Применение ленты времени в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Цели: создать условия для формирования начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии, основ исторического мировоззрения; создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, развитие навыка сотрудничества со сверстниками, обогащение словарного запаса, расширение кругозора, рефлексии

метапредметных: овладение логическими действиями, анализом, классификацией; понимание цели своих действий; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение взаимодействовать в паре

Организация класса на работу

Проверяет готовность к обучающихся уроку.

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Здороваются, с гостями.

- Эмблемой нашего урока будет этот орешек знаний.

Орешек знаний тверд

Но ведь мы не привыкли отступать.

И чтобы расколоть его сегодня

Мы будем истину искать.

Сейчас я предлагаю вам работу в парах. У вас на парте лежат квадратики из картона, проверьте, их должно быть 5 штук. На каждом квадратике вам нужно будет записать угаданную букву.

-Теперь из полученных букв составьте слово. Что у вас получилось?

На доску вывешивается иллюстрация.

1.Запиши первую букву угаданных слов:
- название нашей страны
- второй месяц зимы
- шестая буква русского алфавита
- наша столица
- сто лет
2. Из полученных букв
составь слово.

-А что такое время?

- У времени несколько значений , одно из них прочитаем в словаре .

- Теперь прочитайте тему урока на доске.

- Как вы понимаете, что такое лента времени?

- Со значением слова время мы определились, давайте прочитаем в словаре значение слова – лента.

- А правильно ли вы понимаете, что такое лента времени мы узнаем в конце урока.

- Поставим цели на урок. На экране вы видите начало предложений, продолжите их.

Узнаю что такое…

Ребята пробуют объяснить, что такое время, опираясь на свой жизненный опыт.

Один ученик читает значение слова из словаря.

Один ученик читает значение слова из словаря.

А сейчас отгадайте загадку:

- Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое.

- У вас у каждого на парте лежат карточки с вопросами, ручкой ответьте на эти вопросы, записав ответ на карточке ручкой.

- Составим 1 модель ленты времени – ленту года.

-Разбейте полосу на столько частей, сколько месяцев в году. 1 часть – 1 сантиметр.

-На сколько частей вы разбили полосу?

- Посмотрите на экране , что у вас должно было получиться.

-Положите перед собой синий, зеленый, желтый, красный карандаш.

- Как вы думаете, почему я вам предложила взять 4 разных карандаша.

- Верно. Тогда, каждым карандашом, по сколько квадратиков на своей модели вы закрасите?

- Почему именно по три?

- Верно. Итак, сначала раскрасили нужное количество квадратиков синим цветом, потом зелёным, желтым, красным.

- Посмотрите на доску, что у вас должно было получиться.

- Что вы можете рассказать по данной ленте времени, ленте года. (Слайд 4)

- Хорошо. Теперь давайте поработаем с учебником. Посмотрим ещё один вариант ленты одного года. Итак, учебник – страница 104, найдите и прочитайте задание.

- На этой ленте времени сразу видно, какое время года за каким следует и сколько месяцев длится каждый сезон.


ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕНТЫ ВРЕМЕНИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переход современного общества на инновационный путь развития определил необходимость усовершенствования школьного образования. Этот переход предполагает пересмотреть цели, задачи и способы формирования ИКТ-компетенции.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделено метапредметным результатам, важными составляющими являются способность организовать свою познавательную деятельность, умения планировать, прогнозировать и т.д. Также ФГОС НОО ориентирован на подготовку людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Умение работать с информацией в современное время — это основа деятельности в различных сферах жизни, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет найти информацию, переработать и использовать ее в определенных целях.

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования обсуждался в течение многих лет. На сегодняшний день начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы с современными технологиями передачи и обработки информации. Одним из основных положений ФГОС НОО является формирование универсальных учебных действий. ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Для более точного определения понятия обратимся к словарной статье:

Наиболее приемлемым, по нашему мнению, является определение, предложенное С.В. Тришиной: информационная-компетентность – это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [4].

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках

Информационно-коммуникационная компетент­ность младших школьников- это спо­собность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определе­ния, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распростра­нения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях ин­формационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Формирование информацион­но-коммуникационной компетентности — это не только формирование технологических навыков. Это появление у обучающихся способности использовать современные информационные и коммуникацион­ные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Для того, чтобы подтвердить вышесказанные теоретические положения нашего исследования была проведена исследовательская работа с целью выявления уровня сформированности ИКТ-компетентности младшего школьника. В работе принимали участие обучающиеся 3 В класса в количестве 27 человек. Исследование уровня сформированности ИКТ-компетентности у обучающихся включало три диагностических методики.

Нами была проведена диагностическая работа, направленная на сформированность навыка обработки графической информации в редакторе Paint, состояла в том, что были описаны действия, по которым ученику нужно было следовать для того, чтобы нарисовать рисунок, сохранить его . Результат данной диагностики показал нам, что уровень ИКТ-компетентности младшего школьника находится на среднем уровне. Полученные результаты представлены на рисунке 1. (см.рис.1).

Рис.1.Уровень сформированности ИКТ-компетентности у младшего школьника.

Из диаграммы 1, составленной на основе результатов диагностики видно, что высокого уровня сформированности н авыка обработки графической информации в редакторе Paint достигли 3 человека (что составило 18% от класса); 56% детей всего класса достигли среднего уровня, количество таких обучающихся составило 16 человек; 6 ребенка из класса (26%) достигли низкого уровня сформированности ИКТ-компетентности . Исходя из всех результатов проведенных диагностик ъ, можем сделать вывод о том, что в целом, уровень сформированности ИКТ-компетентности находится у обучающихся на среднем уровне. Однако не стоит оставлять без внимания и тот факт, что высокого уровня сформированности указанной компетентности достигли лишь трое детей в классе

На основе этих результатов мы пришли к выводу о необходимости формирования ИКТ-компетентности, а именно уделяя особое внимание электронной образовательной среде, организованной посредством сети Интернет. Мы считаем, что эффективным приемом формирования ИКТ-компетентности у обучающихся начальной школы будет служить работа с онлайн-сервисами по созданию ленты времени, имеющие столь высокий потенциал для формирования данной компетентности.

Лента времени — это временная шкала, где в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом, можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие.

Еще не так давно при освоении школьниками исторического материала ленты времени представлялись на бумаге в виде достаточно больших по площади плакатов либо обучающиеся рисовали их у себя в тетрадях. На сегодняшний день имеется опыт использования детьми младшего школьного возраста лент времени с использованием ИКТ, который отвечает всем требованиям ФГОС НОО.

Составление ленты времени – один из основных приемов изучения исторического материала. Если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, используя онлайн-сервисы.

В образовательной деятельности могут использоваться готовые ленты, позволяющие познакомиться с информацией в режиме демонстрации при изучении новой темы. Другое направление образовательной деятельности-создание собственных лент времени. На них могут быть отражены как важнейшие события в истории государства, так и режим дня учащегося начальной школы или сезонные изменения деревьев м кустарников. При регулярном использовании и приобретении хороших навыков работы с программным обеспечением подготовка ленты событий становится естественным элементом любого урока и не требует особенных временных затрат. Информация, представленная в ленте, созданная с помощью онлайн-сервисов, будет полнее не только от использования различных источников, но и от наличия различных мультимедийных компонентов – фотографий, текстов, видеофрагментов, звуков и др.

Сервисы по созданию лент времени отличаются особенностями графического отображения лент времени, особенностями интерфейса и возможностями редактирования событий. Ленту времени может составлять как один пользователь, так и несколько. Организация совместной работы в группе позволит формировать не только предметные компетенции, но и навыки коммуникации и сотрудничества. На сегодняшний момент в сети Интернет не представлены сервисы с русскоязычным интерфейсом, это затрудняет их использование младшими школьниками. [2, с.115]. Поэтому для работы с этими сервисами необходимо разработать подробную инструкцию для учащихся и в первоначальный период организовывать работу учащихся под непосредственным руководством педагога. Таким образом, мы пришли к выводу, что "Лента времени" -это очень современный подход к обучению, который позволяет обучающимся формировать, прежде всего, метапредметные результаты [3].

Урок: Окружающий мир

Задачи урока:

Образовательные:

-сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

Развивающие:

-развивать мыслительные способности учащихся, расширять их кругозор в области истории родной страны

-формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; чения;

-развивать умение и извлекать информацию.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к Родине, к народу и её многовековой истории.

Планируемые результаты:

Предметные:

-имеют представления об общественных противоречиях и конфликтах, существовавшими в Российской империи в XVIII – начале XIX века;

-сравнивают общество и государственное устройство России XVIII века с современным;

-знают историю личности Петра Великого и его достижениями, подвигами.

Метапредметные:

Регулятивные:

– понимают и принимают учебную задачу, ставят цели учебно-познавательной деятельности;

– планируют практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполняют её в соответствии с планом;

Познавательные:

- выполняют работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

Коммуникативные:

- организовывают под руководством учителя совместную работу в группе: распределяют роли, выполняют функции руководителя или подчинённого, осуществляют продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;

- с уважением относятся к мнению о своих достижениях, принимают советы и пожелания;

Личностные:

- формируют эмоционально-ценностного отношения к государству;

- бережное отношение к истории России.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы и приемы: проблемный метод, метод создания ситуации успеха, наглядный, словесные, практический

Понятия, формируемые на уроке: империя, император.

Оборудование урока для учителя: презентация.

1.Организационный момент (4 мин.)

Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. (Организуют рабочее место. Настраиваются на работу).

- Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Слушаем внимательно, работаем старательно.

- О каком понятии говорилось в сюжете? (Лента времени).

- Вам знакомо это понятие? (Да).

- Ученые, изучая историю, отмечают важные события на ленте времени. Сегодня она станет нашей помощницей на уроке, потому что мы продолжаем путешествие в прошлое нашей страны.

2. Актуализация знаний, формулирование темы урока (6 мин.)

Учитель организует фронтальную работу с учащимися, предлагает вспомнить раннее изученный материал и сформулировать тему урока. После ответа учащихся учитель показывает события на ленте времени.

-О каком веке мы с вами говорили на прошлом уроке? (о 17 в.).

-Как вы думаете, о каком веке мы сегодня с вами заговорим? (о 18 в.).

-Какая тема нашего урока? (Россия в 18 веке).

-Да, ребята, сегодня мы с вами отправляемся в 18 век. Для того, чтобы продолжить наше с вами путешествие, давайте вспомним, как события происходили в России в начале 17 века? (Смута).

-Какие испытания пришлось пережить Российскому государству в Смутное время?

-Из кого состояло ополчение 1612 года? Кто его возглавил?

-Какой государственный праздник связан с этими событиями? Как ты думаешь-почему?

-На ленте времени я обозначила даты, расскажите, какие события произошли в эти даты. Начало 1612 года, середина и конец, также 4 ноября 1612 год, 1613 год.

-В каких годах была построена деревянная церковь на красной площади? Когда был возведен Казанский собор? Какие земли присоединились к Российскому государству? С какими городами? (Размышляют. Отвечают на вопросы. Применяют устный счет. Вступают в диалог. Высказывают свою точку зрения. Формулируют уже известные понятия.)

3.Создание проблемной ситуации (2 мин.)

-Как вы уже все сказали, что 17 век закончился Смутой. А как вы думаете, после Смуты жизнь изменилась в лучшую сторону или приходила в упадок? (затруднение).

4. Постановка учебной задачи (4 мин.)

— Значит, какая будет цель нашего урока? (Определить кто стал во главе государства, определить судьбу государства в 18 веке)

-Молодцы! Начинаем наше путешествие!

(Портрет Петра 1 на слайде)

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

- Узнали, о ком идет речь?

- Да, в конце 17 века российским царем стал Петр 1. Вы что-то знаете об этом правителе? (Да)

- Давайте уточним и расширим свои знания.

Но перед важной работой немножко отдохнем.

5.Поиск пути решения проблемы (15 мин.)

-А теперь предлагаю вам побыть настоящими историками и изучить события 18 века. Для этого вам нужно разделиться по подгруппам, в каждой подгруппе по 4 человека. То есть в каждом ряду по 2 подгруппы. Задания будут разные, у каждого ряда свое задание. Вы поработаете в подгруппах, после чего каждая подгруппа будет защищать свою работу, а именно-свой мини-проект. Для продуктивной работы вам нужно распределить себе роли, кто, за что должен отвечать в подгруппе. (обучающиеся распределяют роли). Давайте же вспомним про правила в группе. (обсуждение)

Задание для 1 ряда: Вам нужно охарактеризовать императора Петра I. Каким был, царевич Пётр в детстве? Чем он интересовался? Почему Петра I называли царём-работником? Как Россия стала морской державой? К какому морю она получила выход во время правления Петра I? Творчески подойдите к этой работе.

Задание для 2 ряда: когда был основан Санкт-Петербург? Какие достопримечательности известны? Изобразите город, как вы себе его представляете.

Задание для 3 ряда:

-Отобразить, что изменилось в России за время правления Петра I?

-Но прежде, чем нам начать работу, давайте сформулируем критерии оценки нашей работы, чтобы вы оценили ее в конце урока. На столах у вас лежат оценочные листы с пустыми строками, подумайте, по каким критериям мы будем оценивать работу групп. (Дети обдумывают, высказывают свое мнение, заполняют оценочный лист)

-Итак, мы вместе с вами разработали критерии, давайте же запишем их. Критерии оценивания у нас есть, теперь можно приступать к работе.

- Вы можете пользоваться учебником (с.61-68) и дополнительной информацией, которая есть у вас на партах. Желаю вам успехов.

6. Защита проектов (8 мин.)

Учитель организует защиту мини-проектов.

-Итак, ребята, давайте каждая подгруппа будет защищать свою работу. Другие ребята могут дополнять, задавать вопросы. Также не забывайте оценивать подгруппы.

7. Итог (2 мин.

- Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.

-Какую цель поставили на уроке? (ответы обучающихся).

- Так кто же стал во главе государства? (ответы обучающихся).

- Посмотрите на ленту времени, много важных событий произошло за время его правления? (ответы обучающихся).

- Как изменилась жизнь в стране? (Реформы дали толчок к развитию государства и привели к улучшениям)

8. Рефлексия (3 мин.)

- Кому было трудно?

- Вы сможете еще раз вернуться к этой теме, дома подготовив ответы на вопросы учебника со с. 68, также, кто желает может написать эссе по нашей теме, и 3 уровень – составить кластер по теме.

Проведенный урок показала, что дети умеют работать с лентой времени, умеют доказывать и обосновывать свою точку зрения, умеют работать в группе.

Список использованной литературы:

Информационные технологии [Текст]/ Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. – М.: Высш. шк., 2003.– 263 с.

Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. . канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Таймлайн как современный интерактивный инструмент оптимизации образовательного процесса обучения младших школьников на основе личностно-ориентированного обучения.

Во все времена и эпохи познание и осознание окружающего мира было и остается одной из главных целей личностно ориентированное образования .

Предметизация, стандартизация и специализация школьного образования, классно-урочная система, система оценивания учебных достижений зачастую усложняют процесс познания мира, поэтому одной из актуальных тем в педагогике является тема метапредметного подхода и метапредметных результатов в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования.

Активное развитие нашего жизненнонго информационного пространства сопровождается увеличением объема разнообразной, иногда несистематизированной информации.

Аналогичные процессы происходят и в образовании. Прежде всего, это процессы изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников

Информация (телевидение, реклама, яркие витрины) сегодня, направлена, в основном, на визуальное ее восприятие. У детей с раннего детства формируется клиповое мышление, которое характеризуется фрагментарностью, готовностью к высокой скорости получения информации. Это требует от педагогов поиска различных способов представления большого объема учебного материала, который предусмотрен школьными программами, в удобном для современных детей виде.

Цель таймлайн технологии: познание и осознание учебного материала.

Задачи: установление последовательности, как комплексная логическая операция, предполагает анализ, сравнение, систематизацию элементов заданного множества. В результате чего, происходит выбор и расположение элементов, отвечающих заданным условиям.

Для успешного выполнения подобной задачи у обучающихся необходимо формировать следующие умения:

умение узнавать предмет по заданным признакам;

умение сравнивать объекты по указанному признаку, выделять основания для сравнения;

умение выделять в различных объектах общие и отличительные свойства;

умение группировать предметы по определенным признакам;

умение проводить классификацию объектов по какому-либо основанию.

упорядочить объекты ряда, расположенные случайным образом на основе одного признака (далее усложнить и ввести два и более признаков);

найти закономерность расположения объектов, упорядоченных по двум и более признакам и размещенных в таблице;

составить алгоритм выполнения действий.

Это графическая интерактивная шкала, которая содержит метки с информацией о событии, процессе, явлении в хронологическом порядке. По сути, это один из видов инфографики. Будучи размещенным в интернете, таймлайн может включать текстовые пояснения, фото и иллюстрации, аудио и видеоматериалы, а также гиперссылки на сторонние ресурсы.

Таймлайны – линейки (полосы), на которые наносятся события и даты. Они могут также представлять собой списки или таблицы с указанной хронологией.

Традиционно, составление ленты времени считается одним из основных приемов изучения исторического материала. Но если обратиться к сущности этого приема, то можно отметить, что его можно использовать не только для изучения дат, фактов и событий, но и для работы с любым учебным материалом, предполагающим установление последовательности.

Такие задания можно предлагать на любом предметном материале.

В курсе математики рассматриваются числовые последовательности и предлагаются различные задания на нахождение и расположение чисел (величин) в определенном порядке.

В русском языке важно установление последовательности действий при применении правил, также можно предложить задания по работе с текстом:

расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился рассказ;

расположите реплики диалога в правильной последовательности;

расположите вопросы к тексту в правильной последовательности.

На уроках литературного чтения детям предлагаются задания на установление последовательности событий в произведении, фактов в биографии писателя, составление каталога произведений писателя, установления соотношений между частями текста.

В результате, данная технология имеет возможности применения технологии таймлайнов расширяются. Обучающиеся 5-11 классах уже владеют основами работы с компьютерной техникой, и составление лент времени может осуществляться с помощью специальных сервисов. Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам и во внеклассной работе.

Лента времени (от англ. Timeline) – шкала, на которой отмечаются различные события в зависимости от их хронологической последовательности.

Лента времени служит для концентрации на процессе обучения. Самая очевидная сфера использования ленты времени – история. Лента облегчит запоминание дат, персоналий, событий, а также причинно-следственных связей. Это поможет школьнику усвоить программу, а выпускнику – успешно подготовиться к экзамену.

Помимо истории, лента времени может использоваться в математике, географии, физике – везде, где видна хронология событий.

Чтобы лента правильно функционировала, школьник должен сам создавать и вести её.

Ленты времени можно сделать несколькими способами:

  • Вручную.
  • С помощью различных компьютерных сервисов.

Как сделать ленту самому?

Пошаговая инструкция создания ленты времени:

  • Выбрать дисциплину и тему, по которой создаётся таймлайн.
  • Отобрать важный материал из разных источников.
  • Понять хронологический порядок материала и расположить его правильно.
  • При желании, подобрать картинки, фотографии.
  • Оформить материал.

Способов оформить временную шкалу очень много.

Базовым способом является простая табличка из одной строки и нужного количества столбцов , в которые записываются события.

Читайте также: