Приспособление растений к сезонным изменениям в природе 1 класс школа 8 вида

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МИРЕ РАСТЕНИЙ." — Транскрипт:

1 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МИРЕ РАСТЕНИЙ

2 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ НА БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА – ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ ЧУВСТВУЮТ ИЗМЕНЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ЭТО ПРИВОДИТ К ИХ СОБСТВЕННЫМ ПЕРИОДИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ, ЧТО ПОМОГАЮТ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ УСЛОВИЯМ ОБИТАНИЯ. ПОЛОЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ЕЕ ОРБИТЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАСТУПЛЕНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ВРЕМЕН ГОДА. ВЫДЕЛЯЮТ ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА : ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ И ЗИМА. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА У ДЕРЕВЬЕВ, КУСТОВ И ТРАВ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВНЕШНИЙ ВИД, ПРОЦЕССЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ.

3 ВЕСНА ВЕСНОЙ УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДНЯ ДЛЯ РАСТЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ СИГНАЛОМ К РАСПУСКАНИЮ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТЕНИЕ И ПЛОДОНОШЕНИЕ. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СВЕТОВОГО ПЕРИОДА СУТОК ВОСПРИНИМАЮТ ЛИСТЬЯ. В НИХ ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦВЕТОЧНЫХ ПОЧЕК.

4 3 ПЕРИОДА ВЕСНЫ 1 - РАННЯЯ ВЕСНА ПОЯВЛЕНИЕ ПРОТАЛИН, ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СНЕГА НА ПОЛЯХ, ЦВЕТЕНИЕ РАННЕЦВЕТУЩИХ РАСТЕНИЙ ПЕРВОЦВЕТОВ, НАЧАЛО СОКОДВИЖЕНИЯ ; 2 - СРЕДНЯЯ ВЕСНА ( ЦВЕТУЩАЯ ) ДЛИТСЯ ДО ЗАЦВЕТАНИЯ ЧЕРЕМУХИ ; 3 - ПОЗДНЯЯ ВЕСНА ОТЦВЕТАЕТ СИРЕНЬ, НАЧИНАЕТ КОЛОСИТЬСЯ РОЖЬ, ОТЦВЕТАЮТ ЯБЛОНИ.

5 ЛЕТО АСТРОНОМИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЛЕТА ИЮНЯ ДЕНЬ ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ. НАЛИЧИЕ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛА, ВЛАГИ, СВЕТА СПОСОБСТВУЮТ АКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ РАСТЕНИЙ. БОЛЬШИНСТВО ДЕРЕВЬЕВ, НА КОТОРЫХ СОЗРЕВАЮТ СЕМЕНА, ЗАПАСАЮТ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО КУСТОВ И ДЕРЕВЬЕВ ЦВЕТЕТ.

6 3 ПЕРИОДА ЛЕТА 1 - НАЧАЛО ЛЕТА НА ЛУГАХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ ( ВАСИЛЬКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, РОМАШКИ И Т. Д.), В ЛЕСАХ РАСЦВЕТАЕТ МАЛИНА, В ВОДОЕМАХ КУВШИНКИ, В САДАХ ЧУБУШНИК. В НАРОДЕ КАЛЕНДАРЬ ИЮНЯ НАЗЫВАЮТ РАЗНОЦВЕТЬЕМ. НАЧИНАЕТ СОЗРЕВАТЬ ЗЕМЛЯНИКА, ПОЯВЛЯЮТСЯ ЛЕТНИЕ ГРИБЫ ; 2 - СЕРЕДИНА ЛЕТА НАЧИНАЕТСЯ С ЗАЦВЕТАНИЯ ЛИПЫ И ДЛИТСЯ ОБЫЧНО ДО СЕРЕДИНЫ АВГУСТА. СОЗРЕВАЮТ ПЛОДЫ ВИШНИ, ЧЕРНИКИ, МАЛИНЫ, СМОРОДИНЫ, КРЫЖОВНИКА, ЧЕРЕМУХИ. НА ПОЛЯХ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ УБОРКА ОЗИМЫХ ; 3 - КОНЕЦ ЛЕТА ПРОДОЛЖАЕТСЯ С СЕРЕДИНЫ АВГУСТА ДО СЕРЕДИНЫ СЕНТЯБРЯ, ДО ПЕРВЫХ ЗАМОРОЗКОВ. ЭТО ПОРА ГРИБОВ, КОТОРАЯ ПРИХОДИТСЯ НА КОНЕЦ ЛЕТА И НАЧАЛО ОСЕНИ. В ЛЕСУ СОЗРЕВАЮТ ОРЕХИ, НАЧИНАЮТ ЖЕЛТЕТЬ ЛИСТЬЯ У ЛИПЫ И ОПАДАТЬ ЛИСТЬЯ У БЕРЕЗЫ.

7 ОСЕНЬ ОСЕНЬ ПОРА СБОРА УРОЖАЯ. ОСЕНЬЮ У БОЛЬШИНСТВА РАСТЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ И МНОГОЛЕТНИХ, СОЗРЕВАЮТ ПЛОДЫ И СЕМЕНА. ЛИСТЬЯ МНОГИХ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТОВ МЕНЯЮТ ОКРАСКУ, А ЗАТЕМ ОПАДАЮТ : ПРОИСХОДИТ НОЯБРЬ.

8 2 ПЕРИОДА ОСЕНИ 1- ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОТ ПЕРВЫХ ЗАМОРОЗКОВ НА ПОЧВЕ ДО КОНЦА НОЯБРЯ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ, КОГДА ИЗМЕНЯЕТСЯ ОКРАСКА ЛИСТЬЕВ И НАЧИНАЕТСЯ ЛИСТОПАД. НОЯБРЬ СПАСАЕТ РАСТЕНИЕ ОТ ВЫСЫХАНИЯ, ОТ ЛОМКИ ВЕТВЕЙ, ЧЕРЕЗ ЛИСТЬЯ ВЫВОДЯТСЯ НЕНУЖНЫЕ РАСТЕНИЮ ВЕЩЕСТВА. В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ОКТЯБРЯ ПОЛНОСТЬЮ ТЕРЯЮТ ЛИСТЬЯ ЧЕРЕМУХА И ВЯЗ, ЗАТЕМ ЛИПА, КЛЕН, ЯСЕНЬ, ОРЕШНИК, ОСИНА. ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ОКТЯБРЯ РЯБИНА, КАЛИНА, ОЛЬХА, БУЗИНА, ИВА. ВАЖНО ЗНАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗРЕВАНИЯ СЕМЯН ДРЕВЕСНЫХ И КУСТАРНИКОВЫХ РАСТЕНИЙ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ В ОРГАНИЗАЦИИ ИХ СБОРА. 2 - ВТОРОЙ ПЕРИОД С КОНЦА НОЯБРЯ ДО ЗАМЕРЗАНИЯ ВОДОЕМОВ ХАРАКТЕРЕН ПЕРЕХОД ОСЕНИ К ЗИМЕ. ОСЕНЬЮ МОЖНО НАБЛЮДАТЬ НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, НАПРИМЕР, ПОВТОРНОЕ ЦВЕТЕНИЕ РАСТЕНИЙ. МОЖНО УВИДЕТЬ ЦВЕТУЩУЮ БЕЛУЮ АКАЦИЮ, КАЛИНУ, РЯБИНУ, ЦВЕТКИ НА ЯБЛОНЕ И ГРУШЕ. РАСЦВЕТАЮТ И ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ : РОМАШКА, КЛЕВЕР, ВАСИЛЕК, ОДУВАНЧИК. ПОВТОРНОЕ ЦВЕТЕНИЕ СВЯЗАНО С НАСТУПЛЕНИЕМ ТЕПЛОЙ ОСЕНИ, КОГДА СПЯЩИЕ ПОЧКИ ИДУТ В РОСТ И НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ. ИСПОЛЬЗУЯ ЭТО ЯВЛЕНИЕ СЕЛЕКЦИОНЕРЫ ВЫВЕЛИ НОВЫЕ СОРТА РАЗЛИЧНЫХ РАСТЕНИЙ : КЛУБНИКИ, РОЗ, КОТОРЫЕ ЦВЕТУТ И ПЛОДОНОСЯТ ВСЕ ЛЕТО.

9 ЗИМА АСТРОНОМИЧЕСКОЕ НАЧАЛО ЗИМЫ ДЕКАБРЯ ДЕНЬ ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НА СЕВЕРНОЕ ПОЛУШАРИЕ ПРИХОДИТСЯ НАИМЕНЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ. РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ НАХОДЯТСЯ В СОСТОЯНИИ ГЛУБОКОГО ПОКОЯ. СНЕГ, КАК ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК ТЕПЛА, ЗАЩИЩАЕТ РАСТЕНИЯ ОТ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ. ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ ПОГИБАЮТ, ОСТАВЛЯЯ СЕМЕНА, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ВЫДЕРЖИВАТЬ СВЕРХНИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ (-270°C). У МНОГОЛЕТНИХ РАСТЕНИЙ ПОГИБАЕТ НАЗЕМНАЯ ЧАСТЬ, А ПОДЗЕМНАЯ ОСТАЕТСЯ ( КОРНИ, КЛУБНИ, ЛУКОВИЦЫ ). СТВОЛ И ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ ПОКРЫТЫ КОРОЙ, В КОТОРОЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОБРАЗУЕТСЯ ОСОБАЯ КОРКОВАЯ ТКАНЬ, КОТОРАЯ ОТМОКАЕТ И ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОЗДУХОМ, ТЕМ САМЫМ СОХРАНЯЕТ ОТ ПЕРЕОХЛАЖДЕНИЯ СТВОЛ.

10 3 ПЕРИОДА ЗИМЫ 1 - ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ( БЕССНЕЖНЫЙ ) НАЧАЛО ЗИМЫ НАСТУПАЕТ С МОМЕНТА ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЗАМЕРЗАНИЯ ВОДОЕМОВ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСТОЯННОГО СНЕЖНОГО ПОКРОВА ; 2 - ВТОРОЙ ПЕРИОД ( НАСТОЯЩАЯ ЗИМА ) ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО НАЧАЛА ТАЯНИЯ СНЕГА НА СОЛНЦЕ ; 3 - ТРЕТИЙ ПЕРИОД ( ПРЕДВЕСЕННИЙ ) ПРОДОЛЖАЕТСЯ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ПРОТАЛИН.

11 ЗНАНИЕ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭКОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ. С ПОМОЩЬЮ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ФОРМИРУЕТСЯ ПОНИМАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В ПРИРОДЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЧИВОСТИ И ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРИРОДЫ В ЦЕЛОМ.

12 ВЫВОДЫ СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ СВЯЗАНЫ СО СМЕНОЙ ВРЕМЕН ГОДА. ГЛАВНОЙ ПРИЧИНОЙ ТАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ ЯВЛЯЕТСЯ СОЛНЕЧНОЕ ТЕПЛО. НЕРАВНОМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА ОТ ПОЛЮСА К ЭКВАТОРУ, КОРОТКОЕ ЛЕТО И ДЛИННАЯ ЗИМА В ПОЛЯРНЫХ СТРАНАХ И ПОЧТИ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЕТОМ И ЗИМОЙ ОКОЛО ЭКВАТОРА ОТРАЖАЮТСЯ НА ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ. БЕДНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ТУНДРЫ И ПЫШНАЯ ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ В ТРОПИКАХ, А МЕЖДУ НИМИ ЗОНЫ С ПОСТОЯННЫМИ ПЕРЕХОДАМИ ОТ ВЕСНЫ К ЛЕТУ, ОСЕНИ К ЗИМЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В МИРЕ РАСТЕНИЙ. НЕСОМНЕННО, ТЕПЛО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ЭТИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НО В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ НА СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ СКАЗЫВАЕТСЯ И ИЗМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВЛАГИ В ПОЧВЕ И ВОЗДУХЕ. УМЕНЬШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВЛАГИ В СТЕПНЫХ И ПУСТЫННЫХ РАЙОНАХ ВЫЗЫВАЕТ И ЛЕТОМ ЗАМИРАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГИХ РАСТЕНИЙ ( ЛИСТОПАД В ЗАСУШЛИВЫЙ ПЕРИОД ГОДА ).

13 ФАКТОРОМ, ВЛИЯЮЩИМ НА ХОД СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ И СВЕТ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДНЯ, ТО ЕСТЬ ПЕРИОДА ОСВЕЩЕНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ, РЕЗКО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ВСЕМ ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ ИСПЫТЫВАЮТ НА СЕБЕ ПОСТОЯННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СРЕДЫ, ЧТО И СПОСОБСТВУЕТ ВЫРАБОТКЕ САМЫХ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ. ЧТОБЫ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И РАСТИ, ЗЕЛЕНЫЕ РАСТЕНИЯ НУЖДАЮТСЯ В СОЛНЕЧНОМ СВЕТЕ И ВОДЕ. БОЛЬШЕ ВСЕГО ОНИ РАСТУТ ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ ИЛИ ВО ВЛАЖНЫЙ ПЕРИОД. ОНИ ПО - РАЗНОМУ ПЕРЕНОСЯТ ЗИМУ ИЛИ СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА. У МНОГИХ РАСТЕНИЙ ЕСТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ПЕРИОД ОТДЫХА. МНОГИЕ ИЗ НИХ НАКАПЛИВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В УТОЛЩЕННЫХ ЧАСТЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ. ИХ НАДЗЕМНАЯ ЧАСТЬ УМИРАЕТ, РАСТЕНИЕ ОТДЫХАЕТ ДО ВЕСНЫ.

14 ЛИСТОПАД ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ. ОН ЯРЧЕ ВСЕГО ВЫРАЖАЕТ СЕЗОННУЮ ПЕРИОДИЧНОСТЬ В РАЗВИТИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА НАШИХ ШИРОТ.


Конспект урока для 1 класса по теме "Влияние сезонных изменений в жизни растений". Целью данного урока является систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Знакомство учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.

Содержимое разработки

Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.

1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.

Оборудование:

индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;

Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.

Слова: ветер, иней, песок, воздух.

1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, на котором присутствует много гостей, которые пришли посмотреть, как вы умеете работать.

II. Психологический настрой: (ладошки. )

Светит солнышко в окошко,

Вы подставьте ему ладошки.

Тепло солнца ощутите,

Ладошки к сердцу вы прижмите.

С улыбкой повернитесь к гостям,

Тепло солнца подарите всем нам!!

- Подойдите, к нашим гостям и, положите свои ладошки им на руки

- Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте другу-другу удачи. ( уч-ся выполняют задание)

2.Наблюдение за погодой.

А сейчас, ребята, мы попробуем охарактеризовать погоду сегодняшнего дня.

-Скажите, а какое сейчас время года?

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

-А были ли сегодня осадки?

-Сегодня днем обещают температуру градусов. А это тепло или холодно?

3.Актуализация опорных знаний.

- Что такое окружающий мир?

- Какая бывает природа?

- Что мы относим к живой природе, не живой природе?

- Одинакова ли природа круглый год?

4. Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок .Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно.. Загадка..

«У папочки – годочка

Четыре славные дочки

Третья с цветами

.- Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)

ОСЕНЬ – К?З ЗИМА - ?ЫС ВЕСНА - К?КТЕМ ЛЕТО - ЖАЗ (составление кластера).

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, познакомимся с отличительными признаками каждого времени года и повторим все, что знаем.

6. Усвоение новых знаний.

Мы готовы для похода,

Но от парты не отходим,

Поднимаем выше ноги

И не нужно нам дороги.

Птицы учатся летать, плавно крыльями махать,

Можем отправляться в путь…

Вот мы заходим в лес… и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…

-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)

-По каким приметам вы узнали это время года?

-Назовите осенние месяца?

-Какие осадки бывают осенью?

-Что происходит с растениями?

-Как осень влияет на деревья и кустарники?

-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?

-Что делают люди?

-А животные чем занимаются? Итак, какая же осень? Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.

Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…

Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.

-Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)

-По каким приметам вы узнали это время года?

-Назовите зимние месяца?

-Какие изменения происходят в неживой природе?

-Что происходит с растениями, деревьями?

- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?

-Что делают люди?

Зима - спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.

Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.

Голубые синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки. Первая трава.

И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)

-Что вы представили, слушая эту мелодию?

-Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?

-Как она изменяется?

-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.

-Какие осадки выпадают весной?

-А температура как меняется?

Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.

Ну что ж, а нам пора дальше… Весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.

Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.

-В какое время года мы попали? (Лето)

-Какие выпадают осадки?

- Какие природные явления можем наблюдать летом?

-Как изменяется температура воздуха летом?

-Назовите летние месяца?

-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.

-Деревья. Растения. Что с ними происходит?

-Чем занимаются люди?

Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.

Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.

Дети по лесу гуляли,

За временами года наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Вот и подошло наше путешествие к концу!

-В каких временах года мы побывали?

-Какой главный признак в каждом времени года?(температура). Показать термометр

-А еще какой?(осадки)- показываю снежинку и дождь.

7.Закрепление.

Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.

« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.

О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.

Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.

Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.

Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.

Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.

8. Индивидуальная работа. Определить по рисунку время года и раскрасить.

9. Рефлексия.

-О чем сегодня говорили?

-Что нового вы узнали на уроке?

Какое время года у вас самое любимое и почему? Возьмите смайлик и прикрепите его возле того времени года, которое вы больше всего любите.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока по познанию мира в 1 классе. Цели урока - формировать представление о влиянии смены времен года на изменения в жизни растений, умение наблюдать, обобщать, уста­навливать причинно-следственные связи в природе, определять приметы начала и конца каждого времени года; способствовать раз­витию речи, активизировать словарный запас детей, логику, мышление; воспитывать любовь к окружающему миру.

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

Предмет Познание мира 1класс

Тема урока: ВЛИЯНИЕ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИРОДЕ НА ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

обучающая - формировать представление о влиянии смены времен года на изменения в жизни растений, умение наблюдать, обобщать, уста­навливать причинно-следственные связи в природе, определять приметы начала и конца каждого времени года;

развивающая - способствовать раз­витию речи, активизировать словарный запас детей, логику, мышление;

воспитывающая - воспитывать любовь к окружающему миру.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Форма организации урока: беседа и практическая работа.

1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.

Проверка домашнего задания.

3 Формирование новых понятий и способов действий: сезонные изменения, условия развития растений.

4 Применение. Формирование умений и навыков.

Вступительная беседа.

Летом в огороде

При любой погоде

У плетня стояло.

Выжали из солнышка

Изучение нового материала.

1.Показать развитие растения (появление, рост, развитие, размножение).

Вывод: с созреванием семян растение завершает свое развитие.

- Что было бы дальше, если бы человек не собрал урожай?

- Семя упало бы на почву и, получив достаточно тепла, влаги и света, дало бы ростки.

- А дало бы ростки? Давайте выясним.

2.По таблице учитель дает детям понять, что каждому зерну, попавшему в землю, необходимы условия для развития. Обратим внимание на условия осеннего периода (учитель читает).

Солнце все ниже поднимается над горизонтом, все меньше и меньше греет.

Солнце невысоко поднимается над горизонтом, его лучи как бы скользят по по­верхности не со­гревая ее.

Солнце все выше поднимается над горизонтом, силь­нее греет землю.

Солнце высоко стоит над горизон­том, хорошо про­гревает землю.

Дни начинают убывать.

Дни короткие, ночи длинные.

Дни заметно при­бавляются.

День длинный, ночь короткая.

Почва начинает остывать.

Почва хорошо прогрета.

Много влаги: всё тает, бегут ручьи.

Вывод: осенью условий, необходимых для развития растений, недостаточно. Даже если осень теплая и растение вдруг прорастет, то в дальнейшем, с наступлением холодов, оно погибает.

По таблице учитель читает условия.

- Сможет ли семя подсолнуха развиваться зимой? Условий нет.

- Как вы думаете, что будет происходить с семенем зимой? Погибнет ли оно?

Чтение учителем по таблице весенних условий.

- Что произойдет с семенем, которое находится в почве?

- Что будет происходить с ним летом?

Работа в дневнике наблюдений.

- Раскрасьте рисунки в соответствии с заданием.

Обобщение и систематизация знаний:

- Расскажите о наблюдениях за растениями, сбрасывающими свои семена в почву.

- Почему каждый год на одном и том же месте мы встречаем те же растения?

- Откуда они появились?

5 Этап информации о домашнем задании.

Прочитать стр.22-23, 47, ответить на вопросы.

6 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

7 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" (ПНШ).

ВложениеРазмер
Конспект урока окружающего мира на тему "Природа и ее сезонные изменения" 90 КБ
Раздаточный материал к уроку 11.26 КБ
Карточки-раскраски 466.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 3.11.2017 Учитель: Миронова Е. Б.

Школа: №95 Студентка: Чупина Наталья, 44 группа

Класс: 1-7 Методист: Горячёва С.Л.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Природа и ее сезонные изменения.

Цели деятельности учителя: формировать представление о сезонных изменениях в природе.

- уметь определять время года по признакам;

- иметь представления о сезонных явлениях природы;

- знать причины смены времен года.

- формировать положительный психологический климат в детском коллективе;

- развивать речевые умения, мышление, память;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения.

Методы и приемы

I.Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Александровна, и сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.

Проверять готовность к уроку

Настраиваться на урок (К.);

II.Актуализация знаний и мотивация

Подведение к теме. Целеполагание.

- Ребята, взгляните на экран. Что необычного в этой фотографии? (сразу все 4 времени года).

Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею – молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает.
( Зима, весна, лето, осень )

Верно. Отгадайте, о каком времени года идет речь?

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима) (слайд)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна ) ( слайд)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето ) (слайд)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …
(Осень) ( слайд )

- Что объединяет все слова-отгадки?

Отвечать на вопросы.

Слушать и рассуждать.

Отгадывать загадки и рассуждать о чем идет речь.

Осмысливать уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

III.Постановка учебной задачи

Практический: прослушивание аудиозаписи.

Объяснение нового материала.

Исходя, из отгаданных загадок, сформулируйте тему нашего урока. ( Природа и ее сезонные изменения ). Какие цели поставим на сегодняшний урок? ( Познакомиться с природой и ее изменениями; научиться распознавать природу по ее признакам ).

- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в природе в разные времена года. Нам нужно вспомнить их и доказать, что каждое из них прекрасно по-своему.

Какие времена года вы знаете? (Осень, Зима, Весна, Лето).

Н а п р и м е р. Зима: 1) идет снег; 2) вода замерзла на реке, превратилась в лед.)

- Вы большие молодцы! Справились!

Ребят, скажите а времена года относятся к живой природе или не живой? (живой)

А куда мы отнесем человека? К живой или неживой природе? ( Человек – часть живой природы ).

Слушать внимательно учителя.

Определять тему урока и ставить цели.

Слушать отрывок из музыкального произведения.

Отвечать на вопросы учителя.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока (Р);

1.Организационный момент. (2 мин)
1.1 Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
- На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
- Тихонечко садитесь, и начинаем работать.
-Скажите, к какому уроку мы приготовились?
(Развитие речи) Молодцы!
-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью снежинок с настроением. У вас они лежат на столах.
-Попробуйте определить какое у вас настроение?
- Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.
-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю снежинку)
-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.
-Ребята кто мне скажет, какой праздник приближается? (Новый год)
-Без какой красавицы не может пройти новый год? (без елочки)
Посмотрите на нашу красавицу.
Чем можно украсить нашу красавицу? (ответы детей).
-А я предлагаю украсить елочку нашими снежинками с настроением. Но сделаем это в конце нашего урока.
Сегодня нашим помощником будет план: (открываю доску)


Полный текст материала Разработка урока "Сезонные изменения в природе"; коррекционные школы VIII вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: