Принцесса турандот спектакль вахтанговского театра краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

О том, как итальянская комедийная пьеса XVIII века на сцене московского театра стала самым прогрессивным художественным высказыванием 1922 года.

От комедии до трагедии

В халате и с юмором

Однако история постановки с самого начала была сопряжена с серьезными трудностями.

Константин Станиславский. 1936 год. Главархив Москвы

Идея возникла словно яркая вспышка: спектакль нужно ставить в духе веселой комедии дель арте — итальянского народного театра, построенного на импровизации площадных представлений с масками, предшественника пантомимы и стендапа, появившегося в середине XVI века. Про пьесу Шиллера Вахтангов тут же забыл. Сразу же приступили к репетициям.

Сюжет — дело второстепенное, главное — подача. Артисты перевоплотились не в героев сказки, а в актеров театральной труппы, разыгрывающих свой спектакль про Турандот. Вахтангов разрешил им импровизировать прямо на сцене. Они могли высказывать свое мнение и комментировать действия коварной принцессы, которая загадывала хитроумные загадки, чтобы казнить потенциальных женихов. Да и зрителям тоже не возбранялось выкрикнуть с места — у актеров всегда находилась парочка остроумных реплик в ответ.

В своих героев артисты превращались прямо на глазах у публики, надевая какой-нибудь роскошный расшитый халат поверх современного костюма, — в лучших традициях дель арте. В диалогах персонажи обсуждали не только действие на сцене, но и актуальную повестку — все, что происходило на тот момент в стране. Это было прогрессивно: Вахтангов был уверен, что после 1917 года искусство, театральное в том числе, не может оставаться прежним, элитарным, оторванным от реальной жизни. Декорации были самые простые — тоже одновременно оммаж старинным уличным постановкам и дань новой эстетике. Привычные бытовые предметы, правильный свет и драпировка — вот и готов сказочный город.









С особым подходом

В постановке были заняты лучшие ученики Вахтангова. Роль капризной принцессы исполнила Цецилия Мансурова, а принца Калафа, безнадежно влюбленного в нее, — Юрий Завадский. Также были задействованы Осип Басов, Борис Захава, Борис Щукин, Рубен Симонов, Анна Орочко, Иван Кудрявцев. Многие из них тогда только начинали свою карьеру, а впоследствии получили звания народных артистов СССР.

Их неопытность режиссера не пугала, скорее, подстегивала — ему было очень интересно, что из всего этого выйдет. Для спектакля они прошли специальную подготовку. Приглашенные преподаватели занимались с ними речью, декламацией, пением, постановкой голоса. Комедия дель арте требовала особого подхода, гротескного поведения.

Вахтангов решил сделать характеры персонажей ярче, добавив одну интересную деталь. По сюжету явно прослеживается соперничество Турандот и ее невольницы Адельмы за внимание принца Калафа, и Вахтангов подсказал, что эти же чувства могут испытывать и актрисы, изображающие их. Правда, этот прием со временем исчез из спектакля.



Вахтангов был убежден, что каждая пьеса требует собственной формы театрального воплощения и задача режиссера — найти ее. Этот принцип сложился благодаря его работе с Константином Станиславским.

В 1911 году Вахтангов поступил в Школу драмы Александра Адашева. После ее окончания он попал в труппу Московского художественного театра. Талантливого актера заметил сам Станиславский, который какое-то время наблюдал за ним. А потом, когда Константину Сергеевичу понадобился помощник, чтобы тот мог вести практические занятия по методике актерского мастерства в Первой студии МХТ, первым претендентом стал Вахтангов. Тот согласился, не раздумывая.


Однако потом Евгений начал сомневаться в методах Станиславского. Снова и снова он задавался вопросом: не слишком ли Константин Сергеевич ограничивает актеров на сцене? Безусловно, актер — главный в спектакле, но необходимо, считал Вахтангов, отделить его от того образа, который он исполняет. Так постепенно у Вахтангова сформировалось собственное понимание театра, и сформулировал он его коротко — фантастический реализм. Однако заслуг Станиславского в своем становлении он ничуть не умалял и всегда называл его своим учителем. Можно сказать, что учение Константина Сергеевича стало тем камнем, на котором Вахтангов выстроил собственный театр.


Содержание

Сюжет



Жестокая красавица китайская принцесса Турандот не желает выходить замуж. Чтобы женихи не одолевали, она придумала им невыполнимую задачу — разгадать три труднейшие загадки, а кто не угадает — того казнить. Но поток влюбленных не иссякает. Каждому прибывающему очередному жениху она загадывает свои загадки, после чего несчастного уводят на казнь. Но вот появляется ещё один влюблённый — зрители знают, что это принц Калаф, но коварной Турандот ещё предстоит это выяснить. Она, как всегда, загадывает свои загадки… После различных трагедийных и комедийных приключений сказка заканчивается всеобщей влюбленностью и свадьбой враз подобревшей принцессы и благородного принца.

Зрелищность привносят четыре персонажа — классические маски итальянского театра комедии дель арте: Труффальдино, Тарталья, Панталоне, Бригелла.

Действующие лица



  • Турандот, принцесса Китайская, дочь Алтоума
  • Калаф, принц ногайских татар, сын Тимура
  • Алтоум, император Китайский
  • Адельма, принцесса Татарская, любимая невольница Турандот
  • Зелима, другая невольница Турандот
  • Барах, под именем Хасана, бывший воспитатель Калафа
  • Скирина, мать Зелимы, жена Бараха
  • Тимур, царь Астраханский , секретарь Алтоума [3] , великий Канцлер , начальник пажей , начальник евнухов сераля Турандот
  • Измаил, бывший воспитатель царевича Самаркандского
  • Мудрецы Дивана, рабы и рабыни, слуги

Первая постановка



Первое представление состоялось 28 февраля 1922 года. Художник И. И. Нивинский. Музыкальное оформление — Николай Сизов, Александр Козловский. Первой исполнительницей роли принцессы была Цецилия Мансурова, а принца Калафа — Юрий Завадский. Альтоум — Басов, Тимур — Борис Захава, Тарталья — Борис Щукин, Труффальдино — Рубен Симонов, Панталоне — Иван Кудрявцев, Бригелла — Освальд Глазунов, Адельма — Анна Орочко, Скирина — Елизавета Ляуданская, Зелима — Александра Ремизова, Измаил — Константин Миронов.



Масочны и одновременно символично глубоки все персонажи постановки: правитель император Алтоум — милый улыбающийся дедушка, обожающий капризную дочь, но в его стране беззаконные жестокие нравы; бессловесные мудрецы Дивана — типичные образцовые чиновники, главное дело которых вовремя кивать. Там все улыбаются, но там страшно жить. Современные характеристики и ассоциации превращают театральное действо в яркий, красочный, музыкальный, остроумный, феерически искрометный памфлет.



Театровед В. А. Щербаков отмечает:

Вторая постановка

В этой версии задача, воплощённая Вахтанговым в 1922 году, — рассказывать историю труппы, играющей спектакль, — не ставилась. Осталось два плана изображения: актеры играли не страсти своих героев, а ироническое отношение к ним. Абсолютная серьёзность снималась и интермедиями масок, которые комментировали происходящее в подчёркнуто современном духе, что открывало широкие возможности для импровизации [2] .

Юрий Яковлев вспоминал об этой постановке так:

В частности, по словам Ю. Яковлева, в создании образа Панталоне для этого спектакля ему помогал А. И. Райкин [9] .

После безвременной смерти Максима Грекова роль Труффальдино исполнял Эрнест Зорин. В других ролях: Михаил Дадыко — Алтоум, Людмила Максакова — Адельма, Екатерина Райкина — Зелима, Нина Нехлопоченко — Скирина, Гарри Дунц — Барах, Анатолий Кацынский — Тимур, Евгений Федоров — Исмаил.

Третья постановка

В 1991 году во время Перестройки — этапа общественных изменений — спектакль был вновь восстановлен режиссёром Гарием Черняховским. Художник — Олег Шейнцис. Текст интермедий в третьей редакции придуман В. Шендеровичем [10] .

Исполнители ролей: Алтоум — Олег Форостенко, Юрий Красков; Турандот — Марина Есипенко, Анна Дубровская; Адельма — Лидия Вележева; Калаф — Александр Рыщенков, Алексей Завьялов; Тимур — Виктор Зозулин, Александр Павлов; Тарталья — Михаил Васьков; Панталоне — Владимир Симонов, Анатолий Меньщиков; Бригелла — Александр Павлов; Труффальдино — Алексей Кузнецов, Олег Лопухов.

Гордая красавица

Китайский император Альтоум решает выдать замуж свою дочь — Турандот. О ее красоте ходят легенды, но еще более известна она своим недоверием к сильному полу. Уверенная, что мужчины лживы и неспособны любить по-настоящему, она втайне поклялась никогда не связывать себя узами брака.

Чтобы не огорчать отца прямым отказом, она соглашается оповестить весь свет о том, что ищет жениха. Но претендент на ее руку и сердце должен пройти испытание — на заседании Дивана мудрецов принцесса загадает три загадки. Тому, кто не сможет их отгадать, отрубят голову. И только тот, кто даст три верных ответа, сможет повести ее под венец. Несмотря на очевидную жестокость испытания, ко дворцу императора потекли толпы принцев, обуянных жгучей любовью к Турандот. Каждый, кто видел ее портрет, навеки оказывался пронзенным стрелой Амура.

краткое содержание принцесса турандот




LiveInternetLiveInternet

Опера в трех действиях Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Джузеппе Адами и Ренато Симони, основанное на одноименной драме Карло Гоцци, в которой, в свою очередь, имеются намеки на обработку этого сюжета Фридрихом Шиллером.

Действующие лица:

Время действия: сказочное. Место действия: Пекин. Первое исполнение: Милан, театр Ла Скала, 25 апреля 1926 года.

Страдая от рака, а в самом конце жизни еще и от инфаркта, Пуччини не успел закончить партитуру своей последней оперы. Все то время, что создавалось либретто (писавшееся медленно из-за того, что один из либреттистов был, к несчастью, преуспевающим драматургом, все время отвлекавшимся на свои собственные проекты), а также пока писалась партитура, Пуччини, сознавая, что пишет свое последнее произведение, горько сокрушался, что ему не хватит отпущенного времени, чтобы закончить оперу. Однако в самой музыке нет никаких следов угасания. Она смелее по гармонии и оркестровке, чем все, что композитор писал до этого. Она демонстрирует новый уровень владения хоровыми эффектами; в ней больше драматической силы, чем во всем, что он сделал за двадцать лет. Правда, имеются некоторые скучноватые длинноты (кажется, несколько многовато философов-политиков: Пинга, Панга и Понга), но если бы Пуччини прожил дольше и успел бы не только закончить оперу, но и переработать ее, она удовлетворила бы самых требовательных критиков.

ДЕЙСТВИЕ I

В сказочно-легендарные времена жила в Пекине принцесса Турандот. Принадлежать она могла лишь тому из королевской свиты, кто разгадает три ее загадки. Но тот претендент, который не отгадает их, будет, как и все предыдущие, казнен — его отрубленная голова прибавится к тем, что уже украшают стены дворца.

Опера начинается сценой подготовки к казни персидского принца, который не смог разгадать эти загадки. Он должен умереть с восходом луны, и возбужденная толпа требует его смерти. В возникшей суматохе сбивают с ног немощного старика. На крики о помощи его спутницы, молодой девушки, является юноша — Неизвестный принц. Стариком оказывается Тимур, некогда могущественный татарский хан, а юноша — его сын Калаф, которого хан считал погибшим в одном ужасном сражении. Хана, свергнутого с трона коварными недругами, в его скитаниях по миру сопровождает молодая невольница Лю, преданно помогающая ему. Когда-то она прониклась признательностью и нежным чувством к Калафу за его приветливую улыбку, которой он одарил ее во дворце.

ДЕЙСТВИЕ II


Турандот загадывает загадки и Калаф дает ответы:

Толпа в восторге от того, что молодой принц правильно ответил на роковые загадки, но сама Турандот совсем не рада. Она молит императора: пусть он отменит указ и возьмет назад обещание отдать принцессу тому, кто отгадает все три загадки. Но император отвечает, что его клятва не может быть нарушена. Калаф, однако, не только влюблен — он также великодушен. Он не будет неволить Турандот. Она свободна в своем выборе, но ей необходимо отгадать — всего одну — загадку: как его зовут? Ответ должен быть дан к следующему утру.

ДЕЙСТВИЕ III

Три словоохотливых царедворца — неразлучные Пинг, Панг и Понг — являются к Калафу и предлагают ему любые блага, лишь бы он открыл им свое имя. В противном случае тысячам жителей города грозит мучительная гибель, если разгневанная Турандот не отыщет ответа на загадку. Они даже гарантируют ему, что он сможет безопасно покинуть Китай. Калафа это не устраивает.


Это последнее, что успел написать Пуччини. Дальнейшее было написано Альфано.

Неизвестный принц укоряет Турандот, а затем неожиданно заключает ее в свои объятья. Лед, о котором пела Лю, тает. Турандот пытается оттолкнуть юношу и… отвечает на его поцелуй. Наконец-то в сердце принцессы вспыхивает любовь. Он же открывает ей секрет своего имени и предлагает ей свою жизнь.

Звучат трубы. Происходит новая быстрая смена декораций. На сей раз в сборе весь императорский двор. Турандот обращается к толпе. Она узнала имя незнакомца, говорит она. Это имя — Любовь.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)


Однако надо признать, что то, на чём обрывается опера Пуччини, плохо согласуется с тем, что предполагалось в финале либретто. Композитор следовал своей собственной интерпретации истории Турандот, принца Калафа и Лю. Самопожертвование последней, убивающей себя из любви к Калафу, не меняя его восторженного отношения к ледяной принцесе, — вот подлинный финал, тот что не даёт очень искусной партитуре остаться самодовольным упражнением в каллиграфии. В финале Турандот, виновница всей трагедии, должна удалиться как статуя из нефрита в окружении восточной роскоши, шелков, металлического звона, зубчатых храмов и блеска охраняющих её татарских сабель. Калаф должен так и остаться у порога тайны. Её двери приотворились лишь на мгновение, когда Турандот вышла оправдать себя, окружённая злобно ухмыляющимися и трусливыми сановниками. Лишь на миг ледяная статуя сделала шаг навстречу гостю. Затем двери вновь затворились. Человек, пришедший издалека, в котором угадывается человек Запада, отправившийся искать счастья в далёкие страны — смешавшись с незнакомой и причудливой толпой, должен застыть в пристальном созерцании звезды Востока, приведшей его сюда. Не важно, что двери перед ним не отворятся. Оплакивая смерть дорогого существа, он не отрывает глаз от этого чудесного явления, почти миража. Он имеет право вечно питать иллюзию, что мираж станет реальностью.

Это последнее бегство из западного мира, последнее обращение композитора к экзотике, которая стоила ему стольких безумств в прошлом и теперь окончательно его околдовала. К новому путешествию он подготовился ещё более тщательно, отобрав, помимо китайских и сиамских ароматов, большое количество самых современных ритмических и тембровых гармонических формул (вплоть до характерных для Шёнберга, Казеллы, Малипьеро и других). Партитура переливается звуками, которые сияют металлическими красками и бриллиантовым, звёздным блеском посреди клубящихся хоров облаков, сверкающих молниями или тихо растягивающихся по небу словно хвост кометы: поистине панорама, достойная великого Востока, пусть даже вымышленного.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания


Музыка



Принц-изгнанник

В это время в сопредельном царстве происходит другая трагедия: астраханский царь Тимур с женой и сыном Калафом вынуждены бежать из собственного дворца, преследуемые свирепым султаном Хорезмой. Захватив царство Тимура, он приказывает убить его и его семью.

Преследуемым удается спрятаться во владениях Альтоума, но жизнь вести им приходится отнюдь не королевскую. Принц Калаф берется за любую черную работу, чтобы прокормить себя и родителей. У ворот Пекина он случайно встречает своего бывшего воспитателя и рассказывает ему эту грустную историю. Когда они проходят мимо дворца императора, Калаф спрашивает у проходящего мимо человека, что за празднество готовится за его стенами. Но тот ответил, что это совсем не радостное событие. Это подготовка к казни очередного принца, не ответившего на вопросы Турандот.

Одного взгляда на портрет принцессы Калафу было достаточно, чтобы воспылать к ней жгучей любовью, и он решает тоже попробовать свои силы в этом кровавом состязании.

карло гоцци

Дискография

  • 1938 — дирижёр Франко Гионе, оркестр и хор Итальянского радио в Турине, G.O.P. (Италия)

Исполнители: Турандот
— Джина Чинья,
Калаф
— Франческо Мерли,
Лиу
— Магда Оливеро,
Тимур
— Лучано Нерони,
Пинг
— Афро Поли,
Панг
— Джино дель Синьоре,
Понг
— Аделио Загонаро,
Альтоум
— Армандо Джаннотти

Исполнители: Турандот
— Инге Борк,
Калаф
— Марио дель Монако,
Лиу
— Рената Тебальди,
Тимур
— Никола Заккариа

  • 1957 — дирижёр Туллио Серафин, хор и оркестр театра Ла Скала, EMI

Исполнители: Турандот
— Мария Каллас,
Калаф
— Эуженио Фернанди,
Лиу
— Элизабет Шварцкопф,
Тимур
— Никола Заккариа,
Понг
и
Персидский принц
— Пьеро де Пальма

Исполнители: Турандот
— Биргит Нильсон,
Калаф
— Франко Корелли,
Лиу
— Галина Вишневская,
Тимур
— Никола Заккариа,
Альтоум
— Анжело Меркуриали,
Пинг
— Ренато Капекки,
Панг
— Франко Риччарди,
Понг
— Пьеро де Пальма,
Мандарин
— Виргилио Карбонари

  • 1965 — дирижёр Франческо Молинари-Праделли, хор и оркестр Римской оперы, EMI (Италия)

Исполнители: Турандот
— Биргит Нильсон,
Калаф
— Франко Корелли, Лиу — Рената Скотто,
Пинг
— Гвидо Мадзини,
Панг
— Франко Риччарди,
Понг
— Пьеро де Пальма,
Тимур
— Бональдо Джиотти

  • 1972 — дирижёр Зубин Мета, Лондонский филармонический оркестр, хор John Alldis Choir, DECCA (Великобритания)

Исполнители: Турандот
— Джоан Сазерленд,
Калаф
— Лучано Паваротти,
Лиу
— Монсеррат Кабалье,
Тимур
— Николай Гяуров,
Альтоум
— Питер Пирс

  • 1977 — дирижёр Риккардо Шайи, хор и оркестр Оперы Сан-Франциско, Legato Classics (США)

Исполнители: Турандот
— Монсеррат Кабалье,
Калаф
— Лучано Паваротти,
Лиу
— Леона Митчелл,
Тимур
— Джорджо Тоцци,
Мандарин
— Альдо Браманте,
Пинг
— Дейл Дьюзинг,
Панг
— Реми Корацца,
Понг
— Йозеф Франк,
Альтоум
— Раймонд Мантон

  • 2008 — дирижёр Зубин Мета, хор и оркестр Дворца Искусств Валенсии, C Major Entertainment GmbH (Германия)

Исполнители: Турандот
— Мария Гулегина,
Калаф
— Марко Берти,
Лиу
— Алексия Вулгариду,
Тимур
— Александр Цымбалюк,
Мандарин
— Венцеслав Анастасов,
Пинг
— Фабио Превиати,
Панг
— Винсен Эстеве,
Понг
— Роже Падюли,
Альтоум
— Хавиер Агульо

Краткое содержание: принцесса Турандот и ее загадки

Как ни уговаривали принца все окружающие, он был непреклонен: или принцесса станет принадлежать ему, или смерть от ее руки. И вот он уже стоит перед ней в зале для заседаний мудрецов. Дочь китайского императора пришла со своими двумя невольницами — Зелимой и Адельмой.

Последняя, несмотря на то, что принц не называет себя, тут же его узнает как прислужника во дворце ее отца. С тех самых пор она влюблена в молодого человека и теперь пытается настроить Турандот против Калафа, чтобы заполучить его себе. Но Зелиме он кажется достойнее других претендентов, да и сама принцесса, кажется, более благосклонно смотрит на него. Однако, отгадав все загадки, принц Калаф Турандот привел просто в бешенство. Неизбежное замужество ей совсем не улыбалось. Видя мучения своей возлюбленной, принц предложил новое испытание: угадать его имя.


Калаф

Калаф — это арабский принц, который вернул престол своему роду. Отца его, как это известно по тексту, выгнали из страны, когда герой был еще взрослеющим юношей, и он ничего не смог сделать. Когда Калаф вырос, он забрал себе престол, но отец пропал без вести. Совершенно случайно, спустя годы, отца с сыном сводит судьба.

Свадебный королевский кортеж

Принцесса Турандот в отчаянии. Как ей узнать имя загадочного человека и выйти победительницей из ловушки, которую она сама себе и расставила? Коварная Адельма обещает ей помочь. Она приходит к принцу ночью и обманом вынуждает его раскрыть свое имя.

Наутро Турандот торжественно раскрывает инкогнито принца. Калаф и все прочие убиты горем. Он готовится принять смерть, когда принцесса чудесным образом преображается и падает ему на грудь. Оказывается, она сразу полюбила его, боясь сама себе в этом признаться. Но благородство юноши покорило ее. Император Альтоум на радостях обещал Адельме вернуть ей ее царство, чтобы она не чувствовала себя такой обделенной.











Опера Дж. Пуччини: краткое содержание

принцесса турандот театр вахтангова

История создания

Карло Гоцци


Карло Гоцци

Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.

Фридрих Шиллер


Фридрих Шиллер

Лебединая песня итальянского маэстро

спектакль принцесса турандот

Интересные факты об опере

Премьерой оперы дирижировал А. Тосканини. В середине третьего действия маэстро внезапно опустил палочку, и музыка смолка. Повернувшись к публике, дирижер сообщил, что именно в этом месте перо композитора прекратило свой бег по нотной бумаге, а с ним остановилось и его сердце.

Редакция Альфано считается не совсем удачной, хотя и является самой исполняемой. Существуют еще две версии: Л. Берио (2001 год) и Хао Вейя (2008 год).

дочь китайского императора

Автор

Судьбоносная принцесса

сюжет турандот

Сказки XX века

Театр Вахтангова был самым посещаемым местом театральной Москвы, свидетели писали, что зрители от восторга забирались на спинки кресел. Ироничные насмешливые тексты интермедий, нарочитая игра с использованием нехитрого реквизита — все это создавало карнавальный праздник на сцене.

Намеки и аллюзии

Император Альтоум без ума от своей дочери — безобидный ласковый старичок. Но в его стране отнюдь не ласковые нравы и довольно жестокие законы. Бессловесные мудрецы Дивана — чиновники, с которых стоит брать пример. Со своей главной задачей — все время согласно кивать — они справляются прекрасно. В этой сказочной стране все прекрасно, все улыбаются и нежно пожимают друг другу руки. Но жить там неуютно и даже страшно. Неудивительно, что этот спектакль имел в свое время просто феноменальный успех.

принцесса турандот опера

Где можно встретить Турандот сегодня?

Гордая красавица

Китайский император Альтоум решает выдать замуж свою дочь — Турандот. О ее красоте ходят легенды, но еще более известна она своим недоверием к сильному полу. Уверенная, что мужчины лживы и неспособны любить по-настоящему, она втайне поклялась никогда не связывать себя узами брака.

Чтобы не огорчать отца прямым отказом, она соглашается оповестить весь свет о том, что ищет жениха. Но претендент на ее руку и сердце должен пройти испытание — на заседании Дивана мудрецов принцесса загадает три загадки. Тому, кто не сможет их отгадать, отрубят голову. И только тот, кто даст три верных ответа, сможет повести ее под венец. Несмотря на очевидную жестокость испытания, ко дворцу императора потекли толпы принцев, обуянных жгучей любовью к Турандот. Каждый, кто видел ее портрет, навеки оказывался пронзенным стрелой Амура.

краткое содержание принцесса турандот

Принц-изгнанник

В это время в сопредельном царстве происходит другая трагедия: астраханский царь Тимур с женой и сыном Калафом вынуждены бежать из собственного дворца, преследуемые свирепым султаном Хорезмой. Захватив царство Тимура, он приказывает убить его и его семью.

Преследуемым удается спрятаться во владениях Альтоума, но жизнь вести им приходится отнюдь не королевскую. Принц Калаф берется за любую черную работу, чтобы прокормить себя и родителей. У ворот Пекина он случайно встречает своего бывшего воспитателя и рассказывает ему эту грустную историю. Когда они проходят мимо дворца императора, Калаф спрашивает у проходящего мимо человека, что за празднество готовится за его стенами. Но тот ответил, что это совсем не радостное событие. Это подготовка к казни очередного принца, не ответившего на вопросы Турандот.

Одного взгляда на портрет принцессы Калафу было достаточно, чтобы воспылать к ней жгучей любовью, и он решает тоже попробовать свои силы в этом кровавом состязании.

карло гоцци

Краткое содержание: принцесса Турандот и ее загадки

Как ни уговаривали принца все окружающие, он был непреклонен: или принцесса станет принадлежать ему, или смерть от ее руки. И вот он уже стоит перед ней в зале для заседаний мудрецов. Дочь китайского императора пришла со своими двумя невольницами — Зелимой и Адельмой.

Последняя, несмотря на то, что принц не называет себя, тут же его узнает как прислужника во дворце ее отца. С тех самых пор она влюблена в молодого человека и теперь пытается настроить Турандот против Калафа, чтобы заполучить его себе. Но Зелиме он кажется достойнее других претендентов, да и сама принцесса, кажется, более благосклонно смотрит на него. Однако, отгадав все загадки, принц Калаф Турандот привел просто в бешенство. Неизбежное замужество ей совсем не улыбалось. Видя мучения своей возлюбленной, принц предложил новое испытание: угадать его имя.

Свадебный королевский кортеж

Принцесса Турандот в отчаянии. Как ей узнать имя загадочного человека и выйти победительницей из ловушки, которую она сама себе и расставила? Коварная Адельма обещает ей помочь. Она приходит к принцу ночью и обманом вынуждает его раскрыть свое имя.

Наутро Турандот торжественно раскрывает инкогнито принца. Калаф и все прочие убиты горем. Он готовится принять смерть, когда принцесса чудесным образом преображается и падает ему на грудь. Оказывается, она сразу полюбила его, боясь сама себе в этом признаться. Но благородство юноши покорило ее. Император Альтоум на радостях обещал Адельме вернуть ей ее царство, чтобы она не чувствовала себя такой обделенной.

Опера Дж. Пуччини: краткое содержание

принцесса турандот театр вахтангова

Лебединая песня итальянского маэстро

спектакль принцесса турандот

Интересные факты об опере

Премьерой оперы дирижировал А. Тосканини. В середине третьего действия маэстро внезапно опустил палочку, и музыка смолка. Повернувшись к публике, дирижер сообщил, что именно в этом месте перо композитора прекратило свой бег по нотной бумаге, а с ним остановилось и его сердце.

Редакция Альфано считается не совсем удачной, хотя и является самой исполняемой. Существуют еще две версии: Л. Берио (2001 год) и Хао Вейя (2008 год).

дочь китайского императора

Судьбоносная принцесса

сюжет турандот

Сказки XX века

Театр Вахтангова был самым посещаемым местом театральной Москвы, свидетели писали, что зрители от восторга забирались на спинки кресел. Ироничные насмешливые тексты интермедий, нарочитая игра с использованием нехитрого реквизита — все это создавало карнавальный праздник на сцене.

Намеки и аллюзии

Император Альтоум без ума от своей дочери - безобидный ласковый старичок. Но в его стране отнюдь не ласковые нравы и довольно жестокие законы. Бессловесные мудрецы Дивана — чиновники, с которых стоит брать пример. Со своей главной задачей — все время согласно кивать — они справляются прекрасно. В этой сказочной стране все прекрасно, все улыбаются и нежно пожимают друг другу руки. Но жить там неуютно и даже страшно. Неудивительно, что этот спектакль имел в свое время просто феноменальный успех.

принцесса турандот опера

Где можно встретить Турандот сегодня

Читайте также: