПОГИБАЮТ, ОСТАВЛЯЯ СЕМЕНА, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ВЫДЕРЖИВАТЬ СВЕРХНИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ (-270°C). У МНОГОЛЕТНИХ РАСТЕНИЙ ПОГИБАЕТ НАЗЕМНАЯ ЧАСТЬ, А ПОДЗЕМНАЯ ОСТАЕТСЯ ( КОРНИ, КЛУБНИ, ЛУКОВИЦЫ ). СТВОЛ И ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫ КОРОЙ, В КОТОРОЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОБРАЗУЕТСЯ ОСОБАЯ КОРКОВАЯ ТКАНЬ, КОТОРАЯ ОТМОКАЕТ И ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОЗДУХОМ, ТЕМ САМЫМ СОХРАНЯЕТ ОТ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ СТВОЛ.
10 3 ПЕРИОДА ЗИМЫ 1 - ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ( БЕССНЕЖНЫЙ ) НАЧАЛО ЗИМЫ НАСТУПАЕТ С МОМЕНТА ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЗАМЕРЗАНИЯ ВОДОЕМОВ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСТОЯННОГО СНЕЖНОГО ПОКРОВА ; 2 - ВТОРОЙ ПЕРИОД ( НАСТОЯЩАЯ ЗИМА ) ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО НАЧАЛА ТАЯНИЯ СНЕГА НА СОЛНЦЕ ; 3 - ТРЕТИЙ ПЕРИОД ( ПРЕДВЕСЕННИЙ ) ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ПРОТАЛИН.
11 ЗНАНИЕ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭКОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ. С ПОМОЩЬЮ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ФОРМИРУЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В ПРИРОДЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЧИВОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРИРОДЫ В ЦЕЛОМ.
12 ВЫВОДЫ СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ СВЯЗАНЫ СО СМЕНОЙ ВРЕМЕН ГОДА. ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ТАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОЛНЕЧНОЕ ТЕПЛО. НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА ОТ ПОЛЮСА К ЭКВАТОРУ, КОРОТКОЕ ЛЕТО И ДЛИННАЯ ЗИМА В ПОЛЯРНЫХ СТРАНАХ И ПОЧТИ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЕТОМ И ЗИМОЙ ОКОЛО ЭКВАТОРА ОТРАЖАЮТСЯ НА ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ. БЕДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ТУНДРЫ И ПЫШНАЯ ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ В ТРОПИКАХ, А МЕЖДУ НИМИ ЗОНЫ С ПОСТОЯННЫМИ ПЕРЕХОДАМИ ОТ ВЕСНЫ К ЛЕТУ, ОСЕНИ К ЗИМЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МИРЕ РАСТЕНИЙ. НЕСОМНЕННО, ТЕПЛО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НО В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ НА СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ СКАЗЫВАЕТСЯ И ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВЛАГИ В ПОЧВЕ И ВОЗДУХЕ. УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВЛАГИ В СТЕПНЫХ И ПУСТЫННЫХ РАЙОНАХ ВЫЗЫВАЕТ И ЛЕТОМ ЗАМИРАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГИХ РАСТЕНИЙ ( ЛИСТОПАД В ЗАСУШЛИВЫЙ ПЕРИОД ГОДА ).
13 ФАКТОРОМ, ВЛИЯЮЩИМ НА ХОД СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ И СВЕТ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДНЯ, ТО ЕСТЬ ПЕРИОДА ОСВЕЩЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ, РЕЗКО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ВСЕМ ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ ИСПЫТЫВАЮТ НА СЕБЕ ПОСТОЯННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СРЕДЫ, ЧТО И СПОСОБСТВУЕТ ВЫРАБОТКЕ САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ. ЧТОБЫ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И РАСТИ, ЗЕЛЕНЫЕ РАСТЕНИЯ НУЖДАЮТСЯ В СОЛНЕЧНОМ СВЕТЕ И ВОДЕ. БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНИ РАСТУТ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ ИЛИ ВО ВЛАЖНЫЙ ПЕРИОД. ОНИ ПО - РАЗНОМУ ПЕРЕНОСЯТ ЗИМУ ИЛИ СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА. У МНОГИХ РАСТЕНИЙ ЕСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД ОТДЫХА. МНОГИЕ ИЗ НИХ НАКАПЛИВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В УТОЛЩЕННЫХ ЧАСТЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ. ИХ НАДЗЕМНАЯ ЧАСТЬ УМИРАЕТ, РАСТЕНИЕ ОТДЫХАЕТ ДО ВЕСНЫ.
14 ЛИСТОПАД ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ. ОН ЯРЧЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЕТ СЕЗОННУЮ ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НАШИХ ШИРОТ.
Конспект урока для 1 класса по теме "Влияние сезонных изменений в жизни растений". Целью данного урока является систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Знакомство учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.
Содержимое разработки
Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.
1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.
Оборудование:
индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;
Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.
Слова: ветер, иней, песок, воздух.
1. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, на котором присутствует много гостей, которые пришли посмотреть, как вы умеете работать.
II. Психологический настрой: (ладошки. )
Светит солнышко в окошко,
Вы подставьте ему ладошки.
Тепло солнца ощутите,
Ладошки к сердцу вы прижмите.
С улыбкой повернитесь к гостям,
Тепло солнца подарите всем нам!!
- Подойдите, к нашим гостям и, положите свои ладошки им на руки
- Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте другу-другу удачи. ( уч-ся выполняют задание)
2.Наблюдение за погодой.
А сейчас, ребята, мы попробуем охарактеризовать погоду сегодняшнего дня.
-Скажите, а какое сейчас время года?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?
-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?
-А были ли сегодня осадки?
-Сегодня днем обещают температуру градусов. А это тепло или холодно?
3.Актуализация опорных знаний.
- Что такое окружающий мир?
- Какая бывает природа?
- Что мы относим к живой природе, не живой природе?
- Одинакова ли природа круглый год?
4. Подведение к теме урока.
Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок .Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно.. Загадка..
«У папочки – годочка
Четыре славные дочки
Третья с цветами
.- Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)
ОСЕНЬ – К?З ЗИМА - ?ЫС ВЕСНА - К?КТЕМ ЛЕТО - ЖАЗ (составление кластера).
Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, познакомимся с отличительными признаками каждого времени года и повторим все, что знаем.
6. Усвоение новых знаний.
Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим,
Поднимаем выше ноги
И не нужно нам дороги.
Птицы учатся летать, плавно крыльями махать,
Можем отправляться в путь…
Вот мы заходим в лес… и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…
-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите осенние месяца?
-Какие осадки бывают осенью?
-Что происходит с растениями?
-Как осень влияет на деревья и кустарники?
-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
-А животные чем занимаются? Итак, какая же осень? Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.
Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…
Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.
-Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)
-По каким приметам вы узнали это время года?
-Назовите зимние месяца?
-Какие изменения происходят в неживой природе?
-Что происходит с растениями, деревьями?
- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?
-Что делают люди?
Зима - спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.
Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.
Голубые синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи,
На снегу прозрачные льдинки-кружева,
Первые проталинки. Первая трава.
И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)
-Что вы представили, слушая эту мелодию?
-Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?
-Как она изменяется?
-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.
-Какие осадки выпадают весной?
-А температура как меняется?
Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.
Ну что ж, а нам пора дальше… Весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.
Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.
-В какое время года мы попали? (Лето)
-Какие выпадают осадки?
- Какие природные явления можем наблюдать летом?
-Как изменяется температура воздуха летом?
-Назовите летние месяца?
-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.
-Деревья. Растения. Что с ними происходит?
-Чем занимаются люди?
Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.
Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.
Дети по лесу гуляли,
За временами года наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Вот и подошло наше путешествие к концу!
-В каких временах года мы побывали?
-Какой главный признак в каждом времени года?(температура). Показать термометр
-А еще какой?(осадки)- показываю снежинку и дождь.
7.Закрепление.
Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.
« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.
О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.
Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.
Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.
Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.
Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.
8. Индивидуальная работа. Определить по рисунку время года и раскрасить.
9. Рефлексия.
-О чем сегодня говорили?
-Что нового вы узнали на уроке?
Какое время года у вас самое любимое и почему? Возьмите смайлик и прикрепите его возле того времени года, которое вы больше всего любите.
-75%
Данная разработка содержит конспект урока по познанию мира в 1 классе. Цели урока - формировать представление о влиянии смены времен года на изменения в жизни растений, умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе, определять приметы начала и конца каждого времени года; способствовать развитию речи, активизировать словарный запас детей, логику, мышление; воспитывать любовь к окружающему миру.
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
Предмет Познание мира 1класс
Тема урока: ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ НА ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ
обучающая - формировать представление о влиянии смены времен года на изменения в жизни растений, умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе, определять приметы начала и конца каждого времени года;
развивающая - способствовать развитию речи, активизировать словарный запас детей, логику, мышление;
воспитывающая - воспитывать любовь к окружающему миру.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
Проверка домашнего задания.
3 Формирование новых понятий и способов действий: сезонные изменения, условия развития растений.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Вступительная беседа.
Летом в огороде
При любой погоде
У плетня стояло.
Выжали из солнышка
Изучение нового материала.
1.Показать развитие растения (появление, рост, развитие, размножение).
Вывод: с созреванием семян растение завершает свое развитие.
- Что было бы дальше, если бы человек не собрал урожай?
- Семя упало бы на почву и, получив достаточно тепла, влаги и света, дало бы ростки.
- А дало бы ростки? Давайте выясним.
2.По таблице учитель дает детям понять, что каждому зерну, попавшему в землю, необходимы условия для развития. Обратим внимание на условия осеннего периода (учитель читает).
Солнце все ниже поднимается над горизонтом, все меньше и меньше греет.
Солнце невысоко поднимается над горизонтом, его лучи как бы скользят по поверхности не согревая ее.
Солнце все выше поднимается над горизонтом, сильнее греет землю.
Солнце высоко стоит над горизонтом, хорошо прогревает землю.
Дни начинают убывать.
Дни короткие, ночи длинные.
Дни заметно прибавляются.
День длинный, ночь короткая.
Почва начинает остывать.
Почва хорошо прогрета.
Много влаги: всё тает, бегут ручьи.
Вывод: осенью условий, необходимых для развития растений, недостаточно. Даже если осень теплая и растение вдруг прорастет, то в дальнейшем, с наступлением холодов, оно погибает.
По таблице учитель читает условия.
- Сможет ли семя подсолнуха развиваться зимой? Условий нет.
- Как вы думаете, что будет происходить с семенем зимой? Погибнет ли оно?
Чтение учителем по таблице весенних условий.
- Что произойдет с семенем, которое находится в почве?
- Что будет происходить с ним летом?
Работа в дневнике наблюдений.
- Раскрасьте рисунки в соответствии с заданием.
Обобщение и систематизация знаний:
- Расскажите о наблюдениях за растениями, сбрасывающими свои семена в почву.
- Почему каждый год на одном и том же месте мы встречаем те же растения?
- Откуда они появились?
5 Этап информации о домашнем задании.
Прочитать стр.22-23, 47, ответить на вопросы.
6 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
7 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" (ПНШ).
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока окружающего мира на тему "Природа и ее сезонные изменения" | 90 КБ |
Раздаточный материал к уроку | 11.26 КБ |
Карточки-раскраски | 466.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 3.11.2017 Учитель: Миронова Е. Б.
Школа: №95 Студентка: Чупина Наталья, 44 группа
Класс: 1-7 Методист: Горячёва С.Л.
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Природа и ее сезонные изменения.
Цели деятельности учителя: формировать представление о сезонных изменениях в природе.
- уметь определять время года по признакам;
- иметь представления о сезонных явлениях природы;
- знать причины смены времен года.
- формировать положительный психологический климат в детском коллективе;
- развивать речевые умения, мышление, память;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения.
Методы и приемы
I.Этап самоопределения к деятельности
Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.
Проверять готовность к уроку
Настраиваться на урок (К.);
II.Актуализация знаний и мотивация
Подведение к теме. Целеполагание.
- Ребята, взгляните на экран. Что необычного в этой фотографии? (сразу все 4 времени года).
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает.
( Зима, весна, лето, осень )
Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь?
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима) (слайд)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна ) ( слайд)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето ) (слайд)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень) ( слайд )
- Что объединяет все слова-отгадки?
Отвечать на вопросы.
Слушать и рассуждать.
Отгадывать загадки и рассуждать о чем идет речь.
Осмысливать уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)
III.Постановка учебной задачи
Практический: прослушивание аудиозаписи.
Объяснение нового материала.
Исходя, из отгаданных загадок, сформулируйте тему нашего урока. ( Природа и ее сезонные изменения ). Какие цели поставим на сегодняшний урок? ( Познакомиться с природой и ее изменениями; научиться распознавать природу по ее признакам ).
- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему.
Какие времена года вы знаете? (Осень, Зима, Весна, Лето).
Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед.)
- Вы большие молодцы! Справились!
Ребят, скажите а времена года относятся к живой природе или не живой? (живой)
А куда мы отнесем человека? К живой или неживой природе? ( Человек – часть живой природы ).
Слушать внимательно учителя.
Определять тему урока и ставить цели.
Слушать отрывок из музыкального произведения.
Отвечать на вопросы учителя.
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока (Р);
1.Организационный момент. (2 мин)
1.1 Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.
-Скажите, к какому уроку мы приготовились?
(Развитие речи) Молодцы!
-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью снежинок с настроением. У вас они лежат на столах.
-Попробуйте определить какое у вас настроение?
- Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.
-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю снежинку)
-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.
-Ребята кто мне скажет, какой праздник приближается? (Новый год)
-Без какой красавицы не может пройти новый год? (без елочки)
Посмотрите на нашу красавицу.
Чем можно украсить нашу красавицу? (ответы детей).
-А я предлагаю украсить елочку нашими снежинками с настроением. Но сделаем это в конце нашего урока.
Сегодня нашим помощником будет план: (открываю доску)
Полный текст материала Разработка урока "Сезонные изменения в природе"; коррекционные школы VIII вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также: