Природа россии 4 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Учебник: Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Москва, Просвещение, 2013 г.

Время выполнения: 45 минут (урок)

Количество заданий в тесте: 10, примерно 4 минуты на каждый ответ. Проверочная работа представлена в двух вариантах.

Типы заданий проверочной работы. Работа проводится в форме теста с заданиями разного типа: выбрать один ответ, перечислить объекты, соотнести левую и правую часть задания, составить последовательность, ответить в свободной форме (свободно конструируемые ответы); составление и рисование моделей пищевых цепочек, составление и перечисление правил поведения на природе.

Структура и содержание тестовой работы.

Перечень проверяемых умений

Знать названия крупнейших равнин родной страны и их рельефные особенности

Знать названия крупных горных комплексов родной страны и их рельефные особенности

Знать названия больших озёр родной страны и их особенности

Знать главные реки родной страны

Моря и океаны России

Знать в какой океан впадают три крупные реки России. Знать, к бассейну какого океана относятся Балтийское, Черное, Азовское моря.

Природные зоны России

Знать названия природных зон родной страны. Уметь перечислять их с севера на юг и с юга на север.

Характеристика природных зон России

Уметь приводить примеры растений и животных, почв и климата каждой природной зоны; раскрывать особенности каждой. Понимать воздействие человека на природные зоны и экологические последствия. Знать меры предотвращения последствий. Знать заповедники зон.

Взаимосвязи живых организмов разных природных зон

Знать, какие животные заселяют ту или иную природную зону. Уметь составлять модели пищевых цепочек. Разбираться во взаимоотношениях животных.

Космические причины широтной и высотной поясности.

Уметь докапываться до причин, рассуждать логично, делать выводы

Основные правила безопасного поведения в окружающей среде: в лесу, на водоёме.

Уметь определять правила безопасного поведения на природе. Уметь определять правила сохранения и укрепления здоровья.

№1.Россия – страна огромных и величественных равнин. Какая из крупнейших равнин является плоскогорьем (выше остальных)?

А) Восточно-Европейская (Русская),

В) Средне-Сибирская

№2. Самые высокие горы России?

А) Кавказские

№3. В России множество красивых больших и малых озёр. Какое из них самое крупное, за это озеро иногда называют морем?

А) Каспийское

№4. Перечисли пять самых крупнейших рек России: ___; ___; ____; ____; ____;

№5. В какой океан впадают крупные реки России Обь, Енисей и Лена?

Б) Северный Ледовитый

№6. Природные зоны России. Перечисли последовательную смену природных зон России с севера на юг.

А) Широколиственные леса. Б) Тайга. В) Смешанные леса. Г) Полупустыни. Д) Тундра. Е) Пустыни. Ж) Арктические пустыни. З) Степи. И) Лесостепи. К) Лесотундра.

№7. Соотнеси природную зону и её описание.

1. Арктические пустыни -------> А) Хвойные леса, где растут высокие сосны и ели, лиственницы и пихты. Там водятся крупные звери: лоси, бурые медведи, рыси, а также звери помельче: белки, бурундуки, соболь. Из птиц живут кедровки, клесты, рябчики, глухари. В лесу всегда стоит особый хвойный запах.

2. Тундра. -------> Б) Здесь самые плодородные почвы – черноземы, на которых растут травянистые растения – ковыль, типчак,- деревьев мало, в основном травы. Сухое и жаркое лето. Из птиц тут селятся жаворонки, куропатки, журавли. Из хищных птиц – орлы, ястребы. В полях много грызунов – хомяков, сусликов, водятся ядовитые змеи гадюки. На грызунов охотится мелкий хищник - хорь. Встречаются волки, лисы.

3. Тайга. -------> В) Здесь умеренно жаркое влажное лето и тёплая зима. Почвы плодородны и растительность буйная. Здесь растут кипарисы, каштаны, грецкий орех, олеандр. На побережье водятся косули, над морем парят чайки, в море живут дельфины, медузы.

4. Широколиственные и смешанные леса. -------> Г) Ледяной, холодный край. К жизни в суровых условиях приспособились не многие растения и животные. Тут растут немногочисленные мхи, лишайники, водятся белые медведи. На скалистых берегах гнездятся птицы – кайры, гагарки. В прибрежных водах обитают тюлени и моржи.

5. Степи. -------> Д) Здесь очень редко выпадают дожди, днём очень жарко, ночью – прохладно. Здесь растут верблюжья колючка, джузгун, солянки. Водятся верблюды, сайгаки, тушканчики, змеи и ящерицы. Из хищных зверей водится корсак – мелкая лиса.

6. Пустыни. -------> Е) Здесь растут теплолюбивые деревья с широкими, крупными листьями: дуб, клен, липа, вяз, ясень. В смешанных лесах растут мелколиственные деревья: береза, осина, рябина. Много растет ягодных кустарников малина, брусника; растут грибы. Водятся олени, лоси, бурые медведи, лисы, кабаны, белки, барсуки, бобры. Животный мир очень разнообразен. Из птиц в лесу живут дятлы, поползни, сороки, совы и т.д.

7.Влажные субтропики Черноморского побережья Кавказа. -------> Ж) Безлесая холодная равнина с вечной мерзлотой, которая оттаивает ненамного за короткое лето. Тут растут карликовые ивы и березы, ягоды морошка, голубика. Стада оленей питаются ягелем. Из хищников водится песец. Из птиц – белая куропатка, белая сова. Летом сюда прилетают и выводят потомство лебеди и гуси.

№8. Составь и нарисуй экологическую модель пищевой цепочки животных зоны тайги (Жук усач, ястреб, ель, дятел).

№9. Поясни, по каким естественным причинам происходит распределение природных зон на Земле? Напиши причину.

10. Вспомни и напиши 5 правил поведения на воде (на море, реке, озере).

№1. Россия – страна огромных и величественных равнин. Какая из крупнейших равнин самая плоская и низкая, поэтому на ней много болот?

А) Восточно-Европейская (Русская),

Б) Западно-Сибирская,

№2. Какие горы протянулись через всю страну с севера на юг?

В) Уральские

№3. В России множество красивых больших и малых озёр. Какое из них самое глубокое?

№4. Перечисли пять самых крупнейших рек России: ___; ___; ____; ____; ____;

№5. Моря Балтийское, Азовское, Черное сильно вдаются в сушу нашей страны,- это моря какого океана?

А) Атлантический

Б) Северный Ледовитый

№6. Природные зоны России. Перечисли последовательную смену природных зон России с юга на север.

А) Широколиственные леса. Б) Тайга. В) Смешанные леса. Г) Полупустыни. Д) Тундра. Е) Пустыни. Ж) Арктические пустыни. З) Степи. И) Лесостепи. К) Лесотундра.

№7. Соотнеси природную зону с экологическими проблемами, созданными там человеком.

4. Широколиственные и смешанные леса. -------> Г) Распашка нетронутых, целинных плодородных земель и перевыпас скота уничтожают растения, нарушают структуру почвы. Сейчас созданы заповедники для сохранения уголков природы: Ростовский, Оренбургский, Даурский.

5.Степи -------> Д) Лесные пожары, вырубка мачтовых сосен и ценных лиственниц уничтожают деревья – легкие нашей планеты. Отстрел браконьерами пушных животных обедняет фауну этих мест. Сейчас создаются лесопитомники, где выращивают саженцы деревьев.

№8. Составь и нарисуй экологическую модель пищевой цепочки животных степной зоны. (Ящерица, кузнечик, беркут, луговые травы)

9. Поясни, по каким естественным причинам происходит смена природных зон в горах (высотная поясность)? Напиши причину.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение Великовражская средняя общеобразоват.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное образовательное учреждение Великовражская средняя общеобразоват.

«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого с.

Цели и задачи

4 класс Психолого-педагогическое обоснование Школьным психологом в результате.

Мышление и воображение С.37 №5 Узнай животных степи по этим фрагментам. Подпи.

Ожидаемые результаты Знать Уметь Различать Коммуникативные Называть - - прир.

Ожидаемые результаты Знать Уметь Различать Коммуникативные Называть - - природные зоны России; - характерные особенности природных зон( географическое положение, флора и фауна зоны, деятельность человека); - экологические проблемы зон России. - распознавать природные зоны; - приводить примеры; - ориентироваться по карте. - умение владеть устной и письменной речью; - способность понимать речь учителя и сверстников - научиться составлять рассказы по иллюстрациям учебника; - выявлять информацию из различных источников; - способствовать более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы и отвечать на вопросы; - обозначение на карте суши, океанов, морей, гор - холмистые и плоские равнины; - моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; - обозначение на карте природных зон. - моря, крупнейшие озера и реки России; - причины смены природных зон с севера наюг; - природные зоны; - равнины, самые высокие горы России ,

Педагогические технологии Здоровьесберегающая На перемене проветривание класс.

Проблемная-Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций.

Методы обучения По источнику знаний По характеру познавательной деятельности.

Методы обучения По источнику знаний По характеру познавательной деятельности По дидактической цели Словесный Методы изучения новых знаний Объяснительно-иллюстративный Наглядный Методы закрепления новых знаний Репродуктивный Практический Методы контроля Проблемно-поисковый Исследовательский

Формы деятельности Формы деятельности индивидуальная парная групповая фронтал.

Формы деятельности Формы деятельности индивидуальная парная групповая фронтальная дифференцированная

Контроль над результатами обучения Устный опрос; фронтальный опрос; Составле.

. Система знаний и система деятельности № Тема Система знаний Система деятел.

6 Лес и человек Пониматьосновные правила поведения в окружающей среде. Уметь.

В разработке урока использованы такие технологии: "Модерации", "АМО", работа в парах, группах, игровые. Представлены различные интерактивные методы. Применен деятельностный подход в обучении.

ВложениеРазмер
Конспект урока по окружающему миру по теме: "Обобщающий урок по разделу "Природа России". 23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательные: выделение особенностей природных зон России, их сравнение между собой; различение животного и растительного мира в пределах одной природной зоны, определение хозяйственного поведения человека в зависимости от условий его обитания;

Коммуникативные: уметь контактировать со своими одноклассниками, совместно выполнять поставленные задачи, без конфликтов;

Регулятивные: уметь оценивать достижения своих одноклассников и собственные в условиях определенной деятельности;

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(Учитель берет микрофон или предмет, заменяющий его предмет, задает вопрос обучающимся и передает им микрофон для ответа).

- Какие природные зоны России вам известны? Перечислите.

- Что такое зона высотной поясности? Где она находится?

- В какой природной зоне проживаем мы? В чем ее отличительные особенности от других?

- Важно ли разбираться в природных зонах России и их особенностях? Почему?

- Могут ли эти знания повлиять на выбор вами места проживания в России? Каким образом?

3) Актуализация знаний

- Перед вами пазлы. В них зашифрованы фотографии природных зон России. ( Арктическая пустыня, тайга, тундра, зона смешанных лесов, зона хвойных лесов, лиственных лесов, степь, пустыня, субтропики).

( Раздать пазлы по одному на парту. Можно добавить лесостепь и полупустыня, в зависимости от количества детей в классе или сократить их количество.)

- Ваша задача собрать пазл и назвать название природной зоны, представленной на нем, а также обосновать, почему вы так считаете.

4) Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Беседа.

- Продолжим нашу работу. Рассматривая каждую природную зону, мы с вами останавливались на 4 важных пунктах. Они помогают нам четко дать ей характеристику. Давайте сейчас выделим, чем же они отличаются один от другого.

(С помощью наводящих вопросов учителя, обучающиеся выделяют четыре главных раздела, по которым определяют отличия каждой природной зоны. Вывешивает надписи с их названиями.

1. Погода. 2. Растения. 3. Животные. 4. Хозяйственная деятельность человека.)

(После окончания маршрута, обучающиеся выбирают модератора, который зачитывает материал, на ватманах, исправляет допущенные ошибки с помощью собственных комментариев или комментариев одноклассников).

6) Применение знаний и умений в новой ситуации

- Мы с вами вспомнили, какие есть природные зоны России, выделили их основные признаки. А теперь мы представим, что отправляемся в путешествие в одну из них. Я предлагаю вам вытянуть карточку. На ней записано время года и природная зона, в которую вы отправляетесь. Ваша задача назвать одежду, которую вы возьмете в свое путешествие, и объяснить свой выбор.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

- Какая природная зона вам запомнилась больше всего? Почему?

- Какую природную зону вы бы выбрали для своего проживания? Обоснуйте.

2. Домашнее задание:

С помощью учебника и полученных знаний на уроке, заполнить таблицу природных зон, выданную на уроке. Использовать ее данные при подготовке к контрольной работе.


Россия – крупнейшее государство мира, и потому ее природа крайне разнообразна. Например, на севере страны можно встретить белых медведей, а на юге растут пальмы.

Природные зоны России

На территории России располагается множество природных зон. На самом севере находятся арктические пустыни. Они занимают только территории некоторых российских островов – остров Врангеля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и т. п. Поверхность арктических пустынь покрыта льдами и снегом, из растительности там только изредка встречаются лишайники. Обитающие в Арктике животные – это моржи, белые медведи, тюлени.


Чуть южнее расположена тундра. Она занимает побережье Северного ледовитого океана. Растительность очень бедная, однако помимо лишайников здесь растут кустарники, травы, карликовые березы. Тундра является домом для таких животных, как олень и песец.


Следующая природная зона – это лесотундра, отличающаяся от тундры тем, что в ней произрастают деревья – лиственница и ель. Постепенно лесотундра переходит в тайгу.


Тайга – это самая большая по площади природная зона России, занимающая 60% ее территории. Вся эта территория занята хвойными и сосновыми лесами, а также болотами. Здесь можно встретить бурого медведя, лося, белку и других пушных зверей. Благодаря тайге Россия обладает крупнейшими запасами хвойного дерева на планете.


Южнее тайги располагаются смешанные и широколиственные леса. Они расположены на границе с Китаем и Казахстаном, а также занимают значительную часть европейской части страны. В частности, Москва и Петербург находятся именно в этой природной зоне. Здесь растут ели, березы, сосны, липы, дубы, осины, ясени, клёны. Почва в этой зоне благоприятна для земледелия. В лесах можно встретить волков и лисиц, а на Дальнем Востоке – даже амурского тигра.


Ещё южнее находится зона лесостепи, которая постепенно переходит в зону степи. Почва здесь очень плодородна, а в растительности преобладают травы и кустарники, в том числе ковыль, полынь, типчак. Леса растут преимущественно вблизи рек. Значительная часть степей распахана человеком и засеяна зерновыми культурами.


Есть в России ещё две природные зоны. Пустыни встречаются на берегу Каспийского моря и на западе Алтая. Полупустыни находятся на черноморском побережье страны.

Водные богатства России


Россия омывается Тихим и Северным ледовитым океаном. Также наша страна имеет выход к Балтийскому и Черному морю, которые относятся к бассейну Атлантического океана. Самые теплые моря России, которые используются для пляжного отдыха – это Азовское и Черное море. В их водах можно встретить дельфинов, осетров, акул-катранов и многих других морских обитателей. Воды Тихого океана, омывающие Россию, значительно прохладнее. Среди их обитателей можно отметить огромных камчатских крабов. Самые холодные воды относятся к Северному ледовитому океану, и их животный мир беднее, однако в северных морях можно встретить китов и белух, а также множество промысловых рыб (треска, лосось, камбала).


По территории России проходит множество рек, крупнейшими из них являются Енисей, Волга, Лена, Обь. Среди уникальных озер особо стоит отметить Байкал и Каспийское море. Байкал – это крупнейший по объему резервуар пресной воды. 27 видов рыб, плавающих в Байкале, не встречаются больше нигде в мире. Рачок эпишура, также живущий лишь в Байкале, очищает его воду и делает ее невероятно прозрачной. Каспийское море – это крупнейшее соленое озеро планеты. Его главным природным богатством являются осетровые рыбы, благодаря которым мы можем наслаждаться черной икрой.

Читайте также: