Природные зоны школа россии 3 класс

Обновлено: 02.07.2024

Проверка домашнего задания Что такое ПТК? Назовите компоненты ПТК? Приведите примеры взаимодействия любых двух компонентов.

Природная зональность Одна из основных закономерностей пространственного изменения географической оболочки. Изменение климата в зависимости от широты. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги. Большая протяженность зон с запада на восток.

Природные зоны России

Арктические пустыни Расположены в самой северной части нашей страны. Встречаются в высоких широтах Арктики. Характерны суровые климатические условия.

Тундра и лесотундра Расположены вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Характерны суровые климатические условия. Растительный и животный мир беден.

Лесная зона Хвойные леса Смешанные леса Широколиственные леса

Лесостепи и степи Занимают юг европейской части России. Прослеживаются черты засушливости климата. Распаханность территории.

Полупустыни и пустыни Расположены в Прикаспии и Восточном Предкавказье. Характерны высокие температуры и дефицит влаги.

Области высотной поясности Основная закономерность изменения природных условий в горах. От подножия гор к вершинам происходит смена ПТК.

Субтропики Расположены на юго – западе Черноморского побережья нашей страны. Это курортная зона с преобладанием живописных ландшафтов.

План описания природной зоны: географическое положение; климат; почвы; растительный мир; животный мир; использование природной зоны человеком; охрана природной зоны.

Контрольные вопросы Назовите все природные зоны России. Какая закономерность выявляется в их размещении? Какие из компонентов природы определяют внешний облик зоны? Расскажите в какой природной зоне расположен наш край, укажите особенности природы, влияние их на жизнь и деятельность человека.

Итог урока Закон географической зональности – один из основных законов природы, который проявляется на равнинах и в горах. Основной причиной разнообразия природных зон является различия в количестве тепла и влаги, поступающих на разные территории. В настоящие время человек ведёт хозяйственную деятельность практически во всех природных зонах, поэтому точнее называть природные зоны природно-хозяйственными.

Благодарю за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими .

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи: Обучающие:· знать правила поведения в л.


Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона".

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России".

Природные зоны России. Зона Арктических пустынь

Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А.

Природные зоны. Зона тайги
Природная зона нашей страны: зона степей

Конспект урока в 4 классе "Природные зоны нашей страны: зона степей" ( УМК "Школа России").

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся 3 класса о природных зонах России.

Задачи:

  • формирование чёткого представления о понятии "природная зона";
  • знакомство с природными зонами России.

Ход урока

Оргмомент

- Мы изучили большой раздел "Природа России". Сегодня мы будем говорить о разнообразии природы нашей страны, о животных и растениях разных природных зон.

Природные зоны России

Природные зоны России

Изучая природу России, ученики класса разделились на 4 творческие группы: географы, ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа ребят искала интересный и полезный материал для своего выступления.

Группа "Географы"

Вспомним, что такое география? (География – наука о Земле (ге – Земля, графо – пишу)

1 ученик:
Россия – самая большая по площади страна мира. Она такая же как весь материк Южная Америка. Россия занимает обширные пространства сразу в 2 частях света – в Европе и Азии. Территорию России омывают 13 морей.

2 ученик:
Климат на территории страны очень разнообразен. В некоторых районах он очень холодный, суровый. Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Например: в Якутии температура зимой достигала 60-70 градусов. В южных же районах зима мягкая, теплая, лето жаркое. В пустынных районах температура воздуха достигала 69 градусов.

Игра "Сложи пазлы"

Задание: составь физическую карту России. Определите с помощью карты и запиши ответы в листок заданий:

  • На какой равнине находится наша столица?
  • Назови океаны, омывающие территорию России.
  • Что называют каменным поясом России?
  • Какая река несет свои воды в Каспийское море (озеро)?
  • Самое глубокое озеро России?

На территории России наблюдается смена с севера на юг природных зон: арктические пустыни, тундра, леса, степи, пустыни и даже субтропики. Ни в одной стране мира мы не увидим такое разнообразие природных зон.

В горах же природа изменяется с высотой. Это явление называют высотной поясностью. Поэтому горные области на карте природных зон обозначены отдельно.

Задание: напиши название природной зоны, которое соответствует описанию:

  1. Огромные деревья образовали зеленый шатер, а под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках покачивает ветвями белоствольная березка, трепещет осина, благоухает липа. Посреди поляны огромный дуб, его ствол так толст, что с трудом обхватят три человека.
  2. Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почва прогревается на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Все растения имеют карликовый рост. Много ягод.
  3. Михаил Александрович Шолохов "Вызрел ковыль". Земля на многие версты оделась колышущимся серебром. Отцвели разномастные травы. На гребнях пологих холмов никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленном небе сияли несчетные звезды. А днями – зной, духота. На выцветшем небе – нещадное солнце. Суслики свистят истошно, хрипло. Дремлют сурки. Земля горяча и мертва".

Группа "Ботаники"

Вспомним, что такое ботаника? (Ботаника – наука о растениях)

1 ученик:
Принято считать, что главное в живой природе – растительность. В нашей стране насчитывается около 18 тысяч видов растений

2 ученик:
Разнообразие растений России возрастает с севера на юг, но в пустынях опять несколько снижается. В тундре и Арктике растения имеют карликовый вид, они так приспособились к суровым условиям природы. Это мхи, лишайники, карликовые березы и ивы.

3 ученик:
Лес занимает третью часть территории страны. На севере – хвойные леса из елей, сосны, пихты, лиственницы. К югу появляются смешенные и широколиственные леса. В них растут береза, дуб, осина, липа, клен, бук.

В степях преимущественно травянистые растения. В пустынях растения устойчивы к засухе. Они имеют длинные мощные корни, а их листья очень малы. Например, верблюжья колючка.

Почему в лесах самое большое количество видов растений?
Задание: установи соответствие.

Установи соответствие

Установи соответствие

Физминутка

Вспомним, что такое зоология? (Зоология – это наука о животных)

1 ученик:
Животный мир нашей страны весьма разнообразен. Первенство среди животных принадлежит насекомым, многочисленны и рыбы, их – более 1450 видов. Совсем мало земноводных и пресмыкающихся. Всего 160 видов, птиц – 710, млекопитающих – 350 видов.

2 ученик:
Характерно возрастание числа животных в направлении с севера на юг. В Арктике животный мир крайне беден: белые медведи, моржи, тюлени. Летом на скалах – птичьи базары: кайры, гагары. Немногие из животных приспособились и суровым зимним условиям тундры. Это лемминг, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова, северный олень.

3 ученик:
Животный мир лесов очень богат и разнообразен. Это множество зверей, птиц, рыб, насекомых. В степях и пустынях представителям животного мира приходится приспосабливаться к засушливому климату. Это птицы, грызуны, ящерицы, змеи. На охоту эти животные выходят ночью, когда спадет жара и зной.

Задание "Четвертый лишний"

  • Тушканчик, песчаный удавчик, белая куропатка, сайгак.
  • Белка-летяга, бурундук, верблюд, медведь.
  • Песец, лемминг, полярная сова, кедровка.
  • Дельфин, краб, медуза, тюлень.

Объясните свой выбор. Почему куропатка белая? Как называют верблюда? (корабль пустыни) Происхождение названия птицы кедровка.

Группа "Экологи"

Вспомним, что такое экология? (Экология – это наука о защите окружающей среды)

1 ученик:
Растительный и животный мир наиболее страдает от деятельности человека. В результате охотничьих промыслов практически исчезли: европейский зубр, кавказский олень, морж, белый медведь, амурский тигр и т. д. Для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения стали создавать заповедники.

2 ученик:
В настоящее время в России существует 101 заповедник. В заповедниках чаще всего охраняется весь природный комплекс: и животные, и растения, и водоемы, и почвы.
Первый заповедник был основан в 1916 году, почти 100 лет назад. Это Баргузинский заповедник. Он был создан для охраны соболя и восстановления его численности. В 2006 году был создан последний заповедник "Кологривский лес". Он находится в Костромской области.

3 ученик:
В 1966 году вышли первые тома "Красной книги". Для создания первого списка редких и исчезающих растений и животных понадобилось целых 17 лет. В Красную книгу внесены названия исчезающих видов животных и растений, сохраняемых в заповедниках.

Итог урока

- Вспомним названия природных зон.
- Какая природная зона самая многочисленная по числу растений и животных?
- Как называется национальный парк в Смоленской области?

Домашнее задание
Заполните карту-таблицу "Красная книга России".

– Благодаря этим условиям растительный и животный мир нашей страны очень разнообразен.
– Чтобы увидеть это разнообразие мы с вами отправимся в необычное виртуальное путешествие по природным зонам нашей страны, а помогут нам в этом географическая карта и компьютер.
– А что же такое природная зона?
Ответить на этот вопрос мы должны в конце урока.

II. Новый материал

– Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны…
– Скажите, ребята, одинаков ли животный и растительный мир на севере и юге нашей страны?
– Отчего это зависит?
(Верно, особенности каждой природной зоны зависят от получаемого солнечного тепла и влаги, а так же и от почвенного покрова. В каждой из них свой животный и растительный мир)

– Отправляясь в путешествие, возьмите с собой карточку с заданиями (Приложение 2), которую вы найдете у себя на столе.
Найдите, положите перед собой, рассмотрите.
В центре листа написаны названия всех природных зон, в которых мы побываем. Слева от них – представители животного мира этих природных зон, а справа – растительного мира. Ваша задача – в ходе путешествия найти и соотнести названия животных и растений с той природной зоной, в которой они обитают, соединить карандашом стрелочкой или линией.
Будьте внимательны!
– Задание понятно?
(положите перед собой карандаш, линейку. Сядьте правильно)
– Итак, отправляемся в путешествие! Мы побываем в ….(озвучить слайд №3, перечислить все природные зоны)

– Начинаем путешествие с зоны арктических пустынь. Это огромные просторы льда и снега.
Эта природная зона занимает весь Северный Ледовитый океан и многочисленные острова, которые находятся в нем. Океан скован мощными льдами и покрыт снегом. Зимой здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы, за короткое лето лед тает только возле берегов, и то разламывается с помощью сильных ветров.
– Кто-нибудь из вас был в этой природной зоне?
– Хотите там побывать?
– Как суровы природные условия в зоне арктических пустынь, но все же там есть жизнь.
– Какие животные живут в этой природной зоне?
– Вот они, отважные жители царства льда и снега.
– А какие растения могут расти в этой природной зоне?
– На самом деле, ребята, несмотря на такие суровые условия жизни, здесь есть свой растительный мир; вот его представитель. Лишайник растет на сколах островов, которые оттаивают за короткое лето.

Итог: В какой природной зоне мы сейчас побывали?
– Почему она так называется?
– Какую территорию она занимает?

(Выполните задание на карточке. Найдите представителей животного и растительного мира этой зоны.)

– Южнее зоны арктических пустынь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи км в длину и сотни км в ширину темнеется безлесная полоса тундры.
– Кто нибудь из вас бывал в тундре? Что вы там видели?
(свой рассказ о тундре, фото)
(Условия жизни в этой природной зоне очень суровые. Уже в сентябре здесь начинается зима, выпадает снег, крепчают морозы. Очень часто дуют сильные ветра, зимой бушуют метели с такой силой, что сбивают с ног человека. Лето короткое и прохладное, зима длинная, почва заболоченная и вечная мерзлота)
– А что такое вечная мерзлота?
Объясните.
(вечная мерзлота – слой замерзшей почвы, который не оттаивает. За короткое лето почва оттаивает на 20 см.)
Растительный мир этой природной зоны будет отличаться от нашего?
– Почему?

– Какие растения могут там расти? (маленькие корни, невысокие, морозоустойчивые)
– Каких представителей животного мира тундры вы знаете?

Итог: Как называется природная зона, в которой мы сейчас были?
– Какую территорию она занимает?
ыполните задания на карточке)

– Двигаемся дальше?
– К югу от зоны тундры солнце поднимается гораздо выше и греет еще сильнее, меняются и природные условия. Зону тундры постепенно меняет зона тайги.

– Кто из вас был в тайге?
– Чем тайга будет отличаться от тундры?
– Постепенно появляются группы деревьев, переходящие в густые, мрачные, сырые, хвойные леса. Кроны высоких деревьев почти не пропускают свет к почве, поэтому здесь нет кустарников и трав.

– Давайте отправимся в тайгу прямо сейчас.
– Какой растительный мир этой зоны?
– Каких представителей животного мира тайги вы знаете?

Итог: как называется природная зона, в которой мы побывали?
– Какую территорию занимает?

Пока я прикрепляю карточку, вы выполняете свое задание.

– Двигаясь южнее зоны тайги, мы попадаем в зону смешанных лесов. Леса занимают более половины площади нашей страны, поэтому являются главным богатством России.
– Чем это зона будет отличаться от зоны тайги?

Итог: Какую природную зону мы посетили?
– Почему она так называется?
– Какую территорию занимает?

Пока я прикрепляю карточку, вы работаете по заданию.

– Зона смешанных лесов к югу нашей страны постепенно переходит в зону степей.

– Кто из вас был в степях?
– Чем это природная зона отличается от зоны смешанных лесов?

– Хотите побывать в степи прямо сейчас?
– Каких представителей животного мира этой природной зоны вы знаете?
– Какие растения растут в зоне степей?

Итог: Как называется природная зона, в которой мы побывали?
– Чем она отличается от зоны смешанных лесов?
– Какую территорию занимает, где расположена?
Выполните задание на карточке.

III.Обобщение материала

– Наше путешествие по природным зонам подошло к концу.
– Сколько природных зон мы с вами посетили?
– Чем эти территории отличаются друг от друга?
– От чего это зависит?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 261330.ppt

Природные зоны России3 класс Автор: Вайс В.К.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природные зоны России3 класс Автор: Вайс В.К.

Природные зоны России
3 класс

Зона арктических пустыньАрктика… От этого слова веет ледяным холодом. Арктика.

Зона арктических пустынь
Арктика… От этого слова веет ледяным холодом. Арктика – это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики расположена ЛЕДЯНАЯ ЗОНА.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи едва скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега.
Зимой в Арктике полярная ночь. Иногда бывают полярные сияния. Дуют сильные ветры, часто бушует вьюга, температура понижается до – 60…
Летом в Арктике полярный день. Круглые сутки светло, но не тепло.

Растительный и животный мир ледяной зоныК жизни в трудных условиях приспособи.

Растительный и животный мир ледяной зоны
К жизни в трудных условиях приспособились немногие живые существа: мхи, лишайники, полярный мак.
Из животных больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки.
Всех этих птиц кормит море. В море множество водорослей. Ими питаются рачки, рачками – рыбы, а рыбами – птицы. Рыбой кормятся и тюлени. Они – прекрасные пловцы. Под кожей у тюленей толстый слой жира, который защищает от холода. Отдыхая на льдинах, тюлени часто становятся добычей белых медведей.
В Арктике есть и моржи. Они крупнее тюленей. Есть и киты. Их длина достигает 15 – 18 метров.



Арктика и человек.Долгое время люди охотились на белых медведей, моржей, кито.

Арктика и человек.
Долгое время люди охотились на белых медведей, моржей, китов. В результате эти животные стали редкими.
В морях Арктики занимаются охотой и рыболовством.
Сейчас охота на редких животных в Арктике запрещена. На острове Врангеля создан заповедник. Под охрану взяты птичьи базары, ограничена рыбная ловля.

ТундраЮжнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры.

Тундра
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Природные условия тундры похожи на природные условия Арктики, но менее суровы.
На тысячи километров тянется холодная безлесная равнина.
Зима в тундре долгая и очень суровая. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют холодные сильные ветры.
За короткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже – вечная мерзлота. Поэтому в тундре много болот и озёр.

Почему растения тундры имеют жёсткие, маленькие листья?Такие листья препятств.

Почему растения тундры имеют жёсткие, маленькие листья?
Такие листья препятствуют испарению воды растительностью. Почва тундры оттаивает на небольшую глубину, вода, находящаяся в ней, очень холодная. Растения не способны усваивать холодную воду, поэтому, даже находясь в переувлажнённых почвах, постоянно испытывают водный голод.

Почему растения тундры стелются по земле?Это приспособление позволяет перенос.

Почему растения тундры стелются по земле?
Это приспособление позволяет переносить сильные зимние ветры ( до 40 м/сек), несущие снег и срезающие верхнюю часть растений. Стебли, стелющиеся по земле, укрываются снегом и не вымерзают.

Почему растения тундры низкорослые?Растения тундры имеют высоту 15-20 см, у б.

Почему растения тундры низкорослые?
Растения тундры имеют высоту 15-20 см, у большинства стебель стелющийся.

Короткое, прохладное лето замедляет рост растений. Зимой сильные ветры срезают надземные части.

Растительный мир тундры

Растительный мир тундры

Почему большинство животных тундры имеют светлую окраску?В тундре зима длится.

Почему большинство животных тундры имеют светлую окраску?
В тундре зима длится большую часть года. Лежит глубокий белый снег. Животные имеют светлую окраску, помогающую хищникам подкрадываться к жертвам, а жертвам- скрываться от хищников. Светлая шубка животных сливается с белым снегом.

Животный мир тундры

Животный мир тундры

Тундра Растения в тундре низкорослые, многие из них стелются по земле. Так о.

Тундра
Растения в тундре низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Олений лишайник (ягель) служит основной пищей для северных оленей. Здесь растут морошка, голубика, брусника, карликовая берёзка, полярная ива, различные мхи.
Летом в тундре много комаров и мошек. Растениями и насекомыми кормятся утки, кулики, которые прилетают в тундру. Другие птицы – белая куропатка, белая сова постоянно живут в тундре.

Тундра и человекЗамечательный обитатель тундры – дикий северный олень. У него.

Тундра и человек
Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. У него густой мех, широкие копыта. За оленями охотятся волки. Основное занятие населения – оленеводство. Ездят люди на оленьих упряжках.
В тундре ведутся поиски полезных ископаемых. Хозяйственное освоение тундры приносит большой вред природе.
В тундре обитают редкие птицы: белый журавль, розовая чайка, сокол-сапсан, краснозобая казарка. Они занесены в Красную книгу.
Охота на песцов, уток, куропаток строго ограничена.
Большой участок тундры взят под строгую охрану. Здесь находится Таймырский заповедник. В нём трудятся учёные, которые исследуют природу тундры, разрабатывают способы её охраны.

Зона лесовЗона лесов занимает больше половины территории России. В севе.

Зона лесов
Зона лесов занимает больше половины территории России.
В северной части лесной зоны находится тайга. Там растут хвойные деревья: ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.
Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. В хвойных лесах всегда полумрак, так как мохнатые ветви почти не пропускают солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и кустарников.
В глухом лесу, заваленном буреломом, живёт бурый медведь. Он питается и растениями, и животными. Крупный зверь – лось. Большую ценность представляют пушные звери: соболя, норки, лисицы, горностаи, бобры. Из шкурок этих животных шьют шубы, шапки, воротники. Они теплы, легки и красивы.
Отдельные животные подлежат охране. В заповеднике Беловежская пуща охраняют зубров, Воронежском заповеднике – бобров, в Баргузинском – соболей.


Зона лесовК юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и вла.

Зона лесов
К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями широколиственные: дуб, клён, ясень, липа. Такие леса называют смешанными. Зима намного мягче, чем в тайге, многолетней мерзлоты здесь нет.
Растительный мир смешанных лесов разнообразен. Кроме деревьев много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие.
Из животных водится много птиц: глухарь, рябчик, сойка, орёл-беркут и другие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация познакомит учащихся с природными зонами Земли. Даст представление об разностайности природы Земного шара.


Чаму на зямлі ў адных месцах лес, а ў іншых пустыня Ледзяная пустыня Тундра Лясная прыродная зона Зона стэпаў Прыродная зона пустынь

Чаму на зямлі ў адных месцах лес, а ў іншых пустыня

Моя работа на уроке была

  • Активной;
  • Интересной;
  • Успешной;
  • Не очень активной;
  • Не очень интересной;
  • Не очень успешной;
  • Совсем не активной;
  • Совсем не интересной;
  • Совсем не успешной.


-75%

Читайте также: