Прилепин санькя краткое содержание

Обновлено: 22.07.2024

Название романа молодого прозаика Захара Прилепина очень простое, но не без "выверта": "Санькя". Так, по-простонародному, зовет молодого главного героя его деревенский дед. Народ в романе Прилепина - вообще одна из центральных тем. О народе постоянно говорят. Одни, как правило, отрицательные персонажи подписывают ему и всей России смертный приговор. Причем это не только "демократы", но и приспособившиеся к власти "патриоты". Но настоящим живым олицетворением народа в романе Прилепина, как и в романе Горького, является мать главного героя. Этот образ несчастной, затравленной, тяжело работающей за гроши женщины, не понимающей революционные устремления сына, пожалуй, действительно самый сильный в романе. Только вот Ниловны из матери Саньки не получается. Ну никак.

Трудно сказать, насколько сознательно автор проецировал свое повествование на знаменитое горьковское произведение столетней давности. Но аналогии тут слишком очевидны, чтобы их не заметить.

Итак, появилось новое племя революционеров. Это "лимоновцы". И, хотя имя их вождя скрыто за прозрачным псевдонимом Костенко, догадаться о том, кто сей грозный вождь, поэт и философ, кумир революционной молодежи, сидящий "за оружие", несложно. Тем более несложно догадаться о его настоящем имени, когда его последователи захватывают башню в Риге и получают сроки по 15 лет тюрьмы. Кстати, Костенко в романе представлен весьма неоднозначно. Он за пределами действия романа, но его тень присутствует в нем постоянно, и, надо признать, тень эта вызывает скорее отрицательные эмоции. В самом деле, его мальчики и девочки, одуревшие от обожания своего кумира, бьются с "режимом", получают по 15 лет, погибают, страдают их матери, а вождь где-то там сидит, уважаемый "блатняком", чуть ли не как "вор в законе". И еще герой почему-то отмечает, что любимыми словами вождя являются "великолепный" и "ужасный". Просто Великий Гудвин какой-то!

В целом же роман очень серьезный. Настолько серьезный, что я настоятельно рекомендовал бы ознакомиться с ним властям предержащим. Хотя бы для того, чтобы они понимали, с какой именно молодежью имеют дело. Откуда вырастает ее стремление крушить "макдональдсы", разбивать витрины дорогих магазинов и ресторанов и в конце концов (это уже, конечно, фантазия автора) захватывать административные здания в крупнейших губернских городах.

Вырастает из ощущения безнадежности. Вот, пожалуй, главное отличие романа Прилепина от раннего оригинала - "Матери" Горького. Весь роман пронизан этой ужасающей смертной тоской молодых людей по "честным" поступкам в атмосфере всеобщей лжи. По гибели всерьез.

Маленькая вроде бы деталь. Павел Власов, начиная свой революционный путь, бросил пить водку. В романе Прилепина герои пьют постоянно. Павел Власов, как бы то ни было, стремился к образованию. Никаким стремлением к образованию в среде новых революционеров не пахнет. Стремление одно - погибнуть, погибнуть всерьез, унеся с собой в могилу часть этого лживого, отвратительного мира. Что и происходит в конце.

Закончив его читать, с грустью думаешь: Боже, неужели сто лет ничему нас не научили? Неужели мы снова повторяем исторический виток, только в еще худшем качестве? Неужели все эти Павки и Саньки так и будут расшибать себе лбы в кровь под руководством "великолепных" вождей?

Возможно, Захар Прилепин об этом не знает, но после романа "Мать" Горький пытался написать роман "Сын". Продолжить тему Власова. У него ничего не получилось, кроме двух совершенно безнадежных и малозаметных в его творчестве повестей. Как вы думаете: почему так?

Но теперь не будет митингов – будет бой! И вскоре он и его друзья захватят здание областной администрации. Роман окончится прежде, чем завершатся события – здание окружено, Санькя с автоматом устраивается возле подоконника, все ждут штурма, он смотрит на падающие снежинки – последние в его жизни… Бунт обречённых или вызов, гордая попытка заявить власти, что есть те, кто не примет её условий никогда?

Мне кажется, Захар Прилепин прожил в этом романе один из вариантов своей жизни. Он словно провёл мысленный эксперимент: вот выйдем мы, патриоты, истинные дети России, на улицы и площади, бросим вызов богатым, жадным, злым – и куда покатится страна? Прилепин словно увидел это революционное будущее – и отверг его. Он явно выбрал иной путь. Чем этот путь закончится?

2. Вымирание деревни

3. Тема любви Саши и Яны

(Поразилась мастерством автора. Сцена любви написана откровенно, но без пошлости.)

  • Образовательные:
    • доказать мысль, что если каждый человек будет ставить себе большие цели, то все будут добиваться значимых результатов, и никто не будет вступать ни в какие экстремистские партии, потому что им это будет не нужно;
    • донести мысль автора: как легко переступить черту, после которой возврата нет;
    • развивать навыки анализа художественного произведения;
    • формировать умение объяснять и доказывать;
    • развивать познавательный интерес и расширять кругозор учащихся;
    • обнаруживать причинно-следственные связи в построении произведения;
    • вызвать уважение к открытой гражданской позиции писателя;
    • воспитывать неприятие никаких экстремистский идей;
    • воспитывать чувство любви к Родине, помогающей ощутить чувство духовной близости со своими предками.

    Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста.

    Общественно-политическая лексика к уроку:

    апологет – тот, кто выступает с апологией кого-либо, чего-либо
    апология – устная или письменная защита, восхваление кого-либо или чего-либо
    экстремизм – приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике)
    экстремист – сторонник экстремизма
    террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследованиями, убийствами)
    демократ – сторонник демократии как формы политической организации общества, основанного на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широких кругом прав и свобод
    либерал – свободно-мыслящий человек, вольнодумец
    авторитарный – основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету
    догматизм – метод мышления, исходящий из того, что любые новые знания могут быть порождением, следствием неизменных, закостенелых, вечных, абсолютных истин
    консерватор – приверженец враждебных прогрессу идей, отстаивающий старое, отжившее
    этика – норма поведения, мораль человека, класса, общественной или профессиональной группы
    нравственность – совокупность норм поведения человека, его моральные качества
    маргинальный человек – 1) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей; 2) человек находящийся вне своей социальной группы, изгой
    андеграунд – социальные и политические и группы, ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре (для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм)

    Обороты речи, которым следует учить школьников:

    – взволнованный голос автора;
    – автор с симпатией относится … ;
    – каждая деталь убеждает в том, что…;
    – воздух эпохи;
    – читатель согласен с Захаром Прилепиным в том, что…;
    – можно легко ошибиться, решив что …;
    – такой, например, эпизод показывает…;
    – с одной стороны он …, но вместе с тем он …;

    Вопросы для беседы по первичному восприятию романа:

    Вопросы по содержанию романа:

    – Какова композиция романа?

    (Композиция романа умело выстроена. Прилепин отступает от хронологического построения глав. Он чередует их, описывая то настоящее, то прошлое, используя принцип ретроспективы)

    – Главные герои романа.

    – Как проявились в этой главе характеры Саши и Безлетова?

    (В этой главе предельно обнажены характеры героев Тишина и Безлетова. Мы видим злого, грубого, недовольного жизнью Тишина и молчаливого, способного придти на помощь в трудную минуту скромного Безлетова, который, обутый не по сезону в легкие полуботинки, более десяти часов тащил гроб с покойным по лесу.)

    – Как вел себя Саша Тишин в сцене пытки неизвестными?

    – С кем еще автор снова сталкивает своего главного героя в идейном споре?

    – Способен ли Саша Тишин на серьезные чувства? стр. 198

    (В пятой главе автор сводит главного героя с Яной Шароновой. Александр был влюблен в Яну по настоящему, а ей был безразличен. Эротическая сцена описана трогательно и красиво.)

    – С произведениями каких писателей, уже изученных вами, можно сравнить этот роман?

    Подведение итога урока. (Заключительное слово учителя)

    Домашнее задание.

    Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

    Захар Прилепин Санькя

    Санькя: краткое содержание, описание и аннотация

    Захар Прилепин: другие книги автора

    Кто написал Санькя? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

    Захар Прилепин: Обитель

    Обитель

    Захар Прилепин: Грех и другие рассказы

    Грех и другие рассказы

    Захар Прилепин: Некоторые не попадут в ад

    Некоторые не попадут в ад

    Захар Прилепин: Ополченский романс

    Ополченский романс

    Захар Прилепин: ПАТОЛОГИИ

    ПАТОЛОГИИ

    Захар Прилепин: Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы

    Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы

    Захар Прилепин: Дорога в декабре

    Дорога в декабре

    Захар Прилепин: Летучие бурлаки (сборник)

    Летучие бурлаки (сборник)

    Захар Прилепин: Не чужая смута. Один день – один год (сборник)

    Не чужая смута. Один день – один год (сборник)

    Захар Прилепин: Семь жизней (сборник)

    Семь жизней (сборник)

    Захар Прилепин: Грех (сборник)

    Грех (сборник)

    Захар Прилепин: Шер аминь

    Шер аминь

    Санькя — читать онлайн ознакомительный отрывок

    Клеенка была желтого цвета. Над кроватью висела картина. Саша скосил на нее взгляд, ленясь поворачивать голову. Ничего не разобрал.

    Дышал глубоко. Хотелось пива. Не глядя, похлопал ладонью по тумбочке — вспомнил, что пытался курить на ночь, и даже вытащил из куртки сигареты. Куртка валялась возле кровати. Ботинки валялись чуть дальше, один — подошвой вверх, другой — на боку.

    Взял стакан с тумбочки, поставил его на грудь, прихватив левой рукой. Ни одна мысль не шла в голову.

    — Совершенная пустота… — прошептал Саша. — Как в заброшенном сарае… Эй, есть кто-нибудь? Старье какое-то ненужное… Грабли, что ли? Наступить, что ли? Нет, не грабли… Ничего нет…

    Затягивался, держал дым, выдыхал медленно.

    Вспоминал, о чем обычно думал, когда нужно было заснуть. Никогда не помогал пересчет белых баранов парами. Только мешали женщины. Иногда вспоминались книжки любимые, но сейчас ни одна не шла в голову. Да, еще спорил порой с кем-то, мысленно, но и спорить Саше давно не хотелось. Чувствовал странную муть и тяготу внутри — и твердое знание при этом было, что ничего не избежать, он, Саша, все сделает, до конца. Словно это уже вне его воли и вне его власти — как приговор. Вынесен, не подлежит обжалованию. Исполнению подлежит.

    Бросил сигарету в стакан, поленившись ее забычковать, и она дымилась еще какое-то время.

    Так лежал. Душный дымок слева, мутная картина справа, одеяло в ногах, редкая поросль на груди, два замерзших соска, почерневших. Ничего не оставалось, как снова закурить.

    Он заснул утром, спал нервно и дурно, тяжелый, с холодными и мокрыми ступнями. Все время сворачивался калачиком и хотел свернуться еще сильнее, забиться в угол, лежать неприметно.

    Открыл глаза мрачно, недовольно, было около одиннадцати.

    Возле зеркала, с зубной щеткой в руке, долго смотрел на себя, крепко щетку сжимая, словно собирался ее воткнуть куда-то, в живое тело. Почистил зубы быстро, в течение секунд тридцати.

    Через десять минут уже был на улице, шел быстро, смотря под ноги. Достал на ходу карту, сверился.

    От входа в парк начал считать шаги, но быстро надоело, понадеялся на зрительную память, и не ошибся.

    Огляделся быстро, свернул с дорожки, дошел до дерева, быстро, не озираясь, вырыл оружие, спрятал за пазуху.

    Времени еще оставалось много.

    Нашел здание суда, прошел мимо, не глядя на него, сам вид стен и окон тяготил и раздражал.

    Решил идти в другое кафе — не в то, где вчера напился. Чтоб не примелькаться.

    Саша ткнул, почти не глядя, пальцем в какое-то блюдо. Даром что прочесть и понять название его все равно бы не смог.

    Саша тщательно пережевывал пищу и налитую сухой, четкой рукой водку пил медленно. Водка казалась тяжелой, как ртуть.

    Саша с отстраненным удивлением вглядывался в себя и думал, отчего его волнение почти не ощутимо — в сравнении хотя бы с тем легким мандражом, что он испытывал перед любой дракой во дворе или в армии. Или тогда, в лесу? После того дня — чего было бояться? Видимо, человеческие чувства имели свои пределы — по крайней мере Саша ясно понял о себе, что от страха он не умрет, не потеряет сознания, не станет ни на секунду обездвижен и слаб.

    Иногда он трогал упрямым языком вставленный зуб, пытался расшевелить его, сдвинуть. Будто под этим зубом, в голой, окровавленной десне таился ответ — почему больше уже не может быть страшно.

    Но где-то взрастало иное чувство, неизъяснимое еще: иного страха, не земного, с которым соотнести свое глупое тело не было никакой возможности. Саша еще раз выпил. Водки больше не было.

    Вышел в туалет, заперся в кабинке. Извлек пистолет, предварительно посмотрев на потолок.

    Читайте также: