Приобщение детей к природе в доу

Обновлено: 08.07.2024

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Работа в этом направлении должна начинаться с первых лет жизни, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Тем самым и обусловлен выбор данной темы.

Цель работы: Становление первоначальных основ экологической культуры.

– Формирование системы элементарных экологических знаний о природе;

– Развитие познавательного интереса к миру природы;

– Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

2.Система работы “Воспитание детей через приобщение к природе”

2.1.Работа с детьми по теме.

Свою работу я начала с изучения имеющейся по данной теме литературы и проведения диагностики. В ходе диагностики выясняла наличие у детей элементарных знаний о растениях и животных, наличие стремления у детей принять участие в уходе за животными и растениями. Исходя из полученных данных разработала перспективный план работы с детьми и с родителями.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Поэтому когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал), за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. Для этого мне пришлось переоборудовать уголок природы в групповой комнате: пополнить его разнообразными комнатными растениями (декоративными и цветущими), поместить аквариум с рыбками и с сухопутной черепахой.

Подбирая комнатные растения для уголка природы, я, в первую очередь ориентировалась на красиво и обильно цветущие растения, например бальзамин и фиалку, а так же растения с пёстрой и яркой окраской листьев, с ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными широкими листьями, которые легко вытирать, например небольшой фикус. Ухаживая за комнатными растениями, дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность: полить их под присмотром воспитателя, вытереть пыль с листьев. В процессе наблюдений за растениями, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируется представление о растениях как живых существах, их потребностях, росте, изменениях в зависимости от сезона.

Для длительных наблюдений за живыми объектами хорошо подходит аквариум с рыбками. Именно с цикла наблюдений за аквариумными рыбками я начала знакомить детей с обитателями уголка природы. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подбирать рыбок крупных, ярко окрашенных, ведущих в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающих корм, быстро плавающих. Поэтому я остановила свой выбор на золотых рыбках. Они имеют форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

Вторым обитателем уголка природы стала черепаха. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для её содержания, мирный нрав и почти полная безопасность делают её желанным обитателем уголка природы. На её примере я учила детей правильному обращению с животными, знакомила со способами ухода за живыми существами в соответствии с их потребностями, учила создавать условия, обеспечивающие ей нормальную жизнедеятельность. В процессе этих действий у детей воспитываются добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве.

Выращивание комнатных цветов – процесс долгий, трудоёмкий, не всегда доступный пониманию малыша. Другое дело “огород” на окне, “возделанный” руками малышей. Стараясь заинтересовать детей изменениями, происходящими с растениями в огороде, я организовала его по принципу настоящего деревенского огорода: сделала домик с заборчиком, колодец с ведёрком для полива, огородное пугало, для острастки ворон и будку с собачкой, охраняющей хозяйство. Малыши с удовольствием наблюдают и отмечают все изменения, происходящие там, так как они быстрые, яркие, наглядные.

Для занятий исследовательской деятельностью я организовала центр песка и воды, где сосредоточен разнообразный природный материал для проведения опытов. Это помогло активизировать познавательный интерес детей.

Одной из форм работы с детьми по данной теме являются занятия. Мною был разработан перспективный план по данному разделу. Занятия проводились два раза в месяц с учётом сезонных изменений в природе, были построены в игровой форме с использованием наглядности и художественного слова. На занятиях дети знакомились с дикими и домашними животными и птицами (особенностями их внешнего вида, повадками, детёнышами), с растительным миром, с сезонными изменениями природы.

Еще одним важным с точки зрения экологического образования качеством маленького ребёнка является анимизм, когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются им сознанием и жизнью, психикой и душой, они неравнодушны к людям, подчиняются нашим желаниям Отсюда – особые условия для восприятия природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, перевоплощения. Такое восприятие ребёнком животных “на равных” активно использовалось мною на занятиях, когда к детям приходили персонажи широко известных русских народных сказок. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают “сказочно-игрушечные” представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот – задача сказочных героев вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен чётко различать, где сказка, а где “правда”, и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идёт о природе.

Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Преобладает наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие
окружающего мира. Ребенок мыслит, прежде всего, образами. Но от отдельных образов постепенно переходит к некоторым общим понятиям. Ощущение и восприятие окружающего у детей развиваются одновременно с мышлением. С этих позиций особое значение приобретает регулярный контакт ребенка с природой, который осуществляется на прогулке. Целевые прогулки, экскурсии и циклы наблюдений за растениями, животными и природными явлениями крайне важны для формирования экологических знаний у детей и также являются одними из основных форм работы. В их ходе у детей развивается наблюдательность, стойкий интерес к природе, мышление и речь. В зависимости от объекта, наблюдения на прогулке могут быть как эпизодическими (за веточкой ели, за кошечкой), так и длительными (за цветами на клумбе).

Большую помощь в ежедневных наблюдениях за погодными явлениями и сезонными изменениями природы оказывает календарь природы. Вернувшись с прогулки, мы с детьми отыскивали те картинки, на которых изображены погодные явления, наблюдаемые нами на прогулке, и помещали их в соответствующие окошки календаря. Ежедневно фиксируя изменения погоды в календаре природы, дети учатся внимательно наблюдать за окружающим их миром.

Игра – это не только развлечение, но и метод, при помощи которого малыши
знакомятся с окружающим миром. В своих играх с детьми я старалась использовать натуральные предметы (овощи, фрукты, цветы), фотографии, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и различные игрушки. Игры использовались в ходе проведения прогулок, занятий и свободное время. Например: “Кто что ест?”, “Чья
это мама?”, “Узнай и назови” и др. Кроме дидактических игр проводились и несложные сюжетные и подвижные игры с имитацией движений животных и со звукоподражаниями.

В игровых обучающих ситуациях старалась использовать кукольных персонажей: Незнайку, Айболита. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как “Медосмотр комнатных растений доктором Айболитом”. Айболит “выписывает рецепты” по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора.

Так же значительно способствуют расширению знаний детей о различных объектах живой природы и помогают развивать у детей чувство красоты тематические беседы и использование художественного слова.

2.2.Работа с родителями.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Поэтому работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатель предлагает родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение.

Таким образом, я выбрала несколько тем наиболее интересных для родителей. На тему “Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка” было проведено родительское собрание. Ему предшествовало анкетирование, целью которого было выяснить отношение родителей к наличию домашних животных в доме, а также отношение детей к домашним питомцам.

Для родительского уголка оформила следующие письменные консультации: “Зависимость состояния здоровья ребёнка от качества окружающей среды”, “Экология жилища”, “Как вырастить экологически безопасный урожай”, “Комнатные растения: вред и польза” и др.

Был оформлен стенд с фотографиями детей на тему “Уголок природы в детском саду”.

Очень эффективным средством оказались информационные памятки, где давалась информация о темах прошедших занятий по ознакомлению с природой и предлагались вопросы, которые родители могли бы задать своим детям, чтобы закрепить в их памяти полученные знания.

Кроме того ежеквартально организовывались тематические выставки: “Дары природы”, “Зимний лес”, “Весна пришла”.

3. Заключение.

По результатам проведённой работы было проведено повторное диагностическое исследование по разделу “Природный мир”. С уверенностью можно сказать, что знания детей о предметах, живых объектах и явлениях природы, окружающих малышей, заметно увеличились по сравнению с началом года. 60% детей смогли на картинках узнать изображённых на них животных и рассказать о них, об особенностях их внешнего вида, повадках, детёнышах. 54% детей умеют отличать один сезон от другого и могут назвать их характерные признаки. 65% детей имеют элементарные представления о растениях. А так же у большинства детей сформировалось правильное отношение к живым существам. Это является подтверждением эффективности применяемых мною методов и приёмов работы.

Автор: Кладова Татьяна Геннадьевна

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Чтоб лес открыть,

Нужны глаза и уши

Мои ключи: смотри, молчи

И примечай. И слушай

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает, с поля, леса, луга. Для этого показываем ему обаяние родной природы, необъятность равнин и лугов, ширь полей, задумчивую прелесть лесов, красавицу березку.

Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Тогда они не станут ломать деревья, ветки, не будут топтать траву и цветы, мучить и убивать живое, разорять гнезда. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Долг педагога – научить детей видеть это прекрасное, замечать его. Ведь способность видеть и слышать окружающую природу не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

В детском саду ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире природы, получает элементарные представления о ней, ему доступно рассказывают о простейших связях между явлениями природы. Все это происходит в процессе наблюдений и практических занятий. В нашем детском

«Я навек за туманы и росы

Полюбил у березы стан,

И ее золотистые косы,

В детском саду проходят наблюдения за природой на прогулках и эти наблюдения педагог оживляет пословицами, поговорками, загадками, сказками о природе – всем, что народ создавал веками. И тогда эти впечатления еще глубже западут в память ребенка.

В группах на каждый год запланированы совместные детско-родительские проекты по экологичекому воспитанию для разных возрастных групп:

Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе. На прогулках они наблюдаются за небом – пасмурным, нахмурившимся, нависшими над землей тучами, то голубым, безоблачным, высоким. А уж в форме облаков ребята отыщут все – от цветка до чудовища. Обращаем внимание детей на том, как неслышно падают на землю разноцветные листья. Листопад – это как красивый дождь. А когда листья подсохнут, можно побегать и послушать как они шуршат. Собираем удивительную коллекцию - гербарий и делаем поделки из листьев. С наступлением холодов воспитатели организовывают наблюдения за посетителями кормушки, которые дети делали совместно с родителями. Весенние прогулки всегда сопровождаются очарованием вида возобновляющейся жизни. Ребенку следует не спеша показать гармонию пробуждения природы: капель с крыш, сосульки, набухание почек на деревьях и кусах, первые проталины.

Весной дети видели, как родители и воспитатели на участке сажали цветы, деревья, делали гряды, клумбы. Старались им помогать. Теперь они любуются участком, гордятся тем, что тоже вложили в него немого труда, и берегут насаждения. Воспитатели учат детей беречь не только то, что они вырастили, но и созданное самой природой. На лужайке предлагаем детям издали посмотреть, везде ли одинаков цвет зелени. Присмотревшись, дети видят, что на солнце зелень светлая, яркая, в тени – темная. И вдруг кто-то из детей увидел паутину. Паутина была затейливо соткана, что никто из обступивших ее детей не решался порвать. Она напоминала ажурные кружева.

В один из дней на территории нашли небольшой муравейник. Муравьи усердно трудились. Детям рассказали о пользе, которую приносят эти санитары леса. Ребята стали наблюдать за муравьями, где бы их не встретили.

Много увлекательного приносят теплые солнечные дни детям. Наши дети делают игрушки из шишек, коры деревьев, сучков, орехов, желудей.

Воспитатели проводят с детьми опыта, развивая у детей наблюдательность и любознательность, которые показывают ребенку свойства предметов, устанавливающие связи и отношения между этими свойствами, объясняющие причину отдельных явлений. При этом предлагают ребенку подумать, сделать заключение из наблюдаемого.

Так от занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии дети познают природу, тянутся к ней.

Если воспитатель заинтересует детей, если сам не останется равнодушным к природе, то у них надолго остаются впечатления о наблюдаемом. Они делятся ими между собой, с воспитателями и родителями.

Елизавета Николаевна Водовозова – ученица К.Д. Ушинского большое место отводила природе в сенсорном воспитании ребенка. Она считала, что наилучший материал для развития органов чувств поставляет окружающая жизнь, в том числе природа. Знакомясь с жизнью, с природой, ребенок учится подмечать свойства предметов, и на том развиваются его органы чувств. Она учила прислушиваться к пению птиц, шуму ветра, лаю собаки, учила любоваться цветом моря, озера, красками заката, в вещах, материалах и предметах отыскивать их свойства. Е.Н. Водовозова первая в русской дошкольной педагогике определила круг явлений и предметов природы, с которым следует познакомить ребенка, и познакомить, прежде всего, НАБЛЮДАЯ.

Таким образом, интересные наблюдения, экскурсии, прогулки, работа на огороде и в саду, игры воздухе, сбор коллекций –это увлекательный отдых для ребят. Научить ребенка видеть, понимать и любить мир прекрасного – трудная, но очень важная задача. Первые крупицы экологических знаний необходимы уже в дошкольном возрасте, они помогут детям ориентировать в окружающей действительности, понимать ее, а главное – положат начало осознанному отношению к природе, заложат основы планетарного мышления.

«Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Список используемое литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

О важности приобщения дошкольников к экологической культуре бережного отношения к живой природе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 8

Консультация для педагогов

Воспитатель: Курепова Е.В.

г. Володарск

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем лесу, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.

Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Уважение к жизни, к природе – вот принцип экологической этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
И наша цель, цель педагога - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
Экологическая подготовка, конечно же, должна начинаться с детского сада.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном общении с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может видеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщать его к элементарному труду по созданию элементарных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Расширить эту задачу можно, если активно приучать ребенка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверный представлений о природе.

Важно также разводить огороды на подоконнике. Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставьте любые ветки в три одинаковых стакана. Подкрасьте воду разноцветными чернилами – и удивляйтесь изменению цвета стебля. А какие внимательные они станут на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!

Летом дети могут быть заняты выращиванием хоть одного, но собственного растения на собственном участке.

Среди книг в домашней библиотеке ребенка должны быть и рассказы о животных, и хорошо иллюстрированные справочные издания на эту тему, и книги об интересных явлениях природы. А с каким удовольствием малыш будет слушать рассказы, рассматривать фотографии о ваших походах и путешествиях. От наблюдений ребенок естественным образом переходит к исследованию тех или иных явлений и объектов природы, и тут у нас есть богатейшие возможности развивать его исследовательский талант. Жизнь растений, насекомых, домашних и диких животных, удивительные свойства обыкновенной воды, почвы, минералов – перечислять интереснейшие темы можно бесконечно. Выбирайте то, что интересует вас самих, и ребенок обязательно разделит ваши интересы.

Пусть каждый ребенок ощутит, что природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.

Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отводится наблюдению. Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на участке детского сада и в ближайшем окружении, создает необходимость частой организации наблюдений. Каждый раз воспитатель продумывает форму, содержание, приемы проведения наблюдения.

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые непосредственные наблюдения.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, умственной активности, сосредоточенности, поэтому оно непродолжительно.

Таким образом, наблюдение является важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля, Очень щедра и богата

Горы, леса и поля Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым. В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить этому детей

Автор: Заблоцкая Нина Геннадьевна

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Туапсе

Пояснительная записка

Программа разработана для детей 3 -7лет

Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

Для реализации рабочей программы используются учебно - методический комплект, включающий в себя:

Количество занятий в каждой группе – 9, один раз в неделю. Во второй младшей группе продолжительность занятия – 15 минут, в средней 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Цель рабочей программы

помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы ,формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

  • развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
  • обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об особенностях природы родного края.

Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц

Вторая младшая группа –продолжительность занятия 15 минут, средняя группа-20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут согласно с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя перспективный план наблюдений, экологических игр, труда в природе и исследовательской деятельности расписанный по временам года и диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений, навыков) на начало и конец учебного года.

ПРИНЦИПЫ

  1. Принцип систематичности и последовательности.
  1. Принцип сочетания научности и доступности.

Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

  1. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.

Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Использование двигательной активности в экологических праздниках, викторинах, играх, экскурсиях и походах. Проведение физкультурных минуток, динамических пауз, игр – имитаций на занятиях.

Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной, природоведческой литературой, детской литературой, фольклором.

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о природе, её объектах, значении для человека, животных и растений, основ безопасного поведения в природе, а так же к формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ценностно-смысловое восприятие и понимание мира природы. Становление эстетического отношения к нему. Использование творческой деятельности для демонстрации красоты родного края, природы в целом и её объектов. Расширение кругозора в части музыкального искусства на экологических праздниках, развлечениях и открытых занятиях

  1. Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…

  • Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.

В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

  • Знакомство с комнатными растениями.
  • знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, животными, живущими на Кубани, а так же насекомыми.
  • развитие интереса к миру природы;
  • развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри
  • природного комплекса;
  • развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними
  • развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира
  • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Расширение представлений детей о растениях, животных, птицах;
  • Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;

Планируемые результаты

  • Имеет представления о домашних и некоторых диких животных. Знает, какую пользу домашние животные приносят человеку;
  • Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
  • Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
  • Имеет элементарные представления о свойствах воды, песка и глины;
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
  • Знает названия некоторых растений данной местности, животных и насекомых.

Организация обучения:

Занятия длятся 15 мин.

Ознакомление с природой.

Всего 9 занятий в году

Учебно-тематическое планирование

2 младшая

всего занятий -9

в месяц 1 занятие

Месяц

занятия

Формы организации педагогического процесса, тематика

Задачи

Литература

Познакомить детей со свойствами песка : сухой – сыплется, мокрый – лепится; из мокрого песка можно делать постройки. Учить лепить из песка забор.

Расширять представления о диких животных (3-4 вида, характерных для данной местности). Воспитывать любовь к природе родного края.

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями ( 2-3 вида)

Читайте также: